Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество. Перед православной шляхтой стоял выбор: или верно хранить Православие предков и отказаться от всех сословных преимуществ, или принять католичество и удержать за собой эти преимущества. И к концу XVII века православная шляхта почти вся олатинилась. Даже потомки такого выдающегося поборника Православия, каким был на грани XVI-XVII веков князь К. К. Острожский, вскоре после его кончины перешли в католичество. Эти обстоятельства лишали православных того сословия, которое в то время имело возможность защищать их. Лишившись поддержки влиятельной шляхты и оставшись религией непривилегированных классов, Православие испытывает дальнейшее ограничение своих прав. Не лучше обстояло дело и с православной иерархией. К концу XVI века большая часть ее во главе с митрополитом " Киевским Михаилом Рогозой приняла провозглашенную на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православный народ мужественно встал на защиту своей веры и борьбу с Брестской унией. Эта борьба охватила все православное население Украины и Белоруссии. Время «религиозной борьбы» XVI -XVII веков выдвинуло целый ряд ревностных поборников Православия: князя К. К. Острожского, князя Курбского, виленского архимандрита Леонтия Карповича, киево–печерских архимандритов Елисея Плетенецкого и Захария Копыстенского, митрополита Киевского Иова и особенно митрополита Киевского Петра Могилу. Благодаря его заботам возвращались бесконечно нарушаемые католиками права православных, основано в Киеве высшее учебное заведение, имевшее большое влияние на ход просвещения во всей Руси, восстановлены из развалин вековые памятники народной святыни — древнейшие киевские храмы, был издан требник, составлено изложение православного вероучения и Немало было написано православными деятелями полемических сочинений, направленных на защиту своей веры от посягательств со стороны инославия и прежде всего Весьма важную роль в защите Православия против распространителей унии играли православные церковные братства, в первую очередь Львовское (с 1585 г.) и Виленское (с 1588 г.), представлявшие собой тесные союзы городского населения «всякого стану».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Плетенецкого» (К., 1625). Захария прославлял Е. за то, что тот «в тие лютие времена» сберег Православие и сохранил верность К-польскому патриарху, был образцом для монахов, зерцалом благочестия, утешением для обездоленных, защитником убогих, сирот и вдов. Соч.: Часослов. К., 1616 [предисл.]; Анфологион. К., 1619 [предисл.]; Литургиарион. К., 1620 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла. К., 1623 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на Деяния святых апостолов. К., 1624 [предисл.]. Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 1 а. Л. 1-10. Ист.: АЮЗР. 1865. Т. 2: 1569-1637. С. 31-32, 63-64, 200-203; 1863. Т. 4: 1657-1659. С. 411-413, 444-445, 459-465, 545-546; Эпитафии фундаторам Киево-Печерския лавры из Тератургимы Афанасия Кальнофойского//Киевские ЕВ. 1874. 14. С. 398-403; 19. С. 532-536; 20. С. 566-569; 22. С. 608-613; 24. С. 677-679; АрхЮЗР. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 345-385. Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 65-66; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. С. 214-216, 265-282, 386-398; он же. Панегирик киево-печерскому архим. Елисею (Плетенецкому) 1618 г.//ТКДА. 1910. 6. С. 296-350; Строев. Словарь. С. 104; Timob Ф. Mamepiaлu до icmopiï книжноï справи на Ykpaïhi в XVI-XVIII вв.: Bceзбipka передмов до укр. cmapoдpykib. К., 1924. 1, 3, 4; он же. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности, 1615-1915. К., 20032. С. 39, 42; Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1/Уклав Л. Махновець. С. 444-446; I. I. Icmopiя украïнського друкарства. К., 1994. С. 257-263, 279; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Дзюба О. Плетенецький//Icmopiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 144-145; Хижняк З. I. Плетенецький Олександр Хомович, чернече iм " я akaдeмiя в iмehax. К., 2001. С. 428; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 157-162; Кагамлик С. Р. Засновник Печерського kyльmypho-ocbimhьoro гуртка: До 380-piччя biд часу cмepmi Плетенецького//Kaлehдap-щopiчhuk «Украïнознавство-2004». К., 2004. С. 168-171; она же. Киево-Печерська лавра: Cbim православноï дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/189869.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXXIII Письмо Киево-Печерского архимандрита Елисея Плетенецкого к виленскому воеводе Яну Ходкевичу, с просьбою о возвращении Печерской обители двух сел, пожертвованных ей предками означенного воеводы. 1617 г., декабря 23. XXXIII Письмо Киево-Печерского архимандрита Елисея Плетенецкого к виленскому воеводе Яну Ходкевичу, с просьбою о возвращении Печерской обители двух сел, пожертвованных ей предками означенного воеводы. 1617 г., декабря 23. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/710822/

