Между главной и малой базиликами располагалось еще одно здание с апсидой (23×7 м), относящееся к визант. периоду, к-рое существовало еще в 70-х гг. XIX в., но в наст. время разрушено. Адамнан со слов галльского паломника еп. Аркульфа (ок. 670 или 685) повествует о мраморном столпе, у к-рого бичевали вмч. Георгия и где осталось изображение святого. Ок. 715 г. халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в 4 км от Лидды была основана Рамла, ставшая главным городом пров. Палестина (Фаластин). Лидда превратилась в небольшое селение, но продолжала играть роль значительного религ. центра. О существовании мон-ря при Г. ц. сообщают паломники Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) и Бернард Монах (ок. 870). Епифаний также упоминает о хранящихся в алтаре реликвиях: колесе, на к-ром пытали великомученика, и мраморном столпе, от к-рого происходили чудеса. Несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа аль-Хакима. Храм был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом. Возможно, работы были начаты еще ранее, при имп. Константине VIII. Сохранилось свидетельство, что в восстановлении храма принимал участие венг. кор. Стефан (Иштван) I (1001-1038) (ActaSS. Sept. T. 1. P. 533). Разрушительные землетрясения в этом регионе произошли в 1033 и в 1067/68 гг. В 1071 г. Лидда была захвачена турками-сельджуками. Однако в 90-х гг. XI в. некое церковное здание существовало в Лидде, что следует из упоминания в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы о том, что мощи великомученика находились под главным алтарем церкви ( Sawirus Ibn al-Muqaffa. Vol. 2. III 358). Перед тем как Лидду заняли крестоносцы (3 июня 1099), Г. ц. была разрушена мусульманами, к-рые, по словам Вильгельма Тирского, боялись, что ее огромные балки будут использованы для сооружения катапульт и др. осадной техники во время штурма Иерусалима. Его свидетельство оспаривается совр. исследователями ( Pringle. P. 11), однако так или иначе крестоносцы обнаружили церковь разрушенной или полуразрушенной. Лат. епископом Лидды и Рамлы был поставлен Роберт Руанский, но греч. духовенство продолжало служить в Г. ц. на протяжении всего периода ее существования. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Это произошло ранее 1177 г., наиболее вероятно, между 1150 и 1170 гг. Рядом находилась укрепленная резиденция епископа. 3-нефная готическая базилика с трансептом примерно совпадала по размерам с визант. базиликой. Она была сложена из блоков желто-коричневого известнякового туфа, капители колонн были изготовлены из белого с серыми прожилками мрамора, их базы - из белого мрамора.

http://pravenc.ru/text/164497.html

Даниилу 1711 г. По рукоп. чудова монастыря 223 известны: Едем – соч. посвященное Царевичу Алексию, Екклесия, есть Церковь , – ему же; Акафист пресв. Богородице, посвящ. Цар. Прасковье Феодоровне, стихи Царевне Софии об учреждении училища в Москве, и др. Косьма, иеродиакон чудовский, написал весьма порядочную риторику. Другие ученики Лихудов: Николай Семенович Головинов, инок Иов, на короткое время главный учитель академии, Алексей Барсов, переводивший щит православия или соборный ответ кальвинистам 1672 г. и литургию А. Иакова (опис. биб. Толстого, стр. 288. 295); Феодор Максимович сочинитель грамматики изд. 1723 г. 237 По каталогу Медведева в 1649 г. переведены Епифанием: слово Афанасия о псалмах, о убиении короля и литургия Златоустого. В 1650 г. написан канон св. Анне, княгине тверской, переведен канон Марии Египетской и 3 слова Бернарда. В 1651 г. написана служба св. Иакову Боровицкому, переведена служба пророчице Анне. 238 Имя Пафанаила показано в предзрении главизнам. В предисловии сказано, что сочинение переведено с греческого. О переводчике там же. То же говорит каталог Медведева. Тот же Арсений Грек (а не Арсений Сатановский, как напротив пишет словарь Митрополита Евгения) перевел: а) жизнь святой Екатерины; б) жизнь Феодора Стратилата; в) жизнь святого Алексея; г) жизнь преп. Максима; д) четверостишие Григория Богослова ; е) Максима Исповедника о любви, напеч. при анфологионе в 1660 г. (см. опис. староп. кн. Толстого, стр. 272). 