Увидев, что вместо смирения они становятся все более дерзкими, я вскочил, снял с себя епитрахиль и сказал: – А ну-ка, идите отсюда побыстрее! Если будете еще говорить, то я дам вам такую епитимью, что вы меня на всю жизнь запомните, и никто ее с вас не снимет! Они в ужасе вскочили – только их и видели. Однажды Старца в его исповедальне посетили некая женщина и ее единственная дочь, которая, будучи помолвлена, была беременна. Целью их визита было уговорить батюшку разрешить прервать беременность в силу существования непреодолимого препятствия, возбраняющего скорейшее заключение брака. Но поскольку мать жениха, верующая женщина, была категорически против аборта, они надеялись с помощью отца Епифания сломить ее сопротивление. – Послушайте, – вразумлял батюшка, – знайте: то, что вы задумали – убийство, даже более того, преднамеренное убийство! – Но что делать, ведь сейчас невозможно заключить брак! – И вы пришли ко мне, чтобы я дал вам благословение на убийство? – Э, отче, что теперь делать? Понимаете, если ребенок родится до свадьбы, то это будет пятном на репутации нашей семьи. – Женщина, вы напрасно стучите в дверь. Тут произошло нечто непредвиденное. Женщина, с демонической наглостью обращаясь к батюшке, сказала: – Итак, отче, поскольку Вы нас не понимаете, мы сделаем аборт, а потом придем, чтобы Вы же прочитали разрешительную молитву. Батюшка вскочил со своего стула, чувствуя, как он сам потом сказал, что сражается один на один с самим сатаной, и стал кричать: – Ты пойдешь в ад! Слышишь? Ты пойдешь в ад, потому что кощунствуешь над человеколюбием Божиим! Скажу тебе только одно: если ты решишься еще раз прийти, знай, что я тебя разорю! Я тебя разорю! Женщины поспешили исчезнуть. Когда отец Епифаний рассказал эту историю, мы спросили, что он имел в виду, говоря «я тебя разорю». Он ответил: – Я догадался, что женщина очень богата. Чтобы допустить ее к исповеди, я потребовал бы от нее продать все состояние, до последней драхмы, и раздать его как милостыню бедным, а потом было бы видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Чтобы ты поняла, какой у нас ненормальный учитель, скажу тебе, что он заявил, будто валаамова ослица говорила человеческим голосом. Бабушка стала ругать своего внука за такое неблагочестивое отношение к Ветхому Завету. Тогда он самодовольно спросил: – Может быть, и ты, бабушка, веришь этим глупостям и полагаешь, что осел может говорить как человек? – Так как ты, дитя мое, будучи человеком, можешь говорить как осел, то почему бы мне не поверить, что и осел может говорить как человек? – ответила старушка. Позволение грешить Один человек настойчиво просил у батюшки благословения пропустить одну воскресную службу, так как ему надо было куда-то ехать. Отец Епифаний ответил ему: – Послушай, чадо мое. Бог дал мне власть прощать грехи тем, кто в них раскаивается. Но права предоставлять возможность и свободу совершать грех Он мне не дал. Итак, не проси у меня ничего подобного, так как я не имею права исполнить твою просьбу. Жалобы на свою судьбу Некий человек жаловался отцу Епифанию: – У меня нет денег, чтобы осуществить свои замыслы, нет хороших сотрудников, чтобы мы могли успешно работать, нет супруги, которая дарила бы мне счастье, послушных детей. Батюшка прервал его: – Ты здоров? – Да. – Зарплата? – Хорошая. – Дом? – Мой, собственный. – Будущее надежно? – Безусловно. – Ну, дорогой мой, вместо того чтобы расстраиваться из-за того, чего у тебя нет, ты лучше бы благодарил Бога за то, что у тебя есть. Однажды вечером к батюшке зашли супруги-врачи, его духовные чада. Женщина, изнуренная тяжелым рабочим днем, сказала: – Геронда, разве это жизнь? С шести утра на ногах, и только сейчас мы возвращаемся из больницы… Поесть и то некогда, все на бегу. А завтра снова то же самое! – Лучше, чадо мое, подумай о том, что у тебя есть. Самое главное – у тебя есть здоровье. Второе – ты добилась своей цели и стала врачом. Многие девушки хотели бы оказаться на твоем месте, пытались добиться этого, но… ничего не вышло. Третье – у тебя счастливый брак. Сотни женщин твоего возраста рыдают над тем, что осталось от их семьи. К сожалению, мы, люди, очень часто думаем не о том, что у нас есть, а о том, чего нам не хватает. Скажем, пришло ли нам в голову когда-нибудь сказать: «Слава Тебе, Боже за то, что мы можем пить воду. Ведь сколько больных людей, которые не могут даже глотать». Ругательства

