Смотри, как все участвовали в трапезе Павловой. Мне кажется, что он, и сидя за столом, занимался беседою, научая нас почи­тать все прочее маловажным. Представьте этот дом, где были свечи и множество народа, а Павел посреди всех говорил речь, где многие заняли сами окна, чтобы слышать эту трубу и видеть это благолепное лицо. Каковы должны быть поучаемые, и какое они получали удовольствие? Но почему он беседовал ночью? Потому, что ему предстояло отправиться и уже более не видеть их. Впрочем он не говорил этого им, как более слабым, а другим сказал. Притом совершившееся знамение сделало для них этот вечер навсегда памятным. Велико было удовольствие слушателей, если и, будучи прервано оно, по­том опять продолжалось, так что этот случай послужил к чести учителя. С другой стороны отрок, умерший из желания слушать Павла, должен был послужить упреком для всех нерадивых. Для чего, скажешь, (писатель) излагает подробно, куда они прибыли и откуда отправились, где (Павел) остана­вливался и какие места проходил мимо? Чтобы показать, что он шел довольно медленно и проходил (некоторые места) по человеческому соображению. «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии». И хорошо: прибывши туда, он не мог бы не замедлить, потому что не захотел бы огорчить (учеников), которые стали бы просить его остаться. Или по этой причине, или потому, что спешил: «потому что он поспешал, – го­ворит (писатель), – если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме»; следовательно и поэтому он не мог оставаться (в Ефесе). Смотри, как и он руководится человеческими соображениями, и желает, и спешит, и часто не получает же­лаемого. Это для того, чтобы мы не подумали, будто он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи имели одну и ту же с нами природу, но не одинаковое произволение; потому они и сподоблялись великой благодати. Смотри, как многое они делали и сами собою. Потому он и говорил: «мы никому ни в чем не полагаем претыкания», и еще: «чтобы не было порицаемо служение» ( 2Кор.6:3 ). Вот и беспорочная жизнь, и великое снисхожде­ние. Это и называется благоустроением (себя), чтобы стоять на высшей степени высокой добродетели и смиренномудрого снис­хождения. Послушай, как тот, кто стоял выше заповедей Христовых, был и смиреннее всех. «Для всех я сделался всем, – говорит он, – чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Он сам подвергал себя опасностям, как говорит в другом месте: «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Велика была любовь его ко Христу. Если бы ее не было, то все было бы напрасно – и распорядительность, и беспорочная жизнь, и преодоление опасностей. «Кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2Тим.4:6 .  Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину). 2Тим.4:7 .  Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; «Веру сохранил». – Апостол говорит здесь об общей христианской вере. 2Тим.4:8 .  а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. «Готовится» – точнее: лежит уже в готовом виде ( πκειται). «Правды» – т. е. праведности: апостол мыслит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец – не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы ( 1Пет. 5:4 ), вечной жизни ( Иак 1:12 ). «Господь» – т. е. Иисус Христос (ср. Ин.5:22 ). «Явление Его» – конечно, второе (ср. 2Тим.4:1 ). 2Тим.4:9 .  Постарайся придти ко мне скоро. «Скоро». В 2Тим.4:21 прибавлено – до зимы. Может быть, Тимофей дал уже знать апостолу, что собирается в Рим. 2Тим.4:10 .  Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Апостол чувствует себя в Риме одиноким. «Димас» – был ранее сотрудником апостола Павла. ( Флм.1:24 ), а теперь ушел в Фессалоники по своим личным, может быть, торговым делам. «Крискент в Галатию» – т. е. в Галлию, которая у древних греков и в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. «Тит в Далмацию», т. е. в южную Иллирию. «Один Лука со мною». Может быть, Лука особенно нужен апостолу Павлу, нередко болевшему, как врач (Ср. Кол.4:14 ). 2Тим.4:11 .  Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. «Марка» – о Марке см. введение в Евангелие от Марка. «Для служения» – т. е. для исполнения различных поручений апостола Павла. 2Тим.4:12 .  Тихика я послал в Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Останови человек вовремя гнев, не будет и убийства Здесь мы и видим, насколько нравственность и мораль Нового Завета превосходит ветхозаветную мораль и нравственность (и в целом представления о преступлении, господствующие в мире). Там человекоубийца — тот, кто зарезал, а здесь — и тот, кто обидел, и не только делом но и словом. Таким образом, Христос показывает и предысторию греха. Ведь действительно, человек сначала гневается, злословит и лишь потом убивает. Останови человек вовремя гнев (в любых его проявлениях), не будет и убийства. И в этом смысле все грехи, в том числе и самые страшные, совершаются человеком сначала в его сердечном произволении, из сердца исходят , и лишь потом реализуются в его, человека, поступках (Мф. 15, 19). Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Ефес. 4, 26–27). — Не давать места диаволу и означает не уподобляться ему, который и есть человекоубийца от начала (Ин. 8, 44). И мы переходим к следующему мытарству...  Здесь содержится прямое повеление (разрешение) о необходимости, как исключительной меры наказания, и смертной казни для убийцы.   И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета  (Быт. 5, 30–32). — Так рассказывается о рождении родоначальников человеческих рас. От сыновей Ноя и произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам — хамитских (негроидов); Иафет — индоевропейских, или «иафетических» рас. Сами имена прародителей: «Сим», «Хам» и «Иафет» — дают точную характеристику существовавшим и существующим расовым особенностям: «Сим» (Шем) означает — «имя», «славный»; «Хам» — «жар», «страсть», «горячий»; «Иафет» (Йафет) — «красивый».  Быт. 9, 6.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.  Общеизвестно, что в Российской Империи душегубов, как правило, не казнили, но ссылали на длительную каторгу, именно в надежде на их возможное раскаяние.

