Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Вечерков Иосиф Иванович) Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии. В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра. 22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии. В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ. С 1822 года – ректор Орловской духовной семинарии. С 20 августа 1823 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита. 27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. С 13 января 1847 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался. Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви). Архиепископ Иаков – замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник. С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной. В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника. В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никандр (Покровский Николай Иванович ), архп . Тульский и Белевский Родился 17 мая 1816 года в семье священника с.Двулучьи Валуйского уезда Воронежской епархии. Первоначальное образование получил в Воронежском духовном училище. Затем начал обучаться в Воронежской духовной семинарии, а окончил в Киевской. В 1839 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 27 сент. того же года назначен учителем гражданской истории и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. 26 сент.1841 года пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, а I окт. – во иеромонаха. 28 сент. 1842 г. – учитель Киевской духовной семинарии. 2 авг.1844 г. – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 20 окт.1848 г. – ректор той же семинарии. 21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. I мая 1850 г. – ректор Тульской семинарии и настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря. 17 мая 1859 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. 22 окт. 1860г. хиротонисан во епископа Тульского. 8 апр.1873 года возведен в сан архиепископа. В 1886 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. Почетный член Киевской духовной академии. Скончался 27 июня 1893 года в Туле и там же погребен. Вот что рассказывает о кончине архиепископа проф. А.Иванов : “Я был свидетелем блаженной кончины архиепископа Тульского Никандра. Это была кончина в полном смысле слова мирная; ничем, по-видимому, не отличалась она от обычной дремоты спокойного усыпления. Преосвященный сидел в кресле, по временам как бы дремал и опять скоро возвращался к бодрственному состоянию. Мы двое, которых он нередко называл своими друзьями, я и протоиерей А.И.Романов, сидели тоже в креслах, против него. Он старался поддерживать разговор с нами, но мы могли только отвечать на его вопросы. Посвоему обычаю, он старался иной раз говорить шутливо, как бы желая ободрить нас, как ему казалось, приунывших· “Вы, говорил он, сидите около меня, точно друзья Иова. Только, что же мало говорите?“, Повременам дремота видимо одолевала его. Но- очнется, и опять что-нибудь заговорит. В последние минуты эту дрему, часто прерывающуюся, он стал считать прямо приступами смерти, Задремет и опять проснется, за несколько минут до смерти, во время пробуждения после короткой дремоты, он, по обычаю, шутливо говорит: “видно душе не хочется сразу расставаться с телом. Совсем было рассталась, нет, опять воротилась»...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XXIV. Наши современные проповедники публицисты («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. Москва 1873. – Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища священником А. М. Иванцовым-Платоновым. Москва. 1873 г.) Мы не запомним времени в нашей духовной литературе, когда бы проповеднические сборники, и при том более или менее ценные, являлись в таком изобилии, как два-три последние года. Г. Вольф продолжает, хотя к сожалению слишком медленно, выпускать том за томом, свое двойное эльзевировское издание – «Полного собрания сочинений» и «Избранных сочинений» – покойного преосвященного Иннокентия Херсонского . Ко дню годовщины смерти покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского, в прошлом году, в книжных магазинах Москвы и Петербурга появился в продаже первый том нового издания «Сочинений покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского», предпринятого в Москве, по поручению родственников почившего святителя, протоиереем Павлом Казанским и священником Константином Богоявленским. Издатели держатся не систематического, а хронологического порядка издания, и первый том содержит в себе проповеди от 1803 года по 1821 г. Изданы весьма объемистые тома проповедей покойных преосвященных: Николая, епископа Тамбовского и Шацкого (Тамбов, 1872 г.), и Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского (Смоленск 1873 г.), и здравствующих поныне преосвященных: Арсения, митрополита Киевского («Толкование на первые двадцать шесть псалмов – из бесед, говоренных в Варшаве», Киев, 1873 г. и «Собрание слов, бесед и речей», часть первая, С.