Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому) . Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича . З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» ( Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь ). Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Ykpaïhcьki nлaщahuцi//Наша bipa: Всеукр. правосл. газ. 2002. 5. Травень.

http://pravenc.ru/text/200039.html

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

В нояб. 1918 г. на 3-й сессии Всеукраинского Собора решением собрания архиереев избран к епископскому служению. Хиротония, намеченная на 4 дек. того же года в киевском Михайловском монастыре, не состоялась, т. к. Н. заболел сыпным тифом и провел 2 месяца в больнице при Киево-Печерской лавре. Соборное решение было исполнено только 26 окт. 1919 г. Хиротонию Н. во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, совершили в Чернигове Черниговский и Нежинский еп. Пахомий (Кедров ; впосл. архиепископ) и его викарий Новгород-Северский еп. Иоанн (Доброславин). В периоды отсутствия еп. Пахомия Н. временно управлял Черниговской епархией. Когда Чернигов в окт. 1919 г. был занят войсками ген. А. И. Деникина, Н. потребовал от их военного командования принять меры по недопущению евр. погромов; по некоторым сведениям, укрыл, спасая от смерти, не успевшего выехать из города большевистского комиссара. В 1921 г. Н. был назначен епископом Сосницким, викарием Черниговской епархии. В 1922 г. в г. Борзна Черниговской губ. активизировались сторонники «самосвятской» Украинской автокефальной православной церкви В. Липковского . Состоявшийся в конце того же года в Борзнах съезд духовенства и мирян посчитал необходимым для успешного противодействия «самосвятам» постоянное присутствие в городе правосл. архиерея и избрал на эту должность Н., который согласился переехать в Борзны, но не смог этого сделать. Видимо, в это время он стал именоваться епископом Борзнянским и Сосницким. Священноисп. Николай (Могилёвский), еп. Фотография. После 1919 г. Священноисп. Николай (Могилёвский), еп. Фотография. После 1919 г. В февр. 1923 г. в Чернигов прибыл назначенный на Черниговскую кафедру обновленческим Высшим церковным управлением Александр Мигулин. Заблуждаясь относительно принадлежности прибывшего к канонической Церкви, местное духовенство во главе с Н. и Глуховским еп. Матфеем (Храмцовым) приняли Мигулина в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, «как подобало встречать епархиального архиерея» (с этим, очевидно, связано встречающееся в лит-ре утверждение о присоединении Н. к обновленцам). Уже на следующий день Н. вызвал к себе представителей городского духовенства и дал им разъяснение, что новоприбывший «архиерей» является обновленцем, к-рого он не может признать правящим епископом, поэтому он запрещает духовенству епархии общение с ним. По призыву Н. клирики кафедрального собора Чернигова покинули свой храм, где стал служить обновленческий «епископ». Вскоре храм перестали посещать и верующие. Кафедральным собором православной Черниговской епархии стал храм Елецкого Успенского монастыря, в к-ром служил Н. Однако власти по требованию обновленцев передали им Елецкий мон-рь. Н. вместе с монашеской общиной покинул обитель, вскоре был выслан властями в Москву.

