Екатерины, а также вмц. Евфимии Всехвальной, к-рая долго беседовала с ним. Преподобный видел небесный Свет, своего ангела-хранителя, слышал ангельские песнопения. В Житие П. С. описано, что в своей духовной брани он нередко претерпевал бесовские нападки, особенно сильными они были во время его пустынножительства на Синае. Это были и помыслы, к-рые диавол пытался вложить преподобному, и устрашающие шумы, к-рые П. С. слышал, и явления бесов в отвратительном обличье, и прямые физические нападки. Когда П. С. переселился в келью св. Епистимии, то бесы не давали ему присесть, растянув его руки в разные стороны, словно распяли на кресте. Душу его при этом сдавило чувство полной богооставленности. Когда через 4 дня они его отпустили, он упал на землю не в силах пошевелиться (Житие. 2017. С. 236). Этим искушениям П. С. противостоял с великим мужеством. Сказав себе тогда: «С места не сдвинусь. Умру так умру»,- старец пробыл в келье 2 недели и, когда спустился в мон-рь и приобщился Св. Таин, почувствовал утешение, посланное свыше. В 1964 г. из-за болезни П. С. был вынужден оставить келью святых Галактиона и Епистимии и вернуться на Афон, где поселился в каливе святых Архангелов скита Честного Предтечи, принадлежащего Иверскому мон-рю. В этой каливе вокруг П. С. собралось небольшое братство. Духовником самого П. С. был в то время иеросхим. Тихон (Голенков). В 1966 г. о. Тихон стал восприемником П. С. при постриге в великую схиму. Из-за сырого климата у П. С. опять начались проблемы со здоровьем, он был вынужден лечь в больницу в Фессалонике, где ему удалили часть левого легкого. После операции о П. С. заботились благочестивые женщины, к-рые жили полумонашеской группой (сестричеством), и по выздоровлении он помог этим сестрам создать исихастирий (мон-рь) св. ап. Иоанна Богослова близ Суроти, о к-ром заботился до самой своей кончины. Вернувшись на Афон, П. С. поселился в Ипатиевской келье в Катунакиях, где прожил год. В 1968 г. он перебрался в полуразрушенный мон-рь Ставроникита, чтобы помочь монахам его восстановить.

http://pravenc.ru/text/2578686.html

Во время второй мировой войны в этом районе активно действовали партизанские отряды, и фашисты подвергли жестоким репрессиям мирное население (в т. ч. были убиты все мужчины в Калаврите). 8 дек. 1943 г. нем. карательный отряд расстрелял братию М.-С. во главе с игум. Гавриилом (Коссифасом), а также посетителей и работников мон-ря. 14 дек. на обратном пути в Эйо нем. отряд разграбил и поджег М.-С. Но чудесным образом пожар утих, достигнув кладбищенской ц. Всех святых. После окончания второй мировой войны монахи-мегаспилеоты не только восстанавливали обитель, но и помогали местным жителям: напр., насельники М.-С. и мон-ря Агия-Лавра открыли в Калаврите церковный приют. Монастырский комплекс Успенский монастырский собор (кафоликон) горел в 840, 1400, 1640 и 1934 гг. Семиэтажное здание мон-ря претерпело серьезные разрушения во время пожара 1934 г., М.-С. был отстроен заново на гос. средства (1938). Кафоликон находится в просторной пещере отвесного утеса и до пожара 1934 г. занимал 3-й этаж здания. Ко входу в собор вел поднимающийся вверх коридор со сводчатой крышей. Существующий в наст. время кафоликон повторяет крестово-купольную планировку предшествующих соборов и имеет 2 нартекса. Росписи наоса выполнены в 1653 г. иереем Мануилом Андроносом из Нафплиона, а фрески в нартексе - скорее всего в 1808 г. (тогда же был расписан и кладбищенский храм). Г. Сотириу видел в кафоликоне иконы, подаренные мон-рю племянником Ирины Асень, жены Иоанна Кантакузина. Деревянный резной иконостас XVIII в. выполнен хиосским мастером. Бронзовая дверь нартекса украшена рельефными изображениями XVIII в. Проход слева от кафоликона ведет на другой уровень здания. Здесь устроен парекклисион прп. Евфросинии (ранее был посвящен свт. Николаю Чудотворцу; по местному преданию, здесь совершал литургию ап. Лука). Рядом находится парекклисион великомучеников Феодоров, впосл. переименованный в парекклисион преподобных Симеона и Феодора. Недалеко расположены еще 3 храма - вмц. Екатерины, прп. Луки Элладского (Стириота) и св. Таксиархов. А на этаж выше - парекклисион Трех Таксиархов.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

