с. 8:14–17. Сыны Божии Духом «Все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (8:14) такова тема этого параграфа. Мы уже больше не рабы, потому что приняли «Духа усыновления» (8:15 πνμα υοθσα) и в духе восклицаем: «Авва, Отче!». Далее следует пассаж, в котором апостол Павел вновь прибегает к терминам тринитарного богословия: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (8:16–17). Тема нашего усыновления Богу Отцу во Христе Духом Святым одна из основных в Новом Завете. В Послании к Ефесянам сказано, что Бог до создания мира предопределил нас в любви к сыновству (Еф.1:4–5). В прологе Ин. мы читаем, что принявшие Слово получили власть (ξουσα) быть сынами Божиими (Ин.1:12). Воскресший Иисус говорит Марии Магдалине: «… иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (20:17). Для иллюстрации этой темы можно привести и другие новозаветные тексты. В Рим, апостол Павел пишет, что мы становимся «наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» (8:17) это означает, что нам предназначена слава, сравнимая со славой Христа. д. 8:18–27. Христианин, предназначенный к славе Наши нынешние страдания несоизмеримы со славой, к которой мы предназначены (8:18). Вся тварь, пишет апостол, «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (8:19). Мы полагаем, что, вопреки общему мнению, словом «тварь» (κσι) обозначается не весь сотворенный мир, а все человечество, творения Божии, еще не тронутые благодатью и ждущие откровения «сынов Божиих», т.е. христиан. Это откровение должно их ввести в славу, обещанную сынам Божиим (8:21), так как их главным упованием является спасение (8:24; 8:26–27). е. 8:28–30. План спасения «Любящим Бога… все содействует ко благу» (8:28). «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29–30). В этом фрагменте два раза употреблен глагол προορω, переведенный как «предопределить». Его никоим образом не следует понимать в кальвинистском смысле как предопределенность к добру или злу. В Новом Завете может идти речь лишь о предопределенности к добру. В Еф.1:5 тот же глагол προορω означает предназначенность людей к богосыновству.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Славный и радостный день Иисуса есть для всех детей Божиих день победы жизни над смертью, победы веры над сомнениями, и победы преусловной радости над величайшими скорбями духа, – день явления нашего воскресшего Господа и день сошествия на Его Церковь Святого Духа. Вот потому то и ветхозаветные пророки, задолго еще предвозвестили будущую славу дня воскресения Христова, или первого дня недели. Так, пророк Давид, объятый проницающим все глубины Духом Божиим, в духовном восторге восклицает: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла: это от Господа и есть дивно в очах наших. Сей день, его же сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:12–24 ; ср. Мф. 21:42 ; Лук. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:4–8 ; Рим. 9:33 ; Ефесян. 2:20 ). Сам Христос во время Своей земной жизни часто предупреждал Своих учеников о наступлении этого радостного для них дня, неоднократно повторяя: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем и Отец во Мне, и Я в вас» ( Иоан. 14:20 ); «в тот день вы не спросите Меня ни о чем» ( Иоан. 16:23 ) и «в тот день будете просить во имя Мое» ( Иоан. 16:26 ). Что ни Константин Великий , ни папа римский, не были, так сказать, виновниками замены празднования древней субботы днем воскресным, ясно видно и из свидетельств отцов и учителей Церкви, живших в самые ранние времена христианства. Эти свидетельства вполне убеждают нас в том, что существование празднования воскресного дня восходит ко временам глубокой христианской древности. Так, ап. Варнава в своем послании пишет: «мы проводим в радости осьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых» (Послание, гл. 15). Св. Игнатий, ученик апостола Иоанна, пострадавший за веру во Христа в 107 г. по Р. Хр., в послании к магнезийцам в 9-й главе упоминает, что празднованием воскресного дня заменяется прежний субботний день. «Итак, если жившие в древнем порядке вещей приступили к новому упованию и уже не субботствуют, но наблюдают в своей жизни день Господень, в который воссияла и наша жизнь чрез Него и чрез смерть Его»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Эта необходимость солидарности и взаимопомощи – составляет