Многие из этих познаний превышают наш разум и принимаются, усвояются только верой, а без веры в откровение, не имея верного познания Бога, не зная Его воли, нельзя и почитать Его, нельзя и угодить Ему. Не всякое почитание угодно Богу. Языческое почитание Бога в лице идолов или служение Ему принесением людей в жертву противно Ему, возбуждает гнев Его. Почитание и служение Богу, как Духу, должно быть такое, какое Ему угодно, по Его же наставлению, должно быть духовное, сообразное с Его величием, святостью и другими совершенствами. Как будут призывать или исповедовать Того, в Которого не уверовали (см. Рим. 10:14 )? Потому апостол и говорит, что «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ). Кто хочет приблизиться к Богу, тот должен веровать тому, что Он есть, существует и что Он воздает каждому по делам. Особенно при настоящем растленном состоянии людей необходима вера в Иисуса Христа – единственного Искупителя и Ходатая перед правдою Божиею – для усвоения Его искупительных заслуг и для получения исходатайствованной Им благодати Святого Духа, которая совершенно необходима нам для возрождения, освящения и без которой невозможно избавиться от прирожденной порчи греховной, освободиться от виновности и осуждения на вечное мучение за произвольные грехи, делающие нас чадами гнева Божия (см. Ин. 3, 5–7 ; Еф. 2, 3–8 ; Тит. 3:5–6 ), потому невозможно и спастись; как говорит апостол: «Нет другого имени под небом, данного человекам», кроме имени Иисуса Христа, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:12 ). И Спаситель говорит: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне... без Меня не можете делать ничего2 ( Ин. 15:4–5 ). Потому «верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3:36 ). «Кто будет веровать в Сына Божия и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Потому вера в Иисуса Христа есть начало, основание нашего спасения и утверждается на всеведении, истинности и благодати Божией, то есть Бог, как всеведущий и истинный, знает все вполне, не может ни обманываться, ни обманывать и, как благий, сообщает нам только полезное для нашего блага, для вечного спасения; и мы, веря словам Божиим больше, нежели своему разуму, свой разум, так сказать, приносим в жертву Богу истинному, почитаем Его как источник истины и всех благ, свидетельствуем свою покорность, преданность Ему, как благому, верховному Владыке мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Молится ли о чем живая вера Христу Спасителю? Молится неуклонно и неотступно, ибо отнюдь не сомневается в Его всемогуществе, благости и милосердии. Ждет ли от Него благ обещанных? Ждет с неослабным терпением и бдением недреманным, ибо уповает крепко на Христа, ведая, что верен Он и праведен и что нет льсти во устех Его. Повелевает ли Бог вере? Она повинуется неотрицательно и безусловно, какие бы жертвы ни требовались от нее. В радости она благодарит Господа, в печали благодушествует. В счастии кротка, миролюбива, пользе общей благопоспешна; в несчастии неустрашима и непобедима. Противу веры вооружается и противится ей в особенности кичливый наш разум, но она смиряет его мечем уст Господних, препоясав притом чресла свои истиною и облекшись в броню правды. Сею-то верою познаем мы, слушатели, что веки устроены не слепою какою-нибудь судьбою, но словом Божиим так, что из невидимого произошло видимое. Сею верою Енох переселен от мира сего так, что не видел и смерти; Ной спасен от потопа, между тем как весь мир осужден и погиб в воде потопной. Сею верою Авраам, будучи призываем, послушался и пошел, не зная, куда идет. Будучи же искушаем, он принес на жертву Исаака, единородного сына своего, тем более драгоценнейшего, что имел обетование, яко о Исааце наречется ему семя. Сею верою ободряемые, родители Моисея не устрашились царского повеления, но видев, что младенец прекрасен, скрывали его по рождении три месяца. А Моисей, пришед в возраст, не захотел называться сыном дочери фараоновой и лучше согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, ибо поношение Христово считал он большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. Посему, предвидя будущее от Христа воздаяние, оставил и Египет. Напоследок, когда вместо закона явилась благодать, живая и здравая вера во Христа породила еще и наибольших угодников Богу, чем ветхозаветные; наибольших, к тому ж и многочисленнейших. Но не станет времени, ежели именовать их всех, пересказывая, что они посмеянию и побоям, также узам и темнице подвергаемы были, пыткою замучиваемы, от меча умирали, скитались повсюду, терпя недостатки, бедствия и озлобления, которые, впрочем, отнюдь их не могли отлучить от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Надобно опасаться, чтобы не случилось того, что говорит Премудрый: «Нашел ты мед, – ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» ( Притч. 