Ристо, сын покойного хаджи Стóяна Опеничанина, поведал нам, как умирал его отец. «За месяц до кончины, – рассказал Ристо, – Стоян [сербы часто называют родителей по имени. – Ред.] призвал меня и сообщил: «В нашем доме через месяц кто-то умрёт». Как он об этом узнал – сказать не захотел. Сперва полагал он, что умрёт его пожилая супруга, и даже стал тайком от неё готовиться к похоронам. Покупал все необходимые вещи, приносил домой и прятал от жены. Однако за 10 дней до кончины он известил меня: «Умру я, а не жена. Пришёл ко мне во сне (так говорил Стоян) мой сын (погибший на фронте) и сказал: «Ну, тато, приходи сюда, ждёт тебя дед (то есть отец Стояна)». Через несколько дней сообщил он мне, что тот же сон повторился; другими словами – покойный сын и его [Стояна] отец зовут его на тот свет. Утром в день смерти захотел он скатить бочку в погреб, но упал, и бочка придавила его и переломала ему кости. [После этого] он неустанно повторял: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» И даже умирая, шептал он эти слова безмолвными губами – и с тем успокоился». Повествование о необычном сне, возвестившем правду Старица Елена Янич поведала нам историю о том, как получила она подлинное откровение с того света. В период австрийской оккупации жила она с самым младшим сыном в Белграде. Сильно страдала и бедствовала, но постоянно молилась Богу. Однажды случилось ей потерять свои [фамильные] драгоценности, которые она держала про запас, – чтобы, если наступит голод, продать их и накормить детей. Сильно кручинилась она об этой потере. Но последовал ещё один, гораздо более страшный удар. Получила он известие, что её сын Мика погиб на войне. Горько рыдала Елена по своему любимому сыну. Снедаемая тоской, как-то раз ночью увидела она во сне своего покойного мужа Люб[омир]а. Муж спросил её, отчего она так убивается? «Как же мне не горевать, если наш Мика погиб на фронте! Горе безутешное!» – ответила она ему. «Это неправда, – сказал ей умерший супруг, – Мика жив». «Да ещё все драгоценности я где-то затеряла!» – добавила супруга. «Не потеряны они вовсе, – заверил её муж. – Они в таком-то ящике, завалены вещами». Проснувшись, Елена тотчас стала тщательно перетряхивать содержимое ящика и действительно нашла потеряю. А когда война закончилась, её сын Мика вернулся в Белград живым и невредимым. О кончине святителя Филарета, митрополита Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Репортажи «Запад равнодушен к судьбе православных святынь Косова» В Москве состоялась премьера фильма, посвященного культурному наследию Косова и Метохии 19.01.2018 18:26 Москва, 19 января, Благовест-инфо. Премьерный показ фильма сербского режиссера Бориса Малагурского «Косово: момент в цивилизации» состоялся 18 января в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Перед началом просмотра чрезвычайный и полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич отметил, что премьера фильма совпала с трагическим событием – убийством сербского политика Оливера Ивановича, отпевание которого проходит в Белграде в настоящий момент. Фильм рассказывает о святынях Косова и Метохии – монастырях  и храмах Грачаницы, Печа, Высоких Дечан, являющихся памятниками ЮНЕСКО, а также разрушениях, актах вандализма, совершенных с 1999 года албанскими экстремистами. По окончании просмотра состоялась дискуссия, в которой приняли участие посол Республики Сербии в Российской Федерации доктор Славенко Терзич, автор фильма режиссер Борис Малагурский, председатель Международного гуманитарного фонда по сохранению христианских святынь Косово и Метохии «Международный фонд святого Саввы Освященного» Александр Торшин, президент Международного общественного фонда единства православных народов Валерий Алексеев, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Елена Пономарева. Посол Сербии в РФ доктор Славенко Терзич поблагодарил автора картины, отметив, что «фильм показал суть драмы нашей цивилизации в Косове и Метохии».  «Мы видим сегодня настоящую драму нашего культурного наследия, и всего сербского народа. К сожалению, западный мир смотрит на эту трагедию с равнодушием», - отметил посол. Однако С.Тезич отметил и «недостаток исторического контекста» фильма.  А он состоит в том, что этническая чистка этой территории проходит уже больше двух столетий. Албанцы пришли в конце 17 столетия, и последние 300 лет  постоянно «с поддержкой великих сил» совершают этническую чистку этой территории. Агрессия НАТО была совершена в 1999 году – несколько государств бомбили одно маленькое государство. Но и ранее, в ХХ веке, святыни Сербии разрушались в ходе двух мировых войн. «Речь идет о широком геополитическом столкновении, где мы, сербы, являемся жертвой более широкого заговора», - считает посол.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- Меня история с Ратко Самацем повергла в шок, - возмущается специалист по Балканам профессор МГИМО Елена Пономарева. - В Боснии и Герцеговине война велась всеми сторонами, она была жестокой и кровопролитной. Но, к сожалению, виновными были назначены фактически одни сербы. Из-за политики западных держав. Были неоправданно жестокие приговоры. Правосудие шло по двойным стандартам. И в отличие от россиян международное сообщество до сих пор не знает истинных причин и последствий войны на Балканах. Сейчас получается, что Боснии и Герцеговине может быть выдан этнический серб, который имеет вид на жительство в России. Он сражался, защищая честь, достоинство, право на историю своего народа и свое видение мира. Сейчас за это он должен страдать. Сам вопрос об экстрадиции выглядит тем более странно, что Россия крайне критично относится к трибуналу в Гааге. Наши представители неоднократно на площадках ООН поднимали вопрос о прекращении работы трибунала. Ангажированность этого суда очевидна. Все разбирательства по бывшей Югославии во многом неправосудны даже на международном уровне. Что уж говорить о законодательстве Боснии и Герцеговины! Если мы выдадим Ратко Самаца, то фактически отдадим его на верную смерть. Естественно, он будет осужден. Никакие оправдательные документы и свидетельские показания не будут приняты в расчет. Это будет политическая акция. Она не будет иметь никакого отношения к праву. Кстати, есть большое количество международных прецедентов, когда граждан другой страны не выдают, если дело кажется политическим. Скажем, Российской Федерации не выдавали Бориса Березовского, Владимира Гусинского. Нам не выдали даже известного деятеля террористического движения Ахмеда Закаева. Сергей Шаргунов: Как выдача серба Боснии может сказаться на авторитете России на Балканах? Елена Пономарева: Сейчас отношения с балканскими государствами развиваются в очень сложной, турбулентной ситуации. С одной стороны, у нас выстраиваются военные и гуманитарные отношения с Сербией. На Россию смотрят с надеждой. В то же время Черногория семимильными шагами идет в НАТО. Поднимается вопрос об интеграции Республики Сербской в Боснию и Герцеговину. То есть, любое присутствие России на Балканах рассматривается Западом очень внимательно и встречает противодействие.

