Сведения, заимствованные отсюда, часто очень кратки, нередко сбивчивы, а иногда и недостоверны. В значительной мере они могут быть восполнены и исправлены сообщениями об Улфиле, какие находятся в известии или письме о нем, составленном его учеником и почитателем Авксентием, епископом Доростольским. Новый источник вошел в достояние исторической науки только сравнительно с очень недавнего времени. Это благодаря заслуге профессора Георга Вайца, нашедшего его в одной из древних рукописей, составляющих собственность Парижской библиотеки. Представляя объемистый пергаменный фолиант, открытая Вайцем рукопись заключает в себе разнообразное содержание. В ней собраны равные трактаты св. Илария, две книги о Вере св. Амвросия Медиоланского и Акты собора, созванного в 381 году против ариан в Аквилее. На полях многих из ее листов и в особенности тех, где изложены соборные деяния, шрифтом курсивным и неразборчивым сделаны еще значительные приписки. Вайцу стоило их чтение тем больших усилий, что вследствие порчи, какую потерпели и от времени, и от людей, в их тексте часто недостает букв, часто и целых слов. Оказалось, что в приписках повторение актов Аквилейского собора, но повторение с тою разницею, что акты здесь постоянно прерываются замечаниями, а иногда довольно обширными рассуждениями и вставками и всегда непременно в смысле, благоприятствующем арианству. Все, что на соборе доказывали ариане, в этом изложении находит одобрение, подтверждение и дальнейшее развитие, – и наоборот, опровергаются или ослабляются доводы, представленные тем или иным из партии православных с Амвросием во главе. Сюда-то и включено письмо Авксентия о его наставнике с указанием нескольких обстоятельств из его жизни и довольно подробною передачею его учения догматического. Цель включения очевидно та, чтобы авторитетом такого славного и уважаемого мужа, каким был Улфила, подкрепить и защитить правоту арианской догмы. Данные, извлекаемые из содержания приписок, приводят к ясному заключению, что их составителем был некто Максимин, – один из арианских епископов города где-нибудь вблизи Дуная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шея его была плотная, грудь широкая, и все прочие члены весьма стройные. Вся наружность представляла что-то мрачное и свирепое. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная карбункулом (рубином) и, по обеим сторонам, двумя жемчужинами. Белая его одежда, ничем другим не отличалась от (одежды) прочих Скифов, кроме чистоты ее. Не вставая с лавки своей ладьи, Святослав говорил недолго с императором о мире и отправился назад 112 . Такой конец имела война, начатая императором против руссов, – восклицает в заключение Лев диакон 113 . Следовательно, Святославу, вынужденному покинуть Болгарию, приходилось начинать – только с другого конца – плавание тем же историческим путем «из Варяг в Греки», но который обращался теперь, собственно для него, в путь «из Грек в Варяги». Отплыв из Болгарии под осень 971 г., Святослав достиг благополучно днепровских порогов, которые старый воевода его, Свенельд, советовал объехать берегом: «поиди, княже, – говорил он, – на конях около: стоят бо Печенези в порозех». Совет Свенельдов был вдвойне благоразумен: Печенеги, промышлявшие обыкновенно грабежом у порогов, на этот раз заручились еще особым извещением от Болгар переяславецких, гласившим: «се идет вы Святослав в Русь, взем именье много у Грек и полон бесчислен, с малыми дружины». Не поверил однако Святослав Свенельду, как признаемся, не верим и мы тому, чтоб князь Руссов, обязанный, по условиям доростольским, возвратить всех пленников, мог иметь при себе, в порогах, «полон бесчислен». Или он грабил где-нибудь по пути, до порогов? Тут что-нибудь не так. Во всяком случае, Святослав, от мыса Кичкаса, смело плыл дальше, к порогам, но оказалось, что старый Свенельд был прав: «Печенизи, – говорит летописец, – заступиша пороги, и не бе льзе пройти порог» 114 . Святослав, по тем или другим причинам, не рассудил идти напролом – и, повернув назад, остановился в так называвшемся Белобережье, архипелаге семи черноморских островов, на котором, по свидетельству арабского писателя XIV в. Шемс- Эддина-Димешки, взятому из древнейших космографий: «жили разбойники Руссы, производившие грабежи во все стороны» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. Доростольский (пам. 20 нояб.), пострадал в г. Доростол (совр. г. Силистра, Болгария) в Н. Мёзии во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана (285-305). Фракиец по происхождению, Д. служил в рим. войске. Во время праздника в честь языческого бога Крона (Сатурна) ему выпал жребий в течение 30 дней играть роль земного воплощения божества. В этот период окружающие должны были выполнять любое его желание, а по истечении этого срока принести в жертву. Д., будучи христианином, решил предпочесть мученическую кончину за Христа принесению в жертву идолу и открыто исповедал свою веру. На следующий день он предстал перед судом Васса, легата легиона, но снова отказался поклониться богам и образу императора, разбросал благовония и опрокинул идолов. После жестоких истязаний 20 нояб. Д. отсекли голову. Известно точное время казни Д., на основании которого делаются попытки установить год его смерти: казнь произошла в пятницу в 4-й ч., т. е. в 10 ч. утра, на 24-й день после новолуния. С 284 по 305 г. 20 нояб. совпадало с пятницей в 292 и 302 гг. Наиболее вероятным годом казни Д. можно считать 302-й, поскольку гонения усилились в последние годы совместного правления императоров. Однако, по данным астрономии, именно в 292 г. новолуние было 27 окт., и, следов., 20 нояб. 292 г. приходится точно 24-м днем после новолуния. Годом смерти Д. иногда считается также 303 год. Подлинность и древнее происхождение рассказа о Д. косвенно подтверждается тем, что автор Мученичества приводит ряд аутентичных деталей, связанных с обычаями сатурналий, вряд ли известных несовременникам. Но несмотря на осведомленность автора о деталях церемонии, сюжет о жертвоприношении скорее всего следует рассматривать как заимствование из более древнего письменного источника либо как полемику с язычниками, поскольку в IV в. в рим. войске практика человеческого жертвоприношения была невозможна.