239 По каталогу Медведева в 1652 г. переведено Епифанием соборное деяние о Патриархе Иове; в 1653 г. служба святому Иоанну Златоусту . В 1656 г. Епифанием переведены: 1) 50 слов святого Григория; 2) слова Афанасия против Ария; 3) в 1657 г. сочинено утешительное послание к князю Радзивилу от имени Патриарха Никона ; 4) переведена анатомия Песселя; 5) в 1658 г. переведены правила Арменопула; 6) слово Златоустого на пятидесятницу; 7) вероятно в 1659 г. переведены беседы Василия Великого на шестоднев, а в 1660 г. 8) сочинение Дамаскина, небеса. Сочинения 1, 2, 7, 8 изданы в одном томе в 1665 г. По словам Митрополита Евгения в 1664 г. изданы в одном томе в 4 д. переведенные Епифанием сочинения: а) жизнь святого Иоанна Златоустог о; б) 6 слов его о священстве; в) письма Василия Великого и Патриарха Геннадия. Кроме того, Епифанием переведены, неизвестно когда, святого Афанасия о братстве, некоторые сочинения Иустина Философа ; законы из Фукида и Тацита; алфавитное извлечение из законов Властаря; география Европы и Азии, которой первая часть переведена Епифанием (с латинского), вторая сотрудником его Исаией, а третья Сатановским. Арсением Сатановским переведены еще: а) Георгия Кодина о придворных чинах; б) в 1653 г. сочинение о Царском Граде (о Константинополе), в 1655 г. хронография Митрополита Дорофея (молодик 1844, стр. 224).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава четвертая. Внешнее состояние монашества в патриархатах Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с середины IX до начала XIII века Из обязательств, какие требовал еще Омар I (ум. в 691) от покорившихся ему христиан, одно запрещало последним строить монастыри и монашеские скиты. 1201 Это запрещение оставалось в силе во все последующее время мусульманского владычества на Востоке, и в рассматриваемую эпоху в частности. Жизнь восточного монашества IX-XII вв. сосредоточивалась поэтому в монастырях старых, основанных до сарацинского завоевания. Но и эти монастыри находились в самом жалком положении: были бедны и сильно угнетались сарацинами. 1202 Из них в середине IX в. лишь немногие продолжали служить приютом для восточных монахов, уцелев от двухвекового сарацинского погрома. В Палестине средоточием монашеской жизни был Иерусалим. К сожалению, исторические памятники середины IX в. не сохранили для истории ни одного имени из святоградских обителей. Монах Епифаний, написавший не позже первой половины IX в. «Повесть о Иерусалиме и сущих в нем мест», не указывает в самом святом граде ни одного монастыря. Он не говорит даже о том, жили ли в нем монахи. 1203 Только в окрестностях Иерусалима – в долине Иосафатовой, по его словам, подвизались 100 затворниц ( γκλεισται) и один столпник. 1204 Они жили близ т. наз. пещеры Христа и двенадцати апостолов, вероятно, в отдельных келлиях. Столпник был как бы пастырем затворниц и вел с ними беседы через узкие дверцы келлий. 1205 Близ селения Вифании, находящегося в получасе пути от Иерусалима, к востоку помещался монастырь св. Евфимия († 473), 1206 а дальше его к востоку же – монастырь Иоакима, иначе Кузива, Хозива или Хозевита, 1207 основанный в VI в. В расстоянии версты от Вифлеема 1208 на восток, в том месте, где ангелы возвестили пастухам о рождении Христа Спасителя, находился монастырь Пимнион. 1209 Он существовал и во время паломничества монаха Бернарда, у которого называется монастырем пастырей (monasterium pastorum). 1210 К юго-востоку от Вифлеема лежали два знаменитых монастыря – св. Саввы († 532) и св. Харитона († 350), 1211 а южнее их подвизались два отшельника – Дионисий и Феодосий. 1212 К востоку от Иерихона в пустыне Иордана находились монастыри св. Герасима († 475) и св. Зосимы (VI в.). 1213 Здесь же во времена монаха Бернарда существовал монастырь св. Иоанна Крестителя 1214 и мн. др. 1215 Кроме того, в середине IX в. монахи жили: на горе Фаворе, где во время паломничества Епифания была лавра с двенадцатью отцами; 1216 в Кане Галилейской, которая имела монастырь на месте известного евангельского чуда; 1217 близ Тивериадского озера, где на месте насыщения 5 тыс. человек во времена Епифания стоял монастырь; 1218 в городе Рамуле, или Рамле, к северо-западу от Иерусалима, имевшем в 865 г. монастырь св. Георгия. 1219

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Арабоязычная христ. культура Палестины в X-XI вв. переживала некоторый упадок. Центры арабо-христ. лит. творчества сместились в визант. Антиохию и отчасти в мусульм. столицы, прежде всего в Каир. Среди немногих араб. писателей ИПЦ этого времени были еп. Сулейман аль-Газзи, поэт и богослов (ок. 2-й пол. XI в.); переводчик, богослов и полемист Антоний, монах лавры св. Саввы, а впосл. игумен мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии в Сирии (кон. X в.); автор гомилий мон. Михаил из мон-ря св. Харитона (датировка проблематична, между кон. IX и XI в.) ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 273-289, 332-333; Vol. 3/2. P. 118-130). Ограниченность источников не позволяет должным образом реконструировать историю ИПЦ IX-XI вв. Тем не менее, сопоставляя данные авторов IX в. (Епифания, Бернарда и др.) и наблюдения паломников нач. XII в. (Зевульфа, игум. Даниила), можно сделать вывод о явной тенденции к упадку палестинского христианства. Многие из церквей, существовавших в IX в. (ц. св. Стефана на горе Сион, Вознесения на Елеонской горе, церкви мон-ря Пастырей под Вифлеемом, св. Петра на сев. берегу Тивериадского оз. и др.), к XII в. были разрушены или покинуты. В запустении пребывали Вифлеем, Назарет и Кана Галилейская, хотя стоявшие там мон-ри еще действовали. Не исключено, впрочем, что большая часть этих разрушений приходится на кон. XI в. и связана с походами сельджуков или крестоносцев. Однако лишь в редких случаях можно установить точное время разрушения того или иного храма или мон-ря. Так, в гонение аль-Хакима 1009 г. были разорены среди проч. ц. вмч. Георгия в Лидде (впосл. восстановлена и вновь разрушена в 1099) и лавра св. Евфимия. Историю палестинского монашества IX-XI вв. Ж. Насралла назвал «великой лакуной» ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 69). Последние подробные сведения о мон-рях содержит лат. источник 808 г., из к-рого известно, что в лавре св. Саввы подвизались 150 иноков, в мон-ре Иоанна Предтечи - 35, св. Харитона - 30 и св. Феодосия - 70 насельников; точность этих цифр сомнительна ( Jotischky. 2001. P. 86). После разорения мон-рей пустыни в 809 г. информация о них сводится исключительно к колофонам рукописей. Лит. творчество и церковно-общественная жизнь продолжались гл. обр. в лаврах св. Саввы и св. Харитона. Др. обители (Иоанна Крестителя, св. Евфимия, св. Герасима) упоминаются в источниках крайне редко.

http://pravenc.ru/text/293788.html

—112— векового искусства продолжали иметь значение и некоторые из перво-христианских писателей, придерживавшихся аллегорического метода в экзегетике: Варнава с его мистическим толкованием Писания, Климент Александрийский , Ориген и др. Климент Александрийский говорит, например, иносказательно о гиене и горлице; Ориген , называя свои объяснения физиологией, рассуждал в том же духе о льве, олене, аисте, коршуне и других особях животного мира. Епифаний Кипрский , с именем которого ходило не принадлежащее ему сочинение πε λϑων, Григорий Вел., Исидор Севильский , Рабан Мавр, Алкуин, Бернард Клервойский и другие многие занимают не последнее место в этой отрасли средневековой литературы. Для ознакомления с ней ученого мира оказал большую услугу кардинал Питра, издавший несколько документов подобного рода в своем собрании до него не напечатанных греческих и латинских церковных авторов 1333 . Здесь помещен; под именем Мелитона Сардийского , известного писателя половины II-ro века, обширный обнимающий целых три главы: De bestiis, de hominibus et de civitate, свод аллегорических толкований. Судя по многочисленным анахронизмам, встречающимся в сочинении, его нельзя признать в целом подлинным произведением Мелитона; но, нет сомнения, в него вошло несколько глав из утраченного теперь энциклопедического трактата последнего: Clavis. Приведем из него несколько выдержек, чтобы дать наглядное представление о приемах и характере содержащихся в нем толкований. В отделе De bestiis 1334 вот какие значения усвояются волку. Волк – это диавол. Основание: наемник видит волка грядущего, оставляет овец и бежит. Волк символизирует еретиков и злых князей: приидут к вам волки хищные в одежде овчей. Волк – низложенный хищник: будут пастись волк с агнцем. Волки означали демонов. В отделе De hominibus 1335 слово mulier толкуется в следующих значениях. —113— Женщина означает церковь . Для такого толкования есть аналогия и в древнехристианском искусстве. Мудрость; основание – изречение Соломона: веселись с женой юности твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не может быть установлена обязательная древность и по отношению ко всему святоотеческому периоду. Древность эту понимают различно, и время, после которого уже непременимо к церковным писателям Гнаименование] их отцами Церкви, определяется разнообразно. Так, протестанты пределом святоотеческого времени полагают III (реформаторы) или VI (лютеране) век, католики XII–XIII вв., кончая то Бернардом Клервосским, то Фомой Аквинатом. Но так как Церковь существует до скончания века и никогда не лишена благодатных даров, а, с другой стороны, ни церковные писатели, ни святые люди в ней не перестанут быть, то отцы Церкви были и будут в ней на