Поучение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Ныне у нас праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вкратце я расскажу вам историю нынешнего праздника. В то время, когда люди ожидали скорого пришествия на землю Спасителя мира, жили на земле праведные люди, – Иоаким и Анна. Уже они состарились, но, к великой горести своей, не имели детей. Долго и усердно молились они Господу, чтобы Он послал им дитя на утешение, и они дали обещание, если Господь пошлет им дитя, то отдадут его на служение Богу. Господь услышал молитву рабов своих и даровал им дочь Марию, ту самую, от которой, ради нашего спасения, воплотился Спаситель мира – Иисус Христос. И вот, когда Деве Марии исполнилось три года, престарелые, но сияющие радостью родители, привели ее в храм Иерусалимский и отдали ее на служение Богу. И здесь – при храме Господнем протекли дни и годы воспитания Девы Марии во всей чистоте. Здесь она занималась усердною молитвою, изучением закона Господня и полезными рукоделиями. Чему же научает нас этот праздник? Тому, чтобы отцы и матери научали своих сыновей и дочерей всему доброму с самых ранних лет. Об этом-то я и хочу теперь, братие, повести с вами мою речь. И доброму, и худому человек научается с ранних лет. А чему человек научится с ранних лет, с тем он часто остается и до самой старости. Но от чего это бывает? От чего одни дети ведут хорошую и добрую жизнь, а другие – худую и непутную? Все это, главным образом, зависит от самих же отцов и матерей. Св. Димитрий Ростовский вот как об этом рассуждает: «юный отрок, говорит он, подобен доске, приготовленной для написания картины. Что живописец изобразит, доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему воспитание, к каким нравам приучат его, богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским, с такими он и будет жизнь провождать“. (Лет. гл. 1, стр. 218). Потому-то отцы и матери всегда более должны прилагать старание, чтобы своих сыновей и дочерей охранять и оберегать от всякого худого дела и научать их закону Господню и страху Божию с самых ранних лет. Св. Апостол Павел говорит христианским отцам и матерям: воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господни ( Ефес. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Н.С. Лесков о Церкви и духовенстве 04.04.2013 17:11:05 Алла Анатольевна Новикова-Строганова Постоянные религиозно-нравственные устремления Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) ста­новятся особенно интенсивными начиная с середины 1870-х го­дов и не ослабевают до конца его творческого пути. В те годы, которые писатель именовал “временем разгильдяй­ства и шатаний” , когда, “куда ни толкнись, всюду находишь ка­кую-то беспорядочную суету и сутолоку” (11, 587), Лесков со­вершал свой подвижнический труд, свою, говоря религиозным языком, “брань”: важно было восстановить поруганный и почти утраченный идеал. В этих условиях наиболее остро стоял вопрос о Церкви и о роли ду­ховенства. Лесковское признание   середины 1870-х годов о его “разладе с церковностью” до настоящего времени трактуется излишне прямо­линейно, вырывается из контекста. Между тем в письме Лескова к П.К. Щебальскому, да­тированном 29 июля 1875 года, привлекают внимание знамена­тельные слова: “ Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви , но не вижу нигде того духа, ко­торый приличествует обществу, носящему Христово имя” (10, 411). Освещая эту проблему, следует учесть размышления одного из крупнейших русских философов и богословов первой половины ХХ столетия  В.В. Зеньковского “О так называемом бесцерков­ном христианстве”: “Христианство не может быть понято и вос­принято вне Церкви. Почему? Потому, что Церковь, как учит нас ап. Павел (Колос., гл. 1, ст. 24 и Ефес., гл. 1, ст. 23), есть “тело Христово” и что “глава Церкви - Христос” (Ефес., гл. 1, ст. 22)” . Из цитированного выше фрагмента лесковского письма видно, как писатель формулирует своё “верую” , по сути совпа­дающее с девятой частью Символа Православной Веры: “Верую... во единую святую соборную и апостольскую Церковь”.  Нужно именно веровать в то, что святость   изначально присуща Церкви, что она несокрушима – по слову Христа: “Созижду Цер­ковь Мою, и врата адова не одолеют её” (Мф. 16: 18). В то же время требуются духовное мужество и большое нравственное усилие, чтобы понять, что святость сущностно пребывает в Церкви, несмотря на то, что со стороны её “человеческой   оформленности”, внешней “оболочки” святое может соседство­вать с греховным, “живая реальность Церкви содержит в себе слишком много проявлений непросветлённого и непреображён­ного человеческого естества” .

