ГЛАВА ПЯТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1760 год Празднование Нового года. – Приготовления к кампании. – Свидетельствование артиллерии. – План кампании. – Движение Солтыкова. – Переписка его с конференциею. – Отступление Солтыкова и болезнь его. – Он сдает главное начальство над армиею Фермору. – Занятие Берлина русскими и оставление его ими. – Вторая неудача под Кольбергом. – Приезд к армии нового главнокомандующего графа Бутурлина. – Отступление его к Висле на зиму. – Переговоры с Австриею насчет вознаграждения России за войну. – Отношения к Дании. – Смерть Мих. Петр. Бестужева-Рюмина. – Смена Лопиталя в Петербурге Бретейлем. – Сношения с Англиею о вознаграждении России за войну. – Отозвание Панина из Стокгольма. – Назначение на его место графа Остермана. – Сношения с Польшею и Турциею. – Внутренние распоряжения. – Затруднительное положение финансов. – Лотерея. – Состояние городов. – Знаменитый указ 16 августа. – Пополнение Сената. – Новый генерал-прокурор князь Шаховской. – Его столкновения с графом Петр. Ив. Шуваловым. – Важнейшие судебные решения. – Крестьянские восстания. – Конференция Сената с Синодом об управлении церковными имениями. – События в Тобольске и Иркутске. – Столкновение Сената с конференциею. Новый год был начат воспоминанием побед прошлого года, побед, каких не было с славных времен Петра Великого, и потому имелось право сопоставить время отца с временем дочери. В Петербурге сожжен был великолепный фейерверк: представлено жестокое сражение при Франкфурте и одержанная россиянами преславная победа. Над местом ужасного сражения видно было раскаленное солнце с именем Великия Елисаветы, а по сторонам два великолепные здания, знаменующие две великие победы. Потом представлена на воздухе Слава, вниз подающая Вечности, сидящей на древнем камне и описывающей дела ее величества, два лавровые венца, означающие две победы – Пальцигскую и Франкфуртскую. Затем представлен был великолепный храм славы Петра Великого как основателя нынешнего России благополучия; сквозь двери во внутренности храма видно было поясное изображение величайшего монарха Петра Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

III. ЭПОХА СИЛЫ И ВЛИЯНИЯ ЛЕСТОКА I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Приезд в Россию голштинского принца, будущего наследника престола. - Поездка государыни в Москву. - Коронование императрицы.- Пребывание двора в Москве. - Шведская война. - Вмешательство Дании. - Абовский мир. - Пребывание ангальт-цербстской принцессы с дочерью. - Лопухинское дело. - Лесток и Бестужев. - Высылка де ля Шетарди из России. - Высылка принцессы ангальт-цербстской. Тотчас по вступлении своем на престол, Елисавета пригласила из Голштинии молодого племянника, Карла-Ульриха, сына герцогини голштинской, царевны Анны Петровны. В день его приезда в Петербург на него возложили орден Св. Андрея Первозванного: императрица подарила ему дворец в Ораниенбауме и несколько богатых поместий в России. Преподавание закона Божия и приготовление к принятию православия поручено было отцу Симеону Тодоровскому; обучение русскому языку -Ивану Петровичу Веселовскому, исправлявшему при Петре I разные секретные поручения; а профессор академии Штелин назначен был преподавать принцу математику и историю. 15-го февраля нареченного наследника престола возили в академию, где Ломоносов поднес ему оду в 340 стихов, написанную по случаю дня его рождения. Объявлено было во всенародное сведение, что в будущем апреле в Москве будет отправлено священное коронование государыни - и 23-го февраля императрица со всем двором выехала из Петербурга в Москву. Начальства городов и сел высылали рабочих людей на дорогу, по которой должна была следовать государыня, и эти рабочие расставляли по обеим сторонам пути елки, а в некоторых местах устраивали из них подобие проезжих ворот. На ночь зажигались смоляные бочки. В Новгороде, Валдае, Торжке, Твери и Клине расставляли по пути императрицы обывателей - по правую сторону мужского, по левую - женского пола. С приближением государыни, проезжавшей через эти города, они должны были падать ниц. В таком торжественном шествии Елисавета доехала 26-го февраля до Всесвятского, а 28-го февраля был ее торжественный въезд в старую столицу прародителей; устроили пять триумфальных ворот: у Земляного города, на Тверской, на Мясницкой, в Китай-городе и на Яузе, у дворца императрицы. Государыня ехала в карете, запряженной восемью породистыми лошадьми; по бокам кареты следовали ее верные лейб-компанцы, и за ними -вереница камергеров, камер-юнкеров, служителей и гайдуков. За государыней вслед ехал наследник престола, за ним - придворный штат.