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Известный исследователь духовничества и старчества И. М. Концевич писал: «Современное духовничество родилось из древнего монастырского старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этих двух явлений, духовничества и старчества, у многих малоопытных священников,знакомых с аскетической литературой только теоретически, всегда может явиться соблазн “превышения власти”,   перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, в то время как они, в сущности, и не понимают, в чем состоит истинное старчествование. Это таит опасность причинить непоправимый вред душе опекаемого. Известны случаи даже самоубийства, как результат такого повреждения. В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию апостола Павла: Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков ( 1Кор. 7:23 ), и сопряжено с чувством угнетения и подавленности, уныния или нездорового душевного пристрастия к “старцу”. Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося внешнего затруднения или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни. В то время как благодатный старец является проводником воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога» 35 Однажды архимандрит Епифаний (Феодоропулос ; 1930–1989) беседовал со своими духовными чадами. Разговор зашел о некоторых священнослужителях, которые стремились собрать вокруг себя паству, чтобы руководить ею. Отец Епифаний, сам будучи опытным и очень известным в Греции духовником, высказался об отдельных своих собратьях: Господь нас призывает следовать за Ним, а не рядом с Ним! Но как часто мы идем даже впереди Него! Поверь: истинные пастыри никогда не стремятся к славе и власти над своими духовными чадами. Многие из них даже не хотят, чтобы их называли наставниками. Афонского подвижника иеросхимонаха Илариона (†1864) современные ему подвижники именовали «духовником духовников» и считали равным великим древним святым. Между тем сам авва Иларион отказывался от звания духовника. К нему приходило множество людей. Он всех принимал, но его наставления были похожи более на советы, чем на поучения старца ученикам. Духовник, находящийся в состоянии прелести, вокруг себя собирает соответствующий контингент пасомых. Если ты решишься на то, чтобы какая-нибудь экзальтированная личность познакомила тебя со своим наставником, первым делом узнай, не соответствует ли дерево плоду. Подчас быстро сделать это не удается и можно потерять очень много времени, доискиваясь до истинной сущности пастыря. Волки в овечьих шкурах иной раз бывают неимоверно хитры в своем лукавстве. Будь осторожен!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Годы шли, и те изменения, которые совершала во мне Божественная благодать, направили мои помышления, надежды и желания с правоведческих скамей к подножью лестницы, ведущей к Святому Престолу. Тектонические сдвиги, шедшие в моей душе, подвели меня наконец к диаконской хиротонии. Перед ней во время моей многочасовой беседы с одним почтенным старцем-митрополитом вновь возник недоуменный вопрос об отказе о. Епифания (Феодоропулоса) от митрополичьего сана, несмотря на заманчивые предложения, которые ему по временам поступали. Естественно, я уведомил об этом разговоре о. Епифания, прибавив: «Геронда, я лично чувствую мир рядом с Вами, и мое многолетнее проживание возле Вас и обучение при Ваших ногах опытно научило меня, что Ваш земной путь и то, что Вы выбираете в жизни, – одобряются и благословляются Богом. Но мне кажется, Вы должны дать обоснованный ответ всем тем, кто вопрошает себя и недоумевает, почему Вы упорно и как бы