Аминь. NB. Весьма замечательны также изречения, которыми псалмопевец изображает любовь свою к Церкви: яко лучше день един во дворех Твоих паче тысяч; изволих приметатися к дому Бога моего паче неже жити ми в селениях грешничих. Первое потому, что его повторяет языческий писатель в своих сочинениях, второе по своей выразительности – изволих приметатися и пр. Приметатися с греч. означает, что он лучше желает быть отребием мира, чтобы нечестивый мир выбросил его, как сор, как негодную вещь, только бы иметь союз со Св. Церковью . Пс.93:20. Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В псалме, к коему принадлежит сие изречение, св. пророк изображает угнетения, которым нечестивые подвергают благочестивых. Доколе грешницы восхвалятся ? Люди Твоя смириша, вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша. Потом обращается к благочестивым с утешением. Для сего он, во-первых, представляет, что неправда нечестивых не может укрыться от всеведения Божия; напрасно думают нечестивые, что Господь не узрит, – Ш Во-вторых, показывает источник утешения в законе Божием или в слове Его; и блажен тот, который изучил дух закона Божия, – сей дух умиротворит его сердце покорностью судьбам Божиим и среди скорбей подаст спокойствие. В-третьих, чтобы усилить сие утешение, пророк указывает на собственный свой опыт: Аще не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя; милость Твоя, Господи, помогаше ми. Наконец, ощутив в душе своей, как трудно благочестивым проходить их путь, когда нечестивые усиливаются и берут преимущество, в сем чувстве молит Господа: да не прибудет Тебе престол беззакония. Что же это значит? Престол у св. писателя означает высшую степень силы, выражение сие можно приложить ко всякому состоянию, в котором человек действует, никого не боясь, ничем не стесняясь, как бы независимый; или, выражаясь словами Премудрого: якоже Царь обладаяй, и кто речет ему: что твориши ( Екк.8 )? В книге Притчей жена, ненавидящая правды, названа престолом бесчестия ( Притч.11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Следственно, не все люди, почитающие себя в числе образованных, исключены из числа тех помраченных, в которых беззаконие находит свое жилище. Но сии сами виною своего помрачения, ибо имеют все средства к тому, чтобы достигнуть просвещения. А что сказать о людях, которые не просвещены, не учены, да почти и не имеют досуга, чтобы заняться учением. Много виноваты в их невежестве те, коих руководству и попечению они вверены промыслом, мало заботятся пастыри, мало помогают в сем деле владельцы. Однако это не оправдает вас пред судом Божиим. Святая церковь есть лучший учитель и лучшее училище Боговедения. Не каждый ли день, или по крайней мере праздник, слышите вы в церкви и Символ веры , или Верую во Единого Бога, и Господню молитву Отче наш , произносимые самым раздельным и ясным голосом. Не каждый ли воскресный день так же ясно и неспешно, и притом троекратно, произносится в церкви приветствие архангела Божией Матери: Богородице Дево радуйся. И не правда ли, что ежели бы вы с отроческого возраста постоянно ходили в церковь и внимательно слушали сии молитвы, повторяя за поющими каждое слово в душе вашей, то вы бы давно затвердили их. Следственно, кто ж виною, что вы не знаете их? Собственное ваше невнимание. Итак, будьте прилежны к церкви, будьте внимательны к богослужению, и благодать сама научит вас путям спасения, потому что сказано: будут вси научены Богом. Не много нужно знать, чтобы спасти душу. По выражению Премудрого: есть словеса мудрых; они тверды, как остны воловья, и утверждают внутреннее здание, как гвоздие вонзенное. От сложения мира были даны от Пастыря Единого – их должно знать и держаться. Множая от них, так продолжает Премудрый, хранися ( Екк.12:11,12 ); т.е., как можно, берегись, чтобы не отступить от них, и лишнего и противного им ничего сам не придумывай, ничего такого не перенимай от других. Какие же это истины? Бог в Троице, человек грешник, Сын Божий пострадал и рас пял ся за грехи человеческие, Он чрез Святую Церковь руководит нас Духом Своим Святым в деле спасения, и Он придет судить живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

После грехопадения первых прародителей, хотя человек лишился многих совершенств и первобытного блаженного состояния; но беспредельная благость Божия и в этом состоянии не оставила его без особенного своего промышления: человек не перестал быть человеком и после падения, хотя и лишился первобытной славы Божией ( Рим. 3:23 ): он имеет ум, свободную волю и могущество, и тоже предназначение к вечной жизни. Это высокое предназначение человеколюбивый Бог подтвердил Своим обетованием, которым утешил Он наших прародителей, – обетованием об Искупителе, имевшем прийти в мир и сокрушить главу змия искусителя, и восстановить падший род человеческий. Особенное Божие промышление о человеке ясно раскрывается в Священном Писании. Бог дает бытие и жизнь каждому человеку: о Нем бо живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, говорит праведник