Богомудрые мужи представляют небесные существа под видом огня, показывая их богоподобие. Небесные существа представляются и под образом людей, «потому что человек одарен разумом и способен устремлять умственные взоры свои горе; потому что он имеет прямой и правильный внешний вид, получил естественное право начальства и власти, и потому, что, хотя он по своим чувствам уступает прочим животным, но владычествует над всем преизбыточествующею силою своего ума, обширною способностью рассуждения и, наконец, духом, по природе свободным и непобедимым». Интересно, что в этой книге есть, наверное, единственное указание на способ общения ангелов, объясняющий возможность молитвы к святым и ангелам, даже если она не произносится вслух. Ангелы, «сущие безтелесными, друг к другу подступая и отступая, яснее всякого слова выведывая мысли друг друга, словно бы друг с другом ведут беседу, в молчании друг другу слово передавая» . В допленное время учение о темных силах было еще менее разработанным, чем учение об ангелах. В это время злые стихии, противящиеся Богу, олицетворялись змеем, драконом, чудовищем моря. От древнейшего времени до Моисея дошло представление о сатирах и демоне пустыни Азазеле. Козел, символизирующий грех народа, изгоняется в безводные места «для Азазеля» ( Лев.16:20-28 ). Образ сатаны появляется лишь в книге Иова (ок. 400 г. до н.э.). В 1й книге Еноха содержится сказание о падении ангелов, связанное автором с Быт.6:2: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Однако эта параллель была отвергнута поздней святоотеческой экзегезой. В Библии боги язычников нередко отождествляются с бесами. «Служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс.105:36-38 ). «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» ( 1Кор.10:20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Быт. 4, 15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Знамение на Каине заключалось в том, что всякий встречавшийся с ним опасался, как бы не потерпеть от него какое-либо зло, о чем свидетельствовал внешний вид его. Зло должно быть побеждаемо добром, а потому и убивший Каина, если бы такой оказался, должен был бы быть во много раз худшим его во зле, свирепее и лукавее, чтобы не опасаться его, несмотря на внешний вид его. Посему и наказанию подлежал бы во много раз тягчайшему. Напротив, насколько злее Каин по сравнению с прочими грешниками, настолько большую любовь надлежало бы оказывать ему преимущественно перед ними, дабы обратить его вновь к добру, возродить его к нему. Быт. 4, 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. От чуждого Богу духа и стали происходить чуждые Ему по духу существа. И в этом заключается великое посрамление диаволу и повод для него к покаянию и вразумлению, что из сих чуждых Богу людей подавляющее огромное большинство обратилось к вере, значит, вышли из-под власти диавола. В сем и есть могущество и любовь Божии, чтоб своих врагов и противников сделать своими приверженцами и поклонниками, с полным сохранением совершенной свободы их воли, так, чтобы они по собственному произволению обратились к нему, чего не может никогда сделать диавол, действуя лишь обманом, лестью и особенно насилием. Здесь я разумею обращение ко Христу язычников. Быт. 6 Быт. 6, 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. Плоть и кровь Царствия Божия не наследует; мерзок пред Богом всяк жестокосердый. Вторая книга Моисеева Исход Исх. 40 Исх. 40, 10 Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая; 11 и помажь умывальник и подножие его и освяти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Велико это слово, и требует души мужественной и возвышенной, все человеческое оставляющей ниже себя. В самом деле, если бы праотец (Авраам) не имел твердой, мужественной и любомудрствующей души, слова такие могли бы даже смутить его. " Знай " , сказано, " что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет , но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом " . 3. Не удивляйся, говорит, смотря на себя и свою старость, на бесплодие Сары и мертвенность ее утробы, и не думай, чтобы Я сказал что-нибудь много, говоря, что " потомству твоему дам землю сию " . Не только это тебе предсказываю, но и то, что семя твое переселено будет в чужую землю. Не сказал (Бог): в Египет и не назвал земли по имени, но сказал: в земле " не своей " ; там (твои потомки) претерпят рабство и бедность, и озлоблены будут не на краткое время и не на малое число лет, но " четыреста лет " . Но Я сотворю за них отмщение: " но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении " , и сделаю то, что они возвратятся сюда " с большим имуществом " . Предсказывая же Аврааму несомненно имеющее быть впоследствии, объявляя ему и о рабстве, и о пришествии в Египет, и о гневе, какой за его потомков должны будут испытать египтяне, и о славном возвращении их (оттуда), Бог показывает ему, что не над ним только совершатся сверхъестественные дела (Божьи), и не на нем только все предвозвещенное Богом, после столь великих препятствий, исполнится, но что то же случится и со всем его семенем. А это, говорит он, ныне же Я сказал тебе для того, чтобы ты прежде своего отшествия из этой жизни знал, что ожидает и потомков твоих. Но " ты " , говорит далее, " отойдешь к отцам твоим в старости доброй " . Не сказал – " умрешь " , но " отойдешь " , как будто ему предстояло пойти в путь и переселиться из одной отчизны в другую. " Отойдешь " , говорит, " к отцам твоим " , разумея не плотских (отцов), потому что как бы это могло быть, когда отец его был неверный? Не возможно было, чтобы верный праотец отошел в одно место (с неверными). " Великая пропасть " , сказано, " между нами и вами " (Лк.16:26). Для чего же Он (Бог) сказал: " отцам твоим " ? Он назнаменовал (этим словом) праведников, как то: Авеля, Ноя, Еноха и им подобных. " Погребен в старости доброй " . Может быть, кто-нибудь скажет, какая же добрая старость была у него (Авраама), когда всю жизнь свою он провел в таких скорбях? Не на это смотри, человек; а помысли о всегдашней его славе, как он, будучи странником, без отечества, без жилища, был славен и каким во все время пользовался заступничеством Божьим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ветхозаветные апокрифы указывают на мистическую связь между помазанием миром и светом: " И помаза мя маслом благим, видения масла паче снега великого, яко луча солнечная светящася " (М.