Припоминается не менее печальная история, бывшая недавно с одним нашим хорошим знакомым. Звали его Владимир Васильевич Соболев. Человек он был хороший, честный. Получил образование в институте инженеров путей сообщения. Служил он в министерстве путей сообщения. Женился по любви. При нем была мать-старуха, не чаявшая в нем души. Жили они в большой, роскошно меблированной квартире. Гостей у них собиралось, хотя не много, но зато лица все достойные уважения. Жена его Елизавета Петровна была женщина высокообразованная и умная, она с мужем много читала, обсуждала и по временам писала в некоторых журналах по женскому вопросу. На их вечерах гости почти всегда вели литературные споры, читали выдающиеся журнальные статьи или слушали ее чудную игру на рояли, а иногда она аккомпанировала пению кого-либо из гостей. Супруги любили друг друга и, казалось, счастью их не будет конца. Но вдруг на их светлом горизонте показалось едва заметное темное облачко, на которое они сначала не обратили внимания. Но потом это облачко стало мало-помалу разрастаться и, обратившись в грозовую тучу, разразилось страшным ударом, разбившим их счастье навсегда. Случилось это так. Однажды Владимир Васильевич, был на именинах у одного из своих товарищей, шутя, поставил несколько карт и выиграл. Придя домой, он, смеясь, рассказал жене, как он выиграл несколько десятков рублей в штосс. Елизавета Петровна, зная его легко увлекающийся характер, стала уговаривать, не играть больше нигде. Мать тоже заметила, что карточная игра – пустое занятие. Он отвечал жене и матери шутками, не придавая никакого значения своей забаве. Но спустя несколько дней, бывши у другого знакомого, в доме которого тоже играли в штосс, он, к величайшему удивлению, снова, не смотря на данное жене обещание, играл. Потом, через неделю еще случилось ему играть где-то, и так дальше. Скрывая свою начавшуюся страсть от жены и матери, он сознавал, что поступает нечестно в отношении их, и все-таки играл. Елизавета Петровна и мать не знали про его игры, но были неспокойны, замечая его частые отлучки по вечерам, чего раньше с ним не случалось. Не могли они не заметить и того, что стал он относиться как-то апатично ко всему. Удивлялись также и тому, что он каждый раз спешил скорей уйти из дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Основными принципами внутри- и внешнеполитической деятельности Императрицы были провозглашены возвращение к принципам правления Государя Петра Великого. Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, созданный при Анне Иоанновне, восстановила роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главного магистрата. В связи с вступлением России в Семилетнюю войну 1756-1763 учредила Конференцию при Высочайшем Дворе. Именным указом 2 декабря 1742 г. Елизавета Петровна потребовала высылки всех иудеев как из великороссийских, так и малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом. В будущем могли пропускаться в страну лишь принявшие " христианскую веру греческого исповедания " , с тем чтобы они никогда уже не могли покинуть страну. В следующем году, донося Елизавете Петровне, что уже высланы 142 еврея (обоего пола), Сенат решился подчеркнуть, что высылка евреев повлечет за собою убыток для казны и просил разрешить последним временное пребывание для торговых целей. Но Императрица оставила в силе свое повеление, положив на донесение Сената знаменитую резолюцию: " От врагов Христовых не желаю интересной прибыли " . В конце жизни Елизавета Петровна практически перестала заниматься государственными делами, передоверив управление П.И. и И.И. Шуваловым, М.И. и Р.И.Воронцовым и др. Большое значение приобрели ее фавориты А.Г.Разумовский и И.И.Шувалов, с первым из которых она была тайно обвенчана (1744). В области внешней политики начало царствования совпало с Русско-шведской войной 1741-1743, закончившейся Абоским миром (1743), по которому к России отошла часть Финляндии. Про-французская ориентация в первые годы царствования сменилась опорой на союз с Австрией против усиливавшегося влияния Пруссии, что соответствовало внешнеполитической доктрине канцлера А.П.Бестужева-Рюмина и привело к вступлению России в Семилетнюю войну. Несмотря на недостаточную подготовленность к войне, военные действия были успешны для России. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (в частности, деятельность М.В.Ломоносова, открытие Московского университета, основание Академии художеств, постройка значительных памятников архитектуры, в т.ч. Екатерининского дворца в Царском Селе).

http://ruskline.ru/history/2014/01/07/et...

