составитель К.В. Гриценко Добро, доброта, доброделание, добротолюбие О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих. 6,8 Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы скрыться не могут. 1Тим.5,25 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк.3,12 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3 Ин,11 ..слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим.2,10 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12,2 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5,14 Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Мф. 7,17–20 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф.12,35 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Пс.111,5 ..ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор.9,7 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лк.6,30 ..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лк.6,32 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. Лк.6,33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

составитель К.В. Гриценко Смерть Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время. Ек.7,17 Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 1Кор.15,54 О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живёт в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. Сир.41,1 Итак, для чего ты отвращаешься от того( ред.смерти), что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, -в аде нет исследования о времени жизни. Сир.41,6–7 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах,для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. Сир.41,3–4 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Пс.48,16 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Сир.41,5 ..во власти Господа Вседержителя врата смерти. Пс.67,21 Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них( ред. Людях) размышления и страх сердца. Сир.40,2 Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Сир.11,26 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрём. Сир.8,8 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Екк.7,1–2 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Откр.2,11 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его. Прем.2–23,24 Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Иов.14,14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Рим.5,14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Я вкусил от «древа познания» и внезапно обрел знание добра и зла. Я видел солнце и луну, но не радовался их величию, а скорбел, что они садятся или скрываются за тучу. Я смотрел на небо и море, но вместо красоты видел лишь мерзость разложения. Я смотрел на живых существ, но не дивился их разнообразию, а горевал, что они смертны. …Суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после (Екк. 1:2–11). Господь по Своей великой милости дал мне испытать на себе греховность человеческого рода. Я сам пережил грехопадение, и вот за то, что я сделал, проклята земля. Мне пришлось со скорбью питаться от нее во все дни жизни моей. Она взрастила волчцы и тернии, и мне пришлось насыщаться полевою травой. Я в поте лица ел хлеб мой, доколе не возвращусь в землю, из которой взят, ибо я прах и в прах возвращусь (Быт. 3:17–20). Я ослушался Бога и вкусил от запретного плода. Меня изгнали из Эдемского сада. Древо жизни стало для меня недоступно. В опасной земле, куда меня изгнали, я узнал добро и зло (Быт. 3:22–24). Я оказался перед развилками; приходилось решать, куда идти, и не так–то просто было выбрать правильную дорогу. Встреча с исламом То, что раньше казалось мне проклятием, оказалось благословением. Мои глаза открылись: я увидел зло и несовершенство в себе самом и в мире; в глубинах души пробудилась сильнейшая тяга — отыскать добро и совершенство. Я не понимал, чего ищу, знал только, что в моей жизни недостает чего–то существенного, и пока я этого не найду, ничто в мире не насытит мою душу. Чтобы избегнуть тисков смерти, душивших меня изнутри, я должен был отыскать помощь и исцеление. Не желая тонуть, я цеплялся за любую соломинку. Вкусив от запретного плода, моя душа подсознательно стремилась к дереву жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2419...

Заповедь о милостивых сама в себе имеет и разъяснение. Сказано: «милостивые… помилованы будут». То есть мера того, как мы относимся к другим, – это мера того, как Господь отнесется к нам. В Писании сказано, что добро всегда возвращается к человеку. Сказано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11: 1). «Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Екк. 11:1), – он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судией, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» 19 . Блаженный Иероним добавляет: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого» 20 . Однажды апостолы спросили Христа: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Выражение «до седмижды семидесяти раз» означает бесконечное количество раз. Само число семь есть некая полнота, а седмижды семьдесят означает сверхполноту. Но милостивым можно быть только за свой счет, то есть прощая личному врагу. А если зло касается другого, будь решителен в противостоянии злу. Как мы сегодня уже читали: «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 17). Блаженный Феофилакт показывает, что милосердие можно проявить по-разному: «Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а если ничего не имеешь, то и слезами и вздохом» 21 . Посмотрите вокруг себя и сразу увидите, кто нуждается в вашем милосердии. Кому пол нужно вымыть, кому белье постирать, а с кем просто посидеть и побеседовать. Много сейчас одиноких и брошенных людей, особенно среди пожилых, на них и обратите свое милосердие. Но прежде всего помогайте своим по вере, как и сказано в Писании: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10). Но и о врагах не надо забывать. Сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч. 25: 21).

