Сыну Человеческому передана вся полнота суда. Кем передана? Богом, Ветхим главою. Это вполне соответствует видению Даниила и словам Самого Христа: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий ( Ин. 5, 22. 27 ). Все грешники исчезнут с лица земли, потому и апостол Иоанн видит в своем Апокалипсисе новую землю ( Ин. 21:1 ). И еще текст о таинственности рода Сына Человеческого и суда Его над Своею церковью. Ибо Сын Человеческий был прежде сокровен, и Всевышний его своею властью сохранил и открыл избранным Своим. Церковь святых и избранных будет просеяна, и все избранные в тот день предстанут пред Ним (Книга Еноха, 62:7–8) с. 329]. До прихода в мир Сын Человеческий сокрыт где-то у Всевышнего. До времени Он сохраняется Богом, а потом открывается избранным Его. Не о том ли говорил Иисус в Своей ночной гефсиманской молитве: И они (избранные Божии) приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя... и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня ( Ин. 17, 8. 23 ). Но и сама церковь святых и избранных будет просеяна через сито суда Сына Человеческого, и все избранные в тот день предстанут пред Ним, как и апостол говорил: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово ( 2Кор. 5:10 ). 9.4. Пророчество Иоанна Богослова В единый ряд с образами иудейских апокалипсисов встает и образ сына Человеческого в Апокалипсисе Иоанна Богослова. И обратившись, увидел (я, Иоанн) семь золотых светильников и. посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп ( Откр. 1, 12–13; 14:14 ). Толкование этих текстов дается в соответствующих местах нашего «Толкования на Апокалипсис» 9.5. Апокалиптический образ Сына Человеческого Сын Человеческий иудейских апокалипсисов и иудейского сознания – это Небесный Человек, предвечно существующий и в конце времен, когда обветшают дни, Имеющий прийти на облаках в этот мир, чтобы осуществить суд и водворить правду. Всё и все будут испытаны пред лицом Его, Сам же Он пред Ветхим днями Вечным Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10. И будет взывать все воинство небесное и все святые, которые вверху, и воинство Божие, – херувимы и серафимы, и офанимы, и все ангелы власти, и все ангелы господства, и Избранный, и другие силы, которые на тверди и над водою, – 11. все они будут взывать в тот день и будут возносить одним гласом, и прославлять, и восхвалять, и хвалить, и превозносить в духе веры, и в духе мудрости и терпения, и в духе милосердия, и в духе правды и мира, и в духе благости; и будут все говорить одним гласом: «славь Его, и да будет прославлено имя Господа духов во век и до века»! 12. Его будут хвалить все, которые не спят вверху на небе; Его будут прославлять все Его святые, которые на небе, и все избранные, живущие в саду жизни, и каждый дух света, способный прославлять и восхвалять, и превозносить, и святить Твое святое имя, и всякая плоть, которая будет чрезмерно прославлять и восхвалять Твое имя во век. 13. Ибо велико милосердие Господа духов, и Он долготерпелив, и все Свои творения и всю Свою силу, – так много Он сотворил, – Он открыл праведным и избранным, во имя Господа духов. Глава 62 1. И Господь духов так повелел царям, и сильным, и вознесенным, и населяющим землю, и сказал: «откройте свои глаза и вознесите ваши рога, ибо вы можете узнать Избранного»! 2. И Господь духов сел на престоле Своей славы, и дух правды изливался на Него, и слово уст Его умертвило всех грешников и всех неправедных, и они погибли перед лицем Его. 3. И будут стоять в тот день все цари, и сильные, и вознесенные, и владеющие твердью, и увидят Его и узнают, как Он сидит на престоле Своей славы, и пред Ним судятся праведные в правде и никакая пустая речь не говорится пред Ним. 4. Тогда постигнет их боль, как жену, которая в родильных потугах и которой трудно бывает родить, когда ее сын входит в проход утробы и которая имеет боли при родах. 5. И одна часть из них будет смотреть на другую, и они устрашатся и потупят свой взор, и боль обоймет их, когда они увидят того Сына жены, сидящим на престоле Своей славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

