Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос Письмо зилоту Епифаний Феодоропулос Письмо зилоту Публикуется впервые Е пифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru Афины, 22 июля 1971 года Его Преподобию, монаху Никодиму из братства иеромонаха отца Ефрема, что в Провате, близ Кариеса, на Святой Горе. Любезнейший мой отец Никодим, всегда радуйся о Христе Иисусе, Господе нашем! Месяц назад я получил твоё письмо. Из-за страшной занятости запаздывал с ответом на него, за что прошу у тебя прощения. Отвечаю кратко, оставляя за собой полное право ещё раз вернуться к нашей теме в том случае, если ты пожелаешь что-то уточнить... В первую очередь, дорогой отец Никодим, должен тебе поведать одну горькую истину, которая, вероятно, тебе самому покажется парадоксальной и вызовет большое удивление. До настоящего момента я уклонялся, из соображений икономии, выражать свою позицию или же выражал её весьма прикровенно. Но теперь, когда дела зашли так далеко, что отдельные личности, имеющие, к несчастью, пугливое сознание, присоединяясь к старостльникам, становятся жертвами наглой пропаганды, направленной против Церкви, настало время сказать правду без околичностей и ничего не утаивая. Итак, отец Никодим, те, кто, боясь экуменизма, переходят к старостильникам, не выигрывают ничего. Уходя от одной ереси, они попадают в другую. Конечно, они не осознают, что попадают в ересь, но это никоим образом не меняет истинного положения вещей. Не думай, что я несправедлив или преувеличиваю. Я приведу доказательства в защиту своих взглядов. Что такое ересь, дорогой отец Никодим? Искажение веры Что же есть искажение веры? Нарушение догматов? Конечно, да, но это искажение не единственно. Искажением веры также является возведение до статуса догматов веры того, что догматом не является. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Феодоропулос Православные не должны совершать совместных молений c католиками Епифаний Феодоропулос Православные не должны совершать совместных молений с еретиками (перевод с греческого) В церковной жнзни Православие (ортодоксия) должно сочетаться с Праводеланием (ортопраксней). Им противоположны зло-славие (какодоксня, т. е. ересь) и злоделанне (какопраксня, т. е. нравственные и канонические нарушения). Само по себе допущенное кем-то злоделанне совсем не обязательно говорит о том, что совершивший его человек является не православным, а злославным (также и чьё-либо злославие далеко не сразу может выразиться в злоделанни). Если молитвы с еретиками совершаются с убеждением, что последние всё же находятся вне Церкви, и с наивным желанием каким-либо образом обратить их посредством этих деяний, то это ещё какопраксня, но не какодоксня. (Именно с такими мыслями участвовали в подобных мероприятиях и прот. Георгий Флоровский, которого никто не упрекнёт в исповедании ложной экклеспологии и многие-многие другие православные экуменисты. О. Георгий неоднократно высказывал эти свои убеждения вслух, чем всегда вызывал возмущение находившихся рядом протестантов и католиков). Если же этим антиканоническим действиям сопутствует убеждение, что еретики являются такими же полноценными членами Церкви Христовой, как и православные, и что интерконфссснональные моления суть видимое выявление нашего с ними незримого единства, - тут уже налицо не только какопраксня, но и какодоксня, т. е. ересь. Здесь и проходит грань между православными «экуменистами» и «православными» экуменистами, между неправоделанием и неправославием В одном из своих творений прп. Феодор Студит (VIII - начало IX вв.), ревностный борец с ересями иконоборчества, рассматривает такую ситуацию. Предстоятель некой Поместной Церкви или большого церковного округа (патриарх, архиепископ или митрополит) с частью своего епископата открыто уклонился в явную ересь, провозглашённую и утверждённую соборно. |
