Как на историю смотрел на свой рассказ и сам Моисей. Это можно выводить из самого тона или характера этого повествования, его простоты и некоторых подробностей (особенно из приводимых слов Адама по сотворении жены 2:23), а еще более из находящихся в книгах Моисея родословных таблиц, по которым генеалогию многих лиц можно провести от Моисея до Адама. Как на историю, смотрели на повествование Моисея и последующее священные писатели. Все главные мысли этого повествования повторяются как в ветхом, так и в новом завете. Так, согласно с этим сказанием, говорится, что человек создан Богом ( Иов.10:8; 33:4 ;), создан по образу и по подобию Божию ( Прем.2:23 ; Иак.3:9 ; Еф.4:24 ), что тело его образовано из земли ( Иов.10:9; 33:6 ; Еккл.12:7 ; Пс.103:29 ; Сир.17:1–3 ; 1Кор.15:47, 45 ), что жена сотворена после мужа, из ребра Адама ( 1Тим.2:13 ; 1Кор.11:8–9 сн. 6:16; Еф.5:28, 31 ), упоминается, что Адам – прародитель всего человечества ( 1Пар.1:1 ; сн. Прем.10:1 ; Деян.17:20 ), а в евангелии Луки родословие Самого И. Христа возводится к Адаму (3:38). Засвидетельствовал достоверность этого повествования и И. Христос, утверждая на повествовании о происхождении первозданной четы закон о нерасторжимости брака ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–8 ). Историческое значение усвояемо было повествованию Моисееву и церковью Христовою, как это видно из предлагавшегося древними отцами церкви учения о происхождении человека и из толкований на книгу Бытия. К аллегорическому пониманию склонялись только очень немногие из школы александрийской, более других – Ориген . Но, имея историческое значение, повествование это не требует исключительно буквального понимания. Такое понимание вносило бы грубый антропоморфизм в библейское повествование, вызывало бы не мало и иных затруднений. Повествование это имеет своим предметом такое событие, о котором нельзя говорить языком точным, без употребления образов и иносказания. К тому же и предназначено оно «не для одних мудрых, но для мудрых и простых вкупе». 172 Сообразно с этим и должна быть понимаема история сотворения первого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Сейчас для жизни характерны резкие контрасты. В советское время была уравниловка: одинаковая зарплата, одинаковое отношение, все — пролетариат. Сегодня, наоборот, рельефность, контрастность резкая. Конечно, в каком-то смысле это и хорошо. Только испытания сейчас совершенно другого рода. Один священник приходит и жалуется: «Как же сейчас трудно семью накормить, поддержать, детей воспитать». Говорю: «А ты не боишься, что слишком богатым будешь? Мы научились с бедностью справляться, а вот с богатством — еще нет. Так что вот чего бойся». — А может ли вообще христианский аскетизм сочетаться с комфортом? Может ли верующий человек пользоваться теми благами, которые возможны при материальном достатке? — Все зависит от нашей разумной позиции. Действительно, жизнь стала потрясающе комфортной. Приходишь особняк освятить: и царь раньше так не жил. Хрусталь, золото, мрамор, кнопочку нажал — температура меняется, другую — двери открываются. Многие говорят: «А что еще надо — это и есть рай, вот где надо наслаждаться». Но забывают очень мудрые слова народные: «Бог дал — Бог взял», ты нагим родился в этот мир, нагим ты и уйдешь из него (см.: Еккл. 5, 14). Вот человек встал, помолился, Бога призвал: «Господи, Ты жизнь моя, в Тебе душа моя, в Тебе мысли мои», прочитал Евангелие, как свежей воды напился или горного воздуха вдохнул. А вошел в дом: стены хороши, вещи красивы, но ни они, ни обладание ими никогда не дадут ему подобного ощущения. Наоборот, если за эти «сокровища» держаться, подчинять себя им, то жизнь опустошается, выхолащивается, омертвляется. И ради чего: положат тебя не в этих хоромах, а в трех метрах земли — и всё. Разум должен отличать живое от мертвого, относительно ценное от абсолютно ценного. Абсолютно ценное — это наша жизнь, и ее нельзя губить ничем. Спаситель сказал: одна живая душа ценнее всех сокровищ мира, которые существует на земле (см.: Мф. 16, 26). И суть борьбы нашего тела, души и духа — это чему отдавать предпочтения. Поэтому если имеешь достаток, то первое — благодарение Господу: «Ты дал мне разум, средства, я благодаря Тебе обустраиваю жизнь». Второе — ты не должен забывать, что, может быть, в квартирке рядом — нужда, нищета, дети брошенные. Господь напоминает: все будете иметь, но не забывайте Меня в лице ближнего своего (см.: Мф. 25, 34–40). Когда человек так и поступает, то он понимает относительность ценности всего земного. Если же он прельщается собственным богатством, тогда становится подобен безумному богачу из Евангельской притчи, и его ждет такой же конец (см.: Лк. 12, 16–21).

