Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ [Ιερ Μον Αγας Ακατερνης το Θεοβαδστου Ορους Σιν], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п-ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский . Высшим адм. и законодательным органом мон-ря является собрание синайской братии. Исполнительной властью в период между собраниями наделен архиепископ Синайский как игумен мон-ря вместе со Свящ. Собором, 6 членов которого (дикей (наместник), скевофилакс (ризничий), эконом, секретарь, казначей и гостинник, библиотекарь) избираются собранием по предложению архиепископа (Δπτυχα. 2008. Σ. 1049). Исторический очерк Византийский период (IV в. - 640) - Появление первых монахов на Синайском п-ове относится приблизительно ко времени гонений имп. Диоклетиана . Горный массив Юж. Синая служил надежным убежищем от преследований, он был достаточно изолирован для отшельнического уединения и имел водные ресурсы, к-рых хватало для выживания значительного числа монахов. Не меньшую роль играли связанные с этим местом события библейской истории (см. в ст. Синай ). Наибольшее число отшельников подвизалось в районе горы Синай. По преданию, равноап. Елена построила у подножия этой горы, возле Неопалимой Купины, ц. во имя Пресв. Богородицы и башню, в к-рой иноки могли укрываться от нападений бедуинов. В башне жили игумен монашеской общины с пресвитером и неск. послушниками, а в церкви по воскресеньям собирались пустынники из округи. Куст Неопалимой Купины в мон-ре вмц. Екатерины Куст Неопалимой Купины в мон-ре вмц. Екатерины Христианство относительно рано распространилось и в др. местностях Юж. Синая. Приблизительно в нач. IV в. появилась епископская кафедра в г. Фаран (в совр. вади Фейран, к северу от Е. в. м.). В Фаранскую епархию входили район горы Синай и г. Раифа (ныне Эт-Тур) на побережье Суэцкого зал., ставший еще одним крупным центром монашеской активности ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. C. 91-97).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) На основании сообщений паломников и анализа рукописей и документов Е. в. м. можно сделать некоторые выводы о численности и об этническом составе монахов. Основную массу синайской братии в этот период составляли арабы и греки. Нек-рыми епископами были составлены сочинения богослужебного и эпистолярного характера на араб. языке. Синайскими монахами было собрано огромное количество разноязычных рукописей. В монастырской б-ке насчитывается ок. 750 араб. манускриптов. Интенсивность араб. книгописания слабеет только в XV в. В колофонах фигурируют имена синайских монахов - выходцев из Египта, Палестины, Заиорданья (особенно из г. Эш-Шаубак), Сирии. Наряду с этим в монастыре сохранилось 376 сироязычных кодексов, создание основного числа к-рых приходится на XIII в. Уникально по богатству и многообразию собрание греч. рукописей мон-ря (более 3150), в т. ч. украшенных миниатюрами. В источниках упоминаются греч. монахи Е. в. м.- уроженцы М. Азии, островов Эгейского м. и др. регионов. Несомненно греч. происхождение ряда епископов XIV-XV вв. Самый знаменитый из монахов Е. в. м., живших в мамлюкскую эпоху,- прп. Григорий Синаит (ок. 1275-1346(?)), грек из-под Смирны, один из ведущих деятелей визант. исихазма, провел в мон-ре ок. 10 лет. На примере биографии прп. Григория Синаита и ряда др. синайских монахов видно тесное взаимодействие Синая с правосл. культурами Балкан и Ближ. Востока. Нек-рое время в Е. в. м. подвизался свт. Филофей Коккин (впосл. патриарх К-польский). В Е. в. м. сохранялось груз. присутствие. Среди синайской братии встречались также выходцы из юж. славян. Серб. короли кон. XIII - нач. XIV в. Стефан Драгутин, Стефан Урош II и Стефан Урош III посылали в Е. в. м. пожертвования. На средства кор. Стефана Милутина в Е. в. м. была построена ц. во имя первомч. Стефана. В 1234 г., во время второго путешествия по св. местам Ближ. Востока, Е. в. м. посетил свт. Савва, архиеп. Сербский, к-рый прожил в обители на протяжении всего Великого поста и сделал богатые пожертвования ( Дoмehmujah. Живот светога Саве. Београд, 2001. С. 372-374, 386-388, 392-394, 496-498). Иаков, митр. Серрский, сделавший в 1360 г. вклад в мон-рь (см. в разд. «Библиотека Е. в. м.: Славянские рукописи»), снабдил вкладную запись прочувствованными стихами, восхваляющими Синай ( Записи. Т. 1. 116). В XV в. пожертвования в мон-рь делали боснийские правители (в т. ч. Стефан Вукчич, титуловавший себя «герцог от святого Саввы»), претендовавшие на преемственность от династии Неманичей ( Jupeчek К. Ucmopuja Срба. Београд, 19782. 