В 1862 г. Е. в. м. посетил известный путешественник-востоковед, бывш. министр народного просвещения А. С. Норов, в 1865 г.- историк и общественный деятель Д. Д. Смышляев. В 1870 г. византинист, археолог и археограф, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) пробыл в Е. в. м. неск. недель и составил описание синайских рукописей ( Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) - исследователь синайских рукописей: По страницам дневника//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 197-225). В 1871 г. синайским архим. Григорием была построена 3-ярусная колокольня, украшенная 9 колоколами, присланными из России. После низложения в 1872 г. Иерусалимского патриарха Кирилла II в связи с вопросом о «болгарской схизме» российское правительство наложило секвестр на доходы с бессарабских имений, принадлежавших Иерусалимскому Патриархату (в т. ч. и на владения Е. в. м.). Внутренний вид кафоликона мон-ря вмц. Екатерины Внутренний вид кафоликона мон-ря вмц. Екатерины В эти годы условия жизни синайских насельников по-прежнему оставались крайне тяжелыми, поэтому не всякий инок, желавший нести свой подвиг на Синае, смог выдержать и преодолеть многочисленные трудности. Как сообщалось в 70-х гг. XIX в., «по тягости ли жизни, по скудости ли средств к существованию, по отдаленности ли Синая монахи остаются в ведении тамошнего монастыря не долго, редкий из них проживет там лет пять» (Монастырь на Синайской горе. 1875. С. 11). Н. П. Кондаков , специалист в области церковного искусства, побывавший на Синае в 1881 г., сообщает, что в Е. в. м. «монахи все из греков и один только русский, отец Симеон, из отставных, которого при нас не было - он ушел в Тифлис. Почтенный архиепископ... часто нам об о. Симеоне рассказывал, какой тот умный и ловкий, и как он его намерен в иеромонахи произвести, хотя он и неграмотный» ( Кондаков. 1882. С. 46). Избранный 9 авг. 1885 г. Синайским архиепископом Порфирий I (Павлидис), уроженец о-ва Закинф, прожил ок. 5 лет в мон-ре св. Екатерины в Киеве, управляя Киевскими подворьями, затем - в Молдавии и К-поле. Хиротонию он получил от Иерусалимского патриарха Никодима. Порфирий I отличался «выдающимся умом, энергией и дипломатическим тактом, прекрасно благоустроил монастырь во внутреннем и хозяйственном отношении и пользуется большим уважением на Синае и в Каире за свои высокие нравственные качества» (История Христианской церкви. 1901. С. 333).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Строитель (1865-1870) иером. Варсонофий за широкую благотворительную деятельность (особенно в отношении Рогожского этапа, где много лет служил в церкви) получил 6 благодарностей от митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) . Иером. Варсонофий обеспечил поступление в монастырскую казну дополнительных доходов и покрыл долги обители, появившиеся при его предшественнике. Занимаясь административно-хозяйственными делами, иером. Варсонофий не уделял внимания братии, что и стало причиной его увольнения от должности в 1870 г. «ввиду полного равнодушия к печальному и возмутительному событию, произошедшему в пустыни». Имеется в виду убийство неизвестными преступниками 16-летнего келейника настоятеля Григория Иванова, тело к-рого нашли в пруду. Настоятель не сообщил об исчезновении юноши, а спустя 2 недели, когда ему сказали, что тело обнаружено в пруду, равнодушно уехал по делам в Москву. Распоряжением от 29 сент. 1870 г. иером. Варсонофия перевели в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь на больничную вакансию при богадельне. Настоятель Е. м. (1902-1908) игум. Мартирий (Михайлов) был убит в своей келье эсерами 13 сент. 1908 г. при попытке ограбления. Игум. Пантелеимон (Орлов) настоятельствовал в Е. м. с 25 окт. 1915 г. до закрытия пустыни в янв. 1918 г., когда монахи были переведены в серпуховской Высоцкий мон-рь, а здания переданы Красностокскому жен. мон-рю, эвакуированному в 1914 г. из Гродненской губ. (см. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ). В XIX в. в Е. м. подвизались чтимые братией старцы-иеромонахи Иаков и Нифонт († 1868). 24 нояб. 1674 г. храм в Екатерининской роще посетил митр. Сарский и Подонский Павел , 22 июня 1677 г. и 11 окт. 1679 г. (к освящению Екатерининской ц. вместе с кн. В. В. Голицыным, М. Г. Ромодановским и др.) - царь Феодор Алексеевич, 15 июня 1894 г. - митр. Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) в сопровождении настоятеля Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Валентина. В нач. XIX в. в Е. м. побывал архим. Фотий (Спасский) , славившийся необычайной щедростью. Стремясь помочь обновлявшейся пустыни, архим. Фотий передал настоятелю «на поддержание монастыря и на нужды братии» свой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Но этот дар, оцененный в 9 тыс. р. ассигнациями, не был употреблен в дело, а почтительно хранился в ризнице (впосл. водворен на чудотворную храмовую икону вмц. Екатерины). Слух о подарке распространился по округе, летом 1835 г. грабители украли из мон-ря золоченую серебряную чашу для Св. Даров, обложенное серебром напрестольное Евангелие, драгоценные ризы и оклады и др. ценные предметы, но крест не нашли.

http://pravenc.ru/text/189639.html

Под эгидой Е. в. м. находилась муж. школа Абетион, основанная в 1860 г. в Каире на средства братьев Рафаила и Анании Абетов (Амбетов), греч. купцов, имевших российское подданство. Школа Абетион давала начальное, среднее гуманитарное (гимназия) и среднее техническое образование и содержалась на проценты с оставленного братьями Абетами капитала. Этой школой заведовала особая комиссия (эфория) при участии одного из представителей семьи Абет и 5 выборных членов от каирской греч. правосл. общины. Председателем комиссии являлся Синайский архиепископ, поскольку наследники Р. Абета дополнили его завещание этим условием. Мн. деятели Синайской и Александрийской Церквей кон. XIX - нач. XX в. были выпускниками школы Абетион. Первоначально школа включала 4 подготовительных класса (прогимназия) и 3 класса средней школы; в ней обучались дети только из правосл. семей. Школьная программа соответствовала программе, действующей в Греческом королевстве. Основным языком был греческий, в качестве иностранных преподавались арабский и французский ( Κοντογιννης. 1987. Σ. 329). С 1888 г. преподавался также рус. язык, т. к. школа находилась под покровительством российских императоров, а рус. дипломатический агент при егип. хедиве состоял ее почетным попечителем. В кон. XIX - нач. XX в. в школе ежегодно обучалось до 200 чел. (История Христианской Церкви. 1901. С. 233). В наст. время школа Абетион состоит из 3 отд-ний: греческого, арабского и англо-арабского, в которых начальное и среднее образование получают до тысячи учащихся из Египта и Греции в соответствии с принятой в Греции образовательной программой. В 1860 г. имп. Александром II на Синай была послана 2-я серебряная рака для мощей вмц. Екатерины, к-рая, как и рака 1689 г., находится в алтаре собора. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Утрата владений Е. в. м. в Сербии и в Дунайских княжествах, секуляризованных господарем Александру Кузой, и имущества др. греч. монастырей в период реформ 1858-1864 гг. вызвала экономический кризис обители.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя св. равноап. кн. Владимира и вмц. Екатерины в Краснотурьинском мон-ре. 2013 г. Фотография. 2014 г. Церковь во имя св. равноап. кн. Владимира и вмц. Екатерины в Краснотурьинском мон-ре. 2013 г. Фотография. 2014 г. (Нижнетагильской и Серовский епархии Екатеринбургской митрополии), находится на окраине г. Краснотурьинска Свердловской обл. Основан решением Синода от 6 окт. 1995 г. при храме во имя. вмч. Пантелеимона, возведенном в 1904 г. (?) на Суходойском руднике близ пос. Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск). 14 мая 1896 г. местное Сообщество в честь ознаменования Свящ. коронования имп. Николая Александровича и имп. Александры Феодоровны постановило выделить ассигнование (6 тыс. р.) на постройку Суходойской церкви-школы. Часть здания занимало Суходойское народное уч-ще (учреждено в 1886), др. часть - ц. во имя вмч. Пантелеимона. Деревянный корпус на каменном фундаменте имел 2 входа, каждое крыльцо было отделано пилястрами. Церковь с 2-ярусной крышей завершают 3 главки. Карнизы украшены резьбой, на отдельных участках в виде растительного орнамента. В 1930 г. церковь была закрыта, в здании размещалось общежитие. В 1989 г. храм вместе с 2-этажным домом и небольшим участком земли был передан РПЦ. 20 июля 1990 г. состоялось вторичное освящение Пантелеимоновского храма, в 1991 г. были установлены новые позолоченные купола. В К. м. восстановлен деревянный храм вмч. Пантелеимона, в к-ром совершаются регулярные монастырские службы. В 2007-2013 гг. был возведен 2-престольный каменный храм во имя равноап. вел. кн. Владимира и вмц. Екатерины, с колокольней, освященный 20 июля 2013 г. еп. Нижнетагильским и Серовским Иннокентием (Яковлевым) в сослужении духовенства епархии. В обители имеются 2-этажный кирпичный сестринский корпус (построен в 1995-1999), игуменский корпус, а также здание, в к-ром разместились трапезная и церковно-приходская школа (открыта в окт. 2001). На территории мон-ря установлены 5 теплиц, в к-рых выращивают овощи, цветы; в саду растут яблони, кусты смородины. Рядом с К. м. имеется св. источник. В 2005 г. мон-рю передано здание городской часовни во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Она была построена в 70-х гг. XIX в. на средства местных жителей в честь отмены крепостного права, в советское время использовалась как трансформаторная будка, в 90-х г. ХХ в. была отреставрирована.

http://pravenc.ru/text/2458963.html

Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) Карта мира и рая с персонификациями ветров и океана. Миниатюра из Топографии Космы Индикоплова. Нач. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) В нач. XV в. один из книжников, трудившихся в ц. вмч. Георгия, иером. Елисе (Чиданисдзе), составил груз. Синодик Синая - «Летопись и поминание святого монастыря» (Sinait. Iber. 77. Л. 192-205 - Клдиашвили. 2008. С. 161-182 (груз. текст); 213-227 (англ. перевод)), по к-рому в храме каждую субботу молились «о здравии, твердости, непоколебимости» груз. царя и о груз. подвижниках Синая. В Синодике также поминаются груз. цари святые Мириан , при к-ром была крещена Грузия, Вахтанг Горгасали , при к-ром Грузинская Церковь получила автокефалию, Давид IV, названный в Синодике Агмашенебели (Строителем, т. е. ктитором), цари и царицы XI-XVI вв., католикосы и епископы Грузии, монахи, подвизавшиеся в Иерусалиме и на Синае, строитель Крестового мон-ря в Иерусалиме прп. Прохор Грузин и настоятели этого мон-ря в XI-XIV вв., груз. братия Гроба Господня , груз. паломники на Св. земле (миряне и духовные лица), представители фамилий Джакели, Дадиани, Гуриели, Зедгинисдзе, Панаскертели-Цицишвили и др.- всего ок. 300 имен деятелей IV-XVI вв. Последние сведения о поминаемых внес в Синодик в 40-х гг. XVI в. иером. Маркоз (Маракисдзе) из монастыря Хандзта в Юж. Грузии. В 1479 г. Е. в. м. посетил Зебальден Риттер Младший: от подвизавшихся в мон-ре грузин он получил сведения о том, что кисть правой руки вмц. Екатерины хранилась в то время в Грузии ( Григорий (Перадзе). 1995. С. 119-120), предположительно на посвященном мученице Тбилисском подворье Е. в. м. (не сохр.) ( Клдиашвили. 2008. С. 82), которое, по мнению груз. историка XIX в. П. Иоселиани , было основано царем св. Давидом IV. Подворье было разрушено Тамерланом в кон. XIV в. и персами при разорении Тбилиси (1795), восстанавливалось в 1430 г., при груз. царе Александре I (1412-1442).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