-Петербург. 1873 г.), Антония, архиепископа Казанского (Казань, 1872 г.), Иоанна, епископа Полтавского (Полтава, 1873 г.), новый том бесед, слов и речей преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского (Орел, 1873 г»), слова и речи Сергие, епископа Курского и Белгородского (Курск, 1871 г.), преосвященного Алексия, епископа Екатеринославского («Слова сказанные в Томске и Екатеринославле», Екатеринославль, 1873 г.), Софонии, епископа Новомиргородского (Херсон, 1872 г.), преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского («Беседовательное толкование второго послания к Солунянам», Тамбов, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Члены и участники Собора. Биографические справки I. Преосвященные Агапит (Вишневский Антоний Иосифович; 1867–1923), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., временный заместитель председателя Высшего церковного управления Украинской Православной Церкви, кандидат богословия. Председатель Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. (до декабря 1917 г.). Родился в селе Выгов Волынской губернии в семье диакона. В 1888 г. окончил Волынскую духовную семинарию, служил псаломщиком, учителем церковно-приходской школы. С 1889 г. – иерей, служил в селе Бехи Волынской епархии. В 1891 г. овдовел. В 1892–1896 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1895 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг, иеромонах. С 1896 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1898 г. – архимандрит, ректор Екатеринославской духовной семинарии. В 1902 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, в 1903 г. назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя Архангела Михаила мужского монастыря. С 3 января 1908 г. – епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сентября 1908 г. – Владикавказский и Моздокский, с 4 октября 1911 г. – Екатеринославский и Мариупольский, с 1918 г. – архиепископ. В декабре 1917 г. стал председателем украинской Предсоборной рады и членом Всеукраинского Православного Церковного Собора. Оказал поддержку С. В. Петлюре. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. Был уволен ВВЦУ Юга России. По приговору суда 12 епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управлять Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. После покаяния вернулся к управлению епархией. 23 июля 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь », на следующий день был арестован, в августе присоединился к ней, призвав к тому через газету и паству, в октябре по его доносу был арестован епископ Иоанникий (Соколовский), в ноябре сам арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей», принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью, скончался от сыпного тифа 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Архимандрит Владимир Сокальский Записывая рассказы Никиты Коржа об «атаковании» Сечи генерал-поручиком Π.А. Текелием, архимандрит Иаков (Вечерков) и архиепископ Гавриил (Розанов) придают им такую редакцию. «Бывший в Сечи архимандрит, услышав такое их нестроение и мятеж (разумеется, здесь нестроение среди запорожцев, когда одни хотели добровольно подчиниться Текелию, а другие «начали между собой бунтоваться»), вышедши во всем священническом облачении из церкви, с крестом, начал уговаривать мятежников: «Убойтесь Бога! Что вы думаете, дети? Вы христиане и подымаете руки против христиан; вы – христиане и жаждение пролить кровь единоутробную! Убойтесь и престаньте от такого начинания: видно уже судьба наша такова и мы приемлем от Бога достойное по делам нашим! Вот вам крест и Распятый на нем, если вы его не послушаете, то все погибнете внезапно!..» И от такого разительного увещания, я думаю, говорит Корж, – каменное сердце испустило бы свои слезы, начали плакать не только мятежники, но и все старшины, и войско, и тут же все отвечали архимандриту: «Ну, пан-отче, быть тому так! Знав ты, шо сказать (мы готовы за тебя и головы наши положить, не только послухать» 1 . Таким образом, по свидетельству Коржа, покорение Сечи обошлось без кровопролития, благодаря сечевому архимандриту, являвшемуся в 1775 году начальником Сечевой церкви. Имя этого архимандрита – Владимир Сокальский. Известно, что в сане иеромонаха, он был начальником сечевого духовенства еще в 1762 г. 2 . В 1774 г., он, по указу императрицы Екатерины II, возведен в архимандриты 3 . Имеющиеся в исторической литературе сведения об архимандрите