положительный Божественный закон не для каких-либо материальных интересов, а для жизни духовной, для её полноты. „Вы Тело Христово, а порознь – члены“, повторяет Апостол. В послании к Ефесянам ( Еф.4:15 ) требуется, чтобы мы „все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей при действии в свою меру каждого члена“... Все действуют, а достигают лишь совместно. В цитированном послании Коринфянам Апостол говорит, что „иных Бог поставил Апостолами, других пророками, третьих учителями“, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления“ и т. д. Эти дары даны не все одному лицу сразу, а разным и не одинаковые. „Все ли Апостолы, все ли пророки, все ли учители, все ли чудотворцы, все ли имеют дары исцелений, все ли говорят языками, все ли истолкователи?“ Совершенно ясно, что всесторонней святости каждый человек не имеет, по крайней мере большую часть времени, в течение которого искал святости. Но при взаимопомощи каждый может пользоваться плодами дара, имеющегося у другого члена Церкви, почему и легче освящается сам. „Служите, говорит Апостол Пётр, друг другу тем даром, какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией“ (I. 10). Ап. Павел описывает (Кор.1:14–26), как христиане в —215— церковных собраниях должны практиковать это взаимослужение дарами, какие у кого есть. Таким образом участие в Церкви необходимо в самих целях личного совершенствования каждого. В нашей Догматике это помнят гораздо больше, чем в нашей практике. Архиепископ Филарет Черниговский , изъясняя учение о Церкви, отмечает, что христиане соединяются в Церковь для достижения той цели, которая есть „цель и учения христианского“. При этом, между прочим, „каждый должен служить другим по свойству и мере данного ему духовного дара“ и „в обществе Христа, при взаимном содействии членов, дух учения Христа может раскрываться полнее, заблуждения и слабости предотвращаться должны удобнее, чем при действии каждого члена порознь“ (Догм. Бог. т. II, стр. 226–227).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я говорю и свидетельствую, что производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… Если же кто думает огорчить нас и мстить нам таким образом, то такой пусть знает, что он напрасно делает это. Если тебе хочется мстить нам, то я покажу тебе способ, как ты можешь мстить без вреда для себя, или лучше, не без вреда, а с меньшим, по крайней мере, вредом: ударь меня по лицу, оплюй публично, нанеси мне раны. Ты содрогаешься, слыша это? Когда я говорю: ударь меня, ты содрогаешься, – и между тем ты терзаешь своего Владыку без содрогания? Разрываешь Владычни члены, – и не трепещешь? Церковь – это отчий дом: едино тело и един дух (ср.: Еф. 4:4 ). Но если ты хочешь мстить мне, то против меня и восставай. Зачем же, вместо меня, мстишь Христу? И вообще мстить ни в каком случае неодобрительно; но, вместо виновного, нанести обиду другому – гораздо хуже. Ты потерпел от нас обиду? Для чего же в таком случае, огорчаешь того, кто тебе не сделал никакого зла? Это крайне безрассудно… Я желал бы, чтобы всякий из тех, кто вместе с вами питает к нам неприязнь и ради этого вредит себе самому, удаляясь от нас к другим, нанес нам удар в самое лицо и, обнажив нас, стал бичевать без жалости. Если бы это случилось, то не было бы в том никакой важности, потому что пострадал бы в этом случае ничтожный человек, не имеющий никакой цены. С другой стороны, потерпев от вас обиду и бесчестие, я помолился бы за вас Богу, и Он простил бы вам ваши грехи, – не потому, что я имею такое дерзновение, по потому, что когда человек, которому сделана обида, молится за обидевшего, то получает великое дерзновение. Если же бы я сам не мог этого сделать, то поискал бы других святых мужей и упросил бы их, – и они сделали бы это. А теперь, кого и просить нам, когда мы оскорбили Бога?... Если вы нас подозреваете в этом, то мы готовы уступить свою власть, кому вы хотите, – только пусть будет Церковь едина. Если же мы поставлены законно, то убедите низложить тех, которые противозаконно заняли кафедру. Говорю это, не приказывая вам, но предохраняя и предостерегая вас... Мы дадим ответ за ваши души, но только тогда, когда что-нибудь будет опущено с нашей стороны, когда мы не будем упрашивать вас, не будем увещевать, не будем свидетельствовать против вас. После этого, позвольте и мне сказать: чист аз от крове всех ( Деян. 20:26 ), и: избавит Бог душу мою (см.: 2Тим. 4:18 ). Скажите, чего вы хотите, укажите справедливую причину, по которой вы отступаете, и я буду оправдываться. Но вы не говорите.