Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященный Косово. В программе участвовали: Борислав Милошевич, бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Альберт Андиев, доброволец, воевавший в Косово Евгений Баранов, журналист Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», писатель Иеродиакон Игнатий Шестаков Над программой работали: Ведущие – Дмитрий Дюжев и Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссёр-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Анна Буданова и Ксения Лученко ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: «Русский взгляд на проблему Косова» — тема нашей программы сегодня. Я – Дмитрий Дюжев, здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, я — Лена Писарева! История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Из полутора тысяч косовских святынь полностью уничтожено больше 150. В том, как живет этот край и что там происходит, мы и попытаемся разобраться сегодня. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Он считает, что признание независимости в Косове и Метохии недопустимо и неприемлемо для правительства Сербии, каким бы оно ни было. Он уверен, что никто не имеет права распоряжаться краем, где зародилось духовность сербского народа, где по сей день располагается Патриархия Сербской Православной Церкви. В студии программы «Русский взгляд» — бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Борислав Милошевич. Здравствуйте, Борислав! ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Господин Милошевич, многие обвиняют в потере Сербии, Косово и Метохии вашего брата Слободана Милошевича .

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-na-pro...

Около 150 человек вместе с детьми из воскресных школ города, собравшись в центре торгового комплекса, запели под неожиданно включившуюся фонограмму песню на стихи святителя Николая Сербского. 16 мая. ПРАВМИР. 12 мая 2013 года прихожане из восьми храмов Севастопольского благочиния устроили пасхальный флешмоб в самом крупном супермаркете Севастополя — торговом центре «Муссон». Об этом сообщается на сайте Симферопольской и Крымской епархии . Около 150 человек вместе с детьми из воскресных школ города, собравшись в центре торгового комплекса, запели под неожиданно включившуюся фонограмму песню на стихи святителя Николая Сербского. Действие началось сначала за столиками кафе-пиццерии, затем распространилось на весь супермаркет. Торговля на несколько минут буквально замерла, люди стекались со всех сторон, чтобы взглянуть на необычное действо. Десятки мобильных телефонов, фотоаппаратов и видеокамер старались запечатлеть то, что разворачивалось в центре супермаркета. «Когда я пела, мне радостно было видеть, как ничего не подозревающие люди, сидящие в кафе, оставили свои столики с едой и выстроились на балконе, чтобы увидеть это необычайное, искреннее Пасхальное поздравление», — рассказала участница мероприятия Елена Осипенко. Акция буквально взорвала привычную, вяло текущую жизнь огромного торгового центра. Зазвучала скрипка, в вихре танца понеслись перед не успевавшими опомниться зрителями молодые красивые девушки в воздушных платьях. Слова святителя Николая Сербского в русском переводе звучали, заглушая привычный шум повседневной жизни. «Люди ликуйте, все торжествуйте: Христос Воскресе радость принесе!» «Мне очень понравилось, особенно то, что по сравнению с прошлым разом участников стало больше, да и люди, гулявшие по торговому центру, присоединялись к нам. Было такое впечатление, что на две минуты суета в «Муссоне» остановилась и все погрузились в праздничную Пасхальную атмосферу», — поделилась своими впечатлениями участница праздничной акции Виктория Рудая. Инициаторами проведения необычного поздравления выступили прихожане храма Вознесения Господня на Северной стороны города Севастополя.

