92 . Василев В. Правописната реформа на Патриарх Евтимий//Вековни български езикови традиции. София 1980. 1. 53–56. 93 . Василиев А. Ивановските стенописи. София 1953. 48. 94 . Величков К. Патриарх Евтимий. Животът му – страданията и смъртта му в Бачковский манастир «Св. Богородица». Пловдив 1906. 16. 95 . Велчев В. Търновската книжовна школа и предренесансовото движение на Балканите//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 243–255. 96 . Велчев В. Проблемата за човека и света у ученици и последователи на Евтимий Търновски//Търновска книжовна школа. София 1980. 2. 55–63. 97 . Генов М. Григорий Цамблак (Из историята на културните сношения между българи, руси, сърби и румъни)//Българска историческа библиотека. 1930. 2. 150–195. 98 . Георгиев Й. Село Килифарево и манастирът му Св. Богородица//Периодическо списание. 1906. 67. 427–447. 99 . Горазд, архим. Търновската книжовна школа като просветен център през XIV в.//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 469–476. 100 . Горазд, архим. Духът и идеите на св. Патриарх Евтимий в национално-културното дело на неговите последователи//Духовна култура. 1980. 1. 1–13. 101 . Григорий Цамблак. Патриарх Евтимий. Похвално слово/[Прев. на съвр. ез.] В. Сл. Киселков. София 1935. 24. же: Киселков В. Сл. Митрополит Григорий Цамблак. София 1946. 31–60. 102 . Гълъбов Г. Св. Гора. Българската Св. Обител «Зограф» (Впечатления и бележки). С кратьк очерк на всички Атонски манастири. София 1930. 128. 103 . Гюзелев В. Духовната култура на средновековна България през XIII-XIV в.//Теория и практика на обучението по история. София 1977. 1–2. 9–43, 202–274. 104 . Гюзелев В. Исихастка книжнина//История на България. София 1982. 3. 434–437. 105 . Гюзелев В. Училища, скриптории, библиотеки и знания в България XIII-XIV век. София 1985. 64–117. 106 . Гюзелев В. Библиотеката на Зографския манастир през XII-XIV в.//Светогорска обител Зограф. София 1995. 1. 71–78. 107 . Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София 1983. 326.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

9) Библиотеки Императорского Московского Университета, от 27 октября за 1104, с препровождением книг: 1) Wurm. Diplomatische Geschichte der Orientalischen Trage и 2) Testa. Recueil des droites de la Porte Ottomane avec les puissances étrangères. T. I, II. 10) Хлудовской Библиотеки, от 10 декабря за 251; с препровождением рукописи под 76 (по описанию Попова). Справка: Означенные в п.п. 3–10 рукописи и книги, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. 11) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 2 декабря за 2755, с уведомлением, что рукописи под 93 (Типикон Дечанский) и 102 (Орбельская Триодь) не могут быть высланы, так как они весьма ценные и часто требуются читателями Библиотеки. Определили: Принять к сведению. XXIV. Отношение Правления Вифанской духовной семинарии, от 1 декабря за 1633: «Препровождая при сем список книг, потребных для ученых занятий преподавателю семинарии Василию Протопопову , Правление Вифанской духовной семинарии покорнейше просит не отказать в выдаче означенных книг преподавателю Протопопову – на двухмесячный срок». Определили: Выслать в Правление Вифанской духовной семинарии означенные в списке книги на испрашиваемый срок. XXV. Представление Библиотечной Комиссии от 12 декабря за 996: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная —53— Комиссия имеет месть просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 51 и 51 (Проф. А.И. Введенского ), 340 и 56 (Проф. С.С. Глаголева ), 46, 336 и 335 (Проф. С.И. Соболевского), 1135 (Проф. И.В. Попова ), 49 (Проф. С.И. Смирнова ), 339 (Проф. М. М. Богословского ), 68 и 67 (Проф. Е.А. Воронцова), 342 (Проф. Д.И. Введенского ), 47, 11, 58 и 10 (Проф. А.П. Орлова), 332 и 333 (и.д. доцента Н.Л. Туницкого), 334, 59, 331 и 54 (Доцента Свящ. Д. В. Рождественского ), 338, 55, 361 и 48 (и.д. доцента А.М. Туберовского), 50, 45, 223 и 224 (и.д. доцента В.П. Виноградова ) и 43 и 42 (и.д. доцента В.