А то обстоятельство, что Иаков и пресвитеры в виду сильного негодования против св. Павла многочисленных иудеев предлагают сами прежде всего именно участие в назорейском обете, показывает, что впечатление от настоящего обета было весьма благоприятно: оно умиротворило негодующую толпу. – Таким образом, с этой стороны цель посещения Ап. Павлом Иерусалима в качестве назорея вполне была достигнута: он развеял тучу ложных обвинений на него со стороны иудеев в противлении его Моисею. 829 Но если это верно, то тогда естественно возникает вопрос: зачем же из Иерусалима Апостол не возвратился прямо в Ефес, как он предполагал прежде, но счел нужным предварительно посетить ранее основанные им церкви в Антиохии, Галатии, Фригии и других странах? Зачем он не возвратился в Ефес, если он даже дал тамошним иудеям обещание возвратиться? Какие – иначе – явились в Иерусалиме причины, которые заставляли его посетить до прибытия в Ефес ранее основанные малоазийские церкви? Об этих причинах можно с полною вероятностью заключать по тем целям, кото- —88— рые он преследовал во время этого своего путешествия до Ефеса. Когда св. Павел из Иерусалима прибыл в Антиохию Сирийскую, то тогда почти непосредственно за ним пришли его иерусалимские враги – иудаисты и произвели столь великий соблазн среди верующих, что не только тамошние христиане из иудеев, вполне усвоившие Павловы принципы христианской свободы, но и Варнава, и даже Ап. Петр изменили видимо своей свободе и стали в угоду лжеучителям воздерживаться от общения в пище с необрезанными. И св. Павел дерзновенно и победоносно поразил в лице Ап. Петра всех как соблазнившихся, так и соблазнивших. 830 Далее, направляясь из Антиохии в Ефес по Малой Азии, Ап. Павел не основывает новых церквей, но посещает уже существующие и в них утверждает всех учеников. 831 Конечно, утверждать в вере и благочестии ранее основанные церкви для св. Павла было благовременным всегда, ибо он во всякое время имел заботу о всех церквах 832 ; но как самый характер этого утверждения, так и его цель ясно показывают, что оно было предпринято в силу особенных причин. В Послании к Галатам, написанном из Ефеса, по-видимому, в начала тамошнего почти трехгодичного пребывания св. Апостола 833 , т.е. вскоре после прохождения Галатии, есть нисколько мест, которые показывают, что в свое последнее посещение Галатии, Апостол особенно обращал внимание на предупреждение тамошних христиан об имеющих явиться среди них лжеучителях 834 , против которых и направлено Послание, т.е. иудействующих. Поэтому можно сказать, что цель посещения Фригии и Галатии состояла в том, чтобы укрепить тамошние церкви в виду опасности по- |
Не один Ефес отозвался на проповедь Апостола Павла: вся Малая Азия, которую как бы возглавлял Ефес, покрылась церквами. В Колоссах, в Пергаме, в Иконии, в Филадельфии, Фиатире, в Троаде, Лаодикии, Сардах, Иераполе и других городах Малой Азии появились христиане. «Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей», — говорили, по словам Деяний (19, 26), враги Апостола Павла. Даже среди «Асийских начальников» в Ефесе мы видим друзей Апостола (Деян. 19, 31). Но мы видим сверх того, что в Малой Азии потрудился и Апостол Петр: в первом своем Послании он обращается к христианам Понта, Галатии, Каппадокии и Вифинии — областей Малой Азии, многих жителей которых он, по–видимому, привел ко Христу (см. дальше письмо Плиния и объяснения к нему). Но как ни широко раскинулось христианство в Малой Азии, Ефес и тесно связанная с ним Смирна долго сохраняли особое значение священного средоточия христианства. Недаром Апостол Павел вручил Ефес своему наиболее близкому и любимому ученику Тимофею, а Апостол Иоанн Смирну — святому Поликарпу. В Ефесе же пребывала некоторое время, по одному преданию, Матерь Божия и доживал свою долголетнюю жизнь (до времен Траяна, 98–117 годы) Апостол Иоанн Богослов, окруженный своими учениками — старцами Малоазийскими. Все это дало очевидные плоды. В начале II века (около 112 года) правитель Вифинии, одной из областей Малой Азии, известный Плиний Младший, жалуется в письме к императору