Но мы, в пределах одной России находим столь замечательное обилие и разнообразие чтимых икон Божией Матери, что по одним русским чудотворным иконам Богородицы можно было бы составить археологическое описание и художественную характеристику важнейших исторических типов Пресвятой Девы Марии в пределах расцвета византийского искусства с X века и его ветвей с столетий. Правда, древнехристианские типы являются здесь уже в позднейшей византийской переработке (как напр. Одигитрии, Елеусы, Знамения=Панагии и др.). Так, первый тип и по времени происхожденияя и по историческому значению–Богоматери Одигитрии повторен рядом славных русских икон: Влахернской (в Успенском Моск. соборе), Смоленской Божией Матери (явл. 1046 г.) 60 , Тихвинской (1383 г.), Святогорской (неизв. врем., и 525 г., и 1448, и 1569 г.), Колочской (1413 г.), Межецкой (1492 г.), Феодотьевской (1487 г.), Казанской (1579 г.), Грузинской (в Двинской обл., 1650 г.) и другой Грузинской (в Красногорском м-ре Арханг. губ., 1525 г.), Братской в Киеве (1662 г.) и Ильинской-Черниговской (1658 г. или 1651 г. и 1654 г.). Тип Одигитрии в общем представлял Богоматерь с Младенцем на ее левой руке, но образы этого типа разнились между собою по положению Матери и Младенца и требуют исторического различения (см. ниже). Это визанийское повторение «Одигитрии» приходится на XII – XV века. Между разными типами Одигитрии должно выделить образ Богоматери, умиленно склонившейся над Младенцем, сидящим на ее левой руке и с любовью к ней обратившимся. Такова икона Иверской Богоматери (в Московской копии 1648 г.), Елецкая Черниговская (явл. 6400 г. или 6568 г.), Муромская (принесена в Переяславль Рязанский в XII в.), иконы Святогорского монастыря Псковской губ., Томская (под Ярославлем, 1314 г.), Семиезерская (7089 г.) 61 , Корсунская так называемые иконы и пр. Столь же разнообразны варианты образа Богоматери, держащей Младенца на правой руке: таковы несколько икон, носящих общее имя Византийской (две), но чаще Александрийской (1 сент.) Богоматери, Иерусалимской (Акафист 4 и 5 нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Одним из первых иноков монастыря можно считать преподобного Антония Печерского, вызванного Святославом из Киева. Летописец так повествует об этом: «Извещен бысть князь черниговский Святослав, яко брат его Изяслав на преподобного Антония гневается зело, посла по святого нощью и взя того в Чернигов, где же он возлюбя место близь града в горе Болдине, и тамо пещеру ископав живяше в ней, на нем же месте создан бысть и монастырь». В 1240 году, во время нашествия Батыя со своими ордами, когда Чернигов был сожжен и разрушен, пострадал и Елецкий монастырь. Церковь была опустошена и разграблена, братия частью перебита, частью бежала в глухие, заповедные леса, окружавшие Чернигов, но образ Богоматери чудесно сохранился на внутренней стене храма. После татар монастырь был восстановлен, но в начале XVII века Чернигов был снова разграблен, на этот раз поляками. Святая икона была сохранена черниговским князем Даниилом Барятинским и передана в Харьковский Успенский монастырь, где она находится и до сего времени. В Елецком же соборе висит точная копия с нее, приобретенная монастырем при настоятеле Иоаникии Голятовском. Елецкая обитель претерпела за время своего многовекового существования много различных бедствий: то пожары, то неприятель последовательно разрушали ее в 1579, в 1611 и 1718 годах. И лишь с 1786 г. она начинает благоустраиваться и процветать. В настоящее время в ней три храма: во имя Успения, соборный, во имя Св. ап. Иакова и во имя Свв. апп. Петра и Павла. В соборном храме хранится и чудотворная икона Божией Матери. Кроме ее, в западном       приделе той же церкви находится другое изображение Божией Матери с воздетыми к небу руками. На Ее груди изображен Младенец Христос. На правой ланите изображения есть