«Христос на троне» (ок. 1250) и «Сорок мучеников Севастийских» (кон. XIII в.). Иконы посл. трети XIII в. представляют явление, свидетельствующее о нарастающих взаимоотношениях с К-полем и возрождении греч. искусства (напр., иконы «Богородица Панагия на троне, с предстоящими ангелами», «Прав. Симеон Богоприимец»). Возможно, в самом монастыре обращались к классическим памятникам нач. XIII в., напр. к Деисусу, от к-рого сохранились только иконы архангелов и апостолов. Визант. иконопись XIV в. свидетельствует о налаживании контактов с К-полем. Памятники этого времени представляют собой небольшие иконы для личного обихода, зачастую - триптихи или полиптихи (складни) с разнообразными сюжетами, предназначенные для литургического использования,- они были поклонными иконами. К нач. XIV в. восходят 2 сохранившиеся боковые створки триптиха с фигурами св. воинов Феодора Тирона и Георгия (вверху) и преподобных Саввы, Онуфрия, Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина (внизу). Большая часть складней в Е. в. м. вкладные, напр. маленький 6-частный складень (гексаптих) с изображением 12 праздников (ок. сер. XIV в.). Небольшого размера (32 ´ 23 см) икона со сложной программой - «Распятие с праздниками и сценами Страстей» - датируется 2-й пол. XIV в. Ок. 1400 г. в К-поле выполнен 2-частный складень «Богоматерь Одигитрия. Снятие с креста», представляющий собой один из лучших образцов искусства этого периода. В это время в мон-ре в качестве даров появляются и произведения западноевроп. искусства, посвященные вмц. Екатерине,- алтарная завеса «Св. Екатерина, со сценами из жития», выполненная ок. 1330 г. в Италии, створка алтаря с изображением вмц. Екатерины 1387 г.- подарок посла Каталонии в Дамаске Б. Мареса. В собрании Е. в. м. присутствуют иконы преимущественно небольших размеров, датируемые 1-й пол. XV в. Новые черты иконографии обусловлены систематическим копированием живописи XIII в. Сохранились иконы, происходящие из различных христ. общин, с к-рыми у мон-ря были тесные связи. По причине народного характера живописи этих памятников, практически неизученных, существуют значительные трудности в их датировке. В нек-рых прослеживается влияние Запада. Еще один значительный комплекс произведений связан с первыми примерами итало-критской живописи. Во 2-й пол. XV в., несмотря на падение К-поля, на Синае было отмечено перепроизводство икон, обусловленное экономическим расцветом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В советское время храм прп. Сергия частично был разрушен (передан РПЦ в 1993). После возвращения из лагеря и ссылки неск. инокинь поселились в с. Виноградове (ныне частично в черте Москвы) и близ него, где во Владимирском храме служил схиархим. Иларион (Удодов), бывш. насельник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, а затем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря . С 20-х гг. XX в. он окормлял ивановских монахинь. Нек-рые сестры похоронены на Старом Марковском кладбище. В кон. 1991 г. в бывш. монастырской часовне поселились Екатерина Ростковская (в иночестве Елисавета, в схиме София), к-рая считается 1-й насельницей возрожденного мон-ря. В 1992 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. И. м. был приписан к храму равноап. вел. кн. Владимира в Ст. Садех, настоятель к-рого прот. Сергий Романов в 1987-1990 гг. служил во Владимирском храме с. Виноградова. В том же году в бывш. зданиях причта М. И. м. была открыта Свято-Владимирская правосл. гимназия. К 1995 г. сложилась небольшая сестринская община (10 чел.), службы совершали в возвращенном бывш. больничном Елисаветинском храме (освящен 28 апр. 1995). 5 мая 1999 г. при М. И. м. было учреждено Патриаршее подворье. 