с некой твердой и непреклонной волей никак не соглашаетесь стать епископом». Он бросил на меня короткий взгляд, спокойный и в то же время пристальный, и тихо сказал: «Ладно, раз так, я помолюсь и отвечу тебе развернуто…». Я попросил у него прощения, потому что почувствовал, что невольно затронул чувствительные струны его души. Он дал мне прощение с отеческой улыбкой, и я удалился в квартиру, где тогда проживал (она находилась рядом с его собственной). Через несколько дней, возвратясь вечером домой и открыв дверь, я нашел на полу записку от геронды, в которой он просил меня зайти к нему, как только вернусь. Оставив дверь полуоткрытой, я, с написанным на лице любопытством, позвонил в звонок его квартиры, которая, как я сказал, находилась рядом с моей. Когда он открыл, то, прежде чем я успел о чем-либо спросить его, он успокоил меня: «Не волнуйся, у меня есть кое-что для тебя», – и, зайдя в свой кабинет, взял из папки и вручил мне закрытое письмо. «Возьми это и изучи на досуге, – сказал он. – Но это строго для тебя лично». Но стал бы я, в самом деле, ждать, когда у меня будет «досуг»?! Как только он благословил меня, я тут же удалился и, естественно, сразу же вскрыл конверт и стоя начал читать письмо. Глубочайшее умиление охватило меня! Прочитав письмо на одном дыхании, я тут же вновь побежал к нему, хотя время было уже позднее. Когда он открыл дверь, я сделал ему нижайший поклон и, запинаясь, пролепетал: «Геронда, этот текст принадлежит святоотеческой литературе и должен стать достоянием всех православных. Я не могу держать его в секрете за семью печатями. Этого не хочет Бог». Его первая спонтанная реакция была совершенно отрицательной. Он не хотел, чтоб кто-то узнал его «из глубины» исповедь. Но и я со своей стороны не сдавался… пока, наконец, по прошествии нескольких месяцев он не разрешил мне опубликовать текст через несколько лет после его кончины…

http://pravoslavie.ru/157694.html

Когда профессор вышел, один из его ассистентов доверительно сказал больному, что его ситуация не такая уж срочная и он мог бы подождать сутки: возможно, лекарства, которые ему уже дали, спасут глаз. Больной не знал, как поступить. Он немедленно пригласил меня приехать к нему. «Я жду Вашего ответа! Но все-таки я не хотел бы остаться одноглазым!» Я был поставлен в трудное положение и сказал ему, что не могу принять решения, так как, не будучи врачом, не могу оценить опасность ситуации. Больной продолжал настаивать. Тут мне пришла в голову мысль пригласить одного моего знакомого благочестивого врача-офтальмолога, начать усердно молиться, чтобы Бог вразумил его, а затем поступить так, как он нам скажет. Пришел врач, тщательно осмотрел глаз больного и согласился с мнением ассистента, а не профессора. Итак, несмотря на раздражение профессора, мы подождали еще двадцать четыре часа, и ситуация действительно улучшилась. Таким образом удалось избежать операции, и несмотря на то что глаз ослеп, сохранить его. Позднее на нем была проведена операция, и он снова стал видеть. ИЗБРАННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ Отец Епифаний, желая подчеркнуть, что Бог никогда не совершает ошибок и ничего не оставляет незавершенным, говорил: – Чада мои, Бог ничего не оставляет незаконченным. Никогда Он не оставляет кривых или полукруглых, неоконченных линий, даже если мы, по причине краткости нашей жизни, и видим их таковыми. В скором времени, а может быть, и спустя годы Бог доведет линию до конца и получится круг. Вероятно, мы этого уже не застанем, но застанут наши дети, внуки или правнуки. В любом случае Он, в конце концов, явит Свое совершенное правосудие. Что бы и как бы ни случалось, в конце концов все произойдет так, как этого хочет Бог . Как говорит Гомер, «Зевса свершается воля» (Илиада. 1, 5). Арифметика Бога совершенно не похожа на арифметику людей. Для нас два плюс два будет четыре. Для Бога же два плюс два – и пять, и пятнадцать, и любое другое число. (Этими словами батюшка хотел показать непостижимость путей Господних.)