25:16 ). Какая неблагодарность, когда этими самыми утешениями, которыми Бог так отечески привлекает нас к Себе, мы отвлекаемся, уклоняемся от Него! Когда Бог видит, что мы чрезмерно прилепляемся к сердечным услаждениям, ища в них не Бога, а себя, то отнимает их у нас и посылает скорби. Также во время благодатных утешений, как бы мы ни казались превознесенными над всеми земными пожеланиями – так, что готовы бы взывать с апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией?» ( Рим. 8:35 ) – однако же не должны надеяться на самих себя и предаваться самомнению и самодовольной беспечности, но должны помнить, что они как даруются нам без наших заслуг, так не от нашей воли зависит и удержать их. За гордое мнение о себе Бог отнимает благодатное утешение; тогда сердце становится как камень и мы можем вовсе упасть духом. Особенно надобно стараться по силам достигать тех целей, для которых даются эти утешения, именно: чтобы дух наш более и более воспламенялся любовью к Богу, отрешался от пристрастия ко всему земному, с большим усилием преодолевал все препятствия и трудности на пути благочестия и неуклонно с бодростью стремился к высшему совершенству. Во всяком случае, особенно когда бывает необыкновенное утешение, надобно открывать свое душевное состояние духовному руководителю, чтобы узнать, что при этом надобно делать и чего остерегаться, потому что иногда и враг сообщает услаждение для того, чтобы подвижника ввести в высокое мнение о себе, самонадеянность, беспечность, обольстить и погубить. О сухости чувств Как в атмосфере или на море не всегда бывает одинаковая погода – то тепло, ясно, тихо, то холодно, мрачно, бурно, – так и в жизни нашей, и в душе нашей то спокойствие, отрада, то смущение или уныние, холодность сердца, сухость чувств. Во время благодушия и молитва как бы сама собой выливается из души, и всякое благочестивое дело делается легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Надобно стараться постоянно поддерживать ревность к благочестию; для этого надобно всякий день возобновлять свое намерение более преуспевать и возбуждать в себе горячность, как будто сего дня в первый раз мы обратились на путь благочестия, и говорить: «Господи, помоги мне в добром намерении и святом служении Тебе; дай мне сего дня положить начало благое лучше жить, ибо ничтожно то, что я доселе сделал». По намерению и решимости нашей будет и успех нашего течения на поприще благочестия, и большое нужно прилежание желающему хорошо преуспевать. Если и твердое намерение имеющий часто ослабевает, то что будет с теми, кто редко возобновляет свое намерение или меньше надлежащего имеет усердие преуспевать в подвигах благочестия? Потому полезно всегда помнить, как далеко еще отстоим мы от истинной святости жизни. По словам блаженного Августина , всегда должно не нравиться тебе настоящее твое состояние, если хочешь достигнуть того, чем ты еще не сделался. Ибо когда ты понравишься себе, тогда ты остановился. Если же скажешь, что довольно для тебя и того, что приобрел, погиб ты. Иные, вступив на поприще благочестия и прошедши немного, останавливаются в течении, от грубых пороков хотя удерживаются, но малыми грехами пренебрегают, оставляют без внимания, еще нравятся себе и бывают строгими судьями чужих поступков. От этого ревность к благочестию мало-помалу охладевает, наступает нерадение, даже совершенное равнодушие, на которое падает угроза Господа: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:16–17 ). Глава Вторая. Смирение, ненадеянность на себя и надежда на Бога Сколько необходимо искреннее желание для того, чтобы вступить на поприще благочестия, столько же или еще более необходимо смирение – искреннее сознание своих недостатков и немощи – для того, чтобы успешно продолжать течение на этом поприще. Смирение есть основание духовной жизни, как крепкий фундамент под домом. Кто хочет построить высокий, прочный дом, тот прежде всего полагает глубокое, крепкое основание, иначе на слабом фундаменте дом скоро разрушится. Святой Киприан говорит, что основанием святости всегда было смирение; и на небе не может устоять гордая высота. Причина этого очевидна. Ибо кроме того, что мы всецело зависим от Бога и Он один есть источник всех благ, в поврежденном от греха состоянии нашей природы слабость наша такова, что без помощи Божией мы не можем ни начать, ни совершить какое-нибудь доброе дело, ни постоянно пребывать в состоянии праведности. Все зависит не от хотения, ни от подвига нашего, но от помилования Божия (см. Рим. 9:16 ). «Бог производит» в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2,13 ; см. также 2Кор. 3,5 ; Ин. 15,5 ; 1Кор. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Надписание пророчества Ст. 1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийскаго, и воевал против Азота, и взял его. Саргон был преемник Салманассара, как показывает история на основании Ассирийских памятников, и царствовал между 721–702 г. (по Опперту). Он продолжал осаду Азота после Салманассара. Часть первая а) Откровение, в котором Бог повелевает Исаии совершить знаменательное действие Ст. 2. В то самое время Господ сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих, и сброс сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. Власяницею или вретищем называется верхняя одежда, – обыкновенная, волосяная милоть, или мантия пророческая ( Захар. 13:4 ), вероятно, черного цвета. Обыкновение носить милоть взято с примера Пророков Илии и Елисея, которые, живя в развращенные времена, носили такую одежду, как знак печали, строгой жизни, отречения от мира и плотских удовольствий. Пророк Исаия говорит, что он ходил наг. Это надобно понимать не так, будто он вовсе был обнажен, но ходил в одном домашнем платье, без пророческой милоти, в которой он обыкновенно показывался народу. Так и о Сауле говорится, что он пророчествовал нагой, т. е. без царской одежды ( 1Цар. 19:24 ; 2Цар. 6:20 ). б) Изъяснение повеления, или знамения Ст. 3. И сказал Господ: как раб Мой, Исаия, ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии. Ст. 4. Так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми, и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Когда люди мало обращали внимания на проповеди Пророков, тогда Бог часто повелевал им совершать какие-нибудь знаменательные действия, даже иногда, невидимому, странные, чтобы этим невольно обратить внимание народа, скорее возбудить любопытство – узнать значение и цель этих знаменательных действий, узнать волю Божию. По этой причине Бог и Пророку Исаии повелел ходить раздетым и босым в знак и предвестие того, что в течении трех лет многие Египтяне и Хусы будут отведены в плен нагими и босыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Наказание за норов Ст. 13. За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. Здесь и в следующих 4-х стихах описываются виды наказания, соответствующие видам пороков. Ст. 14. За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою; и сойдет туда слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их. Это значит, что эти и предшествующие бедствия окончатся погибелью Иудеев. Для более живописного изображения, Пророк здесь представляет смерть или ад йод образом большего зверя, который, разинув большую пасть, с жадностью хочет поглотить нечестивых, отверженных Богом. Слово ад (Евр. Шеол) означает место пребывания умерших, которое, по мнению древних, находится под землею. Отсюда и смерть, следствием которой бывает нисшествие в преисподнюю, часто называется этим именем. Потому смерть и ад соединяются вместе ( Апок.6:8 ). Этой обширной, подземной пучине, по фигуре олицетворения, приписывается жадность, но необыкновенной жадности приписывается широкая пасть, готовая поглотить все встречающееся; потому что смерть все твари видимого мира похищает, разрушает, ничего не щадит. В этом месте изображается какой-нибудь служитель смерти и ада – могущественный царь, правосудием Божиим определенный на поражение смертью подвергшихся гневу Божию. Таковы были Навуходоносор и Римские Императоры – исполнители суда Божия в наказание Иудеев. Ст. 15. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут. Это исполнилось на Иудеях частью чрез Халдеев, а больше чрез Римлян. Ст. 16. А Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде. Смысл этих слов такой: хотя Иудеи не исполняют своей обязанности – святить Бога, т. е. как Святого прославлять совершением суда и правды (о которых сказано в ст. 7); но Бог достигнет этой цели другим путем, – Он прославится, как Святой, строгостью Своих судов над нечестивым, непокорным народом. Суд и правда здесь относятся к наказывающему правосудию Божию. Святость и славу Бога Израилева, открывшиеся в наказании Иудеев, видели даже и язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Нарушать законы завета с Богом значит быть неверным Богу, как жена мужу. Иерусалим был верен Богу при Давиде, Соломоне, особенно при Иосафате ( 2Пар.19:6–8 ). Убийцами называются здесь неправедные судьи и их товарищи, которые, у вдов и сирот отнимая необходимые потребности для продовольствия жизненного, доводили их до гроба. Ст. 22. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою. Этими метафорическими словами Пророк показывает, что Иудеи уклонились от прежней чистоты нравов и суждений. Из снесения ст. 23 с 25 можно видеть, что под серебром, превратившимся в изгарь, разумеются развратные начальники, вельможи и судьи, которые, уклонившись от чистоты нравов и искренности в суждении, унизили свое достоинство, потеряли уважение в обществе. А под вином, смешанным с водою, разумеются священники, которые исказили духовное учение закона, которое от того потеряло свою чистоту и силу. Ст. 23. Начальники твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них. Этим вообще означается развращение, несправедливость, скупость, грабительство начальников. б) Предсказание о будущих событиях 1) О бедствиях плена Вавилонского Ст. 24. Посему говорит Господ, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! Этот образ выражения взят с сильно разгневанного героя, который, пылая гневом и мщением, дотоле не успокаивается, пока не отмстит врагам за нанесенное ему оскорбление. Словом: удовлетворю себя, или потешусь выражается строгость правды Божией и тяжесть наказания, соразмерного тяжести преступлений Иудеев. Это относится к тому времени, когда Халдеи разрушили царство Иудейское, многих Иудеев умертвили мечем и голодом, остальных отвели в плен. Второе событие: очищение Церкви Ст. 25. И обращу на тебя руку Мою, и как в щелочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое, т. е. остаток Израиля в плену Вавилонском, как серебро, переплавлю огнем тяжких скорбей, так чтобы совершенно очистить его от всякой греховной нечистоты; а изгари, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Не соблюдая человеколюбия и справедливости, которой требует право войны, он с побежденными народами поступал жестоко, бесчеловечно; стал превозноситься обширностью своего царства, величием своей власти: все сатрапы мои, говорит Ассирийский царь, как цари повсюду, или все цари суть только мои сатрапы, подвластны мне; тщеславился своим могуществом, и вместо того, чтобы успехи в войне приписать Богу Израилеву, он приписал своей силе: никакой, говорит, город (из упомянутых в ст. 9–11) не мог противиться силе моего оружия, все покорились мне; стал презирать истинного Бога Израилева, говорил как бы так: я своею силою покорил многие царства, не смотря на то, что почитаемые ими боги защищали их; а боги их превосходнее, сильнее Бога, почитаемого в Иерусалиме и Самарии; следовательно, я также легко могу завоевать и Иерусалим, как завоевал прочие царства. Потому Ассур этим навлек на себя гнев Божий, и Пророк от лица Божия возвещает ему бедствие, которому он скоро подвергнется. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 12. И будет, когда Господ совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменнаго сердца царя Ассирийскаго и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Бог Ассирийским царям попускал следовать внушению их гордости и страсти к завоеваниям, чтобы чрез них наказать нечестивых в Своем народе, очистить Церковь и привести в исполнение сокровенные советы вечной Своей премудрости. По совершении Своих советов Бог, говорит Пророк, положит предел враждебным предприятиям Ассирийских царей и за жестокость, высокомерие и презрение истинного Бога предаст их праведному наказанию, что выражается словами: посещу на плод надменнаго сердца... Под плодом надменного сердца разумеется тщеславное нашествие Сеннахирима на Иудею, соединенное с презрением Бога, которое высказывал Рапсак и послы Сеннахирима ( Ис.36:18–20 ). Второй член; подробное изложение и подтверждение предыдущей речи а) Беззаконие Ассура: гордость и тщеславие. Ст 13. Он говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Некоторые относят это наказание к древним, соседним с Иудеею народам, враждовавшим против Иудеев, каковы были Моавиты, Аммониты, Филистимляне, Арабы, Финикияне и пр. А другие относят этот страшный переворот к решительному поражению язычества во времена Константина В., который победил Максентия, Максимина и Ликиния. С тех пор язычество более и более стало ослабевать, скоро пало, а христианство быстро стало распространяться и процветать. Член второй, в котором описывается суд над Едомом 1 . Приговор небесного суда а) Страшное наказание Едома с избиением людей всякого рода Ст. 5. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Ст. 6. Меч Господа наполнится кровию, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. Ст. 7. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровию, и прах их утучнеет от тука. Ст. 8. Ибо день мщения у Господа, год возмездия на Сионе. Здесь говорится, что в день суда Божия будет совершено мечем страшное поражение ожесточенных врагов церкви, из коих главным представляется Едом, от которых церковь долго терпела угнетения и скорби, и это поражение будет соединено с большим пролитием крови, и избиением многих богатых вельмож, начальников и царей, которые разумеются здесь под сказанными животными, которые утучнели и стали годны на заклание, т.--е. уже приготовили себя к закланию мечем Божиим, достойны наказания. Меч Мой на небесах упился. Это значит то же, что меч на небесах наострен или приготовлен для того, чтобы упился, т. е. обагрился кровью жертв гнева Божия на земле. Местом совершения суда Божия представляется Едом или Идумея, и столица ее – Боцра (Восор). Если под Едомом разуметь собственно Идумею, то исполнение этого суда Божия над нею можно бы относить к временам Маккавеев, которые жестоко поразили Идумеян, и некоторые крепости разрушили; но совершенно всей Идумеи не разорили, не опустошили так, как здесь изображается. Да Идумеяне и не были такими жестокими врагами Иудеев и особенно их религии, чтобы преимущественно пред прочими совершился над ними такой грозный, образцовый суд Божий. Притом Идумея, по своей малозначительности, не могла быть предметов всеобщего внимания народов вселенной. Потому под Едомом (что значит красный, багровый) в таинственном смысле разумеется сильное царство кровожадное, враждебное церкви Божией, обагрившее себя кровью исповедников истинной религии. А под Воцрою (что значит укрепление, или крепость), разумеется митрополия язычества, главное место жительства сильных врагов царства Божия, и именно разумеют языческий Рим, который, точно, жесточе всех народов преследовал христиан и больше всех пролил крови исповедников христианской веры. Изображение этого пророчества сходно с тем, какое находится у Пророка Исаии в 63:1–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Нельзя не дивиться, почему любомудрые столь много трудятся, доискиваясь всеобщего начала, чтобы основать на нем нравоучение во всем том пространстве, какое только возможно сему предмету, т. е. чтобы извлечь из него все, без исключения, правила и законы, необходимые для тихой и безмятежной жизни на земле. Бога бойтеся, Царя чтите – вот начало, вот источник! Действительно, чего не вытекает из сего источника? Боящийся Бога не тать, не хищник, тем менее грабитель и разбойник; боящийся Бога не пьяница, не расточитель, кольми паче не любодей, не прелюбодей, не лжец, не обманщик, кольми паче не клеветник, не лукавый советник, не любостяжатель, не сребролюбец, не мздоимец; следовательно не скупец, не другое что, столь же постыдное. Толико прекрасен боящийся Бога со стороны внешней! Посмотрим на внутреннюю. Боящийся Бога, в каком бы ни был звании, чине и должности, везде и во всяком состоянии жизни он поступает не иначе, как свято и беспорочно. Вот первая, самая привлекательная, на внутренней стороне его блистающая черта. Начальник он? – Право правит подчиненных. Подчиненный? – Покорен начальнику. «Рабы, будьте послушны господам своим по плоти, с уважением и страхом и в простоте сердца вашего, как Христу. Так же и вы, господа, поступайте с ними, умеряя строгость, зная, что и над вами самими есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф. 6:5–9 ). Так учит св. апостол Павел. Таким образом и поступают те из господ пли рабов, кои водятся страхом Божиим. Богат боящийся Господа? Он не отнимает у наемника мзды, но сам, напротив, сирому скорый помощник, нищему пристанище и покров. Нищ он и убог? – Богатому служит безропотно и благодушно, не лестно, не лицемерно и за всем тем неусыпно. По словам Иисуса, сына Сирахова, между убогими бывают гордые, между богатыми лжецы, и сих, говорит Премудрый, возненавидь, душа моя ( Сир. 25:3 ). Слушатели! Если и вы где-нибудь встретитесь с таковыми, отнюдь не прилепляйтесь к ним, ибо страха Господня нет в них, а потому и опасно обращение с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010