Храм является своеобразным трехапсидным, шестистолпным, крестовокупольным сооружением в однокупольном варианте с тремя большими крытыми папертями - с запада, севера и юга. В правом углу притвора находится крещальня, а над ней, на втором ярусе, - капелла игумена. Разбивка храма в плане отличается большой точностью: все углы прямые, стены одной толщины, а кладка поражает высоким мастерством. Отметим, что с точки зрения строительного искусства Успенский собор принадлежит к лучшим произведениям архитектуры XII в., так безупречно осуществлены все его конструкции и архитектурно-художественные детали. Полуколонны, порталы, окна, подпружные арки, барабан купола выполнены рукой зрелого мастера. Крестовокупольность храма выявлена весьма последовательно: закомары центрального нефа и трансепта были несколько выше боковых. Это создавало подъем масс к центральной оси здания, к куполу. Нарастание их к центру усиливалось и наличием трех папертей, достигавших когда-то только пят закомар. Чтобы не нарушить ритма движения объемов, не разрушить ступенчатость силуэта, боковые апсиды также были резко понижены по отношению к центральной. Таким образом, в пространственном восприятии он имел отчетливую пирамидальную композицию. Единственная глава - 5-я стояла не строго посередине, а была сдвинута немного на восток. Но ввиду того, что здесь имеются объемы апсид, асимметричное расположение главы было малозаметным. В Успенском соборе впечатляют какая-то особая торжественность и строгость, создаваемые, вероятно, тем, что в арсенале средств выразительности использованы лишь простые архитектурные массы, расчлененные мощными полуколоннами, наложенными на плоские пилястры на северном и южном фасадах и двухступенчатыми пилястрами - на западном. Ничто не нарушает внушительного движения вверх вертикалей полуколонн и пилястр, а простенькая строчка аркатуры, расположенная ниже пят боковых закомар, контрастом своих легких форм только усиливает это впечатление. Плавные кривые закомар удачно завершали плоскости фасадов. Так же логичен ритм вертикалей барабана купола, венчание которого украшала изящная аркатура с поясочком поребрика. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их спокойной торжественности составляют главное художественное достоинство этого здания.

http://sobory.ru/article/?object=05567

Колокольня каменная из местного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Межэтажные перекрытия сделаны по кирпичным сводам. Известно, что в 1815 г. буря повредила кровлю бани, тогда деревянные несущие конструкции были заменены на металлические. Во время второй мировой войны самолет задел купол колокольни, срезав ее часть, затем колокольня ремонтировалась несколько раз, последний – в 1977 г., при этом были выполнены значительные ремонтно–реставрационные работы. Колокольня Елецкого монастыря имеет силуэт, совсем непохожий на большинство колоколен Приднепровья, ее вид производит неизгладимое впечатление. Широко известна, так же построенная на оборонной башне, колокольня при кафедральном костеле в Вильнюсе, но колокольня Елецкого монастыря отличается мягкими, живописными очертаниями, что гармонично согласованы с лирическим ландшафтом северной Украины; ее большая баня завершает одну из черниговских гор. Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г. Кельи восточные, XVII в. Здание сохранило в основном первоначальные объемы и архитектурные формы. Частично утрачен фасадный декор. Произведены отдельные перепланировки. Архитектурно-декоративное решение здания – в стиле барокко. Постройка выполнена из кирпича (толщина стен 103 см), оштукатурена, одноэтажная, в плане прямоугольная, разделенная поперечными капитальными стенами на секции, имитирующие клети в камне, состоящие из квадратных камер (сторона квадрата 6,75 м) и прямоугольных сеней (6,75х3,75 м). Южная секция – трехчастная (камера – сени – камера). Камеры перекрыты крестовыми сводами, сени – полуциркульным. Наиболее