А. Троицкого)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После дяди-императора Управда, «принявший имя Юстиниана», имя правительственного латинского языка, возведён был на императорский престол. Славянский император Византии любовию к правде, сочувствием к человечеству пробудил стихии мысли и жизни, уже засыпавшие в государстве. Без уважения нельзя вспомнить о государе, который потребовал от задунайских дикарей – не оскоплять пленных и для выполнения этой одной мысли начал войну. Это тоже, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в её пределах; Африка вырвана у вандалов, Италия – у вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? лучшие полководцы – славяне и лучшие войска – войска славянских племен. Победитель готов и персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедывал св. веру святитель Никита 739 .– Конницу Величара составляли «славяне и анты»,– говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, «оба варвара,– говорит гордый грек,– но вожди римских полков». В войне с готфами-немцами военные начальники у Величара Кутило фракиец, Гудило фракиец предводитель иллиров, фракийцы Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю «Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин», которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. «Хвалибуд нагнал такой страх на гуннов, что они более не смели преступать Дуная», тогда как прежде того гунны и славяне едва не каждый год вторгались с опустошением 740 . – Сам Управда писал: «это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве и о массах воинов и о храброй отваге. Всему этому – родина страна та» 741 . Полное собрание римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды.– Так спасена была для поздних времён праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Против Стефана устаде са намером да му отме престо и брат од стрица Владислав, син Сремског Драгутина, брата Милутинова. Али се и ова побуна заврши добро по Стефана: Владислав би приморан да се покори Стефану, када увиде да за против - А Стефан, уколико му Бог више помагаше, он утолико биваше све и често квасаше сузама, не само него и свакога дана савест омиваше сузама, себе црвом а не човеком, и себе и пепелом. У Стефана све одисаше страхом и и владаше он мудро и богоугодно, и После смрти прве супруге, бугарске принцезе, Стефан двапут ступао у брак: са Бланком, Филипа Тарентског, херцога и после смрти ове друге жене, са Солунског намесника Палеолога. У мирно време Стефан се стараше о поданика и о Цркви, врлинама као сунце. Он стараше се о чистоти вере и у границама државе. савременик пише о ово: " Господ га изабра и прослави за као звезду светлу и он утврди отачаство многе градове и области; Он посла сина свога против безбожних и нечестивих бабуна. Он однесе победу над " . - Бабунима су се називали богумили, опасни су живели у планинском Бабуни, код Прилепа, и одонуд чинили нападе на православне. Под Стефаном не мало година уживала потпун мир; било метежа, ни ратова са суседима. Благочестиви Стефан бавио се делима добротворства и и храмова како у своме отачаству тако и ван граница. при букну жестоки рат са суседним Бугарским царством. За време Милутинова у Бугарска, раздирана метежима и разоравана упадима, беше знатно ослабила и се могла равнати по са Када видински деспот Михаил постаде бугарским царем, он бугарске области, и притом да поврати неке градове беше заузела. А кад цар Михаил нанесе горку увреду Стефану. сестром Стефановом, Милутина Недом, цар Михаил без икаквог разлога отера од себе жену Неду са малим сином Стефаном, затвори у манастир, а ожени се Теодором, сестром претендента на престо Андроника удовицом бугарског цара Светослава. два суседна владара би више тиме што српски држаше страну законитог цара Андроника српског Стефана беше заволео за време заточеништва у Цариграду; бугарски пак цар Михаил зближи се са супарником Андроника унуком Андроником коме и за руком да отме царски престо своме деди. Андроник и Михаил бугарски склопише одбрамбени и нападни савез против И ова два савезника решише да нападну у 1330. години.