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Я уже решил, пишет апостол Павел, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сделавшего такой грех (кровосмешение), сатане во измождение плоти., чтобы дух был спасен в день Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:3–5 ). Богоучрежденная власть на учительство, священнодействие и управление в Церкви или в обществе людей, уверовавших всему Евангелию, по обетованиям Христа и апостолов, не должна была прекратиться со смертью апостолов, а чрез преемников апостольского служения, рукоположенных пастырей, должна продолжиться до второго Христова пришествия на землю. Проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец ( Мф.24:14 ), то есть богоучрежденная власть на учительство в Церкви, а чрез неё и самая проповедь евангельская между народами, должна, по пророчеству Христа, продолжаться до кончины мира. Говоря об установлении Христом таинства причащения, апостол Павел пишет, что это таинство или священнодействие будет совершаться в Церкви Христовой доколе Он приидет ( 1Кор.11:26 ), то есть до второго Его пришествия на землю. А следовательно до второго Христова пришествия в земной Церкви должны быть и богоучрежденные совершители этого таинства, то есть рукоположенные пастыри. Ту же мысль о вечном существовании в Церкви Христовой на земле богоучрежденного пастырства ап. Павел высказывает и в другом месте. В послании к ефесянам Апостол пишет: Он (то есть Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:11–14 ). Совершенства в познании Сына Божия мы достигнем в будущей жизни. Поэтому в настоящей жизни мы имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей (творения бл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Истины) можно принимать вместо истинной (т. е. святости). Из этого учения об образе Божьем в новом человеке, можно выяснять образ Божий в человеке первозданном. аб) Свойства ветхого и нового человека Еф.4:25–32 . Эти свойства имеют отношение к правде и святости. Противны правде или справедливости − ложь ( Еф.4:25 ), обида ( Еф.4:26 ), кража ( Еф.4:28 ). Противны святости и оскорбительны для Духа Святого − слово гнилое ( Еф.4:29 ), горечь, гнев и пр. ( Еф.4:31 ). Новый человек любит истину, и по любви и уважению к другим, в которых видит он братий и сочленов Церкви, никогда не произносит лжи ( Еф.4:25 ). Еф.4:25 . Отложше лжу) Первый порок в ветхом человеке, это ложь ( Кол. 3:9 ). Ложь есть главное свойство человекоубийцы искони ( Ин.8:44 ). Глаголите истину) Не ограничивается правило, запрещается всякая ложь. Кийждо ко искреннему) между собой. Зане есмы друг другу удове) Не позволяется лгать и внешним, но только требуется благоразумие и осторожность ( Кол.4:5–6 ). Тем более должно беречься лжи в отношении к собратьям христианам. Ложь происходит от недостатка уважения к другому, потому апостол представляет побуждение к истине то, что мы члены одного тела ( Еф.4:4 ), которое есть Христово ( Еф.4:12 ). Поэтому не должно лгать, хотя бы то было без вреда другому и несмотря ни на какие выгоды. «Да погибнет богатство, да погибнет слава и честь, мой член для меня драгоценнее всего»(Златоуст). В словах друг другу удове можно находить указание и на вред ото лжи. «Очи, видя пропасти и рвы, возвещают о том ногам, да уклоняются и пр. Ложь есть общая опасность» (Феодорит). Новый человек не злопамятен, скоро примиряется, не радует враждой диавола ( Еф.4:26–27 ). Еф.4:26 . Гневайтеся и не согрешайте) Пс.4:5 . (по переводу 70-ти) Гневайтеся − повелительное вместо предположительного: если гневаетесь. Если нельзя не чувствовать оскорблений, то берегитесь согрешить во гневе делом или словом. Не гневайтесь всуе, не злословьте ( Мф.5:22 ), не мстите ( Мф.5:39 ). Солнце да не зайдет и пр.) выражение, взятое из Втор.24:15 , где предписывается не удерживать мзды убогому до утра. Не должно откладывать примирения до утра ( Мф.5:24–25 ), должно угашать огонь в начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