http://pravmir.ru/v-krupnejshem-supermar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1270 г. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в с. Горни-Градац, на правом берегу р. Брвеница, впадающей в р. Ибар, в 12 км от Брвеника (Сербия). Основан во 2-й пол. XIII в. кор. Еленой , супругой кор. Уроша I, вероятно, еще до свержения Уроша с престола в 1276 г., т. к. на ктиторской композиции в соборном храме изображены Урош и Елена, подносящие модель храма Христу. Собор был достроен и расписан кор. Еленой, погребенной в 1314 г. в юго-зап.части храма в двойной гробнице (очевидно, предназначалась для супружеской четы). Вскоре после смерти кор. Елена стала почитаться святой, ее мощи были извлечены из гробницы и помещены в мощевик перед иконостасом. В Житии Елены, составленном архиеп. Даниилом II , содержатся сведения о несохранившейся дарственной грамоте заказчицы и строительстве мон-ря. Наивысшего расцвета мон-рь достиг в кон. XIII–XIV в., когда занимал 5-е место среди серб. мон-рей. В XVI в. мон-рь пережил упадок; монахов не было, служил 1 священник, церковь не имела кровли. В 1589 г. митр. Рашский Виссарион возобновил Г., построил новые кельи, обеспечил мон-рь книгами и богослужебной утварью. Во время австрийско-тур. войны в 1689–1690 гг. мон-рь вновь опустел и до 2-й пол. ХХ в. находился в руинах. Благодаря многолетним реставрационным работам Ин-та по охране памятников получила первоначальный вид соборная церковь мон-ря; с поселением в мон-ре монахинь (в 2006 во главе с игум. Евфимией) начался новый расцвет обители. Мон-рь основан на месте раннехрист. культового сооружения. Его комплекс составляли: соборная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы — в центре, небольшая ц. во имя свт. Николая — возле монастырских стен, в юго-вост. углу двора на каменистом возвышении, а также трапезная с кухней, многочисленные кельи и др. здания. Церковь Благовещения построена по образцу ц. Богородицы мон-ря Студеница (кон. XII в.): это 1-нефное здание с куполом на 8-гранном световом барабане, с 3-частным алтарем, с 2 прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с 2 парекклисионами, южный из к-рых посвящен св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере — скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев).