301 А. Ю. и З. Р. 2. 28, 36, 37, 41 протоиер. Лебединц. Материалы для истор. Киев. митрополии. С. 17 Говорск. Вестн. Западн. России. Год 4. Кн. 9. Отд. 1. С. 6 302 А. З. Р. 4. 186 Протест, или жалоба, Потея от 16 окт. 1612 г. на Киево-Печерскую лавру напечатан в Труд. Киев. Акад. 1869. 2. 537–539 Заявление возного о позвах на суд, врученных киевским монастырям и духовенству в 1613 г., по жалобе Потея, см. у Голубева — Материал. для Истории Западнорусской Церк. 27, в Труд. Киев. Ак. 1878. Июнь. Прил. С. 194 Копии же позва игумену и инокам межигорским — в Архиве униатск. митр. при Св. Синоде. Рукоп. 46 а позва киево-печер. архимандриту Плетенецкому и инокам — там же. 47 303 Максимович. Собрание сочинений. 2. 263–264. Киев, 1877 304 А. Ю. и З. Р. 4. 176 Эта же грамота на латинском языке напечатана у Гарашевича. Annal. Eccles. Ruth. P. 443–445 — Зубрицк. Летоп. Львов. братства под 1609 и 1613 гг. С. 61, 62, 64 305 А. Ю. и З. Р. 2. 43 А. З. Р. 4. 185 Присяжный лист Рутского хранится в Архиве униат. митроп. при Св. Синоде. Связка Д. 301 В той же связке Д находятся присяжные листы: Гедеона Брольницкого при посвящении его в архиепископа Полоцкого в 1601 г. 296 Евстафия Воловича Малинского при посвящении его во епископа Луцкого в 1607 г. 299 Афанасия Крупецкого при поставлении его во епископа Перемышльского в 1610 г. 300 306 Вилен. арх. сборн. 6. 77 А. Ю. и З. Р. 2. 40 О смерти Михаила Копыстенского, как происходили искательства на его кафедру, какие избраны были кандидаты и кто сопротивлялся Афанасию Крупецкому, см. у Петрушевича. Сводн. галицко-рус. летоп. под 1610 и 1611 гг. С. 38–41 307 Донесение Суши римской Конгрегации распространения веры 1664 г.— у Гарашев. Annal. Eccles. Ruth. P. 303, 319 Здесь сказано: «Ne unicum quidem in suo episcopatu unitum invenit». 308 Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп. под 1611 г. С. 41 Голубев. Материалы для ист. Западнорусск. Церкви. 26, в Труд. Киев. Ак. 1878. Июнь Говорск. Вестн. Юго-Запад. и Зап. России. Год 1. Т. 1. Июль. Отд. 1 413]; Harasiew. Annal. Eccl. Ruth. P. 445

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

IV Глава — Библиотека — Церковно-Научный Центр " Православная Энциклопедия " Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ IV Глава IV Глава Состояние Киево-Печерской обители в XVI столетии. - Очерки деятельности ближайших предшественников Петра Могилы по архимандрии  - Никифора Тура, Елисея Плетенецкого и Захарии Копыстенского. - Религиозное движение в Киеве в 20-х годах XVII столетия. - Деятельность Петра Могилы в первые годы управления Киево-Печерскою лаврой: его заботы о внешнем и внутреннем благоустройстве обители. - Выдержки из собственноручных записок Могилы. характаризющие означенную деятельность. - Примечание о начале книгопечатания в Киеве и о некоторых первопечатных киево-печерских изданиях. Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/lib/text/708948/

