В древности на этом пространстве существовали Беловежа, Бахмач, Всеволож, Уневеж и Глухов. 960 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. II, ч. I, Приложение XIX, 6 стр.; XVI, Прилож. XII, стр. 654; XX, Прилож. X, стр. 895; Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. VI, 2272. 961 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. VI, Приложение II. Приходов в 1738 г. в Черниговской епархии – 503, в Переяславской – 167; в 1739 г. в Черниговской – 506, Переяславской – 167; 1740 г. Чернигов. – 511, Переясл. – 167; в 1741 г. Черн. – 518, Переясл. – 170; в 1742 г. Чернигов. – 522; в Переяславской – 171: в 1743 г. Черниговской – 524, Переяславской – 173; в 1744 г. Черниговской – 529, Переяславской – 172; в 1745 г. Черниговской – 529, Переяславской – 174. 962 Опис. Докум.и Дел. Арх. Св. Син. XII, 254 (1733 г.); XX, 567 (1743–1745 гг.); XXXI, Приложение I, стр. 433–435 (1749 года). Тут не названы три мужских монастыря – кафедральный Борисоглебский и Успенский Елецкий в Чернигове, а также Спасский Рувимо-Сосницкий. Но эти три монастыря тогда существовали. Кафедральный Борисоглебский оставался кафедральным, Елецкий Успенский был самостоятельным; настоятелем в нем был архимандрит Тимофей Максимович (1727–1749 г.), а затем архим. Димитрий Белинский (1750–1753 г.) и др. (Истор.-статист, описание Черниговской епархии... III, стр. 1–34). Спасский Рувимо-Сосницкий монастырь в 1744 г. обращен в пустынь и приписан к Рухловской пустыни. В таком виде он оставался до 1786 г. (там же, IV, стр. 166–173). 966 Сборник Император. Русск. Истор. Общ. т. XLIII, стр. 483, 497–498; 549–550, 506–512; 514–515, 581–582, 589–591. С особенной обстоятельностью и подробностью малороссийские пункты, составленные для представления в Екатерининскую Комиссию, изложены у о. Шпачинского в его исследовании «митроп. Киевский Арсений Могилянский»... Глава IX, стр. 481–556. 967 Свящ. Н. Шпачинский. Киев. митр, Арсений Могилянский, стр. 104–107. Киево-Печерскую протопопию составили церкви Киевского полка: в крепости Печерской, на Зверинце, в м. Василькове, в с. Богдаевке, сс. Безрадиче, Хотове, Пирогове, Романовке, Слободке, Кухмистере, Димерке, Богдановке, Вышедке, Гнедине, Пухове, Рожновке, Новоселках Сваромле, Тарасовичах, в м. Бороварах, Красиловке, Перебухове, Дударкове, Осокирках и в с. Троещине. В некоторых местах было по две церкви. Нежинского полка две церкви в сс. Лосинок и Омбыше причислены к Нежинской протопопии; церкви с. Буромки и Шилович присоединены к Ичанской протопопии, в Лубенском полку 6 церквей местечка Смелы и в сс. Томашевке, Гриневке, Беседове, Чернечной слободке приписаны к Роменской протопопии. Из церквей Киево-Межигорского монастыря, бывшие в селах Евлишке, Чернику, Урочище Есковой Гребле, с. Сорокошицах, Глебовке, Ошитках, Жукине – отчислены к Козелецкой протопопии, а остальные церкви в с. Вышгороде, Новых Петровец, дер. Старых Петровец, Летежа и Борки – причислены к Верхне-Киевской протопопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

мощам народа. Из Троицкого монастыря отправился я в Елецкий Успенский монастырь, древнюю архимандрию Черниговскую, имевшую некогда архимандритами великих святителей Димитрия Ростовского и Феодосия Углицкого, и издревле прославленную чудотворно явленною иконою Божией Матери, изображенной в раскидистых ветвях дерева – ели, почему и обитель получила свое наименование Елецкой. Икона эта явилась в этом месте, покрытом тогда дремучим лесом, в 1069 году 6 февраля, при великом князе Черниговском Святославе Ярославиче, которым и построен на месте её явления Елецкий монастырь, которому предоставлено старейшинство над всеми Черниговскими монастырями. Икона эта в обители не сохранилась, во времена татарского и польского разграбления Чернигова она утрачена, о чем следует сожалеть. Но предание сохранилось, что она взята из Елецкого монастыря князем