http://pravoslavie.ru/102317.html

Песнь 9 «Великое таинство Твоего boчeлobчehiя, на вечери совозлежащу Теб ученикомъ Твоимъ Человколюбче, открывъ реклъ еси: ядите Хлбъ животный врою, niйme и Кровь uзлiяhhyю отъ богоребреннаго зakoлehiя». «Совозлежащу Тебе учеником» — синтаксический оборот «дательного самостоятельного», переводится обычно придаточным времени: «когда Ты возлежал с учениками». В тропаре говорится, что цель боговоплощения — принесение крестной Жертвы и приобщение к ней верующих в Таинстве. Причастники Тела и Крови Христовых приемлют «врачевство бессмертия» (Игнатий Богоносец. Ефес. 20:2) и совоскресают с Христом. Гимнограф утверждает тождество тела Христова, пострадавшего на Кресте, и евхаристических Тела и Крови. «Снь небесная явися горница, идже Пасху Христосъ соверши: Вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенныхъ Таинъ, мысленный жертвенникъ». Таинство Тела и Крови называется бескровным, так как не совершается заколения, убиения, которое совершилось единожды на Голгофе. Слова «словесная» и «мысленный» по значению приближаются к слову «духовный». «Пасха Христосъ есть великая и всечестная, снденъ бывъ яко Хлбъ, закланъ же яко овча: Той бо вознесеся о насъ Жертва, Того Тла благочестно, и Того Крове вси тайно причащаемся». «Возносить» имеет также значение «приносить в жертву». «Приносить духовные жертвы» (1 Пет. 2:5), «…оправдался Авраам… возложив на жертвенник Исаака» (Иак. 3:21) — в этих текстах по-гречески одно и то же слово. О Христе сказано: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды… приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши Себя Самого» (Евр. 7:26-27). Гимнограф объясняет, почему пасха ветхозаветная служит прообразом спасительных страданий Христовых. «Тайно» — таинственно, в порядке Таинства.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Памятуя о том, что истинное ведение и мудрость достигаются лишь при помощи Божией, мы, с своей стороны, должны употреблять все усилия к достижению этой великой цели. Для прочного приобретения необходимых познаний и для достижения высокого умственного развития требуется труд упорный, настойчивый и продолжительный, требуются большие усилия воли и много времени. Поэтому, мы должны крайне дорожить своим временем, пользоваться им с наибольшей пользой для нашей цели, тратить его, как можно производительнее. Не следует откладывать на завтрашний день работу, которую мы должны и можем сделать сегодня. Ибо мы не знаем, что принесет нам завтрашний день. В слове Божием вот что читаем по сему предмету: «не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день ( Притч.27:1 ). Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках; так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них ( Еккл.9:12 ). Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потом что дни лукавы» ( Ефес.5:15–16 ). Особенно же дорожите классным временем, часами самого преподавания наук. С полным вниманием выслушивайте объяснения наставников, не позволяя себе развлекаться посторонними мыслями, не имеющими отношения к преподаваемому предмету. Добросовестно и тщательно исполняйте их наставления и назначаемые ими работы. Вообще же, если хотите иметь надлежащий успех в изучении преподаваемых наук, относитесь к словам своих наставников с полным вниманием и искренним послушанием. Так заповедует и св. апостол Павел, говоря: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас не полезно» ( Евр.13:17 ). «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью ( Кол.3:16 ). Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

6) Слово Божие ясно говорить нам о том, что в Святых таинствах подается Божественная благодать из собственной силы, присущей таинствам: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царс. Божие»: Иоан. 3:5 . «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . 7) Правос. Церк. всегда признавала такую силу в таинствах, поэтому она допускает крещение детей, не препятствуя и им по вере родителей и восприемн. приходить ко Христу: Лук. 18:16 . 8) Человек, как телесно-духовное существо, наилучше возвышается к сверхчувственному чрез чувственное. Св. Иоанн Златоуст говорит: «если бы человек был бестелесен, то Бог подавал бы ему Свои дары духовно; но так как душа человека связана с телом, то поэтому Бог подает ему Свою Божественную благодать чрез внешние действия». Блажен. