Из Антиохи Варнава пошел в Тарс и найдя Павла привел его в Антиохию, где они «в течении целого года … учили множество народа» (11:26). Проповедь Евангелия, эта апостольская труба, широко распространилась в этом городе, этой столице эллинской Сирии, так что там, в первый раз ученики Христа стали называться христианами ( Деян. 11: 26 ). Антиохия становится главным средоточием церкви из язычников. Прот. А. Горский говорит, что с этого времени она «стала весьма важным местом в ходе развития христианства» 27 . Впервые именно здесь войдут в соприкосновение и борьбу два образа воззрения на христианство, одно носившее в себе элемент иудейского традиционализма, другое эллинского либерализма. Итогом этого соприкосновения станет богословский спор о Моисеевом Законе и соблюдении положенных иудейских обрядов, между некоторыми фарисеями, уверовавшими во Христа, пришедшими из Иерусалима в Антиохию и Антиохийскими христианами. Во второй раз будет созван Апостольский Собор 28 , на котором будет решено не отягощать братьев из язычников обязательствами соблюдений иудейских обрядов. Деяние этого Собора оставил нам Лука в 15 гл. Деяний. Именно из Антиохии ап. Павел совершит ряд своих миссионерских путешествий, утверждая церкви из язычников во многих городах Римской империи. Одним из пунктов Павла станет знаменитый город Ефес. Во второй свой приход в Ефес, Павел проводит там довольно долгое время, сняв помещение в частной школе ( σχολη) некого Тиранна. Там Павел ежедневно беседовал с учениками, из иудеев и эллинов, в течение двух лет. Кроме того, учил не только в этом училище, но, как говорит сам: «учил ... всенародно и по домам» ( Деян.20:20 ), «я три года, ночью и днем не переставал со слезами вразумлять каждого особо» ( Деян. 20:31 ). Так, что «все населяющие Асию услышали слово Господне, как Иудеи, так и Эллины» ( Деян.19:10 ). Составляя свое 1-е послание к Коринфинам, как раз в то время, когда он пребывал в Ефесе, Павел пишет коринфинам: «Останусь же я в Ефесе до Пятидесятницы; ибо открыта для меня [здесь] дверь великая, обещающая большое дело, [но] и противников много» (16– 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истинный евангельский путь в вере тот, о котором свидетельствует вся прошлая и настоящая жизнь Церкви Христовой. И потому спорный вопрос о том, нужно обрезывать приходящих ко Христу язычников, или нет? Апостолы решили не каждый для себя, путем справок с Библией , а рассмотрением этого вопроса на церковном Соборе (Деян. гл. 15); потому же Павел Ап. за подтверждением своей проповеди язычникам обратился к Иерусалимской Церкви ( Гал. 2:2 ст.). Потому же Христос Господь в сомнительных случаях нашей религиозной жизни велел нам крайним судьею считать не собственный разум, а суд Церкви ( Мф. 18:17 ). Поэтому и Павел Ап. в Послании к Ефесянам написал, что Бог Свою «многоразличную Премудрость» делает известной миру именно «чрез Церковь » ( Еф. 3:10 ). На этом основании православные христиане утверждают, что только Церковь Апостольская знает, какую веру надобно считать подлинно-евангельской. Без научения Церкви люди не могут уже потому пребывать в послушании ей, что они её своими силами отыскать не в состоянии. Без Церкви они выдумывают себе веры «по своим прихотям». Но то будут веры, а не вера евангельская. Вер, выдумываемых людьми, всегда было много; истинная же, спасающая вера, которую Христос завещал Церкви, одна. И, чтобы свято блюсти ее, чтобы уметь всегда различать ее от заблуждений, нам необходимо крепко держаться руководительства Церкви. – Потому что только Церковь есть надежный оплот Христовой истины, как столп и утверждение её ( 1Тим. 3:15 ). Запомним же твердо священные тексты в подтверждение наших выводов: Ефес. 4:4,5; 1 Коринф. 1:10; Ефес. 3:10 ; Галат. 