http://pravoslavie.ru/94562.html

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски – «на круги своя»). Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям – властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству. Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) – слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу. Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41–44; Лк. 21,1–4). Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1 Пет. 2, 7). Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11–32). Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя. Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

http://pravoslavie.ru/46483.html

Дорогие братья и сестры! Пусть наша вера будет сознательна, основана на точном знании нашего вероучения. Пусть наша вера будет кроткой и живой. Нужно ее развивать так, чтобы она вошла в нашу кровь, стала руководством к действию. Пусть средством к ее укреплению будет таинство Святой Исповеди: «Верую, Господи, в Слово Твое и в этой вере хочу жить и умереть». Поможем также всякому сомневающемуся и желающему найти Истину, повторяя слова апостола: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11,6 ). Аминь. Неделя о блудном сыне «Грех мой всегда предо мною» ( Пс.50:5 ). Господь наш Иисус Христос, пребывая здесь, на земле, говорил своим ученикам: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13-14 ). С момента грехопадения наших прародителей, многие люди охотней ходят широкой дорогой греха, чем узкой дорогой правды. Почему? Потому что дорога греха легка и приятна, а по дороге правды нужно подниматься, как по крутым ступеням, с трудом, в поте лица. Но все меняется, когда и той, и другой дороге приходит конец, ибо узкая — ведет в вечную жизнь, а широкая — на погибель. И сегодня человек, как былинный богатырь, стоит в раздумьи на распутьи дорог. Господь некогда сказал устами пророка Иеремии: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» ( Иер.21:8 ). Ветхозаветный мудрец объясняет, какие условия нужно исполнить, чтобы идти дорогой жизни. Он говорит: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Екк.12:13 ). Кто решился избрать широкий путь греха, тот не боится Бога и не исполняет Его заповедей. Задумаемся же над тем, что такое грех и к чему нас приводит греховная жизнь. Грех — это наше несчастье. Говоря о грехе и его последствиях, невольно вспоминается притча Христа Спасителя о блудном сыне, которую Святая Церковь предлагает сегодня нашему вниманию. В истории блудного сына целиком изображено и падение грешника, и его обращение к Богу. Блудный сын — это портрет человека, который воспротивился воле Создателя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Пророк, как бы поднятый на огромную высоту над рекой времени, видит, что жизнь не только человека, но и целого народа – один миг, не более цветения растения. Что же тогда возвещать и кому? Исайя прекрасно знал древнюю мудрость: «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» ( Екк.1:11 ). Но Господь отвечает ему, говоря, что возвещать: слово Божье, которое пребудет вечно! О пророчестве, как о возвещении воли Божьей через Сына Его, говорил Сам Иисус Христос: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). 2.4. Воля Божья и внимание ей в этом мире Выше уже отмечалось, что пророк – это избранный Богом человек, внимающий воле Божьей и сообщающий о ней всему миру. В этом состоит его служение Церкви. Можно поставить вопрос: только ли Своему избраннику открывает Господь Свою волю? Если принять, что этот дар уникален и присущ только одному или немногим избранникам, то их роль становится медиумическая. В этом случае они выступают в роли посредников между небом и землей, а все остальные люди – не просто могут, а обязаны с благоговением их слушать и исполнять то, что они передали «свыше». В таком случае пророк становится неотличим от какого-нибудь оракула – например, Дельфийского – которому только и открывается воля богов. В действительности же такая картина очень далека от реальности пророческого служения. В Ветхом Завете есть интересная сцена, раскрывающая суть этого вопроса. Она относится к завершению земного служения пророка Божьего Илии. Во 2й главе 4й Книги царств достаточно подробно повествуется, как пророк перед уходом испытывал своего ученика и будущего преемника в служении Елисея. Илия, переходя от одного места на другое, трижды требует от Елисея остаться и не идти за ним, говоря, что «Господь посылает меня». Но ученик, вопреки всем правилам послушания, каждый раз отвечает: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя!». В этом и состояло его испытание – Илия проверял его на знание самого главного правила жизни не только пророка, но и любого верующего: Бога надо слушаться больше, чем человека. Елисей, так же, как и его учитель, внимал воле Божьей, и поведение Илии показывает, что ученик испытание выдержал.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