http://ruskline.ru/opp/2016/01/19/sdacha...

Усадили нас снова на тех же извозчиков: на одного Шнейдер и Гендрикову, на другого меня с невооруженным солдатом. Привезли на вокзал. Солдат сказал, чтобы мы остались на извозчиках, он же пойдет искать наш вагон. Стало темнеть. Сидя на пролетке, я думаю: – «Куда-то везут: видимо не миновать смерти». Слез с извозчика, подошел к Шнейдер и Гендриковой, и тихо говорю «слезайте». Они делают знаки, что отказываются. Вернулся солдат, побранился, что нет никакого порядка, никто ничего не знает. Вновь отправился искать поезд. Я опять предложил моим спутницам сойти с экипажа и тихонько уйти. Они не согласились. Без них же уйти я не решился, опасаясь, что Гендрикову и Шнейдер тотчас после моего бегства, расстреляют. Возвратился солдат и повел нас в арестантский вагон, который уже был полон народом из нашей, Екатеринбургской тюрьмы. Была здесь княгиня Елена Петровна, ездившая повидаться с мужем, князем Иоанном Константиновичем, бывшим в Алапаевске. Узнав, что ее муж и другие Алапаевские узники введены на тюремный режим, Елена Петровна не хотела уезжать из Екатеринбурга. Тогда из гостиницы ее доставили в тюремный вагон. С княгиней вместе была арестована и сербская миссия в составе майора Мичина, солдат Милан, Божича и Абрамовича. Секретарем миссии состоял С. Н. Смирнов. Всех нас в вагоне было 33 человека. По пути к нам в вагон посадили еще двух крестьян, арестованных, по-видимому, за работой, следы которой на их одежде и руках были ясно видны. В Пермь мы приехали 14/27 июля. Восьмерых нас: меня, Гендрикову, Шнейдер, кн. Елену Павловну и миссию посадили в одну тюрьму, остальных – в другую. В Пермской тюрьме В Пермской тюрьме мы впервые узнали об убийстве и государя. В газетах сообщалось только о нем одном, об убийстве же остальных членов семьи не говорилось ни слова. Смотритель тюрьмы оказался очень добрым и благожелательным человеком. Кормили очень плохо, но спасало то обстоятельств что у сербов, с которыми я сидел в одной камере, были деньги, на которые и покупалось для всех нас продовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Держись, Ратко, ты снова в бою со злейшими врагами человечества. Рейтинг: 10 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии р.Б. Наталья 20 июля 2011, 15:59 Посмотрите, братья и сестры, что теперь на белом свете творится http://news.rambler.ru/10519639/. Нужно бы сказать " Прости их, Господи, они не ведают что творят " , а не могу. Господи, помоги сербам и другим православным народам. - - ------- 15 июля 2011, 16:22 Святой Георгий Победоносче, Страстотерпче Христов и Угодниче Божий! Помоги Ратко Младичу и сербам в их обстояниях так как Ты Сам знаешь! Дмитрий 24 июня 2011, 16:56 Елена! А участники Великой Отечественной Войны тоже по вашему убийцы и великие грешники? Они тоже убивали. В таком случае не можно никого защищать, а просто смотреть на несправедливость со стороны и говорить - ах, какие они грешники, и те и другие. Защищать свою Родину, защищать Веру, бороться с несправедливостью - не есть грех, а героизм. Мы не знаем с каким сердцем, какими способами боролся этот генерал сербской армии, поэтому лучше не будем его обвинять в грехе. То ведает только Бог. Елена 20 июня 2011, 13:36 Люди, С Вами реально что-то неправильно. Какой мученик. Любой воюющий - убийца. Цель - не оправдывает средства. В том конфликте - все хороши. Заповедь НЕ УБИЙ забыта???? Небойша 15 июня 2011, 14:18 И в России когда Сербии нужна была помощь на власти были те которые любили Запад.Все было на словах.В Сербии мы увидели оффициальную политику вербальной поддержки Сербии.И поэтому возможно потеряли надежду в братскую помощь.Видим что страны в нашем окружении вошли в Нато,а и Россия имеет отношения с Нато (переговоры,встречи и т.п.).Поняли что поводу Сербии наверно России не хотелось бы начать третью мировою войну.Возможно ошибаемсья - но в большинстве дел преобладал интерес (экономический,политический,... Русский и наш народ не думают всегда как их власть думет-но возможно поэтому что мы такие Господ дал нам и такую власть. Пусть Господ дает нам покаяния для жизни спасения.