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать». «Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат». 9) Видимые действия таинств служат к теснейшему соединению членов Церкви, как единого тела и между собою, и с их главою Иисусом Христом, предохраняют верующих от грехов и содействуют к возбуждению в них раскаяния и исправлению их. Не все верующие во Христа имеют право совершать таинства, но только призванные из них. Господь даровал сначала право совершать таинства избранным ученикам Своим, – св. апостолам, а потом чрез апостолов – преемникам их епископам, и чрез епископов пресвитерам. Разобрать места свящ. Писания извращаемые сектантами в вопросе о таинствах вообще: Ефес. 2:18; 3:12; 4:30 ; Колос. 2:13 ; Евр. 9:10 . XXVI. О таинстве св. Крещения «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мрк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2) Христиане называются священниками не в буквальном конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь; следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ; Рим. 13:1–8 ; 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Ев. 13:15–16). В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой ( 2Петр. 3:13 ), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь» ( Откр. 5:8–9 ), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства» и «написанные уже на небесах» ( Евр. 12:22–24 ). 3) Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:34–35 ). 3) Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Ефес. 4:5–6 ). Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей, или даже язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сегодня тебе отпущены все сотворенныя тобою прегрешения, ты стал рабом Божиим, получил задаток вечной жизни, оставив тьму, ты облекся в свет, имея славное право именоваться чадом Божиим. Евангелист Иоанн говорит: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Иоан. 1, 12). Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа. (Галат. 4, 7). Поэтому старайся предстать пред Господом чистым и безупречным, творя добрыя дела для основания веры, как я тебе и раньше сказал. Для сего отбрось от себя всякое зло и возненавидь дела, которыя ты творил, будучи прежним человеком, под влиянием неведения и страстей; старайся подобно новорожденному питаться молоком разума, истины и добродетелей, чтобы, питаясь этой пищею, ты возвеселился, преуспевал в познавание заповедей Сына Божия, стал совершенным мужем; не был бы волнуем и носим вихрем страстей, противоставляя злу, вовлекшему тебя в заблуждение, свой ум, прикрепленный и направленный к добру, чтобы ты был достоин имени христианина, которое ты носишь, чего ты достигнешь, исполняя заповеди Господа, оттолкнув и удалив от себя пустоту прежняго образа жизни. Ты видишь, как язычники мятутся под влиянием суеты своего ума, будучи отдалены от славы Божией и подчинены своим страстям и неразумным побуждениям. Ты же как предстал пред истинным живым Богом, так и живи—как сын света. Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Ефес. 5, 9). И не порочь новаго человека, чем ты стал отныне, своими качествами прежняго человека, но обновляй себя упражнением в справедливости, благочестии и истине, потому что это доступно каждому желающему. Ибо тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Иоан. 1, 12). Так что мы не можем более сказать, что не в силах быть добродетельными, так как путь, ведущий к достижению этого, легок и доступен, и затрудняется только страстями и похотями плоти. Но это прямой и желательный путь вследствие надежды на будущия блага, не для безсмысленно идущих, но для верно понимающих, что угодно Богу, вполне вооруженных для устранения встретившихся на этом пути затруднений, и для бодрствующих, пребывающих ради этой цели в молитве, терпении и надежде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