— Скажи, пожалуйста, сестра Елизавета, где это на днях вы, сказывают, обедали и стянули жареного поросенка? А она мне и отвечает: — Вот какие бывают злые языки! Никогда мы поросенка ниоткуда не возили, а привезли на днях жареную индюшку. Вот видишь ли, так не поросенка же. Екатерина Александровна была лет на семь старше меня, с нею-то мы и выезжали; больше мы две: Александра Петровна и я, а сестра Екатерина Петровна выездов не любила, может быть потому, что была старшая в доме, была нужна для батюшки, да и лицом была нехороша. Сестра Александра Петровна была высока ростом, хорошо сложена и лицом очень красива, а я была мала ростом, но находили, что была недурна, а кто говорил даже, что и хороша. В мои лета можно признаться, потому что и следов нет того, что было. И, бывало, когда мы идем в собрании, мужчины раздвигаются пред нами и слышится, что шепчут: “Place, messieurs, place! La petite Korsacoff passe”. господа, дорогу! Идет маленькая Корсакова» (франц.). — Ред. Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела себя держать в людях как следует, или, как вы теперь говорите, с достоинством. Я всегда скажу, что если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. Она, бывало, нас оговаривает: — Зачем, Елизавета, ты вот то и то делаешь: это не годится, нужно вот так и так делать. У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна , за Алексеем Васильевичем Васильчиковым. Последнее время своей жизни она провела в Петербурге и в Павловске и была посещаема покойным императором Александром Павловичем, который к ней очень благоволил. Она была кавалерственною дамой, а дочь ее Александра — фрейлиной. Меньшая сестра Архаровой, Елизавета Александровна Ржевская, ходила на костыле, потому что на какой-то ноге у нее недоставало полступни, и та была обращена в противоположную сторону. Брат их Николай Александрович был очень скуп, необыкновенно сластолюбив и чревоугодлив, так что ему зачастую случалось раза по два завтракать, дважды обедать и кроме вечернего чая и разных лакомств плотно ужинать.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Он не указал непосредственно, ни в тексте, ни подстрочно, где он нашел, где читал, описанного им содержания, указ императрицы Елизаветы Петровны, из какого компетентного издания, или неизданного компетентно-достоверного источника, заимствовал профессор, им одним предъявляемый, такой указ императрицы Елизаветы Петровны... Но об этом речь еще впереди... При многократном и разновременном составлении правительственных проектов разрешения ламского вопроса как С.-Петербургскими Министерствами, Сибирским комитетом и чиновниками, например, бароном Шплингом, фон Конштадт и графом Левашовым, так и местными Сибирскими деятелями, как например Лавинским, Успенским, Гауптом, а также и Главным Управлением Восточной Сибири 13 , не видно, чтобы обращено было должное внимание на то, русским – ли правительством первоначально узаконено в Сибири идолопоклонническое иноземное ламство. И так, из приведенных выше и всех имеющихся до ныне 14 свидетельств об этом предмете достоверных и компетентных правительственных и известных ученых исследователей 15 истории развития буддоламаизма в Забайкалье, оказывается: 1)      Год государственного признания и узаконения иноземного, идолопоклоннического ламства в православной России всеми единогласно признается общо один и тот же, именно 1741 год. 2)      Барон Бюлер и г. Вашкевич компетентно утверждают, что иноземные идолопоклоннические монахи ламы впервые признаны были от государства православно-русского и узаконены, как представители буддоламского суеверия, именно местным Иркутским начальством, иркутскими властями. При этом г. Вашкевич обстоятельно приводит несколько буквальных слов из документа, коим эти ламы первоначально узаконены в Сибири в марте 1741 г., значит во время антирусского управления Россиею не царицею, а лишь иноземною, иноверною принцессою Люнебургскою с клятвоприступною ватагою Бироно – Остермановских иноземных немцев. 3)      Вопреки этому один только профессор Позднеев общо, но позже г.г. Бюлера и Вашкевича, объявил, что впервые «150 комплектных лам у Бурят учреждено в 1741 году высочайшим указом Императрицы Елизаветы Петровны».

