К. Острожского и сына его Януша (латинянина) отдал (22 февраля) Печерскую лавру архимандриту Елисею со всеми имениями, какие только ей принадлежали и какими владели ее прежние архимандриты, следовательно, и с теми, которые находились в княжестве Литовском: верно, королю объяснили, что не следует идти против папского бреве, им же самим испрошенного. А чтобы вознаградить Потея за потерю, король пожаловал ему (3 марта) Лещинский монастырь со всеми его имениями, в котором прежде настоятельствовал Елисей Плетенецкий. Но Потей не хотел отказаться от имений лавры, находившихся в княжестве Литовском, упорно удерживал их под своею властию и вел из-за них тяжбу с Елисеем Плетенецким до конца своей жизни, равно как и Плетенецкий, будучи уже архимандритом Киевской лавры, не хотел уступить Потею Лещинского монастыря и старался вытеснять из него тех, кому передавал Потей управление монастырем . Пытался также Потей возвратить себе от лавры те митрополичьи имения, которые «увязаны» были ей по суду в 1598 г. за долг ей митрополита Михаила Рагозы в 8000 коп грошей литовских. Но и тут потерпел неудачу. Архимандрит Елисей Плетенецкий вместе со всею братиею отвечал возному земли Киевской, прибывшему с королевскою грамотою для отобрания этих имений и передачи митрополиту, что с них еще не получена монастырем вся сумма, какая определена судом, и до тех пор, пока она вполне не будет уплачена, монастырь не отдаст и не уступит митрополичьих имений и будет оборонять их . Вскоре по вступлении Ипатия Потея на митрополитскую кафедру ему пожалован был (28 декабря 1599 г.) в управление до его живота Свято-Троицкий монастырь в Слуцке опекуном слуцкой княжны Софии, виленским каштеляном Иеронимом Ходкевичем, с тем чтобы в монастыре хвала Божия отправлялась всегда «под едностью святою и згодою с Костелом католицким». При увязанье этого Слуцкого монастыря и его имений за Потеем последний не встретил никаких сопротивлений: ярый латинянин Ходкевич не мог бы допустить того. Но в среде слуцкого белого духовенства нашлись лица, которые не хотели покориться новому митрополиту как униату.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

6 июля 1596 г. духовенство Пинска подало в Пинский гродский суд протест против планов И. подчиниться Римскому папе. Клир и миряне не хотели признавать власть Римского первосвященника и «отступать от древнего благочестия», от подчинения К-польскому патриарху, которого И. в то время, как видно из документа, продолжал поминать за богослужением, хотя и дал ранее обязательство подчиниться папе. Протест, внесенный в пинские гродские книги, подписало не только белое духовенство, но и представители монашества: лещинский архим. Елисей (Плетенецкий) и игум. пинского во имя вмц. Варвары жен. мон-ря Евфимия (Войнянка-Сновская). Все подписавшиеся обязались в случае принятия епископами унии не признавать их и считать клятвопреступниками. И. присутствовал на унийном Брестском Соборе. 6 окт. 1596 г. он встречался с 6 депутатами от правосл. Брестского Собора, приглашавшими митр. Михаила (Рагозу) и др. епископов присоединиться к ним. Митрополит к депутатам не вышел, послав ответ через И. В правосл. Брестском Соборе участвовали мн. представители духовенства Пинской епархии: протопоп Димитриевского кафедрального собора Пинска Феодор, архим. Елисей (Плетенецкий) и др. Все они за нежелание принять унию митр. Михаилом (Рагозой) были лишены сана (Там же. 109). В 1596 г. из 14 приходских церквей Пинска только Димитриевский кафедральный собор и Рождество-Богородицкий храм перешли в унию, остальные 12 приходов и 2 мон-ря (вмц. Варвары и Лещинская архимандрития) остались православными. Во 2-м кафедральном городе епархии Турове все храмы, объединенные в Турово-Ильинскую протопопию, отказались признать власть И. и перейти в унию. Непрочность власти И. объясняется тем, что Туров и ряд др. населенных пунктов Пинско-Туровской епархии принадлежали кн. Константину Константиновичу Острожскому, влиятельному защитнику православных, открывшему в Турове школу. В 1597 г. грамотой короля был смещен с должности настоятеля Лещинской обители архим. Елисей (Плетенецкий); пользуясь поддержкой братии, он продолжал управлять мон-рем до 1605 г., когда мон-рь захватил униат. Владимирский и Брестский еп. Ипатий Потей (Там же. 162). Не подчинившийся И. протопоп Феодор умер в нач. 1598 г. православным, но его сын Андрей, кандидат на должность протопопа, был обязан королевской грамотой от 10 апр. 1598 г. принять иерейскую хиротонию от И. (Там же. 129).

