В 1683 г. была возобновлена хлебная и денежная руга, к-рая в 1684 г. заменена передачей в безоброчное пользование мельницы на Песках в Острогожске, с 1670 г. принадлежавшей Дзиньковскому, писарю Марку Жуковцеву и сотнику Василию. Когда в 1671 г. Дзиньковский был казнен за участие в бунте Разина, то мельница была сдана на оброк жителю подмосковного с. Кадашева И. Кожевникову, с платой оброка 23 р. в год. Вскоре по ходатайству игум. Тихона мельница была возвращена мон-рю, но выдача обители денежного и хлебного жалованья прекратилась. В 1686 г. по просьбе игум. Тихона Д. м. было пожаловано 2 дес. земли для устройства мельничного двора и для выгона лошадей, а также разрешено пользоваться городским общим лесом. В том же году обитель получила вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, вела торговлю солью с Царицыном (ныне Волгоград). Кроме того, вдова полковника П. Буларта Анна отдала Д. м. мельницу на р. Мерине у Острогожска. При переходе в ведение Воронежской епархии Д. м. получил 900 четв. пашни. Указом царя Петра от 10 июля 1699 г. за мон-рем «закреплялись не одни только сенные покосы при впадении Тихой Сосны в Дон, но и пашенная земля не менее 650 четвертей в поле, а в трех полях - 1971 четверть, или 985 1/2 десятины, лесу и дубровы по бояракам к Дону - по косогорам - 10 десятин, сена по Ржавцу и по бояракам и по Дону - на 350 копен, т. е. 35 десятин», а также бесплодные земли на меловых берегах. Братия сдавала земли в аренду, привлекала хлебопашцев, переселявшихся из-за Днепра и освободившихся из тур. плена. Одна из попыток такого заселения была сделана еще в 1692 г., когда мон-рь приобрел 2 дес. земли под Острогожском. Архим. Тихон обратился с ходатайством к царю разрешить мон-рю селить на этой земле «вольных людей черкас», т. е. своих же земляков-малороссов. Разрешение последовало 24 июля 1692 г., но с ограничением: «На монастырскую землю селить таких людей, которые придут из-под ига турецкого и из иных тамошних стран, и из-за Днепра, самых свободных вольных людей, разведав о том про них подлинно; а из русских, також из великороссийских и малороссийских городов служилых и тяглых никаких чинов людей, и беглых боярских, и иных всяких помещичьих крестьян и бобылей, и задворных и деловых людей, и казаков и мещан, отнюдь не принимать». В возникшей монастырской слободе Дивной в 1715 г. было уже 100 дворов (с 1777 называлась Селявная). Но фактически Д. м. не приступал к использованию земли: в 1702 г. архим. Амвросий пояснял в челобитной острогожскому воеводе, что распахано земли только 2 дес.

http://pravenc.ru/text/171961.html

братстве с пожалов. двух монаст. сел), 141 (Ж. гр. 1599 г. Римскому выходцу Петру Аркудию на село Торокань, принадлежав. м-рю); V, 6 (Ж. гр. 1633 г. Вилен. Троиц. м-рю на влад. То­роканскою волостью); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 41 (под духовною Киев.-Богоявл. братству в 1631 г. подписался Афанасий Пузына, еписк. Луцкий и Острожский, архимандрит Жидичинский); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 330, CXLV (назначение в 1710 г. ревизии м-ря Жидичинского); т. VI, 22, XIII (судебное решение 1537 г., по тяжебн. делу архим. Жидичинского Варсонофия с кн. Богушем Корецким; перед Варсонофием был архим. Иона), 32, XVI (декрет 1542 г. кн. Сангушковича по жа­лобе архим. м-ря Варсонофия о земле), 45, XIX (решение дела 1545 г. по жалобе архим. м-ря Макария кн. Ив. Масальского о присвоении монаст. земель и обидах), 47, XX (решение де­ла 1547 г. по жалобе архим. м-ря Ионы на кн. Ив. Масальского), 49, XXI (королев. лист 1547 г. еписк. Луцкому Феодосию