пышно декорирован западный главный фасад. Декор сооружения составляет органичное целое со структурой здания. Выполненный в кирпиче, он подчеркивает архитектурные членения сооружения, – пилястры соответствуют кирпичным поперечным стенам. Значительную роль в композиции западного фасада играют висячие граненые полуколонки с карнизом над ними, объединяющие три оконных проема каждой секции и создающие четкий ритм, соответствующий объемно-пространственной структуре сооружения. Карниз расположен над проемами и раекрепован на колонках, образуя их капители. Шейки колонок подчеркнуты астрогалом. Над колонками конусообразные ступенчатые завершения. Дверные проемы, ведущие в сени, также подчеркнуты декоративными деталями, аналогичными приоконному декору. Садовый фасад лишен декоративных деталей. Здание завершено профилированным карнизом, раскрепованным на пилястрах. Памятник представляет линейно-камерный тип здания, характерный для жилой городской застройки Левобережья Украины XVII-XVIII в.в.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Верхний звонный ярус с открытыми арочными проемами построен позже нижнего, который в свою очередь возведен над остатками более раннего сооружения. В 1815 г. буря причинила повреждение сооружению. В период ремонта вместо деревянных конструкций крыши установлены металлические. В 1876-1878 гг.- капитальный ремонт сооружения, 1947, 1951 – текущие ремонты памятника, в 1977 г. – ремонтно-реставрационные работы. Колокольня из кирпича, оштукатурена, побелена. В плане восьмигранник, вытянутый по оси север-юг. Высота до купола 34 м, двухъярусная, нижний ярус делится на 3 этажа: в первом – ворота и небольшие помещения, во втором и третьем хранился архив. Нижний ярус представляет восьмигранную призму, украшенную угловыми пилястрами и мелкочленным карнизом, небольшие четырехлепестковые отверстия подобны бойницам оборонных башен. Верхний ярус – для звонов, в плане повторяет нижний объем. В его гранях с угловыми пилястрами, украшенными поясками,- арочные проемы с профилированными импостами. Завершающий карниз верхнего яруса, его цоколь, как и цоколь нижнего яруса, сложнопрофилированы и раскрепованы на пилястрах. Междуэтажные перекрытия сводчатые, кирпичные. Восьмигранный купол, которым увенчан верхний ярус, имеет грушевидную форму. Памятник представляет пример ранних построек башенного типа на Левобережье Украины. Кельи юго-западные, XVII в. Упоминаются в литературе как кельи казначея и кладовые, находились в окружении монастырского сада, здание достраивалось и перестраивалось. В 1882 г. с северо-западной стороны пристроен новый объем. В 1898 г. разобрана часть сводов и стен первоначальной постройки. Сооружение из кирпича (толщина стен древнего объема 112-117 см) на известковом растворе, Г-образное в плане, первоначальная часть – прямоугольная. По плановой и объемной структуре, а также декору первоначальный объем повторяет приемы, принятые в восточном корпусе келий. Каждое помещение перекрыто сводами: кельи – сомкнутыми, сени – полуциркульными. Поперечным несущим стенам отвечают пилястры на фасадах. В восточной части корпуса небольшой ризалит, в котором находится лестница, ведущая в подвал-ледник. Другая узкая одномаршевая лестница в толще поперечной стены ведет на чердак. Наряду с пилястрами и многообломным карнизом значительную роль в декорировке фасадов играют висячие граненые полуколонки, объединяющие три оконных проема. Габариты: длина - 40 м, ширина – 9 м.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елецкий монастырь Елецкий Успенский монастырь — православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове. Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (1115). Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря. Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013). Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор. Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Елец...