http://radonezh.ru/analytics/n-s-leskov-...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

„Видехом свет истинный»), говорит И. Дмитревский, взята из стихов Пятидесятницы на великой вечерни, и выражает благодарность новопросвещенных христиан, воспринимавших крещение и миропомазание в тот день. Они исповедуют и прославляют полученные ими тогда чрез таинства дары: 1) призвание их и вступление в веру благодатную, которая есть Божий дар (Ефес. гл. 2, ст. 8), 2) познание спасительных ее тайн, которые есть истинный и чудный свет (Петр. гл. 2 ст. 9), почему они называются чадами, сынами света и самым светом (Ефес. гл. 5, ст. 8 и 9; Солун. гл. 5, ст. 5): видехом свет истинный, от того они и получили название просвещенных (φωτισΟντες Евр. гл. 6, ст. 4), 3) принятие Духа Святого чрез действие миропомазания, даров которого оно есть печать. Так как благодатными действиями Св. Духа тайны е в х ар и с т и и совершаются повседневно, а в сердцах благочестивых взгревается дар веры и подается им просвещенье, обновленье ж освященье, то Церковь поет сей стих на литургии почти целый год до наступления новой Пятидесятницы, т. е. до недели св. Пасхи» 15 . Прекрасный анализ настоящей стихиры, приведенный нами сейчас, вполне убеждает нас в том, что стихира эта вполне приличествует событию, совершившемуся в пятидесятый день по воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и в чине литургии она занимает место, не вполне ей подобающее. Мало того, появленьем своим в данном месте она нарушает цельность и стройность чина литургии, в котором, как известно, в последовательном порядке должна изображаться по ученью отцов Церкви, вся история нашего домостроительства, вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа от рожденья до вознесенья Его на небо, ниспосланья Им Св. Духа на апостолов и даже до второго Его пришествия на землю 16 . Между тем, если мы обратим внимание на то, как объясняют отцы и учителя христианской Церкви, последнее явление священника с св. дарами и произнесение им слов: „Всегда, ныне и присно», то мы увидим ясно, что настоящею стихирою выдвигается одно событие, раньше другого, которое случилось в истории христианской Церкви десятью днями прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При страшных обстоятельствах последнего дня земной жизни Господа, любовь к Нему ап. Иоанна победила его слабость и страх. Он был в доме первосвященника и здесь видел унижение и мучения Христа и осуждение Его на смерть; а когда распяли Господа, он стоял при кресте Его, причём Господь поручил его попечению Свою Матерь и назвал его вместо Себя сыном её. Вероятно, он находился при кресте и в последние минуты жизни Господа и видел последние страшные происшествия. В книге Деяний Апостольских о нём рассказывается сравнительно мало. Первый раз он упоминается в обществе верующих, собравшихся в иерусалимской горнице для молитвы ( Деян. 1:13 ). Потом рассказывается, как они с ап. Петром, по исцелению хромого и после проповеди о Христе, были взяты под стражу, а наутро отвечали пред синедрионом, что они должны повиноваться больше Богу, чем людям; далее рассказывается, как в другой раз он вместе с прочими апостолами был заключён в тюрьму, терпел за Господа позор и бичевание. После этого вместе с ап. Петром он путешествовал в Самарию для низведения Св. Духа на обратившихся там ко Христу ( Деян. 3 гл., 4 гл., 5 гл., 8 гл.). Принимая участие вместе с ап. Петром и прочими апостолами в деле проповеди о Христе и созидании Церкви Его, он вместе с сим жил и попечением о Матери Господа и благочестивыми размышлениями. Святые апостолы Иаков, брат Господа, ап. Пётр и ап. Иоанн, живя в Иерусалиме, были представителями иудео-христианства, но, как рассказывает ап. Павел, во время пребывания его в Иерусалиме и он вместе с другими столпами Церкви также подал ему руку общения и признал его миссию к язычникам. ( Гал. 2:9 ). Предание о деятельности ап. Иоанна очень обширно, но в нём трудно выбрать достоверное. Несомненно, что после смерти его брата Иакова в 44 г., и затем смерти Богоматери, с началом иудейской войны (66-го года) он из Иерусалима удалился в Малую Азию, избрал главным пунктом своей жизни и проповеднической деятельности один из важнейших городов иудейского рассеяния Ефес; затем в царствование Нерона или Домициана, за свидетельство об Иисусе был сослан (или сам удалился) на остров Патмос, где написал свой Апокалипсис; затем опять возвратился в г. Ефес и здесь уже в глубокой старости в конце 1-го века написал Евангелие и послания. 2. Содержание послания Во введении к посланию (1:1–4) апостол указывает содержание его и цель. Исходя из понятия о христианском состоянии, как общении христиан во Христе с Богом Отцом, ап. Иоанн излагает в своём послании учение об этом Богообщении с той целью, чтобы споспешествовать христианам – это Богообщение обнаруживать в святой жизни и делать его более и более совершенным, в противоположность заблуждению, при котором с презрением к святости жизни христианство ограничивалось только чистым знанием, и чтобы его радость о пребывании христиан в общении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом была совершенной (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