http://pravenc.ru/text/171408.html

В 1992 г. в месяцеслов РумПЦ было внесено имя прп. Паисия (Величковского) , канонизированного РПЦ на юбилейном Поместном Соборе 14-16 июня 1988 г. На заседании Свящ. Синода РумПЦ 20-21 июня 1992 г. было принято решение установить празднование Собора всех Румынских святых в 1-е воскресенье после Недели всех святых, а также канонизировать 19 новых святых, среди к-рых - свт. Иосиф, еп. Марамурешский († 1711); мученики Константин Брынковяну, господарь Валахии, его сыновья - Константин, Стефан, Раду, Матфей - и советник Янаке Вэкэреску († 1714); сщмч. Антим Ивиряну , митр. Унгро-Влахийский († 1716); прп. Антоний, схим. из скита Езер (Рымникская епископия) (кон. XVII - нач. XVIII в.); прп. Феодора из Сихлы (Богдана Сихлинская, † нач. XVIII в.); сщмч. Иоанн из Галеша († после 1780); сщмч. Моисей Мэчиник († после 1752); свт. Леонтий Рэдэуцкий († 1430); свт. Геласий Рымецкий (2-я пол. XIV в.), архиеп. Трансильванский; блгв. господарь Молдавский Стефан III Великий († 1504); прп. Иоанн из Прислопа (XV-XVI вв.); прп. Даниил Исихаст (XV в.); Герман Добруджанский († ок. 415); прп. Иоанн Новый Хозевит († 1960). На этом же заседании в разряд общечтимых были переведены 7 местночтимых святых, а также принято решение о внесении в календарь имен 38 святых, живших, пострадавших или погребенных на территории Румынии, в частности мучеников Клавдия, Кастора, Симфориана и Никострата (нач. IV в.) - «четырех венценосных мучеников» (итал. Santi Quattro Coronati, особо почитаемых в Риме, куда были перенесены мощи); мч. Гермеса экзорциста (нач. IV в., пам. 31 дек.); прп. Антипы Валаамского († 1882); мучеников Ермила и Стратоника Сингидунских († ок. 315); Вританиана (IV в.) и Феотима († ок. 431), епископов Томских; сщмч. Никиты Ремесианского († 4 14 или 431); прп. Иоанна Кассиана Римлянина († ок. 435); прп. Дионисия Малого († между 537 и 556); сщмч. Монтана, пресв. Сирмийского, и его жены Максимы († 304); свт. Иринея, еп. Сремского († 303?); мч. Саввы Готского (из Бузэу, † 372); мучеников Пасикрата и Валентина († 298); мч. Иулия Доростольского († 302-304?); мучеников Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа († 304-305); мучеников Никандра и Маркиана († 303); мч. Исихия Доростольского († ок. 302-304?); вмч. Иоанна Нового , Сочавского († ок. 1330); мучеников Епиктета и Астиона (кон. III - нач. IV в.); мч. Емилиана Доростольского († 362); Нифонта II, патриарха К-польского († 1508); мучеников Доната диакона, Ромула пресвитера, Сильвана диакона и Венуста († 304); мч. Луппа Солунского († ок. 306).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАДА ДОРОСТОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество Максима, Дады и Квинтилиана Доростольских. Фреска (ок. 1318 г.) церкви Благовещения. Грачаница, Косово, Сербия Дада Доростольский (греч. Δδας; + 286 ), мученик Память 28 апреля , 13 апреля (Греч. ), 2 августа - обретение мощей (Греч. ) Святые мученики братья Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклетиане (284 - 305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти. Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сёл. Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд. Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса . Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога. Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтиллиана. Они сказали, что их брат Максим - чтец в церкви , хорошо знает Священное Писание, и они во всём следуют ему. Мучеников отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием. Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: " Не бойтесь. Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам " . Наутро Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал претерпеть мучения за Его Святое Имя. Мчч. Дада, Максим и Квинтилиан. Икона (XX-XXI в.). Румыния Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом. Случилось это в 286 году.