9 . Каменский Успенский женский монастырь.Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. – 19 с. – Отт. Из: Прибавл. К Черниг. Епарх. Изв. – 1862. – 10 . Кафедральные черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский: С прил. Нескольких неизд. Соч.св. Димитрия и многих граммат. – [Чернигов, 1861]. – 178 с, 1 л. ил. 11 . К биографии Черниговского архиепископа Антония//Тр. Киев Духов. Акад., 1862. 12 . Козелецкий Георгиевский монастырь:[Описание].Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 36 с. – Загл. Обл.: Козелецкий Георгиевский третьеклассный мужской монастырь. 13 . Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. – Чернигов: Губ. Тип., 1873. – 88 с. – Извлеч. Из: Историко-стат. Описание Черниг. Епархии. – Чернигов, 1872. – Кн. 3. То же. – 2-е изд. – Чернигов: Зем. Тип., 1879. – 87 с. То же. – 3-е изд. – Одесса: Тип. Фесенко, 1891. – 83 с. 14 . Крупицкий Батуринский третьеклассный мужской монастырь св. Николая: Краткий исторический очерк. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 44 с. – Извлеч. Из: Черниг. Епарх. Изв. 15 . Максаковский женский Спасский монастырь.Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1864. – 26 с. Извлеч. Из: Черниг. Епарх. Изв. – 1864. 16 . Материалы для истории Астраханской епархии: (Из «Обзора русской духовной литературы» архиепископа Филарета). – Астрахань: Тип. Рослякова, аренд. Егоровым, 1898. – 9 с. – Отд. Отт. Из: Астрах, епарх. Ведомости. – 1898. – 17 . Несколько слов о книге «Стоглав»//Москвитянин. – 1849. 18 . Общий обзор Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – 134 с. 19 . Описание Гамалеевского Харлампиева монастыря.Чернигов: Губ. тип., 1873. – 36 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 20 . Описание Глуховского Петропавловского монастыря.Чернигов: Губ. тип., 1873. – 10 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 21 . Описание Думницкого Богородичного монастыря.Чернигов: Губ. тип., 1873. – 18 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Год основания монастыря внуком Владимира Крестителя, сыном Ярослава Мудрого князем Святославом определить очень трудно, но еще в XVII в. считали, что князь построил церковь в 1060 г. на том месте, где состоялось чудесное появление иконы Божией Матери, которая была названа Елецкой. Вероятно, что тогда же здесь стали селиться в пещерах монахи. Святой Антоний, основатель Печерского монастыря, опасаясь преследований киевского князя Изяслава, в 1069 г. прибыл в Чернигов и поселился сначала в пещере возле этого монастыря. У Летописца Печерского Нестора написано: «Начал гневаться Изяслав на Антония за Всеволода, и прислал Святослав ночью, чтобы забрать Антония в Чернигов. Антоний, когда пришел в Чернигов, облюбовал Болдины горы, выкопал пещеру и в ней поселился. Существует тот монастырь Святой Богородицы и до сего дня» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь.Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 2). Каменный Успенский собор монастыря построен где-то через 100 лет после этих событий в середине XII в., а до того уг была деревянная церковь. В страшный для Черниговской земли 1239 г. монастырь ограбили и осквернили монгольские завоеватели; несколько сот лет жизни в нем едва теплилось, только в конце XV в. проведены восстановительные работы. Известно несколько нападений на Чернигов войск Польши, во время которых вместе со всем городом пострадал и Елецкий монастырь. В 1579 году войска короля польского Стефана Батория под командованием князя Константина Острожского и князя Николая Вишневецкого осадили Черниговский замок; не захватив его, они сожгли весь город. Другое нападение, принесшее особенно много бедствия, произошло в 1611 г. Тогда, по преданию, польскому войску под командованием воеводы Горностая удалось захватить город, в котором находился гарнизон московского войска. Настоятель монастыря во второй половине XVII в. и. Галятовский рассказывает, что московские люди ловили рыбу в реке Белоусе; поляки, которые стояли в соседнем селе Пакули, узнав о том, « ... в накрытых повозках вместо рыбы ночью в Чернигов отправились.