СЕМЕЙНАЯ И БЕЗБРАЧНАЯ ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ ДО БРАКА Только бегство Отцы говорят: «Во всех битвах выигрывает нападающий. Только в брани с плотью победу одерживает тот, кто обратился в бегство». Битва до гроба Юноше, который имел сильную плотскую брань и с уверенностью утверждал, что после женитьбы она непременно должна закончиться, отец Епифаний сказал: – Чадо мое, от плотской брани не спасает ни брак, ни безбрачие, ни многоженство. От нее избавляет лишь смерть. Женитьба только уменьшает эту брань. Поэтому мы до гроба не должны ослаблять бдительности. Итак, с сегодняшнего дня и ты, испрашивая себе помощи у Бога, вступи на поприще этого подвига. «Таблетки воздержания» Другому юноше, который утверждал, что молодому человеку невозможно сохранить себя в чистоте, батюшка сказал: – Ответь мне на один вопрос: «Как ты думаешь, мы, безбрачные клирики, ходим по женщинам или принимаем таблетки, подавляющие половой инстинкт?» И, заметив недоумение на лице собеседника, продолжил: – Послушай, дитя мое. «Таблетки», которые мы употребляем против плотской брани, – это молитва , пост, бдение, исповедь, причастие… Вот что хранит в чистоте как нас, так и всю безбрачную молодежь. Испробуй этот рецепт, и ты увидишь, что воздержание вполне достижимо. Сами по себе мы и на секунду не смогли бы сохранить себя в чистоте, но при содействии Благодати Божией все становится легкодостижимым. Смысл исповеди Как-то раз, – рассказал некто из духовных чад Старца, – я привел к батюшке на исповедь своего знакомого. Из исповедальни он вышел сильно разочарованным. Больше я сюда не приду, – заявил он мне. – Почему? – Сейчас я тебе объясню, – ответил знакомый. – Когда я сказал батюшке, что у меня бывают связи с женщинами, он спросил, сколько мне лет. Я ответил: «Двадцать пять». Тогда он спросил, заметил ли я, как пролетели эти годы. «Нет», – ответил я. «Пройдут еще двадцать пять, а может быть, и еще двадцать пять лет, – продолжил отец Епифаний, – и ты не заметишь, как подойдет смерть. Когда же ты предстанешь пред Христом, Он скажет тебе: «Я пришел на землю и был распят за тебя. А что ты для Меня сделал? Ты сделал свое тело, храм Святого Духа, членами блудницы». |
От издателей Дорогие читатели! С особой духовной радостью Издательский Дом «Святая Гора» предлагает вашему благочестивому вниманию русский перевод книги видного греческого пастыря и богослова архимандрита Епифания Феодропулоса (1930–1986) «Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты». Книга представляет собой сборник богословских и церковно- публицистических статей. Незадолго до кончины отца Епифания, в 1986 году, в Афинах вышло в свет первое греческое издание настоящей книги, в которую автор включил свои работы, написанные с 1976 по 1986 год и объединенные общей тематикой. Сборник состоит из трех частей. Первая часть посвящена отношению Православной Церкви к плотским отношениям вне брака, то есть к блуду и прелюбодеянию. Поводом для написания первой статьи послужило мнение известного греческого богослова-модерниста и его последователей о допустимости плотских связей между мужчиной и женщиной до благословения Церковью их брачного союза. Основываясь на глубоком знании Священного Писания ,святоотеческой Традиции и Канонического Права, отец Епифаний подвергает неправое мнение строгой богословской критике. Автор убедительно доказывает, что Церковь всегда относилась к блуду как к одному из тягчайших преступлений против христианской нравственности, а также то, что эта позиция Церкви остается однозначной и неизменной во все времена. Достойна особого читательского внимания статья «Безбрачие и девство», в которой автор делает замечательный этимологический анализ слова " блуд» и анализирует новозаветное учение о грехах против целомудрия. Вторая часть посвящена проблеме так называемого гражданского брака, дискуссия о котором развернулась в греческих церковно- общественных кругах в начале 80-х годов XX века в связи с решением греческого правительства о признании за гражданским браком юридической силы (ранее в Греции юридически признавался лишь брак церковный). Официальное отношение Элладской Православной Церкви было выражено в ее синодальном решении от 20 января 1982 года, согласно которому «заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний веры». Размышления отца Епифания на эту тему можно назвать богословским комментарием к официальному решению греческих ве иерархов. На наш взгляд, оценки отца Епифания будут весьма интересны и полезны и для русского читателя. Несмотря на то, что в Русской и Элладской Церквах проблема гражданского брака имеет неодинаковый исторический контекст, ее богословская и церковно-каноническая суть остается единой. Для современной Русской Православной Церкви этот вопрос встает особенно остро в связи с участившимися в последние годы модернистскими попытками " ревизии « православного богословия брака и супружеских отношений. |
