Духовное чадо Старца, безбрачный священник, имевший послушание епархиального проповедника, считал вполне естественным «на всякий случай» откладывать из своей зарплаты немного денег на счет в сберегательной кассе. Как-то раз в телефонном разговоре с батюшкой он упомянул о существовании счета, не осознавая ненормальности такого положения дела. Батюшка, услышав о сберегательной книжке, сильно разволновался и обязал священника на следующий же день (был уже вечер) пойти и закрыть свой счет, сняв с него все вложения. Так чужда было сознанию батюшки забота о земном. Привязанность Кто-то может иметь привязанность даже к своим очкам. Монашеское призвание Один юноша боялся, что даже после достаточного срока испытания в монастыре он впоследствии может почувствовать, что монашеская жизнь не для него. – Не бойся, – сказал ему отец Епифаний. – Человек, который после необходимого испытания в монастыре принимает решение стать монахом, имеет все сто процентов для успеха в монашеской жизни. Но, даже если вдруг случится нечто из того, что тебя пугает, ты будешь считаться мучеником за Христа и получишь за это награду. Один молодой человек, который постоянно ездил по монастырям, но при этом был сильно устремлен к миру (любил музыку, различные зрелища, путешествия, развлечения), спросил отца Епифания, позволительно ли ему думать о возможности стать монахом. – Чадо мое, в монахи ты не годишься, – ответил батюшка. – Ты слишком сильно обращен к миру. Монаху полезно иметь противоположное устремление: внутрь себя, а не наоборот. Отец Епифаний добивался того, чтобы решение стать монахом принималось обязательно после усердных молитв, без спешки, чтобы оно было, насколько это возможно, более зрелым, а не вытекало из юношеского энтузиазма. Некоторые монахи его за это критиковали. Как-то один студент, духовное чадо батюшки, посетил Святую Гору и в беседе с одним монахом сказал, кто у него духовник. Монах признал дарования отца Епифания, однако высказал свое замечание: – Плохо только то, что он не дает благословения молодым идти в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Чадо мое, неужели мы достойны таких чудес? Тот же самый человек тем же способом прислал мне сегодня 15 000 драхм! Ты воруешь у бедняков Некий господин каждый месяц раздавал милостыню. Однажды он изменил своему правилу и сказал отцу Епифанию: – Геронда, в этот месяц я не давал милостыню, потому что у меня в доме испортился водопровод и все деньги ушли на ремонт. – Своим поступком ты как будто обокрал бедняков, – сказал ему Старец. – Мы не должны тратить десятину на свои личные нужды. Десятина принадлежит Богу, Который раздает ее бедным. Пол, изъеденный червями Как-то в разговоре с духовным сыном батюшка стал говорить ему, чтобы тот не забывал подавать нищим десятину. Его собеседник ответил, что сейчас он занят постройкой нового дома: у него много расходов и дорога каждая копейка. Батюшка уверял, что Бог Сам все устроит и найдет возможность помочь ему, но тот оставался при своем мнении. Спустя время он пришел к отцу Епифанию и рассказал, что его новый паркетный пол источили черви. – Вот что случается с теми, кто не дает милостыни! – воскликнул Старец. – Дай десятину Богу, и Он воздаст тебе сторицею. Не ты, а они тебя оставляют Однажды к батюшке пришел состоятельный пожилой человек за советом о распределении своего имущества в завещании. Детей у него не было, и отец Епифаний посоветовал ему раздавать свое состояние нуждающимся прямо сейчас, при жизни. Однако тот стал возражать, говоря, что деньги нужны ему и его супруге на старость. – Геронда, если заболеет моя жена, что я буду делать? – Бог , видя твое любящее сердце, не попустит ей заболеть, – ответил Старец. К сожалению, никакие увещевания не помогали. Когда умерла супруга этого человека, отец Епифаний снова стал склонять его к тому, чтобы тот раздавал милостыню. – Геронда, – оправдывался тот, – по завещанию после смерти мои деньги отойдут различным благотворительным обществам. – Хорошо, но тогда не ты оставишь деньги, а они оставят тебя! – с улыбкой возразил Старец. – Как так? Ведь я сам своей рукой напишу завещание!