http://pravoslavie.ru/75401.html

73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224. Q.I.851. л. 185 об.–188 об., ВВ-Арханг. С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89. 908 О влиянии южнославянской книжности на русскую культуру в XVI в. см.: Наумов Е.П. Из истории русско-сербских средневековых связей (Второе житие Стефана Дечанского в сочинениях Иосифа Волоцкого )//Учен. зап. Института славяноведения М., 1963. Т. 26. С. 47–57; Динеков П. Из истории русско-болгарских литературных связей XVI-XVIII вв.//ТОДРЛ. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 323; Турилов А.А. Памятники южнославянской книжности в русских библиотеках//Советское славяноведение 1977. 1. С. 70; Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV– начала XVI в. М., 1980. С. 247–248; Турилов А .А., Чернецов А.В. К изучению «отречённых» книг. С. 111–140. 913 См.: Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией СПб., 1846.Т. 1. С. 27–30, 57–60; Живая старина. Вып 1 С. 130; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества ..; Псковские летописи/Пригот. к печ. А. Насонов М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90–91; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед. Р.П. Дмитриевой Л., 1979; Лавров Л.С. Колдовство и религия в России... Смилянская Е. Б. Волшебники, богохульники, еретики... 916 Пос-Погод. 308: Погод. 308, л. 284–285. Виноградова Л.Н. Плотникова А .А. Крещение//Славянские древности. Т. 2. С. 667–672. 919 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума С. 551–552, Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 2. С. 92–95. Подробное описание празднования дня Ивана Купалы на рубеже XIV–XV вв. на Псковщине содержится и послании игумена Псковского Елеазаровского монастыря Памфила наместнику великого князя в Пскове (Псковские летописи. Вып. 1. С. 90–91). 920 Пос-Погод. 308: Погод. 308, л. 284–285. О банях для покойников на материале средневековых источников см. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

6) Даниил 2-й, архиепископ сербский (1323 – 1337). Он написал жития королей и архиепископов сербских, которые вместе с дополнениями неизвестных продолжателей составляют так-называемый сербский Цароставник или Родослов и которые напечатаны г. Даничичем под заглавием: «Животи кральева и архиепископа српских написао архиепископ Данило и други», у Загребу, 1866 303 . Мы уже говорили выше, что книга весьма скудна историческими положительными известиями и что она имеет цену только за отсутствием других памятников лучших, но она весьма замечательна в другом отношении. Если бы справедливо было по одной книге заключать о характере целого народа, то это заключение было бы в высшей степени невыгодное для сербов. Такой ужасной риторики, или даже и более чем риторики, и такой, не знающей совершенно никакой меры хвалебной лести и лжи, мы уверены, не найдешь даже ни у кого из византийцев, как известно, великих мастеров этого дела. Древние сербские государи никак не могут быть похвалены за свои нравы, – почти ни один из них не умирал на престоле, а был сгоняем следующим, не однажды было, что даже сын поднимал руку на отца; и однакож по изображению Даниила все они оказываются такими прекрасными людьми, что не знавши дела придешь в умиление и с недоумением подумаешь, откуда это такой рай на земле. Наша Степенная книга, как известно, тоже не свободна от упрека в риторике и панигиризме, но до сербского Родослова ей еще чрезвычайно далеко (в Родослове описаны жития 4 королей: 1) Уроша Великого или 1-го, 2) Стефана сремского или Драгутина, 3) Уроша 2-го или Милутина, 4) Уроша 3-го или Стефана Дечанского, – одного царя – Стефана Душана и одной кралицы – Елены жены Уроша 1-го; жития архиепископов: 1) Арсения, 2) Саввы 2-го, 3) Иоанникия, 4) Евстафия 1-го, 5) Иакова, 6) Евстафия 2-го, 7) Саввы 3-го, 8) Никодима, 9) Даниила 2-го, и патриархов: Иоанникия и Саввы). По свидетельству Родослова, изд. Данич. стр. 367, архиепископ Даниил «книги многочисленные составлял и изобретал, прежде небывшие николиже», но других книг его, кроме самого Родослова, пока неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С кем же мы будем, братья и сестры: с Ним или без Него? С Ним – значит со святым Саввой, святым Стефаном Дечанским, святым Иоанникием Девичским, святым Петром Коришским и всеми