Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Петр, епископ Томский и Семипалатинский (Екатериновский Федор) Родился в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона. С 30 июля 1844 года – иеромонах. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской духовной семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии. С 15 января 1857 года – ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года – член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года – епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа – управляющим Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года. Преосвященный Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: «Их может исправить и на путь наставить только Сам Христос». Епископ Петр – духовный писатель. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Епископ Петр был постоянным членом Комитета по распространению духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Домский Иероним Петрович; 6.07.1823, с. Семенки Брацлавского у. Подольской губ.- 27.05. 1889, Якутск), еп. Якутский и Вилюйский. Род. в семье священника, служившего в ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Крещен с именем Иероним. Восприемником при крещении по просьбе отца был имп. Александр I, с 30 сент. по 5 окт. 1823 г. возглавлявший военные учения близ с. Кирнасовка Брацлавского у. Подольской губ. (ныне Тульчинского р-на Винницкой обл.). Император пожаловал семье и новорожденному золотые часы. Иаков (Домский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Иаков (Домский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) До 1832 г. Домский находился на домашнем обучении, в 1832-1839 гг. учился в Приворотском ДУ, затем в Каменецк-Подольской ДС. В 1840 г. осиротел. Как старший в семье, заботился о 4 младших братьях и сестрах. Определяющее влияние на его судьбу оказала встреча и общение с еп. Подольским и Брацлавским Кириллом (Богословским-Платоновым) . Епископ помог устроить малолетних сирот, оказывал постоянную поддержку из личных средств. Домский продолжил обучение в семинарии, а в 1841 г. в составе архиерейского хора при еп. Кирилле приехал в С.-Петербург. Незадолго до смерти еп. Кирилл († март 1841) способствовал поступлению Домского в С.-Петербургскую ДС на казенное обеспечение. В 1845 г., завершив с отличием обучение в семинарии, он поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1849 г. со степенью кандидата богословия. 30 нояб. 1849 г. Домский был назначен в Иркутскую ДС на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах (для младшего отд-ния), по чтению греч. отцов и латинских писателей (для старшего отд-ния). Во время пребывания в Иркутской ДС сблизился с известным духовным писателем, инспектором, а с окт. 1855 г. ректором иером. Петром (Екатериновским ; впосл. епископ). Их беседы о монашестве, старчестве и аскетизме оказали влияние на духовный путь Домского.

http://pravenc.ru/text/200275.html

епископ Петр (Екатериновский) (1820–1889) Нравственно-аскетические труды Священное Писание епископ Петр (Екатериновский) Епископ Томский и Семипалатинский. Миссионер, духовный писатель. Биография В миру Екатериновский Феодор, родился в 1820 году в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года был пострижен в монашество; 19 октября того же года рукоположен во иеродиакона; а 30 июля 1844 года - во иеромонаха. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской семинарии. С 15 января 1857 года - ректор Новоархангельской духовной семинарии на Аляске. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. Во время служения в Америке он учредил новые церковно-приходские школы на Кодьяке и Уналяске, расширил миссионерскую деятельность викариатства до Берингова пролива, и стал одним из первых серьёзных исследователей жития преподобного Германа Аляскинского. Владыка Петр (Екатериновский) 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года - член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года - епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа - управляющий Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года и был погребён в Новоспасской обители. Владыка Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: " Их может исправить и на путь наставить только сам Христос " . Был духовным писателем. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Был радетелем распространения духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Архимандрит Даниил (Мусатов; 17/30 июня 1855). Ученик Оптинских старцев, аскет, подвижник, педагог Калужской Духовной Семинарии, затем Киевской Духовной Академии. Святитель Филарет (Дроздов, 19 нояб./2 дек. 1867), митрополит Московский и Коломенский. Величайший святитель XIX века. Покровитель издательского дела Оптиной Пустыни. В Оптиной не бывал, но по его приглашению Оптинские старцы ездили к нему в Москву, их он очень почитал, особенно преп. Макария и Антония. Игумен Антоний (Бочков; 5/18 апр. 1872). Оптинский воспитанник, духовный писатель, собеседник свт. Игнатия (Брянчанинова) , настоятель Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. Инок высокой духовной жизни. Скончался во время эпидемии тифа в Москве, исполняя требы, пожертвовав собой на благо ближнего своего. Схимонах Сергий (Яновский; 6/19 янв. 1876). Духовный сын преп. Герасима Аляскинского, первый правитель Русской Америки. Впоследствии губернатор Калуги. Духовный сын преп. Антония Оптинского. В Оптиной Пустыни духовно окормлялась вся его семья. Игумен Парфений (1878). Скончался в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, известный путешественник по Православному Востоку, духовный писатель. Оставил интересные воспоминания о своем посещении Оптиной. Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 31 марта/13 апр. 1879), митрополит Московский и Коломенский. Просветитель Сибири и Америки. Приезжал в Оптину к преп. Амвросию Оптинскому . Епископ Петр (Екатериновский; 27 мая/9 июня 1889), бывший Уфимский и Мензелинский. Аскет, духовный писатель. Несколько лет жил на покое в Оптиной Пустыни. Иеросхимонах Герасим (Мартынов-Брагин; 16/29 июня 1898). Замечательный старец, юродивый, прозорливец, целитель, устроитель Никольской женской общины Медынского уезда Калужской губернии. Любил бывать в Оптиной Пустыни и общаться со старцами. Епископ Михаил (Грибановский; 19 авг./1 сент. 1898) Таврический. Всех общавшихся с ним поражала необыкновенная искренность, сердечность, любовь, отзывчивость, простота, доступность. Глубокий знаток Св.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

