Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/“Я – с вами и никто – против вас!” Вместо прокимна песнь отцев, глас 4: Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки.  Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.  Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами.    Дан 3:26 , 27А Деяния святых Апостолов, зачало 44 Во дни оны, суди Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии, тщаше бо ся, аще возможно будет, в день Пятьдесятный быти во Иерусалиме. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. В те дни Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.    Деян 20:16–18А; 28–36

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

«Ефес имел большое значение в политическом отношении, будучи резиденцией проконсула. Неудивительно посему, что здесь было много Иудеев. Они успели здесь исходатайствовать себе многочисленные привилегии, о которых говорит Флавий. Богослужебные собрания их были поручены наблюдению и охране особого архонта». Привыкши в Ефесе встречать разнородные религиозные убеждения, жившие здесь Иудеи не только не восстали против проповеди явившегося в их синагогу Апостола Павла, но даже просили его побыть у них подолее. Однако, поспешая в Иерусалим, святой Павел не мог исполнить их просьбу. Впрочем, прощаясь с ними, Апостол, видя, что для него в Ефесе открыта великая и широкая дверь ( 1Кор.16:9 ), дал обещание, что возвратится в Ефес, если будет угодно Богу, и затем отплыл в Кесарию, откуда и поспешил в Иерусалим (см. у Д. Глаголева, стр.335–336). 427 Апостол Павел поспешил в Иерусалим на праздник. Но какой это был праздник? Об этом не сказано. Предполагают, что тогда было время, близкое к Пасхе или Пятидесятнице. Относительно обещания Павла опять явиться в Ефес блаженный Феофилакт писал: «Будучи пророком и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления: Богу хотяшу, потому что никто не знает, что нам принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами: «если Господу угодно будет». Праздник, к которому спешил Апостол, очевидно был Пятидесятница. По сообщению Ливия и Вегеция, специалистов морского дела, в то время началом навигации считалось время с 25 марта. Имея это в виду, можно думать, что Апостол Павел пустился в море недели три спустя после окончания Пасхи ( Деян.20:6 ), вскоре после открытия навигации, когда было весьма удобно, преимущественно в Кенхреях, найти себе корабль и даже спутников, особенно в Иерусалим, куда, вероятно, отправлялись тогда многие Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Подготовка к выходу из тела (посмертное сражение души с бесами). «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» ( Ефес. 6, 10–14 ). В этом стихе апостол говорит о сдерживании страстей, как плотских, так и умственных при земной жизни. Броня праведности – это взаимосвязанность добрых дел. Если какого-то доброго дела будет не хватать, то это зазор в броне. «И обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Ефес. 6, 15 ). Здесь речь идет о готовности к миссионерству, исповедничеству веры, если человек к этому не готов, у него будут проблемы в Судный День. Есть два вида миссионерства: проповедь словом и проповедь примером собственной жизни. Миссионерство – это одна из заповедей Создателя. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Ефес. 6, 16 ). Православная вера помогает все стрелы лукавого погасить. Стрелы раскаленные, потому что они поджигают человека, заставляют сомневаться в вопросах веры. «Тот, кто после однажды найденной истины ищет чего-то другого, то он ищет лжи» (VII Вселенский Собор). «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Ефес. 6, 17 ). Шлем – надежда на спасение, меч духовный – знание Священного Писания. Мы должны им сражаться, отвечать бесам цитатами Священного Писания. Также главное проявление этого меча духовного – молитва должна быть пронизана библейским духом, словом Божиим. Библия свидетельствует о мытарствах. Интересный пример: известный протестантский проповедник Билли Грэм, духовник пяти американских президентов, независимо от католиков, которых он на дух не переносит, и православных, которых он попросту не знает, изучая Библию, сам пришел к выводу о существовании мытарств. Мы должны знать, что сразу после смерти человек попадает в соприкосновение с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. Необходимость благодати в начале, продолжении и на высших ступенях нравственного совершенства. – Действия благодати в возрождении