углубление, происшедшее от удара каким-то орудием. Против Успенского храма с краю дороги, пролегающей через площадь, занятую монастырем, стоит старинной постройки небольшой, покосившийся деревянный домик на каменном фундаменте. Он весь утонул в зелени молодых березок и кустов сирени и выглядит очень живописно по своей старинной архитектуре и простоте. Священ по воспоминаниям для каждого православного этот небольшой домик; в нем жили святитель Феодосий Углицкий и святитель Димитрий Ростовский . Самый домик построен в бытность св. Феодосия настоятелем монастыря и соответствовал скромным вкусам и потребностям его строителя. Внутри его пять маленьких комнат-келий с небольшой передней и узким коридором. В самой большой комнате на потолочной балке сохранилась вырезанная надпись: «ПР. ФЕОДО. УГЛИЦ. АХЕ. РОК. АХПИ», т. е. 1688 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см. Елецкая Черниговская икона Божией Матери ). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице...», черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioahukiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»). Ссылаясь на «Синодик...» еп. Зосимы, на «Патерик» Киевского митр. Сильвестра (Коссова) , а также на местное устное предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. прп. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Е. м. обители - Болдинского во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря . Нек-рые исследователи полагают, что оба мон-ря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в. по сути являлись одной обителью - т. н. Черниговской лаврой, в к-рую входили наземные и подземные комплексы 2 мон-рей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В кон. XI - нач. XII в. близ пещер была построена небольшая каменная ц. во имя прор. Илии. Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Иоанникием, получила широкое распространение, но с исторической т. зр. малодостоверна. Первой исторически подтверждаемой Е. Ч. и. является образ, к-рый, по свидетельству архим. Иоанникия, в янв. 1676 г. был привезен на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами (по-видимому, черниговскими торговцами). Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 янв. вложил в Успенский мон-рь. В «Скарбнице...» со слов «обывателей московских» сообщается, что иконография Богородицы с Младенцем на еловом дереве имела широкое распространение в московских землях (что не соответствует исторической действительности) и связывалась с утраченной черниговской святыней, якобы перенесенной «з Чернигова до Москвы под час войны». Для выяснения отдельных моментов истории иконы в том же 1676 г. архим. Иоанникий направил в Москву посольство, иером. Сильвестра (Хмелевича) и диак. Геннадия. Там кн. Никита Иванович Одоевский, ведший свой род от кн. Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее «от дедов и прадедов», указав на родовую древность иконы. Очевидно, что для архим. Иоанникия, создававшего «Скарбницу...» вскоре после воссоединения Украины с Россией (1654), важно было сделать акцент на том, что, хотя в Чернигове сам образ и сведения о нем были утрачены, Москва сохранила память о них для его современников и способствовала возвращению святыни. Всего в «Скарбнице...» приведено 32 чуда. Но только в первых 2 излагаются легендарная история обретения образа в XI в. и события 1676 г. В последующих главах об иконе не упоминается, а описанные чудеса произошли благодаря заступничеству Пресв. Богородицы. В 6-й и 7-й главах рассказывается о чудесах от настенного изображения Пресв. Богородицы, представленной в иконографическом типе «Великая Панагия» (ростовое «Знамение») в Успенском соборе. В 8-й гл. повествуется об обретении во время земляных работ близ монастырской трапезной небольшого круглого оловянного образка Пресв. Богородицы с Младенцем типа «Знамение».