Траяну, что «не только в города, но и в села и в деревни проникла зараза этого суеверия» («заблуждения» христианского). Плиний пишет об «опустевших храмах», «о священных церемониях (языческих, конечно. — С. М.), давно прекращенных, о жертвенных животных, для которых весьма редко находился покупатель». «Люди всякого возраста, всякого состояния и обоего пола заблуждаются и стоят на дороге к заблуждению», — сообщает ученый правитель (см.: 97–е или, по другим изданиям, 96–е письмо Плиния ). Такого успеха к началу II века не знало христианство еще нигде. Разве один Рим, как средоточие тогдашней мировой жизни привлекший к себе по разнообразным поводам множество людей, в том числе и многих христиан, несколько приближался по значению и обилию христиан к Малоазийским Церквам. Антиохийская, Иерусалимская Церкви, столь славные в предыдущем поколении, отходят в тень. Антиохийская Церковь, за исключением личности своего епископа и мученика — святого Игнатия Богоносца, мало заметна в истории конца I и первой половины II века. |
Глава VII. От Ефеса через Элладу в Иерусалим (Деян. 20:1–21:16) Путешествие св. Ап. Павла от Ефеса в Элладу и обратно, его речь к ефесским предстоятелям и возвращение в Иерусалим. Ап. Павел оставляет Ефес. – От Ефеса до Троады. – Пребывание в Троаде. – Радости и скорби в Македонии. – Встреча с Титом. – Вести из Коринфа. – Второе Послание к Коринфянам. – Путешествие в Элладу. – Послание к Римлянам. – От Эллады до Троады. – Семь дней в Троаде и воскрешение Евтиха. – От Троады до Милита. – Речь к ефесским предстоятелям. – Апостол характеризует свое служение в Ефесе. – Предрекаемые Духом Святым узы. – Завещание Апостола. – Будущие лжеучители. – Благословение. – Заключение речи. – От Милита до Кесарии. – Пророк Агав в доме диакона Филиппа. – Отправление в Иерусалим. Еще до начала бунта Димитрия Среброковача, когда проповедь Ап. Павла в Ефесе уже имела весьма благие последствия, так что и сами чародеи сожгли свои книги, Апостол уже возымел намерение оставить Ефес. Почти трехгодичное его благовествование сделало свое дело: христианство утвердилось и церковь основалась. Посему он еще тогда, т.е. до бунта Димитрия, положил себе идти в Македонию и дальше, ввиду чего и отправил Тимофея и Ераста в Македонию 1854 . Однако Апостол отнюдь не думал так скоро оставлять Ефес, как это случилось на самом деле. Он сообщал Коринфянам в Послании к ним, которое писано было после отправления в Македонию Тимофея, что он пробудет в Ефесе до Пятидесятницы 1855 . Времени же от того, как послан был Тимофей в Македонию, и до Пятидесятницы оставалось столько, что посланный мог даже возвратиться обратно в Ефес. Тимофея, писал Апостол Коринфянам, проводите с миром, чтоб он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями 1856 . Но когда неожиданно возгорелся бунт Димитрия Среброковача, то Апостол, по прекращении мятежа, призвав учеников и дав им наставления, и простившись с ними, вышел; μετ δ τ πασασθαι τν θρυβον μεταπεμψμενος Пαλος τος μαθητς κα παρακαλσας, σπασμενος ξλθεν 1857 . Этот уход Апостола был преждевременным сравнительно с тем, как он предполагал ранее 1858 . |
«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16 . Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам – в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» 562 . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, – значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща 563 , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь- церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе 564 . 2. Аутентичность Еф. |