человека. – Участие самого человека в деле нравственного возрождения Выше было уже сказано, что как ни много дано для нашей нравственной жизни Спасителем нашим, однако дело нашего спасения требует участия еще особой Божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая – восполняющей. Под словом благодать ( χρις, gratia, евр. gen, с суффиксом – geni и geset) в широком смысле можно разуметь всякую милость ( 2Кор. 9: 8 ; 1Петр. 4: 10 ), даруемую Богом человеку независимо ни от каких заслуг с его стороны ( Ефес. 2: 8–9 ; Рим.3: 24 ; 2Тим. 1: 3 ; Тит. 3: 5 ), и в особенности всё то, что относится к устроению спасения падшего человека через Иисуса Христа ( Лк.1: 30 ; 1Петр. 2: 19 ; Ефес. 1: 5–13 ; 2Тим. 1: 9 ; Тит. 2: 11; 3: 4 ); но в собственном смысле под благодатью разумеется та спасительная сила Божия ( Захар. 12: 10 ; Рим.1: 16 ; 2Кор. 12: 8–9 ; Колос. 1: 29 ; Ефес. 3: 20 ), которая подается по воле Бога Отца ( 2Тим. 1: 8–9 ; 1Кор.6: 19 ) через Сына в силу совершенного Им искупления ( Рим.5: 15, 21 ; 1Кор.1: 4 ; Ефес. 1: 5–6 ) во Св. Духе ( Тит. 3: 5 ). В силу такого участия всех трех Лиц Св. Троицы в раздаянии дара благодати последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1: 3; 3: 10 ; 2Кор. 1: 2; 6: 1 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16: 23 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15: 13 ; Гал. 4: 6 ). Так как, однако, субъективное спасение создается преимущественно деятельностью Духа Утешителя, то и благодать как сила, усвояющая человеку спасение, приписывается, главным образом, Св. Духу ( Деян.2: 38 ; 1Кор.6: 11 ; 2Кор. 1: 22 ). Есть моралисты (Пальмер), которые не хотят находить различия между благодатным действием Иисуса Христа и действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В 96 году печально окончил свою жизнь римский император Домициан, жестоко преследовавший христиан: он был убит тайными убийцами 1798 . На римский престол вступил император Нерва. Это был гуманный государь 1799 . Он не преследовал никого за религиозные верования: и христиане, и Иудеи при нем могли жить свободно, не кланяясь языческим богам. Не подвергались они страшному обвинению в нечестии и безбожии 1800 . При нем, по повелению римского сената, все несправедливо осужденные и сосланные при Домициане, были возвращены в места их жительства и введены во владение своим имуществом 1801 . Узнав о таком постановлении сената, христиане сами обратились к императору с просьбою освободить своего учителя из заточения. В этом принимали участие малоазийские епископы, Гаий и Аристарх, ученики Иоанна и весь народ 1802 . Некоторые из христиан были даже у самого императора, свидетельствуя об Иоанне: „человек этот праведный и богоугодный; все, что говорит он, хорошо 1803 . Император написал послание на остров Патмос, на котором повелевалось властям освободить всех христианских узников 1804 . И действительно, в это время по преданию, которое уже Евсевий называет древним, св. Апостол получил разрешение возвратиться из заточения в Ефес 1805 . Это ясное и непререкаемое свидетельство мы находим у бл. Иеронима 1806 , Зонары 1807 , Кедрина 1808 , Павла Орозия 1809 , Пахимера 1810 и многих других писателей церковных. Получив грамоту 1811 , рассказывает древний апокриф, Иоанн стал думать о возвращении в Ефес, так как к тому времени почти все жители острова Патмоса уже уверовали во Христа. Островитяне, узнав о намерении Иоанна возвратиться в Ефес, пытали приходить к нему толпами 1812 , прося его, не оставлять их, провести всю жизнь 1813 вместе с ними. Отвечая на эти просьбы, Иоанн говорил христианам: „нет, сыны мои, не обременяйте душу мою таким бременем. Христос уже между вами и ныне, Он же повелевает мне возвратиться в Ефес по причине многих 1814 болезней, посетивших там братьев наших“. Выслушав эти слова Иоанна и видя, что он не хочет уступить их просьбам, христиане 1815 пали ниц пред ним и стали со слезами просить его, говоря: „учитель добрый! так как ты не полюбил сего острова Патмоса 1816 и решился уже оставить нас сиротами, то дай нам письменное повествование о всех знамениях, бывших от Сына Божия и о словах, слышанных тобою из Святых уст Его 1817 , дабы нам не впасть в заблуждение, не уклониться от Него и от светлого твоего учения, но пребывать в нем твердо и непоколебимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Такою верою человек постепенно входит в теснейший союз с Триипостасным Божеством и, вселивши в сердце свое Христа, живет Его жизнью ( Ефес. 3, 