Но если уж кто-то сам напросился в подчинение её Синоду, он должен до конца нести всю полноту канонической ответственности перед ним, иначе от церковной дисциплины останется только пустой звук. Желая хоть каким-нибудь «фиговым листочком» видимой каноничности прикрыть явную неприглядность своего деяния, РПАЦ объявила, что, разорвав с РПЦЗ административно, она всё же остаётся единой с ней духовно, в знак чего продолжает поминать главу зарубежного Синода митр. Виталия как своего предстоятеля (!). Непоследовательность таких шагов очевидна, а потому неудивительно, что спустя некоторое время, уже постфактум, валентиновцы, дабы оправдать себя, начали обличать РПЦЗ и в «ереси», и в грехе общения с другими «еретиками» (а с 2001 г. стали даже принимать к себе клириков из ЗЦ без ”отпустительной грамоты“ как уходящих от своего епископа ”по причине/его/сближения с еретиками и экуменистами“). В общем, здесь налицо всё та же лукавая «икономия ради акривии», о которой пишет о. Епифаний, со всеми вытекающими из неё последствиями. – Прим. ред. 100 Синкретизм (от греч. συγκρητισμς – соединение) в данном случае – полное религиозное всесмешение, попытка соединить несоединимое, слить воедино разнородные элементы разных верований, неорганичное единство разных фрагментов чуждых друг другу учений. Такой подход к религии особенно характерен для оккультизма, теософии, антропософии и т. д. – Прим. пер. 101 Греческое слово α ποκρυξις означает публичное осуждение, отлучение от Церкви. – Прим. пер. 102 Имеются в виду слова той части молитв евхаристического канона, в которой совершается поминовение правящего архиерея: «В первых помяни, Господи, господина нашего Преосвященнейшего (имярек) епископа... (наименование кафедры)... его же даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины». – Прим. пер. 103 Подобно древним евстафианам и современным зилотам, русские старообрядцы возвели в степень догмата веры и в число необходимых условий спасения вещь вполне второстепенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Когда юноша рассказал о своей скорби другу, духовному чаду Старца, тот посоветовал ему поговорить с отцом Епифанием. Но молодой человек из-за недоверия к неженатым клирикам не хотел обращаться к нему. В конце концов, после бесчисленных колебаний, все-таки отправился к батюшке. Отец Епифаний высказался в пользу их брака и дал юноше несколько советов. Однако, видя, что эта давняя история может омрачать их супружескую жизнь, батюшка рассказал о возникшей проблеме одной верующей женщине, гинекологу, не называя имен. Врач, обследовав девушку и убедившись, что она невинна, позвонила батюшке, а он, со своей стороны, успокоил молодых. Таким образом, эта проблема при участии целибатного клирика была решена, и это послужило к вразумлению молодого человека. И плотскую любовь Бог «эгоистичен», Он требует от нас любви. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» ( Мф. 10, 37 ). Итак, не потребует ли Он, чтобы мы принесли Ему в жертву и плотскую любовь? Внимание и молитва Больше молитесь о том, чтобы Бог сохранил вас от блудной брани. Этот грех входит, как река, а выходит по каплям. Нужно всегда и везде быть внимательным. И я, даже в моем возрасте, подвергался бы падениям, если бы на исповеди не соблюдал дистанцию и не держался с надлежащей строгостью. Благодать Божия нас поддерживает. Но если мы ослабим над собой контроль, то – горе нам! Чтобы найти хорошего жениха или невесту, надо положить много поклонов. Права и обязанности У неженатого человека есть равное количество как прав, так и обязанностей. После женитьбы прав у него становится меньше, а обязанностей больше. Когда же пойдут дети, тогда он уже полностью лишается всяких прав и у него остаются одни лишь обязанности. Я не дурак Один молодой человек, духовное чадо отца Епифания, познакомившись с замужней женщиной, по легкомыслию попал в ее сети. Мать этой женщины всячески поддерживала новое знакомство. Узнав, что отец Епифаний – духовник молодого человека и тот во всем слушается батюшку, она пришла к нему в храм Трех Святителей. От своего духовного сына батюшка уже знал о случившемся. Лицемерно-притворным тоном, которым ей хотелось показать уважение к Старцу и подчеркнуть свою тревогу за судьбу дочери, пожилая женщина стала рассказывать, что у нее хорошая, ангелоподобная