5. Однако в конце своего грандиозного перечня Соломон приходит к выводу: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труды, которыми всуе упорно трудился, и увидел, что все – суета и томление духа и ничто не остается под солнцем ( Екк.2:11 ). Заключает же он так: 6. И возненавидел я весь труд мой, которым трудил ся под солнцем , не покладая рук. Придет после меня наследник, и я не знаю, мудр он будет или глуп. Он будет распоряжаться всем трудом моим, от которого я изнемогал и мучился. Что может быть более тщетным? И остановился я, и отреклось сердце мое от трудов под солнцем ( Екк.2:18 –20). 7. Вразумленный этим рассуждением, я понял: мой родственный долг состоит не в том, чтобы одарить тебя не имеющими в себе никакой прочности и зависящими от внешних обстоятельств вещами, которые обманут тебя и оставят ни с чем. Я приготовил бы для тебя несчастья, я вверг бы тебя в опасности и неустройство, если бы счел достаточным дать своей сестре только то, что вор может унести, червь подточить, ржавчина изъесть, 401 огонь пожрать, земля поглотить, вода истребить, солнце сжечь, буря опустошить, а лед сковать. 402 8. Предавшаяся земным попечениям душа, вне всякого сомнения, оставляет Бога и теряет свой невозмутимый и неизменный образ. He может принять ни божественную сладость Слова, ни радость Святого Духа тот ум, который зависит от мирских невзгод и остается под гнетом житейских забот. 9. Если бы я наложил на тебя такие вериги, навьючил на тебя такую поклажу и обременил тебя таким грузом земных помышлений, то ты была бы вправе счесть меня недругом, а не близким человеком, принять не за брата, а за губителя. Одним словом, возлюбленная сестра, среди того, что заключают небесные просторы, что вмещают пределы мира и что распространено по лицу земли, я не нашел ничего достойного стать приношением для тебя.  Необходимо перенести поиски превыше небес, и там, где преумножаешь ты дар девства, обрести тебе и наследие, и награду за него. 403 Ценность чистоты по воздаянию за нее познается и по вознаграждению постигается. Девство может показаться малозначащим, как даруемое для краткого служения в мире, однако, оно превосходно и преславно, уже на земле достигая ангельской чистоты и входя в избранный удел Господа сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Потому и Сам Иисус пленил плен ( Еф. 4. 8 ; Пс. 67. 19 ). Недостаточным показалось Ему сокрушить плен, наложенный дьяволом , чтобы вновь не захватил он блуждающих свободно, но совершенное освобождение – жить во Христе, заключить ноги в кандалы ( Екк. 4. 14 ) мудрости, стать Его узником, чтобы быть свободным от врага. 11. Верно сказано – Отрок, ведь Отрок родился нам ( Ис. 9. 6 ), и воистину превосходный Отрок, Коему сказано было Богом-Отцом: Великое Тебе дано – называться Сыном Моим ( Ис. 49. 6 ). Также верно сказано, что мудрый: как учит Евангелие, Он преуспевал в возрасте и премудрости ( Лк. 2. 52 ); подобает называть Его бедным, 542 ведь, будучи богат, обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор. 8. 9 ). И потому не отвергает в Царствии Своем бедняка, но внемлет ему и освобождает от всякой нужды и тягот. 543 12. Итак, станем жить в послушании Ему, чтобы тот старый и неразумный царь не имел над нами никакой власти, он желает царствовать как господин своей воли и не подчиняется оковам Господа Иисуса и, закоснев в грехах, впадает в бесчестие безумия. Что же неразумнее, чем, оставив небесное, устремиться к темному и, отложив вечное, избрать то, что тленно и преходяще? 13. Да не скажет никто: Нет нам части в Иакове, ни наследования в Израиле ( 2Цар. 20. 1 ; 2Пар. 10. 16 ), и не скажет никто: я не принадлежу клиру, – ибо написано: Дайте Левию удел его ( Втор. 33. 8 ), также Давид говорит, что тот, кто покоится посреди двух уделов, 544 возносится ввысь на духовных крыльях. Да не скажешь о Боге твоем: В тягость Он мне ( Прем. 2. 14 ), и о месте твоем: бесполезно для меня оно, 545 ибо написано: Не оставляй места своего ( Екк. 10. 4 ). Ведь враг желает отнять его, желает прельстить тебя, ибо завидует надежде твоей, завидует сану. 14. Но любой клирик для Господа часть и владение Его ( Втор. 10. 9 ). Не отступай от Господнего имения, чтоб ты мог сказать Господу: Ты владеешь внутренностями моими, Ты принял меня от утробы матери моей ( Пс. 138. 13 ), а Он скажет тебе как верному рабу: Приди и упокойся ( Лк. 17. 7 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(...) апреля 1884 г. 58. СПАСЕНИЕ ВО МНОГОМ СОВЕТЕ, А НЕ СО МНОГИМИ. КЕЛЛИЯ ВСЕМУ НАУЧИТ Знакомая твоя А., живущая в N. и относящаяся к отцу А., вызывает тебя в К., чтобы видеться с ней и посоветоваться с отцом А. Авва Дорофей пишет, что спасение – в многом совете, но не со многими. Потому что в Священном Писании сказано: «Друзи твои да будут мнози, советницы же один от тысящ» (Ср.: Сир.6:6 ). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться; тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» ( Екк.10:4 ). Есть и простая поговорка: на одном месте и камень обрастает. И в старчестве сказано: сиди в келлии твоей, и та всему тебя научит. Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой Апостол предостерегает нас, глаголя: «Не не разумеваем ухищрений его» (Ср:. 2Кор.2:11 ), то есть вражиих, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк. 17: 21 ). А совне, от людей, получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их. Как думаю, так и написал тебе; а ты, как любомудрствующая, придержись полезнейшего. 28 июня 1884 г. 59. ИЗЪЯСНЕНИЕ СЛОВ: АЩЕ ДУХ ВЛАДЕЮЩАГО ВЗЫДЕТ НА ТЯ, МЕСТА ТВОЕГО НЕ ОСТАВИ Твой вопрос: что значат слова: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» ( Екк.10:4 ). Слово владеющаго относится к искусителю, врагу нашему душевному, который через то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем, владеющим чрез послушание человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010