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однажды в исповедальню батюшки зашла женщина, с виду простая крестьянка. Он пригласил ее сесть, но та не спешила и какое-то время внимательно рассматривала его лицо спереди и сбоку. Батюшка недоумевал. Она поисповедовалась, отец Епифаний прочитал над ней разрешительную молитву. – Ну, теперь я спокойна, – сказала женщина. – Прежде чем прийти к Вам сюда, я уже была у одного священника и исповедовалась. Но только когда он прочитал разрешительную молитву, я заметила, что у него волосы и борода подстрижены. Я подумала, что не получила отпущения грехов и пришла к Вам. Теперь я успокоилась. – Бога ты не боишься, – грозно сказал Старец, – и глумишься над Таинством Исповеди! Какая связь между благодатью священства и нашими волосами и бородами? Законно рукоположенный священник совершает все Таинства и дает Божественную благодать, даже если он будет бритый и стриженный наголо. Одно дело – благодать Божия, а другое – внешний вид священника. Да, он по многим причинам должен иметь традиционный, подобающий его сану вид, но отсутствие благодати Святого Духа никак с этим не связано. Ты это знаешь? – ?! – Если ты этого не знала и сознаешь, что согрешила повторным исповеданием уже прощенных грехов, то иди сюда, я снова прочитаю над тобой разрешительную молитву, потому что этот твой грех серьезнее тех, которые ты исповедовала. Больше так не делай! Вождение автомобиля священником Как-то раз зашел разговор о том, может ли клирик водить автомобиль. Человек, у которого ребенок был насмерть сбит автомобилем, сказал, что сейчас автомобиль не роскошь, а просто средство передвижения, его могут иметь и священники. Батюшка был другого мнения: – По-моему, хотя автомобиль и перестал быть роскошью, лучше, чтобы священники не садились за руль. Посмотрите, что творится в джунглях автомобильных дорог: раздражительность, стремление к первенству, нервозность, гнев, ругательства, взаимные оскорбления, размахивание руками... Нужно ли, чтобы в этом участвовал священник? Вы сами знаете, что происходит при небольших столкновениях: ссоры, перебранки, ругань, даже драки. Представьте себе священника, у которого на оживленной трассе спустилось колесо. Для того чтобы его сменить, он вынужден подоткнуть свой подрясник, а может быть, даже залезть под машину, перепачкаться... Какой иронический шепот и пересуды это вызовет! Чего ради ему попадать в такие искушения? Разве все это не наносит удар по достоинству, подобающему его сану? Конечно, если ему приходится служить на большом приходе в пригороде или в области, где нет хорошего транспортного сообщения, это другое дело. Тогда, скорее всего, он будет вынужден водить автомобиль. Но, если случится авария, священник, согласно Канонам, попадает под запрет…

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Тут его перебили: – Но ведь это происходит невольно, Геронда! – Согласно Канонам, – ответил батюшка, – подпадает под запрет даже тот, кто виновен в невольном убийстве. Разве такой человек может исполнять свои пастырские обязанности? Как будут смотреть на это родственники его жертвы? Как будут принимать его в качестве совершителя Таинств и духовника близкие того, кого этот священник, пусть даже невольно, убил? И, повернувшись к отцу, у которого погиб ребенок, сказал: – Царство Небесное твоему ребенку, но, если бы его сбил священник, разве ты пошел бы к нему в храм? В одном провинциальном городе произошло нечто подобное, и епископ из-за нехватки священников, по снисхождению, разрешил этому невольному священнику-убийце продолжать исполнять свои пастырские обязанности. Так люди дали ему прозвище поп-убийца! «Не изменяйте устав!» Отец Епифаний говорил священникам: – Почему вы горите таким желанием изменить устав? Говорите лишь то, что написано в служебнике, ничего не прибавляя и не убавляя! Терирем – Батюшка, я не понимаю Всенощного бдения без териремов 