27 . Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки... Перевод с лат. Грекова В. А. //Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 128–138. 28 . Два письма к архиепископу Новгородскому Гавриилу, от 3 августа 1780 г. и 18 декабря 1781 г.//Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 121–128. 29 . Слово в неделю Фомину о добродетели. Перевод с греч., из рукописного сборника  Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 371–378; то же на греч. в (1). 30 . Письмо к начальникам Керкиры [по поводу возобновления школы], 4 мая 1767 г. Перевод с греч. [Соловьева М.] Соловьев М.Проповеди Никифора Феотоки. С. 47–48; то же на греч. в кн.:  Βροκ νηΛ.  ργα, Βιογραφικ Σχεδρια. 31 . О святом причащении Перевод с греч. (из рус. рукописного сборника); публикация Прозорова В. А., священника. Изд. ж. «Православный путеводитель». СПб., 1903. – 11 с. См. (9). Т. 1. ν Μ σχ, 1796. С. 176–185; русское изд.: Ч. 1. М., 1890. С. 256–257: Беседа на Евангелие в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 32 . Два письма к Елисаветградскому протоиерею Димитрию Смолодовичу, от 16 февраля 1780 г. и 15 февраля 1782 г., и ответ правителю Екатеринославского наместничества И. М. Синельникову, от февраля 1785 г. Публикация Беднова В. //Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии. С. 114, 130–132. 33 . Два архипастырских послания к гражданам г. Мариуполя, 1786 г. Перевод с греч. Латышева В. В. // Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. С. 21–24. 34 . Επιστολα πρς τν Θε δωρον Μουσττζαν κα τν ερομ ναχον Θεοδ ρητον   Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 229–252. [Письма к Феодору Мустадза и к иеромонаху Феодориту.] 35 . Толкование и беседа на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в неделю святой Пасхи.//Даниловский благовестник, 1991, 1. С. 5–12. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 3–33; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 1–19. 36 . Толкование на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в Неделю Антипасхи, или Фомину.//Даниловский благовестник, 1992, 1(2). С. 3–5. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 33–41; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 19–24. Неизданные сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Екатеринодарское духовное училище. Фото с сайта Мой Екатеринодар Екатеринодарское духовное училище (недейств., разрушено и застроено) Училище было открыто под названием Екатеринодарского приходского духовного училища. Разрешение получено в 1817 году, от Комиссии духовных училищ , находящейся при Святейшем Синоде, через правление Екатеринославской духовной семинарии – учебный орган Екатеринославского архиепископа . 20 октября 1818 года состоялось его открытие, первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления протоиереем Кириллом Россинским . Духовное училище было организовано иначе, чем все светские училища. А самое главное, что оно находилось в ведении духовного ведомства, и не было подконтрольно министерству народного просвещения. Училище имело один класс, состоящий из 2 отделений. В нем обучались преимущественно дети местного казачьего духовенства, иногда принимались и дети светских родителей. Екатеринодарское духовное училище было отнесено к третьему разряду духовных училищ. На свои нужды оно получало от Синода 400 руб. штатной суммы, где 100 руб. предполагалось на содержание прислуги и хозяйственные нужды, и 300 руб. – плата учителю. Учитель вёл журнал, где записывал, что и по какому предмету было пройдено ежедневно. На каждого ученика заводилась ежегодная ведомость, в которой отмечались как способности, поведение, так и успехи. По этим сведениям составлялись ежегодные отчёты и отсылались в правление Екатеринославской духовной семинарии . В 1820 году, когда дело в училище было налажено и в хозяйственном, и в учебном процессе, оно было неожиданно закрыто по распоряжению комиссии по надзору за духовными училищами. В Ростове-на-Дону было открыто уездное духовное училище , куда и должны были перейти все учащиеся Екатеринодарского духовного училища. Закрытием училища черноморское духовенство и войсковая администрация была поставлена в затруднительное положение как материальное, так и финансовое.

http://drevo-info.ru/articles/13677175.h...