http://pravenc.ru/text/2565924.html

царь Алексей Михайлович разрешил возвести иером. Иоанникия в сан архимандрита. В благословенной грамоте новому архимандриту еп. Лазарь писал: «Как пастырь архиепископии Черниговской, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии Черниговской Елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душею о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвигнулись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа и Пречистую Деву, решились под державою православного монарха царя Алексея Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита - строителя» (см.: Филарет (Гумилевский). 1861. С.12-13). На пожертвования царя Алексея Михайловича, гетмана И. Самойловича (1672-1687), черниговских полковников И. Аврамовича, В. К. Дунина-Борковского и проч. казацких старшин в 70-х гг. XVII в. в Е. м. был отремонтирован и заново освящен Успенский собор, построены ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезной, кельи, ограда. Архим. Иоанникий (Галятовский; † 1688) был похоронен в Успенском храме. Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) С 1688 г. Е. м. возглавил бывш. игумен киевского Выдубицкого монастыря св. Феодосий (Углицкий) . Одновременно архим. Феодосий помогал в управлении обширной епархией Лазарю (Барановичу), к-рый поручил елецкому архимандриту вести экономические дела архиерейского дома. В нояб. 1691 г. престарелый Черниговский архиеп. Лазарь утвердил архим. Феодосия в звании помощника Черниговского архиепископа; в 1692 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Черниговского. Новый архиерей проживал в Е. м., грамоты выдавались от имени архиеп. Лазаря за подписью архиеп. Феодосия: «Феодосии Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий». 5 февр. 1696 г., в день празднования Елецкой Черниговской иконе Божией Матери, свт.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский мон-рь. Икона написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, к-рые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. ( Оковецкая-Ржевская , Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны. Архим. Иоанникий дал описание образа, на к-ром «изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую» (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой - хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой - поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архим. Иоанникия, с к-рой, очевидно, и была написана. В отличие от черниговской иконы скругленного верха не имела. Размеры иконы 59×46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Не исключено, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям нач. XX в., икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом и ее оклад, судя по принципам орнаментики, был выполнен в кон. XVIII в. Ист.: Иоанникий (Галятовский), архим. Скарбница потребная и пожиточная всему свету. Новгород-Северский, 1676. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. Чернигов, 1861; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. Отд. 2. С. 10-13; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Елецкая-Черниговская. Чернигов, 1899; он же. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, 1900. С. 10-12, 101-103; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени основания и до наших дней (1060-1902): Святыни и достопримечательности обители. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й г.). Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин Е. Богоматерь. С. 399-400; Лужницький Г. Словник чудотворних богородичних ikoh Украïни//Intrepido pastori: Наук. зб. на честь блаж. патр. Йосифа Cлinoro. Рим, 1984. С. 154, 187; Адруг А. К. Чephiribcьka чудотворна ikoha Бoroмamepi//Poдobiд. 1996. 14. С. 106-111; он же. Визначна пам " ятка давнього украïнського малярства. Чephirib, 2001; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998), описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. «Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери» в книге Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная»//Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1(3). С. 135-142.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см. Елецкая Черниговская икона Божией Матери ). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице...», черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioahukiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»). Ссылаясь на «Синодик...» еп. Зосимы, на «Патерик» Киевского митр. Сильвестра (Коссова) , а также на местное устное предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. прп. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Е. м. обители - Болдинского во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря . Нек-рые исследователи полагают, что оба мон-ря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в. по сути являлись одной обителью - т. н. Черниговской лаврой, в к-рую входили наземные и подземные комплексы 2 мон-рей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В кон. XI - нач. XII в. близ пещер была построена небольшая каменная ц. во имя прор. Илии. Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 488-518; Ист. сведения о Елецко-Успенском мон-ре в Чернигове//Черниговские ГВ. 1841. 46. С. 297-303; 47. С. 308-311; 48. С. 317-319; 49. С. 331-333; Шафонский А. Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. К., 1851; Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные Черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. [Чернигов, 1861.] С. 95-123; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. С. 1-34; Эйнгорн В. О. Пребывание в Москве Иоанникия Голятовского в 1670 г.//ЖМНП. 1896. Нояб. С. 85, 92-95; он же. Очерки из истории Малороссии в XVII в.: Сношение малорос. духовенства с моск. правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899. С. 664; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, Ефимов А. Н., прот. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени его основания и до наших дней (1060-1902): Его святыни и достопримечательности. Чернигов, 1903; Щербак С. Д. Дело о краже украшений с чудотворной иконы в Елецком Черниговском мон-ре во 2-й пол. XVIII в.//Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове в 1909 г. М., 1911. Т. 3. С. 382-386; Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой ц. в Чернигове//Архит. наследство. М., 1972. Т. 19. С. 32-42; Шекун А. В. Новые исследования Елецкого мон-ря в Чернигове//Тез. Черниговской обл. науч.-метод. конф., посвящ. 20-летию Черниговского архитектурно-ист. заповедника. Чернигов, 1987. С. 43-45; Куракин Ю. Н. Распространение католичества и униатства на землях Черниговского воеводства Речи Посполитой в 1-й пол. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3: Католицизм и православие в ср. века. С. 96-108; Студьонова Л. 3 icmopiï Чephiribcьkoï enapxiï: Бiблiorp. покажчик. Чephirib, 1993. С. 29-32; Гребень П. Н., Лаевский С. Н. Археол. наблюдения на территории Елецкого мон-ря и «окольного града» древнего Чернигова: По мат-лам раскопок 1994-1995 гг.//Apxeoлoriчhi cmapoжumhocmi Подесення: Мат-ли icm.-apxeoл. ceмihapy. Чephirib, 1995; Кузнецов Г. А. Край непокоренный: Черниговщина, 1941-1945 гг. Чернигов, 1995. С. 122-123; ва Т. Гаптарство у cibepяhcьkux жihoчux мон-рях//Cibepяhcьkuй лimonuc. 1996. 1. С. 60-67; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 87-111; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Реутов А. В. О назначении так называемых «крещален» в древнерус. храмах//Лаврський альманах. К., 2003. Вип. 9. С. 101-107.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Вятке. Существовал в 1596 г., когда им управлял строит. Павел. В 1729 г. на земле его был построен Кирсинский железоделательный завод, лежащий от села в 9 вер. До 1764 г. состоял приписным к бывшему Богоявленскому мон. в гор. Слободском, ныне Крестовоздвиженскому. Лепехин, посетив село в 1771 г., говорит: «Катериниское село стоит близ самой Вятки (т. е. реки); за несколько лет бывал тут м-рь, но ныне все село составляют 8 крестьян. домов, бывших под м-рем крестьян». “Ист. Росс. Иер.», IV, 81; Лепехин, “Дневн. Зап.», III, 215; “Памятн. кн. Вят. губ. на 1870 г.», Отд. V, 179; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 805, 5; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 14 (Список с Вят. переписн. книг 1678 г. с показ. жит. и дворов; 45 дв.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 48 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 148 (доношение Вятск. еписк. Алексея о назнач. нового архим. в Богоявл. м-рь; значится уже приписным); “Календари Вят. губ.», 1882 г., 69 (древний храм в селе построен преп. Трифоном); 1885 г., 192 (упразднен в 1775 г., что несправедливо по Лепехину; имел во влад. крестьян в 1662 г. 59 дв., в 1722 г. 159 дв. и 659 душ). 794. ЕлецкийУспенский – Богородицкий, мужской, 1-го класса (с 1786 г.), в гор. Чернигове. На месте монастыря в 1060 г. явилась на бывшей тут ели икона Богоматери; Вел. кн. Святослав Ярославич приказал поставить тогда же церковь , а в 1069 г., по совету удалившегося сюда из Киева преп. Антония, устроил монастырь, который в 1239 г. разорен татарами и возобновлен лишь в 1500 г., когда Чернигов был отторгнут к Москов. государству. По овладении Черниговым поляками с 1635 г. по 1649 г. м-рь находился во власти униатов и только в 1671 г. восстановлен. В храме Успения находится список с чудотв. Елецкой Божией Матери, подлинник же подарен в 1687 г. кн. Даниилом Барятинским, потомком Чернигов. князей, Харьковскому Успенскому собору. Празднество совершается иконе 11 января. В XVII ст. здесь был игуменом преп. Феодосий, мощи коего почивают в бывшем Борисоглебском мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010