10. И восстанет тогда праведный от сна, и мудрость восстанет и будет дана им. 11. И после того корни неправды будут отделены, и грешники погибнут от меча; у клеветников будут отделены корни во всяком месте, и те, которые замышляют насилие и произносят хулу, погибнут от острия меча. 12. – И после этого будет другая седмина – восьмая, седмина правды; и будет дан ей меч, чтобы суд и справедливость исполнились над теми, которые поступают насильственно, и грешники будут преданы в руки праведных. 13. И в конце ее они приобретут домы своею справедливостью, и созиждется дом великому Царю в прославление навсегда и навечно. 14. И после этого в девятую седмину откроется всему миру праведный суд, и все деяния нечестивых исчезнут со всей земли; и мир будет присужден к погибели, и все люди будут взирать на путь праведности. 15. И после этого в десятую седмину, в седьмую ее часть, будет суд на вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, произрастающее из среды ангелов. 16. И прежнее небо уменьшится и исчезнет, и явится новое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век. 17. И после этого будет много седмин без числа в вечность во благо и в правду, и с тех пор грех не будет более именоваться до вечности. 18. И теперь я говорю вам, мои сыны, и указываю вам пути правды и пути насилия, и я укажу вам их опять, чтобы вы знали, что придет. 19. И теперь послушайте, мои сыны, и ходите в путях правды, и не ходите по путям насилия, ибо навеки погибнут все, ходящие путями неправды. Девятнадцатый отдел Глава 92 1. Написанное Енохом писцом пространное учение мудрости, – которое заслуживает прославления от всех людей и есть судья всей земли, – для всех моих детей, которые будут жить на земле, и для будущих родов, которые будут ходить в праведности и мире. 2. Да не смущается дух ваш из-за времен, ибо Святый и Великий всему положил дни. 3. И праведный восстанет от сна, восстанет и пойдет по пути правды, и весь его путь и стезя будут в вечном благе и милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

(11) Всадник этот есть истина и благоверие праведных, пята же – последние дни и тогдашние святые. (12) Восседающие в то время на коне истины и веры ужалены будут змием, то есть сыном погибели. В пяту же означает: в последние дни. (13) Ибо сотворит [он] на земле призрачные и ложные знамения и чудеса, и дела невиданные и удивительные: слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат и бесноватые исцеляются . Солнце превратится во тьму и луна - в кровь (Деян 2:20). (14) Ложными же своими и призрачными чудесами прельстит, если возможно, и избранных (Мф 24:24), как говорит Господь. (15) Ибо патриарх Иаков, воззрев очами разума, предвидел все губительство сего змия, то есть сына погибели, которое падёт на людей, [а также их] скорбь и нужду. (16) И предсказал это, как будто бы от лица человеческого рода говоря: спасение Твое, Господи, ожидая. Господь же добавил: если возможно, и избранных. (17) И войдёт сын погибели в Иерусалим и сядет в храме Божием как Бог, будучи телесным человеком, рожденным из утробы женской и от племени Данова. (18) И в те дни умножится скорбь от сына погибели, [и] не стерпит Бог наблюдать погибель рода человеческого, который искупил Своей кровью. (19) И вскоре пошлёт Своих служителей Еноха и Илию обличать супостата перед всеми народами. (20) И [они] обличат противника перед всеми людьми, [что у него нет] ничего действительного и что пришел [он] на погибель и заблуждение многих. (21) Видевшие же это народы устыдятся, и обман его обличён будет служителями Божиими. (22) [Тогда] оставят его и побегут, и прилепятся к этим праведникам. [Он же], увидев себя обличаемым и всеми презираемым, разразится яростью и гневом и истребит этих праведников. (23) Тогда увидят Его страшное пришествие, и обрушится праведный гнев и ярость на всех тех, кто противился Его святому образу. (24) Тогда явится знамение пришествия Сына человеческого, грядущего на облаках небесных (Мф 24:30), и убьёт его Господь духом уст Своих (2 Фес 2:8), по апостольскому слову. (25) Тогда просветятся праведники как свет, приобретя жизнь вечную, нечестивые же низвергнутся в ад, будучи изгнаны благостью и человеколюбием Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