Прежде чем переезжать в Екатеринослав, архиепископ Афанасий должен был снестись, «с кем следует об отдаче в ведомство духовное» находящихся там (в Екатеринославе) губернского и двух смежных с ним домов, и «когда оные отданы будут, взяв с собой церковную ризницу, утварь и имущество домов со всеми принадлежащими к архиерейскому штату монашествующими, соборянами и служителями, следовать в город Екатеринослав, куда должен отправиться и секретарь с прочими консисторскими служителями, и делами, причем «архиепископу следует возыметь особенное попечение о семинарии, чтобы оная со всеми учителями и учениками неотменно была переведена в тот же город, как можно без замедления, дабы напрасно не было потеряно времени в продолжении учения». Этот синодальный указ архиеп. Афанасием был получен 2-го января 1804 г. и сдан Консистории, которой поручалось «по всем пунктам» указа «сделать надлежащее распоряжение». 5 января, того же 1804 года, консистория издала всем подведомственным ей учреждениям и лицам указ «о перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией из Новомиргорода в губернский город Екатеринослав и о именовании его высокопреосвященства Афанасия, архиепископа, вместо Новороссийского и Днепровского, Екатеринославским, Херсонским и Таврическом». Так как само перемещение, по воле архипастыря, должно быть весной, «когда дороги обсохнут и будут к переправе безопасны», то велено было все дела на имя архиерея и Консистории направлять, впредь до особого распоряжения, по-прежнему в Новомиргород. Екатеринославскому протопопу Иоанну Станиславскому приказано было принять в духовное ведомство, предназначенные для архиерейского помещения, три дома, что и было исполнено им в конце февраля 1804 г., а консистория, архиерейское домовое Правление и семинария должны были готовиться к переезду и укладывать свои дела и вещи. На это пошло все время от начала марта и почти до половины мая. 11 мая 1804 года консистория докладывала преосвященному, что ей уже сделано распоряжение о перевозке ризницы, архиерейских домовых u консисторских вещей; 13-го мая разослала благочинным и духовным Правлениям указ о том, чтобы все дела на имя архиерея и консистории направлялись ими уже не в Новомиргород, а в Екатеринослав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

59 Населённую Антропофагами, покрытую чуть не вечными мраками, скованную страшными мразами и проч. 60 Кто, отказавшись от Новгорода, всё-таки стал бы стоять за Киев, до которого будто бы апостолу легко было подняться Днепром, тому, кроме вопроса: зачем бы он поднялся, ответим, что на самом деле в век апостолов сделать это было так же легко, как в недавнее время подняться к верховьям Нила. От Геродота до времён апостолов знакомство Греков с нашей страной едва ли увеличилось, а этот последний говорит, что греческие колонисты северных берегов Чёрного моря плавали вверх по Днепру (для торговли с варварами) только приблизительно до южной части губернии Екатеринославской (до г. Александровска). А что было далее, того решительно ни один из них не умел сказать (кн. 4, главы 53 и 56, – выписки с русским переводом и объяснения в Записках Одесского Общества Истории, т. I, стр. 15, 16 и 54). Пусть припомнит читатель, что выше были Днепровские пороги (между Александровском и Екатеринославом на протяжении вёрст 70-ти), которые должны были полагать решительную преграду знакомству с дальнейшей внутренней Россией и надолго быть здесь для Греков геркулесовыми столбами. 61 Не признаёт достоверной повесть о путешествии апостола Андрея на Русь уже первый наш церковный историк митрополит Платон, и только, как первый неверующий, высказывает своё неверие с некоторой прикровенностью. (Истории ч. I, гл. II). Преосвященный Филарет хотел было высказать своё неверие и без всякой прикровенности, но был воспрепятствован в этом так называемыми «независящими обстоятельствами». (См. Прибавление к творениям святых отцев 1884г. кн. II, стр. 641 прим. А судя по тону, каким преосвященный Филарет в одном письме к A. В. Горскому говорит о догадках преосвященного Макария относительно проповеди апостола Андрея Славянам, следует думать, что он или предполагал единомыслие с собой А-ра В-ча по данному предмету или же прямо знал об этом его единомыслии.– Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к A. В. Горскому, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В рескрипте новому послу в Польше, Сиверсу, данном 22 декабря 1792 года и решавшем судьбу Польши, Екатерина, исчислив дела поляков того времени, так заключила свою речь: «сии и многие другие уважения решили нас на дело, которому началом и концом предполагаем избавить земли и грады, некогда России принадлежавшие, единоплеменниками её населенные и созданные и единую веру с нами исповедующие от соблазна и угнетения, им угрожающих». 