В 1122 г. Д. С. завладел Тбилиси, к-рый на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу Грузинского гос-ва. В 1123 г. освобождением Дманиси завершилось освобождение и политическое объединение Грузии. В авг. 1124 г. к Д. С. прибыли послы из столицы Армении Ани с просьбой о помощи в освобождении города от турок-сельджуков, обещая Д. С. «сдать город». Как пишет «историк Давида», царь за 3 дня снарядил 60-тысячное войско, освободившее Ани и присоединившее его к Грузии. В том же году был присоединен Ширван. В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» (Завещание царя царей Давида Гелатскому мон-рю. 1984. С. 62). Д. С. стал титуловаться как «царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян ( Дундуа Г. , Дундуа Т. 2006. С. 196-198). В 1105 г. по инициативе Д. С. был созван Руис-Урбнисский Собор , 19 правил (уложений) к-рого установили основные дисциплинарные и адм. нормы ГПЦ. Почти полностью был сменен архиерейский состав: недостойные епископы были отлучены от Церкви, кафедры заняли единомышленники царя. Д. С. объединил в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели - Чкондидский епископ) и гос. (мцигнобартухуцеси - канцлер). Став важнейшим лицом в гос-ве и Церкви после царя и католикоса-патриарха, чкондидел-мцигнобартухуцеси, должность которого занял воспитатель царя еп. Георгий, контролировал все ведомства центрального управления. Ему же царь вверил высший апелляционный суд (Жизнь царя царей. С. 327). Объединив под управлением одного архиерея 2 наиболее крупные епархии - Бедийскую (Зап. Грузия) и Алавердскую (Вост. Грузия), Д. С. еще более упрочил церковное единство в Зап. и Вост. Грузии. Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) При Д. С. был возобновлен мон-рь Шиомгвиме , по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по к-рому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до нач. XIX в. «Историк Давида» писал, что Д. С. «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Д. С. также связаны строительные работы в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Д. С. имел тесные связи с крестоносцами. Из письма (1108) кантора ц. Гроба Господня Ансенуса известно, что Д. С. передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции ( Авалишвили. 1989. С. 17-21).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Перенесение останков вел. княгинь из собора Вознесенского мон-ря перед его разрушением. Фотография. 1929 г. Перенесение останков вел. княгинь из собора Вознесенского мон-ря перед его разрушением. Фотография. 1929 г. Императоры и императрицы во время пребывания в Москве обязательно посещали Вознесенский собор Московского Кремля. В 1861 г. вел. кнж. Ольга Николаевна вложила в него полный набор священнических и диаконских облачений из серебряного глазета ( Пшеничников. 1894. С. 71). В Музеях Московского Кремля сохранились одежды схимонахинь кон. XIX в.: 2 схимы, епитрахиль (?), аналав. К одной из схим была приложена записка, согласно к-рой во время посещения М. В. м. цесаревич Николай (впосл. имп. св. Николай II Александрович), услышав рассказ о подвигах схим. Марии, поцеловал ей руку. Во 2-й пол. XIX в. в обители были помещения и службы для поддержания немощных инокинь, существовала школа для девочек-сирот. При игум. Евгении (Виноградовой) были открыты живописная школа, уч-ще для девушек знатного сословия. Игум. Евгения организовала в 1907 г. запомнившийся москвичам праздник в честь 500-летия основания Вознесенского собора. К юбилею было написано много икон и выпущены памятные металлические образки с ее изображением на фоне М. В. м. и с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или «Успение Пресв. Богородицы» на обороте в память о приделах Вознесенского собора. Вероятно, ок. 1907 г. была написана местная икона прп. Евфросинии на фоне Спасской башни Московского Кремля и церкви вмц. Екатерины (1817), хранящаяся в ц. Воскресения Господня в Сокольниках. Дары, поднесенные мон-рю: шитые икона с образом основательницы каменного собора прп. Евфросинии и образ «Вознесение Господне» в наст. время находятся в ГММК. В авг. 1918 г. сестры были выселены из М. В. м., в окт.- храмы опечатали, службы были прекращены. Монахинь во главе с игум. Евгенией перевели в Лефортовскую больницу. Постройки, церковная утварь, ризницы, иконы и иконостасы и проч. передали в отдел по делам музеев и охране памятников при Наркомпросе.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