11. Его крыша была подобна пути звезд и молний с огненными херувимами между нею (крышею) и водным небом. 12. Пылающий огонь окружал стены дома и дверь его горела огнем. 13. И я вступил в этот дом, который был горяч как огонь и холоден как лед; не было в нем ни веселия, ни жизни: страх покрыл меня и трепет объял меня. 14. И так как я был потрясен и трепетал, то упал на свое лицо; и я видел в видении. 15. И вот там был другой дом, больший, нежели тот; все врата его стояли предо мною отворенными, и он был выстроен из огненного пламени. 16. И во всем было так преизобильно, – в славе, в великолепии и величии, что я не могу дать вам описания его славы и его величия. 17. Почвою же дома был огонь, а поверх его была молния и путь звезд, и даже его крышею был пылающий огонь. 18. И я взглянул и увидел в нем возвышенный престол; его вид был как иней, и вокруг него было как бы блистающее солнце и херувимские голоса. 19. И из-под великого престола выходили реки пылающего огня, так что нельзя было смотреть на него. 20. И Тот, Кто велик во славе, сидел на нем; одежда Его была блестящее, чем само солнце, и белее чистого снега. 21. Ни ангел не мог вступить сюда, ни смертный созерцать вид лица самого Славного и Величественного. 22. Пламень пылающего огня был вокруг Него, и великий огонь находился пред Ним, и никто не мог к Нему приблизиться из тех, которые находились около Него: тмы тем были пред Ним, но Он не нуждался во святом совете. 23. И святые, которые были вблизи Его, не удалялись ни днем, ни ночью, и никогда не отходили от Него. 24. И я до сих пор имел покрывало на своем челе, потому что трепетал; тогда позвал меня Господь собственными устами и сказал мне: «подойди, Енох, сюда и к Моему святому слову»! 25. И Он повелел подняться мне и подойти ко вратам: я же опустил свое лицо. Глава 15 1. И Он отвечал и сказал мне Своим словом: слушай! не страшись, Енох, праведный муж и писец правды; подойди сюда и выслушай Мое слово! 2. И ступай, скажи стражам неба, которые послали тебя, чтобы ты просил за них: вы должны просить за людей, а не люди за вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

12. И над той расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место. 13. И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. 14. Ангел сказал мне: «это то место, где оканчиваются небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных и для воинства небесного. 15. И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в свое определенное время. 16. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, – в год тайны». Глава 19 1. И Уриил сказал мне: «здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с женами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, – будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведен великий суд, пока не постигнет их конечная участь. 2. Также и с женами их, которые соблазнили ангелов неба, будет поступлено точно так же, как и с друзьями их. 3. И только я Енох созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я. Глава 20 1. И вот имена святых ангелов, которые стерегут: 2. Уриил, один из святых ангелов, ангел грома и колебания; 3. Руфаил, один из святых ангелов, ангел духов людей; 4. Рагуил, один из святых ангелов, который карает мир и светила; 5. Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, – над избранным народом; 6. Саракаел, один из святых ангелов, который поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху; 7. Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами. Глава 21 1. И я обошел кругом до одного места, где не было никакой вещи. 2. И я видел там нечто страшное, ни небо возвышенное и не землю утвержденную, но одно пустое (пустынное) место, величественное и страшное. 3. И здесь я видел сем звезд небесных, вместе связанных в этом месте, подобных великим горам, и пылающих как бы огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

