Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Текст акафиста утвержден для употребления за богослужением и в домашней молитве на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал Кондак 1 Избранней от всех родов Царице Богородице, показавшей миру чудеса многая, чрез образ святыя иконы Своея Черниговския щедро изливаемая, благоговейная пения приносим Ти раби Твои, Пречистая. Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всех находящих на нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти: Радуйся, Венценосная Царице, Российския Гефсимании похвало и украшение. Икос 1 Ангельский глас возвести Тебе о безсеменном Бога воплощении, егда благодать Божия яви Тя, Пречистая Дево, нетленное и всечестное Сына Божия вместилище, тем же вси роди благоговейно величают Тя: Радуйся, праведныя Елисаветы целованием обрадованная; радуйся, обителе целомудрия, чистотою Своею прославленная. Радуйся, матернюю любовь к падшему Адаму явившая; радуйся, вселюбимаго Богомладенца без семене родившая. Радуйся, светлыя тайны Богоявления познание; радуйся, милосердия Бога Отца вселенней дарование. Радуйся, многоплачевное гордаго денницы поражение; радуйся, всего мира благодарственное поклонение. Радуйся, горнице всесвятая, светом невечерним озаренная; радуйся, в скорбех горнило очищения. Радуйся, небесных воинств ангельское пение; радуйся, живота Твоего Всевышнему всецелое приношение. Радуйся, Венценосная Царице, Российския Гефсимании похвало и украшение. Кондак 2 Виде милость Твою, Владычице, угодник Божий Антоний Киево-Печерский, егда обрете на древе ели на Болдиней горе икону Твою, милости Твоя над обителию новою знаменующую, тем же нарече ю Черниговская Елецкая, благодарственно вопия Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумея недоразумеваемое преславнаго Твоего явления чудо, верою прием обетование покрова Твоего и предстательства, угодник Божий Антоний со страхом рече таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Первосвятительский визит в Липецкую епархию. Посещение Липецкого епархиального управления 25 августа 2010 г. 20:58 25 августа 2010 года, по   прибытии в Липецк , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Липецкое епархиальное управление. У входа в здание Его Святейшество встречали секретарь   Липецкой епархии  протоиерей Василий Бильчук и сотрудники епархиального управления. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения и домовый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Затем состоялась краткая беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви с   епископом Липецким и Елецким Никоном . В дар епархиальному управлению Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Черниговская». Здание Липецкого епархиального управления перестроено из кинотеатра «Заря» в 2005 г. Включает в себя административные хозяйственные помещения, актовый зал, в котором проходят собрания духовенства епархии, телестудию «Свет миру» и домовый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Липецкая и Елецкая епархия (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1259913.ht...

Предстоятель Русской Церкви посетил Липецкое епархиальное управление 25 августа 2010 г. 17:12 25 августа 2010 года, по прибытии в Липецк , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Липецкое епархиальное управление. У входа в здание Его Святейшество встречали секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук и сотрудники епархиального управления. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения и домовый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Затем состоялась краткая беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви с епископом Липецким и Елецким Никоном . В дар епархиальному управлению Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Черниговская». Здание Липецкого епархиального управления перестроено из кинотеатра «Заря» в 2005 г. Включает в себя административные хозяйственные помещения, актовый зал, в котором проходят собрания духовенства епархии, телестудию «Свет миру» и домовый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Липецкая и Елецкая епархия (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1257548.ht...