о несборе серебщизны в имениях м-ря), 59, XXVIII (домогание 1570 г. Андрея Русина, владыки Пинского и Туровского, завладеть м-рем Жидичинским, по смерти архим. Ионы), 78, XLI (дело 1594 г. о насильствен. вторжении в м-рь, побоях и грабе­же; архим. Жидичинский, Гедеон Болобан, епи­скоп Львовский и Галицкий), 110, LIII (напоминальный лист 1596 г. Григорию Балабану от еписк. Терлецкого об оставлении им м-ря), 111, LIV (записка 1596 г. еписк. Львовского Геде­она Балабана об уступке им м-ря своему пле­мяннику Григорию, в иночестве Гедеону Бала­бану), 116, LVII (лист 1596 г. Сигизмунда III к старосте Луцкому об отобрании м-ря от Ге­деона и Григория Балабанов, проклятых на Брест. соборе), 117, LVIII (лист 1597 г. старосты Луцкого Григорию Балабану с приказанием уда­литься из м-ря), 128, LXIII (жалоба 1597 г. Федора Балабана о вооруженном нападении на м-рь и об опасностях, угрожающих брату его Григорию), 130, LXIV (донесение 1597 г. об отобрании м-ря и о вооруженном сопротивлении Григория Балабана), 133, LXV (жалоба 1597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кор. Кнуд I Великий с супругой жертвуют алтарный крест мон-рю Нью-Минстер в Уинчестере. Миниатюра из рукописи «Liber vitae». 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Stowe. 944. Fol. 6) Кор. Кнуд I Великий с супругой жертвуют алтарный крест мон-рю Нью-Минстер в Уинчестере. Миниатюра из рукописи «Liber vitae». 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Stowe. 944. Fol. 6) Осенью следующего года К. В., получив помощь от брата, вернулся в Англию с большим флотом (по разным источникам, от 160 до 340 судов) и высадился на западе страны. Его власть признали жители Уэссекса, вскоре на сторону К. В. перешел влиятельный элдормен Мерсии Эдрик Стреона. 23 апр. 1016 г., после продолжительной болезни, скончался кор. Этельред. Его наследником был объявлен старший сын Эдмунд Железнобокий, однако часть англ. знати признала королем К. В. Дат. войска начали осаду Лондона - главного опорного пункта Эдмунда Железнобокого - и 18 окт. 1016 г. одержали решающую победу в битве при Ассандуне (совр. графство Эссекс). К. В. и Эдмунд заключили соглашение о разделе Англии: К. В. получал земли к северу от Темзы, Эдмунд - к югу, а также Лондон. 30 нояб. Эдмунд скоропостижно скончался (согласно позднейшим, не вполне достоверным источникам, он был убит). В соответствии с условиями соглашения К. В. стал его наследником и королем всей Англии. На Рождество 1016 г. он короновался в Лондоне, в янв. в Оксфорде англ. знать присягнула ему на верность. Король провел адм. реформу, разделив Англию на 4 части. Под его властью остался Уэссекс, управление Мерсией сохранил Эдрик Стреона, Вост. Англия и Нортумбрия отошли сканд. ярлам Торкелю Длинному и Эйрику Хаконарсону. Но уже в кон. 1017 г. К. В. приказал казнить Эдрика по обвинению в измене. Репрессиям подверглись и др. представители англосакс. знати. Малолетних сыновей Эдмунда Железнобокого, Эдуарда и Эдмунда, изгнали на континент (первоначально в Швецию, затем в Венгрию). Младший брат Эдмунда Железнобокого Эдвиг бежал из Англии, позднее он вернулся. Возможно, Эдвиг планировал поднять на юго-западе страны восстание против К. В., но был убит. Др. претенденты на престол, младшие сыновья Этельреда Неразумного Эдуард (англ. кор. Эдуард Исповедник (1042-1066)) и Альфред в то время находились в Нормандии вместе с матерью Эммой, сестрой Ришара II, герц. Нормандии (996-1026). Летом 1017 г. К. В. вступил в брак с Эммой, вероятно рассчитывая т. о. укрепить свои права на англ. престол и заключить союз с нормандским герцогом.