11 авг. 2000 г. решением Синода М. И. м. был открыт. В 2001 г. в Соборе Московских святых была прославлена блж. Марфа. Летом 2001 г. ко дню праздника Рождества св. Иоанна Предтечи монастырский собор был передан обители. Патриаршим указом от 26 дек. 2001 г. настоятельницей М. И. м. была назначена благочинная Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Афанасия (Грошева), 11 сент. 2007 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 2002 г. обители были возвращены ее главные святыни - древняя икона св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч, а также икона прп. Елисаветы Чудотворицы. 19 янв. того же года в соборе была отслужена 1-я всенощная служба. 27 марта обитель впервые посетил патриарх Московский Алексий II и передал насельницам Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери. 11 сент. 2002 г. в М. И. м. состоялась 1-я архиерейская служба, которую возглавил архиеп. Истринский Арсений (Епифанов) , и отслужен молебен на ступенях монастырского собора. В 2003 г., в канун 4-й недели Великого поста, в М. И. м. состоялись первые постриги: в иночество были пострижены 4 сестры, стоявшие у истоков возрождения обители. 24 дек. 2004 г. Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских прот. Алексия Петровича Скворцова (1875-1938), служившего в приходском храме бывшего мон-ря. 6 окт. 2006 г. канонизирован др. пастырь, служивший в М. И. м.,- прот. сщмч. Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937). Они были расстреляны на Бутовском полигоне. 11 сент. 2008 г. в подклете собора открылся монастырский музей истории обители. При восстановительных работах были обнаружены склеп благотворителей купцов Винокуровых и захоронение игум. Филареты (Ивановой; † 9 авг. 1907) с надгробным памятником.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

(Памятники Синая. 1925. С. IX; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 45-46). Наиболее ранние источники, свидетельствующие о пребывании грузин на Синае, относятся к IX в., когда груз. книжники и монахи, теснимые в Палестине мусульм. экспансией, перевезли на Синай монастырские б-ки из мон-рей св. Саввы Освященного (Сабацминда), Палавры (от Παλαι λαρα - Старая лавра) и др. Сведения о грузинах, пребывавших в Е. в. м. в араб. период и эпоху крестоносцев, содержатся во мн. колофонах и записях пилигримов, сохранившихся в груз. рукописях скриптория Е. в. м., а также в ктиторских надписях пожертвованных на Синай икон и груз. эпиграфике ( Клдиашвили. 1989. C. 117-135; Схиртладзе. 1998. С. 61-72). Ворота Исповедания близ мон-ря вмц. Екатерины Ворота Исповедания близ мон-ря вмц. Екатерины На Синае груз. книжники продолжили лит. деятельность и создали крупный центр груз. письменности, т. н. синайскую лит. школу. В 864 г. учеником прп. Григория Хандзтийского переписчиком Макаром Лететели в дар синайской груз. общине был преподнесен созданный в лавре св. Саввы Освященного Синайский Многоглав (Sinait. Iber. 32-57-33, 864 г.) - наиболее ранняя датированная груз. рукопись, содержащая 50 сочинений 18 отцов Церкви. В IX-X вв. на Синае трудились книжники и каллиграфы Иоанн Минчхи , Иоанн-Зосим , Иоанн Кумурдойский, Микаел Катамонели, Квирике Мидзнадзорели, Езра Кобулеанисдзе и др. Груз. монахи подвизались в ц. прор. Моисея на горе Хорив (X-XI вв.; Sinait. Iber. 15, 19; груз. эпиграфика церкви), в ц. во имя Пресв. Богородицы близ ц. прор. Илии на горе Хорив (XII-XIII вв.; Sinait. Iber. 81) и др. В рукописи Sinait. Iber. 6 (984) сделана запись о пребывании грузин в Синацминда (груз. Святой Синай): речь могла идти как о Синае в целом, так и о Е. в. м. ( Tarchnisvili. 1958. Р. 179; Chitty. 1995. Р. 169; Алексидзе. 2000. С. 16-18). Однако основным средоточием груз. диаспоры на Синае был Е. в. м., во многих груз. источниках упоминаемый как монастырь «Купины», «Богоматери Купины» (Макловани, Маклуана, от груз.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010