http://pravoslavie.ru/46883.html

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Слабость империи была так велика, что и от восточных врагов надлежало защищать ее сербскому королю. Милютин не упоминает в грамоте о своей войне с Андроником, начавшейся с 1298 г. Лучший греческий полководец заперся тогда в Солуне и боялся выйти из крепости. Сербы свободно заняли все места от Вардара до Афона; полководец Андроников писал наконец в столицу, что нет никакой надежды одержать оружием победу над королем и единственное средство спасти империю — мир с Сербией, тем более, что империи грозит еще опасность от магометан. Тогда началась борьба греческой хитрости с открытым славянским умом. После долгих переговоров император предложил королю руку дочери своей Симониды. Милютин, вдовец после первого брака, согласился. Война с магометанами, упоминаемая в грамоте, была в 1303 г. и после нее Милютин венчался с Снмонидою. — Несомненно, что греческая империя окончила бы свое существование еще при Милютине, если бы Милютин захотел того. Его великодушию одолжены были тем, что истощенная империя продолжала еще влачить свое существование. Но едва ли не лучше было бы для всех, если бы умный и полный жизни король сербский взял в свое управление империю. Турки не окрепли бы в силах, на несчастье христианскому миру. И близкие следствия примирения с империей были горьки для Сербии. — Испорченная гречанка Симонида наделала много бед Сербии и Милютину. Интригами своими она довела мужа до того, что старший сын, Стефан, наследник престола, был ослеплен и отослан в Царьград под стражу. Последние военные дела Милютина относились к 1318 г. Папа сильно негодовал на благочестивого и умного короля. Да и было за что! Папа совсем собрался было причислить Милютина и его королевство к числу подданных своих, написал Милютину послание с исповеданием веры, какое тот должен принять, — назначил полномочных послов своих для совершения соединения с римскою Церковью, — в один день подписал целых шесть грамот о Милютине. А Милютин не только отверг предложение папы об унии, но укрощал папизм везде, где только мог.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

– А почему на обложке диска написано лишь: «Онамо, намо, за брда она», – и нет никакого перевода или комментария? Диск предназначен исключительно для сербов? – Действительно, в первую очередь этот диск – для сербов. И большую часть тысячного тиража мы уже отправили в Белград, владыке Амфилохию, который сможет преподнести эти диски именно тем, кто более всего нуждается в поддержке. Но мы надеемся выпустить и тираж для России, потому что видим, что многие наши соотечественники неравнодушны к боли сербского народа. Что касается названия, оно не случайно. Так называется одна из самых любимых сербами песен. В переводе с сербского это означает: «Там, там, за той горой». Когда мы поем эту песню, то вспоминаем о многом. Там, за той горой, – Сербия, в которой мы были всего один раз, только две недели, но иногда нам кажется, будто мы прожили в этой стране целую жизнь. Там, за той горой, – древние монастыри с красивыми названиями и гостеприимными монахами. Там, за той горой, – наши друзья: владыка Амфилохий, матушка Елена, Радисав, Слободан – те, о ком мы молимся, для кого мы поем эти песни и с кем надеемся еще не раз увидеться. Там, за той горой, – святое Косово, где мы еще не были и, наверно, уже никогда не побываем, но о нем болит наше сердце, и мы не можем не петь о нем. Косово – это сердце Сербии. Именно здесь святым князем Лазарем был сделан выбор, определивший всю историю его страны. Здесь прозвучал единственно верный ответ на вопрос небесного посланника: какую судьбу он хочет для своего народа – земное могущество или небесное Царство… С того дня, называемого Видовдан, прошло больше пятисот лет, но каждый серб может рассказать об этом, как если бы это было вчера. В России, уже после поездки, мы познакомились с сербом Иваном, он помогал нам в записи диска: учил сербскому произношению, рассказывал о песнях. Мы вновь были поражены, как глубоко живут косовские события в сердце каждого серба – Иван говорил о них так естественно и подробно, как будто это события его собственной жизни.