http://pravenc.ru/text/1841574.html

Социальные противоречия привели к внутренним конфликтам в Первом ополчении, убийству П. Ляпунова казаками и начавшемуся разъезду детей боярских из-под Москвы. Осенью 1611 г. войска гетмана Я. Ходкевича с запасами для польск. гарнизона стали приближаться к Москве. 6 окт. Д. снова отправил грамоты во мн. города (сохр. экземпляр, посланный в Пермь). Сообщая о появлении на Коломенской дороге войск Ходкевича, Д. и троицкая братия снова призывали оказать помощь Первому ополчению «ратными людьми». Троицкая грамота пришла в Н. Новгород в то время, когда перед земской избой выступил К. Минин , и способствовала тому, что нижегородцы приняли решение идти на помощь «Московскому государству». Д. сыграл серьезную роль в деле объединения сил Первого и Второго ополчений для борьбы с общим врагом. Конфликт между ополчениями был вызван присягой подмосковных полков «псковскому вору» - Лжедмитрию III . 2 марта 1612 г. Троице-Сергиев мон-рь отказался присягнуть новому самозванцу, во мн. города и под Москву из обители были посланы грамоты с призывом не прельщаться «на воровские заводы». В результате не только мн. юж. и зап. города отказались присягать Лжедмитрию III, но и один из главных руководителей Первого ополчения, кн. Д. Т. Трубецкой, 28 марта прислал в мон-рь своих послов, предлагая мон-рю способствовать соединению сил Первого и Второго ополчений, чтобы «промышляти над польскими и литовскими людьми и над теми враги, которые нынеча завели смуты». Троицкие иноки во главе с Д. действительно выступили с такой посреднической миссией, обратившись с посланием к властям Второго ополчения. В послании говорилось, что дети боярские во главе с кн. Трубецким целовали крест «неволею» и ищут сотрудничества со Вторым ополчением, а города, отказавшиеся присягнуть «вору», также ждут «промыслу и совету». Троицкая братия призывала власти Второго ополчения идти «наспех» к Троице-Сергиеву мон-рю и обещала приложить все усилия, чтобы защитники страны могли собраться «во едино избранное место на благоизбранный земской совет», где был бы определен законный правитель Русского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Монтеверди был одним из величайших зачинателей «артистической музыки», и его вектор был направлен к Бетховену, Вагнеру, Малеру и Шёнбергу, которые на какое-то время совершенно перестали интересовать меня. Вектор же моих устремлений был направлен в первую очередь на нидерландских контрапунктистов. На протяжении многих лет я постоянно штудировал, анализировал и играл мотеты и мессы Дюфаи, Окегема, Обрехта, Пьера де ля Рю, Брюмеля и Жоскена, а “Choralis Constantinus” Хенрика Изаака превратились в мою настольную книгу, или, лучше сказать, в настольные ноты. Я и по сей день почти что ежедневно продолжаю играть все эти партитуры и думаю, что сейчас я являюсь единственным российским композитором, в библиотеке которого находятся полные собрания сочинений Окегема, Обрехта, Брюмеля и Пьера де ля Рю. Что же касается начала 1970-х годов, то тогда я не только играл и анализировал все это. С моей легкой руки у нас образовалась тесная композиторская компания, в которую входили Соня Губайдуллина, Вячеслав Артёмов, Игорь Рехин и еще несколько любителей «петь старую музыку». В среду или четверг каждой недели мы собирались у меня на Огарёва для того, чтобы пропеть с листа две-три мессы Палестрины, Орландо Лассо или кого-нибудь из нидерландцев, и, конечно же, мы постоянно пели “Choralis Constantinus”. Летом, когда мы все вместе оказывались в Сортавале, то частенько собирались по вечерам в «творилке» — так назывался небольшой домик, предназначенный для творческой работы композиторов, — где мы могли свободно предаваться нашим певческим экзерсисам, продолжая огарёвскую традицию. Кроме того, начиная с 1975 года совместно с Артёмовым, который работал тогда редактором издательства «Музыка», я начал выпускать сборники ренессансной полифонической музыки. Каждый год выходило по сборнику, и мы успели выпустить пять таких сборников: Гийома де Машо, Данстейбла, Дюфаи, Хенрика Изаака и Джованни Габриэли, и, хотя в наши планы входило выпустить еще не один десяток подобных