С К. связаны имена писателей, книжников и переводчиков - прп. Георгия Святогорца , Василия Торел-копили (т. е. «бывшего Торели» - имеется в виду мирское имя Василия), Василия Калипосского, прп. Ефрема Мцире , священников К. Гавриила и Иоанна Иванцмидели-Сапарели, прп. Арсения Икалтойского (Калипосского) и др. В 1040 г., в правление имп. Михаила IV Пафлагона в Византии и царя Баграта IV в Грузии, братья священники Гавриил и Иоанн Иванцмидели-Сапарели по приказу настоятеля К. Василия передали б-ке основанного прп. Прохором Грузином близ Иерусалима Крестового мон-ря переписанный в К. сборник сочинений свт. Григория Богослова и свт. Григория Нисского (СПбФИВ РАН. Р 3. Л. 427- 428; Описание груз. рукописей. 1988. С. 70-78). С именем Василия Калипосского связано также создание списка Житий святых (Sinait. Iber. 71), переданного в память монаха Гавриила неким Петром через свящ. Иоване Хуцеси в груз. общину Екатерины вмц. мон-ря на Синае ( Марр. 1940. С. 205-214). В 1054 г., при визант. имп. Константине IX Мономахе , когда Баграт IV находился в К-поле, иеромонахи Симеон, Георгий и Иоанн Двали переписали в К. богато иллюминированное Алавердское Четвероевангелие (НЦРГ. А 484). Текст Четвероевангелия представляет собой один из редких списков груз. перевода прп. Евфимия Святогорца и содержит иллюстрированный апокриф: переписку правителя Эдессы Авгаря Чёрного (Уккама) и Господа Иисуса Христа. В 1059 г. сборник приобрел проэдр Иоанн, сын проэдра и протоарха Липарита, и пожертвовал его родовому мон-рю Кацхи во имя Пресв. Богородицы (ныне Кацхис-Свети, Чиатурский р-н, Имерети) (Л. 100, 152, 315 об.- 316, 323 об., 341 об.) ( Djobadze. 1976. Р. 12-20; Saminsky. 2006. Р. 19-25). В 1050-1054 гг. в К. было переписано еще одно Четвероевангелие (НЦРГ. S 962). Это маленькая рукопись, по художественным показателям имеющая много общих черт с рукописью Алавердского Четвероевангелия. Качество исполнения миниатюр свидетельствует о том, что в скриптории К. работали опытные мастера, придерживающиеся позиций к-польской школы ( Шмерлинг.

http://pravenc.ru/text/1319989.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ († ок. 1700, Молдавия), патриарх К-польский (10 авг. 1679 - 30 июля 1682, 20 марта 1685 - март 1686, 12 окт. 1687 - 3 марта 1688). Род. на о-ве Хиос. До вступления на Патриарший престол был митрополитом Ларисским. 10 авг. 1679 г. избран патриархом, наречение состоялось 14 или 15 авг. В период его 1-го Патриаршества в апр. 1680 г. был издан праксис об избрании и хиротонии в митрополита Филадельфийского и проэдра Венеции Герасима (Влахоса). В том же году И. присоединил к митрополии Неокесарии Патриаршую экзархию Ионополь (ныне Инеболу, Турция). В 1682 г. объединил митрополии Визии (ныне Визе, Турция) и Мидии (ныне Кыйыкёй, Турция). Тогда же И. утвердил постановление, принятое еще его предшественником Дионисием IV, о присоединении к Деркской митрополии округа ц. св. Стефана, с которой гражданские чиновники Патриархии получали годовой доход в 25 грошей. 30 июля 1682 г. И. был вынужден уступить Патриаршество Дионисию IV, в 3-й раз взошедшему на Патриарший престол. «На содержание» И. получил место митрополита Хиосского. Скорее всего он предпочел остаться в К-поле, добиваясь своего восстановления на Патриаршем престоле. Во 2-й раз И. был избран патриархом 20 марта 1685 г., наречен 18 апр. того же года. В февр. 1686 г. он издал грамоту, подтверждавшую юрисдикцию Иерусалимской Церкви над мон-рем вмц. Екатерины на Синае и осуждавшую архиеп. Ананию Синайского за ношение во время богослужения митры и патриаршего облачения. И. снял с правосл. жителей Афин епитимию, наложенную на них Патриархией за восстание против турок в 1686 г. (см. в ст. Иаков I , митр. Афинский). 2-е Патриаршество И. было недолгим из-за интриг низложенного патриарха Дионисия IV и его сторонников. После оставления престола И., опасаясь нападения противников, укрылся на нек-рое время в доме франц. посла в К-поле. Поздней осенью 1678 г. он встретился в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария) с великим везиром и упросил его помочь вернуться на престол. 12 окт. 1687 г. он опять стал патриархом, однако уже 3 марта 1688 г., «устав от дел», удалился на покой в Молдавию, где и скончался. Он успел издать сигиллий о даровании ставропигии мон-рю св. Иоанна Предтечи на о-ве Китнос. И. был похоронен в мон-ре Голия в Яссах. Свои облачения, священные сосуды и 500 грошей на изготовление св. мира он завещал патриаршему храму св. Георгия в К-поле. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 603-606; Πατρινλης Χ. Γ. Ικωβος πατρ. Κωνσταντινουπλεως//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 642. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200251.html