1307 В следующем 1793 года 13 апреля, т. е. еще до утверждения польским сеймом второго раздела, 1308 Екатерина издала указ, которым устроились церковные дела новоприсоединенных областей. За исключением некоторых местностей, отошедших к полоцкой, могилевской, черниговской, киевской и екатеринославской губерниям, 1309 вся страна, взятая тогда Россией у Польши и разделенная на три губернии: минскую, изяславскую и брацлавскую, должна была составлять по-прежнему одну епархию, под новым названием, минской, и поручалась по-прежнему Виктору, который при этом возведен был в сан архиепископа. 1310 На первых же порах новой пастырской деятельности Виктора, нужно думать, еще в 1793 году, к нему обратились с просьбой о присоединении два базилианских монаха и два униатских священника с приходами. Руководствуясь, вероятно, рескриптом 2 июля 1780 года Виктор отказался присоединять священников с приходами, а по старой боязливости нарушить status quo, задумался было присоединять этих священников и монахов даже лично; но, наконец, решился на это и написал к петербургскому митрополиту Гавриилу, между прочим, следующее: «думая, что чрез присоединение четырех только человек в политических интересах не последует никакой помехи, ведая притом, что ежели бы им по желанию их не сделать, то бы от своих или смерти были преданы, или по меньшей мере в преисподнюю до конца жизни заключены, во избежание чего и прежде, сколько мне известно, когда какие униаты или римляне с сим желанием открывались в России, а не в Польше, им удовлетворяли: посему я помянутыя четыре особы и присоединил, в чем архипастырски меня извинить и защитить прошу всепокорнейше.» 1311

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Выродившись из Пашковщины, бессмертники своим учением о «телесном бессмертии» напоминают, главным образом первоначальных «Ирвингиан» и отчасти кавказских «прыгунов». Нечто подобное встречается и у Иеговистов. Бессмысленное учение «бессмертников», говорит в примечании редактировавший книгу «Русские сектанты», М. Кальнев , представляется естественным дальнейшим выводом из лжеучения пашковцев, у которых: «веруй и ты спасен», a у «бессмертников»: «сознай каждый, что ты не должен и не можешь умереть», – и ты «бессмертен», или «веруй в свое бессмертие – и ты не умрешь». Ссылаясь на св. Писание, «бессмертники» истолковывают его так, как им полезно. На указание, что все люди умирают, и что даже апостолы умерли, «бессмертники» отвечают: «весь мир не понял учения Христа, и потому смерть царит над всеми». «Грех прародительский состоял в том,говорят «бессмертники», они поверили смертности своей – и потому умерли. Но Христос не убоялся смерти. – Он и воскрес, и мы, если поверим в свое бессмертие, – не умрем»?. Вот до чего может изуродоваться религиозное самосознание у людей, порвавших связь с Церковью , которая есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), и не питающихся очистительными и возрождающими душу – таинствами этой Церкви. О духоборческой секте Название духоборцев в первый раз явилось у Екатеринославского Архиепископа Амвросия (в 1785 году), который этим словом назвал общество людей, отвергающих все таинства православной Церкви и тем самым восстающих против Св. Духа, действующего Своими благодатными дарами в таинствах. И сами сектанты, когда узнали о таком названии, не возражали против самого названия духоборец, но объясняли это название в свою пользу. Они говорили: да, мы духоборцы, так как мы боремся с врагами нашего спасения одними только духовными средствами, отвергая в деле веры все видимое и внешнее. Исторически известною секта духобор делается около второй половины 18 века. Местом первоначального распространения духоборчества была Украина, в частности Харьковская и Екатеринославская губернии. Основателем этой секты был начитанный казак Силуан Колесников, живший в селе Никольском, Екатеринославской губ..