16–17 ), как жил этой жизнью св. ап. Павел, который говорил о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Сначала вселение это мы предполагаем только верою, потом оно начинает подходить под ощущения сердца, а далее и под понятия разума 23 . «Как же может быть в нас Иисус Христос? – спрашивает один отечественный богослов-моралист. – И отвечает: «Не на словах, не в памяти, не в желании только, но на самом деле. Нужно чувствовать Его присутствие, Его жизнь, Его дыхание. Это есть, так сказать, зачатие Христа в душе верующей. С продолжением жизни обращенного Иисус Христос зачатый растет, укрепляется и доходит до того, что один господствует в человеке, как в апостоле Павле» ( Ефес. 3:16–17 ). Очевидно, что такая вера, отличаясь от знания в собственном смысле с его характером логической вынужденности и необходимости, может быть даром только благодати Божией ( Мф. 16:17 ; Деян. 11:21 ; 2Петр. 1:1 ; Рим. 12:3 ; 1Кор. 12:9 ; Ефес. 2:8 ). Она не только даруется человеку туне, вследствие благодатной Евангельской вести, или, как говорит ап. Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ), но и внедряется, укрепляется и вполне расцветает при действии Духа Божия на сердце человека и при благодатном возбуждении св. Таинств, так что христианин по мере принятия Духа Святого и участия своего в таинствах постепенно восходит от меры веры в меру веры ( Ефес. 4, 16 ) и может достигать даже здесь, на земле, некоторого небесного богообщения. Хотя вера, так понимаемая, есть дар Божий, но в то же время она есть и наша личная добродетель; потому что она есть глубочайший акт свободной воли нашей, добровольно, а не по какому-либо принуждению решающейся на принятие и усвоение откровенных истин ( Мк. 9:23 ; Лк. 7:50 ; Ин.5:36–47 ; Деян. 17:11–12 ; Рим. 10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам — в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, — значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь-церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Последние слова Апостола естественнее всего должны относиться к возможности непосредственного его возвращения из Иерусалима: «если же не возвращусь из Иерусалима, как бы так говорил св. Апостол, то лишь только в том случае, если сам Бог отзовет меня оттуда для де- —26— ятельности в какое-либо другое место». Таким образом, Апостол, отправляясь из Ефеса, намерен был после иерусалимского праздника непосредственно снова прибыть обратно. А то путешествие по Галатии и Фригии, какое он предпринял в действительности после посещения им Иерусалима и до возвращения в Ефес 487 , в рассматриваемое время совершенно не предполагалось им; иначе он, обозначая ефесским иудеям время своего возвращения, должен был бы сказать, что ему до возвращения к ним нужно непременно не только провести приближающийся праздник в Иерусалиме, но и посетить ранее основанные им церкви в Галатии и Фригии, и это добавление было бы тем необходимее, что оно значительно увеличивало бы самый срок, которым отдалялось возвращение Апостола в Ефес: на возвращение из Иерусалима непосредственно – нужны были недели, а – чрез Галатию и Фригию – требовались месяцы. – Итак, первоначальный план св. Павла для новой его миссионерской деятельности, которая составляла начало его третьего путешествия, был такой: провести приближающийся праздник в Иерусалиме и затем оттуда непосредственно возвратиться в Ефес. Но в Иерусалиме, как сказано выше, значительно изменился этот план св. Апостола: здесь он увидел неотложную необходимость посетить основанные им церкви в Галатии и Фригии прежде, чем отправиться в Ефес. Поэтому то пребывание Апостола получает особенную важность. Помимо всех других целей, вызвавших св. Павла на посещение Иерусалима и после его второго путешествия, как и после других двух его путешествий, тогда была одна еще особенная. Эта причина явилась в то время, когда он, отправившись из Коринфа, прибыл в Кенхреи, чтобы отсюда уже прямо отплыть в Сирию и затем в Иерусалим. Здесь именно Апостол остриг голову по обету (κειρμενος ν Κεγχρεας, τν κεφαλν· εχεν γρ εχν) 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всяком случае из-за одного спорного слова 3348 ныне возник волновавший всю церковь вопрос. О первых месяцах 431 года, предшествовавших ефесскому собору, мы знаем весьма мало. Во исполнение императорской воли, начиная с Пасхи, со всех сторон устремились в Ефес епископы к предстоящему там собору. Первый со своими епископами прибыл в Ефес Несторий 3349 . Рассчитывая