25 Примеры см. у Самарина: для знатных и богатых, для духовных лиц, купцов, ремесленников, судей, воров, сплетников, пьяниц и обжор, непотребных женщин и т. п. (с. 194–208). 26 Только немецкое слово Gewissen не совсем совпадает с немецким же Bewusstein, относясь, впрочем, к нему, как видовое понятие к родовому с характеристическим признаком особенно твёрдой уверенности. Gewissen есть сознание как бы внутреннейшее и очевиднейшее. 27 Как сродно это слово: совесть с теоретической стороной нашего духа, это видно из того, что, например, в некоторых древнеславянских Апостолах выражение σκοτισμνο τ διανοα переводится: «помрачены совестью» (См. в «Трудах Киевской академии», июль, 1904 г. статью г. Д. И. Богдашевского «Послание св. апостола Павла к ефесянам», с. 570, примеч. 4-е), тогда как в нашем славянском переводе: «помрачён смыслом» а в русском: «помрачены в разуме» (Ефесянам, гл. 4, с. 18). 28 Это чувство, как религиозное, объемлет собой всю душу и всю жизнь души аскетов (например, Макария Египетского ), в блаженстве непосредственного ощущения Божества (как неизреченного света), уже здесь на земле забывающих всё земное, даже самое святое и необходимое для жизни (см. о св. Макарии Египетском в «Вере и Разуме» 19, 1904 г. с. 341–353, статью епископа Сумского Алексия под заглавием: «Христианская мистика в её отличии от науки и положительной религии» и в «Богословском вестнике» января 1905 г. статью г. И. В. Попова «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского »). Мориц Карриер, из всех спекулятивных теистов наиболее ясно и определённо, по отзыву протоиерея Т. Буткевича , высказывающий своё суждение о религии, так прямо и говорит, что «о совершенном и бесконечном (т. е. о Боге) в душе свидетельствует нам совесть» (курсив автора. «Вера и Разум», 1903 г. 21, с. 528, статья г. Буткевича «Учение теистов о религии и её сущности»). Г-н С. Глаголев в статье «Религиозная философия Канта» («Вера и Разум», февраль, 1904 г., 3, с. 100) справедливо говорит: «Нравственный закон, по Канту, есть в сущности безусловный (курсив автора) разум. Что же он такое? Этот вопрос естественно направляет мысль к тому, чтобы человеческий разум вывести из божественного перворазума и таким образом связать автономию человека с теономией, его свободу с его зависимостью от Бога. Но Кант не сделал этого». Прибавлю от себя, Кант и не мог сделать этого по отсутствию у него ясного понятия о самой совести, о чувственности, о том, что Сам Бог должен быть мыслим не как разум только.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ориген, живший в третьем столетии, в кн. 3, против Цельса: «Во-первых изъясни (Павловы) послания; и, вникнувши в значение каждого в оных слова, (например, в послание к Ефесянам, и к Колоссянам, и в послание к Фессалоникийцам, и Филиппийцам, и к Римлянам); покажи и то и другое, и что ты уразумел слова Павловы, и что доказать (можешь), что оные из них просты суть и буии. Ибо, ежели предастся кто внятному чтению (его); то, я совершенно знаю, что таковой или удивится разуму сего мужа, в простом речении великое объемлющего, или, не удивившись, сам посмеяния достойным покажется». Кроме ж того, древние церковные учители, во утверждение своих писаний, приводят из нового Завета и самые изречения, некоторые подлинными словами, а другие с малою переменою. Климент, Епископ Римский в первом своем послании к Коринфянам, в гл. 13 приводит следующие тексты: Хваляйся о Господе, да хвалится. 1Кор.1:31 . Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Лк.6:36 . Св. Игнатий, живший в конце первого и в начале второго столетий, в своем послании к Смирнянам, приводит сии тексты: Могий вместити, да вместит, Мф.19:12 . А в послании своем к Поликарпу: И болезни понесе. Мф.8:17 . Будите мудри яко змия, и цели яко голубие. Мф.10:16 . В послании к Ефесянам: Да есте же утверждени в томже разумении и в тойже мысли. 1Кор.1:10 . Бог гордым противится. 1Пет.5:5 . Молитеся непрестанно. 1Сол.5:17 . Ни хищники царствия Божия не наследят. 1Кор.6:10 . Где премудр? где книжник? 1Кор.1:20 . К Магнезианам: Скверных же и бабиих басней отрицайся. 1Тим.4:7 . В послании к Филаделфянам: Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси откуду приходит, и камо грядет. Ин.3:8 . В послании к Римлянам: Видимая бо временна, невидимая же вечна. 2Кор.4:18 . Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит. Мф.16:26 . Поликарп, живший во 2-м столетии, в своем к Филиппийцам послании, (о котором упоминает и Св. Ириней,) приводит сии тексты: Служим благоугодно Богу, страхом и истиною. Евр.12:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