45 . – Конечно! Ваша молитва с териремами сразу же попадает на небеса, как срочное заказное письмо, а наша не достигает своей цели! – Но ведь и некоторые богословы говорят, что это и есть «неизреченные глаголы», о которых упоминает апостол Павел ( 2Кор. 12, 4 ). – Да, это воистину неизреченные глаголы, чадо мое! Милосердие Божие и ад Старцу был задан вопрос: – Как согласовать милосердие Божие и существование ада? Он ответил: – Не следует считать ад выражением Божиего соизволения мучениям. Ад полностью исключает присутствие Бога, по сути, являясь результатом нашего свободного выбора. Когда человек говорит Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих» ( Иов 21, 14 ), тогда Он, несмотря на Свою Всеблагость, не станет насильно спасать его. Будучи справедлив, Он предоставляет такому человеку право пользоваться своим выбором: грешнику – адом, равно как и праведнику – получить райские наслаждения. Мы выбираем место нашего вечного жительства, а Бог лишь утверждает наш выбор. Одним словом, справедливость Божия снисходит к свободе нашего выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Этот духовный сын уже не дерзал допускать подобных промахов. Но каждый раз, когда подчиненные выводили его из себя и он был уже на грани падения, он восклицал: – Будьте благодарны тому, кто умыл мне ноги! Но, конечно, никто не понимал, что он имеет в виду. Характерна простота Старца, проявившаяся в следующем случае. Многие из мастеров, которые время от времени работали в исихастирионе, говорили ему «ты» – естественно, не из презрения, а просто по привычке. Я думал, – вспоминает один монах, – что батюшка, наверное, огорчается, когда к нему обращаются на «ты» и спросил его: – Геронда, Вас не огорчает, что мастер говорит с Вами на «ты»? – Чадо мое, я и не заметил, что он со мной на «ты». Впрочем, у меня нет к нему претензий. Когда отец Епифаний занялся изданием «Толкования Страстной Седмицы» 17 , он попросил своего духовного сына, студента, теперь уже священника, посмотреть рукопись и предложить свои варианты ее редакции. Студент, очень смущенный этим, сказал: – Геронда, возможно ли, чтобы я редактировал Ваш текст? Я смотрю на Вас как на великого мыслителя, тогда как сам себе кажусь маленьким мышонком. Батюшка ответил: – Чадо мое, предположим, что все это так. Пусть гигант мысли весит, скажем, 900 килограммов, а мышка – всего лишь несколько граммов, но вместе они будут весить все-таки больше. Молитвенник Будучи духовником, батюшка в первые годы жил при храме Трех Святителей. Очень часто после утомительного дня он, держась за перила, с трудом поднимался по лестнице к себе в комнату. Он рассказывал нам: – Диавол нашептывал мне на ухо: «Сейчас ты устал, зачем тебе читать повечерие? Все равно ты будешь читать его, ничего не понимая, чисто механически». А я отвечал ему: «Если я не совершу повечерие, победа будет на твоей стороне. Если же я его прочитаю, пусть даже механически, половина победы достанется мне». И совершал повечерие. Однажды он сказал: Я настойчиво просил Бога продлить жизнь тетушки Александры, «чтобы не прибавилась мне печаль к печали» ( Фил. 2, 27 ), но понял, что Господь меня не услышал.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Признаюсь, что, если бы люди, в высшей степени достойные доверия, рассказавшие мне об этом, не слышали этого собственными ушами, я бы никогда не поверил, что преподаватели богословия действительно учат таким вещам. Что же я могу на это сказать? Такое впечатление, что в последнее время в лоне Православной Церкви появилась какая-то разновидность николаитства 6 , а вернее, возродилось появившееся в Нидерландах в Средневековье движение, известное под названием «Братья и сестры свободного духа», которое проповедовало, что «все совершающееся в любви и из любви не имеет ничего нечистого»!.. И не будем удивляться! В наши дни благочестие часто называется «ханжеством» (само собой разумеется, что с настоящим ханжеством не может согласиться ни один православный; одно дело – благочестие, и другое – ханжество), нравственность именуют «морализаторством» и преданность Священным Канонам клеймят как «законнычество». Что удивительного в том, что это зло, это переименование дошло и до обесцвечивания», а вернее сказать, до «приукрашивания» плотских грехов? Итак, ожили николаиты и карпократиане!. 