В ноябре 1876 года преосвященного Петра назначают епископом Томским и Семипалатинским. Томской епархией управлял он до июля 1883 года, когда снова был уволен на покой. Местом своего пребывания владыка Петр избрал Оптину пустынь. В Оптиной пустыни епископ Петр прожил два года, оставив здесь по себе самые отрадные воспоминания. Прощаясь с Оптиной, преосвященный пожертвовал в пользу столь близкого его сердцу монастыря свои сочинения. В 1885 году епископ Петр был переведен в Московский Заиконоспасский монастырь, а через полгода назначен управляющим Новоспасского монастыря. Здесь он прожил четыре года, вплоть до своей кончины. Кротость, нелицемерная любовь к ближним и. истинная духовная мудрость стяжали преосвященному Петру живую симпатию среди жителей Москвы. Кроме управления монастырем он духовно окормлял и священников из многих московских храмов, обращавшихся к нему за советом, и множество мирян. Особенно любили его бедные люди, которым преосвященный щедро помогал. Епископ Петр был также членом Московской Синодальной конторы и почетным членом общества любителей духовного просвещения и распространения духовно-нравственных книг. Кончина преосвященного Петра последовала в 1889 году, через тридцать лет после его епископской хиротонии, 27 мая, в субботу, накануне дня Святой Троицы. Погребен епископ Петр в склепе под монастырским собором, где в юго-восточном углу под алтарем была приготовлена могила рядом с могилой преосвященного Порфирия (Успенского), предшественника епископа Петра по управлению монастырем. Наследие епископа Петра как духовного писателя не столь обширно, как труды святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника - много времени и сил у него уходило на управление епархией, а позже - монастырем. Среди трудов епископа Петра наиболее известны " Указание пути к спасению " и " О монашестве " . Кроме этих книг им написаны также " Поучение о вредных следствиях пьянства и распутства " , " Наставление и утешение в болезни и в предсмертное время " , " Наставление и утешение в скорби " , " Поучение о причащении Святых Тайн " , " Поучение перед исповедью " , " Поучение о покаянии " , а также " Объяснение из книги святого пророка Исаии " и " Толкование на двадцать три главы пророка Исаии " .