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Ну, тогда убейте его! – Своего ребенка? – изумился ученый. – Вот как! Если Вы не хотите убивать своего ребенка, как же Вы думаете, что Бог, который любит Вас несравненно больше, чем любите Вы своего ребенка, убьет Вас? Я предпочел бы стать продавцом лимонада Однажды Старца посетил отец его духовного чада, убежденный материалист, и обвинил батюшку в плохом влиянии на сына. Он с иронией заявил батюшке: – Даже не убеждайте меня, отец Епифаний, будто Вы, такой образованный человек, верите в Христа, Рай, ад и тому подобное. Батюшка резко поднялся и, оставив свою обычную мягкость, громко сказал: – Послушайте, господин! Если бы я не верил во все это, я предпочел бы продавать лимонад на Омонии, чем обманывать Вас!.. Я предпочел бы быть безграмотным тружеником, а не образованным лжецом!.. После этих слов посетитель, понурив голову, ушел… «Боже, приди, чтобы найти меня!» Однажды отец Епифаний навестил своего больного духовного сына и застал в его доме неверующего врача. Батюшка сказал ему: – Доктор, я различаю в Вас хорошее устремление, хорошее расположение души. Не буду пророчествовать, но верю, что Господь Вас не оставит. Я хотел бы попросить Вас, если Вам это не сложно, один раз в день говорите: «Боже, если Ты есть, приди, чтобы найти меня!» Думаю, что Вам это ничего не будет стоить и не отяготит Вашу совесть. Врач согласился. Вскоре этот доктор обнаружил у себя рак. Он поехал за границу, но врачи посоветовали ему вернуться в Грецию, так как болезнь прогрессировала и смертельный исход был близок. Прежде чем отправиться в обратный путь, он исповедался и причастился. Умер он в покаянии вскоре после своего возвращения в Грецию. Природа не знает справедливости Батюшка говорил: – Преподаватель Луварис 35 дал первичную формулировку следующего аргумента, в силе которого я сам лично не раз убеждался. Марксисты утверждают, что не существует ничего, кроме материи, и все управляется естественными законами. Природа же знает только один закон – закон силы. Ей неизвестны законы любви, милосердия и справедливости. По этой логике, судьба ягненка – быть съеденным волками, а бедняка – находиться под гнетом богатых, которые не несут за это никакой нравственной ответственности. Только признание нравственных законов после отказа от материализма может оправдать требования социальной справедливости. Вот выход, но ты, безумец, его отвергаешь!

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– С сегодняшнего дня ты закончишь работу и каждый месяц будешь приходить сюда за этими деньгами. И тут же он дал пораженному студенту первую «зарплату». Юноша завершил свою учебу, сейчас он благочестивый христианин и хороший врач. Я сдавал выпускные экзамены в университете, – вспоминает один из духовных детей отца Епифания. – Остался экзамен по английскому языку, который нужно было сдавать за три года, так как я плохо посещал занятия. Для того чтобы сдать экзамен, надо было поступить на курсы, а денег на учебу у меня не было. Тогда я рассказал батюшке о своем помысле прервать учебу, пойти в армию, а затем устроиться на работу, чтобы заработать необходимые деньги. Батюшка, с отеческой заботой посмотрев на меня, сказал: – Нет, дитя мое. Ты сначала получишь диплом, а потом пойдешь в армию. Найди преподавателя, бери у него частные уроки, а что касается денег, то они у тебя будут. Благодаря помощи Старца, я скоро получил свой диплом. Как-то раз к батюшке пришел бедный школьник из многодетной семьи. После исповеди отец Епифаний спросил его: – Сколько у тебя денег? Тот, будучи застигнут врасплох, смутился и ничего не ответил. – Я тебя спросил, сколько у тебя денег? – повторил батюшка. – Я обязательно должен Вам ответить? – Я не просто прошу, но настаиваю, чтобы ты сказал мне об этом. С того времени щедрая рука Старца неоднократно помогала школьнику. Однажды батюшка узнал, что один священник, с которым у него было много расхождений, оказался в большой нужде. Отец Епифаний понимал, что если он прямо даст ему деньги, то тот их, возможно, не примет. Тогда он попросил одного из своих доверенных духовных чад: – Дитя мое, поздно вечером подойди к такому-то дому, просунь под дверь этот конверт и постарайся, чтобы никто тебя не заметил. Тот так и сделал. И конечно же, священник так никогда и не узнал своего благодетеля. Когда у батюшки возникла мысль о создании монастыря, он на минуту подумал сократить дела милосердия, но тут же покаялся: «Я согрешил, согрешил! Я подумал, что Бог беден!»