святыми и честными предками нашими, которые, когда нужно было, умели животы свои положити за души своя. Без Него – значит без них и против них. Да не забудете никогда сие первостепенно важное знание: Кто есть Христос и кто вы, братья и сестры! Это – моя первая молитва Ему и мое первое благословение вам и нашим молодым семинаристам. Живите же всегда так, как диктует вам сие знание, дабы и по смерти жить с Ним в Царстве Его непреходящем». Владыка Павел больше тридцати трех лет исполнял обязанности епископа Рашко-Призренского, епархии, включавшей в себя территорию Косова и Метохии, а также область Рашки. В течение этого времени он был вынужден противостоять многочисленным проявлениям агрессии против Церкви и против сербского народа со стороны представителей мусульманского албанского населения региона при молчаливом согласии, а иногда и одобрении коммунистического государства. Было ясно, что с того времени «где-то было решено, что Косово и Метохия больше не будут сербскими», напишет он позже 13 . Он никогда не искал конфронтации в отношениях с албанцами, которые вели себя очень агрессивно, но права Церкви отстаивал неутомимо. Между 1959 и 1986 годами он направил Священному Архиерейскому Синоду сорок три рапорта относительно случаев злоумышленных действий, совершенных в отношении монахов, верующих, храмов и монастырей его епархии, невзирая на те неприятности, которые могли у него возникнуть в отношениях с коммунистической властью 14 . Сам владыка часто становился жертвой агрессии. На улицах, по которым он по собственной воле ходил без сопровождения, несмотря на опасность, прохожие выкрикивали оскорбления в его адрес, толкали, были с ним грубы. Бывало, его выталкивали из общественного транспорта, которым он пользовался по своей скромности. Однажды на автобусной остановке в Приштине разъяренный албанец неожиданно ударил его по лицу, да так, что от удара его епископская скуфейка отлетела в одну сторону, а сам он – в другую. Он встал, поднял скуфью, надел ее, с грустью и состраданием посмотрел на своего обидчика и, не сказав ни слова, спокойно продолжил путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Предыдущий Следующий Смотри также Бачки свечано отворена изложба „У сусрет Руском Цару " Бачки свечано отворена изложба „У сусрет Руском Цару " У петак, 24. новембра 2017. на дан Свештеног спомена Светог Великомученика Стефана Дечанског српског а са благословом Епископа бачког др у холу ОШ " Жарко " , у Српске православне црквене општине манастира из Москве , „Руски Цар“и ОШ „Жарко из Бачког свечано отворена изложба „У СУСРЕТ РУСКОМ ЦАРУ “, породици Романов. Изложба о породици Романов у Тителу Изложба о породици Романов у Тителу У уторак, 14. новембра у школи „Милева у Тителу, отворена изложба о породици Романов. Изложба „У сусрет Руском Цару“ у Руми (+ Видео) Изложба „У сусрет Руском Цару“ у Руми (+ Видео) 5. новембра у у Руми отворена изложба „У сусрет Руском Цару“, у оквиру „Дани храм Силаска Св. Духа на апостоле. Романови походе Лазаревац Романови походе Лазаревац Након Свете Владика отворио у сали лазаревачког дома изложбу „У СУСРЕТ РУСКОМ ЦАРУ. РОМАНОВИ – ЦАРСКО нас на искуство Цркве, Владика рекао да брзо али мученике Господ Христос никада не их смешта у Царство Небеско. Руски Цар Hukoлaj II и старац Uлuj у Жаркову Руски Цар Hukoлaj II и старац Uлuj у Жаркову У суботу 4. новембра у цркви у Жаркову посетиоци су имали прилику да изложбу цару II и породици. Након празничног одржана нове „Разговори са старцем издавачке Бернар. Сопот у сусрет Руском цару Сопот у сусрет Руском цару Благословом Преосвештенства Епископа Господина у уторак 24. октобра 2017. године у 18 часова, у Центру за културу Сопот отворена изложба „У СУСРЕТ РУСКОМ ЦАРУ. РОМАНОВИ – ЦАРСКО у сусрет Руском цару у сусрет Руском цару изложбе „У СУСРЕТ РУСКОМ ЦАРУ; Романови – царско у после Сремских Карловаца, и Шида, по благослову Преосвештенства Епископа сремског Господина у Изложба о Цapckoj породици Романов у манастиру Крка Изложба о Цapckoj породици Романов у манастиру Крка Александар ,,У сусрет цару су изашли народи Републике Српске, Црне Горе, Косова и а од 30. 09. године то су могли учинити и становници многострадалне Чуруг у сусрет Руском Цару Чуруг у сусрет Руском Цару По благослову Преосвештенства Епископа бачког господина на дан Светог свештеномученика и Преподобног 15. октобра 2017. године, у Спомен у Чуругу, отворена изложба у част свете царске породице Романов. Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/109083.html