всём протяжении её истории, появляясь по нуждам времени из ряда её духовно-просвещённых благочестивых сынов. Отсюда границы отеческого периода указать нельзя, а следовательно, и древность нельзя считать существенным признаком отца Церкви (имеет святых отцов и Русская Церковь ). Святые церковные писатели, удостоенные наименования отцов Церкви, являются выразителями и истолкователями церковного Предания: в этом заключается их внутреннее достоинство и каждый из них исполняет свою задачу в достаточной степени для своих сил и своего времени, а вместе с тем они становятся обязательным учительным авторитетом для Церкви, отцом её. Однако по внутреннему значению, некоторые святые отцы могут быть выделены в особую группу. У выразителей или свидетелей апостольского Предания естественно ценна их близость к апостольскому времени, их древность; и с этой стороны особую группу отцов образуют ученики и преемники святых Апостолов – Мужи Апостольские (Patres apostolici). От истолкователей же Священного Предания требуется не столько древность, сколько глубина богословского проникновения в богопреданную истину, eruditio eminens – выдающаяся учёность; обладающие этим свойством получают особый почётный титул (Вселенских) учителей Церкви, doctores ecclesiae. Греческая Церковь знает только 3-х Вселенских учителей: свв. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . На Западе (по декларации Бонифация VIII от 1298 г.) объявлено было 4 doctores, во образ 4-х евангелистов – свв. Августин, Амвросий, Иероним и Григорий Великий . Параллельно им были почитаемы 4 doctores Греческой Церкви: свт. Афанасий Великий и три [выше]указанные святителя. Впоследствии к ним папскими указами были присоединены Фома Аквинат (1567), Бонавентура (1588), Лев Великий , Петр Дамиани, Бернард Клервосский, Иларий Пиктавийский , Франциск Сальский, Альфонс Лигурийский, Кирилл Иерусалимский , Кирилл Александрийский и Иоанн Дамаскин . Кроме того, в богослужебном употреблении к doctores причислены Петр Хризолог, Исидор Севильский , Беда и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Тем не менее освящение церквей во имя Л. встречается в Византии довольно редко. Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании Особое распространение почитание Л. получило на Кипре, где, как считается, он был епископом и скончался. В ранних источниках это предание отсутствует. Свт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» (70-е гг. IV в.) ссылается на «предания» о жизни Л. после воскрешения, но умалчивает о Кипре ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66//PG. 42. Col. 88). В апокрифических «Деяниях ап. Варнавы» (или «Хождение и мучение ап. Варнавы»; написаны в V в., ранее 488; CANT, N 285) при упоминании Кития (ныне Ларнака) ничего не говорится о Л. (Acta Barnab. § 17, 21, 22). Паломник Феодосий в соч. «О расположении Святой земли» (ок. 530) утверждает, что о 2-й смерти Л. ничего не известно ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 23//CCSL. 175. P. 123; рус. пер.: Феодосий, диак. О местоположении Св. Земли//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1 (Вып. 28). С. 20-21). Прп. Феодор Студит в «Большом катехизисе» упоминает, что Л. был епископом, но не уточняет, где именно ( Θεδωρος Στουδτης. Μεγλη Κατχησις. Θεσ., 1982. Τ. 1. Σ. 124). Впервые сведения о пребывании Л. на Кипре встречаются в гомилии Иоанна Эвбейского (1-я пол. VIII в., сохр. в ркп. Х в.), в последнем абзаце к-рой кратко говорится, что тот стал епископом на этом острове и принял мученический венец ( D ö lger F. Johannes von Euboia//AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 26). Нек-рые исследователи считали это известие поздней вставкой, но Ф. Дёлгер и Х. Ходзакоглу опровергли это мнение ( Χοτζκογλου. 2002. Σ. 34-35). В средневизант. период представление о том, что Л. был 1-м епископом Кития на Кипре, получило широкое распространение, хотя существовали и др. версии его жизни: напр., паломник Бернард (ок. 867) во время путешествия по св. местам зафиксировал предание о том, что Л. 40 лет епископствовал в Эфесе ( Bernardus Monachus Francus. Bernardi Itenerarium. 15//PL. 121. Col. 573). Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр Церковь прав.