12. И я слышал святого Михаила, когда он отвечал и говорил: «этот суд, которым осуждены ангелы, есть свидетельство для царей, и сильных, и владеющих твердью. 13. Ибо эти воды суда служат к исцелению ангелов и для смерти их тела; но они (владыки) не увидят того и не уверуют, что те воды изменятся и превратятся в огонь, который горит во век». Глава 68 1. И после этого мой дед Енох дал мне в книге знамения (accusat. plural.) всех тайн и притчи, которые ему были даны, и собрал их для меня в словах книги притчей. 2. И в тот день отвечал святой Михаил Руфаилу, говоря: «сила духа увлекает меня и возбуждает меня, и строгость суда тайн, – суда над ангелами, – поражает меня; кто может вынести строгость суда, который совершен и до сих пор пребывает и от которого они расплавляются»? 3. И опять отвечал и сказал святой Михаил Руфаилу: «есть ли кто такой, который не размягчился бы сердцем и почки которого не содрогнулись бы от этого слова? суд вышел относительно них, – относительно тех, которых выгнали они таким образом». 4. И случилось, когда святой Михаил стоял пред Господом духов, то он сказал Руфаилу так: «и я не буду предстательствовать за них пред очами Господа, ибо Господь духов разгневался на них, потому что они действуют так, как если бы были равны Богу. 5. Посему на них грядет суд, который сокрыт, от века до века; ибо ни ангел, ни человек не получат своей доли, но только они получат свой суд, от века до века». Глава 69 1. И после этого суда они навлекут на них гнев и ярость, так как они показали это живущим на тверди. 2. И вот имена тех ангелов, и это имена их: первый из них Семъйяза, второй Арестикифа, третий Армен, четвертый Кокабаел, пятый Турел, шестой Румъйял, седьмой Данел, восьмой Нукаел, девятый Баракел, десятый Азазел, одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батаръйял, тринадцатый Базазаел, четырнадцатый Ананел, пятнадцатый Туръйял, шестнадцатый Симапизиел, семнадцатый Иетарел, восемнадцатый Тумаел, девятнадцатый Тарел, двадцатый Румаел, двадцать первый Изезеел. 3. И это главы их ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

13. Когда будут падать на вас иней и снег вместе с их холодом, и все снежные ветры со всеми своими бедствиями, то вы не устоите в те дни против них. Глава 101 1. Рассмотрите небо, все дети земли, и каждое произведение Всевышнего, и устрашайтесь пред Ним, и не делайте пред Ним ничего злого! 2. Если бы Он закрыл окна небесные и задержал из-за вас дождь и росу, чтобы они не падали на землю, то что вы стали бы тогда делать? 3. И если Он посылает Свой гнев на вас и на все ваши произведения, то можете ли вы не поклоняться Ему, так как вы высказываете надменные и бесстыдные речи против Его правды, и для вас не будет мира. 4. И не видите ли вы управителей кораблей, как их корабли бросаются волнами, и качаются ветрами, и подвергаются опасности; 5. и они вследствие этого впадают в страх, так как они взяли с собою в море самое лучшее из своего имения, и они беспокоятся в своем сердце, как бы море не поглотило их и как бы они не погибли в нем? 6. Все море, и все его воды, и все его движение – не есть ли творение Всевышнего, и не запечатал ли Он все Свое дело и не заключил ли его совсем в песок? 7. Оно засыхает от Его угроз и устрашается, и все его рабы и все, что есть в нем, умирают: и вы, грешники, живущие на земле, не боитесь Его. 8. Не сотворил ли Он небо, и землю, и все, что есть на них? и кто дал учение и мудрость всем, которые движутся на земле и которые живут в море? 9. Не боятся ли моря все цари кораблей? а грешники не боятся Всевышнего. Глава 102 1. В те дни, когда Он пошлет на вас мучительный огонь, куда вы убежите и где спасетесь? И когда Он пошлет на вас Свое слово, не будете ли вы поражены тогда и не устрашитесь ли? 2. Все светила потрясутся тогда от великого страха, и вся земля будет поражена, и она задрожит и устрашится. 3. И все ангелы выполнят данные им повеления и будут стараться укрыться пред Тем, Кто велик во славе, и дети земли задрожат и затрепещут; и вы, о грешники, будьте прокляты на веки, и пусть не будет для вас мира! 4. – Не страшитесь вы, души праведных, и уповайте на день своей смерти в правде!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

