Богатство Богатство принадлежит Богу: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф ( Агг.2:8 ). Господня земля и что наполняет ее ( Пс.23:1 ). Бог дает богатство: Господь делает нищим и обогащает ( 1Цар.2:7 ). Сказал Бог Соломону: и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои ( 3Цар.3:13 ). Давид сказал: и богатство, и слава от лица Твоего, Господь ( 1Пар.29:12 ). Бог дает силу приобретать богатство: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:17–18 ). Благословение Божие приносит богатство: Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих, откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою ( Втор.28:2,8,12 ). Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит ( Притч.10:22 ). Бог делает богатым и бедным: Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь ( Притч.22:2 ). Богатство – а) временно: Богатство не навек ( Притч.27:24 ); б) неверно: Собирает человек, и не знает кому достанется то ( Пс.38:7 ). Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем, во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него ( Еккл.5:12–13 ); в) преходяще: Не заботься о том, чтоб нажить богатство; устремишь глаза свои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья, и, как орел, улетит к небу ( Притч.23:4–5 ); г) подвержено опасности похищения: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Человек не может после смерти учесть свое богатство: Не бойся, когда богатеет человек, ибо, умирая, не возьмет ничего ( Пс.48:17–18 ). Как вышел владетель богатства нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей ( Еккл.5:14 ). Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него ( Пс.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Об осторожном употреблении человеком слова Не позволяй твоим устам грешить: Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною ( Пс.38:2 ). Употребляй немного слов: [Ибо] как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов ( Еккл.5:2 ). Да не исходит из ваших уст всякое слово неблагопристойное или суетное: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф.4:29 ). Храни язык твой от зла и уста твои от лести: [Ибо] кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр.3:10 ). Не лгите друг на друга: Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). Да будут ваши слова растворены солью во благодати: Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол.4:6 ). Слова из уст мудрого благодать, а уста глупого губят его же ( Еккл.10:12 ). Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса: ( Кол.3:17 ); Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой! ( Пс.18:15 ). Смерть и жизнь во власти языка: Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его ( Притч.18:21 ). От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его ( Притч.12:14 ). Кто хранит свой язык, тот хранит свою душу: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Притч.13:3 ). Люди отдадут отчет в день суда за всякое праздное слово: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). Убегайте суетных и нечестивых споров: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). А непотребного пустословия удаляйся ( 2Тим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Радость Радость есть дар Божий: Ты, Господи, исполнил сердце мое веселием ( Пс.4:8 ). Человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость ( Еккл.2:26 ). Радость земная смешивается с печалью: При смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль ( Притч.14:13 ). Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа ( Еккл.2:10–11 ). Верующие имеют свою радость в Боге: Буду радоваться о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний ( Пс.9:3 ). О имени Твоем радуются весь день ( Пс.88:17 ). Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. Да хвалят имя Его с ликами ( Пс.149:2–3 ). Радостью буду радоваться о Господе, веселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения ( Ис.61:10 ). Не видя Господа, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ ( 1Петр.1:8–9 ). Радость верующих есть а) радость Господа совершенная в них: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин.15:10–11 ). Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:13 ); б) радость и мир о Святом Духе: Ученики исполнялись радости и Духа Святого ( Деян.13:52 ). Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Плод духа: любовь, радость, мир… ( Гал.5:22 ); в) радость не отъемлемая никем: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:22 ). Радость испытывается а) теми, которые свое упование возлагают на Господа: Возрадуются все уповающие на Тебя, Боже ( Пс.5:12 ). Душа наша уповает на Господа; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:20–21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