дочь, которой не повезло, так как она вышла замуж за плохого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Он не солгал. Просто он ответил в соответствии с тем, что было непосредственно видимо. Он сказал, что он Азария, так как принял на себя его облик. Если бы в тот момент Анания был в скинии, то увидел бы перед собой своего сына Азарию. Чтобы ты лучше понял, скажу следующее. Представь себе, что у меня в кабинете находится человек, страдающий дальтонизмом, то есть воспринимающий красное как зеленое и наоборот. На полке в моей библиотеке рядышком стоят две книги, одна – красная, а другая – зеленая, и я хочу, чтобы он принес мне последнюю. Итак, если я, несмотря на то что мне нужна зеленая книга, скажу ему: «Я хочу, чтобы ты принес мне красную книгу», тогда это вроде бы будет неправдой, но на самом деле – это не так. Ибо только в том случае, если я попрошу его «принести красную книгу», он, приняв ее за зеленую, которая мне действительно нужна, принесет ее. «Трусость» Христа – Геронда, трусость является грехом? – Да, чадо мое. – А разве Господь не испугался в Гефсиманском саду? Тогда почему же Он безгрешен? – Что должен был встретить Господь на Голгофе? – Смерть. – А что такое смерть, согласно Священному Писанию ? – Последствие греха. – Что общего имел Богочеловек с грехом и его следствием – смертью ? – Ничего! – Следовательно, борение Господа в Гефсимании не представляло собой греховной трусости, но было тем отвращением, которое Он, как Бог, испытывал к греху и его последствиям. Читайте и Ветхий Завет – Заметили ли вы нечто особенное в книгах современных писателей-богословов? – спросил нас однажды батюшка. – Нет. – Практически никогда или же очень и очень редко они ссылаются на Ветхий Завет . Это значит, что они его не читают. Напротив, творения святых отцов изобилуют ветхозаветными цитатами. Чада мои, возьмите себе за правило ежедневно читать не только Новый, но и Ветхий Завет. Исчерпывающий ответ Однажды батюшка поведал нам следующий случай. Один гимназист, совершенно невоспитанный мальчик, возвратившись домой после урока катехизиса, в разговоре со своей бабушкой стал весьма дерзко отзываться о своем учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однажды пришли к Старцу за советом верующие супруги (батюшка не был их духовником). Их проблема состояла в том, что жена забеременела, но из-за болезни принимала сильные препараты. Врач посоветовал сделать аборт, так как ребенок мог бы родиться неполноценным. Батюшка спросил их: – Ну, так зачем же вы пришли ко мне? Чтобы я дал вам благословение его убить? – … – У вас есть еще дети? – Да, есть один мальчик. – Он здоров? – Да. – Ну, а если, не приведи Господь, его разобьет паралич или сшибет автомобиль и ваш сын останется недвижим, вы его бросите или убьете? – Конечно, нет! – Тогда почему же вы хотите убить того, который еще находится во чреве? Потому что вы его еще не видели или потому что невзлюбили его? Какая тут разница, он тоже ваш ребенок! Послушайте, врачи часто ошибаются. Но выше всех врачей Бог – Творец, доверьтесь Ему. Я не верю, что родится больной ребенок, как прогнозируют врачи. Но, если что-то такое и случится прославьте Бога и считайте это вашим крестом который вы должны терпеливо нести, и Он не лишит вас награды на Небесах. И когда вы пойдете туда, то скажете Ему: «Господи, за словеса устен Твоих, аз сохраних пути жестоки» ( Пс. 16, 4 ). Не стремитесь уклониться от этого креста, потому что тогда вас будет ждать другой более тяжелый. Будьте мужественны. Молитесь Господу, я тоже буду молиться и верю, что у вас родится здоровый ребенок. Итак, идите с Божиим благословением. Действительно, родилась хорошая, здоровая девочка. Со слезами радости на глазах родители принесли ее к батюшке и сказали: – Мы благодарим Вас за Ваше участие и молитвы. Слава Богу за все! ВОПРОСЫ АПОЛОГЕТИКИ О чудесах Посредством чудес Господь не подтверждает правильность жизни людей в вере, но совершает чудеса из любви к Своему творению. Относительно тех, кто сомневался в чудесах Господа, Старец говорил: «Когда кто-либо приимет Воскресение Христово вместе со словами, свидетельствующими, что Христос есть Бог, тогда он сможет легко объяснить все чудеса». Естественные науки Естественные науки по своей природе – лишь описание и констатация фактов, а не их объяснение. Бесчисленные безумства