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Главными врагами человека, «лисицами, портящими виноградник» ( Песн.2:15 ), которых Соломон желает переловить, Бернард считает еретиков своего времени, петробрузиан, арнольдистов и др. Заплатив таким образом дань своему времени и положению настоятеля монастыря, Бернард в остальном остается верен толкованием Оригена, которому иногда он видимо старается подражать, (например, при объяснении эфиопской красоты человеческой души). Менее широко чем Бернад, но не менее заимствуясь Оригеном , излагают свои expositiones in Cant. Canticorum Фома Аквинат, Бонавентура и многие другие западные средневековые толкователи, представляющий книгу Песнь Песней как compendium высшей христианской воспитательной науки, неисчерпаемый источник глубочайших идей и понятий, долженствующих возводить человека к высшему совершенству и единению с Богом. В частнейшем развитии этого направления западных христианских толкователей открывается много точек соприкосновение с средневековыми еврейскими толкованиями так называемыми философскими и мистическими. Уклонение в произвольный мистицизм у христианских толкователей Песни Песней вообще встречается чаще и развивается неудержимее, чем у толкователей иудейских, превращая описываемые в Песни Песней члены тела в олицетворённые добродетели, колесницы Аминадава в демонов и т. п. Если на западе развивалось главным образом то направление в толковании Песни Песней, которые указал Ориген в своих беседах переведённых Иеронимом на латинский язык и которое тот же Иероним называет низшим и приспособленным более для детей питающихся молоком учение; то на востоке большим значением пользовалось другое, 12-томное толкование того же Оригена , хотя в сущности не отличавшееся от бесед переведенных Иеронимом, но отдававшее преимущество не столько нравственно-таинственному, сколько догматически таинственному объяснению Песни Песней на основании отношений между Христом и Церквью. Специальное, без смешения с нравственным, догматическое толкование Песни Песней развито у Афанасия Александрийского , Епифания и Кирилла Иерусалимского .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В прошлый раз Мари была у меня на руках, и когда Тереза хотела ее взять, девочка заплакала, раскричалась. Она так явно любит меня больше, чем маму, что мне даже неловко бывает». Анна могла бы и не испытывать неловкости. В эту полосу своей жизни Тереза была далека от дочери, как и от всего остального. И людей, и вещи, и свое собственное тело, и даже свою душу она воспринимала словно какой-то мираж, словно туман, повисший в воздухе. И в этом небытии только один Бернар обретал чудовищную реальность: его плотная фигура, гнусавый голос, безапелляционный тон, самодовольство. Вырваться из этого мира... Но как? И куда идти? Первые жаркие дни действовали на Терезу угнетающе. Однако ничто не предвещало поступка, который она уже готова была совершить. Что было в этом году? Она не может вспомнить никаких неприятностей, никаких ссор, помнит только, что в день Праздника Тела Господня Бернар был как-то особенно противен ей, когда она смотрела утром в щель между ставнями на крестный ход. Бернар оказался, пожалуй, единственным мужчиной в этой процессии. Городок вмиг опустел, как будто на улицу вместо традиционного агнца выпустили льва... Люди попрятались, чтобы им не пришлось обнажать голову или становиться на колени. Лишь только опасность миновала, двери пооткрывались одна за другой. Тереза внимательно смотрела на священника, который шел, почти что зажмурив глаза, и держал обеими руками свою странную ношу. Губы его шевелились: к кому взывал он с таким скорбным видом? И сразу же вслед за ним важно вышагивал Бернар — он «исполнял свой долг».   Шла неделя за неделей, и за все это время не выпало ни одной капли дождя. Бернар жил в непрестанном страхе — боялся лесного пожара, и у него снова начались боли в сердце. В стороне Луша сгорело пятьсот гектаров сосняка. «Если бы дул северный ветер, погибли бы мои сосны в Балисаке». Тереза все ждала чего-то, чего — и сама не знала, от этого ясного, невозмутимого неба... Может, никогда больше не будет дождя... И в один прекрасный день затрещит в огне весь лес кругом, сгорит даже сам городок. Почему, спрашивается, в ландах никогда не горят селения? Как несправедливо, что пламя всегда подбирается к деревьям, а людей не трогает. В семействе Дескейру без конца говорили, спорили о причинах бедствия: может, кто-то бросил непогасший окурок. А может, это поджог? Тереза мечтала, что вот она встанет ночью, выйдет тихонько из дому, заберется в тот лес, где больше всего вереску, бросит там зажженную сигарету, и на заре огромное облако дыма затянет небо... Но она гнала от себя эту мысль: любовь к соснам была у нее в крови — не на сосны обращала она свою ненависть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010