33)  1Кор.15:51; ср. Рим.14:25 (в Синодальном переводе: Рим.14:24–25); Рим.11:25; Еф.3:2–12; Кол.1:26–27. 34)  Примечательно, что термин “идолопоклонство” (εδωλολατρ[ε]α) не встречается у доновозаветных языческих авторов и в Септуагинте. Этот термин скорее всего является христианским неологизмом. См. 1Кор.5:10, 11, 6:9, 10:7, 14; Гал.5:20; Кол.3:5; Еф.5:5; 1Пет.4:3; Откр.21:8, 22:15. 35)  Августин. О Троице. 13.24. 36)  Евр.5:14; ср. Втор.1:39; Ис.7:16. Обратим внимание на необходимость воспитания чувств и совести. 37)  1Пет.2:2; 1Кор.3:1; ср. Еф.4:14; Евр.5:13. 38)  См. Е. Best. 1 Peter. С. 584. 39)  В Новом Завете имеются аллюзии на 35 из 39 впоследствии канонизированных книг Ветхого Завета, а также на 15 из 17 неканонических и псевдоэпиграфических книг. Эти цифры, разумеется, не дают возможности судить об относительной авторитетности каждого из источников. Выражение “Тора и Пророки” наиболее часто употребляется как синоним слову “Писание”. См. Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40; Лк.24:44; Ин.1:45; Деян.24:14; Ср. также “Тора и Пророки” как то, что читается в синагоге: Деян.13:15. 40)  Как это делает, например. P. Carrington. 41)  C.H. Dodd. Apostolic Preaching. 42)  A. Seeberg. Der Katechismus der Urchristenheit. 43)  См. подробнее главу II, с. 77–80. 44)  P. Carrington показал, что четыре эти темы проходят через моральные увещания посланий к колоссянам, ефесянам, 1Пет. и Иакова. См. его Primitive Christian Catechism. С. 31–65. 45)  Лев.19:2; ср. Мф.5:48; 1Сол.4:7; 1Пет.1:16; 1Ин.3:3. 46)  F. X. Murphy также делает различие между двумя катехизисами, обращенными к языческой и иудейской аудиториям. См. его статью “Catechesis”, 3:208. 47)  Например, Пс.67:77, 104, 105, 106; Втор.32; Неем.9:6–38. 48)  Не случайно рабби Акива основывал свои предсказания мессианства Бар-Кохбы на тексте из Второзакония, а не Пророков. 49)  Мк.14:24; Мф.26:28; Лк.22:19–20; Рим.5:6, 8; 1Кор.15:3; 2Кор.5:14–15; Гал.1:4, 2:20; Тит.2:14; Евр.7:27; Ин.11:50–52, 18:14; 1Ин.2:2; 1Пет.2:21, 3:18. 50)  Лк.21:27, 22:69; Деян.7:56; Флп.2:9; Евр.1:3; 1Тим.3:16.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

    Стих 20. Уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума. Апос­тольское слово завершается увещаванием уклоняться от того лжеучения, кото­рое, стремясь быть высшим знанием, ведёт к пустословию и спорам, отнимая от увлекающихся желанием знания сокровище веры — как некогда отец всякого заблуждения отнял у прародителей, пожелавших сделаться богами, Богоподобие. Второе Послание к Тимофею Место и время написания.    Второе Послание несомненно написано в Риме, в узах (1:16—17; 4:6); но какия узы нужно разуметь здесь, об этом, как уже замечено, спорят. Хроно­логическими данными тут могут служить указания некоторых частных об­стоятельств Апостола. Именно: при нём в то время находился один Лука; Димас и Тит недавно ушли от него. Тихик тоже незадолго отправлен в Ефес (4:10,12). Апостол просит Тимофея поспешить к нему и привести с собой Марка; поручает доставить ему вещи и книги, оставленныя в Троаде (4:13); упоминает об оставшихся на пути спутниках Ерасте и Трофиме (4:20; нако­нец, Апостол прямо выражается, что его уже приносят в жертву и что вре­мя его отшествия настало (4:6).    Останавливаясь на этих указаниях, некоторые полагают, что это Послание было написано вскоре по прибытии Апостола в Рим, во время его первого (по их мнению, и единственнаго) заключения, и прежде написания Посланий к Филиппийцам, Колоссяном и Филимону, потому что тогда при Апостоле были Тимофей и Марк (Флп. 1:1; Кол. 1:1; 4:10), которых он в этом Послании только призывает. Требуемыя им вещи и упоминаемыя им лица были остав­лены им во время путешествия из Коринфа в Иерусалим, когда он был зак­лючён под стражу (Деян. 20); и само указание на скорую смерть было итогом осознанной невозможности освободиться от суда, на который Апостол так много разсчитывал, когда был в Азии (Деян. 26:32).    Но при ближайшем разсмотрении этих самых обстоятельств такое мнение оказывается несостоятельным. Апостол послал уже от себя Тихика в Ефес (4:12), что было при отправлении Посланий к Ефесянам, Колоссяном и Филимону (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010