1. С. 372).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В 869 г. епископская кафедра была переведена из Фарана в Е. в. м. Первый известный Синайский еп. Константин участвовал в К-польском Соборе 869-870 гг., низложившем патриарха Фотия ( Mansi. T. 16. Col. 194). Из источников IX в. явствует, что Е. в. м. выступил представителем всего христ. населения Синая в сношениях с мусульм. властями, в частности в разрешении вопросов налогообложения. Кризис и ослабление ближневост. христ. культуры визант. типа относятся ко 2-й пол. VIII - нач. IX в. Причины и обстоятельства этого кризиса до конца непонятны, в т. ч. и в связи с резким сокращением начиная с IX в. письменных и археологических источников. Это в полной мере относится и к Синаю, где после прп. Анастасия Синаита надолго прекращается культурное творчество. Прямым отражением кризиса синайского христ. социума стала исламизация части «рабов» мон-ря в правление халифа Абд аль-Малика (685-705). В их среде, видимо на религ. почве, произошли кровавые междоусобия, часть «рабов» погибла, другие бежали, оставшиеся приняли ислам. Монахи разрушили покинутый поселок «рабов»; он оставался в развалинах и через 200 лет, при патриархе Евтихии Александрийском, с чьих слов известна эта история ( Eutych. Annales. Pars 1. P. 202-204). Возможно, уже в то время «рабы» перешли на полукочевой образ жизни. Несмотря на обращение в ислам, они продолжали считать себя монастырскими «рабами», а в иерархии синайских бедуинов занимали самое низкое положение. Рака с мощами вмц. Екатерины в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины Рака с мощами вмц. Екатерины в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины Сокращался ареал христ. присутствия на Синайском п-ове. После араб. завоевания в источниках перестают упоминаться христ. общины городов средиземноморского побережья (Острацина, Ринокорура (ныне Эль-Ариш), Пелусий (ныне Эль-Фарама)). Не вполне ясно время исчезновения в них христиан. Сами прибрежные города были большей частью разрушены в эпоху крестовых походов XII-XIII вв. По всей видимости, единственным христ. анклавом Синая остался треугольник между Е. в. м., Фараном и Раифой.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Об истории почитания Е. в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому, что воспринималось прежде всего как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католич. Далмации). Едва ли случайно, что в ономастической части словаря Дж. Даничича, основанного в первую очередь на документальных источниках, все примеры имени происходят из Боснии, в культурном отношении тесно связанной с Венгрией, Италией и Далмацией (см.: Pjeчhuk из старина српских. Београд, 1863, 1975p. T. 1. С. 442-443). Сходная ситуация наблюдается на Руси по крайней мере до XV в. В домонг. время известен только 1 случай наречения именем Е. в княжеской семье дочери вел. кн. Всеволода Ярославича (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). С XV в. (очевидно, во 2-й пол.) наблюдается достаточно широкое распространение изображений Е. в рус. иконописи, в т. ч. житийной (см. в разд. «Иконография»). Только в XVII в. имя вошло в царский ономастикон - его носила родившаяся в 1658 г. дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод Мученичества Е., выполненный иером. Арсением Греком и опубликованный в 1660 г. в составе Анфологиона, а также упоминание Е. (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 г. иером. Епифанием (Славинецким) (см.: Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 221, 405, 430, 463, 468, 757). На месте явления царю во сне Е., возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский мон-рь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска ( Зверинский. Т. 2. 792). Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили 2 императрицы. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