7 . Сохрани Господи, чтобы не ожили и древние ворвориане, ужасные и немыслимые неприличия которых, совершавшиеся с призыванием имени Господа (!), подробно описывает святой Епифаний Кипрский в своем труде «Против ересей» (PG 41, со1. 336 sq.). Поскольку упомянутые лица попросили (я бы сказал – принудили) меня написать что-нибудь для разъяснения и просвещения благорасположенных читателей, я пишу нижеследующие строки. Никто не спорит с тем, что слово блуд (πορνεα) в предельно буквальном смысле означает удовлетворение плотских похотей за деньги. Само это слово – производное от глагола πρνημι (περνω), который значит «перевожу что-либо за море для продажи», «выношу на продажу» и, говоря короче, просто «продаю ». То, что древние греки использовали глагол πρνημι для образования слова «проституция», было естественно, так как у них такой «деятельностью» занимались, как правило, женщины, купленные за деньги, то есть рабыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Миссия военного не состоит только в том, чтобы убивать. Когда, к примеру, он получает приказ занять высоту, он может выполнить его, либо заставив врага отступить, либо взяв его в плен, либо ранив его, либо, в крайнем случае, его уничтожив. Если тебе будет поручено такое задание, то с полным доверием предай себя в руки Божии, и Он приведет это дело к благополучному исходу. Священство и воинская повинность – Геронда, поскольку я думаю стать священником, то хочу просить освобождения от службы в армии. – Нет, дитя мое, не проси освобождения, но исполни свою воинскую обязанность. Сейчас ты хочешь стать священником из-за того, что не желаешь служить в армии, но позднее твое решение будет более сознательным. – Но, Геронда, Вы же знаете, как много в армии соблазнов и как там близок к падению тот, кто готовится стать священником! – Я знаю, дитя мое, что там есть искушения, но их не сравнить с теми опасностями и искушениями, с которыми встречается священник. Если кто-то не может понести армейских искушений, то он тем более не сможет вынести искушений, связанных со священством, поэтому для такого человека лучше, если он потерпит крушение как солдат, а не как священник. Бесенок на руле Своим духовным чадам, которые имели автомобили, отец Епифаний советовал: – Не ездите на большой скорости! Отец Порфирий (известный старец и церковный пастырь) говорит, что, когда водитель мчится с сумасшедшей скоростью, на руль машины усаживается бес! – Геронда, – спросил его кто-то, – а если автомобиль просто едет на значительной скорости, что тогда? – Тогда на руле сидит маленький бес! – Каждый раз, когда я еду в Фессалоники, все меня обгоняют, а сам я обгоняю только фермерские автомобили. Так я и должен ездить? – Чадо мое, так ты едешь и возвращаешься всегда целым, – ответил батюшка. – И, показав на другого собеседника, продолжил: – А вот он торопился, так его без сознания доставили в больницу и всю голову посшивали нитками! Не гордитесь! Батюшка без особенного энтузиазма относился к большим успехам в мирской жизни, которых добивались некоторые из его духовных детей. Он просто, улыбаясь, выражал свою радость, одновременно обращая внимание духовных чад на суетность этих достижений. «Все – суета человеческая…» – выразительно пропел он даже при назначении на профессорскую должность университета своего духовного сына, которому не было еще и 30 лет, – а ведь это неординарное событие. «Со страхом Божиим…»

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010