http://pravenc.ru/text/578306.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В украинском Радомышле открыт памятник архимандриту Киево-Печерской Лавры Елисею (Плетенецкому) 03.11.2009 29 октября в Радомышле состоялось открытие памятника Елисею (Плетенецкому) - архимандриту Киево-Печерской Лавры , приуроченное к 385-й годовщине со дня кончины выдающегося церковного деятеля XVI-XVII ст. Об этом сообщает официальный сайт Киево-Печерской Лавры. В церемонии открытия памятника принял участие Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который совершил чин освящения памятника и отслужил заупокойную литию. Елисей (Плетенецкий) был избран архимандритом Киево-Печерской Лавры в 1599 г., в сложные времена церковных нестроений, возникших в результате заключения Брестской унии. Новоназначенный архимандрит начал большие преобразования в Печерской обители, чтобы сохранить ее как крупнейший центр Православия в Речи Посполитой. Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерской Лавры, преемник архимандрита Елисея, называл его отцом не только для братии Лавры, но и для всего народа Западной Руси. На протяжении своей жизни Елисей (Плетенецкий) основал ряд новых обителей, среди которых - Китаева пустынь и Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь. За время его управления Лаврой здесь велась активная просветительская деятельность, была построена школа, создана типография, начато издательство духовной литературы. В 1612 г. в городе Радомышле Елисей (Плетенецкий) основал первую в Центральной Украине бумажную фабрику. Производство бумаги на протяжении XVII-XVIII ст. полностью обеспечивало потребности типографии Киево-Печерской Лавры. Памятник Елисею (Плетенецкому) возведен усилиями семьи Богомолец-Шереметевых. Это единственная на Украине композиция подобного рода - каменный памятник расположен на поверхности воды посреди реки Мики. Автор скульптурной композиции - канадский скульптор Влад Волосенко. Для изготовления памятника были использованы габбро и лабрадорит. Вес композиции без фундамента составляет 5,5 тонн. Длина - 3,4 метра, высота - 1,7 метров. Для укрепления скульптуры на зеркале водоема был создан специальный фундамент. Седмица.Ru Редакция текста от: 03.11.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7411.html

После кончины митр. Михаила Рагозы на кафедру вступил Ипатий Потей . 26 сент. и 2 окт. 1599 г. кор. Сигизмунд III передал в его управление Печерскую архимандритию со всеми земельными владениями и с имуществом. Король объявил, что Киево-Печерский мон-рь «на вечные времена» соединяется с «достоинством» униат. митрополитов Киевских. Но Потею так и не удалось вступить в управление обителью (Описание док-тов. 1897. С. 104, 106). 12 окт. 1599 г. шляхтич Ян Кошиц, назначенный королем руководить передачей униат. митрополиту Киево-Печерского монастыря и имений, прибыл вместе с оршанским ввозным Зенковичем, со шляхтичами и слугами в монастырское имение Печерск в Оршанском повете. Здесь их встретили 2 киево-печерских монаха, вооруженные казаки и могилёвские мещане, к-рые не допустили в Печерск представителей короля. Киевский воевода (1559-1608) кн. К. К. Острожский не поддержал посланца. После кончины в 1599 г. архим. Никифора настоятелем был избран игумен Лещинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Елисей (Плетенецкий) . Новый архимандрит активно боролся против передачи Киево-Печерского мон-ря и его владений Потею. 