http://sedmitza.ru/lib/text/443411/

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1746 год Веселости и печальные происшествия в Петербурге в начале 1746 года. – Кончина Анны Леопольдовны. – Судьба Брауншвейгской фамилии. – Деятельность Сената. – Смоленская Шляхта. – Финансовые распоряжения. – Промышленность. – Старые заботы о соли. – Усиление внешней торговли. – Столкновение белгородского купечества с Главным магистратом. – Ревизия. – Столкновение эстляндских привилегий с общими распоряжениями правительства. – Дела церковные. – Отношения Синода к его обер-прокурору князю Шаховскому. – Дела внешние. – Отношения канцлера к вице-канцлеру. – Возвращение графа Воронцова в Петербург. – Холодность к нему императрицы. – Денежные затруднения Бестужева. – Союзный договор с Австриею. – Дела саксонские и польские. Неприятности с Пруссиею. – Дела шведские. – Дела датские, турецкие и персидские. 1746 год начался весело в Петербурге. Особы первых двух классов давали маскарады, на которых присутствовала императрица; собирались в шесть часов, играли в карты и танцевали до десяти, когда императрица с великим князем, великою княгинею и несколькими избранными садилась ужинать; остальные ужинали стоя. После ужина опять танцевали до часу или двух пополуночи; хозяин не встречал и не провожал никого, даже императрицу; кто сидел за картами, те не вставали для нее. Но февраль начался неприятностями: на маслянице великий князь простудился на маскараде, который был дан на Смольном дворе. Ночью ему сделалось дурно, императрицу разбудили: «Великий князь болен, и опасно!» Она вскочила с постели и прямо к больному, которого нашла в сильном жару. В день рождения Петра Федоровича (10 февраля) Елисавета пришла к нему, и когда Брюммер, Бергхольц и гофмаршал Миних встретили ее в передней с поздравлениями, то она отвечала со слезами на глазах и на другой день из предосторожности велела пустить себе кровь. И февраля умер фельдмаршал князь Василий Владимирович Долгорукий: Елисавета плакала на похоронах старого слуги и опального отцовского царствования; в марте пришло известие о кончине принцессы Анны Леопольдовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