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

«Человек не должен умирать униженным» Беседа с «доктором Лизой» – врачом Елизаветой Глинкой Игорь Зыбин Елизавета Петровна Глинка Елизавету Петровну Глинку в народе и СМИ называют просто «доктор Лиза». Такой айболитовской известности заслужили немногие доктора, прославленные своими научными трудами, многочисленными открытиями и врачебной практикой. Но сама «доктор Лиза» – человек совсем не пафосный и на дух не переносит разговоров о высоких материях. Ее работа – это сопровождение в иной мир умирающих в одиночестве и бедности людей да медицинская помощь и кормежка на вокзалах тех бедолаг, которых общество кличет бомжами. Своей работой Елизавета Петровна занимается давно, а последние четыре года возглавляет общественную организацию «Справедливая помощь». – Елизавета Петровна, кому вы в первую очередь оказываете помощь? И как определяете, кому она больше нужна? – Тем, кто погибнет быстрее. Понять это можно иногда чисто физически, иногда – в силу каких-то обстоятельств. Кто-то умирает от болезни, кто-то – от голода, кому-то отключают электричество. Все больные очень разные. Я помогаю тем, кто наиболее других нуждается в помощи. Я чувствую, что помощь нужна конкретному человеку даже не как врач, а скорее как человек. И любой бы это тоже почувствовал. Тот, кто часто смотрит на больных, это понимает. – Скольким людям вы помогли перед смертью? – Я не считала. Тех, с кем я сидела рядом в момент смерти, будет точно больше тысячи. – Для людей, которые стоят на пороге смерти, какая помощь важнее всего: моральная – подержать за руку, дать почувствовать человеческое тепло, физическая – облегчить боль или еще какая-то? – Я 20 лет работаю с умирающими людьми и знаю, что у каждого свое желание. Как не бывает двух одинаковых родов, так не бывает и двух одинаковых смертей. Как все мы в жизни являемся разными людьми, так и уходим по-разному. Поэтому у каждого свое последнее желание и свои последние привилегии. Но объединяет людей в этот момент, как правило, одно – никто не хочет мучиться, умирая.

http://pravoslavie.ru/38669.html

Обращаясь теперь к рассмотрению пояснения, данного профессором Позднеевым относительно того частного обстоятельства, на каком основании один он приписывает первоначальное признание и учреждение в Забайкалье 150 лам комплектными указу Императрицы Елизаветы Петровны, – встречаю в нем мнения и уверения еще более и полнее, чем в убеждениях профессора Позднеева о задаче ориенталиста, обнаруживающие научную несостоятельность его сведений и сообщений о развитии ламаизма в Забайкалье. Так из (приведенных здесь несколько страниц выше) строк пояснительного письма профессора Позднеева по этому предмету оказывается, что он слишком скоро забыл и не хотел прочитать, напечатанного им об этом на странице 169, тома I, вып. III, Записок Восточного Отд. Императорского Русского Археологического Общества, или; же располагал, что забыл то и не прочитаю я. Именно: профессор Позднеев в пояснительном письме пишет: «Если бы я имел в своих руках самые указы императриц я, написал бы просто исторический очерк развития буддизма у бурят, теперь я написал статью «К истории развития буддизма»…      Уже по смыслу своего заглавия она должна заключать в себе новые исторические данные, новые запросы и т. д.; это материалы, которые последующему историку надлежит обработать... – Но на упомянутой выше странице 169 записок тот же профессор Позднеев пишет; «Намереваясь теперь обнародовать нечаянную находку бумаг, писанных бурятским текстом, я считаю необходимым предпослать изложению ее краткий общий очерк развития буддизма у Бурят». – Затем с новой строки профессор Позднеев и предпосылает обнародованию бумаг бурятского текста «краткий общий очерк развития буддизма у Бурят» и в этом то именно общем очерке, на следующей же странице 170, напечатана столь важная для предмета настоящего моего исследования фраза: «Все это дело (то есть ходатайство бурят о государственном признании и привилегировании их лам) окончилось уже в 1741 году, когда высочайшим указом Императрицы Елизаветы Петровны у Бурят было учреждено 150, так называемых комплектных лам». – Фраза эта находится вовсе не в том отделе статьи профессора Позднеева «К истории развития буддизма», где помещены новые исторические данные, новые запросы и т. д. из разного рода писем, записок, расписок и тому» подобных бумажек, писанных бурятским текстом; тот ориентальный отдел начинается только чрез три страницы далее, именно с 174-й, выпуска III, тома I, Записок 1886 года. По всему этому, на основании приведенных слов из объяснительного письма профессора Позднеева равно и со страницы 169 «Записок», следовало бы считать, что приписание профессором Позднеевым первоначального учреждения лам в Забайкалье указу именно Императрицы Елизаветы Петровны сделано по самому тексту указа, коего, оказывается, профессор Позднеев не имел в руках, или же по крайней мере на основании какого-либо достаточно компетентного для этого обстоятельства источника. Но по проверке и этого не оказалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