http://pravenc.ru/text/189785.html

Икона Елецкая - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Елецкая - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Об этой иконе известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летописи зафиксировали год её явления – 1060, то есть тот же, что и у ЕЛЕЦКОЙ-ЧЕРНИГОВСКОЙ. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской. Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы – ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце. Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» – и повернул с ордой назад. В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю). День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю). Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елецкая " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-307

Изображение иконы Елецкая Черниговская #34111 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Елецкая Черниговская #34111 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Черниговская Скачать или распечатать изображение 34111.jpg 2775x3393, 9.42 MPix, 2965 Kb. 23.5x28.7cm @ 300DPI (35.2x43.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (90) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2019-08-08) Происхождение изображения: Загружено 2019-08-08, анонимно. Описание: Черниговская (нетипичной иконографии, см. гравюру у Е.Поселянина). Надпись на обороте: «Сия Св. Икона Божией Матери Черниговская писана и освящена во Св. горе Афонской в Русском Общеж. Ските Св. Ап. Андрея Первозванного». akcia-antique.ru : Икона «Пресвятая Богородица Черниговская», кипарис, масло, золочение. Афон, XIX век, 26,5 х 22 см. Частное собрание. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Черниговская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34111

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1517@ Подпись к иллюстрации: Елецкая Черниговская икона Божией Матери Размер файла: 66.82 Кб Кто разместил: Alexandre Дата размещения 18.02.2008 17:34:34 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1517.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕЛЕЦКО-ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елецкая Черниговская икона Божией Матери Редакция текста от: 24.12.2012 15:14:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8986.html

Достойно есть или Милостивая, на Афоне, в Карее, 980г., Июня 11; прославленная с 1864г. копия в селе Юрьевском, Котельничского уезда, Вятской епархии; в погосте Торопецкого уезда, Псковской епархии. Дубенская, в г. Дубно, Волынской епархии; эта икона – фамильный образ князей Острожских (Русский Паломник 1889, стр.65) Дубовичская (сходная с Ченстоховской), с конца XV в., в местечке Дубовичах, Глуховского уезда, и в Городище, Стародубского уезда; празднование в 1-ю пятницу после Пасхи; с 1861г. крестный ход в Кролевец, в Сентябре. Дубоемская, в Дубоемцах. Смоленской епархии Египетская, Января 11, 1060г. (Кормчий 1896, Едесская, пред которой молился святой Алексий, человек Божий, прославлена 12 Марта 411 года; с X века в Риме. Елеоточивая (Келарница) на Афоне в Ватопеде, названа так по чудесному умножению елея в обители; празднование 17 Ноября. Елецкая-Черниговская, явилась на ели в Чернигове 1060г. 11 Января; в 1611г. после нашествия поляков утрачена; список с неё 1571 в Черниговском Елецком монастыре, другой 1676г. в Харьковском Успенском соборе (Кормчий 1896, Празднование в Чернигове Февраль 5 Елецкая, в г. Ельце, Орловской епархии, в соборной церкви Смоленской Божьей Матери; 11 Января (Кормчий 1896, Елецкая, в другом виде, в Иерусалиме, в Сретенском монастыре, занесена сюда русской монахиней из дворян, из г. Ельца. Елпида (т. е. Надежда), в Константинополе, в местности называемой Кум-Капи, в церкви Успения Божьей Матери; икона Московского письма. Ерманская или Германовская, явилась 7 Апреля 732г. в Царьграде; празднование Октября 12 Ефесская (Корсунская), 989г., в России с 1173 года, в Полоцке; потом в Торопце, Псковской епархии с1239г.; празднование 9 Октября Жадовская (Душеполезное Чтение 1880, Живоносный источник, 450, Апрель 5, в Константинополе; списки: в Саровской пустыни; в Астрахани, в Уржуме, Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; в Липецке, Тамбовской епархии Превосходный образ в Московском Новодевичьем монастыре. Празднование в Пасхальную пятницу (Русский Паломник 1893,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (128) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-02-20) Происхождение изображения: Загружено 2018-02-20, анонимно. Описание: Изображение св. иконы Богоматери, именуемой Елецкою Черниговскою. 5. Елецкая-Черниговская. В 1060 г. при князе Святославе Ярославиче, близ Чернигова, на ели явилась икона Богоматери Елецкой-Черниговской. Так было записано в синодике черниговского епископа (Зосимы Прокоповича). Икону поставили в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божьей матери. На месте явления иконы преподобный Антоний благословил основать монастырь в XI в., который в 1238 году был разрушен татарами. Однако икона была спасена, так как ее поместили внутрь монастырских стен. В 1470 году обитель была восстановлена, а икона вновь заняла свое место в храме. Дальнейшая судьба иконы туманна: по одной версии, потомок Черниговских князей увез ее в Москву, когда город перешел польскому королю Стефану Баторию; по другой – она исчезла в XVII в., когда обитель разоряли польские войска Сигизмунда III. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Черниговская " .

http://pravicon.com/image-31283

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010