И.Соколов, Славянская книга Еноха Праведного, М., 1910) . Освящающий храм архиерей приступает к помазанию престола и антиминсов Святым Миром. Хор поет: " Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века " . Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачения символизируют духовный свет, ибо Бог одевается светом, как ризою (Пс 103. 2). " Трапезофор (индития) служит образом славы Божией, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как свет... Потом приносится светильник, светильня и свет для возжения елея. Это, с одной стороны, потому что Церковь есть свещник Христов и светильник подзаконный был образом ея; а с другой - потому что елеем знаменуется подаяние божественной милости, а светом возжигаемым - сообщение божественного просвещения " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 80-81) . Согласно ранним византийским и армянским чиновникам архиерейского служения, светильники возжигаются по облачении престола. Церковные светильники символизируют сотворенные Богом в четвертый день планеты и звезды: " В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников изображает твердь и круги планет " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108) . 5) В день пятый Бог создал всякую душу животных пресмыкающихся, живущих в воде, а также птиц. В пятой речи Господь учит Моисея составлять фимиам для каждения: Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас (Исх 30. 34 36).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Во всех этих местах под преданием ап. Павел имеет в виду отнюдь не только свои послания, но, прежде всего, учение, переданное Апостолами верующим устно, ибо они несравнимо больше говорили, чем писали, как свидетельствует о том ап. Павел: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян.20:31 ). Вся же книга Деяний Апостольских заканчивается словами: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Поэтому отнюдь не всё Христово-апостольское учение было записано в Новом Завете, как считают протестанты. Многое передавалось христианами из уст в уста, по преданию, и многое из этого предания ученики Апостолов впоследствии записали, или просто упоминают по разным случаям в своих писаниях, и таковых цитат в моей книге приводится немало. Вот этому преданию и призывает следовать Св. Писание, но протестанты противятся Слову Божию. Нельзя упустить из виду и тот факт, что Апостолы, призывая держаться истинного предания, и сами пользовались иудейским преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, ап. Павел в 2Тим.3:8 (в той же главе, кстати, где он пишет о важности Писания, на что так любят ссылаться протестанты) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете (эта история описывается в Исх. 7–8 гл.) мы не находим этих имен – они передавались иудеями по преданию, и упоминаются, например, в апокрифической иудейской книге «Вознесение Моисея». На эту же книгу ссылается и ап. Иуда в своём послании (ст. 9), говоря: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь " ». И хотя эта информация взята не из Библии, а из предания, но она тоже истинна. Также и в 14 ст. своего послания ап. Иуда цитирует практически дословно книгу Еноха 1:9 как авторитетный источник, хотя и этой книги нет в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1 Кор. 10:11 ). И в других книгах Нового Завета приводятся примеры личностей Ветхого Завета, а в 11й главе Послания к Евреям – целый список праведников Ветхого Завета, угодивших Богу верой. См. подробнее:  Прот. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета . Все канонические писания Ветхого Завета Богодухновенны! Об этом свидетельствует Апостол Павел: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершён Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2 Тим. 3:15-17 ). Тимофей с детства мог знать только ветхозаветные писания. См. подробнее:  2 Тим. 3:15–17 Ветхозаветный закон сам по себе не мог даровать спасения! Никто из людей под Ветхим законом не мог оправдаться перед Богом, потому что не мог его исполнить до конца. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ). Но через Ветхозаветное откровение Бог постепенно готовил верующих к принятию Искупителя, Мессии «Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию» (свт. Филарет Московский . Катехизис, 28). См. подробнее:  Послание к Римлянам, главы 2–7 1я книга Еноха – это апокриф! Хотя в Новом Завете есть цитата из этой книги, Церковь не считает её неповреждённым словом Божиим – некоторые её места противоречат каноническим книгам Библии:  например, она рассказывает о плотском сожительстве Ангелов с женщинами, чего, по слову Христову, быть не может ( Мф. 22:30 ). См. подробнее:  Добыкин Д.Г. История канона Священного Писания Ветхого Завета . Синоптические Евангелия – это Евангелия, имеющие большое сходство в композиции. Евангелия от Матфея, Марка и Луки содержат немало буквальных совпадений, они являются «совместно обозревающими» — синоптическими. Иоанн, напротив, касается обычно тех событий, о которых Матфей, Марк и Лука не упомянули.