В доказательство сего Юрий указывает на так называемую Кириллову книгу, где на л. 9 отвергается, как еретическая мысль, о пребывании в настоящее время Святых со Христом на небесах. Об томже, продолжает Крижаничь, много счет се и безимениы писатель кньигы об вере: и плетенецки: и патерик. Потом прибавляет: л. 34 об. ти пак чительи: стефан кколь, плетенецкн, патерик и безименны вереика: хотещи латиню проклети, вс церков проклинают. Указывая на недостатки наших прежних учительных книг, Юрий Крижаничь напрасно однако же старается укрыться от возражений со стороны православных, своим отрицанием заблуждений протестантских, вместо римско-католических. Русские тогда были не столько просты, чтобы не могли в этом не видеть неискренности. На л. 36. отражая наконец то обвинение, что принимает на себя звание учителя, Юрий замечает, что может быть кто-либо из самих пастырей и учителей Русской Церкви не похулит его труда, что в великом государстве Русском много пастырей и мужей книжных и учительных, а в Сибири он не видит ни одного такого. Между тем видю, прибавляет Крижаничь, л. 36., видю цлы монастиры зъ вами прелестю обмамльены. а никн себи и ркы отскают: дабы се не знаменити щиптю (щепотью) . а ники и чдеса и себи от ангелов быти чиньено зативают. а когда дело повидают: не от блих, но от черних ангелов чнньено б и из мирских многи ст тоже омракою заведени и жесточени да се не хотет нзповидати, ни причащати. а ини на среде: и не ведт хъ стране пристати... изъ такових никии мене черва опрашаша и опрашают: жельещи се начити пта истинаго. Л. 41 об. Предил (или глава) а. об церкви, в 17 отделениях. В сей главе, л. 44 об., приводит между прочим слова одного римско-католического писателя о непогрешимости Церкви. Имя его: Петер Шименец. Л. 49. Преднл в. об любви. любов всих нравних Л. 57. Предил г. об в 13 отделениях. Л. 60 об. Предил д. об раздор, в 12 отделениях. Л. 62 об. 63 об. приводит слова Польского писателя Якова Вуйка. Л. 65 об. Предил е. об грамоте, на В 12 отделениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

17, 14), а Елисей чудесным умножением елея спасает одну из жен «сынов пророческих» и ее детей от долгового рабства (4 Цар. 4, 1–7), а потом кормит 100 человек 20-ю ячменными хлебцами и несколькими зернами в шелухе (4 Цар. 4, 42–44). Повторяя это пророческое действие, Иисус питает голодную пятитысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14, 15–21; Мк. 6, 34–44; Лк. 9, 12–17), а затем четырехтысячную толпу — семью хлебами и несколькими рыбами (Мф. 32–38; Мк. 8, 1–9). Илия воскрешает сына сарептской вдовы (3 Цар. 17, 17–24), а Елисей — сына богатой жительницы селения Сонам (4 Цар. 4, 8–37). Повторяя этот пророческий жест, Иисус воскрешает сына наинской вдовы (Лк. 7, 1–15). В завершение описания воскрешения в Наине Лука говорит о реакции жителей этого города на произошедшее событие и приводит их слова: И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 16). Кроме этих очевидных параллелей в рассказах об Илие и Елисее, с одной стороны, и в рассказах об Иисусе — с другой, есть и менее заметные. Например, Елисей совершает действия, в результате которых всплывает утонувший топор (4 Цар. 6, 5–7). Иисусу также подвластна водная стихия: Он укрощает бурю на Галилейском море, по Его слову рыбы устремляются в сети рыболовов, а Сам Он обладает способ­ностью ходить по поверхности воды. Также прослеживается некоторое сходство апостольской общины, сопровождающей Христа, с учениками пророков Илии и Елисея. Все это говорит о том, сколь важное значение в повествованиях евангелистов придается пророческому аспекту земного служения Христа Спасителя. Наконец, нельзя не заметить еще одного сходства евангельских повествований об Иисусе Христе с рассказами книг Царств об Илие и Елисее. В годы своего мессианского служения Иисус был бездомным скитальцем, не имевшим, где приклонить голову (Мф. 8, 20; Лк. 9, 58), — как и многие пророки, вплоть до Иоанна Крестителя, которые всю жизнь скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