Почему же тогда не всякая икона бывает чудотворною, а только некоторые, как то: «Иверская», «Елецкая», «Казанская», «Владимирская», «Козельщанская» и мн. др.? спрашивают нас современные рационалисты. Мы подошли к самому главному вопросу нашей темы. Постараемся обследовать его по возможности со всех сторон и лучше уяснить его в своем сознании, чтобы при всяком удобном случае заградить уста «религиозных отщепенцев». Самым первым, главным и необходимым условием для какого бы то ни было чуда является вера. Глубокая, горячая, искренняя вера. Нет веры и чуда нет. Об этом, и Христос Спаситель весьма часто учил. Так, Своим ученикам и апостолам Он говорил: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» 10 . И в другом месте: «Все, что ни попросите в молитве с верою, получите» 11 . Еще пример. Исцелившейся от прикосновения к. одеждам Спасителя кровоточивой женщине Христос сказал: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» 12 . То же самое сказал Он и начальнику синагоги Иаиру в ответ на его просьбу исцелить его умирающую дочь: «не бойся, только веруй, и спасена будет» 13 . И так далее. Словом, вера, вера и вера. Несомненно, если и при чудотворных иконах происходили благодатные исцеления, то только потому, что здесь проявлялась могучая, несокрушимая вера. В этой вере, только в ней одной и заключается тайна чудотворной силы св. икон. Не будь у нас веры, не было бы и чудотворных икон. В этом не может быть никаких, сомнений. «Но почему же такая вера не может проявиться пред обыкновенной иконой?» – спрашивают нас современные скептики. Может, но только редко. В давние времена, в период наивысшего подъема религиозного духа, в славный век св. Отцов и Учителей церкви, это очень часто бывало. Теперь, же, напротив, это очень редко бывает. Теперь вера ослабела в своей силе. Пламень веры погас. Посему, для своего проявления она нуждается в исключительных условиях и в благоприятных обстоятельствах. Вот нужную то для проявления веры обстановку и создают чудотворные иконы. При них бывает то, чего при обыкновенных Иконах не встретишь. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть два–три отрывка из впечатлений тех писателей, которые сами были у св. икон, сами были свидетелями настроения собравшейся толпы богомольцев пред народной святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре Одна из любительских реплик первопортрета - сравнительно небольшое живописное изображение сер. XIX в. (Елецкий КМ), написанное местным мастером, стремившимся точнее повторить образец. Основные детали рисунка, вплоть до положения рук и наклона креста, соответствуют запечатленным на гравюре, однако глаза подвижницы открыты и взгляд направлен на зрителя. Автор портрета пользовался всего неск. красками, но моделировка лика и рук существенно разнится; потертости красочного слоя в области рук и креста могут свидетельствовать о том, что к портрету, как к иконе, прикладывались молящиеся. К этому же изводу с оговорками можно отнести портрет М. Е. сер. XIX в., поступивший в ЦАМ КДА в 1897 г. из собрания гр. М. В. Толстого (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 41. Кат. 74). Пропорции фигуры, одеяние, положение рук с четками, рисунок крупных морщин на более округлом лице, потупленный взор - все заимствовано с гравюры 1844 г. или ее ближайшего прототипа. Только крест здесь не изображен: или портрет был написан немного позднее, когда рассказ о чудесном видении уже был забыт, а жизнеописание подвижницы еще не было опубликовано, или мастер оказался человеком, не знавшим елецких реалий и по-своему интерпретировал имевшийся у него образец. Довольно качественный по исполнению киевский портрет, представляющий и своеобразный иконографический вариант, свидетельствует о почитании затворницы в высшем обществе, вдали от Ельца. Кроме того, по сведениям Д. А. Ровинского, портрет М. Е. находился в КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1264). Другой, более поздний вариант извода восходит к эстампу, помещенному на фронтисписе в изданиях жизнеописания М. Е. ( Макарий (Миролюбов). 1873. Вкл.). Преподобная представлена строго фронтально, по пояс, в монашеской рясе, апостольнике и скуфье (или в большом темном платке), крест сжимает в руках строго вертикально, длинные четки спускаются вниз.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