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Когда отцу Епифанию говорили: – Геронда, мои дела зашли в тупик. Мои силы на пределе. Он отвечал: – Молись, дитя мое, больше молись. Бог может и забрать у тебя этот крест, и дать тебе силу нести его до конца. И не забывай: то, что для человека – тупик, для Бога – исключительно благоприятная возможность, открывающая Ему широкое поле деятельности. – Вы думаете: в моем тяжелом положении легко молиться? – возразил батюшке кто-то из его духовных чад. – Молись и о том, чтобы Господь дал тебе молитву, – ответил он. Неотступность молитвы – Геронда, как нам исправляться? Мы как жили, так и живем. – Чадо мое, больше молись, и ты заметишь, что потихоньку меняешься. А как иначе? Нет такого чудесного жезла, от удара которого в нас бы забил источник христианских добродетелей. Не все время вниз Некто из духовных чад отца Епифания, работая до позднего вечера, пропускал Всенощные бдения. Часто батюшка увещевал его, говоря: – Сын мой, нельзя же все время смотреть вниз, хоть изредка поглядывай и вверх. Позаботься хоть немного о своей душе. – Батюшка, – упорствовал тот, – у меня сейчас нет возможности, мне некогда. Однажды этот молодой человек заболел, и Старец зашел в больницу проведать его. Постучал пальцем по лбу больного и сказал: – Помнишь, что я тебе говорил? – Вы были правы, Геронда. – Сейчас ты поневоле смотришь вверх, – продолжил отец Епифаний. – Но, когда поправишься, не забывай и сам, по собственной воле, посматривать туда. ПОСТ Необходимость поста Боюсь, что тот, кто сознательно уклоняется от поста – я имею в виду, естественно, здоровых людей, – не заботится всерьез о своем спасении. Законодатели Как-то раз отец Епифаний рассказал нам следующий случай: – Некто из моих духовных детей однажды сказал мне: «Вы знаете, Геронда, я не согласен с постом. Какой он имеет смысл?» – «Пост, – ответил я, – является одним из церковных установлений. Он был установлен еще в Раю. Постились пророки, Моисей, Сам Господь, апостолы, святые отцы… Если ты не начнешь соблюдать посты и останешься при своих убеждениях, то тебе надо будет поискать другого духовника».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Я говорила тебе, госпожа Георгия, что твой сын не только богослов. Он мог бы стать хорошим защитником, адвокатом. Ты и сама это видишь. СВЯЩЕННИК Хиротония К пресвитерской хиротонии он не успел сшить себе облачение. Из разных старых облачений, находящихся в ризнице, ему собрали один комплект. После литургии к батюшке подошел регент и сказал: – Отче, Вы сегодня поразили меня и преподали хороший урок. – Почему? – спросил батюшка. – Потому что любой священник на свою хиротонию приезжает с новым облачением. Но чтобы на хиротонии у отца Епифания (благодаря своим книгам, он уже был известен) было чужое облачение, да еще и такое, собранное с миру по нитке?! Отдача от целибатного священника Один молодой человек, желая поставить батюшку в неловкое положение, сказал ему: – Отец Епифаний, вы, целибатные священники, ничего не даете человечеству. У вас нет семьи, нет детей… Вы – бесплодные смоковницы, которые, согласно Евангелию, должны быть срублены и брошены в огонь. Батюшка ответил ему: – Брат мой, не буду отвечать тебе на языке Евангелия, так как ты им пренебрегаешь, но возьму твое сравнение целибатного клирика с неплодной смоковницей. Как ты знаешь, кроме плодовых деревьев есть и другие, которые не дарятчеловеку плодов, но они необходимы ему или из- за своей древесины, или из-за листьев, или из-за тени, которую они дают… Для меня вполне достаточно, если взять твое сравнение целибатного священника с бесплодным деревом, быть одним из них… Скажем – великаном платаном, в тени которого укрывается утомленный путник, чтобы от дохнуть и почерпнуть силы на дальнейший путь! Прошло время, и этому молодому человеку потребовался «великан платан». Что же случилось? Он сделал попытку покончить жизнь самоубийством, и когда, к счастью, она не удалась, пришел в себя и спросил о… «бесплодной смоковнице». И отец Епифаний в ту же ночь, когда он получил телеграмму, взял такси и отправился в провинциальный городок, где жил этот молодой человек, чтобы вдохнуть в него силы для дальнейшей жизни. Посещение храма