сборников, работа над ними прекратилась в связи с моим воцерковлением. Я пытался передать роль автора-составителя ленинградскому фану ренессансной и барочной музыки Ивану Шумилову, но из этого ничего не вышло, и дело так и заглохло. Выпуск этих сборников остался практически незамеченным музыкальной общественностью, но лично для меня этот опыт оказался крайне важным. Ведь согласно требованиям издательства «Музыка» все эти партитуры должны были быть переведены в современные ключи, а для этого мне нужно было собственноручно переписывать их, сводя весь набор старинных ключей к скрипичному и басовому ключам. Процесс этой переписки приносил некое знание, которое невозможно было получить ни путем визуального анализа, ни путем проигрывания на рояле, ни даже путем пропевания. Может быть, это был процесс медитативно-магического познания, проникающего в самую суть медитативно-магической музыки контрапунктистов.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

кн. 1668 г. вотчин м-ря в сельце Елгозине и пустоше Измаиловой Жданова стана), 2359 (межев. кн. 1651 г. вотчин м-ря сел Тырновой Слободки и Гремяки, Каменского стана, Рязан. у.), 2886 (межев. кн. 1691 г. вотчин. земли м-ря в селе Успенском, Кирилловское тоже, в Шацком у., Тамбов. губ.); II, 3308 (межев. кн. 1680 г. вотчин. земли м-ря в селах Никитинском, Переладниково тоже, Тырнове, Чулкове и Гремяке с деревн. Каменского стана Рязан. у.); IV, 99 (жалов. грам. 1428–32 г. кн. Андр. Дмитриевича игум. Христофору и 1451 г. кн. Мих. Андреевича игум. Кассиану); грамоты XIV u XV столет., 110, 2 (выдержки из отводной грамоты землям м-ря от земель великокняжеских, 1482 г.), 114, 2 (рядная докладная 1485 г. Ив. Монастырева с м-рем о разграничении их владений рч. Бонемою), 120, 1 (купчая 1427 г. игум. Кирилла на Захарьинскую землю), 2 (купчая 1427 г. того же игум. Кирилла на деревню у Нестора Мямли), 123, 1 (Данная 1427 г. Харлама Мортки игум. Кириллу на поженку и землицу у ездовища), 124, 4 (данная 1448–69 г. Есипа Ив. Пикина игум. Кассиану на дер. Талицу), 127, 5 (разъездная полюбовная, после 1389 г., землям Андрея Дм. и м-ря; печать князя издана в «Сборн. снимков с печатей» Иванова, табл. I, 3), 128, 9 (купчая XV ст. Максима и Степ. Окишевых на дер. Фоминскую, Белозер. у.), 131, 43 (жал. грам. прежде 1427 г. кн. Андрея Дм. игум. Кириллу на Милобудские починки), 46 (данная 1428–34 г. вдовы Федосьи Негодяевой м-рю на Паньковскую землю), 47 (данная 1428–34 г. Панкрата Евсевиева игум. Христофору на дер. Осницкую), 49 (правая грамота 1432–85 г. старцу м-ря Игнатию на землю Петровскую), 52 (купчая 1435–47 г. Панкрата Кабачина игум. Трифону на пожню), 132, 53 (правая грам. 1435 – 47 г. кн. Мих. Андреевича игум. Трифону на влад. дер. Михалевскою), 54 (купчая 1435–47 г. Окула Языкова м-рю на пожню на р. Марьевой), 135, 87 (данная 1448–69 г. Давыда Клементьева игум. Кассиану на пожню возле рч. Выксы; печать Клементьева издана в «Сборнике Снимков» Иванова, табл. II, 44), 90 (данная 1448–69 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ведом.), 66 (до 1744 г. настоятелем м-ря был архим. Воскр. Истрин. м-ря Иларион Григорович, а с 1744 г. м-рь сделан кафедральным и в нем поселились Москов. архиереи), 126 (прош. архим. Феофилакта о дозволении м-рю по случаю неурожая в 1721–22 г. в вотчинах взять заимообразно из Воронеж. архиер. дома разн. хлеба), 336 (о назначении на место умершего наместника м-ря Глеба исправляющими его должность келаря Нектария и соборы, старца Антония; архим. м-ря назван Феофил), 375 (в вотчине м-ря состояло село Покровское Ярослав. у.), 376 (назначение Синодаль. асессора иером. Феофила Кролика на место преосвященного Феофилакта), 443 (м-рю принадлежала дер. Кривцова Коломен. у.), прилож., XVII (в 1702 г. из вотчин м-ря отдано во влад. гр. Зотову дер. Лыткорино да пустошь Регоусово Москов у. с 5 двор. и неизвестно кому село Филипповское с деревн., пустошами и 139 двор. в Переслав. у.), CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчин. в 1723 г.), CLXXXIV, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа 1720–23 г.); IV, 280 (дело о распределении монаст. доходов для больн. и увечн.), 315 (дело о сборе с вотчин м-ря денег и хлеба), 335 (правила о содержании монахов м-ря и доношение архим. Феофила о невозможности их выполнить), 337 (дело о монахе Филарете, в мире Федоте Тавлееве, не сдавшем отчетности в 50.000 руб. по Адмиралт. Коллегии), 402 (архим. Иркут. Вознесен. м-ря Антоний Платковский назначен наместником Чудова м-ря, от чего он отказался), прилож., XLV, IX (возражения архим. Феофила на пункты о содержании м-ря; см. стр. 335); VI, 1726 г., 238 (дело о невзимании штрафа за прописку монастыр. крестьян), 321 (доношение об обидах вотчинным властям от офицеров и солдат в вотчинах м-ря), 536 (быв. келарь м-ря монах Нектарий Титов определен казначеем Тр. Сергиева м-ря); VII, 1727 г., 67 (реестр деньгам и запасам, взятым архим. Феофилом с 1723 по 1727 г.), 169 (архим. Феофил назначен быть при Русск. войске, отправленн. на помощь Цесарскому войску, а на место его определен архим. Лукьяновой пуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После падения королевства лангобардов (774) Кассинский мон-рь оказался в сложном положении. Обитель находилась на границе Папской области и лангобардского герц-ства Беневенто. Герц. Арихис II (758-787) принял титул князя (princeps) и провозгласил себя законным правителем всех лангобардов, пытаясь сохранить независимость от франков. Противостояние франков и лангобардов отразилось на жизни братии М.-К., где среди насельников были лангобарды, покинувшие Сев. Италию после победы франков ( Pantoni. 1958). Одни кассинские монахи поддерживали франков, другие - беневентских лангобардов. Настоятелем мон-ря стал Теодомар (777/8-796/7), к-рый происходил скорее всего из Фризии и, следов., был близок к франкам; его преемник Гизульф (796-817) принадлежал к роду беневентских князей. Подобная ситуация сложилась и в др. крупных мон-рях на территории Италии. Так, в мон-ре Сан-Винченцо франк. аббат Амвросий Аутперт (777-778) был вынужден уступить должность лангобарду Потону, к-рого Карл Великий затем сместил за враждебное отношение к франкам ( Houben H. Karl der Grosse und die Absetzung des Abtes Potho von San Vincenzo am Volturno//QFIAB. 1985. Bd. 65. S. 405-417; Idem. L " influsso carolingio sul monachesimo meridionale//Montecassino. 1987. P. 105-119). В 787 г. Карл Великий совершил поход на Беневенто и заставил кн. Арихиса II признать верховную власть франков, хотя и не ликвидировал княжество. Тогда же король посетил М.-К. и даровал монахам грамоту с привилегиями: подтвердил права аббатства на принадлежавшие ему мон-ри, церкви и земельные владения, даровал судебный иммунитет и право свободного избрания аббата в соответствии с Уставом св. Бенедикта (28 марта 787 - MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 213-216; текст грамоты содержит интерполяции; см. также: Chronica monasterii Casinensis. I 12). Подобные привилегии Карл Великий тогда же даровал епископской кафедре Беневенто и мон-рю Сан-Винченцо. Впосл. монахи М.-К. стремились заручиться поддержкой каролингских императоров, однако те далеко не всегда имели возможность оказать действенную помощь мон-рю. Отношения аббатства с Папским престолом также были не очень тесными: М.-К. редко упоминается в Liber Pontificalis, до 882 г. аббатство не получало папских привилегий. В позднейших копиях сохранилась привилегия, якобы дарованная М.-К. в 748 г. папой Захарией, к-рый принял мон-рь в непосредственное подчинение Папского престола и изъял все его владения из юрисдикции местных епископов ( Jaff é . RPR. N 2281; Italia Pontificia. 1935. P. 121-122; Chronica monasterii Casinensis. I 4). Хотя нек-рые исследователи отстаивают подлинность этой привилегии (напр.: Fabiani. 1968-1980. Vol. 1. P. 16; Pistilli. 2009), грамота скорее всего является подложной ( Picasso G. La Sede Apostolica e la ripresa di Montecassino nei secoli VIII-IX//Montecassino. 1987. P. 205-209). Подобная привилегия приписывается папе Николаю I (858-867), но в ее подлинности также есть сомнения (Italia Pontificia. 1935. P. 125).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