Божья любовь и свободный выбор человека Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. 5 ноября, 2014 Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. «Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4:8). И это, поистине, как нельзя лучше Его характеризует, дает возможность нам, людям, понять, что есть Бог. Согласно святому Дионисию Ареопагиту и, конечно, апофатическому богословию нашей Церкви, Бог превышает все человеческие понятия. Он не является ни душой, ни словом, ни силой, светом, жизнью, сущностью, временем, наукой, правдой, царством, мудростью, благостью… Но, тем не менее, беру на себя смелость сказать, что здесь необходимо сделать исключение для слова «любовь». Ведь Бог – это не что иное, как любовь. Бог отцов наших, единственный истинный Бог – не карающий и не «справедливый», в соответствии с тем, что вкладывают люди в эти понятия. Он не похож ни на справедливого полицейского, который охраняет порядок, детально записывая все наши нарушения, ни на справедливого судью, дело которого судить беспристрастно, чтобы обличить и наказать виновного, подать ему пример, вершить справедливость и правопорядок. Наш Бог не является «справедливым» с этой точки зрения. И горе нам, если бы это было так. Бог – это наш Отец. Наш Бог «есть любовь». Однако многие задают вопрос, выражающий человеческое непонимание и слабость: «Почему же тогда в мире существует столько скорбей, несправедливостей и бед, если “Бог есть любовь?”». В качестве ответа мы могли бы привести слова блаженной памяти отца Епифания Феодоропулоса: «Мир без Христа – это не что иное, как театр абсурда. Без Христа ты не можешь ничему дать объяснения. Откуда скорби, несправедливость, неудачи, болезни, почему, почему, почему? Тысячи “почему”. Поймите, человек, с его ограниченными суждениями, не может приблизиться к ответу на все эти вопросы. Они объясняются только с помощью Христа. Они подготавливают нас к вечности. Возможно, там мы и удостоимся узнать ответы на некоторые наши вопросы…» (о. Епифаний Феодоропулос “Разговор с марксистом”. Каламата, 1989. С. 20). |
ИЗ ЖИЗНИ ОТЦА ЕПИФАНИЯ МИРЯНИН «Неужели я потерял Рай?» Очень часто, когда будущий батюшка был еще совсем маленьким, тетя Александра брала его с собой на работу и, чтобы он не мешал, усаживала на стул. – Этеокли, – говорила она ему, – не качайся, чтобы Боженька тебя любил. Тот какое-то время оставался неподвижным, но потом начинал чувствовать, что больше так высидеть не в силах. – Ты должен сидеть тихонько, – говорила тетя, – чтобы Христос тебя забрал в Рай . – Я сейчас немного качнулся, неужели я потерял Рай ? – взволнованно спросил малыш. – Еще немного, и можешь потерять его, – ответила она. – Будь очень внимателен. Так мало-помалу Этеоклис приучался любить Рай . Духовные корни Батюшка говорил нам: – Аскетическое благочестие простого народа, которое я видел, живя рядом с бабушкой, с тетей Александрой, и очень прочные монашеские традиции Мессинии дали мне глубоко православное воспитание. С детских лет каждый вечер при свете керосиновой лампы или луны, так как во время оккупации нельзя было включать свет, я читал Повечерие. Помню следующий случай: четырехлетним ребенком родители взяли меня на службу в один из близлежащих монастырей. По дороге я надкусил сорванную травинку, и весь рот у меня наполнился горечью. Как только мы пришли в монастырь, я побежал к крану сполоснуть рот. Один монах заметил это и подозвал меня к себе: – Что ты там делаешь? – Я сполоснул рот, потому что чувствовал горечь. – Будь внимателен, теперь тебе нельзя брать антидор, – твердо сказал монах. Так глубоко аскетична была в то время жизнь простых монахов, простых людей. Это оказало на меня очень большое влияние. Батюшка часто говорил: – Своим становлением я обязан, во-первых, Богу, а во-вторых, тете Александре. Он хотел убеждать Когда Этеоклис был маленький, – рассказывала нам тетя Александра, – он молился такими словами: – Христе мой, дай мне силы убеждать людей веровать Тебе и идти за Тобой, а хороший голос, чтобы петь, мне не нужен! Любовь к рясе Тетя Александра однажды сказала своему знакомому о батюшке: |