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Я Вас спрашиваю: кто и когда дерзал требовать от людей, чтобы они любили его больше своей собственной жизни? Кто и когда дерзал заявить о своей абсолютной безгрешности? Кто и когда дерзал говорить: «Я есть Истина»? ( Ин. 14, 6 ). Никто и никогда! Это мог сделать Один только Бог . Вы можете себе представить, чтобы Ваш Маркс сказал нечто подобное? Его бы сочли сумасшедшим, и никто бы за ним не пошел. Теперь подумайте, сколько миллионов людей пожертвовали всем, даже своей жизнью, ради Христа, веря в истинность Его слов о Себе Самом! Если бы Его проповедь о Себе была ложной, Иисус был бы самой ужасной личностью истории, ведущей столь многих к таким огромным жертвам! Кто из людей, каким бы выдающимся, великим и мудрым он ни был, был бы достоин этой великой жертвы? Никто! Один только Бог! Скажу другими словами. Человек, который потребовал бы такой жертвы от своих последователей, стал бы самой отвратительной личностью в истории. Христос, однако, не только требовал, но и преуспел в этом. Более того, даже теми, кто отрицает Его Божество, Он был признан благороднейшей и священнейшей личностью в человеческой истории. Итак, либо Его противники поступают неразумно, провозглашая священнейшей самую ужасную личность, либо, чтобы не допустить отсутствие логики и правильно объяснить существование Христа и Его притязания на святость, они вынуждены будут согласиться с тем, что Христос может остаться благороднейшей и священнейшей личностью человечества только при условии, что Он – Бог ! В противном случае Он, как я уже сказал, не святейшая, но самая отвратительная фигура в истории, так как явился причиной самых великих жертв всех веков, жертв во имя лжи! Так можно доказать Божество Христа на основании тех самых характеристик, которые дают Ему Его противники!.. – Все, что Вы сказали, действительно производит впечатление, но это одни лишь рассуждения. А исторические данные, которые могли бы обосновать Божество Христа, у Вас есть? – Я уже сказал Вам, что вещественными доказательствами Его Божества являются сверхъестественные события, которые происходили во все время пребывания Христа на Земле. Он не ограничился лишь проповедью вышеприведенных истин, но подтвердил Свои слова множеством чудес. Слепым возвращал зрение, исцелял расслабленных, двумя рыбами и пятью хлебами насытил пять тысяч мужчин и множество женщин и детей, повелевал силам природы, и те повиновались Ему, воскрешал мертвых, воскресил Лазаря спустя четыре дня после его смерти. Но величайшим из чудес было Его Воскресение из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

духовно выше нас, и сами будем стремиться к этой высоте. Христианство значимо лишь тогда, когда за него заплачено дорогой ценой. Если хочешь говорить об «акривии» (строгости исполнения) Священных Канонов, никогда не применяй к самому себе «икономии» (отступления от правил по снисхождению). Тем, кто постоянно спрашивал батюшку о времени Второго Пришествия, он говорил: – Не увлекайтесь слишком этими вопросами. Какой вам прок от того, что вы будете знать время Второго пришествия? Думаете, что тогда вы успеете покаяться? Знайте, что день смерти, в сущности, и является Судным Днем для каждого из нас, так как после него мы уже ничего не можем ни добавить, ни отнять от того, что совершили при жизни. А поскольку смерть может застигнуть нас и сегодня, будем всегда готовы к ней. Давид за перепись был наказан. Поэтому и мы не должны считать наши добрые дела (я сделал то-то и то-то) или добродетели (во мне есть то-то и то-то), но просить у Бога помилования. Будем просить Бога о том, чтобы нам всегда помнить то добро, которое делают нам люди, и то зло, которое делаем им мы, и всегда забывать о том добре, которое мы делаем для других, и о том зле, которое они причиняют нам. За смиренномудрого я не боюсь. Он, если и впадет в наипоследнейшие и наипозорнейшие грехи, будет Богом в конце концов помилован. Смирение никогда не пропадает даром. Падения – материал для смирения. Мы должны непрестанно бороться с грехом. Лучше смирение со многими грехами, чем гордость при немногих. Мы тогда начнем надеяться на Бога, когда полностью перестанем надеяться на самих себя. Диавол лишь подталкивает нас ко греху, но последнее «да» говорим мы сами. И восемнадцать лет