Дары Божии Все то, что есть человек, или чем владеет он, суть дары Божии: Давид сказал: все, что на небе и на земле, Твое, Господи. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. Кто я, и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе ( 1Пар.29:11–14 ). От божественной силы Господа нашего даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ). Дары Божии а) изобильны: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? ( Рим.8:32 ); б) распределяются по воле Его: Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор.7:7 ). Дары Божии духовные суть а) душа человека: Отходит человек в вечный дом свой, и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:5,7 ); б) Господь воплотившийся, величайший из всех дар Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Иисус сказал самарянке: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин.4:10 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ); в) Дух Святый: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный дает Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 ). Я умолю Отца, и дает вам Духа истины и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа ( Тит.3:4–6 ); г) покаяние: И язычникам дал Бог покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ); д) вера: Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). Вам дано ради Христа веровать в Него ( Флп.1:29 ); е) оправдание и усыновление: Дар не как суд за одного согрешившего, – ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:16–18 ). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Учение о душе человеческой, отличной от тела, требовало учения о загробном жилище человеческого духа. Начиная с патриарха Иакова ( Быт. 37, 35 ), все ветхозаветные праведники и писатели признавали шеол местом пребывания человеческих душ по смерти тела. Но шеол, по воззрению ветхозаветных писателей, имел назначение не для всех умерших людей. Участь сообщников Корея, сошедших в шеол, оттеняла представление о нем, как месте наказания для грешников ( Чис. 16 ). Поэтому Иов просил Бога воззвать его из шеола ( Иов. 14:13–14 ), а Давид и Асаф веровали, что их души будут взяты Господом из шеола ( Пс. 15:10. 48:16 ). Премудрый Соломон, пророки Исайя и Иезекииль описывали состояние людей в шеоле полным нравственно-духовных мучений и предрекали низведение в шеол распутникам и гордым языческим царям ( Притч. 2:18, 9:18 . Ис. 14 , Иез. 31–32 ). Ум и сердце ветхозаветных писателей ждали для себя иной, кроме шеола, жизни загробной. На основании учения Моисея о происхождении человека по образу Божию, премудрый Соломон веровал, что богоподобный дух человека, по смерти тела, должен возвратиться к Богу ( Еккл. 12:7 ). Псалмопевцы, считая земным счастьем хождение во храм Божий, верили, что по смерти их дух будет находиться в деснице Божией ( Пс.25:8, 26:4, 60:5 ). В этом состоянии близости к Богу может быть истинная жизнь ( Притч.12:28 , Пс.26 ), в противоположность духовной смерти грешников – обитателей шеола ( Пс. 48:15 ). Так раскрывалось учение о различии загробной жизни праведников и грешников. Различие загробного состояния требовало веры в будущий суд Божий. Соломон утверждал, что всякий поступок человеческий приведет Бог на суд ( Еккл. 12, 14 ), а Давид, – что все народы предстанут на суд Божий ( Пс.7 , Пс.9 ). Пр. Даниил предначертал образ страшного суда Божия ( Дан. 7, 9–20 ). Суд Божий выполнялся и при жизни Иудейских праведников. Енох и Исайя за свою праведность не видели смерти ( Быт. 5:21 . 4Цар. 2, 11–15 ). Участь Еноха и Илии, с одной стороны, подтверждала мысль, что божественное правосудие выполняется не в земном только благополучии ( 1Цар. 2, 8–10 ), с другой, – давала основание подробнее раскрывать учение о посмертном состоянии человеческого тела. История Еноха и Илии, вместе с чудесными воскрешениями мертвых ( 3Цар. 17, 21–23 ), фактически подтверждала учение Моисея о смерти, как ненормальном и временном явлении. От настоящего естествен мысленный переход к будущему: смерть временна, следовательно может быть уничтожена в воскресении. Вера в воскресение вытекала также из веры в грядущего Мессию, Спасителя человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ) у первохристиан не вызывал недоумения – все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11-12 ). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова! Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия? Во-первых, Церковь – непорочное Тело Христово ( Кол.1:24 ; Еф.5:27 ), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «…жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» ( 3Цар. 11:4 ). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу ( Исх. 32:2-5 ). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит ( 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ; Еккл.7:20 ). Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники – это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:15 ).

