Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как нужно провести масленицу? 4 мин., 11.03.2024 Наступает Масленица, а за ней и Великий пост. В церковной традиции эти два, на первый взгляд, разных по своему содержанию периода, не противопоставляются, но взаимно дополняют друг друга. Как вести себя во время Масленицы, чтобы потом не было мучительно больно начинать поститься? Давайте разбираться. Представьте себе, что совсем скоро, через неделю, вам предстоит запустить проект года, или выдержать один из самых сложных экзаменов в этом семестре, или пройти триатлон. Как в этом случае вы проведете Масленицу с ее традиционными гуляньями, тусовками, общением и гастрономическими излишествами? Да, возможно, вы выберете время для того чтобы встретиться с друзьями, сходить в гости, развлечься. Но основное содержание ваших мыслей и образа жизни будет устремлено в будущее. Вы будете готовиться к тому, чтобы, когда наступит час икс, быть в форме, не оплошать, выйти победителем из предстоящего испытания. То же самое можно сказать о христианине, у которого на дворе Масленица, а в душе уже Великий пост. Очень сложно всю неделю, не думая ни о чем, есть, пить и веселиться (Екк 8:15), а в понедельник во всеоружии знаний прийти на экзамен. И так же трудно после разгульной недели войти в пространство поста, который предполагает собранность мыслей и чувств, духовную сосредоточенность и покаяние, то есть активные усилия по изменению себя. И в том, и в другом случае, веселье Масленицы должно быть соразмерным задачам, к выполнению которых нужно будет приступить сразу после ее окончания. В этом разумном соизмерении залог будущего успеха. Пример такого гармоничного сочетания дает церковный Устав. С одной стороны, на сырной седмице — так называется Масленица в церковном календаре — отменяется пост в среду и пятницу. С другой, есть можно все, кроме... мяса, которое из употребления исключается. В будние дни на Масленице в храмах служится литургия Иоанна Златоуста (Великим постом эта литургия совершается только по субботам). Однако в среду и пятницу литургии в храмах уже не предусмотрено. Общий характер богослужений практически не меняется, при этом в исполняемых текстах все чаще звучит тема покаяния, слышится предощущение поста, а в среду и пятницу читается молитва Ефрема Сирина, которая будет сопровождать все великопостные службы.

http://foma.ru/kak-nuzhno-provesti-masle...

составитель К.В. Гриценко Покой Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. Екк.4,6 Благословен Господь, Который дал покой народу Своему. 3Цар.8,56 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. Прит.29,17 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Пс.114,7 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни. Пс.93,12–13 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим. Иер.6,16 Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Евр.4,1 ..ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. 3Цар.5,4 Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Евр. 4,10–11 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

составитель К.В. Гриценко Юность, юноша Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему. Пс.118,9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд. Ек.11,9 Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжёлые дни. Екк.12,1 Юношей также увещавай быть целомудренными. Тит.2,6 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Рожон Рожон, специальная длинная палка, которой пахарь погонял волов. На одном конце она имела металлический наконечник, а на другом – маленькую лопасть для удаления земли с лемеха (сошника) ( 1Цар. 13:21 ). Это приспособление принуждало тягловых животных к повиновению и вместе с тем могло служить оружием ( Суд. 3:31 , «воловий рожон»). В Притч. 22под Р. (в Синод. пер. – «терны»), вероятно, подразумеваются ловушки и капканы. В переносном смысле Р. названы слова мудрых, которые наставляют людей на путь истинный (в Синод. пер. – «иглы и вбитые гвозди» – Екк. 12:11 ). В 1Кор. 15грех назван Р. смерти (в Синод. пер. – «жало смерти»), потому что он направляет на путь смерти. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Соломон возвещает: « Венец мудрых – богатство » (Пр.14:24). Иисус, сын Сирахов, поучая сына, говорит: « Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа » ( Сир.11:14 ). Пророк Самуил говорит: « Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает » (1 ар.2:7). О том же повествует и книга «Летопись» : “ И богатство, и слава от лица Твоего ”( 1Пар.29:12 ). Поскольку богатство дается Богом, то оно часто рассматривается как положительная ценность: « Богатство и сила возвышают сердце » ( Сир.40:26 ). « За смирением следует страх Господень, богатство и слава » (Пр. 22:4). Высоко ставя труд, Ветхий Завет часто видит в лености причину бедности: « Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка » (Пр.13:23). « Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего » (Пр.20:4). Независимость от богатства. Но есть и другая тенденция, вполне определенно прослеживающаяся у ветхозаветных писателей: не следует гнаться за богатством и надеяться на него: « Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» ( Екк.5:9 ). « Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу » (Пр.23:4–5). « Не поможет богатство в день гнева » (Пр.11:4). « Надеющийся на богатство свое упадет; а праведник, как лист будет зеленеть » (Пр.11:28). « Нищеты и богатства не давай мне » (Пр.30:8) « Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога » (Пр.15:16). « Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою » ( Сир.5:1 ) « Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота » (Пр.22:1). Лучше уповать не на богатство, а на Господа – вот вывод, который часто звучит в Ветхом Завете. Экономика ветхозаветной церкви. Колено Левино исполняло роль клира в ветхозаветной церкви, являясь важнейшим звеном теократии, введенной законами Моисея. Интересно проследить, как законодательство предполагало экономическое обеспечение этой части ветхозаветной церкви.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

6. Потому прекрасно говорит Екклесиаст, что если один упал, то другой поднимает товарища своего ( Екк. 4. 10 ), не сам тот поднимается. Христос же не помощью и трудами другого воздвигся, но Сам Себя воскресил. Ибо Он говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин. 2. 19 ). А Он сказал о храме тела Своего ( Ин. 2. 21 ). Совершенно справедливо: не был поднят другим тот, кто не пал. Ведь тот, кого другой поднимает, упал, а тот, кто упал, нуждается в помощи, чтобы подняться. О чем наставляет и нижеследующее речение Писания: Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его, ибо если лежат двое, то тепло им ( Екк. 4. 10–1 ). Ведь мы умерли со Христом и потому с Ним ожили. 537 Христос с нами умер, чтобы согреть нас. Он говорит: Огонь пришел Я низвести на землю ( Лк. 12. 49 ). 7. Я был мертв, но, так как в крещении умер со Христом, принял и от Христа свет жизни. 538 И тот, кто умирает во Христе, согретый Христом, принимает жар жизни и воскресения. Холоден был ребенок, согрел его Елисей дыханием своим, дал ему тепло жизни. 539 Уснул вместе с ним, чтобы пробудило его тепло сна того, кто был словно погребен с ним. Стало быть, холоден всякий, кто не умирает со Христом, не может согреться тот, к кому не приближается огонь пылающий, 540 не может согреть другого тот, кто в себе не имеет Христа. 8. И чтобы ты понял, что о таинстве, а не о количестве сказано: двоим лучше, нежели одному ( Екк. 4. 9 ), далее следует таинственное речение: И втрое скрученная веревка не порвется ( Екк. 4. 12 ). Ведь три элемента, которые не соединены, не разрушаются. Так, Троица, простой природы, не может разрушиться, ибо Бог есть единая, простая и несоставная сущность. А то, что существует, пребывает, не подчиняясь другому/независимо. 9. Итак, благо прилепиться к другому и склонить шею под узы его и подставить плечо, 541 и носить его, и не отвращаться оков, ибо из дома узников выйдет царствовать ( Екк. 4. 14 ) тот Отрок, Который выше старого и неразумного царя ( Екк. 4. 13 ). И потому идущие за Ним связаны оковами, оттого Павел сделался узником Иисуса Христа ( Еф. 3. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экономические причины поражения Германии во Второй мировой войне 18.06.2021 802 Время на чтение 8 минут Мы изучаем историю для того, чтобы применять ее опыт на практике. Сегодня берем из прошлого, чтобы возрастать в будущем. Берем даже у таких одиозных личностей как Никколо Макиавелли. История может быть линейна только в том случае, если вся вселенная расширяется в одну сторону. А история человечества идет по спирали. Екклезиаст говорит: «что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екк. 1, 9-10). «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее» (Екк. 3,15). Когда мы вспоминаем победу СССР над фашистской Германией, то говорим о талантах полководцев, мужестве и силе духа наших солдат. Но любая война это, прежде всего, противостояние экономик. Сам итог войны показывает, что и на этом поле СССР оказался сильнее. И факты таковы, что несмотря на распространенные стереотипы, именно в СССР в тридцатые и сороковые годы XX века экономике и экономической науке уделялось первостепенное значение, тогда как в гитлеровской Германии политические цели стали диктовать экономике свои задачи, что Германию и погубило. Иосиф Сталин негласно ушел от марксистского примата политики над экономикой, и принял на вооружение экономическую теорию русских старообрядцев. Ключевые её признаки - общинная собственность и концентрация производства. Это давало старообрядческим общинам огромные капиталы, которыми они очень гибко управляли. Покупалось лучшее в мире оборудование. Целью была не прибыль немногих, а стабильная жизнь всех, причем с большим запасом прочности. Сталин тоже управлял экономикой через единую собственность. Промышленность принадлежала государству. Колхозы были ничем иным, как попыткой повторить экономический успех старообрядческих общин. Старообрядцы использовали концентрацию производства там, где они компактно жили, и где было сырье. Все их предприятия были замкнутого цикла, транспортных издержек не было. Индустриализация СССР тоже шла модулями полного цикла в местах расположения природных и трудовых ресурсов. Все экономические районы были обеспечены энергомощностями. Сталин активно продвигал модель концентрации производства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/18/...