http://pravenc.ru/text/590597.html

Юта Арбатская Содержание Детство и годы учебы. Первая служба Саратов. Под крылом владыки Гермогена Служба в полтавском кадетском корпусе Смутное время Эмиграция и РСХД Постриг. Последние годы жизни Избранные проповеди, произнесенные в Полтавском кадетском корпусе. 1907–1913 гг.     Моя бабушка, Елена Сергеевна Арбатская (в девичестве Гребенщикова), значительную часть своей жизни прожила в эмиграции. Огромное число русских беженцев, с которыми знакомилась бабушка в дни изгнания, стали ее друзьями на долгие годы. Среди них была и семья Четвериковых – Феодосий Сергеевич, его жена Валентина Николаевна и их дети Алексей и Елена. Знакомство с ними произошло в Братиславе, куда в 1948 году Е. С. Арбатская переехала из Праги по приглашению одного из бывших ее сокурсников по Белградскому университету занять место научного сотрудника в новой лаборатории защиты растений при Словацкой Академии наук. Там, в Братиславе, моя бабушка узнала об отце Феодосия Сергеевича, протоиерее Сергии, скончавшемся за год до ее появления в Братиславе. Впрочем, об этом духовном подвижнике бабушка слышала давно, еще со времени ее учебы в Русско-сербской гимназии в Великой Кикинде (Сербия). В 1920-е годы он преподавал в Донском Мариинском институте в Белой Церкви, куда впоследствии перевели и мою бабушку, но она его уже не застала. Таким образом, дух отца Сергия всегда незримо присутствовал рядом, куда бы ни забросила судьба Елену Сергеевну Арбатскую. Особенно ясно это проявилось при многолетнем общении с семьей старшего сына отца Сергия, Феодосия, сначала в Словакии, а затем в Советском Союзе, на Урале. Судьбы русских людей непостижимым образом переплетены в истории нашей многострадальной Отчизны. Разве могла предположить бабушка, что ее собственный сын Ярослав (мой папа) тоже окажется на Урале, а квартира Четвериковых в Свердловске станет на несколько лет единственным местом в СССР, где он мог почувствовать себя свободным человеком? Впрочем, это уже другая история, а этот очерк я хочу посвятить замечательному духовному пастырю – отцу Сергию Четверикову .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Закрыть Чтобы преумножалась благодать В день памяти блгв. князя Александра Невского сербская делегация передала в дар Лавре святыни Редакция РНЛ   17:33 06.12.2022 855 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга праздновали тезоименитство – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественное Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении с наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, сообщает наш корреспондент. В нынешнем году со дня кончины русского национального героя и великого святого, чей образ является символом «Русской народной линии», исполнилось 759 лет. Святой князь скончался в Городце по пути из Орды, приняв схиму с именем Алексий. В день его кончины в далёком Владимире, куда через несколько дней были перевезены честные мощи святого князя, митрополит Кирилл произнёс «Закатилось солнце Земли Русской». Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [серб. Дocumej] (Васич; 5.12.1878, Белград - 13 или 14.01.1945, там же), исп. (пам. серб. 13 янв.), митр. Загребский Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1898 г. пострижен в монашество и вскоре последовательно рукоположен во диакона и иерея. Через год окончил Белградскую ДС. В 1900 г. Образовательным фондом митр. Сербского Михаила (Йовановича) направлен на учебу в КДА, получал стипендию от Синода РПЦ. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословских наук за соч. «Действительность чуда воскресения Христа Спасителя из мертвых». Изучал богословие и философию в ун-тах Берлина и Лейпцига. В 1907 г. вернулся на родину, был назначен преподавателем Белградской семинарии. В 1909 г. Мин-вом просвещения и церковных дел направлен для продолжения учебы во Францию, изучал философию и социальные науки в Сорбонне и Высшей школе социальных наук. С 1910 г. студент ун-та в Женеве (Швейцария). Прервал учебу из-за начала 1-й Балканской войны (1912-1913). 25 мая 1913 г. хиротонисан во епископа и назначен на Нишскую кафедру. Во время первой мировой войны (1914-1918) оказывал помощь беженцам. В 1915 г. Д. остался в Нише после отступления серб. армии и был интернирован болг. оккупационными властями. Пребывание в болг. плену подорвало его здоровье, Д. вернулся на кафедру только в 1918 г. Организовал неск. приютов для детей, чьи родители погибли во время войны, и об-во «Царица Елена» для работы с беспризорниками, основал приют для слепых детей при Иоанновском мон-ре под Нишем, активно работал с молодежью. В качестве помощника председателя Центрального серб. архиерейского Собора участвовал в переговорах с К-польской Патриархией о восстановлении Сербского Патриаршества. Летом 1920 г., когда Д. находился на лечении в Карлови-Вари, к нему обратились представители недавно созданной Чехословацкой Церкви (ЧСЦ; см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) с просьбой о посредничестве в переговорах о вхождении ЧСЦ в юрисдикцию СПЦ.