4:2 ст.; Деян. 15 глава; Матф. 18:17 . Урок пятый. Без указания Церкви Божией у христиан могут ли быть апостольские богослужебные чины или порядки? Господи благослови! Св. Ап. Павел к Коринфянам написал: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор. 14:33 ). Он же так заключил свои рассуждения о необходимости христианам в церковных собраниях соблюдать порядок и определенный чин: у христиан «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Церк. Ист. кн. 3, гл. 1), проповедовал в Малой Азии. Соображая это свидетельство с тем, что известно об апостоле Иоанне из св. писания и с историей других апостолов, можно сказать, что он, прежде всего, озаботился до конца исполнить данное ему от Господа завещание блюсти с сыновнею любовью жизнь пречистой Богоматери. Как малоизвестна и сокрыта для нас последняя жизнь Пресвятой Девы, которая столько же смирялась и удалялась от славы, сколько возносил ее Бог своею благодатию, так и жизнь святого Иоанна Богослова до конца того времени, сколько он служил Божией Матери, осталась неизвестной. После же достоблаженной смерти пречистой и пресвятой Девы Марии, апостол Иоанн принял на себя попечение об утверждении в вере церквей малоазийских, по всей вероятности, кроме церкви ефесской, церквей пергамской, смирнской, фиатирской, сардийской, филадельфийской и лаодикийской, о которых было ему говорено в Откровении. Подобно апостолу Иакову, он не столько заботился о дальних и многочисленных путешествиях для благовествования святой веры, сколько о надежном утверждении ее в одном месте, откуда она могла бы в последствии распространяться более и более. Этим местом он избрал Ефес, где было много иудеев, занимавшихся торговлей, и здесь жил с 67 или 68 года по Рождестве Христовом до самой смерти. По свидетельству Тертуллиана и вообще по хранившемуся в древности преданию 88 , Иоанн Богослов был при Домициане исповедником веры Христовой в Риме, после чего осужден в заточение на остров Патмос, а отсюда, по смерти Домициана, возвратился опять в Ефес. Вступив на поприще апостольской деятельности уже в то время, когда христианская вера была распространена повсюду, он заботился главным образом о соблюдении ее в чистоте, при множестве появившихся лжеучителей, об утверждении Церкви и благочестия. Для этой цели он всегда имел при себе много учеников, воспитывал их в истинной вере и благочестии, потом рукополагал в епископы для разных церквей, так что большая часть малоазийских церквей во втором веке производила от него преемство епископства 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Что мы спасаемся не одною верою и добрыми делами, а благодатью Божиею, это ясно видно из Писания: «Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они“, то есть язычники ( Деян. 15: 11 ), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе“ ( Рим. 3: 23–24 ). «Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен“ ( 2Тим. 1: 8–9 ). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (крещения: Иоан. 3: 6 ) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни“ ( Тит. 3: 4–8 ). «Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился“ ( Ефес. 2: 6–9 и Рим. 5: 15–16 ). 4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божия? Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу“ (ст. 2), однако и он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божией в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будеть веровать и крестится, спасен будет“ ( Мар. 16: 16 ). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие“ ( Иоан. 3: 5 ). 5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия? Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее. 6) Что называется таинством? Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия ( 1Кор. 4: 1 . Ефес. 5: 31–32 ). 7) Сколько всех таинств? Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9: 1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

25-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 53, гл. 10, ст. 25–37; Апостол к Ефессянам, зач. 224, гл. 4, ст. 1–6). 1) Сопоставление притчи о милосердном самарянине с человеком, впадшим во власть грехов и избавляемым от них Господом Иисусом Христом (ст. 30–35). Путь от Иерусалима в Иерихон – путь жизни. Разбойники – лжеучители. Левит и священник – наемники, которые оставляют на окончательную погибель заблудшую овцу (ст. 31–32; Ин.10:8–12 ). Самарянин – Добрый Пастырь, Господь Иисус Христос, полагающий жизнь Свою за овец ( Ин.10:11 ). 2) Как научиться любить? Делать добро с принуждением, усилием (и самарянин, наверное, с усилием подошел к иудею). Сладость добра, сделанного другому, приучит к делу любви. 3) Любите чужеземцев, иноверцев. И они дети Божии. Наставление св. Киприана во время чумы в Карфагене. 