То есть я не хочу, чтобы это было так: достаю артефакт, показываю, а потом убираю на полку. Надо, чтобы это было нечто живое, чем можно пользоваться, с чего можно взять пример. Можно взять пример с греческих ораторов, с проповедников христианских, с публицистов XVII века. Это что касается самого предмета. Студенту надо дать взгляд на мир. Не научить пользоваться какими-то техническими приборами — это как раз на практике происходит очень быстро, а именно дать базовое образование, чтобы привить умение смотреть на события и анализировать их. Хорошо то гуманитарное образование, которое поможет человеку ориентироваться в мире и в профессии. Самое главное — дать не сумму знаний, правил, законов, а именно направление в жизни. Высший пилотаж преподавательского искусства — это давать не только конкретную информацию, но и взгляд на жизнь, направление людям в жизни показывать. Вот это высшее мастерство. — А кто из Ваших учителей произвел на вас самое сильное впечатление? — Трудно сразу сказать. Наверное, Елизавета Петровна Кучборская — гениальный лектор. Она читала историю зарубежной литературы так, что студенты плакали. Она полностью перевоплощалась, хотя ей было под восемьдесят, читала тихим голосом, но у нее такая стояла тишина, и был полный аншлаг, сидели люди с других курсов и факультетов. Она учила жизни. Очень стыдно было чего-то не знать – хоть все экзамены завалить, но перед ней в грязь лицом не ударить. Кучборская с " Поэтикой " Аристотеля. Как-то она спрашивает: «А кто основал музей изобразительных искусств на Волхонке?». Вроде бы это формально не относится к теме, но культурному человеку немыслимо не знать, кто основал музей искусств на Волхонке. Люди сидят и смотрят друг на друга — «Как, вы не знаете? Правда, не знаете? Мне с вами неинтересно». Повернулась и ушла. И люди прибежали на кафедру: — Елизавета Петровна! — Я же сказала, что мне с вами неинтересно, я у вас не буду вести занятия. Пошли к инспектору: «От вас Елизавета Петровна отказалась, мы вам дадим другого преподавателя».

http://pravmir.ru/grigorij-pruckov-o-tse...

Дарил жене цветы с больничных клумб и не верил, что она умирает. Две истории из хосписа 1 октября, 2020. Елизавета Глинка Доктор Лиза — о любви и вере Фильм «Доктор Лиза» 2 октября покажут на открытии Московского международного кинофестиваля. К премьере в «Редакции Елены Шубиной» выходит второе, дополненное издание книги «Я всегда на стороне слабого». Это записи из дневника Елизаветы Глинки — о хосписе, бездомных, любви, прощании, а также ее интервью. «Правмир» публикует фрагмент из книги доктора Лизы.  Елизавета Петровна Глинка — врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь». Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В 1999 году в Киеве основала первый хоспис при Онкологической больнице Киева. Член правления Фонда помощи хосписам «Вера». Учредитель и президент американского фонда VALE Hospice International. Елизавета Петровна погибла 25 декабря 2016 года при катастрофе самолета Ту-154 Минобороны России, летевшего в Сирию. Она везла медикаменты для университетского госпиталя в Латакии. Карасики  Самуил Аркадьевич Карасик и Фира (Эсфирь) Карасик. Одесситы, Бог знает как оказавшиеся к старости в Киеве. В хоспис он привез ее на коляске, тщательно осмотрел все комнаты и выбрал ту, что светлее, но гораздо меньше других палат.  — Фира любит солнце. Вы знаете, какое было солнце в Одессе? — Карасик задирал голову и смотрел на меня, щуря хитрые глаза. — Нет, вы не знаете, доктор. Потому что тут нет такого солнца, в вашем Киеве.  — Шмуль, не забивай баки доктору, — вступала Фира, — она нас таки не возьмет сюда.  После этого следовала перебранка двух стариков, и вставить слово было практически невозможно. Оглядевшись, Карасик объявил, что завтра они переезжают.  — В смысле — госпитализируетесь? — поправила я.  — Пе-ре-ез-жа-ем, доктор. Карасики теперь будут жить здесь, у вас.  Наутро перед глазами санитарки стоял Карасик в шляпе и галстуке и Фира в инвалидной коляске, державшая на коленях канарейку в маленькой клетке. 

http://pravmir.ru/daril-zhene-czvety-s-b...