http://pravenc.ru/text/180315.html

24 октября 2016 г. в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась 3-я в новом учебном году лекция на тему «Почему в мире есть зло?». Встречу провел протоиерей Андрей Ткачев. По окончании лекции он ответил на вопросы слушателей. Лекция протоиерея Андрея Ткачева (продолжительность: 1 час)      Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 1:07)      Рейтинг: 9.5 Голосов: 1380 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 21 апреля 2017, 13:14 Спасибо отец Андрей за ваши лекции, проповеди. В конце лекции Вы правильно сказали - " Сурово, конечно получилось... " Я добавлю, и очень ЦИНИЧНО, ЗЛО, с передергиванием, с использованием современных понятий и сленга. Лекция в большей мере по философии, социологии, культурологии, этике и т.д... Хотелось бы слышать не ярких рассказов из жизни, а ссылок на Святое Писание и высказывания Святых Отцов. " ИЗО ВСЕХ СИЛ СТАРАЙСЯ ОЧИЩАТЬ СЕБЯ ОТ ЗЛА К ЛЮДЯМ. ИБО НАКАПЛИВАЯ В СЕБЕ ЗЛО К ЛЮДЯМ НАКАПЛИВАЕШЬ ЯД, КОТОРЫЙ РАНО ИЛИ ПОЗДНО В ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА " . Святитель Николай Сербский читатель 7 декабря 2016, 12:27 Вот что у отца Андрея не отнять,так это то,что он называет вещи своими именами.Тема очень и очень актуальна!Но не полно раскрыта.Людей больше интересует Зло ,которое лично затрагивает каждого и становится нередко преградой к единению с Богом.Например, страшные болезни.Кто ими ныне не поражен?в какой семье нет этого креста?Как не стать разбойником ропщущим?!!!КАК НЕ СТАТЬ?Ведь болезни-это тоже зло в понятии обывателя. У меня лично на счёт зла в нашем современном мире сформировалась такое представление.Вот кто богословски силён,написал бы мне верно оно или нет.Злу, которое сейчас в мире,дана очень большая власть.Болезни,насилие,жестокость и прочее достигло какого-то апогея.Сопротивляться злу становится всё сложнее.Порою кажется , что молитвы не слышны.У кого-то из святых отцов написано,что в последние времена люди будут чувствовать богооставленность.Об этом говорится и в Апокалипсисе Иоанна Богослова.Взыщут слова Божия люди ,а не найдут его.Но возникает другой вопрос.Почему мы так подвергнуты этому злу?Неужели Бог нас забыл?Причина в нас самих.В нашем обмирвщлении.Зло стало сильно потому,что мы сами это допустили.Маловерие.Главная причина.Неупование на Бога, мало молимся.Редко причащаемся.грешим и увлекаемся земным.В расслаблении находимся.Живем не по Евангелию.

http://pravoslavie.ru/98090.html

Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовную – музыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/4768.html

Е.Н. Никулина Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные Среди святых мирян наиболее известны благоверные правители и юродивые – святые, находившиеся на противоположных «полюсах» общества. Подвиг этих святых получил осмысление в целом ряде богословских трудов. А о святых мирянах, не принадлежавших ни к «верхам», ни к «низам», сведения немногочисленны и обрывочны. Тем не менее, это те самые святые, образ жизни которых наиболее близок к нашему. Во время лекций по агиологии слушатели, узнавая о подвигах апостолов, мучеников, святителей, преподобных, часто спрашивали: «А миряне? А нам что остается? Мы ведь не можем бросить семью и уйти в пустыню, мы не апостолы и не мученики... Где примеры, которым мы, живя в миру, могли бы подражать, где «доступные» образцы? Может ли человек, живя обычной мирской жизнью, достичь святости? Есть ли святые из «обычных» мирян?» Над всеми этими вопросами нам и предстоит задуматься. Миряне составляют очень незначительную часть от общего числа прославленных святых. Так, в Указателе I к Полному Месяцеслову Востока архиеп. Сергий (Спасский) приводит 2140 имен святых, из которых только около 100 (менее 5%) – миряне (мученики в это число не включены, список святых мирян – в приложении к теме) 839 . В этом списке наиболее многочисленную группу (43 человека) составляют святые правители: 6 византийских императоров и императриц (Константин и Елена, Пульхерия, Юстиниан и Феодора, Феофания), 31 русский князь, чешские князья Людмила и Вячеслав, сербский князь Лазарь; цари – Эфиопский Фулвиан, Персидский Иоанн-Моавия, Индийский Авенир. В списке святых мирян 8 юродивых, родители святых (св. Нонна, мать свт. Григория Богослова ; св. Марфа, мать прп. Симеона Дивногорца; св. Еввула, мать вмч. Пантелеймона; современники апостолов родители мученика Конона), воины (Иоанн Воин, Михаил Болгарин воин), 3 диакониссы. Особую группу святых мирян составляют лица, о которых повествует Священное Писание Нового Завета: св. праведный Иосиф Обручник, жены – мироносицы, сотники Лонгин и Корнилий, Иосиф Аримафейский, Никодим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010