http://drevo-info.ru/articles/5664.html

—466— циональной церкви. Статьи его, исполненные патриотизма и глубокого понимания дела, высоко ценились современниками. В течение своей почти полувековой деятельности митрополит Григорий принимал самое живое участие во всех важных болгарских народно-церковных делах и всюду отличался своею живостью и необычайною энергией, своею редкою добротой и великодушием, и благодаря этим качествам пользовался самою широкою популярностью, какая едва ли выпадала на долю других болгарских тружеников. С самого начала болезни его, продолжавшейся 9 дней, болгарский князь и княгиня проявили живое участие к положению болящего, неоднократно лично навещали его, приглашен был нарочитый доктор из Вены. В присутствии князя, княгини и членов Св. Синода последовала и самая кончина его. Все население болгарской столицы с нетерпением следило за течением болезни и с глубокою скорбью встретило известие о его кончине. Народное болгарское собрание приняло похороны его на государственный счет и закрыло заседание 19 декабря, в день похорон, в знак народного траура. Народная скорбь и любовь к почившему особенно сказались при торжественных проводах его в г. Рущук, кафедральный город доростольско-червенской епархии, которою митрополит Григорий: управлял в течение 26 лет. Душеприказчиками его были назначены: митрополит врачанский Константин, архимандрит Василий, духовный наставник княжича Бориса и один рущукский гражданин (И. Симеонов). Все свое движимое и недвижимое имущество покойный завещал на благотворительные цели. 2701 Председательствующим Св. Синода болгарского блаженный экзарх Иосиф I назначил высокопреосвященного Досифея, митрополита самоковского. Это – первый болгарский митрополит, рукоположенный для возрожденной болгарской церкви болгарскими иерархами, так как до него все бол- —467— гарские архиереи рукополагаемы были греческим патриархом с членами греческого Св. Синода. Митрополит Досифей несколько раз был избираем членом Св. Синода болгарского, не однажды и ранее был его председателем. 2702 На место Досифея членом Св. Синода избран в начале апреля терновский митрополит высокопреосвященный Климент, на которого возложено было временное управление доростольско-червенскою митрополией и который должен был произвести выборы нового митрополита на означенную епархию. Кандидатами были архимандрит Василий, воспитатель княжича Бориса и преосвященный Анфим, епископ брегальницкий, викарий филиппопольской митрополии. 11 апреля произведены были в Рущуке выборы канонического архиерея на доростольско-червенскую митрополию и большинством голосов избран архимандрит Василий, каковой выбор утвержден Св. Синодом. 2703 18 июля в константинопольской экзархийской церкви после совершения божественной литургии, в присутствии экзархийских чиновников и народа, блаженный экзарх и присланные от Св. Синода болгарской церкви высокопреосвященные Симеон, митрополит варненский и Константин, митрополит врачанский, провозгласили каноническим митрополитом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Максим Доростольский, Озовийский, мч. - житие Святые мученики Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклитиане(284 - 305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти. Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сёл. Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд. Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса. Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога. Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтиллиана. Они сказали, что их брат Максим хорошо знает Священное Писание и они во всем следуют ему. Мучеников отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием. Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: " Не бойтесь. Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам " . Наутро Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал претерпеть мучения за Его Святое Имя. Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом (+ 286). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Максим Доростольский, Озовийский, мч. " .

http://pravicon.com/info-2845

185-188 188-189 189-190 ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1799-1892), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский 190-198 200-201 198-200 201-202 ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в.), , Юрьевские, Ливонские (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 203-206 ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле 207-208 208-224 ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сирийских монахов, основателей грузинского монашества ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) 224-238 238-239 240-254 ИСИХИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ИСИХИЙ мч. Доростольский (пам. зап. 15 июня) - см. в ст. Иулий, мч. Доростольский (пам. зап. 27 мая) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте 255-256 256-257 ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) 257-276 ИСИХИЙ СИНАИТ (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 276-279 ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 279-281 281-312 312-326 ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана 326-328 328-377 377-400 400-404 ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ 404-410

