Ιεροσλυμα, 1987; Griffith S. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. 1988. Vol. 78. P. 1-28; Весела З. К вопросу о положении христ. Церкви в Османском гос-ве//Османская империя: Гос. власть и соц.-полит. структура. М., 1990. С. 118-131; Августин (Никитин), архим. Синайский мон-рь и Россия: Рус. благотворительность Синайской обители//Россия, Запад и мусульм. Восток в новое время. СПб., 1994. С. 91-122; он же. Рус. паломники у христ. святынь Египта. СПб.; М., 2003; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994h; Монастыри св. Екатерины: Синай-Россия: Посвящ. 340-летию Св.-Екатерининского муж. мон-ря в России. М., 1998; Richards D. Some Muslim and Christian Documents from Sinai Concerning Christian Property//Law, Christianity and Modernism in Islamic Society. Leuven, 1998. P. 161-170; Tzaferis V. Early Christian Monasticism in the Holy Land and Archaeology//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present. Leuven, 2001. P. 317-321; Захарова А. В. Обзор мат-лов российских архивов о приобретении Синайской Библии//Чт. памяти проф. Н. Ф. Каптерева, 2-е: Мат-лы. М., 2004. С. 33-45; Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 434-448 [исслед.]; Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собр. РГАДА//Там же. С. 418-433 [исслед.]; она же. Реликвии христ. Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 91-128; Mouton J.-M., Popesku-Belis A. Une description du monastère Sainte-Catherine du Sinaï au XIIe siècle: Le manuscrit d " Abu   l-Makarim//Arabica. 2006. T. 53. Fasc. 1. P. 1-53; Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI - 1-я пол. XIX в.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2007. 1(7). С. 68-98. Э. П. А., архим. Августин (Никитин), диак. Игорь Якимчук Грузины На Синае грузины (монахи Микаел и Евстати) появились не позднее VI в.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