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Акад. наук» за 1856 г., т. 3.; потом отдельно, Харьков, 1859; книга II, с 1720 по 1858 г., СПб., 1861; издание 2-е, дополненное, Чернигов, 1863; дополнения печатались, к той и другой книге, в «Черниговских епарх. извест.» за 1863–1866 гг.; обе книги, с дополнениями, вышли третьим изданием, СПб., 1884 г. – «Черноморская Николаевская обитель при Лебяжьем лимане», Харьков, 1856. – «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», в 2-х частях, Москва, 1857; изд. 2-ое, СПб., 1859; изд. 3-е, СПб., 1884. – «Глас Божий к грешнику», поучения, Чугуев, 1857; изд. 3-е, Чернигов, 1860; изд. 4-е, СПб., 1882. – «История русской церкви» (в сокращенном виде), СПб., 1859, и потом, как учебник, издаваема была много раз, по определению Св. Синода (напр., СПб., 1877). – «Историческое учение об отцах церкви» (Патрология), в 3 томах, СПб., 1859; новое издание, СПб., 1882. – «Слова и беседы», в 3-х частях, СПб., 1859; издание 2-е, дополненное, в 4-х частях, Чернигов, 1863; изд. 3-е, в 4-х частях, СПб., 1883; издания 2-е и 3-е озаглавливаются: «Слова, беседы и речи». – «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви», в 3-х томах, СПб., 1860; изд. 2-ое, Чернигов, 1864. – «Общий обзор Черниговской епархии», Чернигов, 1861. – «Черниговские монастыри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский», Чернигов, 1861. – «Крупецкий Батуринский монастырь», Чернигов, 1861. – «Козелецкий Георгиевский монастырь», Чернигов, 1862. – «Русские святые, чтимые всею церковию или местно»; опыт описания жизни их, 12 месяцев; в 4-х частях, Чернигов, 1861–1865; изд. 3-е, СПб., 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными академиком Ф. Г. Солнцевым, и с приложением портрета преосв. Филарета, в 12 книгах, СПб., 1885. – «Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам», Чернигов, 1862. – «Историческое учение об отцах церкви» (в сокращении), Чернигов, 1864. – «Православное догматическое богословие», в 2-х частях, Чернигов, 1864; изд. 2-е, Чернигов, 1865: изд. 3-е, СПб., 1882. – «Святые южных славян», в 2-х отделениях, Чернигов, 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Чернигов. Успенский Елецкий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Собор Успения Пресвятой Богородицы, литография из книги Иоганна Генриха Блазиуса «Путешествие по Европейской России в 1840-1841 г.г.», 1844 г. Источник, адрес хранения: Библиотека Гарвардского университета Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор Черниговского Елецкого монастыря - замечательный памятник культуры Киевской Руси. Он принадлежит к лучшим произведениям древнерусской архитектуры - величие, строгая пропорциональность архитектурных форм, безукоризненность строительной техники свидетельствуют о высоком уровне мастерства строителей этого прекрасного сооружения. Величественный храм находится в самом центре монастырской усадьбы. С 20-х годов XX века с начала археологических исследований Елецкого монастыря продолжается спор о древности Успенского собора. Одни его строительство относят ко времени основания Елецкого монастыря, то есть к 60-70-м годам XI века, другие - к 90-м годам XI века2, третьи утверждают, что он был возведен в XII веке. Наиболее убедительно исследование профессора Н. Холостенко, окончание строительства Успенского собора следует датировать 90-ми годами XI века, временем правления в Чернигове князя Олега Святославича (1094-1097). Архимандрит Иоанникий Голятовский в " Скарбнице " говорит, что " до Батыя " Елецкая церковь была покрыта оловом (оловянными таблицами). Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Восстанавливалась в 1445 году при князе Иване Можайском. В XV-XVI веках Елецкий монастырь, как и весь Чернигов, был окружен частоколом (палями). Голятовский, опираясь на свидетельство черниговских старожилов, утверждает, что тогда на Успенской церкви было много каменных куполов (верхов), покрытых уже не оловом, а дубовыми осмоленными досками. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Елецкий монастырь сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 1669-1674 годах Успенский собор восстанавливался: был надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, возведены новые малые купола над средней алтарной апсидой и над хорами. Еще две главы венчали капеллу игумена и симметричный ей северный отсек храма. Иоанникий Голятовский упоминает о том, что на церковной стене был обнаружен древний план собора ( " форма и диспозиция, на мури учиненая " ).