Даниилом Барятинским, присланным из Москвы с войском, для защиты Чернигова. Сей князь впоследствии принес эту икону в г. Харьков, где разболевшись при смерти, завещал ее в Харьковский Успенский кафедральный собор, где она с незапамятных времен и пребывает и чествуется жителями г. Харькова, как чудотворная. Икона эта 13 вершков вышины и 10 вершков ширины, изображает в центре своем раскидистую ель, в ветвях которой восседит во весь рост Богоматерь с предвечным Младенцем– Иисусом Христом на коленях, которого поддерживает она с боков своими руками. Младенец в белом хитоне с свитком в левой руке и с благословляющею приподнятою правою рукою. От Богоматери идут лучи во все стороны дерева, a под ногами её изображена луна, по сторонам же дерева изображена церковь и здание, вероятно, древнего Елецкого монастыря. Под изображением Богоматери внизу имеется старинная надпись красными буквами: «Чудотворный образ Пресв. Богородицы ЕлецкияЧерниговская». Икона написана была, по всему вероятию, сообразно тексту акафиста Богоматери: «радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии: радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози» (Акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Остроге, возобновлён в 1796 г.; первоклассный. [V, 384.] Архимандриты Авдий Турайский 17 февр. 1796 перев. из Молченского; † 23 сент. 1807. Феофан Романовский 19 дек. 1807 перев. из Оршанского Кутеенского, а 22 февр. 1812 – в Черниговский Елецкий. Иероним Визерский 1812 перев. из Загаецкого, а 1823 – в Черниговский Елецкий. Мелетий Носков 5 февр. 1823 перев. из Черниговского Елецкого (в ректоры семинария), а 1826 – в Мгарский (в авторы Полтавской семинарии) 292 . Ириней , 1826–28. Иерофей Лобачевский перев. из Загаецкого, 1829–41. После в Дерманском и викарий Волынский (епископ Острожский). 2 Загаецкого [IV, 124]: Игумены Антоний Рудницкий , 1800. Аркадий Закревский , с 1807 архим.; † 19 июля 1808. Архимандриты Иероним Визерский , 1808–12, перев. в Острожский Спасский. Иринарх , игум., 14 июня 1813 перев. из Александровского Ошевенского. Иерофей Лобачевский , 1815–29, перев. в Острожский. Флавиан , 1829–37. Христофор Еммауский 20 июля 1837 перев. из Чолнского, а 12 дек. 1847 вызван в Петербург; с 1849 архим. Новоторжского Борисоглебского. Феодосий , 1848–53. Ефрем , 1854–59. Феофилакт Губин , 1859 и 1860, 2 окт. хирот. в викария Новгородского. Рафаил , 1861–69. Особые заметки IV, 120. Заблудовский. IV, 646. Корецкого: Иг-нья княжна Серафима Корецкая 1627. – Марфа , с 1797; † 22 нояб. 1807. Корецкого (sic) Воскресенского (2-го класса): Иг-нья Иулита , 1840–61. (В 1862 вакансия). – Аполлинария , 1863–69. V, 667. Ратский. VI, 435. Трегорского (Тригорского, Тригорного, Трегорного) Преображенского: Игум. Дионисий , 1660. Архим. Леонтий , 1841–1860. – Филадельф , 1862–65. (В 1866 вакансия). VI, 839. Ясногородский. Овручского Богородицкого: Игум. Герман , 1525. – Антоний , преемник 293 . Почаевского: Игум. Софроний Подгаевский , 1685. – Иосиф Исаевич , 1708, 14. Полонского Успенского: Иг-нья Антонина , 1848–50. – Магдалина , 1851–60. Меленийского Николаевского: Архим. Григорий , 1857–62. – Серафим , 1862–64, 8 мая перев. из Коренной пустыни. – Амвросий , 1865–69. Любарского Георгиевского: Игум. Филарет , 1857–62; архим. 1863–64. Архим. Паисий , 1865 и 6. – Софроний , 1869. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О пяти ранах Христовых (на польском языке)//Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857. – Т. 7, 16, 195, 223, 236, 254. Письма//Черниговские епархиальные известия. – 1861–1864. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 1, 2, 102, 115, 158, 359, 368–370, 373, 376–383, 406–409, 411–414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др. Сумцов Н. Ф. Лазарь Баранович//Сумцов Н. Ф. История южнорусской литературы в семнадцатом столетии. – Харьков, 1884–1885, вып. 1. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654–1661 гг.: в 3 т. – М., 1871–1876. См. также: Православное обозрение. – М., 1871, август-сентябрь. Эйнгорн В. О. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича//Очерки по истории Малороссии в XVII в. – М., 1899. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 571, 572, 580, 607–608. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 229. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие 17 века. – Казань, 1913. – С. 162, 164, 165. Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 22, 24, 46, 47, 55, 110. Титов А. А. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. – М., 1892. – С. 29, 36, 45. Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь.Чернигов, 1903. – С. 22–25, 27. 34. Терновский С. А. , профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху//Архив Юго-Западной России: в 37 т. – Киев, 1859–1914; 1872. – Т. 5, ч. 1. – С. 50. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 12, 22. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, сентябрь. – С. 339.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь Лизогуба (церковь Иакова) - здание, пристроенное к Успенскомуго собору Елецкого монастыря, которой представляет собой церковь-усыпальницу казацких полковников Лизогубов. За время пребывания в должности черниговский полковник Яков Лизогуб, совершил значительное церковное строительство. В 1698 г. он начал сооружение усыпальницы в Успенском соборе Елецкого монастыря. Здесь его и похоронили, когда он умер (19 августа 1698 г.), а строительство завершил его сын Ефим. После освящения, которое состоялось 14 сентября 1701 г., усыпальница получила название церкви Иакова. Далее этот храм стал усыпальницей семьи Лизогубов. Богослужение здесь проводили редко. В нём размещались богатая монастырская ризница и библиотека с архивом монастыря, пока их не уничтожил пожар 21 января 1869 г. Часовня построена очень тактично относительно собора - размер её соответствует размеру галереи, ранее находившейся возле храма. Высота строения вместе с крышей достигает почти половины высоты стен храма. Сейчас над часовней два невысоких барабана, ранее была и третья - над западной частью. Раппопорт П.А. «Зодчество Древней Руси». Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1986. История Успенской церкви несложна. Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Когда ее восстановили, точно неизвестно, но есть косвенные указания на какие-то строительные работы, которые велись в 1445 г. при князе Иване Можайском. На юго-восточной апсиде под кровлей XVIII в. видны следы кровли XVII в., а под ними пазы крыши, вероятно, XV в. В XV-XVI в.в. Елецкий монастырь был окружен палями (частоколом), как и укрепления детинца и города. На Успенской церкви тогда было много верхов (куполов) каменных, как указывает Галятовский: «…но покрытие не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою; около церкви были кельи, в монастыре был колодец, и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне». В 1642 г. Чернигов был во время нападения польско-шляхетских войск сожжен. «Тогда, - пишет Галятовский, - верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули». В 1668 г. была начата «репарация» собора. Восстановление храма подвигалось очень быстро и в 1670 г. закончилось; были возведены еще три новых купола: один - над центральной апсидой и два - над нартексом. В таком виде здание сохранилось до нашего времени. Тогда же был сделан новый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=05567