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

20 марта 1082 года в катехумениях церкви Св. Софии перед часовней св. Алексия состоялось заседание Собора под председательством патриарха Евстратия Гариды . В заседании приняли участие митрополиты Феофил Ираклийский , Михаил Никомидийский , Иоанн Мокисский , Никифор Адрианопольский , Лев Камахский , Анфим Кельцинский , Никита Керасунтский , Иоанн Евханийский , Христофор Доростольский , Евстратий Христианопольский , а также архиепископы Врисийский, Фулльский, Русийский и Деркский. Собравшимся был прочитан имп. питтакий (послание), в котором упоминались представленные патриарху и собравшимся архиереям записи предпринятого имп. Алексеем I Комнином разбирательства; в них, помимо прочего, было определено налагаемое на Итала светской властью наказание. Также в питтакии патриарху предлагалось в свою очередь на основании канонов вынести решение о философе и его сторонниках. 21 марта 1082 года в том же месте состоялось новое заседание Собора под председательством патриарха. К участникам предыдущего заседания добавились митрополиты Никита Анкирский , Иоанн Сардский , Лев Халкидонский , Иоанн Сидский , Феофан Севастийский , Григорий Неокесарийский , Иосиф Карийский , Михаил Лаодикийский , Михаил Синадский , Исаия Иконийский , Георгий Антиохийский , Константин Котиаийский , Василий Евхаитский , Иоанн Колонийский , Лев Хонский , Агапит Апамейский ; отсутствовал на этот раз Никифор Адрианопольский . Как было сказано в деянии Собора, поскольку некоторые из епископата и прочего духовенства называли случившееся расследование несправедливым, Собор объявил анафему всем порицающим решение императора. Также было решено продолжить расследование по поводу учеников Итала. 11 апреля 1082 года в прежнем месте состоялось еще одно заседание Собора под председательством императора и с участием патриарха. Из участников предыдущего заседания отсутствовали митрополиты Сидский, Кельцинский, Евхаитский, Керасунтский, Доростольский, Христианопольский, Синадский, Иконийский, Антиохийский, Котиаийский, Апамейский и все четыре архиепископа; добавились митрополиты Кизический, Навпактский, Тивериопольский, Гермийский, Авидский и Адрианопольский. Были допрошены и признаны невиновными названные самим Италом его ученики Михаил Мацосец , Михаил Доксопатр , Михаил Цер , Иоанн Гангрский и бывш. проксим (помощник) школы св. Феодора в квартале Сфоракий Евстратий (впоследствии митрополит Никейский). Тогда же было решено потребовать у Михаила Каспака подпись под перечнем предъявленных им Италу обвинений и узнать, может ли Каспак представить какого-либо свидетеля будто бы учиненного Италом кощунства. Об исходе этого разбирательства и соответственно о том, отрекся ли Итал от тех взглядов, в которых обвинил его Каспак, ничего не известно.

http://drevo-info.ru/articles/13679387.h...

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии принял участие в торжествах в честь 20-летия возрождения Доростольской митрополии 11 октября 2021 г. 19:40 10 октября 2021 года настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария) архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Доростольского Иакова принял участие в торжествах, посвященных 20-летию возрождения Доростольской митрополии. Божественную литургию совершил владыка Иаков в сослужении митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина ( Украинская Православная Церковь ), митрополита Старозагорского Киприана, митрополита Врачанского Григория, епископа Тульчинского Виссариона ( Румынская Православная Церковь ), наместника Троянского и Бачковского монастырей епископа Величского Сиония, игумена Рильского монастыря епископа Адрианопольского Евлогия, викарного архиерея Сливенской митрополии епископа Агатопольского Иерофея, протосингела Доростольской митрополии протопресвитера Добрия Чакова, протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), архимандрита Вассиана (Змеева), духовенства Доростольской митрополии. По окончании Литургии архимандрит Василий (Савов) огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Болгарского Неофита по случаю 20-летия возрождения Доростольской митрополии. Митрополит Белоцерковский Августин поздравил митрополита Доростольского Иакова с праздником и вручил ему отличительный знак Белоцерковской епархии — медаль Рудосельской иконы I степени, а также преподнес в дар копию Почаевской иконы Божией Матери и факсимильное издание Луцкого Евангелия XIV века. Затем была совершена заупокойная лития по приснопамятным Доростольским митрополитам Илариону и Амвросию. В тот же день митрополитом Доростольским Иаковом был дан официальный праздничный прием, на котором присутствовали приглашенные иерархи, представители светской власти и многочисленные гости. В память о 20-летии возрождения Доростольской епархии владыка Иаков подарил архимандриту Вассиану (Змееву) крест с украшениями. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5851715.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010