«Вот одр Соломонов: вокруг его шестьдесят храбрых из храбрых Израилевых. Все они держат по мечу для охранения от ужаса по ночам. Царь Соломон сделал себе носильный одр из дерев Ливанских... (одр для брачного торжества, как видно из последующего). Внутренность его устлана Возлюбленною из дщерей Иерусалима» И в-третьих, сам Божественный Царь мудрости и истины является, чрез раскрытие всеобъемлющей Его истины и чрез общение невесты Его в самоотверженной любви Его к гибнущему миру, торжествующим свой небесный брак. И именно матерь Его, первая заступница и споручница грешных и заблуждающих, увенчивает это торжество Его сердца: «Дщери Сиона! подите и посмотрите на царя Соломона в венце, которым венчала Его матерь его, в день бракосочетания Его и в день веселия сердца Его». Заметим здесь, что в Новом Завете брак Христов представляется именно, как брак Агнчий ( Апок.19:7 ), вводящий веру в общение Агнчей Его любви, вземлющей грехи мира. И вот Он в этот день веселия сердца своего, когда Его любовь, простертая на грешный погибающий мир и в области смерти насаждающая жизнь и из мраков возсиявающая своим светом, разделяется с Ним возлюбленною Его (когда, потому, раскрывается и усвояется людьми истина Его в своей всеобъемлющей всесторонности и правда Его в своем, заглаждающем наши неправды, духе человеколюбия), Он изливается весь в выражениях любви о красоте, вообще безупречном совершенстве своей возлюбленной. Не будем входить здесь в самые подробности прекрасных и живых образов, соединенных в одно целое изображение невесты – жены Агнчей ( Апок.21:9 ); тайны и дары благодати, украшающей Христову невесту, неудобоизъяснимы. Основная мысль или сущность дела в этом изображении такова, что Христос – как «возлюбил церковь (и каждую душу) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить Себе ее славною, неимеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» ( Ефес.5:25–27 ), так, по общению этой, Своей невесты в самоотверженной любви Его к ней, и находит ее не имеющею никакого пятна, но славною, святою и беспорочною.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

9. Зная по опыту, сколь тяжко и мучительно рабствование диаволу, который бежит от трезвящегося, и ограбляет спящего: не даждь сна очима твоима, ниже да воздремлеши твоима веждома: да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети ( Притч. 6,4–5 ); будем, говорю, избегать теперь тенет жизни сей и забот, и как отрекшиеся от мира, свергнем с себя все плотское. Ибо многочисленны козни диавола: Противник наш диавол, говорит Апостол, ходит, как рыкающий лев, ища не укусить кого-нибудь, не растерзать, но поглотить ( 1Петр. 5,8 ). Избегай козней диавола и взывай к Господу: Тобою избавлюсь от искушения, и Богом моим прейду стену ( Псал. 17,30 ). Не бегай труда, – чтобы получить венец. Купец не ослабевает, но с твердостию переносит бури (морские), чтобы обогатиться; подвижник мужественно переносит раны, взирая на венец; земледелец не обретает снопов, если прежде с собственным потом не посеет семян: так и те, которых взор обращен к небу, ни во что вменяются скорби, будучи укрепляемы надеждою благ. И так будем внимать всегда и наблюдать, когда жених возвратится от брака, чтобы, услышав голос Его, выйти готовыми в сретение Ему: ибо говорит Господь: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего ( Лук. 12,36 ). Такового, – трезвящегося, ублажает Сам Спаситель. Блажен раб тот, говорит Он, если господин его, пришедши найдет его бдящим ( Лук. 12,37 ). Но как именует блаженным бдящего, так напротив называет несчастным нерадящего, говоря: Ежели же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пияницами: то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который он не думает; и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плачь и скрежет зубов ( Матф. 24,48–51 ). Если же говорящий – не скоро придет господин мой, разсекается пополам по пришествии господина; то что понесет тот, кто совершенно не ожидает его? 10. И так должно нам быть исправными и готовыми к отшествию отсюда, и говорить: Готово сердце мое, Боже ( Псал. 56,8 ). Ибо мы на войне – в мире; окрест ходят нечестивые; грешники натягивают лук; иной бросает стрелы в слух, чтобы он с удовольствием слушал клеветы; другой возбуждает к сладострастию глаз: иной – язык, чтобы злословил брата; иной возбуждает чрево к объядению; иной руку – к любостяжанию и грабительству; иной движет ноги к греху. По сей причине Павел, облекая нас оружиями духовными, пишет, чтобы мы взяли оружие веры и шлем спасения, которыми могли бы мы угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Ефес. 6,16–17 ). И так, верь гласу Пророка вещающему: Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого ищет Господь от тебе, разве еже творити суд, и любити милость и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим ( Мих. 6,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010