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

Глава 24 1. Оттуда я пошел в другое место земли, и он (Михаил) показал мне там горный хребет огненный, который горел и день и ночь. 2. И я взошел на него и увидел семь великолепных гор, из которых каждая отделена от другой, и великолепные (драгоценные), прекрасные камни; все было великолепно и славного вида и прекрасной видимости; три горы расположены к востоку, одна над другой укреплена, и три к югу, одна над другой укреплена; здесь были и глубокие вьющиеся долины, из которых ни одна не примыкала к другой. 3. И седьмая гора была между ними; в своей же вышине они все были подобны тронному седалищу, которое было окружено благовонными деревьями. 4. И между ними было одно дерево с благоуханием, какого я еще никогда не обонял ни от тех, ни от других деревьев; и никакой другой запах не был похож на его запах; его листья, и цветы, и ствол не гниют вечно, и плод его прекрасен; а его плод подобен грозди пальмы. 5. На этот раз я сказал: «посмотри на это прекрасное дерево: прекрасны на вид и приятны его листья (ветви), и его плод очень приятен для ока». 6. Тогда отвечал мне Михаил, один из святых и почитаемых ангелов, бывший со мною, который был поставлен над этим. Глава 25 1. И он сказал мне: «Енох, что ты спрашиваешь меня о запахе этого дерева и стремишься узнать»? 2. Тогда я Енох отвечал ему, говоря: «обо всем я желал бы нечто узнать, но особенно об этом дереве». 3. И он отвечал мне говоря: «эта высокая гора, которую ты видел и вершина которой подобна престолу Господа, есть Его престол, где воссядет Святый и Великий, Господь славы, вечный Царь, когда Он сойдет, чтобы посетить землю с милостью. 4. И к этому дереву с драгоценным запахом не позволено прикасаться ни одному из смертных до времени великого суда; когда все будет искуплено и окончено для вечности, оно будет отдано праведным и смиренным. 5. От его плода будет дана жизнь избранным; оно будет пересажено на север к святому месту, – ко храму Господа, вечного Царя. 6. Тогда они будут радоваться полною радостью и ликовать во Святом; они будут воспринимать запах его в свои кости, и продолжительную жизнь они будут жить на земле, как жили твои отцы; и во дни их жизни не коснется их ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Глава 45 1. И вот вторая притча относительно тех, которые отвергают имя жилища святых и имя Господа духов. 2. Они не взойдут на небо, и на землю не придут они: таков будет жребий грешников, которые отвергают имя Господа духов, и которые сохраняются таким образом на день страдания и скорби. 3. В тот день Избранный сядет на престоле славы и произведет выбор между делами их (людей) и местами без числа, и дух их соделается сильным в их внутренности, ибо они увидят Моего Избранного и тех, которые умоляли Мое святое и славное имя. 4. И в тот день Я пошлю Моего Избранного жить между ними, и преобразую небо и приготовлю его для вечного благословения и света. 5. И Я изменю землю, и приготовлю ее для благословения, и поселю на ней Моих избранных; грех же и преступление исчезнут на ней, – они не появятся. 6. Ибо Я увидел и насытил миром Моих праведных, и поставил их пред Собою; для грешников же у Меня предстоит суд, дабы уничтожить их с лица земли. Глава 46 1. И там я видел Единого, имевшего главу дней (престарелую главу), и Его глава была бела как руно; и при Нем был другой, лице которого было подобно виду человека, и Его лице полно было прелести и подобно одному из святых ангелов. 2. И я спросил одного из ангелов, который шел со мною и показал мне все сокровенные вещи, о том Сыне человеческом, кто Он и откуда Он, и почему Он идет с Главою дней? 3. И он отвечал мне и сказал мне: «это Сын человеческий, Который имеет правду, при Котором живет правда и Который открывает все сокровища того, что сокрыто, ибо Господь духов избрал Его, и жребий Его пред Господом духов превзошел все, благодаря праведности, в вечность. 4. И этот Сын человеческий, Которого ты видел, поднимет царей и могущественных с их лож и сильных с их престолов, и развяжет узды сильных и зубы грешников сокрушит. 5. И Он изгонит царей с их престолов и из их царств, ибо они не превозносят Его, и не прославляют Его, и не признают с благодарностью, откуда досталось им царство. 