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

Иконостас придела прав. Анны включает 2 иконы, написанные в кон. XVI в. Фомой Вафасом,- «Христос Вседержитель на престоле» и «Пресв. Богородица на престоле» - и икону «Прав. Анна с Пресв. Богородицей на руках» 1620-1630 гг. На царских вратах под «Благовещением» изображены небесные покровители ктиторов - свт. Герман, патриарх К-польский, и прп. Парфений, еп. Лампсакский. Некогда стены и свод придела были расписаны фресками со сценами Апокалипсиса, но красочный слой осыпался от влажности. К пещере и к приделу прав. Анны впосл. были пристроены нартекс и экзонартекс. Слева в нартексе находится могила дидаскала Даниила (Керамевса). Пещера Апокалипсиса окружена разновременными постройками. Парекклисионы вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, кельи и сад были устроены в нач. XVI в. Кесарийским митр. Григорием с о-ва Нисирос, подвизавшимся и впосл. погребенным здесь. Позднее прп. Макарием Патмосским и затем Даниилом, митр. Визийским, были сооружены др. здания. Последние постройки были возведены в 1903-1905 гг. схолархом Патмиады иеродиак. Александром (Дипланасом; впосл. митрополит Кидонийский). О. В. Л. Библиотека Рукописи Сцена из жития прав. Иова. Миниатюра из Книги Иова. IX в. (Patm. 171. Fol. 44) Сцена из жития прав. Иова. Миниатюра из Книги Иова. IX в. (Patm. 171. Fol. 44) Ядро монастырской б-ки составили книги, привезенные на Патмос прп. Христодулом. В 1103 г. была сделана 1-я опись монастырской б-ки, сохранившаяся в копии 1200 г. Согласно этой описи, число книг достигало 330 единиц, из к-рых 267 были написаны на пергамене и 63 - на бомбицине. Среди них находились соч. «Категории» Аристотеля, неск. списков аскетических сочинений свт. Василия Великого, «Катехизиса» прп. Феодора Студита, «Евергетиноса» прп. Павла Евергетидского. Б-ка постоянно пополнялась за счет вкладов. Значительное число рукописей было подарено мон-рю, в т. ч. императорами, патриархами и знатными лицами. В XII в. в И. Б. м. поступили рукописи с Родоса, Хиоса и Крита. В XII в. в И. Б. м. существовал скрипторий, о чем свидетельствует запись 1180 г. в рукописи Patm. 175. Хранящееся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае Евангелие-тетр Sinait. gr. 157 (XII в.) было написано «на Патмосе в пещере Апокалипсиса монахом Иоанном при игумене Феоктисте», о чем говорится в колофоне ( Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent. Р. 163).