Богу. Помяни, яко брение мя создал еси, – кожею же и плотию мя облек еси, костми же и жилами сшил мя еси ( Иов. 10:8–11 ). Бог дает душу человекам, как говорит премудрый: дух возвратится к Богу, иже и даде его ( Екк. 12:7 ). Бог дает дыхание людем, иже на ней (на земле), говорит пророк, и дух ходящим на ней ( Ис. 42:5 ). Бог промышляет о всех обстоятельствах человеческой жизни. Той бо зритель есть дел человеческих, говорит Иов, утаится же от него ничто же от тех, яже творят. Ниже будет место укрытися творящим беззаконная ( Иов. 34:21, 22 ). В руку бо Его и мы и словеса наша, и всякий разум, и дел художество ( Прем. 7:16 ). Бог промышляет и о свободных делах человека. Премудрый учит: от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя ( Притч. 20:24 ). Всяк муж является себе праведен, управляет же сердца Господь ( Притч. 21:2 ). Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей ( Пс. 32:10 ). Иже аще совещаете совет, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, непребудет в вас, яко с нами Бог ( Ис. 8:10 ). Бог промышляет о всех людях: яко солнце свое сияет на злыя и благия, учит Христос Спаситель, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф. 5:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

8. Утвердил Он также и источник познания добра и зла ( Быт. 2. 9 ). Ибо из всех живых существ познанием добра и зла наделен только человек. Есть там и много других разнообразных растений, плоды которых – добродетели. 9. Но поскольку Богу было ведомо свойственное человеку стремление к знанию: что оно скорее склонится к хитрости, нежели достигнет вершин благоразумия, – ибо от Судии, положившего нашей душе четкие пределы, не могли утаиться качества, присущие Его творению, – Он как прозорливый Содетель нашего спасения и нашей жизни решил изгнать хитрость из рая и насадить благочестивое стремление и учение. 938 Поэтому Он заповедал человеку, что от всякого древа, какое есть в раю, можно вкушать, от древа же познания добра и зла ( Быт. 2. 16–17 ) вкушать не следует. 10. Но так как вся тварь подвержена страсти, в человеческие чувства, словно змей, вползло наслаждение. И потому неслучайно святой Моисей изобразил наслаждение, уподобив его змею; ибо оно, как змей, влачится по земле животом, не опираясь на ноги и не возвышаясь при помощи голеней, но передвигаясь в извилистом скольжении всего своего гибкого тела. 939 Для него земля – это пропитание, как для змея, ибо тот не ведает пищи небесной. Ведь наслаждение питается телесным и изменяется в различные образы страстей, свиваясь в причудливые кольца. В зубах его яд, и каждый, кто предан излишествам, терзает свои внутренности, кутила себя убивает, чревоугодник – умерщвляет. Скольких погубило вино, обессилило пьянство, истощило несварение! 940 11. Теперь я понимаю, по какой причине Господь Иисус 941 дунул в лицо ( Быт. 2. 7 ) человека – ибо там все чувства, там пристанище и приманка наслаждения, в очах, ноздрях и в устах: чтобы укрепить наши чувства против наслаждения. 942 Стало быть, именно оно, словно змей, вливает в нас хитрость; ибо не наслаждение, но труд и ежедневное размышление с благодатью Божией дает совершенное благоразумие. 12. Однако, так как последующие поколения рода человеческого оказались опутаны ложью змея, последуем и мы змеиной хитрости в том, чтобы не подвергать опасностям главу нашу, но сберечь ее в целости. Глава же наша – Христос ( 1Кор. 11. 3 ). Она пусть остается невредимой, чтобы яд змея не мог нам повредить. 943 Ибо хороша мудрость с наследством ( Екк. 7. 11 ), то есть с верою, потому что это и есть наследство верующих в Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вместо возношения всех наших помыслов в обители Отца Небесного, напрягаем свой ум на глумление, на то, как бы более исказить положенный в нас образ Божий. Ибо что другое представляет из себя святочная потеха – ряженье, как не искажение в человеке сотворенного Богом человеческого естества на радость врага нашего диавола? Господь запретил даже мужчине одеваться в одежды женщин, а женщине носить мужскую одежду ( Втор.22:5 ). А у нас кого-кого не желают только представить собой? – и зверя, и гада, и самого сатану! Св. Церковь строго запрещает все такие бесовские потехи. Вот что она положила о дозволяющих себе рядиться христианах: «Аще христианские дети сия творят и мужие в одежду женскую облачатся, и жены в мужскую, и в наличники (т. е. маски) различные лица себя претворяюще, сицевых отлучению предавати» (61 правило Тульского соб.), т. е. лишать причастия Св. Таин. Подумайте об этом, любители святочных потех!... «Веселись, юноша, – говорит премудрый Соломон, – только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Екк.11:9 ). Вот о чем должно помнить во время праздничного веселия. Бог строго судит того человека, который допустит душевредные потехи и забудет дела, которыми святится праздничный день. Дни праздничные – это дни Божии, которые мы по преимуществу должны посвящать Господу, упражняться в молитве и добрых делах. В эти-то дни Божии сатана всего более старается склонить людей ко греху. Итак, бодрствуй, христианин, чтобы не поддаться внушению и козням врага нашего спасения. Беседа 5. На слова песни церковной «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся» I. Ныне – в день празднственного воспоминания Рождества Христа Спасителя – побеседуем, братие, о той церковной песни, которой Св. Церковь начала оглашать слух наш еще за несколько недель до самого праздника, как бы приготовляя нас к нему, – с которой священноцерковнослужители явятся к вам и в домы ваши, подобно ангелам благовестникам, возвещая о великом дне рождения Спасителя и вместе с тем поучая, как должно проводить этот благознаменитый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс.39:5.   Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная.    Действительно блаженнее всех тот, кому «упование» — единый Бог, кто не развлекается житейскими суетными попечениями, которые есть «неистовство» и ложь (Афанасий). Пс.39:6.   Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа.     «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия. Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень; или кто советник Ему бысть?» (Рим. 11:33—34). Никто не может постигнуть «помышлений» Божиих касательно Его Божественного Промысла о мире и спасении его: особенно же того, что Бог ради преступного человека станет человеком (Афанасий, Феодорит). Пс.39:7.   Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Пс.39:8.   Тогда рех: се прииду. В главизне книжне писано есть о мне: Пс.39:9.   Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего.    По учению апостола Павла — это слова самого Господа нашего Иисуса Христа, выражающие добровольное согласие Его принести Собою единую жертву за грех, чтобы отменить ветхозаветные кровавые жертвы и учредить единую новую жертву — крестную (см. Евр. 10:5—12). «Жертвы и приношения» безсловесных животных «не восхотел еси» , и о «всесожжении» тельцов и овнов «не благоволил» , но «еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех» , т.е. предать Себя самого. Поэтому и «снидох с небесе , — говорит Христос, — не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38). А этим Он доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Принесем же и мы Господу дары: жертвы и всесожжения не безсловесных животных, которых Христос не хощет, но принесем самих себя, умертвив в себе всякое пристрастие и собственную волю ради евангельских заповедей Христа. Ибо если не сотворит человек воли Божией и закона Его «посреде чрева» , т.е. из среды всего сердца и всей души, то и вне не сможет он удобно исполнять его. «Конец же слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни» (Екк.12:13) и мысленно и чувственно (Синаит, Златоуст, Дорофей, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы Издание содержит полные тексты служб праздника Пятидесятницы: малой вечерни, великой вечерни с утреней, первого и девятого часов, песнопений литургии и чина великой вечерни в сам день праздника с последованием коленопреклонения, а также канон Святому Духу, читаемый на малом повечерии того же дня. Текст коленопреклонных молитв для удобства чтения напечатан крупным шрифтом. В приложении находятся уставные указания к совершению праздничной службы, беседы Иоанна Златоустого и Григория Богослова на этот день, русский перевод праздничного синаксаря, сведения по истории богослужения Пятидесятницы и акафист Святой Троице. Ранее в издательстве Сретенского монастыря выходили книги в таком же формате: «Службы Первой и Страстной седмиц Великого поста» в четырех книгах и «Службы Светлой седмицы». Из «Слова на Пятидесятницу» святителя Григория Богослова. …Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь... Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой… Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священное собрание (Лев. 23, 21); седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и... восьми (Екк. 11, 2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

http://pravoslavie.ru/94029.html

Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы,» — сказал Христос (Матф. 22:32; Екк. 12:7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (2 Пет. 1:15; Фил. 1:23; 2 Тим. 4:6; Деяния 13:36). Ясно, что слово успение (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше. Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (Лук. 16 гл). и из чуда на Фаворе. В первом случае Евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на землю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадовался (Иоанн 8:56). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (Апок. 5—9 главы). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлучения с телом. При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сирах 11:26). И дальше: «Человеку надлежит однажды умереть, а потом суд,» — очевидно индивидуальный (Ев. 9:27). Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» — о детях (в прямом и переносном смысле).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2616...