4) Наставление слушателям по дневному апостольскому чтению о необходимости единения всех христиан между собою в вере, союзе мира, в обыденной жизни, как членов одного тела – Церкви, и детей Одного Общего Отца всех – Бога (ст. 1–6). 5) Как сохранять нам мир с ненавидящими нас? (ст. 3; Притч.15:1 ; Рим.12:30 ). Прощением, уступчивостью. Прощение – как «уголие огненное», падает на главу обидчика. Молитесь за ненавидящих. Невидимыми путями молитва доходит до душ и размягчает их. 26-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 66, гл. 12, ст. 16–21; Апостол читается тот же, что и в Духов день). 1) Предостережение слушателей от любостяжания (ст. 16–18; Ефес.5:5 ; 1Тим.6:9, 10 ). Собирайте сокровища на Небе. Притча св. Варлаама (19 октября) о царе, который, зная, что через год его удалят на необитаемый остров, туда перенес сокровища свои. 2) Что значить богатеть в Бога? ( Лк.12:33 ; Мф.25:40 ). В чем состояло безумие любостяжательного богача? Богатство для себя и богатство для Бога... Человек не более как эконом «нищих». Его собственность – есть богатство Христово – и он должен смотреть на него, как на чужое. Он не должен отдавать ему сердца своего. Помня, что всякое богатство «мамона неправды», богач должен хотя бы милостью – отчасти искупать грех своего богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

5) Божий виноградник. Земля есть Божий виноградник, и виноградарями в нем поставлены люди. Виноградник этот обнесен оградою, которая есть закон и вера, отделяющие сынов Божиих, христиан от неверных и язычников; в нем выкопано точило – совершено искупление человеческого рода, поставлен краеугольный камень вечного Божьего Царства. В новозаветном точиле благодать Божия вырабатывает «новое вино» – святые, совершенные души для неба. Над виноградником высоко поднимается башня – евангельские идеалы жизни, далеко раздвигающие пределы духовного зрения людей и дающие им возможность глядеть на все в мире с новой, Божией точки зрения. Этим не ограничиваются святейшие заботы Хозяина о своем любимом винограднике. Время от времени Он посылает в него Своих верных слуг, вдохновенных провозвестников воли Своей: праотцев, пророков, апостолов, мучеников, святителей, добрых пастырей, богоозаренных истолкователей Священного Писания, преподобных отцев и жен, украшенных венцами святости, а иногда и даром чудотворений. Что же требует от нас, рабов Своих, Хозяин виноградника? Только добрых плодов во времена свои. И это понятно: никто не станет трудиться даром, никто не затрачивает своих сил по пустому. Тем более прилично Господу Богу делать все согласно с Его Божественным достоинством. Мы твердо должны помнить, что некогда придет Наследник виноградника и потребует от нас, Своих рабов, строгого отчета... 14-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 89, гл. 22, ст. 1–14; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 170, гл. 1, ст. 21–24; гл. 2, ст. 1–4). 1) Устроил царь пир. Каждая литургия – пир Господа. В какой одежде пришли мы? Чисты ли наши души, украшены ли они всепрощением, смирением и любовью? 2) Господи! вижу чертог Твой и не имею одежды войти в него... Дай мне одежду, просвети одежду моей души! Я получил от Тебя брачную одежду Крещения и осквернил ее. Ты милостив, впусти меня на брак Сына Твоего и обнови ризы мои! 3) Что такое брачная одежда? (ст. 11, 12). Имеем ли мы брачную одежду? ( 2Кор.7:1 ; Ефес.4:24, 6:11 ; Кол.3:12 ; Апок. 3:18, 19 ; Ексапостиларий Великого Понедельника)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Так, например, книга Деяний Св. Апостолов, повествующая, по словам Св. Иоанна Златоуста , о том, что сказал и сделал чрез Св. Апостолов Утешитель Св. Дух. Котораго Иисус Христос обещал послать им (Апостолам) от Бога Отца, свидетельствует об обилии чудес Св. Духа, совершавшихся для нравственного обновления или оживления человечества. Далее, Соборные Послания Св. Апостолов и послания Св. Апостола Павла с ясностью и полнотою открывают великие истины распространения Церкви Христовой между иудеями и язычниками, силу воздействия проповеди и вообще благовестнических подвигов Св. Апостолов, которые чрез это способствовали усвоению людьми совершенного Спасителем великого дела Искупления. В силу этих божественных действий люди духовно перерождались и делались христианами в полном смысле этого слова, так как они являли собою по примеру Св. Апостолов образцы христианских добродетелей (Колос, I, 1– 29; II, 6–7; Ефес, I, II гл, IV, V гл.). 