6. И лицо сильных Он отвергнет и краска стыда покроет их; мрак будет их жилищем и слезы их ложем, и они не будут иметь надежды встать с своих лож, так как они не превозносят имя Господа духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Давай, и принимай, и утешай душу твою, так как в аде нельзя найти утех» 586 . В этом случае для веры оставался один исход – переступить порог смерти. Гроб не может служить границею божественного владычества: шеол так же находится во власти Бога, как и земная жизнь. Праведники, страдающие в этой жизни, и грешники, здесь благоденствующие, найдут полное воздаяние за гробом. Книга «Премудрости Соломоновой» в первых главах полемизирует против воззрения и выводов Екклезиаста и развивает иные взгляды. В глазах неразумных исход праведных кажется гибелью и отшествие от нас – уничтожением; на самом деле души праведных в руке Божией и надежда их полна бессмертия ( λπς   ατνθανασας   πλρης). Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы. Во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю 587 . Наиболее замечательным местом, изображающим иудейскую веру в загробное воздаяние, нужно признать большой отдел в книге (еф.) Еноха гл. CII, 4 – CIV, 8. «Не страшитесь вы, души праведных, и уповайте вы, умирающие в правде. Не печальтесь, что ваша душа нисходит в преисподнюю в великой скорби, в горе, воздыхании и печали, и что ваше тело не обрело в вашей жизни того, чего заслуживала ваша благость». Их участь кажется одинаковою с участью грешников, но для умерших в правде уготованы за гробом «всякое благо, радость и честь». Суд Божий обнаружит их добрую жизнь и их судьба будет отлична от судьбы грешников. Это должно укреплять их на подвиги добра в земной жизни. «Ангелы на небе напоминают о них пред славою Великого к их благу». Они возрадуются, как «ангелы небесные». Напротив, грешников ожидают тяжелые мучения в преисподней – мрак, сети, пылающее пламя. Таким образом, иудей жил в постоянном страхе явиться пред лицом Судии живых и мертвых, в страхе пред Тем, Кто «может и душу и тело погубить в геенне». Бесспорно, этот страх имел этическое значение: он ставил человека выше всего, что «убивает тело, души же не может убить», – он возвышал его над эвдемонистическим принципом: «ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь», – он давал силу религиозной вере, укреплял на подвиги добра в страданиях и уничижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:63–64 ). Эти слова Иисуса очень перекликаются с образами видения Даниила и, особенно, с Эфиопской книгой Еноха. Сила у Иисуса – явно Ветхий днями Даниила, а Сын Человеческий (Бар Энаш), как и у пророков, грядет с ангелами, с облаками, или воинствами небесными. Вот этих слов Назарянина было достаточно для обвинения осуждения Его в богохульстве. Услышав это, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует... вот теперь вы слышали богохульство Его. Свидетели больше не нужны, общее решение синедриона: повинен смерти! В чем богохульство Назарянина? Убогий странник с последовавшими Ему галилейскими рыбаками объявляет, что Он и есть тот загадочный Сын Человеческий в обиталищах небесных, Который придет в свое время на облаках небесных во славе судить мир. Так понимали иудеи, с таким пониманием и распяли Иисуса Христа. Однако в образе и словах Иисуса из Назарета происходит еще нечто необычное и как бы неожиданное даже для самих ветхозаветных пророчеств. В Иисусе парадоксально соединяются в один образ и одну личность Небесный Человек и Судья – Сын Человеческий (Бар Энаш), и смиренный и презренный Раб Ягве (Эвед Ягве)! У самих пророков эти два образа едва ли пересекаются, речь, как правило, идет или об одном, или о другом. И не без оснований в те времена мог возникнуть вопрос: А один ли и тот же Сын Человеческий и Раб Ягве? Иудеи, имея Писание, так не думали и не думают сейчас. 89 И вдруг Иисус говорит как будто несуразное: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). А другой раз Тот, Кто должен был прийти с облаками небесными, говорит: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). Имеющий прийти во славе Сын Человеческий рабски склонился пред людьми и унизился ниже лисиц и птиц. Трижды Иисус, беседуя с учениками, предупреждал их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену... и быть убиту ( Мк. 8:31 ). А это даже не отсутствие нор и гнезд! Это – быть убиту! Но Иисус говорил и о воскресении, и о том, что кто постыдится Его и слов Его, постыдится того, что участь Его – участь страждущего Раба Ягве, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами ( Мк. 8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010