Закон был связан с тем, что у многих окружавших еврейский народ язычников, считались нормальными противоестественные формы разврата. С этой целью и производились переодевания. В христианское время запрещение носить одежды, не соответствующие полу, были сделаны двумя Соборами: VI Вселенским и Поместным Гангрским. Первый запрещает христианам участвовать в языческих празднествах (играх, плясках и переодеваниях): «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (правило 62). Гангрский собор постановил: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» (правило 13). Это запрещение было направлено против заблуждения евстафиан (последователей епископа Севастийского Евстафия). Конечно, современные женщины, надевая брюки, руководствуются другими мотивами. Но надо иметь духовную чуткость и с уважением относиться к тем нормам, которые сложилась в Церкви. Не все в нашей жизни сводится к практической пользе и удобству. Многое в нашей жизни имеет символический характер. Если об этом будем забывать, то можем осложнить наши отношения с людьми. Встать при входе в комнату старшего, значит символически выразить к нему уважение. Рукопожатием в древности скрепляли договор, а в наше время это стало символом, выражающим взаимную дружескую настроенность. Обручальные кольца означают нерасторжимость брачного союза и т. д. Одежда также нередко имеет символическое значение. Во время печали евреи одевали вретище ( Пс. 68:12 ). В иные одежды облачались в дни радости: «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» ( Екк.9:8 ). Покрывало на голове девицы было знаком скромности. Ревекка, увидев своего будущего мужа, «взяла покрывало и покрылась» ( Быт. 24:65 ). Приглашенный на брачный пир должен был одеться в брачные одежды ( Мф.22:11–12 ). Идущий в Дом Божий также должен помнить о святости места. Приглашенный на прием к главе государства не будет пренебрегать принятым этикетом. Так и верующий должен иметь внешний вид, подобающий тому месту, где совершается служба Небесному Царю. Благочестие не должно быть лишь внешним, однако невнимание к сложившимся в Церкви традициям может быть результатом его отсутствия. Поэтому речь должна идти не только о брюках. Нужно избегать в одеждах всего слишком пестрого, яркого, необычного, вольного, что может перебивать молитвенное внимание присутствующих. Нет необходимости обращаться к истории костюма или к этнографии. Нужно руководствоваться современными понятиями о мужской и женской одежде. Если какая-то необходимость побуждает надеть брюки, надо прикрыть их верхней одеждой, чтобы никого не соблазнять.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

83 О следах деятельности м. Платона в церковном быте Московской епархии см. особенно Снегирев, Жизнь, ч. I стр. 42–45. 85 Поучительные слова при Высочайшем Дворе Её Императорского Величества благочестивейшей великой Государыни Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской и в других местах с 1763 года по 1780 год, сказанные Его Императорского Высочества Учителем и Придворным Проповедником... Платоном, архиепископом Московским и Калужским. Т. IV, стр. 113–115. М. 1780. 96 „Дело не о том, чтобы уклониться от неприятностей, а о том, чтобы в запутанных и тёмных обстоятельствах быть полезнее и безопаснее от нарушения долга“, говорит, например, Филарет в одном из писем к наместнику Троицкой Лавры Антонию (Письма, к Антонию, т. 11, стр. 20). „Он выработал и выносил себе твёрдое убеждение, что в деятельности в поступках своих – как любил он выражаться – каждый должен сообразоваться с внушениями долга, как внутренне сознаётся он каждым, и как внешне определяется законом. „Долг и закон – прежде всего“ – вот девиз приснопамятного Филарета! Этим девизом, как мерилом праведным, определял, и оценивал, и уравнивал он как поступки свои, так и поступки других, какое бы положение в обществе ни занимали эти другие“... Проф. Н.А. Заозерский : „Митрополит Филарет, как администратор и судья в Московской епархии. Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета. митрополита Московского“. Т. II. стр. 42. 103 Субъективно в сознании Филарета этот идеал утверждается на почве совершенно чуждого сердцу Платона ригористического взгляда на земную жизнь. Для Филарета здесь наиболее характерна проповедь о любви к миру (Слова и речи ч. I стр. 17–22 М. 1848), сосредоточивающаяся на раскрытии двух текстов: „любовь мира сего вражда Богу есть“ ( Иак.4:4 ) и „суета суетствий, всяческая суета... возненавидех аз суетная мира“ ( Екк.1:2,2:18 ). Проповедь эта, как известно, произнесённая при Дворе в 1814 г. в присутствии Императрицы вызвала неудовольствие последней и имела результатом то, что „голос проповеди Филарета с тех пор уже не слышался в дворцовых церквах, да и вообще стал менее слышан“. Корсунский, петербургский период проповеднической деятельности Филарета. Вера и Разум 1884 г. т. I ч. II (отдел церковный). стр. 498–499. Специальную характеристику (хотя и не всестороннюю) нравственного облика м. Филарета см. у проф. А.П. Лебедева „Великий и в малом московский митрополит Филарет“. Троицкий цветок. 49. Троице-Сергиева Лавра 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010