http://pravoslavie.ru/37615.html

неверующее: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступит от Бога живого ( Евр.3:12 ); находящееся под влиянием диавола: Петр [апостол] сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ( Деян.5:3 ); злобное: Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе; доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? ( Иер.4:14 ); злое: Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то – пламенные уста и сердце злобное ( Притч.26:23 ); ропщущее против Бога: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа ( Притч.19:3 ); отвергающее Бога: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро ( Пс.52:2 ); упорное: Дом Израилев не захочет слушать тебя [пророка Иезекииля]; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем ( Иез.3:7 ); развратное: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать ( Пс.100:4 ); каменное: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них; и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез.11:19 ); полное желания делать зло: Не скоро совершается суд над худыми делами: от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло ( Еккл.8:11 ); хитрое: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? ( Иер.17:9 ); глухое: Доныне, когда они [евреи] читают Моисея, покрывало лежит на сердце их ( 2Кор.3:15 ); источник грехов и преступлений: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ), кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство ( Мк.7:22 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле. И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть ( Быт.41:53–42:2 ). Снабжая своих братьев хлебом, Иосиф тем самым избавляет их от смерти. Точно так же пророк Илия спасает от смерти вдову в Сарепте Сидонской, у которой оставалась лишь горсть муки и которая сказала ему: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». По слову Господа, изреченному через пророка, «мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» ( 3Цар.17:12 ). Хлеб в Библии является универсальным символом пищи. Качество хлеба и настроение, с которым человек ест хлеб, символизируют качество жизни человека. В скорби слезы становятся для него хлебом ( Пс.41:4; 79:6 ), а когда Бог благоволит к его делам, он ест хлеб с веселием ( Еккл. 9:7 ). Нечестивые и злые «едят хлеб беззакония» ( Притч. 4:17 ), а добродетельная и трудолюбивая жена «не ест хлеба праздности» ( Притч. 31:27 ). Жертвенник в сцене жертвоприношения праотцев. Мозаика базилики СантАполлинаре-ин-Классе в Равенне. 60-е гг. VI в. Хлеб был частью ветхозаветного культа. Хлебы предложения должны были постоянно находиться на специальном столе в скинии ( Исх.25:23–30 ), а затем в храме ( 3Цар.7:48 ; 2Пар.13:11 ): на этот стол хлебы ставили теплыми – в приношение Господу ( 1Цар.21:6 ). Книга Левит содержит подробные предписания о том, как нужно печь и хранить хлебы предложения: их должно быть двенадцать, по числу колен Израилевых; они должны полагаться на стол каждую субботу, а хлебы, оставшиеся от предыдущей субботы, должны съедаться священниками «на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних» ( Лев.24:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сотворение Адама. Фрагмент 5-частной иконы (дверь в жертвенник). Посл. четв. XVI в. (ЦМиАР) Сотворение Адама. Фрагмент 5-частной иконы (дверь в жертвенник). Посл. четв. XVI в. (ЦМиАР) Особенно характерно такое употребление для генеалогических списков: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына]...» (Быт 5. 3); «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5. 5; ср.: Быт 5. 11); «И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет» (4 Цар 14. 17; ср.: 2 Пар 25. 25); «После того Иов жил сто сорок лет...» (Иов 42. 16); «Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его...» (Еккл 6. 3); «...тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?» (Еккл 6. 6). В этом значении слово «Ж.» часто употребляется в сочетании с названиями периодов времени, напр.     (дни жизни) или     (годы жизни): «…будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14); «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт 3. 17); «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной» (Быт 23. 1); «Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет» (Быт 25. 7); «Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему» (Быт 25. 17). Но и вне таких словосочетаний слово «Ж.» может иметь временное значение: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11); «И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд 16. 30); «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей» (Еккл 3. 12); «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень?» (Еккл 6. 12); «И домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками» (Иер 35. 7).