возродилась Ж. л. на среднеангл. языке, к-рая формировалась под влиянием континентальной, прежде всего франц., традиции. К этому периоду относятся анонимные Жития великомучениц Марины (Маргариты) Антиохийской, Екатерины Александрийской и мц. Иулиании Никомидийской, написанные ритмизованной прозой. Ок. 1280 г. на юге Англии, в районе Вустера или Глостера, был составлен сборник поэтических сказаний о святых, т. н. Южноанглийский легендарий. Он представляет собой собрание материалов для проповедей; в различных его редакциях содержится от 100 до 180 сказаний, к-рые расположены в порядке литургического года. Кроме житий общехрист. и континентальных святых, в основу к-рых легли тексты из «Золотой легенды», в сборник вошли переложения евангельских и ветхозаветных сюжетов, а также жития мн. англ. и кельт. святых. В целом стилистика этих произведений, содержащих красочные подробности, близка к стилистике популярного в то время жанра рыцарского романа. Особый интерес с художественной т. зр. представляют Жития св. Патрикия (Патрика), св. Брендана и св. Кенельма. Т. н. Североанглийский легендарий вошел в состав собрания проповедей, составленного ок. 1350 г. предположительно в Дареме. Он содержит 34 стихотворных сказания, гл. обр. об апостолах и о раннехрист. мучениках; из англ. святых в нем упоминается только Фома Бекет. Большей оригинальностью отличается Англо-шотландский легендарий, составленный в это же время в Абердине и приписываемый Дж. Барбуру. В нем рассказы о святых расположены в соответствии с их чином (епископы, монахи и т. п.). На рубеже XIV и XV вв. Ж. л. на среднеангл. языке испытала влияние светской философской аллегорической поэзии. К 1-й пол. XV в. относятся поэмы о святых, написанные последователями Дж. Чосера. Из них наибольший интерес представляют сочинения мон. Джона Литгейта (1370? - 1449?) из мон-ря Бери-Сент-Эдмундс, посвященные Пресв. Богородице, св. Эдмунду и Фремунду, вмц. Маргарите, блж. Августину, св. Эгидию, чудесам св. Эдмунда. Ок. 1447 г. августинец Осберн Бокенхам составил агиографический сборник, в к-рый вошло 13 жизнеописаний св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Из записок Синайского богомольца//ТКДА. 1873. 9. С. 348-354; Отчет Имп. Публичной б-ки за 1899 г. СПб., 1900. С. 153-157; Розов В. А. Болгарские рукописи Иерусалима и Синая//Минало. София, 1914. Кн. 9. С. 16-35; он же. Српски рукописи Jepycaлuмa и Cuhaja//Jyжhocлobehcku филолог. 1925/1926. 5. С. 118-129; Сперанский М. Н. Слав. письменность XI-XIV вв. на Синае и в Палестине//ИОРЯС. 1927. Т. 32. С. 43-118; Snoj A. Staroslovenski rokopisi v sinajskem samostanu Sv. Katarine//Bogoslovski vesnik. 1936. N 3. S. 161-180; Розов Н. Н. Южнославянские рукописи Синайского мон-ря//Научные докл. Высш. школы. Сер.: Филол. науки. 1961. 4. С. 129-138; Попов Г. Новооткрито сведение за преводческата дейност на бълг. книжовници от Св. гора през първата пол. на XIV в.//Български език. 1978. 5. С. 402-410; Загребин В. М. О происхождении и судьбе нек-рых слав. палимпсестов Синая//Из истории рукописных и старопечатных собраний [ГПБ]: Исслед., обзоры, публ. Л., 1979. С. 61-80 (То же// О н же. Исследования памятников южнослав. и древнерус. письменности. М.; СПб., 2006. С. 215-231); Altbauer M., Mare š F. V. Fragmentum glagoliticum evangeliarii palaeoslovenici in codice Sinaitico 39 (palimpsestum)//Anzeiger d. philol.-hist. Kl. d. Osterreichische Akad. d. Wiss. W., 1981. Bd. 117. S. 139-152; Станчев К. Неизвестные и малоизвестные болг. рукописи в Париже//Palaeobulgarica. 1981. N 3. С. 85-91; Л. Белешке о писарима неких српских рукописа у манастиру св. Катарине на Cuhajy//АрхПр. 1982. Бр. 4. С. 19-62; Куев К. Съдбата на старобълг. ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 75, 131, 192-194, 199-200, 239-240; Велчева Б. Новооткрити ръкописи в Синайския манастир «Света Екатерина»//Palaeobulgarica. 1988. N 3. С. 126-129; Tarnanidis I. C. The Slavonic Manuscripts, Discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988 (рец.: Шnaдujep И.//АрхПр. 1990. Бр. 12. С. 341-347; Момина М. А.//ВЯ. 1990. 6. С. 143-146); Taube M. An Early 12th Cent. Kievan Fragment of the Беседа трех святителей//HUS.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Мозаики VII в.- самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греч. Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизант. искусства, принципы к-рой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 625), ц. Сан-Теодоро на Палатине (642-649), ц. Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро ин Винколи (ок. 680), а также фрески ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос (VII в.), мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я пол.- кон. VI в.)). Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в нек-рых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехрист. живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.

http://pravenc.ru/text/178245.html

В росписях палеологовского времени М. изображен как воин: на фресках работы Мануила Панселина в парекклисионе прп. Евфимия базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (1302/03); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1320); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60). Начиная с XIII в. воинское облачение М. часто дополняют шлем и кираса, а фигура святого представлена в сложном ракурсе, напр. в росписи: ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/95); ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); мон-ря Дечаны (ок. 1340); ц. свт. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384/85). Сцена мучения М. входит в состав настенных минологиев в притворах соборов мон-ря Христа Пантократора в Дечанах (1350) и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391). В поствизант. живописи сохранились и мученический и воинский типы иконографии, первый встречается чаще, напр. в росписи Кремиковского мон-ря в Болгарии (1493); мон-ря Анапавса в Метеорах (мастер Феофан Критский) (1527); афонского мон-ря Дионисиат (мастер Дзордзис Фукас) (1547); Б. Метеорского мон-ря (1552); ц. ап. Иоанна Богослова в мон-ре Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1552), а также на иконе «Святые Меркурий и Артемий» (2-я пол. XVI в., собрание Р. Андреадиса). В поствизант. период появился вариант воинского типа иконографии М. с изображением в 3/4-ном повороте, с наклоненной головой, он словно пронзает копьем поверженного противника, напр. в росписи мон-рей в Янине - свт. Николая (Агиос-Николаос-тон-Филантропинон) (ок. 1542), Дилиу (1543), св. Иоанна Предтечи (1824). Такой же вариант изображения на иконе «Святые Меркурий и Екатерина» XVII в. (собрание митрополии в Верии); каждое изображение этих святых обусловлено общим днем памяти. Примечательный вариант иконографии святого встречается в копт. искусстве - как и мч. Христофора, М. изображают с песьей головой (напр., на поздней копт. иконе из Каирского музея), что связано с влиянием на иконографию великомученика александрийской версии его Жития. На Руси