Предисловие «От уст твоих сужду ти, лукавый рабе» ( Лк. 19,22 ) Пишущий эти строки никогда до сего дня не имел мысли писать полемической книги против масонов. Но издание масонской организацией Греции сборника официальных документов «Элладская Церковь и масонство», где утверждается, что масонство – это не особая религия, а безобидное общество (утверждение, оскорбляющее совесть всякого православного христианина, тем более клирика), а также настойчивые просьбы некоторых наших друзей подвигли нас дать ответ. Если бы в этой книге греческие масоны откровенно заявляли: «Господа, мы не христиане!» или «Господа, христианство нам безразлично!», то оставили бы нам мало простора для критики. Однако так греческие масоны не захотели сказать. Наоборот, они называют себя «верными чадами Церкви» и подданными Владыки Христа. Доказывая это, они пишут: «...в знак уважения и преданности Элладской Церкви, верными чадами которой являются практически все члены Греческой масонской организации...» (5-я страница названной книги; то же самое можно прочитать и на страницах 31 и 66); на странице 33 мы читаем: «Принадлежащие к Православной Церкви масоны, и это совокупность практически всех членов Греческой масонской организации, последуют религии отцов, исповедуя Символ веры , как он составлен Вселенскими Соборами, являя во всём к ней (Церкви) исключительное уважение и любовь, а также глубочайшее почтение к её установлениям»; на странице 72 можно прочитать: «Верят (греческие масоны), что непогрешимость принадлежит только Богу, что Христос есть Истина», и, наконец, на странице 74 находится заявление масонов о том, что они «открытые и верные сторонники Православия» 1 . Когда греческие масоны, с одной стороны, делают такие заявления, а с другой – своей верой, словами и делами оскорбляют, прямо или косвенно, Господа Иисуса Христа, хулят и отрицаются Его, совесть всякого честного человека возмущается подобной непоследовательностью и лицемерием, если не сказать хуже. Масоны, конечно же, имеют право думать, что им угодно относительно Христа и Церкви. Они даже имеют право создавать религии (или, если они предпочитают такое название, общества, противные христианству), бороться всеми возможными силами против христианской веры, но они не имеют никакого права декларировать веру и преданность Тому, Кого они самим фактом существования масонской организации уничижают, хулят и отрицаются. Потому что масонство – не просто общество, как утверждают сами масоны, но религия, которой уничижается и упраздняется Христос (что мы и будем доказывать в настоящей работе). Ещё мы будем разоблачать ложность и несостоятельность многих утверждений масонства: например, что оно имеет философский уклон, что оно прогрессивно, что защищает всякого угнетённого, что считает высшим благом свободу мысли и совести и т. д. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и истина Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и Истина Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru (Публикуется впервые) Диалог с католиками Легендарный «диалог любви» с католиками благополучно завершился, и мы наконец... приступили к «богословскому диалогу»! Но возможно ли отделить любовь от богословия, которое и есть свидетельство истины? Может ли существовать диалог любви без истины, или диалог истины без любви! Бог есть и любовь (1 Ин. 4, 8) и истина (Ин. 14, 6). И поскольку любовь и истина неразрывно соединены в Боге, они по естественному следствию и неизбежной необходимости неразрывно соединены и в Его учениках. «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35), — сказал Господь, вновь повторив заповедь совершенной любви к ближнему (см.: Мф. 22, 39) (т. е. ко всякому человеку); Он сказал и об истине: «всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» (Ин. 18, 37) и, следовательно, станет учеником. Итак, как же мы можем отделить любовь от истины? Возможно существование только одного диалога: или «диалога любви в или «диалога истины в Ни любовь без истины, ни истина без любви для христианина немыслимы. Если ты любишь, будучи безразличным к истине, то ты не любишь по-настоящему. Эта «любовь» может быть вежливостью, дипломатией, хорошими манерами, безупречным поведением, сентиментальной привязанностью и чем угодно другим, но только не любовью, не любовью Христовой… Также если ты, обладая истиной, не имеешь любви, то не живёшь в истине. Можно разбираться в богословских тонкостях, можно право веровать в тот или иной догмат, но при этом ничем не отличаться от демонов: «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но не Тот, кто верно во всём подражает Господу, всех любит: и инославных, и иноверных, и безбожников, и гонителей и хулителей Христа. И он, именно потому, что любит их, имеет «скорбь велию и непрестающую болезнь сердцу» (Рим. 9, 2), ибо они пребывают вдали от спасающей истины. «Христианин» без любви есть «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос. Православие и Католичество Епифаний Феодоропулос. Православие и Католичество Е пифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru (Публикуется впервые) Диалог с католиками Нужен ли нам этот диалог: Православие и Католичество Давайте предстаим, что католики уступили нам во всем внешнем.... оставив себе лишь непогрешимость папы.... Станет ли хотя бы тогда нам ясно, что этот жест, несмотря на всю его эффектность и зрелищность, несмотря на производимое им сильное впечатление на профанов, не представляет собой ни малейшей сущностной уступки и что заблуждения папизма, даже в отношении учения о таинствах, остаются незыблемыми? Практика совершения таинств — это одно, а догматическое учение о них — это другое. Разве у униатов нет православных требников? Но что проку от внешнего подобия, если они веруют в то, что подаваемая через таинства благодать — тварна? Сущностные догматические различия слишком глубоки… Даже если дело на этом и остановится, то и всё равно вред окажется не малым. Потому что наши представители, только посредством своего соучастия в мнимо «богословском диалоге», предоставят папистам благоприятную возможность совершать вышеуказанные театральные жесты и беспрепятственно и легко заниматься демагогией, производя страшную путаницу и большое смятение. Как рассудят наши представители: не пойдут ли они тогда — ради того, чтобы соответствовать требованиям времени, или же испугавшись всеобщего и бурного протеста «во зле лежащего мира», или по причине головокружения от водоворота «непредвиденных событий», — не пойдут ли они тогда ещё на один шаг, то есть не согласятся ли они на взаимное общение в таинствах? Несомненно, что и ранее были отмечены многочисленные случаи преподания таинств как католикам, так и другим инославным (это случалось и в прошлых веках). Однако эти нарушения, как бы тяжки они ни были — а они, действительно, тяжки, — являются единичными случаями проступков тех или иных священников и епископов или же пусть даже малочисленных соборов Поместных Церквей. |
Скачать epub pdf Предисловие Статьи, вошедшие в этот сборник, первоначально были опубликованы в афинской церковной газете «Ортодоксос типос» («Православная печать»). Тогда эти статьи вызвали в церковной, да и в светской общественности Греции отклик, превзошедший всякие ожидания. Автор – о. архимандрит Епифаний Феодоропулос – был завален письмами от клириков и мирян с просьбами и предложениями опубликовать свои статьи отдельной брошюрой, которую всегда можно было бы иметь под рукой. Некоторые (в том числе и архиереи Элладской Церкви) даже предлагали осуществить издание за свой счет. Впервые брошюра была издана в Афинах в 1992 году. Однако и в наши дни она ничуть не устарела, так как вопросы, рассматриваемые в ней, продолжают волновать совесть как церковных, так и не церковных людей как в Греции, так и в нашей стране. В русское издание вошли статьи, касающиеся двух тем: добрачных связей и абортов. О.Епифаний говорит со своим читателем простым, понятным языком, приводит примеры из повседневной жизни, ссылается на Священное Писание и отцов Церкви. Автор в точности следует учению Православной Церкви, ни на волос не отклоняясь от святоотеческого Предания, в то же время открыто и безбоязненно вступает в дискуссию с современным внецерковным миром, не боясь говорить с этим миром на его языке. Надеемся, что русское издание статей о.Епифания поможет заблуждающимся обратиться на путь истины, колеблющимся и сомневающимся – утвердиться на этом пути, а держащимся церковного учения – низлагать лукавые хитросплетения врагов истины. Брак – это святое Таинство, не оскверняй его внебрачными связями До брака и после брака, или о «смешных» вещах Господин главный редактор! Некий известный богослов, преподаватель института, путешествующий сейчас по Кипру, в одной из публичных бесед высказал, помимо прочего, такие мысли: «Брак не является Таинством в том смысле, что занятие любовью за пять минут до свадьбы – грех , а спустя пять минут оно вполне законно. Это смешно!» Слова «это смешно!» он повторил трижды! И продолжил: |
| |