http://lib.cerkov.ru/authors/847

Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) В 1863 г. по делам обители И. был в Москве, общался с Московским митр. Филаретом, к-рый подарил ему на память свои четки. В 1887 г. Оптину пуст. посетили вел. кн. Константин Константинович и Московский митр. Иоанникий (Руднев) . При И. в обитель неоднократно приезжали бывш. обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Толстой , гос. контролер Т. И. Филиппов, Ф. М. Достоевский , гр. Л. Н. Толстой . В 1883-1885 гг. в Оптиной пуст. жил на покое еп. Петр (Екатериновский) , в 1887-1891 гг. при обители жил К. Н. Леонтьев . Все они с уважением относились к оптинскому настоятелю. Вел. кн. Константин Константинович говорил: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!» (РГБ ОР. Ф. 214. Л. 120 об.- 121). Сам И. с особым почтением относился к имп. фамилии, с теплотой отзывался о вел. кн. Константине Константиновиче, имп. Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. Скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. До 1865 г. И. переписывался со своим братом архим. Мелетием, к-рый давал советы по управлению мон-рем (напр., о том, что подавать за трапезой), хотя считал И. неспособным к настоятельской должности (Там же. Ф. 213. К. 70. Д. 2). В 80-90-х гг. XIX в. И. состоял в переписке со своей племянницей мон. Антониной из курского во имя Св. Троицы мон-ря (Там же. К. 66. Д. 29). Переживал из-за угасания семьи Антимоновых, сетовал, что «некому поддержать фамилию». Избран действительным членом Православного миссионерского общества (1876), награжден орденами св. Анны 3-й (1876) и 2-й (1880) степени, св. Владимира 4-й (1889) и 3-й (1894) степени. В конце жизни И. стал заметно слабеть и келейно принял постриг в схиму. В июне 1894 г. началась предсмертная болезнь. На просьбы указать своего преемника И. отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». В течение последних 2 недель ежедневно причащался, принимал монахов и давал им наставления. И. был похоронен в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Чин погребения 24 авг. 1894 г. совершили Калужский еп. Александр (Светланов) и настоятели неск. мон-рей. В завещании, составленном в июле того же года, И. распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пуст. и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею... Наг родился я, ничего и не оставляю» (Там же. К. 65. Д. 45. Л. 11-13 об.).

http://pravenc.ru/text/674766.html

8 О. Альбицкий составил и напечатал в 50 Церк. Вестн. 1885 г. статью по поводу 100-летней годовщины преосвящ. Аркадия Олонецкого и Петрозаводского. Примечание автора хроники. 20 Бывшая начальница Витеб. жен. гимназии, † 22 марта 1891 г. в звании игумении Знамен. монастыря в Осташкове. 23 Профессор богословия в Моск. Университете, † протопресвитером Моск. Успенского собора 28 июня 1892 г. 49 Дионисий был Якутским с 1867–1883 г., а преемником его – Иаков (Домский), скончавшийся 27 мая 1889 г. 54 Богословский В. С. – кандидат XVII (1846–1850 г.) курса, впоследствии был настоятелем Косьмо-Дамианск. церкви, Китайск. сорока, ныне – в заштате. 124 См. о нем т. VI Хроники стр. 211; † 20 дек. 1891 г. Некролог в Твер. Еп. В. 1893 г. 4, стр. 93. 132 Ныне опять патриарх Константинопольский, о жизни и деятельности его см. «Странник» 1901 г. т. II, 8 (август), стр. 145. 143 Ник. Яков. Михайловский протоиер., см. о нем Тверск. Еп. Вед. за 1891 г. 4 и за 1901 г. 2. 199 «Руководство по литургике или наука о православном богослужении, применительно к программе дух. семинарий». Тверь. 1886 г. 206 Некрологи см. Церк. Вест. за 1886 г. 43. Церк. Вед. 1886 г. 34. Моск. Вед. 1886 г. 291. 207 Протоиерей Ст. Ив. Зернов принадлежал к XIV курсу (1840–44 гг.) Москов. дух. академии. Из этого курса вышли: архиепископы – Сергий (Ляпидевский ) Кишиневский, Амвросий (Ключарев) Харьковский, епископы: Серафим (Протопопов) Самарский, Платон (Троепольский) – бывший Томский († 1876 г.); Неофит (Неводчиков) Туркестанский; Андрей (Поспелов) – бывший Муромский, викарий Владимирский († 1868 г.); Петр (Екатериновский) бывший Томский († на покое в Московском Новоспасском монастыре в 1889 г.) и др. – Примечание автора Хроники. 231 Воиновым, архим. Андрониева м-ря, † 1 авг. 1896 г. см. о нем т. IV и V Хроники по указателям. 252 О. Сокольский принят был мною из Владимирской епархии в Харьковскую на диаконскую вакансию к кафедральному собору. – Примечание автора Хроники. 262 Митр. Филарет называет (см. дополнит. т. мнений и отзывов, стр. 437 прим. 3–4) прот. Г. П. Смирнова -Платонова ближайшим родственником м. Никанора, но это неправильно: сестра пр. Смирнова-Платонова Мария Петровна была замужем за священником Ал. Ал. Смирновым (г. Москва, церк. Николая Святителя – Красный звон) – племянником м. Никанора по матери своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Он совершил одинаковый с архиепископом Вениамином подвиг апостольских путешествий и оставил по себе записки о важнейших задачах православной миссии как орудия государственности, напечатанные в «Миссионере» за 1878 год, в «Московских церковных ведомостях» и «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1884 год. Такой же апостольский путь прошел в дальневосточных окраинах с 5 ноября 1878 года в течение около пятнадцати лет преемник Мартиниана на Селенгинской кафедре Мелетий (Якимов) , оставивший свои обширные миссионерские записки в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1887–1888 годы. Но особенно выдающиеся исследования дальневосточных окраин совершил в течение пятнадцатилетнего святительства там Макарий (Дарский), бывший с 9 октября 1883 года первым епископом па Киренской викарной кафедре, учрежденной по ходатайству приснопамятного печальника Дальнего Востока архиепископа Вениамина (Благонравова) . Владыка Макарий после шестилетнего святительства на Киренской кафедре пребывал с 15 июля 1889 года на Селенгинской и, наконец, с 25 октября 1892 года на Камчатской кафедрах. Его путешествие в Илимский округ, по Верхней Тунгуске и в Тункинские станы, лежащие к северо-западу от Байкала в ложбинах и долинах между Байкальскими и Саянскими горами, оставили светлый след в жизни инородцев, из которых многих он обратил в Православие. В полном единодушии с вышеуказанными светильниками Дальнего Востока слагалось духовно-просветительное русское дело и у их современников в Енисейской, Томской и Тобольской епархиях. В Тобольской была еще в 1870 году учреждена Березовская викарная кафедра, на которой святительствовал Ефрем (Рязанов), приостановивший раскольничью пропаганду среди тобольских инородцев. В то же время в пределах Томской епархии возник Благовещенский монастырь в Алтайских горах, устроенный по инициативе игумена Макария (Невского) для нужд Алтайской миссии начальником этой миссии архимандритом Владимиром (Петровым). Преосвященный Владимир с 16 марта 1880 года был первым епископом на Бийской кафедре, учрежденной по ходатайству Томского архипастыря Петра (Екатериновского) и впоследствии, с 9 июля 1889 года, сделался его достойным преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