гл. 17 и 18). Дальнейшая судьба св. апостола Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые " пастырские послания " — к Тимофею и к Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток; пробыв долгое время на острове Крите и оставив там ученика своего Тита для рукоположения по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5), что свидетельствует о поставлении им Тита во епископа Критской церкви, св. Павел проходил по Малой Азии, откуда и написал послание к Титу, наставляя его, как проходить обязанности епископа. Из послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 году в Никополе (Тит. 3:12) близ Тарса. Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20). Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свой фелонь и книги (2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, в Испанию, как предполагал издавна (Рим. 15:24) и как утверждает предание. Там же или уже по возвращении в Рим он был снова заключен в узы ( " вторые узы " ), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божиею избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (2 Тим. 4:16-17), однако был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим, в предчувствии близкой своей смерти, на последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 году по Р. X., в 12 год царствования Нерона.

http://sedmitza.ru/lib/text/430616/

Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавою в Антиохию для проповеди, путешествовал вместе с ним в Иерусалим с подаянием для голодавших (Деян 11:30 [ 25 ]). Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг.. Апостолы прошли весь о. Кипр, с какового времени Савл, после обращения им к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом , а затем основали христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии , Листре и Дервии . В 51 г. Святой Павел принял участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона. Вернувшись в Антиохию, святой Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию , где основал общины в Филиппах , Солуни и Верии . В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея , а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Дееписателем Лукой . Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедывал в Афинах и Коринфе , задержавшись в последнем 1 1/2 года. Отсюда он послал два послания к Солунянам . Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. святой Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян 17 и 18 главы). После недолгого пребывания в Антиохии святой Павел предпринял третье Апостольское путешествие (56–58 гг.), посетив прежде всего, по обычаю своему, ранее основанные мало-азийские церкви, а затем основал свое пребывание в Ефесе, где в продолжении двух лет занимался ежедневно проповедью в училище некоего Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам , по поводу усиления там партии иудействующих, и первое послание к Коринфянам , по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему. Народное восстание, возбужденное против Павла среброковачем Димитрием, заставило Апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (Деян 1:9 гл.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