http://sobory.ru/article/?object=05567

Вместо него 20 июля 1697 г. настоятелем монастыря был назначен выдающийся деятель украинского православия, известный религиозный писатель Димитрий Ростовский (Даниил Савич Туптало). Он родился в 1651 г. не на западных землях, как большинство тогдашних духовных владык, а в городе Макарове Киевской области. В 1662-1665 г.г. учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1668 г. постригся в монахи, приняв имя Димитрий. В 1675 г. архиепископ Лазарь пригласил его в Черниговскую епархию, где он был настоятелем монастырей: Максаковского, Батуринского, Глуховского, Новгород-Северского и, наконец, Елецкого. Димитрий Ростовский-очень плодовитый писатель, его перу принадлежат книги поучений, стихи, драматические произведения и главный его труд – многотомное издание «Четьи Минеи» – жития святых для чтения на каждый день года. При нем Монастырская реконструкция практически была завершена. Он много делал для улучшения финансового состояния монастыря, для чего выискивал различные источники. Например, добился от гетмана И. Мазепы разрешения продавать на монастырских паромах через Десну водку, производившие в монастырской гуральне. В 1700 г. Димитрий был назначен митрополитом Тобольским, но по состоянию здоровья в Сибирь ехать не смог и работал на должности митрополита в Ростове Великом – потому и известен как Димитрий Ростовский. Умер он в 1709 г., а с 1752 г. после обнаружения его нетленных мощей был канонизирован и почитался как святой. В XVIII в. Елецкий монастырь стал крупным землевладельцем и имел развитое хозяйство: во владении монастыря было около 2,5 тыс. душ, как тогда писали, подданных-крепостных; монастырские ветчины на Подоле, на перевозах и по селам продавали за год около 2 тыс. ведер водки; монастырь имел большие земельные и лесные поместья. В в. на территории монастыря сложился уникальный барочный ансамбль зданий. В 80-х г.г. XVIII в. правительством императрицы Екатерины II было принято решение о секуляризации (изъятии в пользу государства) монастырского недвижимого имущества. Указ об этом для украинских территорий был издан в 1786 г.: «освободить духовных властей и монахов малороссийских от управления селами, хлопот хозяйственного, а больше всего, от неприличного для духовного состояния хождения в судах по тяжбам и сварам...» (Добровольский П.М.Черниговский Елецкий монастырь.Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 138). Согласно указу настоятель монастыря Иерофий Малицкий сдал по списку в казну: крепостных – 1256 мужчин и 1169 женщин, пекарен – 7, Кабаков – 8, винокурен – 1, бань – 4, мельниц – 9, паромных перевозов – 4 и еще многое другое. С того времени, с конца XVIII в., Елецкий монастырь, как и все другие монастыри на Украине, практически не строился, велись только ремонтные работы, благодаря чему до нашего времени дошел целостный художественно-исторический ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=01653

О времени и месте рождения И. Галятовского существуют противоречивые данные. Известно, что он окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), затем работал в ней преподавателем, а с 1657 г. – ректором. После нескольких споров с киевским епископом Мефодием, который «зело его оскорбил и гонил», он покинул Киев и переехал в Вильно (Вильнюс). В следующем году Мефодия перевели в Москву, а И. Галятовский вернулся в Киев, но место ректора было занято – там работал его добрый знакомый Варлаам Ясинский, позже Киевский митрополит. Тогда пригласил его в Чернигов Л. Баранович, который в грамоте по поводу назначения на должность настоятеля монастыря написал: «Как пастырь Черниговской архиепископии, видя крайнее запустение славного монастыря и очень сожалея о разрушении каменной церкви Успения,.. решил, чтобы святое место поднять из Запустения, дать ему должного архимандрита, строителя и начальника, чтобы его управлением и старанием все, что находится в пустоши и развалине, было поднято и реставрировано» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь.Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 24). Необходимые для восстановления собора и дальнейшего развития монастыря средства поступали от различных благотворителей. В марте 1667 г. И. Галятовский написал в Москву царю письмо с просьбой отдать на ремонт монастыря непригодные для перевозки грузов большие лодки – струги, и воевода Толстой передал десять неисправных стругов. Гетман Демьян Игнатович издал четыре Универсала о предоставлении в пользование монастырю различных поместий для его восстановления. В первом из них написал: «для умножения хвалы Божией и реставрации монастыря Елецкого из особого Решпекта дать монастырю в посессию место для перевоза на реке Десна против хутора Онисова под Черниговом и озеро, названное Богородичное»; вторым универсалом монастырю было подарено село Надиновка с мельницей, полями, озерами, лесами; третьим - село Серединка; четвертым - села Авдеевка и Горбов (Добровольский П. М.Черниговский Елецкий монастырь.Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 25).

http://sobory.ru/article/?object=01653

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010