Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. (празд. 5 февр.), чудотворный образ, первые письменные свидетельства о к-ром относятся к 1676 г. История Е. Ч. и. была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в мон-ре еще до монг. нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впосл. утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» - его и благословил иконой преподобный. В др.- говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским мон-ря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впосл. возникло неск. версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. кор. Сигизмунда III). Версия о древнем происхождении Е. Ч. и., изложенная архим.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!» 10 января Чудесное исцеление Симона расслабленного Событие, о котором идет речь, совершилось около 1540 года. Некто Симон лежал больной в своей хижине. Болезнь, несколько лет приковывавшая его к одру, заключалась в расслаблении всех членов тела. Хижина Симона была расположена за оградой обители, именуемой, в честь ее основателя, преподобного Павла Обнорского и Комельского, — Троицким Павло-Обнорским монастырем (в 15 верстах от г. Грязовца Вологодской губернии). Положение больного было безнадежное. Уже никакие человеческие усилия не могли разорвать цепей, приковавших расслабленного Симона к постели, и заставить страдальца ходить. Помощи неоткуда было ждать. Но расслабленный Симон и не ждал ее от людей: он все свои надежды возложил на Господа и на Пречистую Его Матерь. Не раз он обращал свои взоры в сторону обители, как бы оттуда ожидая себе помощи и избавления. И было ему по вере его. Однажды явилась ему Пречистая Богородица. Она была окружена солнечными лучами, и ризы, покрывашие Ее, блистали, как молния. Она явилась не одна: за Ней шел старец, держащий рукой клобук. Очень может быть, что этот старец был никто иной, как Павел Обнорский, основатель соседней с хижиной больного обители. Богоматерь подошла к одру Симона и сказала: — Что ты лежишь? Иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать. Преподобный же старец сказал Ей: — Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь. Тогда Пресвятая Дева взяла расслабленного за два пальца правой руки и потянула. Больной Симон тотчас же почувствовал силу и крепость в своем теле, вскочил и побежал совершенно здоровый. 11 января Елецкая икона В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой». Под 11-м числом января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году». Под 5-м же февраля об Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух известиях сомнительным может казаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это разрешается таким образом, что одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона (празднование которой совершается 5 февраля) признается подлинником, а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, — списком с первой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Поскольку древняя история Елецкой иконе неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом . Наличие двух икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» . Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон , входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со второй половины XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Мнение о связи двух икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии . Дата празднования Елецкой иконы - 11 января - соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил ее монастырю. Иконография Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец) Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери , ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше.

http://drevo-info.ru/articles/8622.html

К особенностям иконы из Елецкого мон-ря относится то, что Младенец изображен в 3/4-ном повороте, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене - в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой. Границы явленного образа четко обозначены, т. е. представлено собственно явление иконы. Иконография обоих вариантов изображения не связана происхождением с древней визант. традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или зап. образцов: фигуры представлены в свободных разворотах, Богородица касается правой рукой правой ножки Младенца. Списки иконы Елецкая Черниговская икона Божией Матери. XIX в. (ГМИР) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. XIX в. (ГМИР) Елецкого мон-ря с кон. XVII в. имели локальное распространение гл. обр. на Черниговщине. В изводе, соответствующем чудотворной иконе, но в кратком варианте (собственно явленный образ без дерева), она изображена также на портрете ктитора Елецкого монастыря В. Дунина-Борковского (1701-1703, Черниговский художественный музей). В Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря на зап. грани сев.-зап. столпа находится список Е. Ч. и. В 1971 г. икону передали в фонды Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника, где в 1988 г. были проведены реставрационные работы, в том же году образ вернули на его прежнее место в Троицкий собор. Размеры этого списка совпадают с размерами иконы из Елецкого черниговского монастыря, характер письма также схож с копируемым образом. Несмотря на незначительные расхождения в изображении свитка (в левой руке Богомладенца на иконе из Троицкого собора свиток виден хорошо, тогда как на иконе из Елецкого мон-ря видна лишь его нижняя часть), обе иконы могли быть написаны одновременно. В Петропавловской ц. Елецкого черниговского мон-ря находится еще один список иконы, сделанный с главной святыни обители. Качество живописи среднее, масштабные сопоставления имеют значительные погрешности; икона неоднократно поновлялась. Вероятно, она была написана в кон. XVIII - нач. XIX в.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архим. Иоанникия, с к-рой, очевидно, и была написана. В отличие от черниговской иконы скругленного верха не имела. Размеры иконы 59×46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Не исключено, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям нач. XX в., икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом и ее оклад, судя по принципам орнаментики, был выполнен в кон. XVIII в. Ист.: Иоанникий (Галятовский), архим. Скарбница потребная и пожиточная всему свету. Новгород-Северский, 1676. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. Чернигов, 1861; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. Отд. 2. С. 10-13; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Елецкая-Черниговская. Чернигов, 1899; он же. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, 1900. С. 10-12, 101-103; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени основания и до наших дней (1060-1902): Святыни и достопримечательности обители. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й г.). Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин Е. Богоматерь. С. 399-400; Лужницький Г. Словник чудотворних богородичних ikoh Украïни//Intrepido pastori: Наук. зб. на честь блаж. патр. Йосифа Cлinoro. Рим, 1984. С. 154, 187; Адруг А. К. Чephiribcьka чудотворна ikoha Бoroмamepi//Poдobiд. 1996. 14. С. 106-111; он же. Визначна пам " ятка давнього украïнського малярства. Чephirib, 2001; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998), описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. «Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери» в книге Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная»//Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1(3). С. 135-142.