диавол может готовить свои сети, чтобы поймать кого-либо. Враг никуда не спешит. У людей много недостатков и странностей, и невозможно полностью исправить их. Поэтому у нас не остается другого выхода, кроме как научиться терпеть и мириться с ними. Многие люди неблагодарны. Поэтому если мы будем ожидать благодарности, то, не получив ее, расстроимся. Если же ничего не будем ждать, то останемся спокойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Услышав первые слова его проповеди , вдова из любопытства вошла в храм и была растрогана до глубины души. Впоследствии она стала сознательным членом Церкви. Таким образом, Бог привел ее к Себе… через убежище от дождя! Православные братства Как-то раз одному человеку, критически относившемуся к православным христианским братствам, батюшка сказал: – Послушай, дорогой мой, если бы в нашу страну сошел Ангел и забрал всех духовных людей, которые так или иначе получили пользу от этих организаций, то я не знаю, сколько благочестивых людей осталось бы в Греции. – Геронда, в последнее время многие выступают против таких братств. Это правильно? – Такая односторонность, чадо мое, по своей сути является еретической и уже принесла много вреда. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, но лишь о проповедях, катехизации, лекциях и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о православных организациях, чтобы не быть опороченным теми, кто ненавидит такой род деятельности. Чадо мое, все, что делается в Церкви во славу Божию, может быть принято. Один хочет произносить обличительные проповеди , другой желает петь на клиросе, третий стремится к монашеской жизни в общежитии, четвертый тяготеет к уединению в пещере (лично я бы никогда не смог так поступить, но это вовсе не значит, что я достоин целовать ноги такого человека), другой женится или становится целибатным священником, а иной, наконец, пишет книги. Все это принимается, если мы будем творить во славу Божию. Что касается православных организаций, то блаженной памяти Дионисий Трикис 44 , присутствуя на одном собеседовании, где высказывались мнения против таких братств, спросил у критиков: – Хорошо, сколько людей находится под влиянием этих организаций? Пять миллионов? – Это невозможно! – Может быть, три миллиона? – Это астрономическая цифра! – Может быть, один миллион? – Нет! – Тогда пятьсот тысяч? – Нет, их меньше! – Сто тысяч? – Еще меньше. – Давайте остановимся на пятидесяти тысячах. Население Греции составляет несколько миллионов человек. Вместо того чтобы с таким упорством преследовать этих верующих, которые, несмотря на допускаемые ими ошибки, суть дети Христовы, не лучше ли заняться оставшимися миллионами, равнодушными к Богу и Его Церкви? О священстве

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

С грустью слушал я рассказ своего знакомого о его беседе со Старцем. В моей голове крепко засела мысль: почему батюшка, всегда такой рассудительный, не смог «подцепить на крючок» моего друга и он ушел разочарованным? На другой день я рассказал отцу Епифанию о своем смущении. – Смотри, дитя мое, – сказал он. – Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства. Скажи ему, пусть зайдет ко мне, мы с ним поговорим. Наконец я нашел своего знакомого. Передав ему свою беседу с отцом Епифанием и предложив снова сходить к нему, я услышал следующий ответ, подтверждающий мудрость батюшки и его правильную позицию: – Зачем мы пойдем, что мы ему скажем? Он прав. Наша встреча будет бессмысленна, поскольку я не намерен прекратить свои встречи с женщинами. Без Бога – все позволено – Геронда, я ни во что не верю. Какой же мне смысл воздерживаться? – Да, дитя мое, это совершенно бессмысленно. Без Бога – все позволено. Но скажи мне, ты считаешь меня безумцем? – Конечно, нет! – Корыстолюбцем? – Тоже нет! – Итак, ты не подозреваешь меня ни в корыстолюбии, ни в глупости. А нет ли у тебя подозрения, что все, чего я придерживаюсь и чему учу, в частности в вопросе о целомудрии, и есть истина? Причем тут моя сестра? Один духовный сын батюшки поведал нам о беседе со Старцем, которая состоялась, когда молодой человек еще был абитуриентом. – Геронда, один студент постоянно подговаривает меня завести любовницу. Конечно, я его не слушаю, но он мне сильно надоедает. Что ему сказать, чтобы он отстал? – У твоего друга есть сестра?