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Нет! Это неправильно. Если подвергшаяся насилию девушка далека от веры, тогда вопрос отпадает сам по себе. Такая не будет спрашивать у Церкви, что ей делать. Если же она глубоко верующий человек, то сохранит плод причиненного ей насилия и, когда предстанет пред Богом, скажет Ему: «...за словеса устен Твоих, аз сохраних пути жестоки» ( Пс. 16, 4 ). Этот ребенок был моим позором, моей мукой, моим крестом. Я сохранила его и не преступила Твоей воли». Представьте себе, с каким дерзновением предстанет пред престолом Божиим эта женщина. – Геронда, что выше – жизнь или честь? Я полагаю, что честь. Поэтому такой девушке, чтобы избежать позора рождения внебрачного ребенка, лучше было бы сделать аборт. – Здесь есть очень существенная разница, которую ты не берешь во внимание. Ты не имеешь права сохранить свою честь, лишив кого-то жизни, пожертвовав жизнью другого, в данном случае плода, находящегося в утробе матери. Жизнь и честь, вероятно, можно сопоставить, но только в том случае, когда они относятся лишь к какому-то одному конкретному лицу. Однажды пришла к батюшке на исповедь студентка, которая сделала аборт уже после своей помолвки. Когда она вошла в исповедальню и, по всей вероятности, равнодушно, не испытывая тяжести своего греха, объявила о нем отцу Епифанию, тот, чтобы отрезвить ее, строго сказал: – Ты же убийца! Ты убила своего собственного ребенка! Эти слова потрясли молодую женщину, она зарыдала. Когда отец Епифаний увидел ее покаяние и действительное осознание преступления, он прочитал разрешительную молитву и ласково сказал: – Поднимись, дочь моя, и иди с благословением Божиим и с уверенностью, что Он простил тебя и освободил твою душу от тяжести греха. – Как-то раз, – рассказывал батюшка, – пришли ко мне в исповедальню мать с дочерью. Они начали говорить мне о причинах, которые побудили дочь сделать аборт. Слушая их, я почувствовал, как во мне закипает гнев. Я старался убедить их, что они сделали самое ужасное из того, что можно было бы сделать; что выход, который они нашли, – самое худшее из всего, что они могли бы предпринять; что они совершили убийство. Однако они стояли на своем. Говорили, что поступили правильно, что их общественное положение, их связи с людьми определенного круга не позволили иметь внебрачного ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Многие благодатные наставники не только молятся перед беседой с духовными чадами, но и в продолжение ее. Вот впечатления человека, который пользовался советами старца Паисия Афонского . «Рядом со старцем я чувствую себя, как в тихой заводи. Рассказываю ему, что меня тревожит. Советы о духовном и земном он дает с большой любовью, я их легко понимаю. Прежде чем разрешить какую-нибудь мою проблему, он молится. Я открываю ему нечто, что  меня сильно беспокоит. Он медлит с ответом. Я думаю, а услышал ли он? Пять минут спустя он говорит: Благословенная душа... Вот какая мысль пришла мне ... Я потрясен его ответом. Я чувствую, как исцеляется моя душа, и славословлю Богу» 92 . Молясь о совете, который ждет от него человек, духовник смирением попирает свою человеческую волю. В этот момент он как бы самоотстраняется, чтобы не мешать воле Божией выразиться в наставлении, чтобы его субъективность не препятствовала правильности ответа и не стала стеной между человеком и Богом. И Господь в ответ на самоотверженность духовника говорит его устами. Приведу тебе выдержку из воспоминаний духовных чад архимандрита Епифания (Феодоропулоса) . «Часто поздними вечерами мы находили батюшку стоящим на коленях перед Распятием. Он видел, что мы пришли, и делал нам знак подождать. Наше присутствие его не беспокоило. Он, будто рядом никого не было, продолжал либо открывать Господу свои трудности, возлагая на Него всю надежду, либо благодарить Его. Затем с удовольствием отвечал на наши вопросы. Но порой отец Епифаний не торопился с ответом. Еще раз повторяешь вопрос  и снова молчание ... Потом начинаешь понимать, что он тянет четки. И пока не закончит, ответа не услышишь» 93 . Если не знаешь, объясняю: выражение «тянет четки» означает, что отец Епифаний по четкам творил Иисусову молитву. Он совершал ее, чтобы вопросившему дать ответ, угодный Богу. А вот еще один пример. О праведном протоиерее Алексии Мечёве его чада вспоминали: «Во время беседы батюшка иногда порывисто и на мгновение припадет к молитве, ища через нее ответа, нередко крестился и тогда уже говорил. Но эту свою глубокую внутреннюю и напряженную работу он скрывал под внешней легкой и непринужденной манерой» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однажды батюшка доверительно сказал своим духовным чадам: – Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство. Подготовка к