http://pravenc.ru/text/189785.html

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями. Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне. В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома. Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня. Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Известны еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхове, в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном Конотопского уезда Черниговской губернии; в городе Воронеже и в г. Козлове Тамбовской губернии. С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существует церковь во имя этой иконы. Икона Елецкая-Черниговская Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда прп. Антоний Печерский (скон. 1072 г.) в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054—1073), он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он ископал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели сияющей светлыми лучами, так что она казалась окруженной огнем. Благодаря содействию Черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Как обитель, так и явленная икона, которая была поставлена в этой обители, были названы Елецкими. Елецкая обитель существовала до времен нашествия на Русь татар. В 1238 году татарские полчища Батыя вторглись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп. Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены. После этого там, где подвизался прп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый Киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем Польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Январь 11 января Египетская икона 1 О ней известно только то, что явление иконы, издавна почитаемой чудотворной и именуемой Египетской, последовало в 1060 году. Елецкая икона Икона сия находится в городе Ельце Орловской епархии, в соборной церкви. Икона сия явилась в 1060 году. Есть ещё икона Елецкая-Черниговская Ей празднуется (т. е. совершается празднество в честь иконы. – Ред.) 5 февраля. 12 января Икона Пресвятой Богородицы Акафистная-Хилендарская Икона сия находится в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 году от неосторожности экклезиарха загорелся в главном соборе монастыря иконостас, где стояла сия св. икона. Иконостас едва не испепелился весь, но икона нисколько не пострадала от огня. Во время пожара читан был пред нею акафист, почему она и получила название Акафистной. Есть предание, что святой Савва Сербский во время строения своей Хилендарской обители при случившейся нужде получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря, и, обретя его, много ускорил делом. Акафистная икона стоит в соборном иконостасе. Икона, именуемая Млекопитательница Икона сия находится на Афоне, в церкви Карейской Кельи, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально она находилась в лавре Саввы Освященного, в 18 вёрстах от Иерусалима. Святой основатель этой замечательной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соимённый ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы-Млекопитательницы будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно отошёл к Господу в VI веке, и его предсказание исполнилось более чем через шесть столетий: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский : ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и лавра благословила его иконой Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал её в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввой местной в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Спасителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Иконе Млекопитательницы празднуется ещё и 26 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Елецкая Черниговская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Икона была обретена в феврале 1060 года, в лесу на окраине Чернигова. На горе, поросшей густым еловым лесом, народ заметил необычное сияние, а когда решили разобраться, что же это за диво, увидели на высокой ели икону Божьей Матери с младенцем на руках. Князь Святослав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родоначальник черниговской княжеской династии, решил основать здесь монастырь. Назвали его Елецким (по горе, заросшей еловым лесом), а немногим позже в монастыре возвели храм Успения Пресвятой Богородицы, в нём поместили чудесно обретённую икону Божьей Матери, которую тоже назвали Елецкой. По преданию, чтобы спасти икону от монголо-татар, обложивших Чернигов, иноки замуровали её в монастырской стене, а когда завоеватели ушли из разорённого града, вернули её в Успенский собор. Здесь она находилась долгие годы, но потом загадочно исчезла, следы её затерялись. Прошли столетия, лик чудотворной иконы основательно позабылся. Черниговский архимандрит Иоанникий Голятовский (1620—1688) специально отрядил нарочных в Москву к князю Н.И. Одоевскому, потомку Святослава Ярославича, чтобы они разузнали у него историю иконы Елецкой Божьей Матери. И детально рассказал об этом в своей книге «Скарбница потребная…». А в середине XΙX ст., пребывая харьковским епископом, Филарет Гумилевский записал предание, что кто-то из князей Барятинских, посчитав икону Елецкой Божьей Матери своим наследственным достоянием, увёз её из Чернигова, а потом она якобы очутилась в Харькове. Но была ли обретённая в Харькове икона Елецкой Божьей Матерью, теперь трудно судить, потому что она бесследно пропала уже в советские годы. В настоящее время в Успенском соборе черниговского Елецкого монастыря можно увидеть совсем другой чудотворный образ Елецкой Божьей Матери. Более 300 лет назад привезли его на ярмарку в Чернигов из города Владимира два брата, икону у них купил благочестивый черниговец и подарил Елецкому монастырю. Интересна композиция иконы: на дереве помещён образ Богородицы с младенцем на руках, а под ним написана черниговская крепость XVΙΙ ст.. И уже возле этой иконы происходили случаи чудесного исцеления притекающих к ней. Все они были записаны в специальную книгу, которая хранилась в ризнице монастыря до революции 1917 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Елецкая_Черниг...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010