М.И. Звездинский Сознание незаконности бегствующего священства еще в конце XVIII века побуждало многих искать соединения с православною Церковью на началах единоверия. Первыми выразителями этого направления были старообрядцы Елисаветградского уезда, куда они переселились из Молдавии и где основали селение Знаменку. Они обратились к тогдашнему Славенскому архиепископу Никифору (Феотоки). Он исполнил их просьбу и послал Елисаветградского священника присоединить их к Церкви, а также благословил их соорудить храм в Знаменке. Который сам и освятил, причем на правом клиросе пели архиерейские певчие по новым книгам и напевам, а на левом новоприсоединенные по своим старым. Тогда же преосвящ. Никифор поставил им священника и благословил совершать службу по старым книгам. Это было в 1780 году. Но то был факт, так сказать, единичный. Широкое распространение единоверие получило только с появления и утверждения его в Москве. В 1799 году московские старообрядцы, поповщинского согласия, в количестве 75 семейств во главе с купцами: Г. Александровым, Д. Г. Ямщиковым и Ф.А. Шелапутиным, подали митрополиту Платону прошение о присоединении их к святой церкви и о дозволении иметь церковь для отправления богослужений. «Надеясь на беспримерные щедроты, – писали в этом прошении московские старообрядцы – и великие милости Его Императорского Величества Павла Петровича к старообрядцам, и на благоснисхождение пастырей Грекороссийской церкви к оным, восприняли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе святых церквей, и о снабжении нас правильными священниками». Изложив затем в 16 пунктах условия, на которых эти старообрядцы желали соединиться с церковью, они так заключили свое прошение: «Того ради препоручая себя в милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святые церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить». Это прошение, по рассмотрении его в Святейшем Синоде, было представлено на благоусмотрение Государя императора Павла Петровича. Государь на этом же самом прошении начертал: «Быть посему Октября 27 дня 1800 года, Гатчино». Этот важный, исторический документ в подлиннике хранится в Троицкой церкви. Таким образом, с этого времени для московских старообрядцев явилась возможность быть в единении с православной церковью, быть православными, оставаясь при старых обрядах и совершая богослужение при помощи законных священников по старообрядческим патриаршим книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Сиверсы Фамилия von Sievers прияла начало в герцогстве Голштинском, откуда перешла в Швецию, а из Швеции в Лифляндию. Пётр Иванович Сиверс, адмирал, святого Александра Невского кавалер и адмиралтейств-коллегии вице-президента, управлял этою коллегиею с ноября 1728 по февраль 1732 года. Фридрих-Вильгельм (рождение 1716 † 11 января 1781) женат был два раза: на девица ф. Ребиндер и на девица ф. Шульц, и от каждого брака имел по два сына: а) Фридрих-Вильгельм, полковник; женат был на Христине ф. Лилиенфельд; б) Карл, подполковник; женат был на девица ф. Фишбах; в) Пётр-Рейнгольд, женат на девице ф. Штауден; потом на девице ф. Мейер; г) Вильгельм, служил подполковником. Из других ветвей фамилии Сиверс, Христиан, майор шведской службы, имел сына Иоакима Христиановича († 1779), бывшего, при Императрице Елисавете Петровне, вице-губернатором в Ревеле, а при Екатерина Великой генерал-поручиком. Другой Иоаким ф. Сиверс имел двух сыновей: Карла и Иоакима. Старший, Карл, (в России Карл Ефимович) находился, при Императрице Елисавете Петровне, генерал-поручиком, гофмаршалом и святого Александра Невского кавалер; возведён был королём шведским Фридрихом I в Баронское Шведского Королевства достоинство 7 сентября (27 августа) 1745 года; а императором германским Францом I в Графское Римской Империи достоинство 15 (3) февраля 1760 года. Граф Карл Ефимович († 30 декабря 1774), бывший при Екатерине Великой обер-гофмаршалом, оставил от брака с Бенедиктою-Елисаветою ф. Крузе († 19 сентября 1777), дочь, бывшую за своим двоюродным братом, графом Яковом Ефимовичем Сиверсом, и трёх сыновей: а) Граф Иоанн-Карл, полковник († 1806), женат был на девице ф. Липгардт; потом на девице ф. Швенгельм; имел сына Павла (см. далее), и дочь графиню Бенедикту, за бароном Розеном; б) Граф Пётр служил майором; в) Граф Карл служил подполковником и женат был на баронессе Вреде. Граф Павел Карлович (см. выше, рождение 1773 † 1824), генерал-майор, от брака с Екатериною ф. Гинцель, оставил двух сыновей: Графа Якова Павловича (Яков- Карл-Георг, рождение 31 августа 1814), и графа Густава Павловича (Густав-Готтлиб-Леонард, рождение 1 марта 1823), и дочь, графиню Паулину-Юлию-Бенедикту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Подвижницы Борисовской Тихвинской пустыни – инокини: Тарсилия, Евпраксия, Маргарита, Марионилла, Афанасия, Ангелина, схимонахиня Агриппина, послушницы: Марфа, Пелагия, Елисавета и Анна, духовник обители иеромонах Феодосий и его келейник Лукиан (Память 26 июня). Основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый русский фельдмаршал из природных русских, граф Борис Петрович Шереметев. Он основал эту обитель в честь иконы Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогой ценой Русской крови, покрыла военной славой Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвой, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что, когда, по предложению фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавой, то назначил его на 26 июня, т.е., в день, посвященный Церковью празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к этой Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах, упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерной храбростью, являлся в самых опасных местах и испытал над собою очевидный знак небесного заступления: ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстегнутого камзола. У государя так же в этот достопамятный день была пробита пулею шляпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Сенат. - Его деятельность для водворения порядка в империи. - Ревизии. - Губернаторы. - Окраины. - Южная Русь. - Переселение сербов в российские владения. -Крепостное право в России. - Побеги. - Крестьянские бунты и волнения. - Разбои. - Тайная канцелярия. -Управление городов. - Благочиние. - Пожары. - Войско. В управлении государством с воцарением Елисаветы Петровны не стало уже кабинета высшей власти, посредствующей между Высочайшею особою и сенатом. Но около государыни всегда были близкие люди, чаще других видевшие и слышавшие ее, а потому имевшие большую власть пред другими, и хотя кабинет по форме был уничтожен, но, в сущности, он продолжал быть при государыне, не имея, впрочем, прежнего названия. В первые годы своего царствования императрица сама часто посещала сенат и обращала внимание на дела; но год от году такие посещения становились реже, и мало-помалу императрица стала утомляться, так что, исключая близких людей, редко кто удостоивался ее видеть. Одною из первых обязанностей восстановленного в своей силе сената было - пересмотреть все до того бывшие указы и отметить из них те, которые признаются противными государственной пользе . Итак, с первых дней царствования Елисаветы Петровны сенат получил как бы власть законодательную. Высочайшая особа составляла главу этого законодательного органа; государыня была тогда для всех доступна: в январе 1742 года всем и каждому было дозволено подавать лично государыне челобитные, и для этого назначался определенный в неделю день. Но это продолжалось недолго, и 28-го числа мая того же года указано было подавать челобитные не иначе, как в соответственное присутственное место. Сенат имел, кроме того, высшую судебную власть: никто без утверждения сената не мог быть приговорен к политической смерти . До 1753 года, хотя смертной казни и не было, но преступникам, осужденным на политическую смерть, отсекали правую руку, а с вышеприведенного года ограничили наказание - кнутом и рванием ноздрей. В это же время последовало облегчение для женского пола: жен преступников не приневоливали идти с мужьями в ссылку; им дозволяли жить в своих приданых имениях и домах, либо выделяли им на содержание часть мужнего движимого имущества,а в 1757 году женщины,приговоренные к телесному наказанию, освобождаются от рвания ноздрей и наложения клейм.