(1775–85гг.), а распространителем – Иларион Побирохин, богатый торговец шерстью, и Савелий Капустин, отставной капрал гвардии, имевший громадное влияние на сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Секуляризация 1764 г. не распространялась на Украину. В Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях она произошла только по указу от 10 апреля 1786 г., а в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях — по указу от 25 апреля 1788 г. Епархии, присоединенные после разделов Польши в 1772 и 1793 гг., были охвачены секуляризацией церковных земель лишь в XIX Новгородский митрополит и Петербургский архиепископ как члены комиссии сумели позаботиться о своих епархиях. Выделенное им денежное содержание было несоразмерно велико, особенно по сравнению с Московской епархией, где оно было вдвое меньше, чем у Петербургской; однако в XIX в. Московская кафедра смогла покрыть эту разницу за счет доходов вновь разбогатевших монастырей. В итоге, «если не входить в частности, справедливо будет сказать, что церковно-имущественная реформа 1764 г. для епархиальных учреждений вообще не была Реформа изменила также границы епархий. Новые епархии, основанные во 2-й половине XVIII в., и возникшие в некоторых епархиях викариатства сразу же включались в штаты. Сначала реформа довольно резко сказалась на состоянии монастырей: они стали беднеть и многие закрылись, но вскоре некоторые из них были вновь открыты. В XIX в. благосостояние монастырей стало снова расти благодаря доходам от паломников и пожертвованиям. Отдельные монастыри даже начали с выгодой для себя вкладывать свои капиталы в дома и другое недвижимое По реформе 1764 г. у кафедральных и некоторых других церквей были изъяты земли с 35 003 душами крестьян. Всем кафедральным соборам были установлены штаты, хотя только 8 из них обладали земельной собственностью. Остальные 516 церквей, имевших вотчины, получали с них так мало дохода, что штатная компенсация в размере 50 руб. ежегодно была им даже выгодна. Позднее церквам выделялись небольшие земельные участки до 33 Штаты Святейшего Синода были установлены с учетом штатов 1738 г., хотя в то время членами Синода были четыре епископа, три архимандрита и два протоиерея; теперь же в штаты включались три епископа, два архимандрита и один протоиерей со следующими окладами: первоприсутствующий архиерей — 2000 руб., два других — по 1500 руб., архимандриты — по 1000 руб. и протоиерей — 600 руб. Включая содержание синодальной канцелярии и прочих синодальных органов, бюджет Святейшего Синода составлял 25 082 руб. 14 коп. В том же 1764 г. членам Святейшего Синода уже были выделены

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

207 Заслуживает внимания и упоминания следующее учреждение, характерно выражающее дух того времени. В 1817 г. Высочайшим манифестом, последовавшим 25 Марта, в самый день Пасхи, утверждён был, по докладу кн. Голицына, Комитет опекунства израильских христиан. Комитет этот имел целью обращение евреев в христианство и образование из них особых колоний, обеспеченных значительным земельным наделом. Кн. Голицын определён в звание опекуна, В.М. Попов назначен президентом комитета, кн. Мещерский и Пинкертон утверждены членами комитета. Комитет этот значился в адрес-календаре ещё в 1830-х годах, но успеха в действии не имел. Покойный А.М. Фадеев писал о нём в своих воспоминаниях: «не излишним считаю упомянуть о фантастических колониях в Екатеринославской губернии около Мариуполя, которые вздумал основать покойный князь А.Н. Голицын, в пылу разгара своих благочестивых стремлений. Он вообразил, что будет очень спасительно и душеполезно основать Общество израильских христиан. Для этой цели было отведено близ Азовского моря 24 тысячи десятин самой лучшей плодоносной земли: там он предположил водворить обращающихся в православие евреев. Им были предназначены большие льготы, был назначен управляющий над ними с большим содержанием. Слишком 20 лет эти земли, в ожидании обитателей из погибших и возвращённых на путь истины сынов Израиля, оставались впусте; казна издержала многие десятки тысяч рублей на содержание управления, но переселенцев в 20 лет нашлось одно семейство, да и то из спекуляции, чтобы торговать землёю. Только в 30-х годах земля возвращена в казённое ведомство» (Русск. Арх. 1891, 2, стр. 325). Попов оставался президентом этого комитета, кн. Мещерский и М. Пилецкий директорами комитета до самого закрытия его. 208 В Феврале 1816 г. обоим архиепископам пожалован орден Александра Невского, а в Июне следующего 1817 г. бриллиантовые кресты на клобук. 211 К 1 Января 1818 г. состояние капиталов, находившихся в ведении Комиссии, показано было следующее: по училищной части 19 млн., внесённые в государственную Комиссию погашения долгов, с приложением к ним 20% премии (в количестве 3 миллионов 800 тысяч рублей), составляют 22 миллиона 800 тысяч; годовой доход с них 1 миллион 368 тысяч; свечная прибыль приносит не менее 1 миллиона; в совокупности годовой доход простирается до 2 миллионов 368 тысяч; и кроме того остаётся ещё в билетах 5 миллионов запасного капитала, приносящие 250 тысяч. По части церковной, на строение, находилось 3 миллиона 600 тысяч неприкосновенного капитала и 235 тысяч запасного. Расход в 1817 г. по училищной части был 732.721 рублей; по церковной – 776 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вот