в. м. по отношению к Иерусалимскому престолу. В то же время наиболее тесные контакты Синай поддерживал с Египтом и соответственно с правосл. Александрийскими патриархами. Известен арабоязычный документ 1197 г. о дарении мон-рю пальмовой рощи в Эт-Туре, засвидетельствованный по-гречески Александрийским патриархом Марком III ( Richards. 1998. P. 162). По данным позднейших греч. церковных историков («История епископии св. горы Синая» Иерусалимского патриарха Досифея), в период крестовых походов Александрийские патриархи взяли под свое окормление пограничные епархии Иерусалимской Церкви, включая Синай (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 21-22). Возможно, это произошло именно в XII в., когда в Иерусалиме не было правосл. патриархов. Впосл. обладание Синаем стало предметом споров Александрийского и Иерусалимского первосвятителей, епархия несколько раз переходила из одной юрисдикции в другую. В политическом плане мон-рь оставался под властью правителей Египта. Смещение в сторону Синая торговых путей способствовало установлению прямых контактов между Е. в. м. и каирскими халифами. Начиная с 30-х гг. XII в. известно множество грамот фатимидских халифов мон-рю с подтверждением его имущественных прав, гарантиями беспрепятственного пропуска паломников и др. льгот и привилегий. Ту же политику покровительства мон-рю продолжали Айюбиды, правившие Египтом в 1171-1250 гг. Султан Салах-ад-Дин в 1174 г. и его брат аль-Малик аль-Адиль в 1176 г. посетили Е. в. м. и издали в его пользу новые указы. Салах-ад-Дин пожаловал мон-рю имения в егип. пров. Эш-Шаркия. В частности, доходы с дер. Гисфа в Дельте оценивались в 1 тыс. динаров и 500 ирдабов (35 т) зерна ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 27-28). Помимо владений на Синае и в Египте Е. в. м. к XII в. имел различную собственность в Сирии и Палестине. В Газе размещалось его главное подворье, через к-рое шло продовольственное снабжение Е. в. м. В ходе военно-политических потрясений эпохи крестовых походов мн. имения мон-ря были утрачены или находились под угрозой.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Соглашение архиепископа с синайской братией, составленное в 1859 г., предусматривало его постоянное проживание на Джуванийском подворье при условии посещения Е. в. м. раз в год ( Воронов. 1872. 2. С. 288). Начавшееся с давних пор «принижение Синая пред Джуваниею» достигло пика в сер. XIX в.: «Джувания стала Синаем, митрополиею, а священный и царский монастырь стал метохом последнего разряда; на Синае не было даже достаточного количества иеромонахов и иеродиаконов для достоприличного отправления священнослужений» (Там же. С. 301). Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) Синайские горы и мон-рь вмц. Екатерины. Миниатюра из Псалтири. Кон. XVII в. Грузия (ГМИГ. Cod. I - 182) С 1804 по 1859 г. архиепископом Синайским был Константий II, племянник архиеп. Кирилла I, получивший образование в КДА и затем неск. лет бывший настоятелем принадлежавшего Е. в. м. киевского Екатерининского мон-ря. Посетив Синай в 1805 г. после своего рукоположения, Константий II 6 лет прожил на Кипре, а затем до конца жизни в К-поле, устроив резиденцию на одном из Принцевых о-вов - Антигоне (Бургазада) - и посвятив себя ученым занятиям. По избрании на Патриаршую К-польскую кафедру (1830- 1834) он продолжал оставаться архиепископом Синайским. Константий II, имевший репутацию историка и богослова, издал неск. археологических описаний Египта и К-поля. Несмотря на пребывание в К-поле, Константий II всячески заботился о благосостоянии обители, «оказав монастырю большие услуги упорядочением его внутреннего быта и благоустройством его хозяйственно-экономических дел» (История Христианской Церкви. 1901. С. 332). Его стараниями в Александрии, на участке, приобретенном у архиепископа Кентерберийского, был построен 3-этажный дом для сдачи в аренду ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 198). В 1811 г. в Киеве сгорел до основания Петропавловский второклассный мон-рь, приписанный к Е. в. м. Его предполагалось восстановить за счет казны, но не было изыскано необходимой суммы. Труды по возобновлению мон-ря легли на плечи насельников и их добровольных жертвователей. В 1826 г. мон-рь был восстановлен. В сер. XIX в. на территории Российской империи синаиты имели «два подворья: одно в Тифлисе с торговой лавкой, а другое в Киеве с неск. домами, мельницей, с жалованьем из казны наравне с нашими второклассными монастырями» ( Он же. Первое путешествие. 1856. С. 250). Еще одно владение синаитов находилось в Бессарабии, присоединенной к России по Бухарестскому трактату 1812 г.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Иоанном IV в ответ на просьбы о милостыне было отправлено на Ближ. Восток многочисленное посольство с беспрецедентными дарами патриархам и мон-рям. Глава этой миссии Василий Позняков осенью 1559 г. прибыл в Египет и вместе с патриархом Иоакимом посетил Е. в. м., передав братии царскую милостыню (Хождение купца Василия Познякова. 