http://pravenc.ru/text/182295.html

С понятием Дня Господня связана ветхозаветная эсхатология (Ис 2. 12; Ам 5. 18). Пророки говорят о нем как о последнем дне (Ис 2. 2; Дан 11. 40; 12. 4), дне окончательного суда над людьми (Дан 12. 1; Иоиль 3. 1-16), после чего настанут новые отношения человека с Богом (Ис 11. 1-9; Ос 2. 18-23; Иоиль 3. 17-21). Бог, т. о., направляет к одной цели и космическое В., и человеческую историю (историческое В.). Представление о продолжительности Дня Господня в тысячу лет (Пс 89. 5) лежит в основании иудейского и христ. хилиазма . Скорее как исключение для ВЗ в кн. Екклесиаст заостряется внимание на циклическом временном порядке («что было, то и будет» - Еккл 1. 9), его бесцельности («все суета!» - Еккл 1. 2) и случайности («не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех...» - Еккл 9. 11). II. Тексты НЗ также не предоставляют к.-л. отвлеченных теоретических рассуждений о В. В разных контекстах греч. слова χρνος, καιρς обозначают гл. обр. промежуток В. (Мк 2. 19; Лк 18. 4; Деян 1. 21; Рим 7. 1; 1 Кор 7. 39 и мн. др.) или срок (Мф 2. 7; 21. 34, 41; 26. 18; Мк 1. 15; Лк 4. 13; Деян 1. 7 и др.), употребляются в риторическом смысле (Евр 11. 32). В НЗ находят подтверждение и развитие положения о том, что: 1) В. есть творение Божие, Бог Творец трансцендентен по отношению ко В. Если для человеческого восприятия Божии обетования разворачиваются во В.: «по долгом времени» (Мф 25. 19) или через «малое время» (Откр 6. 11), то для Бога нет течения В., у Него «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр 3. 8). Промысел Божий не зависит от В. и свершается неукоснительно: «...грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10. 37; ср.: Авв 2. 3); 2) В. целенаправленно и является неотъемлемой составляющей Божия Промысла о спасении человека. В Воплощении предвечный трансцендентный Бог непостижимо, но реально входит в человеческую историю. Богочеловек полностью участвует в человеческом опыте В.: Иисус Христос родился «во дни царя Ирода» (Мф 2. 1; ср.: Лк 1.

http://pravenc.ru/text/155438.html

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Человек по природе не может исполнить закон: Нет человека, который не грешил бы ( 2Пар.6:36 ). Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ; Пс.52:3–4 ). Кто может сказать: «я очистил мое сердце; я чист от греха моего?» ( Притч.20:9 ). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл.7:20 ). Весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили ( Рим.3:19,23 ). Человек не может оправдаться делами закона: Как оправдается человек пред Богом? ( Иов.9:2 ). Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – кто устоит? ( Пс.129:3 ). Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Богом никакая плоть ( Рим.3:20 ; Гал.2:16 ). Закон Божий дает познать грех: Где нет закона, нет преступления. И до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Что же скажем? Неужели от закона грех ? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай ( Рим.4:15 ; Рим.5:13 ; Рим.7:7 ). Господь наш Иисус Христос: а) есть конец, к которому должен приводить закон: Конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ). Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал.3:24 ); б) пришел исполнить, а не разрушить закон Божий: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушать пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ); в) объяснил смысл и дух закона Божия: Мф.5:21–48 ; Мф.7:12 ; Мк.10:2–12 ; г) исполнял всецело закон Божий: Сказал Господь Иоанну, возбранявшему креститься от него: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнять всякую правду ( Мф.3:14–15 ). Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Гал.4:4 ; Флп.2:8 ). Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне. Вот, иду исполнить волю Твою, Боже ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4 . Сказано: «Во все дни старцев, которые знали все великие дела Господни» ( Суд.2:7 ). Кто знает «все великие дела Господни», если не Тот, Кто их совершает? Ибо сказано о сынах Илии, что они были «люди негодные, не знавшие Бога» ( 1Цар.2:12 ); не то чтобы они не имели понятия о Господе, так как, несомненно, были учителями других, но они поступали так, как поступали те, кто не знал Господа. В этом смысле надлежит понимать фразу «которые знали все дела Господни». И не только сказано, что они знали дела Господни, но прибавлено, что они «знали все великие дела Господни»; иными словами, они суть те, кто знали Господни дела праведности и освящения и терпения и кротости и благочестия; и все, что исходит от повелений Божьих, называется «дела Господни». И так же, как есть дела Господа, так, несомненно, есть и дела дьявола, противоположные им. Ибо очевидно, что как праведность есть дело Бога, так и неправедность есть дело дьявола, и как доброта есть дело Бога, так и гнев или ярость – дело дьявола. Поэтому и сказано, что они знали дела Бога, Который совершает Свои деяния. И поскольку из авторитета Писания становится еще ясней, в каком смысле Писание обыкновенно говорит «знать» или «не знать», смотри, как об этом сказано в другом месте: «Соблюдающий заповедь не узнает злого слова 5 » (ср. Еккл.8:5 ). Как же «соблюдающий заповедь» не может знать «злого слова»? Конечно, знает, но сказано, что не знает, так как ограждает себя от злого слова и избегает его. И о Самом Господе и Спасителе сказано, что Он не знал греха (ср. 2Кор.5:21 ). Разумеется, говорится, что грех был неведом Ему, потому что Он не совершал дел греховных. Таким образом и о том, кто совершает дела Господа, сказано, что он знает дела Господни, а тот, кто не совершает дел Бога, не знает дел Божьих. 5 . А как мы оставим без внимания то, что прибавлено: «Знали все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» ( Суд.2:7 )? Какие же? Разве малые дела Господа отличаются от тех, которые названы великими? Я думаю, что всякое дело Божье поистине велико, но если они сравниваются друг с другом, дела Господни называются либо великими, либо малыми в зависимости от способности тех, для кого они совершены, принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010