16. И во время своего восхода она показывается в продолжении трех месяцев по тридцати дней, и в продолжении трех месяцев по двадцати девяти дней. 17. Ночью она показывается приблизительно в течение двадцати дней как муж, и днем как небо, ибо нет ничего другого в ней, кроме ее света. Глава 79 1. И теперь, мой сын Мафусаил, я показал тебе все, и весь закон звезд (светил) небесных окончен. 2. И он (Уриил) показал мне весь закон их для каждого дня, для каждого времени (года), для каждого господства, и для каждого года, и его выход по Его предписанию, для каждого месяца и каждой недели; 3. и он показал ущерб луны, который происходит в шестых вратах; именно – в этих шестых вратах оканчивается весь ее свет, и после этого там бывает начало месяца; 4. и он показал ущерб, который происходит в первых вратах в свое время, пока не пройдет сто семьдесят семь дней, а по исчислению по неделям – двадцать пять недель и два дня; 5. и он показал, как она отстает от солнца и от порядка звезд ровно на пять дней в одно время, и когда это место, которое ты видишь, оканчивается. 6. Таков образ, и описание каждого светила, как их показал мне вождь их – великий ангел Уриил. Глава 80 1. И в те дни отвечал мне Уриил и сказал мне: «вот я показал тебе все, о Енох, и открыл тебе все, чтобы ты увидел это, это солнце, и эту луну, и путеводителей звезд небесных, и всех тех, которые вращают их, их соотношения, и времена, и выходы. 2. И во дни грешников годы будут укорочены, и их посев будет запаздывать в их странах и на их пастбищах (полях), и все вещи на земле изменятся и не будут являться в свое время; дождь будет задержан и небо удержит его. 3. И в те времена плоды земли будут запаздывать и не будут вырастать в свое время; и плоды деревьев будут задержаны от созревания в свое время. 4. И луна изменит свой порядок и не будет являться в свое время. 5. И в те дни будет видимо на небе, как приходит великое неплодородие, на самой крайней колеснице на западе; и оно (небо или солнце) будет светить ярче, чем по обыкновенному порядку света.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

172). Взятие Еноха на небо по весьма кратковременной относительно жизни за то, что угодил Богу, было в высшей степени знаменательное для древнего мира явление, в котором ему осязательно давалось понятие о блаженной жизни за гробом, и сама жизнь, считавшаяся столь драгоценною праотцами, что долгие дни считались благословением, отодвигалась на второй план. Быт. 5:25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Ламех – муж сильный. Быт. 5:26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Быт. 5 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Быт. 5:28 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, Быт. 5:29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. Ной, или Ноа в переводе Семидесяти толковников, значит успокоитель, а по смыслу еврейского текста значит утешитель. Нет сомнения, что Ламех пророческим предвидением нарекает имя сыну своему, предусматривая в нём праведника, от которого он ожидал отрады для земли, отягчённой в это время более, чем когда-либо (см. следующую главу), преступлениями и развратом. В наречении этого имени проглядывала, вероятно, также та святая надежда на Обещанного, которая передана была праотцем Адамом роду своему. Совершенно неуместно толкование евреев, которые полагали, что в словах «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог» надобно видеть изобретение плуга. Быт. 5:30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Быт. 5:32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Ной есть лицо, оставившее по себе глубокие следы в памяти всех народов: он и Янус, и Ксисутрус, и Сатурн древних, и Тецпи, или Кохкох, мексиканцев, как увидим ниже, когда будет речь о потопе. «Но я радуюсь теперь, говорит Моисей Хоренский, начиная свой рассказ по указаниям Берозовской Сивиллы: «Прежде столпотворения, говорит она, и размножения говора человеческого языка, и после плавания Ксисутра в Армении Зруан, Титан и Иапетост являются владыками земли.!! По разделении ими между собой всей вселенной под своё владычество Зруан, усилившись, державствует над прочими.!! (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010