http://pravoslavie.ru/4779.html

Дела о педофилии: насколько стоит верить показаниям детей? Важно, чтобы при допросе на ребенка не оказывалось внушающее воздействие, и от него получали бы именно те сведения, которые он может дать без каких-то наводящих вопросов или подсказок со стороны взрослых: дети очень внушаемы, очень легко их подтолкнуть к тому, чтобы они сообщили не надежную информацию. 25 ноября, 2013 Важно, чтобы при допросе на ребенка не оказывалось внушающее воздействие, и от него получали бы именно те сведения, которые он может дать без каких-то наводящих вопросов или подсказок со стороны взрослых: дети очень внушаемы, очень легко их подтолкнуть к тому, чтобы они сообщили не надежную информацию. Сейчас у всех на слуху дело священника Глеба Грозовского, которому выдвигают обвинение в педофилии. Главные свидетели обвинения – дети. Как принято работать с их показаниями? Как во время следствия узнать, правдив ребенок или склонен фантазировать? Может ли психологическая экспертиза быть недостоверной. Об этом и о многом другом — Елена Дозорцева, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, доктор психологических наук Елена Дозорцева — Насколько объективно можно утверждать, подвергался ли ребенок насилию – сексуальному или, например, избиению? В вопросах, касающихся детей в СМИ сразу возникает множество кривотолков, домыслов. — Сложный вопрос. О проблемах насилия сейчас очень много говорят. Если речь идет о физическом насилии, то чаще — это внутрисемейное насилие. По данным уполномоченного по правам детей Павла Астахова, в последнее время фактов такого насилия фиксируется все больше. В подобных случаях сложно выделить границу, за которой «педагогический метод» становится криминалом. Вообще сейчас в нашем обществе идут споры, как относиться к телесным наказаниям. Эта проблема, с моей точки зрения, в настоящее время одна из самых острых и самых важных, она должна осмысляться обществом: допустимы ли такие способы воспитания, какие они имеют эффекты в долговременной перспективе, где именно находится грань, за которую нельзя переходить. В ряде европейских стран телесные наказания законодательно запрещены. Но в каждой стране своя правовая культура, традиции, самосознание людей, от которых зависит поведение в обществе, в семье. В России важно общественное обсуждение проблем семейного насилия.

http://pravmir.ru/dela-o-pedofilii-nasko...

Долгое средневеко­вье, включающее в себя столь разительно отличающиеся друг от друга эпохи по обе стороны от хронологического перевала между первым и вторым тысячелетием от Р. X., изобретено было и охот­но подхвачено западной исторической наукой, а затем ввиду ее монополии стало едва ли не общепринятым, чтобы уклониться от признания гегемонии Константинополя в европейской циви­лизации на протяжении целой эпохи ее истории. Есть насущная необходимость в коррекции оси исторических координат. Итак, новый период в истории Европы, продолжавшийся в течение нескольких столетий до переходной эпохи Карла Вели­кого, открылся правлением святого Константина. 2. Биография Константина до начала его правления Гай Флавий Валерий Константин родился 27 февраля 274 г. в городе Наиссе (ныне сербский Ниш) в семье Констанция, рома­низованного иллирийца, состоявшего в отдаленном родстве с императором Клавдием II, и его первой супруги святой Елены. Мать Константина появилась на свет около 244 г. Хотя в средне­вековье в Англии возникла романическая версия о том, что она дочь короля бриттов Коула Колчестерского, ее действительное происхождение было несравненно более прозаическим и зау­рядным. Отец святой Елены, судя по древним, в том числе аги­ографическим, источникам, был трактирщиком в сицилийском Дрепане, где и могло произойти ее знакомство с офицером или уже генералом Констанцием Хлором, взявшим ее в жены. Елена была христианкой, и снисходительное отношение Констанция к христианам в той части империи, которой он правил в период тетрархии, могло проистекать от влияния его жены, впрочем в ту пору уже бывшей. По указанию Диоклетиана Констанций Хлор должен был оставить ее перед назначением его цезарем, чтобы породниться с августом Максимианом, помощником которого он становился, женившись прежде на его падчерице Феодоре. Разлученная с мужем, Елена пребывала в скромном положе­нии, обстоятельства которого неизвестны документально, пока ее сын, став правителем империи, не возвысил ее, удостоив титу­лом августы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010