22 нояб. 1600 г. сторонники Потея по его приказу захватили монастырское имение Печерск в Оршанском повете. 21 янв. 1601 г. доходы от этого имения митрополит передал на содержание униат. коллегии в Вильно. На сейме 1603 г. правосл. депутаты во главе с князьями Александром и Константином Острожскими выдвинули требования офиц. признания Елисея (Плетенецкого) печерским архимандритом и закрепления за братией права последующего избрания настоятелей. Под давлением правосл. фракции кор. Сигизмунд III обратился к папе Римскому Клименту VIII с просьбой об отмене буллы о переходе Киево-Печерского мон-ря в подчинение Киевским митрополитам в связи с тем, что право патроната над обителью принадлежит не королю, а правосл. родам Речи Посполитой. Архим. Елисей (Плетенецкий) Архим. Елисей (Плетенецкий) В февр. 1603 г. на Краковском сейме кор. Сигизмунд III был вынужден впервые официально подтвердить право братии Печерского монастыря выбирать архимандрита без ведома Киевского митрополита. Тем самым польск. власти признали особый, ставропигиальный статус монастыря ( Жукович П. Н. Сеймовая борьба правосл. западнорус. дворянства с церковной унией (до 1609). СПб., 1901. С. 427-428). В мае 1603 г. К-польский патриарх Рафаил II утвердил ставропигию Киево-Печерского мон-ря, подчеркнув в грамоте независимость обители от Киевских митрополитов ( Евгений (Болховитинов). 1831. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Начало этому процессу положили отделение Зап. Церкви и отпадение в латинство части слав. народов. (З. подробно останавливается на описании наказаний, к-рыми Бог покарал католич. Церковь за отделение. Эта часть «Палинодии» является ответом на приведенные Кревзой примеры наказания Богом Вост. Церкви.) Начало 2-го этапа «освобождения» диавола З. относит к 1600 г. и связывает с заключением Брестской унии. Данная концепция оказала впосл. большое влияние на эсхатологические представления старообрядцев благодаря публикации отдельных глав «Палинодии» в «Книге о вере» (М., 1648). В XVIII-XIX вв. части «Палинодии» получили широкое распространение в старообрядческой рукописной традиции. В нач. 20-х гг. XVII в. З. написал еще одно антиуниат. соч. «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной...». В нем полемист пишет о неканоничности Брестской унии, предостерегает православных от общения с униатами, обличает «ереси» католиков. Известно, что к кн. «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной...» З. добавил толкование молитвы «Отче наш». В таком виде кн. «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной...» помещалась после авторского текста «Палинодии» в утраченном списке-автографе З. (см.: Евгений (Болховитинов). С. 111). В старообрядческом издании 1910 г. кн. «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной...» состоит из 40, а не 44 глав, как в ряде списков, к нему добавлено вместо толкования молитвы «Отче наш» 3 послания мон. Иоанна (Вишенского) . В 1625 г. в типографии Киево-Печерского мон-ря разными изданиями были опубликованы 2 проповеди З., посвященные памяти архим. Елисея (Плетенецкого). На погребении своего духовного отца З. произнес «Казанье на честном погребе блаженного мужа и превелебного отца кир Елисеа, в иеросхимонасех Евфимиа, Плетенецкого», в к-ром содержится немало важных сведений о деятельности почившего. К 1-й годовщине смерти архим. Елисея З. написал соч. «Омилиа, албо Казанье на роковую память в Бозе велебного блаженной памяти отца Елиссеа, в иеросхимонасех Евфимиа, Плетенецкого».