и ревизия архиерейская, вот и ученый, передовой человек? Это самолюбивый и гордый деспот, не любящий и не слушающий никаких возражений, вспыльчив до невероятности. Попов в храме, в присутствии прихожан, с криком и топаньем обзывает дураками, мерзавцами, ослами и пудовишниками и передвигает их теперь из прихода в приход, как шашки. Теперь о Епархиальном съезде. Съезд, как было сказано в указе Консистории, назначается по делам училищным, а каким? Бог весть. Приезжаем, дают нам дело, или вопросы, и подчас такие, которые должны быть решены предварительно на благочиннических съездах. Напр., дается резолюция Преосвященного таковая: «чтобы удержать на службе продолжительно учителей уездного дух. училища, предлагаю съезду прибавить им жалованье по предлагаемому расписанию». Жалованье по расписанию положено равное учителям семинарии. Так как денег требовалось немало, и каждый депутат не был уполномочен от своего духовенства на раскладку сих денег, то и постановили оставить это дело до будущего съезда. Так за это что и было!... и высказать даже неприятно. Он просто ругал, ругал нашего председателя, почтенного о. прот. Яхонтова, да и выгнал. Ну, нечего делать; и сделали раскладку и положили. Не знаем теперь, что духовенство- то нам скажет. Вот и съезд наш! При разговоре об одном деле был упомянут Синод, на что архиерей сказал: «это секретари да столоначальники там мудрствуют, а не синод». б) из Москвы А. В. Краснопевков: «Наконец, после всех проволочек, могу иметь утешение, поздравляя Вас от всего нашего семейства с днем Вашего ангела, препроводить и труд Ваш. Зачеркнутые мысли просил бы выкинуть и некоторые собственные имена означить буквами. Вот все что могу заметить. Затем ещё раз приношу благодарность за любовь к брату и прошу молитв Ваших в настоящее время особенно необходимых для семейства нашего». От 29 числа из Екатеринославля писал мне Секретарь Консистории А. Н. Невоструев: «Я очень рад, что исполнил Ваше желание. Вы вероятно уже познакомились несколько с отправленною к Вам книжкой: «Исторический обзор Православной христианской церкви в пределах Екатеринославской епархии до времени формального открытия её». Екатеринослав, 1876 г. Не знаю, какое она произведет впечатление на Вас, но книжка интересна по содержанию для нас, жителей Новороссии и, сколько мне кажется, составлена добросовестно. Печатаемое на страницах Екатеринославских Епарх. Ведомостей в текущем году по-видимому продолжение её принадлежит перу другого автора, наставника местной Семинарии М. Никольского, и не окончено ещё».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

То же, как мы видели, проповедовал он и с церковной кафедры, отдавая таковую проповедь в руководство и священникам: «Не любит она (холера), – писал он в январе 1831 года, следовательно еще под живым впечатлением опытных сведений о ней, к епископу Екатеринославскому (в последствии архиепископу Тверскому), Гавриилу (Розанову), – ни излишней дерзости, ни излишней робости, особенно невоздержания: следственно учит осторожности, воздержанно, упованию на Провидение Божие» 71 . Говоря так, он не только был согласен с гражданскими официальными оповещениями о предохранительных мерах против холеры, известных нам из предшествующего, но и стоял выше их; ибо имел в виду не только временное, но и вечное, не только земное, но и небесное. И с этой лишь точки зрения он не мог одобрять некоторых медицинских предписаний и советов того времени. Так наприм., вот резолюция его относительно составленной ордин. проф. Моск. университета доктором Мухиным записки о постной пище, якобы потребной в холерное время, данная от 23 ноября 1830 года: «Записка приспособлена к роскошным постникам, и потому едва ли полезна будет для монахов и церковников, как потому, что учит роскоши и лакомству, так и потому, что одобряет некоторые довольно тяжелые приготовления пищи» 72 . – Так смотрел святитель на дело и так действовал как в общественной, так и в частной жизни своей. Мы еще будем иметь случай указать на то, как внимательно относился он сам и других учил относиться к медицинским советам в холерное время, но только к советам, строго обдуманным и всесторонне обсужденным. Настоящие же рассуждения свои мы ввели только для того, чтобы показать, как неосновательно современники святителя осуждали его за распоряжения относительно исполнения религиозных обязанностей в холерное время. И однако, в виду возражений, которыми встречаемы были распоряжения его о том, несмотря на исключительно церковный характер этих распоряжений святитель должен был делать некоторые уступки, «предосторожности», как он сам выражается 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010