http://pravenc.ru/text/471591.html

В XIX в. известны фронтальные ростовые изображения П. в композициях с избранными святыми. Так, образ П. присутствует на иконе «Прп. Алексий, человек Божий, свт. Модест, патриарх Иерусалимский, и прп. Пахомий Кенский» 1-й трети XIX в., происходящей из часовни Рождества Пресв. Богородицы в дер. Тамбич-Лахта в окрестностях Кенозера (АМИИ). Святой облачен в мантию и схиму, куколь опущен на плечи, в левой руке держит свиток, правой - двуперстно благословляет (эта особенность, очевидно, связана с тем, что район Кенозера входил в состав Олонецкой губ., где сильным было влияние старообрядцев). Подобное изображение происходит из часовни прп. Антония Сийского на о-ве Поромском (остров принадлежал Кенскому мон-рю). В ней сохранился двухъярусный иконостас кон. XIX - нач. ХХ в., в составе местного ряда - образ прп. Антония Великого и П., созданный иконописцем с. Ошевенского Каргопольского у. Ф. С. Боровским (Нац. парк «Кенозерский»). Святой изображен прямолично, в рост, в черной мантии, темно-синей схиме, на голове черный куколь, кисть правой руки выступает из-под мантии в благословляющем жесте, в левой руке свиток; у него относительно небольшая округлая седая борода. Скорее всего в кон. XIX - нач. ХХ в. Боровский написал еще неск. икон с изображением каргопольских святых (преподобных Кирилла Челмогорского, Александра Ошевенского, П.) в технике масляной живописи для церквей с. Лядины. Святые представлены фронтально в рост, П.- в темной мантии и зеленой схиме, без куколя, правая рука с четками прижата к груди, в левой, опущенной вниз,- свиток (Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей). Образ П. имеется на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви (работа мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге), в Музее правосл. Церкви в Куопио и в Нововалаамском мон-ре в Финляндии («труд валаамских иноков»). Иконография была разработана в мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или в Валаамском Преображенском мон-ре (образ из ц. Всех преподобных, в посте просиявших; описание иконы в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. см.: АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). П. изображен 2-м справа в 3-м ряду, с четками и игуменским посохом в руках (или только с посохом), седые волосы разделены на прямой пробор, борода округлая, средней величины. Тип иконографии Собора Карельских чудотворцев в сокращенном варианте (13 святых) известен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). П. представлен в правой группе вверху в зеленом куколе, с окладистой седой бородой. Близкая по композиции литография с образом Олонецких чудотворцев помещена на фронтисписе в «Олонецком патерике» ( Никодим (Кононов), архим. 1910). В центре - прямоличный образ прп. Александра Свирского, по сторонам от него - по 6 фигур преподобных, в их числе П.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

В сер. XVIII в. в Решме и Нагорном вместо деревянных были возведены 4 каменных приходских храма. В 1754 г. в Нагорном был освящен 5-главый бесстолпный 3-апсидный Воскресенский холодный храм с шатровой колокольней. Вероятно, тогда же рядом возвели и теплый Никольский храм. Вскоре в Решме была построена и приходская Христорождественская ц., также имевшая летнее и зимнее помещения. Летний храм в честь Рождества Христова был 5-главым, 3-апсидным, с высокой шатровой колокольней; небольшой зимний - в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом прп. Иоанна Рыльского. В 60-х гг. XVIII в. в мон-ре на пожертвования жителей Решмы, Нагорного и всей Юмахонской вол. был выстроен и в 1767 г. освящен каменный Троицкий собор с шатровой колокольней и 2 приделами: правый - во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского и левый - вмц. Екатерины. Все 4 храма Решмы и Нагорного стояли рядом: храмы Нагорного - на вершине, храмы Решмы - под ними, на склоне. В 1-й пол. XIX в. все церкви окружила каменная ограда с металлической решеткой. Внутри ограды находилось кладбище. Церковный Нагорно-Решемский ансамбль уникален тем, что ни в одном др. селе на В. Волге такого количества приходских храмов не было. Своеобразие ансамблю придавали 2 высокие шатровые колокольни-близнецы, возносившиеся над берегом Волги. На рубеже XVIII и XIX вв. у стен монастыря была учреждена Макариевская Решемская ярмарка (впервые упом. в 1813), приуроченная к 25 июля, главному престольному празднику обители - дню памяти прп. Макария. Ежегодно ярмарка проходила с 23 по 26 июля. В числе товаров, продававшихся на ярмарке, были холсты, изготовлявшиеся местными крестьянами. В 1796 г. к мон-рю была приписана Рождественская муж. пуст. на р. Нодоге, находящаяся за Волгой, в 25 верстах от Решмы. Согласно жалованной грамоте царя Феодора Алексеевича от 16 янв. 1682 г., Рождественская пуст. основана в 1645 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Иосифа , «по челобитью черного попа Ионы» (Костромские ЕВ. 1904. 9. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010