В 1708 г. Петр I разделил Россию на 8 губерний в числе коих была открыта Азовская, к которой и приписан был Воронеж со своим округом; но в 1711 году Азов, но Прутскому миру, был возвращен снова туркам, то в скором времени (в 1719 г.) последовало новое разделение России на губернии, тогда была открыта Воронежская губерния. В Воронежской губернии было шесть провинций: 1, Воронежская, 2, Елецкая, 3 Тамбовская, 4 Шацкая, 5 Новое Правление Азовское (в Павловске) и 6 Донские Казаки. До 1725 г. разделение Воронежской губернии было несколько изменено; в этой губернии было тогда 5 провиций: 1. Воронежская, 2. Елецкая, 3. Тамбовская, 4. Шацкая, и 5. Бахмутская. Воронежской провинции тогда принадлежали крепости: 1. Тавровская, 2. Хоперская, 3. Трангиеменш на берегу реки Дона ниже г. Черкасска, впоследствии этот Траншемент был переименовать в крепость св. Анны и соединен с крепостью Димитрия (что ныне г. Ростов на Дону). Воронежу непосредственно подсудны были города: Орлов, Усмань, Демшинск, Костенск, Землянск, Коротояк, Урыв, Олъшанск, Усерд, Бирючь, Верхососенск, Бобровск, Богучар, Валуйки, и Палатов. К заводам Адмиралтейского ведомства приписаны были города Белоколодск, Романов и Сокольск. По Атласу, изданному С.-Петербургскою Акедемиею Наук в 1745 году Воронежская губерния была в таком объеме. Граница ее с севера начиналась от мыса, где река Арша, соединясь с Тешею, впадают в Оку (что ныне во Владимирской губ.) оттуда спускалась к югу по границе; Арзамаского уезда до верховья реки Алатыря, и потом по границе Пензенской провинции до берега реки Волги, немного ниже Саратова; оттуда по реке; Медведице; и вниз по ней к Дону и по Дону вниз. Потом на перекопе Дона с Волгою перешед Дон, простиралась по Астраханской степи через реки Манычь и (Гегерлик 1, 2 и 3-й); оттуда прямо на крепость св. Димитрия и Черкасск, и потом к западу через реку Ольховатку около верховья реки Лугани и крепостей Бахмута и Тора поворачивалась опять к северу прямо через реку Донец возле города Изюма, вверх по реке Осколу, минуя город Валуйки, на Новый Оскол; оттуда по границе; Коротояцкой, Ливенской, Елецкой, Ефремовской включительно округ, возвращалась на границу округ включительно ж Донковской, Козловской, Верхнеломовский и на прежде упомянутый с начала пункт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1925 ВОЛГОГРАДСКАЯ и Камышинская (1925–1959 Сталинградская и Астраханская; 1959–1989 упразднена). ВОЛОГОДСКАЯ и Великоустюжская (до 1940 г. В. и Тотемская; 1940–1945 упразднена; 1945–1964 В. и Череповецкая; 1993–1994 В. и Тотемская). Викариатства: Вельское (до 1927 г.); Никольское (1922–1933); Няндомское (1930–1931); Тотемское (1921–1922, 1927–1930). ВОРОНЕЖСКАЯ и Липецкая (до 1945 г. В. и Задонская; 1945–1954 В. и Острогожская). Викариатства: Бобровское (1921–1922); Богучарское (1921–1928, 1945–1950); Бутурлиновское (1924–1933); Валуйское (1920–1923); Задонское (1922–1923; с 1996 г.); Новохоперское (1924–1927); Острогожское (до 1926 г.); Россошанское (1928–1930); Уразовское (1925–1928). 1934–1935 Вышегородская. ВЯТСКАЯ и Слободская (до 1921 г. В. и Глазовская; 1921–1937 В. и Слободская; 1937–1942 упразднена; 1942–1994 Кировская и Слободская). Викариатства: Глазовское (до 1929 г.); Елабужское (1922–1925); Котельническое (1924–1933); Малмыжское (1934–1935); Нолинское (1928–1937); Слободское (1918–1920); Уржумское (1919–1931); Яранское (1920–1937). 