Но такой неутомимый деятель, каким был апостол Павел, не мог долго наслаждаться покоем. Его манил простор широкой деятельности, хотя бы и, сопряженной с необычайными трудами и опасностями, и он, чувствуя на себе обязанность пастырского руководительства основанных им многочисленных церквей, за насколько дней отдыха составил план третьего великого миссионерского путешествия, именно с целью посетить все основанные им церкви. И вот он, «проведши в Антиохии несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников». В Галатии он сделал распоряжение, чтобы по воскресным дням производились сборы милостыни в пользу бедных Иерусалима, и затем, обойдя окрестные церкви, направился в Ефес, который и избран был им на этот раз центром его апостольской деятельности. И лучше этого нельзя было избрать города, из которого бы Евангелие легко могло распространяться по всей Азии. Ефес, как столица древней Ионии, был очагом той знаменитой ионийской цивилизации, которая по пересаждении ее в Грецию нашла высшее развитие в Афинах. Находясь неподалеку от залива Средиземного моря, между Смирной и Милетом, Ефес был тем знаменитым городом, где встречались между собой восток и запад, Азия и Европа, и множество торговых кораблей совершали постоянные рейсы между ним и Коринфом. Но не смотря на прилив в него западных воззрений, он сохранял с необычайною верностью религию древних азиатских богов, и самым почитаемым божеством его была Артемида. Это была известная азиатская Астарта, лишь под греческим названием, и культ ее, как основывавшейся на боготворении грубых производительных сил природы, отличался самою необузданною распущенностью. Храм ефесской Артемиды славился во всем мире и считался одним из чудесь света. Сожженный Геростратом, он вновь построен был с еще большим великолепием, так что своею славою Артемида затеняла другие божества Азии. Так как храм этот пользовался правом убежища, то около него обыкновенно собиралось все преступное и грязное, и это, вместе с развращающим влиянием самого культа, делало Ефес одним из самых развращенных городов мира. |
Именно событию в Ефесе, пишет Лампэ, предстояло стать «поворотным моментом в истории миссионерства», посредством дара Святого Духа двенадцати только что крещенным ученикам. Под водительством Святого Духа христианская миссия распространялась, как о том пророчествовал Воскресший Господь, от Иерусалима в Иудею, Самарию за ее пределы (Ефес) и так до края земли ( Деян. 1:8 ) В различных важнейших центрах древнего мира (Иерусалим, Кесария, Ефес) Святой Дух был явлен особенным образом. Это движение в деле евангелизации мира демонстрирует в Книге Деяния направленность действия Святого Духа. Ф. Ф. Брюс особо отмечает, что Ефес – «новый центр миссии для язычников». Существует еще одна связь между сошествием Святого Духа в Ефес ( Деян. 19:1–7 ) и Его явлением прежде в других местах. Первый случай, когда Святой Дух сошел на верующих из язычников (на самарян), был связан с деятельностью апостола 50 . Подобно тому, как через Петра Святой Дух сошел на Корнилия, его домашних и друзей ( Деян. 10:44–46 ), так и через Павла Святой Дух сошел на двенадцать христиан из Ефеса ( Деян. 19:1 ) 51 . Эту взаимосвязь излития Святого Духа с апостолами отмечает Кистемейкер на 681 странице своей книги «Деяния»: «Четыре случая излития Святого Духа, описанные в Книге Деяния, засвидетельствованы апостолами: в Иерусалиме – Двенадцатью, в Самарии – Петром и Иоанном, в Кесарии – Петром и в Ефесе – Павлом». Необходимо отчетливо осознавать, что Святой Дух в Кесарии был дарован без возложения рук. Из Книги Деяния становится очевидным, что Святой Дух может быть дарован иначе ( Деян. 2:1, 9:10, 10:46 ) 52 . Нет никакого указания на то, что все верующие в Ефесе обрели Дар Святого Духа, когда Павел возложил на них руки. Таким образом, учение о том, что Святой Дух может сойти только через возложение рук, не является библейским. Более того, в Новом Завете отсутствует указание на то, что принятие Святого Духа проявляется непременно в «говорении языками». 3. «Говорение языками» и дар пророчества Внешние проявления принятия Святого Духа в Ефесе те же самые, что и в Кесарии и Иерусалиме: получившие Духа Святого «стали говорить языками и пророчествовать» ( Деян. 19:6 ) 53 . То же самое слово «говорить» встречалось в Деяниях несколько ранее, также в связи с языками. Использована имперфектная форма греческого глагола lalein. Эта форма говорит о том, что Лука хотел подчеркнуть продолжительность или долготу, долговременность действия этого дара. В Ефесе опыт говорения не был одномоментным, разовым. Обретшие дар получили его для продолжительного пользования. Это был постоянный дар, идентичный описанным во 2-й и 10-й главах Деяний. |