1887. С. 17-31). Значительные суммы направлялись в мон-рь рус. царями в 1571, 1586 и 1593 гг. В 1605 г. ко двору Бориса Годунова прибыло синайское посольство с новыми просьбами о помощи ввиду тяжелого положения мон-ря, вынужденного заложить священные сосуды и ризы. Но из-за событий Смутного времени синаиты вряд ли успели получить милостыню. После Смуты связи России с правосл. Востоком возобновились. В 1623 г. в Москву прибыло синайское посольство во главе с бывш. родосским митр. Иеремией. Однако его пребывание в России было омрачено скандалом: монахи - члены посольства, поссорившись с митрополитом, донесли рус. властям, что он был в Риме и служил с папой. На следствии митрополит вероотступничество отрицал, но сознался, что собирал милостыню для Е. в. м. в Зап. Европе и получал пожалования от папы и европ. королей ( Каптерев. 1881. С. 372-379). Митр. Иеремию выслали из Москвы, запретив впредь обращаться за милостыней к католикам. Следующая делегация Е. в. м. в 1627 г. привезла грамоты вост. патриархов с извинениями за происшедший инцидент; нормальные отношения были восстановлены. В 1630 г. синайское посольство получило жалованную грамоту о приезде в Москву за милостыней каждый 4-й год, в 1648 г.- каждый 6-й год. Согласно этой грамоте, в сер.- 2-й пол. XVII в. Е. в. м. неоднократно направлял в Россию своих представителей (Там же. С. 380-384). В 1666 г. Синайский архиеп. Анания прибыл в Москву вместе с Александрийским и Антиохийским патриархами для участия в процессе над патриархом Никоном и Соборе РПЦ 1667 г. В сент. 1682 г. архиеп. Анания вторично посетил Москву во главе синайского посольства. Жалуясь на бедствия мон-ря, он просил взять Синай на царское попечение, пожаловать мон-рю вотчины в России и подворье в Москве.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В ходе паломнической поездки, предпринятой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом по странам Ближ. Востока (с 28 апр. по 25 мая) в 1972 г., возглавлявшаяся им делегация не смогла посетить Синай и была вынуждена ограничиться визитом на Синайское подворье в Каире. Синайский архиеп. Григорий вручил орден св. Екатерины Патриарху Пимену ( Пимен, патриарх Московский и всея Руси. Речь во время визита в Синайское подворье в Каире 3 мая 1972 г.//ЖМП. 1972. 8. С. 16-17; Дымша С., свящ. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви//Там же. С. 21). В сент. 1973 г. скончался архиеп. Григорий II, а в окт. началась арабо-израильская война, в результате которой Египет восстановил свой суверенитет над частью Синайского п-ова. 23 дек. 1973 г. архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским был избран Дамиан . Он организовал 1-ю в истории мон-ря клинику для оказания помощи бедуинам, в к-рой в течение 20 лет работал врачом. В 1974 г. в Е. в. м. подвизались 23 монаха (Синайская Архиепископия//ЖМП. 1974. 12. С. 55). В 1974 г., после тур. вторжения на Сев. Кипр, в зоне оккупации оказалось 2 подворья Е. в. м. 25 мая - 7 июля 1975 г., во время ремонта пострадавших от пожара 30 нояб. 1971 г. строений сев. стены (парекклисиона св. Георгия и старого скевофилакиона), была найдена замурованная келья, в к-рой находилось большое число фрагментов рукописей (в т. ч. на папирусе) на греч., сир., араб., груз., слав. и др. языках. Среди находок - листы из Синайского кодекса Библии (см. подробнее в разд. «Библиотека»). Церковь мч. Трофима. Сер. XIX в. Церковь мч. Трофима. Сер. XIX в. В 1976 г. были отреставрированы нартекс соборного храма и интерьер мечети, отремонтирована расположенная в зап. стене гостиница, предназначенная для проживания офиц. посетителей и ученых, открыты древние замурованные ворота в зап. стене. Впосл. из-за значительно возросшего числа посещающих Е. в. м. паломников и туристов была построена новая гостиница вне стен мон-ря. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. в печати появилось сообщение о том, что егип. власти были намерены воздвигнуть внушительных размеров монумент и построить туристический кемпинг близ Е. в. м. Это вызвало озабоченность братии мон-ря, и архиеп. Дамиан направил властям Египта представление с просьбой «не нарушать духа иноческого уединения и безмолвия Богошественной горы Синайской» (Синайская Архиепископия//ЖМП. 1980. 6. С. 48).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