Владимире Сокальском очень скудны. Поэтому далеко не излишне опубликование тех кратких сведений, которые найдены мной в архиве Екатеринославского губернского правления. Часть помещаемых ниже документов касаются получения отцом Владимиром казенного жалованья, а другие – того имущества его (в виде лошадей), которое очутилось в числе секвестрованной собственности бывшей казацкой старшины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Готская Основана в 325 г. Начало евангельской проповеди в Готии (в Тавриде) относится ко времени римских императоров Валериана и Галлиена; в 260 г. после набега на Малую Азию, в числе многочисленных пленных, захваченных готами, оказалось немало христиан, от коих и пошло первоначально распространение Христианства среди готов. Вначале епархия сильно была заражена арианской ересью, конец которой в Готии был положен трудами Св. Иоанна Златоустог о, окончательно обратившего их в Православие. Местопребывание – в крепости Дори/Феодоро (совр. городище Мангуп-Кале, Крым), с 1725 г. – в г. Мариамполь (близ г. Бахчисарай, Крым), с 1779 г. – в г. Мариуполь. Епархия изначально располагалась на территории горной части Юго-Западного Крыма. Возобновлена между 692 и 753 гг. Среди епархий Константинопольского Патриархата занимала степени: 56, 83, 114; в XI в. – 34-ю. В период латинского владычества над Константинополем (1204–1261) подчинялась Никейскому патриарху. Под 1066 г. упоминается как архиепископия, с кон. XIII в. – как митрополия. 10.1368 патриарх передал митрополиту Готии как Патриаршему экзарху полномочия на управление Херсонской митрополией. В состав митрополии входили епархии Астильская, Оногурская, Ретегская, Хуалисская, Унонская, Хазарская, Кавказская. В период междуархиерейства Готской епархией обычно управляли архиереи Херсонесско-Таврические. По фирману от 07.02.1757 готские митрополиты получили всю полноту светской власти над крымскими христианами. С 14.03.1779 (дата указа имп. Екатерины II) – в составе Русской Православной Церкви 16 .02.1786 вошла в состав Славянской (Екатеринославской, ныне Днепропетровской) епархии. Именовалась: Томитанская и всей Готии; Зихетская и всей Готии; Феодориатская и всей Готии; Скифопольская и всей Готии; Готская и Кефайская; с 1779 г. – Готфийская и Кефайская. 325 ок. 348–349 ок. 397 ок. 397 Св. Иоанн I 26.06.791 Феодосий (1385) Антоний (1386–02.1389) Иоанн III Оловолос Дамиан (1422–1428) Константий (1587–1588) Серафим (1635) 12.10.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днепропетровская и Павлоградская епархия 24 липня 2010 р. 10:10 По мере приобретения Российской империей в середине XVIII века территорий, ранее контролировавшихся Османской империей, усилился приток поселенцев православного исповедания на новые территории, получившие в 1764 году наименование Новороссии. Первоначально малонаселенная область управлялась в церковном отношении Киевскими архиереями через полтавских протопопов; с 1760 года — с помощью старокодакских наместников (с. Старые Кодаки — село на месте старой крепости, расположенное неподалеку от современного г. Днепропетровска). 9 сентября 1775 года своим указом Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. Славянская и Херсонская епархия была учреждена в память древних епископов-мучеников, что подчеркивало ее преемственность от Херсонеса Таврического, ставшего в свое время крещенской купелью Православия на Руси. Название же «Славянская» было дано из-за множества славян, переселившихся в Новороссийский край из турецких и австрийских земель. В пределы вновь учрежденной епархии, занимавшей « всю Елисаветградскую провинцию, с одной стороны, территорию Азовской губернии до Черкасска и прочих Донского войска селений, с другой стороны », вошла и часть будущей Екатеринославской епархии, в том числе и казацкая слобода Половица — место, где ныне находится город Днепропетровск (бывший Екатеринослав) с окрестностями. Первым правящим архиереем новообразованной епархии стал греческий иеромонах Евгений (Булгарис), который был хиротонисан в Москве во епископа с возведением в сан архиепископа. Спустя год после назначения архипастыря, 21 августа 1776 года, Святейший Синод издал указ, определивший первоначальные границы новой епархии. В конце того же года под личным наблюдением и руководством владыки Евгения была организована, устроена и открыта Славянская духовная консистория и положено начало епархиальному управлению. 5 декабря 1776 года Славянской консисторией был издан первый указ о возношении имени Высокопреосвященного Евгения во всех монастырских, городских и сельских храмах новой епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1226973...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010