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

Мф. 13:8). Нет ничего выше, чем утвержденная надежда. О любви же, которая на третьем месте упоминается, но на первом месте стоит среди всех добродетелей, мы еще расскажем далее. Первый же был Енос, который был [сын] Сифа, — праведник от праведника; сей упова призывати имя Господа Бога (Быт. 4:26). Ибо те, которые руководятся надеждой на Бога, к Нему Самому возводятся и просвещаются сиянием Его вечного Света. Давид-царь, состарившись, не мог согреться в оправданиях своих, попросил себе девицу — соманитянку, чтобы согревала его (3 Цар. 1:3). Соманитянка же переводится как «небесная». Но не познал ее царь, то есть не растлил свою небесную надежду. Смотри же, что говорит Писание:И аще уснета два, тепло има будет (Еккл. 4:11). Вера, если имеет надежду, делает свое дело и согревает обладающего, как говорит блаженный Петр: [Посему, возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, как послушные дети (1 Пет. 1:13-14). И Сирах: кто надеялся на Господа — и был оставлен? или кто пребывал в страхе Его — и был постыжен? (Сир. 2:10). И Псалмопевец: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его (Пс. 39:5); и: да возвеселятся вси уповающии на Тя (Пс. 5:12), и опять-таки: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27:7) от Его помощи; и других руководил, говоря: Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш (Пс. 61:9); и: Уповай на Господа и твори благостыню (Пс. 36:3); Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36:5). И Исаия: [Col. 1440] уповахом на имя Господне и память, еяже желает душа наша (Ис. 26:8). И вновь Павел: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим. 8:24-25); и: твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Сии окна должно отверзать Богу и заключать для греха. Говори и ты, как оная святая душа; Рекох, взыду на финик, удержу высоту его (Песн. 7,8), говори, любя правоту и сердце имея чистое, возносящееся к благам небесным, а не прилепляющееся только к земным. Смотри, чтоб финик твой не имел спиц - обличений во грехе; (ибо словеса мудрых, якоже остны воловыя (Еккл. 12,10); которые бодут для того, чтобы бодомые ими пронзались до сердца и удерживались от греха), но тщательно держись за вершину его, чтобы не пасть и быть всегда в состоянии выдерживать нападения ветров - искушения по временам случающиеся. 5. Упражняйся непрестанно в Божественном Писании. Ибо как вино, когда пьют его, прекращает печаль и производит в сердце веселие: так и духовное вино, когда пьешь его, производит в душе твоей радость. Помни всегда о Боге и говори с Давидом: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Псал. 15,8). Напиши слова сии на руках своих, и да будут они непрестанно пред глазами твоими. Если таким образом будешь чтить Бога, Он будет одесную тебя; а если не будешь чтить Его, то диавол станет одесную тебя. Так о Иуде, не чтившем Бога, говорит Св. Писание: И диавол да станет одесную его (Псал. 108,6). Ежечасно прославляй Владыку твоего Христа и говори: Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой (Псал. 144,1); прославляй не только словом, но и делом: ибо таким же образом и Давид превозносил Бога, в век и век века, - не день, не месяц, не определенное какое-нибудь время, не год, но во все время жизни; ибо он знал, что когда человек окончит сию жизнь, начинает новую. Но ты скажешь: каково же должно быть сердце, могущее непрестанно превозносить Бога? - такое, какое имел Павел, который говорит: Я ничего за собою не знаю. Таков был и Давид, который говорит: От тайных моих очисти мя (Псал. 18,15); таковое же сердце повелевает иметь и Спаситель, когда говорит: Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят (Матф. 5,8). И так вот каким образом не согрешающий прославляет ежедневно Бога: он показывает сие не только словом, но и делом, не нерадит, хотя бы болезнь постигла его, или потеря, или даже смерть; он говорит с Павлом: Кто нас отлучит от любви Божией? и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/681/...

3 . Потом, по совлечении хитона, помазаны вы были заклинательным елеем от верхних волос на голове до ног и сделались причастниками доброй маслины – Иисуса Христа, потому что, отсеченные от маслины дикой, привиты стали к маслине доброй и сделались причастниками тука истинной маслины. Поэтому заклинательный елей был знаменованием причастия тука Христова, истреблением всякого следа сопротивной силы. Ибо, как дуновение святых и призвание имени Божия, подобно самому сильному пламени, жжет и прогоняет демонов, так и этот заклинательный елей призыванием Бога и молитвой приобретает такую силу, что не только, сжигая, изглаживает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого. 4 . После того приведены вы были к святой купели Божественного Крещения, как Христос с креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: верует ли во имя Отца и Сына и Святого Духа? Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова выходили из воды, этим знаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо, как Спаситель наш три дни и три нощи пробыл во чреве земли ( Мф.12:40 ), так и вы первым выходом из воды изобразили первый день, a погружением – первую ночь Христова пребывания в земле. И как пребывающий в ночи ничего не видит, a кто во дне, тот пребывает в свете, так и вы в погружении, как в ночи, ничего не видели, a при выходе из воды снова как бы стали пребывать во дне. В то же самое время и умирали вы и рождались; и спасительная та вода сделалась для вас и гробом и матерью. И что Соломон сказал об ином, то приличествует вам. Ибо там сказал он: Время рождати, и время умирати ( Еккл.3:2 ); о вас же должно сказать наоборот: время умирать, и время рождаться. В одно время совершилось то и другое, и смерти сопутственным стало ваше рождение. 5 . Новое и необычайное дело! Умираем мы не в самой действительности, и погребены бываем не в самой действительности, и, распявшись не самим делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, a спасение – в самой вещи. Христос подлинно был распят, подлинно погребен и подлинно воскрес, и все это даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение. Какое преизбыточествующее человеколюбие! Христос приял гвозди на пречистые руки и ноги Свои и терпел болезнь; a мне безболезненно и беструдно за общение в болезни дарует спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010