На средства, присланные папой Римским свт. Григорием I Великим (590-604), в Е. в. м. была построена больница. Лонгин, игум. синайский. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. 3-я четв. VI в. Лонгин, игум. синайский. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. 3-я четв. VI в. VI - нач. VII в. были временем наибольшего расцвета синайского монашества. Археологические изыскания последних десятилетий выявили на юге Синайского п-ова до 70 обителей, сосредоточенных в 3 регионах: в вади Фейран и окрестностях горы Сербаль, в Раифе, близ горы Синай, а также в примыкающем к ней с юга массиве Умм-Шомар, расположенном на главной дороге от Раифы к Синайскому мон-рю ( Tzaferis. 2001. P. 318; Finkelstein. 1985. P. 39). Прп. Иоанн Лествичник перед Иисусом Христом. Миниатюра из «Лествицы». XII в. (Sinait. gr. 418) Прп. Иоанн Лествичник перед Иисусом Христом. Миниатюра из «Лествицы». XII в. (Sinait. gr. 418) Главным центром монашеской активности была гора Хорив, 2-й из отрогов Синайской горы. В отличие от обрывистой и почти неприступной горы Моисея (Муса, 2285 м) гора Хорив (Рас-Сафсафа, 2168 м) была более пологой и, кроме того, изрезанной множеством долин и оврагов, в к-рых сохранились остатки 15 групп строений визант. времени. Расцвету монашества во многом способствовали уникальные природные условия региона. Средняя температура августа на горе Св. Екатерины (Катерин, 2642 м) составляет 17,6°С, температура янв. 1°С (на побережье, в Раифе, 30°С и 15°С соответственно). Годовой уровень осадков достигает 65 мм в отличие от 10-25 мм на побережье. Гора Синай состоит из практически водонепроницаемого красного гранита. Потоки дождевой воды стекали по склонам в вади, что позволяло монахам создать эффективную систему ее сбора и хранения. Почвы долин были пригодны для земледелия. Археологами было описано множество террас, каналов, оштукатуренных дамб (самая большая высотой 9,1 м), бассейнов разной площади и глубиной до 4 м. На склонах горы не осталось ни одной долины, не используемой под сады, огороды, возможно, небольшие пшеничные поля. Площадь сельскохозяйственных земель, примыкавших к разным скитам, колебалась от 250 до 1 тыс. кв. м. Поля были окружены каменными изгородями для защиты от коз. В одном из мон-рей был найден винный пресс, единственный на Синае ( Finkelstein. 1985. P. 40, 42, 48-50, 55).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Аналогичный ее среднику сюжет представлен на пелене (1763). На алтарной завесе (1770) - цикл жития вмц. Екатерины. В ризнице хранится ряд вещей, принадлежавших синайским архиереям: выполненные на Крите скуфья (1731) и орарь (1748) с изображениями Богоматери «Неопалимая Купина» и вмц. Екатерины архиеп. Никифора; украшенная бриллиантами митра кон. XVIII в. архиеп. Кирилла. Замечателен по своей иконографической программе саккос архиеп. Кирилла (XVII в.): на переднем полотнище изображение «Иисус Христос Лоза истинная» («Союзом любви связуемы апостолы…»), на заднем - «Древо Иессеево» с образом Богоматери в центре. Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Среди произведений художественного серебра, связанных происхождением с Малороссией, наиболее значительным памятником является паникадило 1753 г. в главном нефе кафоликона. Оно было создано по заказу архиеп. Константа и архим. Германа Синайского в Нежине мастером Иоанном Захариу, греком по происхождению. Возможно, работы были оплачены представителями нежинского греч. купечества. Паникадило, выполненное в стилистике барокко, представляет редкий образец подписного датированного произведения, изготовленного в Нежине. На парных серебряных подсвечниках 1756 г. киевской работы, экспонирующихся в монастырском музее, во вкладной надписи упомянуто имя заказчика - Антония (Величковского), игум. киевского мон-ря Петра и Павла (в то время в нем находилось подворье Е. в. м.). С киевской традицией серебряного дела связана лампада 1777 г. В надписи на ней упомянут Д. Ф. Дранзев, сын священника, вложивший лампаду «в греческий монастырь» (по-видимому, подворье мон-ря в Киеве, откуда памятник был затем перевезен на Синай). Серебряный оклад Евангелия с эмалевыми живописными пластинами, выполненный в 1790 г., был заказан в Киеве синайским мон. Иаковом в качестве подарка архиеп. Кириллу. Евангелие до недавнего времени использовалось в качестве напрестольного и находилось в алтаре кафоликона. Специфика заказа отразилась в иконографическом подборе сюжетов финифтяных живописных вставок.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010