99 Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия, ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же Чистая, красуйся, Богородице, о возстании рождества Твоего (9-я песнь). 100 Возведи окрест они твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя. 101 Окт. воскр. гл. 2. 1 у. канона 5, 1). Вот почему 11–16 стихи и составляют паремию в праздники Кресту Христову: Происхождения древ честнаго Креста (1 Августа), Воздвижения Креста (14 Сент.) и Положения ризы Господней (11 Июля). 104 Псалмопевец говорит: Брат не избавит; избавит ли человек? Не даст Богу измены=(жертвы, выкупа) за ся и цену избавления души своея ( Nc. XLVIII, 8–9 ). Грехи и беззакония суть долги неоплатные, из-за них все люди в плену у греха, смерти и диавола; всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления, но этой цены никто из людей не может представить даже за самого себя; всякий грешник нищ и беден духовно, ничего ценного, никакого выкупа за себя представить не может, да и никакой человек не в силах убедить диавола, чтобы он освободил от своей власти однажды ему попавшегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

на п. к ефес. 11 с. 192–193. Спб. 1858. 676 Священничества (πρεσβυτεριου), a не епископства, сказал св. апостол? Но а) слово пресвитер (πρεσβυτερος) употребляется у св. апостолов, сообразно с буквальным значением его, для обозначения не одних священников, но и епископов ( Деян. 20:17, 28 . Тит. 1:5, 7 ); б) св. отцы и писатели Церкви разумели здесь под священничеством собор епископов, среди которых присутствовал св. ап. Павел (св. Злат., бл. Феодор., Экум. и бл. Феофил. в толк. на это место); в) в древнейшем переводе ефиопском стоит здесь: «с возложением рук епископов (Беверег. Твор. муж. ап. врем. т. 1 с. 456. Амст. 1724 г.); г) сам св. Павел сказал в другом месте: возложением руку моею ( 2Тим. 1:6 ), и – д) из памятников свящ. древности видно, что в епископа всегда рукополагали епископы, но отнюдь не священники (Прав. ап. 1: кн. прав. с. 9. Спб. 1843. Пост. ап. кн. 3 гл. 20 с. 293. Амст. 1724. Соб. арел. I прав. 21. Соб. арел. II. прав. 5. Соб. карф. II прав. 12. Соб. карф. IV прав. 53 и проч.), так что когда раскольник Новат захотел быть епископом, то, для посвящения себя, обманом вызвал из Италии трех епископов и от них принял оное (Корн. Пис. к Фабию: Евс. Церк. ист. кн. 6 гл. 43 с. 388–389. Спб. 1848 г.), а когда Павлин антиохийский один рукоположил на свое место в епископа Евагрия, то об этом отозвались, что Евагрий получил епископство вопреки церковному законоположению, так как Павлин, поставив его один, нарушил тем многие правила, которые возбраняют совершать хиротонию епископскую менее, чем двум епископам. (бл. Феодор. Церк. ист. кн. 5 гл. 23 с. 351. Спб. 1852 г.). 677 Нельзя говорить, будто руковозложение, бывавшее от св. апостолов при посвящении в степени священства, есть простой обряд, употреблявшийся ими во время молитвы за кого-нибудь с поручением такового Богу. Говоря об этом руковозложении, свящ. Писание а) явно внушает отличать от его молитвы, когда говорит: и помолившеся возложиша на ня руце (και προ­σευξαμενοι επεϑηκαν αυτοις τας χειρας: Деян. 6:6 ), или: и помолившеся и возложще руки на ня, отпустиша их (και προ­σευξαμενοι και επι­ϑεν­τες τας χειρας αυτοις απελυσαν: Деян. 13:3 ), а б) учит, что поспешное рукоположение в священнослужителей соединено с участием в чужих грехах ( 1Тим. 5:22 ): чего не может быть при молитве, хотя бы кто возносил ее за самого беззаконного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