Здесь хотелось бы чуть подробнее остановиться на таком роде деятельности, как пение (музыка), ибо по всей видимости, следует признать, что в него вкладывается особое духовное значение. Мы уже видели, что музыка была включена в число первобытных занятий людей наравне с прочими сферами трудовой деятельности. Это включение вовсе не случайно и само по себе уже говорит о многом, в первую очередь об особой значимости музыки в духовной сфере. Этим и объясняется важнейшая функция пения в богослужении: это разговор с Богом на Его языке, а Его язык музыка, ибо она единственное из искусств, чье содержание нематериально: она не повествует и не изображает 39 . И так как она язык Бога, в ее палитре закрепилось семь тонов, из коих шесть «рабочих», а седьмой (тоника) тон «завершения», «покоя», «умиротворения»: он завершает музыкальную фразу 40 . Это Божий язык, поэтому столь подчеркнута в Библии роль музыкантов при строительстве храма Господня и при служении в нем. В сословии священнослужителей, Левитов, певцы названы «главными» и их «работа» ставилась превыше всех остальных: «Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим» ( 1Пар. 9:33 ). Посему вслед за перечислением священников, приводится поименный перечень музыкантов ( 1Пар.25:1 и след.). Как видим, трудовое право в Библии, как и всё библейское право, основано на духовных, нравственных критериях, и это для нас особо важно. Уважительное отношение к труду обусловлено в Библии вовсе не сферой приложения созидательных способностей человека, а духовной наполненностью труда. В Екклесиасте, казалось бы, всеотрицающей книге Библии («Суета сует, всё суета!» Екк.1:2 ), даже такие уничижающие высказывания, как «Все труды человека для рта его» ( Екк. 6:7 ), на самом деле выражают пренебрежение не к труду как таковому, а к трудовой деятельности без ее духовной наполненности. Это вполне оправдано, ибо, если Сам Бог предопределил человеку трудиться, то тем самым Бог же приравнял человеческий труд священнодействию, ибо Он ничего бездуховного не мог предопределить человеку принципиально. Потому Господь Сам взял на себя обязанность обучать человека трудовой деятельности, сообщая ему знания о том, как созидать. Так было в Едеме, так были преподаны Ною уроки кораблестроения, так продолжалось и впоследствии, например, когда Бог во всех подробностях объяснял Моисею, как строить скинию собрания и как мастерить все ее принадлежности, в том числе ковчег откровения. Бог превращал все сообщенные Им знания во внутренний дар конкретного исполнителя: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, (из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона,) резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела» ( Исх. 3:5 ). Так трудовые навыки, умения и способности становятся даром Божьим и передаются Духом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

29 . Plerique criminum suorum absolutione laetantur. Si emendaturi, recte; si perseueraturi in eis, stulte, quia longe illis plus damnatio profuisset, ne incrementa facerent peccatorum de quo sublimis apostoli sententia dicentis quod non solum ii qui fiagitiosa agunt, sed etiam qui ea probant digni morte sunt. Sed et illos qui talia condemnant in aliis qualia ipsi agunt inexcusabiles liaberi ut et sua damnatos sententia; cum enim alios condemnant, se ipsos condemnant. Nec sibi eos blandiri oportere, quia poenarum ad tempus inmunes uidentur et exortes reatus, cum grauiores poenas intra se luant et sibi rei sint, qui aliis non uidentur, atque in se intorqueant grauiorem conscientiae sententiam, cum de aliorum peccatis iudicant. Sed noli, inquit, о homo, diuinae bonitatis et patientiae thensauros contemnere; bonitas enim dei ad paenitentiam te prouocat, ad correctionem inuitat; duritia autem tua, qua in erroris pertinacia perseueras, futuri iudicii auget seueritatem, ut dignam retributionem tuorum accipias delictorum. 