В данном случае Господь указывает не на тождественность персон Иоанна и Илии, а на тождественность и величие их пророческого служения. Илия (вместе с Енохом, согласно преданию), должен будет явиться в конце времен, чтобы предостеречь людей от поклонения антихристу и проповедовать Христа. Поскольку миссия Иоанна также сводится к тому, чтобы указать на Истинного Мессию, то Иисус Христос и говорит о том, что Предтеча несет служение «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ). Под «духом» в данном случае понимается не душа (не личность), а особая благодатная сила. Что говорит Библия о «духе Илии»? «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:15 ). Прижизненный ученик Илии Елисей перед вознесением на небо своего учителя сказал ему «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( 4Цар.2:9 ). В качестве знака передачи благодатной пророческой силы Илия оставляет Елисею милоть (шерстяной плащ без рукавов) – «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:14-15 ). О таком понимании свидетельствуют мч. Иустин Философ , свт. Иоанн Златоуст и др. Некоторые евреи считали, что Иоанн Креститель – один из воскресших пророков. Не означает ли это, что они верили в перевоплощение? Абсурдно видеть возможную веру иудеев в реинкарнацию в евангельских словах: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» ( Лк.9:18-19 ). Во-первых, народ верил именно в реальное воскресение одного из древних пророков, а не в мифическое перевоплощение. Во-вторых, Иоанн Предтеча и Иисус Христос были фактически ровесниками (Иоанн родился на полгода раньше Господа), родственниками ( Лк.1:36 ), а соответственно, внешнее сходство и смысловая похожесть проповеди (оба начинают оные с призыва «Покайтесь») вполне могли породить в народе слухи о том, что Иисус Христос – воскресший Предтеча.

http://azbyka.ru/reinkarnaciya

В Своей Сущности Бог выявляет Себя энергиями. Внутренняя слава Христова на Фаворе явила славу Божества. Свидетели Славы, апостолы, ясно почувствовали, что человек предназначен быть Богопричастным существом. Бог вне нас, и Бог в нас. Люди рождаются в мир, чтобы славить и благодарить Бога, возлюбив Христа, принять благодать Духа Святаго. Бог призывает нас к познанию Себя, чтобы нам быть друзьями Божиими и участниками Его вечного блаженства. Снисхождение Бога на землю и Его вочеловечение – еще больший акт любви Божией, чем творение мира. Это совершеннейшее Богоявление. Сам Бог стал Начальником новой жизни через Воскресение. Хотя Ангелы по достоинству выше человека, но не имеют духа оживляющего. Душа же человека имеет ум, слово и дух, оживляющий тело, она сотворена по образу Божию ( Ин.20:22 ) более, чем бестелесные Ангелы. Мир святых Ангелов держится на любви к Богу и на любви друг к другу – так и души человеческие. Богослужение точно передает чистоту Православия. Умом Писание называет сердце. Бог в Адама вдунул дыхание жизни и исполнял Духом премудрости и Духом Божиим Моисея, и отъимал Бог Дух, Который был на Моисее и почивал на других ( Числ.5:14; 11:17 ). Иисуса Навина Бог исполнил Духа премудрости ( Втор.3:4, 9 ), и сходил Дух Божий при Сауле и на слуг Саула ( 1Цар.12:20 ), и повелел Бог Дух, Который на пророке Илии, да будет на Елисее, и почил Дух на Елисее ( 4Цар.2:9 ), на Азарию сходил Дух Божий ( 2Пар.15:1 ). И взывает Бог верным: «изолью на вас Дух Мой» ( Притч.1:23 ). О верных Бог говорит: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). Апостол Павел говорил: «и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:40 ) и «одному дается Духом слово мудрости, иному вера, тем же Духом, все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:813 ), ибо Бог «дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). Апостол Павел пишет христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа» и «вы Духом водитесь», и «плод же Духа: любовь, радость», и «мы живем Духом и по Духу и поступать должны», и исправляться надо в духе кротости ( Гал.4:6; 5:1820; 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010