В некоторых других рукописях и в тексте Маркиона нет 15-й и 16-й глав Послания римлянам. Для объяснения такого разнообразия вариантов в рукописном предании предлагались самые разные теории, которые можно свести к следующим основным положениям: 1 . 16-я глава Послания римлянам является отдельным посланием, адресованным апостолом Павлом Ефесской Церкви, с которой связано большинство из перечисленных здесь лиц. Но послание, составленное из одних приветствий, лишено смысла. 2 . Подательница Послания римлянам диакониса Фива, проходя через Ефес, могла оставить здесь экземпляр послания и добавленную к нему главу с приветствиями ефесским христианам, а затем уже привезла в Рим рукопись, предназначенную для римлян (гл. 1–15). Таким образом, согласно этой теории, послание изначально существовало в двух вариантах, пространной, предназначенной для Ефеса (гл. 1–15 16), и краткой, адресованной в Рим (гл. 1–15). 3 . Послание римлянам является «циркулярным» и адресовано Церквам Рима, Ефеса, Фессалоник и прочим. Но в конечном счёте в канон был принят вариант послания к Римской Церкви и к нему добавлены эпилоги из других вариантов. 4 . Послание целиком, с 1-й по 16-ю главы адресовано только христианам Рима, где в то время находились все упомянутые в 16-й главе сотрудники и знакомые апостола Павла. Апостол перечисляет их поименно, чтобы подчеркнуть, как много нитей связывает его с Римской Церковью, которую он намеревается посетить в ближайшее время. Все перечисленные теории имеют своих сторонников и защитников. Последняя наиболее близка древнему преданию, но при этом не дает ответа на существующие вопросы. Третьей версии, о «циркулярном» послании, придерживается большое число исследователей, и здесь находят свое объяснение четыре эпилога Послания римлянам (15, 33; 16, 20, 24, 25–27 143 ). И хотя мы сами отдаем предпочтение этому объяснению, но при этом не должны забывать, что это всего лишь предположение. 20.5. Влияние Послания к римлянам на последующее богословие   Хотя первые два века по Рождестве Христовом Послание римлянам, по-видимому, не оказывало заметного влияния на христианскую мысль, в последующей истории Церкви его роль стала определяющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Основывая Поместные Церкви в разных странах, апостолы ставили в этих Церквах пастырей, которым предоставляли право управлять ими, самостоятельно устраивать их внутреннюю жизнь с учетом местных особенностей и условий. Таким образом самими апостолами утверждались Церкви с самостоятельным управлением. В апостольских Посланиях уже как отдельные упоминаются Церкви Асийские ( 1Кор.16:19 ), Македонские ( 2Кор.8:1 ), Галатийские ( Гал.1:2 ), Фессалоникийская (Фес.1:1), Лаодикийская ( Кол.4:16 ), Филиппийская ( Флп.1:1 ), Церковь в Вавилоне ( 1Пет.5:13 ) и др. В первых трех главах Апокалипсиса называются поименно семь Асийских Церквей. Уже это общее перечисление апостольских Церквей дает возможность заключить, что основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (Церкви Македонские), городов (например, Фессалоникийская) и проч. Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры. Это также можно видеть в апостольских Посланиях. Так, апостол Павел для того, чтобы проститься с Асийскими Церквами и преподать им последние наставления, вызывает в Милит только пастырей Ефесаглавнейшего города Асии и на них возлагает попечение о всем церковном округе ( Деян.20:17–38 ). Подобное наблюдается и в отношениях апостола Павла к Церквам Ахаии; к ним он обращается через христиан Коринфа – столицы Ахаии ( 2Кор.1:1 ). Также и апостол Иоанн Богослов, возвещая суд Божий над малоазиатскими Церквами, обращается со словом к предстоятелям (ангелам), имевшим кафедры в виднейших городах этой области ( Апок.2–3 гл.). Да и сами апостольские Послания направлялись в адрес христиан главнейших городов провинций. Справедливость заключения, выводимого из текста священных новозаветных книг, о том, что с первых дней бытия Церкви существовали Поместные Церкви со своим местным управлением, подтверждают и позднейшие памятники церковной литературы. Так, например, Тертуллиан советовал читателю: “Обойди апостольские Церкви, в которых доселе стоят на своих местах самые кафедры апостолов, в которых читаются подлинные сочинения их, показывающие их мнения и представляющие личности каждого из них. Если к тебе ближе всего Ахаия, то ты имеешь Коринф. Если ты не далеко от Македонии, то ты имеешь Филиппы. Если можешь отправиться в Азию, то имеешь Ефес. Если по соседству у тебя Италия, то имеешь Рим” 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

11–12. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным. (Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицом своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господом: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен). Господь освобождает, собирает и ведет свой народ из Вавилона на Сион, главным образом, ради того, чтобы он встретил и принял Спасителя своего. «Вот, восклицает Пророк, Господь объявляет во всеуслышание до последних пределов земли (как обыкновенно объявлялись распоряжения и разные известия от имени царей): скажите дщери Сиона (т.е. Иерусалиму); грядет Спаситель твой, имеющий с собою награду для сынов Сиона, за страдание и терпение их в плену, и имеющий пред Собой дело свое, а именно – спасение Израиля для вечного блаженства (ст.1; гл.40:1–2,5,8–10,27). А когда Господь придет и совершит дело спасения сынов Сиона, то их будут называть «святыми», «искупленными» Самим Господом; а Иерусалим – городом «взысканным» и «не оставленным» Богом. Радостное событие, торжественное пришествие Самого Господа Спасителя на Сион совершилось в последние дни Его земной жизни, за шесть дней до Его Крестной Смерти, которая, как величайшая и святейшая жертва, искупила мир от греха и даровала истинным сынам Нового Сиона, окропленным кровью Иисуса Христа, действительное имя святых, ибо они составляют с Ним единое тело ( Ефес.1:1–8,22–23; 2:13,19–22; 4:11–12,30; 5:25–27 ). Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010