П. м. сыграли архим. Амвросий и его преемники - архим. свт. Филарет (Дроздов, 1816-1817, управлял обителью до 1819; впосл. митрополит) и архим. Кирилл (Богословский-Платонов, 1819-1824; впосл. архиепископ). В 1816 г. архим. Филарет по рескрипту имп. Александра I Павловича получил панагию «по примеру московского Донского монастыря архимандрита» ( Снегирёв. 1863. С. XVIII). 2 нояб. 1817 г. имп. Александр I посетил обитель. Весомый вклад в развитие Н. П. м. внесли длительное время управлявшие им архим. Поликарп (Гойтанников; 1824-1837) и архим. Аполлос (Алексеевский; 1837-1851). 28 июля 1837 г. обитель посетил вел. кн. Александр Николаевич (буд. имп. Александр II ). В 1-й пол. XIX в. в мон-ре подвизались старцы Александр (Подгорченков) и Михаил ( Круглик. 1999. С. 70). Во 2-й пол. XIX в. настоятелями Н. П. м. являлись архиереи. Первым среди них стал бывш. еп. Томский Агапит (Вознесенский; 1851-1852). В 1852-1877 гг. мон-рь возглавлял архим. Агапит (Введенский). Затем управление обителью вновь перешло к наместникам-архиереям: еп. Порфирию (Успенскому; 1878-1885), еп. Петру (Екатериновскому; 1885-1889), еп. Нестору (Метаниеву; 1889-1894), еп. Анатолию (Станкевичу; 1894-1898). В 1888 г. при Н. П. м. сформировалось об-во хоругвеносцев (официально учреждено указом Синода от 8 июня 1901), его участники неоднократно создавали на свои средства хоругви и финансировали написание икон, которые жертвовали не только в Н. П. м., но и в др. мон-ри. Во время управления обителью архим. Климента (Стояновского; 1898-1906) 13 апр. 1900 г. Н. П. м. посетил имп. мч. Николай II Александрович вместе с имп. мц. Александрой Феодоровной . Во время этого визита было принято решение об устройстве храма во имя прп. Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых. На его освящении в 1902 г. митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским) присутствовал московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой, вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной . 24 сент. 1900 г., находясь в Москве, Н.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010