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. После этого апостола сослали в заточение на Патмос – небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к Иоанну всех жителей острова, которых апостол просветил светом Евангелия. Здесь он имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса. Иначе эту книгу, в которой раскрываются тайны судеб Церкви и конца мира, так и называют – Откровение. Всего же Иоанном Богословом по Божественному вдохновению написаны пять книг Нового Завета: Евангелие по Иоанну, Апокалипсис и три послания. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Евангелие по Иоанну отличается по стилю и содержанию от синоптических Евангелий, по своему содержанию во многом перекрывающихся и повторяющих друг друга. Евангелие по Иоанну, в соответствии с древней церковной традицией, называется Евангелием духовным (το ευαγγλιο πνευματικ), что, конечно, не означает будто оно более богодуховенно, чем другие три. Это характеристика не происхождения, но содержания Евангелия, которое, в чем-то, глубже и таинственнее, чем синоптические, открывает догматический и духовно-нравственный смысл евангельских событий. Само определение «духовное» в приложении к Евангелию по Иоанну принадлежит св. Клименту Александрийскому : «Иоанн, последний, видев, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Это свидетельство указывает, что Иоанн, по наитию Святого Духа, счел необходимым восполнить изложенное у синоптиков и что по преимуществу духовный характер Евангелия обусловлен именно Тем, Чьи действия так ясно представляет и описывает апостол Иоанн. |
Последние слова Апостола естественнее всего должны относиться к возможности непосредственного его возвращения из Иерусалима: «если же не возвращусь из Иерусалима, как бы так говорил св. Апостол, то лишь только в том случае, если сам Бог отзовет меня оттуда для деятельности в какое либо другое место». Таким образом, Апостол, отправляясь из Ефеса, намерен был после иерусалимского праздника непосредственно снова прибыть обратно. А то путешествие по Галатии и Фригии, какое он предпринял в действительности после посещения им Иерусалима и до возвращения в Ефес 32 , в рассматриваемое время совершенно не предполагалось им; иначе он, обозначая ефесским иудеям время своего возвращения, должен был бы сказать, что ему до возвращения к ним нужно непременно не только провести приближающийся праздник в Иерусалиме, но и посетить ранее основанные им церкви в Галатии и Фригии. И это добавление было бы тем необходимее, что оно значительно увеличивало бы самый срок, которым отдалялось возвращение Апостола в Ефес: на возвращение из Иерусалима непосредственно нужны были недели, а через Галатию и Фригию – требовались месяцы. Итак, первоначальный план св. Павла для новой его миссионерской деятельности, которая составляла начало его третьего путешествия, был такой: провести приближающийся праздник в Иерусалиме и затем оттуда непосредственно возвратиться в Ефес. Но в Иерусалиме, как сказано выше, значительно изменился этот план св. Апостола: здесь он увидел неотложную необходимость посетить основанные им церкви в Галатии и Фригии прежде, чем отправиться в Ефес. Поэтому-то пребывание Апостола в Иерусалиме и получает особенную важность. Помимо всех других целей, вызывавших св. Павла на посещение Иерусалима и после его второго путешествия, как и после других двух его путешествий, тогда была одна еще особенная. Эта причина явилась в то время, когда он, отправившись из Коринфа, прибыл в Кенхреи, чтобы отсюда уже прямо отплыть в Сирию и затем в Иерусалим. Здесь именно Апостол остриг голову по обету (κειρμενος ν Κεγχρεας τν κεφαλν εχεν γρ εχν) 33 . |