исповеди – Геронда, о чем мы должны молиться перед исповедью? – Перед исповедью молитесь, чтобы Бог открыл вам ваши грехи, дал дерзновение исповедовать их и принял ваше покаяние. Исповедь за невестку Одна женщина, придя на исповедь, начала осуждать свою невестку. Батюшка неоднократно ее останавливал: – Оставь в покое свою невестку. Рассказывай о своих грехах. Но та, как будто ничего не слыша, продолжала говорить свое. Тогда батюшка поднялся и произнес: – Скажи своей невестке, пусть придет ко мне, я прочитаю ей разрешительную молитву. Женщина в недоумении спросила: – А мне? – А тебе я прочитаю тогда, когда ты расскажешь мне о своих собственных грехах. Бог ждет нас Однажды в исповедальню к отцу Епифанию пришел старик, который исповедовался впервые. Он рассказал, что много лет назад задушил своего собственного новорожденного ребенка. – Геронда, простит ли Бог мне это зверство? – взволнованно спросил он. – Дедушка, Бог прощает всякий грех, о котором человек искренно сокрушается и который исповедует. Когда произошло это? – Много лет назад. – Подумайте, как человеколюбив Бог , Который столько лет ждал вашего покаяния! Истинное покаяние Ты обратил внимание на человека, который сейчас вышел из исповедальни? – спросил как-то батюшка у одного юноши. – Да, – ответил тот, – меня удивила произошедшая с ним перемена. – Его исповедь, – продолжил батюшка, – всякий раз поражает меня, потому что в ней каждый грех омыт слезами покаяния. А ведь он занимает один из высших государственных постов. Есть ли у меня такое смирение? Выбор духовника Один известный богослов как-то признался батюшке, что у него были проблемы с выбором старца. Тогда отец Епифаний сказал ему: – Дорогой мой, у тебя проблемы не со старцем, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, свернул на право, прошел сто метров, затем свернул бы налево, прошел еще пятьдесят метров, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание, без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

О. Епифаний в последние годы жизни Вот что, дражайший Афанасий, я имел сказать твоей любви в качестве «апологии» моего отказа взойти на митрополичьи кафедры. Полагаю, что убедил тебя в правильности своего поведения. Горячо умоляю тебя никому не сообщать о содержании этого письма, которое написано просто и исключительно для умиротворения твоего помысла, который, хотя сегодня и не показался мне поколебленным, но не могу знать, как он (этот помысел) переменится в будущем. Хорошо всегда иметь готовыми «противоборствующие помыслы»… Прошу тебя не оставлять молитв за меня, пребываю много и глубоко любящим и чтущим тебя во Христе Иисусе Господе нашем. Епифаний И. Феодоропулос, пресвитер. На свою точку зрения я всегда смотрел только как на свое личное дело и никогда не считал ее «примером» для других P. S. Излишне говорить, что на свою точку зрения, не только о выдвижении в епископы, но и о всем остальном (рукоположения в узком кругу без речей и ответных речей, неиспользование богослужебных отличий архимандрита, предпочтение «вторых мест» на Божественных литургиях, осуществление священнического служения безвозмездно и прочее) я всегда смотрел только как на свое личное дело , то есть как на дело, приличествующее и отвечающее моему личному характеру, моему личному образу мыслей, моей личной натуре. Я никогда не считал ее «примером» для других и даже не помышлял устанавливать ее в качестве «линии поведения» для близких мне людей, в том числе для тех, кто составляет мой самый непосредственный духовный круг. Я никогда не противился законным желаниям своих духовных чад, не стремился ни в малейшей степени уподобить их характеры своему собственному, никогда не выставлял себя в «пример для подражания», никогда не следовал «тактике» растворения в коллективе, уподобления, уравнения всех. Каждый из людей моего круга действует по собственным склонностям и стремлениям. Ты знаешь по собственному наблюдению, что хиротонии всех моих духовных чад совершались торжественно, в наполненных храмах, с произнесением речей и ответных слов, что те из них, кто имеет соответствующий сан, брачные и безбрачные, свободно пользуются богослужебными отличиями, что труждающиеся в миру все имеют свои места и оклады и т. д. и т. д. И если завтра кто-либо из них будет призван на епископство, не стремясь к тому сам, и его душа будет иметь покой в этом деле, то он получит мое согласие от всей души.

http://pravoslavie.ru/157706.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010