При изучении истории ламства в России особенно удивительным является то обстоятельство, что в исследованиях об этом предмете – и духовных, и светских лиц – находятся только отрывочная, краткая и слишком общие указания на возникновение ламства, но вовсе нет характеристики важнейшего события – государственного признания и указания в отечестве нашем этого вредного языческого учреждения. Везде сказано только обще, что произошло это в 1741 году. Но ведь год 1741, говоря вообще, есть год начала царствования благочестивейшей государыни императрицы Елизаветы, славной дочери великого Петра. И только тщательное, более частное, точное определение времени антирусского узаконения ламства в России обнаруживает, что идолопоклонническое ламство, как учреждение государственное, узаконено не в царствование благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны, начавшееся с 25 ноября 1741 года, но еще в начале 1741 года, в самый разгар узурпаторского, насильственного господства над православным отечеством нашим лютеранко-немецкой партии злодеев Бирона, Остермана и их товарищей по угнетению России. В то злое время правительства царского, русского, православного на Руси не существовало 1 . То было время для всего православно-русского более тяжкое, чем смутное время междуцарствия, потому что император как будто бы был, но ему минуло всего только несколько месяцев, он сам беспомощно лежал еще в пеленах, а именем его государствовала и самодержавствовала над Россией, ненавидевшая все православно-русское, ватага иноземных немцев – клятвопреступников и предателей… выражаясь авторитетными словами манифестов императрицы Елизаветы Петровны, этими клятвопреступниками немцами «правительство империи (русской) к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было… Правление государственное чрез разные персоны и разные образцы происходило… и к важным государственным делам (коварные узурпаторы) употребляли чужих наций, не довольно известных, людей, чрез что российским (и православным) интересам воспоследовал вред… и от чего непорядки и немалое разорение всему государству и впредь худые следствия последовали» 2 . Соответственно всему этому, правителем иркутско-забайкальского края был тогда немец же Ланг, которым допущено было указание в Сибири языческого ламства, якобы русским правительством, и принятие этого вредного, иноземного, идолопоклоннического учреждения под особое покровительство православно-русской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Итак, почитающие себя за древле-православных христиан обдали меня грязью, а магометанин ободрил и утешил. Исполняются слова Спасителя: царица Савская восстанет на суд с народом сим... Свящ. В. Вишневский Тифлов М., свящ. К характеристике современной хлыстовщины//Миссионерское обозрение. 1902 г. 1. С. 123–128 Голодная степь, тянущаяся от левого берега Сыр Дарьи и до г. Джизака, в настоящее время оживляется, благодаря арыку, проведённому по ней Его Императорским Высочеством Великим Князем Николаем Константиновичем. Здесь нашли себе пристанище много переселенцев из Европейской России и образовали ряд посёлков. На ряду с доброй пшеницей в этих посёлках оказались и плевелы – штундо-баптисты и особенно хлысты, во главе которых стоит почитаемый сектантами – „бог-слово“, Увар Ермоленко. Закинутый судьбой в этот край, хотя и не в качестве миссионера, я, однако же, по давнему обычаю миссионера, не мог не войти в сношения с сектантами и лицами, близко к ним стоящими. Благодаря этим последним и явилась у меня настоящая возможность познакомить читателей „Миссионерского Обозрения“ с письмами хлыстовских деятелей. Письма эти довольно интересны для характеристики современной хлыстовщины и способов пропаганды секты, и вообще они многим могут открыть глаза на многое. 1) Письмо хлыстовских миссионеров к Увару Ермоленко 87 . 6 ноября 1899 года. – Благослови, родимый батюшка, мне написать сие письмо дорогому и неоценённому моему сердцу брату Увару Феодоровичу! Описываю о своём путешествии. 24 октября я отправился из гор. Елизаветполя на Кавказ, куда прибыл 26 октября прямо к Кондратию Леонтьевичу в гор. Баталпашинск, где вот уже провожу около 8 дней. Но я нахожусь у него не один, а со мной ещё один брат из гор. Елизаветполя, который пожелал поехать послужить благовествованию Христову. Имя сего брата Иван Петрович Шипилов, о котором я вам писал в прежнем письме из Елизаветполя, посланном 23 октября. И так вот мы теперь вдвоём путешествуем. Когда прибыли к Кондратию Леонтьевичу в Баталпашинск, то он нас принял с радостью, и мы передали ему, что нужно и что было угодно Господу, ничего не прибавили и не убавили, и притом прочли все письма и откровения, которые я списал у вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010