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

Разделы портала «Азбука веры» Владимир Заманский, Наталия Климова " decoding="" title="" Дар творчества – это дар Божий Владимир Петрович Заманский родился в Кременчуге (Украина) 6 февраля 1926 года. Во время войны погибла его мама, отказавшаяся эвакуироваться. Ее сын в 1943 году, семнадцати лет, был призван в Армию из Средней Азии, где жил вместе с теткой. После сержантской школы в 1944 г. Заманский попал на фронт. Победу встретил под Кенигсбергом… В 1955 году он поступает в Школу-студию МХАТ, по окончании которой молодого артиста приглашают в самый популярный тогда театр – «Современник». В середине 60х Заманский ушел на «Мосфильм», где сыграл очень много ролей – «от солдата до генерала» (по его словам). В середине 70х снимается в знаменитом фильме А. Германа «Проверка на дорогах» (играет «власовца»). И только через много-много лет (в начале 90х) народный артист СССР В.П. Заманский вернулся в театр – вернулся, по его словам, «на роли». Он хотел сыграть в русском репертуаре Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островского. Такую возможность дали артисту в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой, предложив и еще одну замечательную роль – Кузовкина в пьесе И.С. Тургенева «Нахлебник». Он сыграл эти роли и ушел из театра, но теперь дорога вновь привела Заманского в кино. Кино необычное – Владимир Петрович стал «озвучивать» документальные православные фильмы. Это – «Храм Христа Спасителя», «Побеждайте зло добром» (о настоятеле Данилова монастыря архиеп. Феодоре (Поздеевском) , расстрелянном в 1937 году), «Кремль», «Великая княгиня Елисавета Феодоровна», «Св. Серафим Вырицкий », «Русская Голгофа» (об убиении Царской Семьи). По благословению наместника Данилова монастыря Владимир Петрович записал на аудиокассету Евангелие от Марка для больных и немощных, не имеющих возможности читать самим и посещать храм. За короткими строками биографии – длинная жизнь, славная актерская судьба, столькими переживаниями полная. Но все же не это главное. Все главное в своей жизни Владимир Петрович уже давно связывает с верой и Церковью.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-vladimirom...

VIII. ЦЕРКОВЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Меры к распространению христианства между восточными народами. - Димитрий Сеченов. - Новокрещены и некрещеные. - Недоразумения с мордвой и чувашами. - Монастыри. - Преследование раскола. - Хлыстовщина. -Недостатки духовного воспитания. - Академия наук; ее члены. - Сухопутный кадетский корпус и морская академия. - Основание московского университета. Императрица Елисавета Петровна с самого вступления на престол показывала большую набожность, и все ее распоряжения клонились более или менее к расширению между ее подданными православной веры и к унижению иноверства. Посланный еще при Анне Ивановне для обращения восточных инородцев Димитрий Сеченов доносил, что новокрещены не хотят выселяться на новые места, отдельно от некрещеных своих единоплеменников, остаются на прежних местах и даже ропщут, говоря, что как будто их за крещение наказывают, выгоняя из тех дворов, где жили их деды и предки. На такое представление последовал указ - не понуждать новокрещенов к переселениям, а объявить им другие милости, например, трехлетнюю льготу от всяких податей и повинностей, которые за них повелено собрать с некрестившихся, сверх того, крепостной магометанин делался свободным, приняв св. крещение; но если мурза, его помещик, принимал крещение, то подданные снова поступали к нему в зависимость. Трудно было выдумать закон более неудобный, потому что нет ничего несправедливее и опаснее, как объявить рабам свободу и тут же ставить их в возможность потерять ее снова. К числу льгот для новокрещенов была и такая, что арестованный по уголовному делу магометанин мог избавиться от наказания принятием христианства .

http://sedmitza.ru/lib/text/443426/

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010