То же: В 5 периодах (988–1826). – СПб.: Тузов, 1894. – 840 с. 983 . История Русской Церкви. – СПб.: Тип. Голике, 1860. – 144, VI с. 984 . История Русской Церкви: Период 1. – М.: Тип. Готье 1859. – 304 с. 985 . Каменский Успенский женский монастырь.Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. – 19 с. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь.– СПб., 1901.-Т. 21 – С. 82. – Отт. из: Прибавл. к Черниг. епарх. изв. – 1862. – 23–24. 986 . Кафедральные черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский: С прил. нескольких неизд. св. Димитрия и многих граммат.– [Чернигов, 1861].– 178с., 1 л. ил. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1901. -Т. 21. С. 81. 987 . К биографии Черниговского архиепископа Антония//Тр. Киев Духов. Акад., 1862. 688 . Кирилл и Мефодий, славянские просветители. – М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1846. – 30 с. – Отт. из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1846. – Нояб. – Кн. 4, 5. 989 . Когда должно начинать воспитание человека в вере?//Черниг. епарх. изв. – 1861. – 1. 990 . Когда должно начинать воспитание человека в вере? – М.: Тип. Готье, 1861. – 7 с. – Из: Душеполез. чтение. – 1861. – Апр. 991 . Козелецкий Георгиевский монастырь:[Описание).Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 36 с. – Загл. обл.: Козелецкий Георгиевский третьеклассный мужской монастырь. – Авт. установлен по изд.: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1901. -Т. 21. – С. 81 992 . Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 88 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1872. – Кн. 3. То же. – 2-е изд. – Чернигов: Зем. тип., 1879. – 87 с. То же. – 3-е изд. – Одесса: Тип. Фесенко, 1891. – 83 с. 993 . Крупицкий Батуринский третьеклассный мужской монастырь св. Николая: Краткий исторический очерк. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 44 с. – Извлеч. из: Черниг. епарх. изв. 994 . Ложные пророки//Странник. – 1862. – 1. 995 . Максаковский женский Спасский монастырь.Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864. – 26 с. Извлеч. из: Черниг. епарх. изв. – 1864. – Авт. установлен по изд: Преосвященный Филарет.../С.И. Пономарев. – Полтава, 1866. – С. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чернигов, полный список и карта храмов и монастырей // Чернигов 2024-03-29 2017-08-26 2023-06-19 2023-05-08 2019-09-16 2019-10-30 2023-06-09 2022-07-14 2020-05-31 2022-11-22 2017-08-26 2016-06-23 2017-02-04 2023-10-23 2020-06-03 2024-03-29 2023-06-13 2023-06-02 2013-10-21 2023-06-09 2023-05-04 2016-06-15 2011-01-01 2019-02-26 2023-10-02 2023-06-02 2019-11-06 Утраченные объекты  2020-06-04  2015-11-23  2016-06-25 Показать только действующие Чернигов - карта храмов Самые популярные объекты    1    Чернигов. Собор Спаса Преображения    2    Чернигов. Успенский Елецкий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы    3    Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы    4    Чернигов. Собор Бориса и Глеба --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/locat/2498

Чернигов, город (Украина, Черниговская область), церкви и монастыри, карта. / Чернигов, город 2024-03-29  2024-03-29 2017-08-26 2023-06-19 2020-06-04 2023-05-08 2019-09-16 2019-10-30 2023-06-09 2022-07-14 2020-05-31 2022-11-22 2017-08-26 2015-11-23 2016-06-25 2016-06-23 2017-02-04 2023-10-23 2020-06-03 2024-03-29 2023-06-13 2023-06-02 2013-10-21 2023-06-09 2023-05-04 2016-06-15 2011-01-01 2019-02-26 2023-10-02 2023-06-02 2019-11-06 Показать только действующие Самые популярные объекты    1    Чернигов. Успенский Елецкий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы    2    Чернигов. Собор Спаса Преображения    3    Чернигов. Собор Бориса и Глеба    4    Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/distr/1611