28 . Поэтому внимай словам пророка: Кто не принял всуе душу свою ( Пс. 23. 4 ). Всуе принимает душу свою – как сказали бы мы о тяготах этой жизни – тот, кто устраивает мирское и возводит телесное. Каждый день встаем мы с тем, чтобы есть и пить, и никто не может насытиться и через некоторое время не испытывать вновь голод и жажду. Каждый день ищем мы корысти, и нет предела нашей алчности. Сказано: Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием ( Екк. 1.8 ). Сребролюбивый никогда не насытится серебром. Нет конца усилиям и нет плода от сего обилия. Каждый день жаждем мы узнать новое. Но что это знание, как не томление от вседневной скорби? Все сущее уже было прежде, и ничто под солнцем не ново, но все суета ( Екк. 1.9 ). Всю жизнь возненавидел я, – говорит Екклесиаст ( Екк. 2. 17 ). Возненавидевший жизнь, несомненно, с похвалой говорит о смерти. Притом он славит более умерших, нежели живущих, полагая блаженным того, кто вовсе не приходил в этот мир и не брал на себя тщетного труда 99 . Священное Писание говорит: Обратил я сердце мое, чтобы узнать радость нечестивого, исследовать и изыскать мудрость и меру, и познать через нечестие радость, и муку, и смятение, и нашел я ее горше смерти ( Екк. 7. 25–26 ) – не оттого, что смерть горька, но оттого, что горька она для нечестивого. И все же жизнь более горька, чем смерть. Ибо жить согрешая тяжелее, чем во грехе умереть, ведь пока живет человек, умножает он свои грехи, если же он умирает, то перестает грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Когда же и как это бывает суетою? Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но те же деньги не суетны, когда они употребляются с доброю целию, на вспомоществование бедным. Когда ты употребляешь деньги на удовольствия, посмотрим, какое отсюда происходит следствие? Головная боль, вялость, расслабление тела. Как тот, кто стал бы наливать воду в просверленный сосуд, трудился бы напрасно, так и человек, исполняющий себя удовольствиями (Екк.5:9). Мы облекаемся в дорогие одежды; и что пользы от этого? Никакой. Даже и благочестие может быть суетно. Так было с некоторыми из Еллинов. Они вели строгую жизнь, но по пустому, не имея в виду одного тщеславия, для сеискания почета от толпы " (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Ефес. Беседа 12, §1). Как и все другие свящ. книги Ветхого Завета, книга Екклесиаст имеет свое отношение к новозаветному таинству. " Самое имя Екклесиаст, - говорит св. Григорий Нисский, - значит правитель Церкви, собирающий заблудших и рассеянных духовных овец во едино стадо; здесь Он и беседует с составляющими Церковь. Подобно тому, как поющий лик обращает взоры на уставщика, пловцы на кормчего, военный строй на военоначальника, так и составляющие полноту Церкви должны взирать на Правителя Церкви, Екклесиаста-Христа " (Григорий Нисский. Истолков. Екк. Беседа 2. Гл.1). Подробные толкования книги Екклезиаст читатель найдет у блаженного Иеронима, св. Григория Нисского и других. На общую же тему, данную книгою Екклезиаст о суетности земных вещей, находится неисчислимое количество собеседований, древних и новых. §31. Книга Песнь Песней. " Как мы узнали чрез Моисея, что есть не только святое, но и святое святых, и что есть не только суббота, но и суббота суббот, так ныне мы узнаем чрез Соломона, что существуют не только песни, но и Песнь Песней. Блажен, конечно, тот, кто входит во святое; но еще блаженнее тот, кто входит во святое святых. Блажен празднующий субботу, но еще блаженнее празднующий субботу суббот. Блажен подобным образом и тот, кто понимает и поет свящ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010