251. Как говорит священное писание о том, что брак есть таинство, а совершители таинств Апостолы с их преемниками? «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится жене своей, и будета оба в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю в Христа и церковь » (Ефес. зач. 231. Гл. 5, ст. 32. По Острож. библ. лист 37). «Тако нас да непщует человек, якоже слугы Христовы и строителя тайнам Божиим» (1Кор. зач. 130 Гл. 4, ст. 1. По Острож. библ. лист 33 на обор.). 252. О том, что девство не для всех обязательно, как сказал Иисус Христос? «Глаголаша Ему ученицы Его: аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися. Он же рече им: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть» (Мф. зачал. 78. По Евангел. издан. при патр. Ермогене лист 81 на обор.). «Сподобльшеися век он улучити, и вскресение еже от мертвых, ни женятся, ни посягают» (Лк. зач. 102. гл. 20, ст. 35. По Еванг. изд. при патр. Ермог., лист 103). 253. О том, что брак должен совершаться в церкви, как говорит святой Иоанн Златоуст ? «Не можеши быти девственник, брачися с целомудрием, точию в церкви» (Маргарит. лист 537 на обор.). 254. О том, что брак совершается благословением священническим, как учит Малый катехизис? " Шестая тайна, достояние брака, бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости и благословением священническим« (Мал. катехиз. лист 37 на обор.). 255. О том, что брак должен совершаться священником, в церкви, при свидетелях, как учит Кормчая книга? «Венчание и брачное благословение ни от кого прияти достоит, точию от священника. Венчанию и благословению супружества в церкви достоит совершатися пред людми» (Кормч. глав. 50. ч. 2. лист 200 на обор.). «Супружества, яже не с благословением церковным и чинным от пастыря венчанием, при двух или трех свидетелях совершаемая, по соборому установлению и, святых отец учению, незаконна, паче же беззаконна» (Кормч. глав. 50. ч. 2. лист 199). 8. О таинстве елеосвящения 256. Что говорится в священном Писании о таинстве елеосвящения?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

–474– этого слова „темно“ (dunkel); употребляется оно в Псалмах (71 раз) и в песни пр. Аввакума (3 раза), обыкновенно в конце псалма или строфы; в средине стиха – только в Пс.55:20; 57:4 ; Авв. 3:3:9 . Об этом последнем случае составители и замечают viell. durch Missverstand: „скорее всего по недоразумению“. В праве ли кто заводить речь о недоразумении, если неизвестно, что значит термин ? – В изложении синтаксических сочетаний глагола пропущено примечательное место: Иер.27:7 (с ). Должно заметить, что словарь далеко не свободен и от опечаток. Вот несколько на удачу взятых примеров. Стр. 35: с хиреком вместо цере; стр. 48: impf от с хиреком, Гифиль без сеголя под ; стр. 62а: с хиреком под ; стр. 74: (бене-Яакан) – без гласной; стр. 102: (1 Парал. 8:21) с хиреком под ; стр. 107: (бошна) – невозможно разобрать гласных; стр. 109 impf. 3 от in P. без гласной под ; стр. 115а: с суффиксом лица без гласной; стр. 164 с хирек под ; стр. 166: вместо Исх. 27должно 37:10; стр. 172 а: Мих. 6 с хирек под ; стр. 423: без гласной. Другие примеры желающий может найти y Budde (в цитованной выше рецензий). Впрочем, вообще опечаток не так много, как это бывает в русских изданиях. В заключение считаем нужным сказать, что внимания любителей ветхозаветной науки словарь заслуживает. Отпечатан четко, на очень хорошей бумаге. Цена 15 марок за обе части (может быть, будет повышена по выходе всего издания). Адрес: Leipzig, Veit und Comp. А. Жд. Григорий (Борисоглебский), иером. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла: Опыт историко-экзегетического исследования: Гл. 4-я (продолжение), гл. 5-я Ефес. (Деян. 8:13–28)//Богословский вестник 1892. Т. 3. 9. С. 257–304 (4-я пагин.). (Продолжение.) —257— Гл. 4-я относятся многочисленнейшие и более известные имена таких древних и новых толкователей, каковы, напр.: св. Иоанн Златоуст , бл. Феодорит, Викторин 2654 , бл. Иероним, Амвросиаст 2655 , Salmeron 2656 , Seripando 2657 , Estius 2658 , Bengel 2659 , Rosenmüller 2660 , Tittmar 2661 , Knapp 2662 , Flatt 2663 , Winer, Windischmann 2664 , Rückert 2665 , Usteri 2666 , Olshausen 2667 , Schott, Baumgarten-Crusius 2668 , De Wette 2669 , Hilgenfeld 2670 , Errald 2671 , Meyer 2672 , Lange 2673 , Reithmayr 2674 , Преосв. Филарет 2675 , Преосв. Феофан 2676 , Архим. Агафангел 2677 и др. Есть, кроме того, третья очень немногочисленная группа толкователей, которые, хотя и не ограничивают антиохийской речи 14-м стихом, однако не простирают ее и до конца главы, а останавливаются где-либо между 15 и 20 стихами. Так Calov простирает антиохийскую речь до начала 16-го стиха,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010