на поддержку императора и его комиссара комита Кандидиана, он явился гордо, предполагая на будущем соборе занять принадлежащее ему по сану председательское место. Вслед за ним, во всяком случае задолго до назначенного императором срока-Троица, 7 июня – -явился Кирилл. В нарушение если не буквы, то по меньшей мере смысла императорского приглашения 3350 , он взял с собой не меньше пятидесяти египетских епископов 3351 , которые, по остроумному выражению Гиббона 3352 , только ожидали, чтобы Кирилл легким наклонением головы объяснил им, в чем заключается воля Св. Духа. Прибыв в Ефес, Кирилл соединился здесь с Менноном ефесским. Результатом предстоящего собора последний весьма близко был заинтересован. Дело в том, что по существовавшему в церкви преданию, в Ефесе провела последние годы жизни и скончалась Божия Матерь 3353 . В честь ее здесь был построен великолепный храм по имени Мария, в котором она особенно чтилась. Этот храм, говорят, был единственным храмом в христианском мире, ей посвященным, так как в то время еще крепко держался обычай посвящать храм имени того святого, мощи которого в нем находились 3354 . Благодаря этому храму в Ефес стекались массы богомольцев, почему ефесский народ, магистрат и клир, говорит Тьерри 3355 , считали матерь Христа не только покровительницей, но и питательницей Ефеса. В виду этого опасаясь, чтобы учением Нестория не был нанесен ущерб источнику его доходов, Мемнон принял самое живое участие в предстоящем соборе и решительно стал на сторону Кирилла. Желая создать для культа Богородицы твердый оплот на соборе, он по примеру Кирилла приказал явиться на собор всем сорока епископам своей епархии и кроме того привлек немало и чужих епископов из числа неприглашенных своими митрополитами 3356 . Если верить современным документам, некоторые из этих епископов были отлученные от церкви, низложенные за разные преступления и даже признанные еретиками 3357 . Этого мало. В город была приведена толпа находившихся в рабской зависимости от церкви крестьян для того, чтобы они поддерживали метафизические аргументы насилиями и криками 3358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

III, отд. IV, стр. 3–18. 124 VIII, 179, 182 и 215; Ник., VI, 56 и 69. Месяц всюду показан один «апрель»; день рождения 19-е, 18-е и 8-е число; последняя дата, вероятно, взята вместо правильной – 18-го апреля. 126 VIII, 205. Подобное указание на лицо, видевшее необыкновенное физическое явление – «на небе два солнца», находится под 6983 годом (стр. 180); под 6984 годом о затмении солнца сказано: «видехом яко исе града Москвы...» «един видим нами аки за святым Ильею» (стр. 182). Известия под 1480 г. в Ник. Своде нет, а под 6983 п 6984 г. буквально сходно с Воскр. (Ник., VI, 59:69). 128 Воскр., VIII, 170–173, 201–203. Ник., VI, 37–43. Известие о построении церкви вошло с некоторыми пропусками в так называемую Софийскую 1-ю летопись, VI, 19. Пропущены следующие слова: «при благоверном великом князе... и при митрополите Геронтии»; «и звоностью» «и повели ее... железом немецким»; об освящении церкви Богородицы Ник. свод, VI, 108, представляет сходство с Соф. 1 -ю, VI, 19; о перенесении мощей кратко. 130 VIII, 219, 220. В так называемой Новгородской 4-й летописи, IV, 157, 158, это извещение помещено со следующими незначительными изменениями и прибавлениями: «преславный град», «Васильевич всея Руси»; «и весь священный собор... пастырь и учитель»; «со архиепископы и епископы»; «всея Руси» «и всего священного собора Русской митрополии»; вместо «православны» в Новг. 4-й стоит «преславнии»; в Ник., VI, 126, кратко. 131 VIII, 152–158; Соф. 2 -я, VI, 187–190. Последняя сравнительно с Воскресенским сводом представляет следующия отличия: нападение на Кичменгу было не весной, как сказано в Воскресенском своде, а осенью; раненых в походе на Черемис было не 60 человек, а 6. Кроме того, в Софийском 2-м своде пропущены следующие слова: «с Ирыхова к Новугороду Нижнему... день той» и окончание той статьи со слов: «все князи и вся земля их...»». Ник., VI, 4–18, свод во всем сходен с Воскр. сводом. 132 Есть в Соф. 2 -й, VI, 189, под 6977 г., но из другого источника; тут же, рядом с известием о поставлении Вассиана помещено известие о грабеже русских гостей Казанскими Татарами, не нашедшее себе места в Воскресенском своде, чего не случилось бы, если бы составитель последнего свода имел под руками тот же источник, что и составитель Софийскаго 2-го свода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010