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Вот почему слабый ум наш ошибочно судит – Вместо того чтобы славить и благодарить. Жди, христианин, и молись: пусть однажды придет долгожданный день – И душа, окрылившись, пройдет сквозь небесный эфир, Только тогда ты увидишь с лица золотое Божье шитье и откроешь порядок во всем». Христос, чадо мое, никогда нас не оставляет. Он всегда пребывает рядом с нами как помощник и союзник до конца веков. Но Вы это поймете только в том случае, если станете сознательным членом Его Церкви и соучастником Ее Таинств. ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ Нервно-психические расстройства и половое воздержание – Геронда, известно, что некоторые психиатры считают половое воздержание в молодости причиной некоторых психических болезней. Что мы можем им ответить? – Их позиция ошибочна, и это легко объяснить. Психиатров посещают только больные, здоровый человек просто так не пойдет к врачу! Поскольку какая-то часть этих больных не имеет любовных связей, то они делают вывод, исходя из теорий Фрейда, что причина их нервно-психического расстройства – половое воздержание. Но я знаю десятки молодых людей, хранящих воздержание, которые, разумеется, психически совершенно здоровы. – Что Вы можете сказать о психоанализе? – Психоанализ получил свое начало от Фрейда, который утверждал, что психические расстройства – результат подавления сексуального устремления и полового инстинкта человека. По методу психоанализа врачи при помощи специальных вопросов и гипноза пытаются помочь больному извлечь из подсознания старые, травмирующие его психику, воспоминания и таким образом установить причину его беспокойства, которая, по их мнению, безусловно имеет связь с неудовлетворением полового инстинкта. Однако наше время, которое, к сожалению, есть время полной разнузданности, совершенно опровергло Фрейда. Теперь мало кто подавляет половой инстинкт, но, напротив, царит полная свобода в его удовлетворении. По его теории, число психически нездоровых людей должно уменьшиться, но мы видим совершенно обратное: согласно статистике последних лет, это число возросло.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Это еще одно из доказательств Его Божественной власти и совершенства. Что же касается Вашей мысли о том, что Он нас оставил, то я ее понимаю. Без Христа мир представляет собой какой-то бессмысленный театр. Без Христа ничто не поддается объяснению. Почему есть скорби, почему неправды, почему неудачи, почему болезни, почему, почему, почему? Тысячи тысяч «почему». Поймите, человек своим ограниченным умом не может приблизиться к пониманию этих «почему»! Но со Христом все становится объяснимым: все это готовит нас к вечности. Может быть, там, в вечности, Господь сподобит нас получить ответы на некоторые из этих «почему». Думаю, стоит сейчас прочитать Вам одно прекрасное стихотворение из сборника Константина Калиникоса «Лавры и мирты» под названием «Загадки». «Старца спросил я, подвижника, семьдесят лет ему было, Вились власы его, словно кипение белой сирени: «Отче, скажи, отчего над землею небесные сферы Безостановочно движутся ночью и днем? И отчего в этот мир нарождаются вместе Розы и тернии, радость и слезы, как братья? Старче, зачем в самой тихой, заманчивой зелени леса Гнезда устраивают скорпионы и хладные гады? Отче, скажи, почему, до того как бутон разовьется И развернет нежный лик свой навстречу любимому солнцу, Черный является червь, лепестки пожирает и только Гниль, и лохмотья, и тлен в колыбели своей оставляет? Зачем и сеяния, и жатвы, и хлебороба требует Колос, прежде чем хлебушек родит? А за все то, что есть ценного, Божьего и благородного в мире, Нужно платить горьким потом, слезами и собственной кровью? Как же при этом любой кровосос набирается сил безвозмездно, Низость и подлость стремятся пожрать, поглотить все на свете, Так что едва только стоит возникнуть гармонии хрупкой, Тут же врываются шум, и разлад, и сумятица, хаос?» Так я спросил, и в ответ седовласый подвижник, К небу десницу воздев, строгим голосом мне отвечал: «Там, в вышине, за чредой облаков золотистых, Преблагодатный Господь наш бесценную вышивку шьет; Мы пребываем под нею, внизу, – потому лишь изнанку Ткани божественной видим, лицо ее Бог отвращает.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010