Новости Россия включилась в финансирование проекта ЮНЕСКО по восстановлению поруганных святынь Косова 14.01.2011 16:02 Москва, 14 января. Российская Федерация активно включилась в реализацию проекта ЮНЕСКО по восстановлению поруганных православных святынь Косова и Метохии, сообщает официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата . Как сообщил председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону министр иностранных дел Российской Федерации, председатель комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Сергей Лавров, в декабре 2010 года в Центре Всемирного наследия ЮНЕСКО в Париже состоялось совещание по реализации подписанного 29 ноября 2010 года соглашения между Правительством Российской Федерации и ЮНЕСКО об участии России в восстановлении православных храмов и монастырей в Косове. Представителями России, Сербии и ЮНЕСКО были определены основные этапы выполнения подготовительных и реставрационных работ. Предполагается, что при финансовой поддержке Российской Федерации будет осуществляться восстановление четырех важнейших православных памятников в Косове, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2006 года – в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой. Это Дечанский и Грачаницкий монастыри, Печская Патриархия и храм Пресвятой Богородицы Левишской в Призрене. Средства в объеме одного миллиона долларов США уже перечислены на счета ЮНЕСКО, столько же будет перечислено в течение ближайших четырех с половиной месяцев на основании распоряжения Правительства России, подписанного Владимиром Путиным в июне 2010 года. Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Съчиненията на св. Григорий Синаит за подвижничеството и за умствената молитва са включени в «Добротолюбието». Той е написал и припева към Пресвета Троица «Достоино есть», който се пее на възкресната полунощница. Виж също: Синай. Хорив. Извън речника: Св. Григорий Синаит . Митрополит Григорий Цамблак (1364 – ок. 1420) – православен иерей, проповедник и писател, един от най-образованите и влиятелни духовници на славянското Средновековие, познавач на църковното пеене и автор на стихири с дълбока богословска мисъл. Роден в Търново, плвмвнник на св. Киприан Цамблак, ученик на св. патриарх Евтимий Търновски. Получил прекрасно образование в Цариград, през 1390 г. приел монашество и се подвизавал на Св. Гора Атон. През 1401 г. изпратен от цариградския патриарх в Молдова, в чиято столица останал да служи и развива бурна църковно-дипломатична дейност. За да бъде засилена ролята на Православната църква в Литовската държава, през 1415 г. бил ръкоположен от събор на западно-руските епископи за митрополит на отделилата се от Москва Молдовска църква; на следващата година ръкоположен за първи Киевски и Литовски митрополит (след това Молдо-Влахийски митрополит). Отлъчван поради това както от Цариград, така и от Москва, но останал винаги верен на Православието. Бил за кратко време игумен на Дечанския манастир в Сърбиа, а от 1430 г. се преселил в Молдавия, където изиграл изключително важна роля за разпространението на румънската азбука и за укрепване на авторитета на славянските богослужебни книги. По искане на княза на Литва участвал в в Констанцкия събор (1414–1418), целящ преодоляването на т.н. Папска схизма, но отказал да подпише унизителната за Православието уния с католиците от името на Литва. С това той си навлякъл омразата на княза и напуснал земите му. Скоро след това митр. Григорий починал. Автор на множество проповеди, жития и похвални слова, които с векове били преписвани в целия православен свят – от Москва до Охрид и Цариград, поради което от тях са запазени много образци и преписи. Още от XV в. негови проповеди били включвани в сборници с църковни поучения редом с проповедите на св. Йоан Златоуст и други свети отци, в т.ч. в «Четьи-Минеи» от митр. Макарий. За да предпази православните от заблудите и нововъведенията на Римската църква, митр. Григорий Цамблак изброява в своя статия за «немската вяра» 35 точки, в които тя се отличава от православната вяра. Извън речника: Митр. Григорий Цамблак

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010