И к нам относятся слова Господа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Радуйтесь, братия, о Господе, вознесшемся на небо. Прославляйте Его, размышляя о великих делах Его благости; будьте тверды на пути спасения; внимайте всегда Его заповедям и последуйте им; не унывайте среди скорбей и всяких трудных обстоятельств настоящей жизни, но просите помощи у Господа, и уповайте на Него, помышляя о великих обетованиях Его. Помните слово Господа: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит; того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Слава Ему, единородному Сыну Божью, Спасителю нашему, со безначальным Его Отцем и Всесвятым Духом, ныне и во веки веков. Аминь. Беседа 14. В неделю святых Отец Во дни оны, суди Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Азии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятьдесятный быти в Иерусалиме ( Деян.20:16 ). В предложенном ныне чтении из Деяний святых Апостолов слышали мы трогательное и поучительное слово апостола Павла, которое произнес он в городе Милит к пресвитерам и епископам, призванным из Ефеса и его окрестностей. По какому было это случаю, показывает нам повествование св. Луки. Он пишет: «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день пятидесятницы быть в Иерусалиме». Павел желал видеться с ефесскими христианами и особенно с епископами и пресвитерами, чтобы преподать им наставления к утвержденью их в вере и предостереженью от лжеучителей, но не находил это удобным; потому что поспешал, если можно, прибыть ко дню пятидесятницы в Иерусалим. Если бы посетил он Ефес, то необходимо должен был бы замедлить. Почему особенно желал Павел ко дню пятидесятницы прибыть в Иерусалим, повествователь не сказал; а можно полагать, что этого требовала ревность Святого Павла к славе Иисуса Христа. Так как к празднику пятидесятницы со всех сторон собиралось в Иерусалим великое множество поклонников или чтителей истинного Бога; то в этот праздник открывалось обширное поле для сеяния спасительного слова. Но святый Павел, решившись миновать Ефес, хотел, по крайней мере, видеться с епископами и пресвитерами, чтобы преподать им последнее наставление, зная по откровенью Духа, что он уже более не увидится с ними (ст. 25). |
Поэтому понятно, почему восточные собирались в Ефес с волнением: не соглашаясь до конца с Несторием, они ехали обличить и осудить прежде всего «ереси» Кирилла. Несторий также ждал от собора торжественного осуждения Александрийца. Императорское письмо, созывавшее епископов в Ефес, было составлено в резких против Кирилла выражениях. «В сущности, - пишет монсиньор Дюшен, - собор был созван против Кирилла». И это нужно иметь в виду для правильной оценки поведения Александрийского архиепископа в Ефесе. Оно подвергалось критике даже в православной исторической науке (для которой Св. Кирилл - один из величайших Отцов и Учителей Церкви), не говоря уже о попытках попросту «реабилитировать» Нестория у протестантов. В современной литературе об Ефесе, Несторий очень часто выставляется мучеником, а Кирилл гонителем, осудившим заочно, без суда, без личной встречи, своего врага. Действительно, внешне поведение Кирилла может вызвать сомнения. Но нужно помнить, что, приехав в Ефес со своими епископами, он натолкнулся на очевидную поддержку Нестория со стороны императорских чиновников, которым была поручена организация собора. Кирилл хотел богословского решения, а готовилось его осуждение и низложение, и уже не по богословским, а по чисто «дисциплинарным» причинам, при открытом поощрении государственной власти. Две недели прошли в ожидании восточных; опаздывали и римские легаты. А настроение становилось все более напряженным, к городе росла тревога. И вот Кирилл решил не ждать больше, и 22 июня открыл собор, несмотря на протесты императорских чиновников и епископов, поддерживавших Нестория. Протест был подписан 68 епископами. Таким образом, открывшийся собор был собором одних единомышленников Кирилла. Но его поддерживало и городское население, во главе с епископом Ефесским Мемноном: Ефес, по первохристианскому преданию, был городом Божией Матери и Апостола Иоанна. Несторию были посланы три вызова явиться. Конечно, он их отверг: из обвинителя он внезапно оказывался обвиняемым... Тогда Кирилл приступил к заочному суду: епископы одобрили его писания против Нестория и Константинопольский епископ был единодушно осужден. |
| |