35 . Сокращенная история Русской Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. – СПб.: Синод, тип., 1869. – 232, IV с. То же. – 1887. 36 .Чернеев Николаевский монастырь. – Харьков: Унив. тип., 1849. – 27 с. – Авт. установлен по изд.: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1901. – [Т. 21]. – С. 81. 37 . Чернигов: [Ист. очерк]. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. – 80 с, 1 л. табл. – Полтава, 1866. – С. 92. 38 . Черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский -. Чернигов, 1861. 39 . Черноморская Николаевская пустынь при Лебяжьем лимане. – Харьков: Унив. тип., 1856. – 35 с. Гомилетика 1 . Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, говоренные Филаретом, епископом Харьковским и Ахтырским: В 2 ч. – М.: Тип. Готье, 1857. Кн. 1. – II, 224 c. Kh. 2. – 238, II c. 2 . Востани спяй, востань немедленно, пока есть время: (Из бесед преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского). – М., 1890. – 8 с. 3 . Глас Божий к грешнику: Поучение Филарета, архиепископа Харьковского и Ахтырского. – Чугуев: Тип. Штаба Укр. Воен. Поселения, 1857. – 166, с. С 3-го изд. Загл. Незначит, изменено. То же. – 3-е изд. – Чернигов: Губ. Тип., 1860. – 168 с. То же. – 4-е изд. – СПб., 1882. – 4, 168 с. То же. – 5-е изд. – СПб.: Тузов, 1891. – 151 с. 4 . Ложные пророки//Странник. – 1862. – 1. 5 . Новое вино в ветхих мехах//Душеполез. чтение. – 1861. -Март. 6 . Слова, беседы и речи Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского: В 4 ч. – 2-е изд. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863.– 795 с. разд. паг. То же. – 3-е изд. – СПб.: Тузов, 1883. – 860, VI с. 7 . Слова и беседы, говоренные в Риге. – М., 1850. Слова и беседы Филарета, архиепископа Харьковского и Ахтырского: В 3 ч. – СПб.: Тип. Якобсона, 1858–1859. Ч. 1. – 1858. – IV, 374 с, 1 л. портр. Ч. 2. – 1859. -VIII, 425 с. Ч. 3. – Тип. Праца, 1859. – VIII, 344 с. 8 . Слова и беседы Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. – Загл. ч. 4: Слова, беседы и речи Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского, говоренные для черниговской паствы. Ч. 1. – 196 с. 4.2. – 11,225 с. Ч. 3. – 179 с. 4.4. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанна Кронштадтского произошел в Кронштадте 18 февраля 1907 года. При этом присутствовали спутники исцелившегося Степана Минеева: его брат Антон Михайлов Минеев, крестьянин Иркутской губ., Нижнеудинского уезда, Кимельчской вол. и Григорий Леонтьев Рютин, крестьянин Иркутской губ., Бал. уез., Амехабатской волости. К. Елецкий Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. ( Деян.19:11–12 ). Исцеление слепой В феврале месяце этого года дочь рядового 6-й роты Лейб-гвардии Егерского полка, Михея Безбородова внезапно заболела и потеряла зрение. Родные девочки сначала не хотели беспокоить отца, думая, что слепота пройдет. Но так как болезнь не проходила, то они, наконец, решились написать ему. Это было в июле, 11-го числа. Получив письмо, отец чуть не сошел с ума… Отчаянию его не было границ. Вдруг его осеняет мысль – обратиться за помощью к дорогому батюшке, о. Иоанну Кронштадтскому , о котором ему не раз приходилось слышать со стороны своих товарищей. Не теряя времени, он написал домой письмо, вложив в него карточку маститого пастыря, и объяснил, что посылает ее в благословение больной дочери. В письме же он просил написать дорогому батюшке письмо с просьбой помолиться о болящей и ждать ответа с твердой верой в чудодейственную силу молитвы великого праведника. Сам он, кроме того, хотел отправиться в Кронштадт лично, что вскоре и исполнил. 10-го сентября он и еще 10 человек той же роты отправились в Кронштадт, где и остановились в доме Мачигина, по Сергиевской ул., д. 13, кв. 7. На другой день они пошли к ранней обедне в Андреевский собор и приобщились у дорогого батюшки Святых Тайн. В 2 часа пополудни на квартиру, где они остановились, приехал о. Иоанн. Безбородов подал дорогому батюшке записку о здравии болящей дочери... – «Вера моя, пишет сам Безбородов, в праведность батюшки, при виде его, возросла более прежнего. Я видел, как стекаются к нему отовсюду. Были просители, приехавшие за утешением в скорбях и печалях своих даже из Малороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010