http://pravenc.ru/text/182699.html

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В полемической деятельности, как и ранее, проявилось стремление К. К. обращаться к содействию протестантов. И «Ектесис...», и польск. издание «Апокрисиса...» были напечатаны в типографии социниан в Кракове, «Апокрисис...» по заказу К. К. написал известный политик-протестант М. Броневский . На рубеже XVI и XVII вв. протестанты оставались важными союзниками православных в борьбе за религ. свободы. Их политическое сотрудничество укрепил съезд в Вильно в июне 1599 г. К. К. стремился начать переговоры по вопросу вероисповедного союза православных с протестантами. Однако негативное мнение по этому вопросу Мелетия Пигаса, выраженное им в письмах, привезенных в Речь Посполиту Кириллом Лукарисом (1600), заставило киевского воеводу отказаться от планов такого союза. В последующие годы К. К. сыграл важную роль в сохранении в руках православных Киево-Печерского монастыря. Уже в 90-х гг. XVI в. было предпринято неск. попыток сместить с поста настоятеля архим. Никифора (Тура) и передать мон-рь стороннику унии митр. Михаилу (Рагозе). К. К. как киевский воевода не оказал никакой поддержки действиям королевских представителей, пытавшихся это осуществить. После смерти архим. Никифора (1599) униат. Киевский митр. Ипатий Потей попытался овладеть мон-рем, его поддерживали католич. магнаты (в частности, литов. канцлер Лев Сапега). К. К. вместе с правосл. шляхтой укр. земель ходатайствовал перед Сигизмундом III о подтверждении жалованной грамоты кор. Сигизмунда I Киево-Печерскому мон-рю 1522 г. об избрании печерского архимандрита насельниками мон-ря и киевской шляхтой. В 1603/04 г. кн. Острожский при посредничестве сына Януша и других магнатов-католиков имел контакты с папскими представителями, обещая даже скорое присоединение к унии. По-видимому, эти обещания имели единственную цель - склонить Сигизмунда III к назначению киевским архимандритом кандидата от православных Елисея (Плетенецкого) . В 1603 г. король согласился на проведение выборов, на сейме в 1605 г. утвердил кандидатуру Елисея (Плетенецкого). Это была первая важная победа православных в борьбе с униатами, Печерский монастырь остался в руках православных, а униаты только несколько лет контролировали литовские владения монастыря.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

В Кременце, в правление луцкой кафедрой ревностного пастыря Афанасия Пузины, в 1638 г. напечатаны: «Описание бывшего в том году собора луцкого»; «Наставление о тайнах», Сильвестра Коссова и «Краткая славянская грамматика». 1079 Типография Киевопечерской лавры. – Еще в 1588 году констатинопольский патриарх Иеремия благословил Киевопечерскую лавру завести типографию. Но волнения начинавшейся унии и споры за управление монастырем воспрепятствовали в то время исполнению этого благочестивого желания, которое осуществилось только в 1614 г. старанием архимандрита Елисея Плетенецкого. С этого времени началось непрерывное печатание в Киевопечерском монастыре книг богослужебных, учебных и духовного содержания. Богослужебные книги, при издании, исправляемы были, а отеческие творения вновь переводимы были с греческих оригиналов. В подвигах исправления и перевода трудились, кроме самого Плетенецкого, Иов Борецкий, Захария Копыстенский, Гавриил Дорофеевич, Иосиф Святогорец, протосинкелл александрийского патриаршего престола Памва Берында и другие. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, во время своего блюстительства киевской митрополии, усовершил эту типографию, так что она превосходила все прочие западно-русские, как по числу печатаемых книг, так по чистоте изданий. 1080 Черниговская типография. – В 1646 году, в бытность еще Чернигова под польским владычеством, напечатана в тамошней типографии одна книга: «Перло многоценное» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, уклонившегося уже в унию. Но с переходом Чернигова, в 1654 г., под русское владычество, с семидесятых годов XVII столетия, при Лазаре Барановиче, началось печатание в Чернигове православных книг, 1081 продолжавшееся до XIX столетия. С переходом киевской митрополии под власть московских патриархов, Киевской и Черниговской типографиям грамотами 1687 и 1688 гг. повелено быть под их благословением и паствой; а с учреждением Святейшего Синода они подчинены его ведению. В 1720 г. в изданиях этих типографий усмотрены некоторые несогласия с великороссийскими изданиями и «многие противности к восточной церкви», а именно: в Чернигове печатались учебные Часословы по желанию раскольническому, а в книге «Богомыслие», изданной в 1710 г., явилась многая люторская противность; в месяцеслове, напечатанном в 1718 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ко времени избрания Петра Могилы настоятелем Киево-Печерского монастыря этот монастырь, по своему влиянию на ход церковных дел на Украине, занимал уже ведущее место и успел оказать православию значительные успехи. Имена трех непосредственных предшественников Петра Могилы по Киево-Печерской Лавре – Никифора Тура (1593 – 1599), Елисея Плетенецкого (1599–1624) и Захарии Копыстенского (1624–1627) занимают почетное место в истории просвещения и борьбы за православие. Буллой от 4 марта 1595 г. римский папа Климент VIII «предоставил» Киево-Печерский монастырь, дотоле самостоятельный, киевским митрополитам под условием их единения с Римскою Церковью , и на этом основании униатский митрополит Михаил Рагоза, при поддержке польского правительства, требовал от архимандрита Никифора подчинения себе, как начальнику, и присоединения к унии. Но Тур, прибыв на Брестский собор, был одним из руководителей той его части, которая отвергла унию и объявила митрополита Михаила Рагозу вместе с прочими епископами, подчинявшимися папе, лишенными сана и отлученными от Церкви. По требованию митрополита Михаила Рагозы, архимандрита Никифора вызвали на суд к королю Сигизмунду III, ярому стороннику католицизма, и он, естественно, определил передать Киево-Печерский монастырь во власть униатского митрополита, а архимандрита Никифора Тура низложить и удалить из монастыря. Однако выполнить это распоряжение оказалось не так просто: когда явился уполномоченный короля (Иван Кошица), перед ним были заперты лаврские ворота, и королевский посланец вынужден был удалиться, не выполнив данного ему поручения. Никифор Тур не только не пустил униатов в самый монастырь, но сумел отстоять и большую часть его вотчин от претензий на них униатского митрополита Михаила Рагозы. Эта борьба была очень важна, как отрицание униатских прав на древнейшую украинскую святыню православия и как твердое, мужественное стояние за него.Еще важнее была деятельность преемника Никифора Тура, архимандрита Елисея Плетенецкого. Продолжая борьбу с унией и католицизмом, он старался, в соответствии с особыми требованиями времени, восстановить в монастыре, по правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Важным православным книгопечатным центром по-прежнему являлась типография Киево-Печерской Лавры . Еще в 1588 г. Патриарх Константинопольский Иеремия благословил братии Киево-Печерского монастыря устроить типографию. Но началось введение унии, и это воспрепятствовало исполнению патриаршего пожелания, каковое осуществилось только в 1614 г. трудами архимандрита Елисея (Плетенецкого). С этого времени стало непрерывным печатание в Киево-Печерской Лавре богослужебных, учебных книг и сочинений духовного содержания. Текст богослужебных книг при издании тщательно выверялся, а святоотеческие творения заново переводились с греческих оригиналов. Над исправлением и переводом книг, кроме архимандрита Елисея (Плетенецкого), неустанно трудились митрополит Иов (Борецкий), архимандрит Захария (Копыстенский), Гавриил (Дорофеевич), Иосиф (Святогорец) и др. Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) в бытность Местоблюстителем кафедры Киевской митрополии расширил эту типографию, и она превосходила все прочие западнорусские типографии как по числу печатаемых книг, так и по чистоте печати изданий. При митрополите Петре (Могиле) издательской деятельностью в Киево-Печерской Лавре занимались иеромонах Тарасий (Земка; l632) и иеромонах Памва (Берында; 1632). Издательская деятельность Киево-Печерской обители не прекратилась и после кончины митрополита Петра (Могилы). Киево-Печерский архимандрит Иосиф (Тризна), бывший воспитанник Киевской коллегии, продолжая издание духовных книг, пересмотрел, дополнил и издал Печерский Патерик. Деятельность Киево-Печерской типографии в определенной степени восполняла отсутствие православных изданий в соседнем Чернигове. Так, в 1646 г. в Чернигове, находившемся тогда еще под польским владычеством, была напечатана книга «Перло многоценное» иеромонаха Кирилла (Транквиллиона), к тому времени принявшего унию. Но с возвращением Чернигова в 1654 г. вновь под русское правление положение постепенно стало улучшаться. В 1675 г. царь Алексий Михайлович по ходатайству архиепископа Лазаря (Барановича) приказал выдать «привиллегию на друкарню» в Чернигове. После этого в Чернигове началось печатание православных книг, продолжавшееся до XIX столетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010