1929–1937 Глазовско-Вятская. до 1942 г. Донская и Новочеркасская. Викариатства: Аксайское (до 1928 г.); Каменское (ок. 1920 г.– 1933); Усть-Медведицкое (1921–1927). ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ и Верхотурская (1926–1943 Свердловская и Ирбитская; 1944–1947 Свердловская и Челябинская; 1947–1958 Свердловская и Ирбитская; 1958–1993 Свердловская и Курганская). Викариатства: Златоустовское (1931–1938); Ирбитское (1932–1933); Кушвинское (единоверческое, 1923); Нижнетагильское (1923–1928); Шадринское (1923–1930). 1929–1937 Елецкая (1935–1937 Елецкая и Задонская). ИВАНОВСКАЯ и Кинешемская (1929–1933 Иваново-Вознесенская; 1933–1946 И.; 1946–1947 И. и Шуйская). 1927 ИЖЕВСКАЯ и Удмуртская (до 1933 г. И. и Воткинская; 1934–1938 И. и Златоустовская; 1934–1938 И. и Воткинская; 1938–1944 упразднена; с 1944 г. И. и Удмуртская; в 1961–1988 гг. управлялась Казанским преосвященным). Викариатство: Малмыжское (1924–1931). ИРКУТСКАЯ и Ангарская (до 1943 г. И. и Верхоленская; 1943–1994 И. и Читинская).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1719 году, когда государь сей разделил все Российские губернии на провинции, то и в Воронежской губернии положены были провинции: 1) ВОРОНЕЖСКАЯ, 2) ЕЛЕЦКАЯ, 3) ТАНБОВСКАЯ, 4) ШАЦКАЯ, 5) так называвшееся НОВОЕ ПРАВЛЕНЕ АЗОВСКОЕ и 6) КАЗАКИ ДОНСКИЕ 44 . До 1725 года, т.е. до кончины сего преобразователя России, Воронежской губернии раздвление несколько переменено было, и в ней состояли именно: I) ПРОВИНЦИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ, к коей собственно принадлежали крепости: 1) Тавровская, 2) Хоперская, 3) Павловская на реке Осеред, 4) Черепахинская при море, 5) Траншамент на берегу реки Дона ниже Черкасска, что после переименован крепостью св. Анны, а потом совокуплена с крепостью св. Димитрия. ВОРОНЕЖУ непосредственно подсудны были города: Орлов, Усмонь, Демшин, Костенск, Землянск, Коротояк, Урыв, Ольшанск, Усерд, Бирюч, Верхососенск, Бобровск, Богучар, Валуйки и Палатов. Из местечек знатнейшие были по ярмаркам своим Верхний Икорец, Верхососенск‚ Деркул и Городок Доброй. Приписные же к заводам адмиралтейского ведомства города были Белоколодск, Романов и Сокольск; а заводы оные назывались Липецкие, Корминские и Боренские. II) Подсудная ВОРОНЕЖУ провинция была ЕЛЕЦКАЯ, в коей провинциальный город был Елец, и к оному принадлежали города: Талицкой, Чернавск, Лисны, Ефремов, Донков, Лебедянь и Скопин. III) Провинция ТАНБОВСКАЯ, к коей кроме провинциального города Танбова принадлежали города: Козлов, Доброй, Борисоглебск, Ряской или Ряжск, Верхний Ломов, Инсара, Усмонь и Ранибург, IV) Провинция ШАЦКАЯ, к коей кроме провинциального города Шацка принадлежали города: Касимов, Темников, Кадом, Елатма, Керенск, Новорчатов, Троицкой и пригороды: Залесский Стан и Красная Слобода. V) Провинция БАХМУТСКАЯ, коей кроме провинциальнаго города Бахмута, подсудны были города: Тор, Рай -город, Сухарев, Ямполь, Краснянск, Бобровской, Старый Айдар и Новый Айдар. ДОНСКИЕ КАЗАКИ с 1722 года отделены уже были под правление своей войсковой канцелярии, и в 1725 году приписаны в ведомство военной коллегии 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930: Бакинская 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Сухумская, в. у. 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Эриванская, в. у. 1928–1930: Сумская, в. у. 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Рыбинская, паки 14(27).03.1934–24.06(07.07).1934: Челябинская 07(20).07.1934–1934: Великолукская и Торопецкая 21 .07(07.08).1935–17(30).09.1935: Липецкая, в. у. 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Елецкая, в. у. 