к царю игум. Варнавы Лебедевича с просьбою о вспомоществ.); VII, 31 (Дело 1668 г. об обвин. еписк. Мефодием; игум. Иоанн Станиславский), 44 (Благодар. письмо 1668 г. за присл. милостив. грам.); VIII, 8 (Челобит. 1669 г. иеромон. Анатолия на разн. духовн. лиц, изменив. государю; игум. Варнава), IX, 77 (Инструкция 1670 г., данная Дорошенко послам на Польск. сейме); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. гетм. Мазепы; игум. Фео- фаний Васковский); “Акты Зап. Р.”, 121 (Гр. 1523 г. воеводе Андр. Немировичу о предоставл. игум. Мисаилу Щербине обновить опустелый Межиг. м-рь и учредить в нем общину); III, 53 (Ж. гр. 1571 г. писарю Евтиму Высоцкому о предоставл. ему в пожизн. держание м-ря); V, 27 (Универсал 1651 г. Богд. Хмельницкого о непрепятств. м-рю владеть Харковецким ставом и строить на нем мельницу), 35 (Ж. гр. 1653 г. на влад. сел. Черниным), 46 (Ж. гр. 1656 г. на влад. Вышгородом, сел. Петровцами и Мощонами; игум. Варнава), 50 (Подтверд. гр. 1657 г. на влад. Вышгород., Петровц. и Мощон.; игум. Варнава Лебедевич) 60 (Ж. гр. 1660 г. Юрия Хмельницкого на отчины, данные его отцем; игум. Варнава Лебедевич), 84 (Подтверд. универс. 1671 г. на влад. сел. Черниным), 85 (Универс. 1671 г. на влад. Козаровскими и Ясногород. озер.; игум. Феодосий Васковский), 92 (Подтв. универс. 1673 г. на влад. двумя мельниц. по р. Остру; игум. Феодосий Васковский), 99 (Подтв. универс. 1676 г. на влад. прежними маетност.; игум. Феодосий Васков.), 179 (Универс. 1688 г. на влад. прежнею отчиною), 200 (Универс. 1690 г. о дозвол. м-рю поселить 19 челов. при Юсковской гребле), 258 (Универсал 1694 г. о раздел. между Межигор. и Киево-Брат. м-рями мельниц по р. Которе; игум. Феодосий Васковский); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 1, 6 (восстановление м-ря с краткою историею); “Волын. епах. в.”, 1868 г., 31 (Сказ. об игум. Брест. св. Афанасие, который здесь подвизался в 30-х годах XVII ст.); “Известия Археол. Общ.”, 1868 г., VI, 27 (церковн. древн.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1848 г., VII, смесь, 123 (Иоаким, патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Блохи кусали скворчат. Скворчата бились в тесном гнезде, как рыбы в сачке. Один скворчонок даже вывалился из гнезда, и его схватила кошка. Птичьи блохи и разные насекомые-кусаки чувствовали себя в гнезде под чужой зелёной крышей, как у себя дома. Но однажды утром, выйдя на крыльцо, я увидел, что зелёная крыша сарая стала голубой! На ней густо закурчавилась какая-то голубая травка. В голубой траве сидели чёрные скворцы. Защемив жёлтыми клювами голубые листочки, скворцы изо всех сил упирались в землю ножками и отчаянно трясли головами — рвали траву. С пучком травы в клюве сперва один скворец, за ним второй залетели в щель под крышей и выстлали травой своё гнездо. И тут уж не скворчата, а блохи-кусачки начали выскакивать из гнезда! Да так быстро, будто начался в гнезде пожар! Скоро блох и разных птичьих кусак не осталось в гнезде ни одной. Скворчата успокоились и перестали биться. Потом запросили есть и — такие чистюли! — снова стали показывать из щели свои куцые хвостики. Я сорвал листок голубой травы и размял его в пальцах. В нос ударил такой резкий запах, что я чихнул. Горькая полынь! Оказывается, запах полыни для блох пострашней, чем едкий дым для комаров. Ай да скворцы-знахари! Почему зяблик — зяблик? Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут? Ну славка-черноголовка — понятно: у самчика беретик чёрный на голове. Зарянка — тоже ясно: поёт всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари. Овсянка — тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает. А вот почему зяблик — зяблик? Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть. И всё-таки назвали вот зяблика зябликом! Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал. Шёл я по лесной тропинке, слышу — зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат — будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: «Витт-ти-ти-ти, ви-чу!» Даже хвостик трясётся! И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-рю!» Будто у него от холода «зуб на зуб» не попадает, этаким дрожащим голоском: «Тр-рюю!»

http://azbyka.ru/fiction/v-lesah-schastl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010