http://pravenc.ru/text/2563008.html

В поствизант. живописи образ Е. встречается очень часто - на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, напр., на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 88, XV в.); на фреске в ц. св. Антония в Палеохоре на о-ве Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого мон-ря, Румыния (1497); в ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535); в ц. Успения Богоматери в Каламбаке, Греция (XVI в.); на иконе «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - среди избранных святых. В числе праведных жен изображение Е. включали в состав многофигурных композиций: «О Тебе радуется» и др., напр., икона «О Тебе радуется» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. или сцена открытия ее мощей есть на иконах и гравюрах с видом Синайского мон-ря: икона мастера Кесаревуса «Богоматерь Неопалимая купина» (1691-1708, мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона мастера Иакова Мосхоса «Синай» (1-я четв. XVIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Вмц. Екатерина с житием. Алтарный образ из ц. Сан-Сильвестро, Пиза. 50-60е гг. XIII в. (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) Вмц. Екатерина с житием. Алтарный образ из ц. Сан-Сильвестро, Пиза. 50-60е гг. XIII в. (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) В XVII-XIX вв. Е. изображали вместе с вмч. Меркурием, память к-рого отмечают одновременно или накануне дня памяти Е.: роспись собора мон-ря Св. Троицы в Метеорах (XVIII в.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос); 2 иконы из частных собраний, известные по каталогу аукциона «Сотбис»: «Великомученики Меркурий и Екатерина» (XVII в.?); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач. XVII или XIX в.). Иконография Е., поражающей нечестивого царя, редко встречается в греч. живописи и, вероятно, была заимствована из западноевроп. искусства, где она известна со времени позднего средневековья (напр., «Вмц. Екатерина Александрийская», картина нидерл. мастера посл. четв. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; об этом см. ниже).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Самардзис Димитриос; род. 04.04.1935, Афины), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский, игум. мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай. Получил высшее образование в Афинском ун-те (богословский и философский фак-ты), к-рый окончил в 1959 г. Во время обучения в ун-те посещал лекции по медицине. В 1961 г., по окончании воинской службы, принят в мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Рукоположен во диакона в 1962 г., во пресвитера в 1965 г. В 1970-1971 гг. проходил служение в правосл. миссии в Вост. Африке. Возвратившись в мон-рь, исполнял разнообразные послушания, главное из к-рых - секретарь собора старцев обители. В течение 6 лет преподавал богословие и историю в монастырской школе Абетиос в Каире. Им была организована первая в истории мон-ря клиника для оказания помощи бедуинам, в к-рой он 20 лет работал врачом. 23 дек. 1973 г. большинством голосов братии избран архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским, игуменом автономного и самоуправляемого мон-ря св. Екатерины на горе Синай. В архиерейский сан рукоположен Патриархом Иерусалимским Венедиктом. За время управления Д. мон-рем в обители вмц. Екатерины возросло число братии, значительно увеличилось количество посещающих мон-рь паломников и туристов. Д. уделяет большое внимание сохранению и популяризации бесценных исторических сокровищ мон-ря, восстановлению принадлежащих обители скитов и келий на Синайском п-ове, работе подворий монастыря в Египте, Греции, Кипре, Ливане и Турции, а также школы Абетиос в Каире. С его участием подготовлен ряд научных и научно-популярных изданий, посвященных культурному наследию Синая (напр.: Rossi C. The Treasures of the Monastery of St. Catherine. Cairo, 2006; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Ed. R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006). И. Г. Якимчук Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН († 1091), еп. Синайский, игум. Екатерины великомученицы мон-ря на Синае, сщмч. (пам. греч. 12 февр., в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских святых) ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров

http://pravenc.ru/text/168782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМ [греч. Ιερ Μον τς Ιερουσαλμ τς Αϒα-Αρσαλς (Γερσαλ)], в честь Успения Пресв. Богородицы женский действующий мон-рь. Принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в Беотии, на высоте ок. 900 м в вост. части горного массива Парнас, в 8 км к западу от городка Давлия. Основан в кон. XI в. (1080 или 1088) как муж. мон-рь. Название мон-ря происходит или от имени веррийской мц. Иерусалим (пам. греч. 4 сент.), проповедовавшей в этих местах, или от находившегося здесь подворья, принадлежавшего иерусалимским (святогробским) монахам. Согласно надписи над сев.-вост. воротами, в 1710 г. была произведена реставрация соборного храма (кафоликона) или монастыря. В сер. XVIII в. И. находился в затруднительном положении и искал покровительства у Екатерины великомученицы монастыря на Синае , к-рый имел особую грамоту Мухаммада о неприкосновенности церковных имений и об освобождении от податей не только для себя, но и для своих подворий. Сохранились документы, свидетельствующие о переходе И. в подчинение Синайского мон-ря: прошение братии мон-ря к Кириллу V , архиеп. Синайскому, от 1 янв. 1766 г. и ответное письмо, написанное в К-поле 1 марта 1766 г.; греч. перевод постановления кади Ливадии о переходе И. под покровительство мон-ря Екатерины вмц. на Синае за 1766 г. ( Παπαμιχαλπουλος Κ. Ν. Ανκδοτα ϒϒραφα κα πιϒραφα τς ν τ ρει Σιν μονς//ΙΕΕ. Τ. 5: Σ. 500-505). В результате религ. нетерпимости турок после побед рус. флота под командованием А. Г. Орлова в 1770 г. И. был разрушен, и потребовались определенные усилия для получения султанских фирманов о восстановлении привилегий мон-ря и его скорейшей реконструкции. В духовном возрождении И. большую роль сыграл синайский мон. протосинкелл Герасим. Он поддерживал связь между К-полем, Екатерины вмц. мон-рем на Синае и И., заботясь о духовном развитии последнего. Герасим обладал поэтическим даром, изучал древние христ. тексты, составлял эпиграммы, перелагал святоотеческие сочинения и гномы Фокилида. Видимо, ему же принадлежат нек-рые переписанные им нравственные наставления в форме акростихов. В рукописи Sinait. gr. 1719 содержатся стихотворные гимны, подписанные Герасимом и воспевающие Христа, Пресв. Богородицу, прор. Моисея, а также беседы и письма, касающиеся Екатерины вмц. мон-ря на Синае и И.

http://pravenc.ru/text/293784.html

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Противоречия Синайских иерархов и Иерусалимских патриархов периодически обострялись. Так, в 1723 г. Синайский архиепископ протестовал против упоминания Синайской горы в титулатуре Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 323-327). Грамота К-польского патриарха от 1782 г. выводила Синай из подчинения Иерусалимскому престолу, однако обстоятельства и последствия появления этого документа неизвестны ( Воронов. 1871. С. 397-400). V. Бедуинское окружение. От XVI - нач. XIX в. до нас дошло значительное количество источников, позволяющих с большей степенью точности, чем для ранних эпох, реконструировать характер отношений монахов с бедуинами. Кочевники, населявшие юг Синайского п-ова, объединялись в конфедерацию Тавара (от 7 до 11 племен). Непосредственное окружение обители составляли монастырские «рабы», к-рые за особую плату обрабатывали сады в оазисах, привлекались для строительных работ, сопровождения паломников. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» мон-ря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе неск. десятков км. По договору с мон-рем они обязаны были защищать его от др. племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в мон-рь. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами мон-ря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом из плохой муки (для арабов в мон-ре с XVII в. существовала особая пекарня), маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. В голодные годы требования кочевников возрастали, Е. в. м. из-за экономических трудностей зачастую не мог откупаться от них, а то и совсем прекращал хлебные раздачи. Это приводило к конфликтам с бедуинами, к-рые захватывали подворья в оазисах, грабили караваны, шедшие в мон-рь, брали в заложники монахов и паломников, а иногда прямо нападали на обитель, обстреливая ее и пытаясь поджечь ворота. В мон-ре были ружья и неск. пушек, однако, памятуя о бедуинском обычае кровной мести, из них стреляли больше для психологического воздействия на нападающих. Ввиду фактически независимого статуса синайских бедуинов Е. в. м. в случае конфликтов редко апеллировал к суду каирских властей, предпочитая обращаться к посредничеству бедуинских шейхов, к-рые достаточно часто выносили решения в пользу монахов. Известны даже случаи тюремного заключения задолжавших или провинившихся бедуинов на Джуванийском подворье ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010