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Елецкая 30 .11(13.12).1935–06(19).10.1936: Орловская Серафим Руженцев 27 .08(09.09).1917–05.1919: Михайловская 05 .1919–10.1922: Муромская 12 .1922–03(16).10.1924: Владимирская (обн.) 03(16).10.1924–: Владимирская (обн.), в. у. 11 .1924–10.1925: Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 03(16).10.1924–1927: Московская (обн.) 20 .05(02.06).1926–07.1926: Саратовская (обн.), в. у. 1926–1927: Ростовская на Дону (обн.), в. у. 1927–23.08(05:09).1934: Ленинградская 1 (обн.) Серафим Самойлович 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Угличская 1925–1925: Ярославская, в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04).1927: Московский и всея России Патриархат, в. у. Серафим Силичев 25 .10(07.11).1921–1922: Александровская (Ставр. вик.) 25 .10(07.11).1921–1922: Ростовская на Дону, в. у. 1922–1924: Павлоградская (обн.) 12(25).06.1924–07.1924: Сызранская 1925–1926: Рыбинская 1926–30.06(13.07).1927: Подольская 1926–1927; Ростовская на Дону (обн.), в. у. 30 .06(13.07).1927–27.10(09.11).1927: Азовская 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Ростовская на Дону 20 .04(03.05).1934–17(30).09.1935: Свердловская 17(30).09.1935–23.09(06.10).1936: Саратовская Серафим Соболев 01(14).10.1920–04.1921: Лубненская 05 .1921–1921: Богучарская 1921–1946: Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1946–13(26).02.1950: Управляющий русскими приходами в Болгарии Серафим Трофимов 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Аскинская 19 .05(01.06).1926–12.1928: Бирская 12 .1928–26.03(08.04).1929: Стерлитамакская 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Яранская 09(22).03.1932–11(24).08.1933: Великоустюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По сведениям из жизнеописания, портреты М. Е. вызывали припадки у людей одержимых, то же происходило и на месте ее погребения (Там же. С. 76). Почитатели затворницы заказывали списки портрета-образца, от к-рых тоже происходили чудеса. Так, в 1869 г., когда пожар истребил дом мещанина Ф. Т. Абрамова в с. Илек Суджанского у. Курской губ., портрет М. Е. был найден на дворе 11-летним сыном Абрамовых «посреди горящих угольев, оставшихся от большого запаса дров, погоревших мгновенно, вместе с прочим имуществом…» (Там же. С. 78-79). Это живописное изображение небольшого размера было впосл. помещено в киот с неугасимой лампадой, а благочестивые владельцы, быстро восстановившие свой дом, часто приглашали свящ. Димитрия Попова служить панихиды по М. Е. Елецкая мон. Иннокентия исцелилась от головной боли и тоски после того, как затворница, изображенная на портрете, строго пригрозила ей пальцем (Там же. С. 68-69). Упомянутые в жизнеописании портреты нельзя соотнести с сохранившимися произведениями, которые были распространены и свидетельствовали о широком почитании М. Е. Наиболее ранним является офорт К. Милославского (цензурное разрешение прот. Ф. А. Голубинского от 25 мая 1844; ГЛМ - оттиск с надписью под изображением, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 211. Кат. 194; Ровинский. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 656). Он был создан через 8 лет после кончины М. Е. и, по-видимому, близко воспроизводил написанный по видению мон. Сергию оригинал. Подвижница изображена вполоборота влево, по пояс, в темном одеянии - монашеской скуфье характерной формы, и в верхней одежде с воротником; руки сложены на груди: в правой - довольно большой крест-распятие, в левой - четки. Крест, появившийся на первопортрете, стал атрибутом преподобной благодаря чудесному видению. У М. Е. характерная аскетическая внешность с точной возрастной характеристикой затворницы в преклонных летах: впалые щеки, глубокие морщины, большие глаза полуприкрыты, редкие волоски на подбородке; из-под скуфьи внизу выбиваются пряди темных волос. Гравюра стала образцом для ряда живописных повторений и послужила распространению иконографии М. Е.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010