Вторая часть видения содержит посвящение Исаии на пророческую должность, где показывается: а) Положение Пророка при этом видении Ст. 5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Пророк при виде этого чудного видения Бога-Царя и Серафимов, прославляющих Его с закрытыми лицами, обратившись к себе и ощутив свою нечистоту, приведен был в благоговейный трепет, сознал себя жалким человеком, – исповедал, что он, имея нечистые уста, неспособен прославлять Господа вместе с Серафимами. б) Дар благодати, сообщенный Пророку Ст. 6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. Ст. 7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Серафим по повелению Божию, прилетев к Исаии с горящим углем, взятым с жертвенника всесожжения, и прикоснувшись им к устам Пророка, очистил его от грехов, тем утешил и, освятив, сделал его достойным и способным проповедовать славу Бога вместе с Серафимами, или посвятил его в пророческую должность. Третья часть видения содержит повеление Божие, данное Пророку, объявить нераскаянным Иудеям о их ослеплении, ожесточении с разрушением царства. Здесь описывается: а) Испытание расположения Пророка и готовность его к исполнению повеления Божия Ст. 8. И услышал я. голос Господа, говорящаго: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? и я сказал: вот я, пошли меня. Здесь заключается совет Святой Троицы (см. под. Быт. 1:26, 3:22 ). Бог не прямо приказывает, но испытывает расположение и послушание Пророка, или косвенно возбуждает его к этому, требует добровольного согласия для того, чтобы важная и трудная должность пророческая была делом свободы, а не принуждения, и чтобы по изъявлении Пророком готовности к послушанию, тем усерднее была исполняема. Бог как бы так говорил: кто, будучи послан на проповедь, будет стараться единственно о Нашей славе?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Вторая часть, изображающая падение Вавилона собственными словами, разделяется на два члена, из коих в первом Пророк показывает орудия, употребленные Богом для разрушения Вавилона, – Мидян с их свойствами (ст. 17, 18). Во втором члене Пророк описывает конечное разрушение и запустение Вавилона (ст. 19–22). Первый член, в котором показываются действующие причины бедствия Вавилона Ст. 17. Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра, и не пристрастны, к золоту. Ст. 18. Луки их сразят юношей, и не пощадят плода чрева; глаз их не сжалится над детьми. Предыдущую метафорическую речь Пророк теперь поясняет собственными словами, – говорит, что Бог в орудия для наказания Вавилонян употребит Мидян и Еламитов, т. е. Персов (как это видно из 21, 2), и показывает их характер, отличительные черты которого составляют бесчеловечие, варварская свирепость, крайняя жестокость в обращении с побежденными, так что по кровожадности и страсти к убийству они ни за серебро, ни за золото не пощадят даже невинных отроков, достойных сожаления младенцев и прекрасных юношей обоего пола – опоры и красы семейств. Второй член; в котором показывается следствие ярости Мидян и Персов – опустошение и запустение Вавилона. Ст. 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Ст. 20. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Ст. 21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; а строусы поселятся, и косматые будут скакать там. Ст. 22. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах. Пророк, показывая следствие нашествия и ярости Мидян, говорит, что великолепный Вавилон – краса всех Азиатских городов по богатству, красоте и обширности, – по определению Божию Мидянами будет разрушен совершенно, на- всегда, опустошен без всякой надежды на восстановление, и со временем запустеет до того, что не только никогда не будет в нем жителей, даже дикий Араб, скитающийся по пустыням, не осмелится поставить там шатер, и пастухи не будут останавливаться с стадами для ночного отдыха – по страху развалин и поселившихся там зверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Вторая часть первого отделения, в которой показываются причины бедствий Тира а) Главная причина – Бог. Член первый Ст. 8. Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, котораго купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Ст. 9. Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтоб унизить все знаменитости земли. Тир – укрепленный, славный город, называется раздавателем венцов, потому что основал колонии, напр. Карфаген, коим управляли особые правители. Обращение в Тиранам Ст. 10. Ходи, по земле твоей, дочь Фарсиса, как река (Нил)! нет более препоны (или пояса). Эти слова одни объясняют так: как река Нил разливается в разные стороны, так Тиряне по разрушении города рассеятся по всем странам. Другие так объясняют: Тир и прочие города совершенно будут разрушены Халдеями, сравнены с землею, так что не будет никакого препятствия проходить по всем местам, все равно, как по гладкой поверхности реки беспрепятственно плавают. Как одежда, не подвязанная поясом, развевается: так и царство Тирское расстроится, распадется, – не будет силы, связывающей и укрепляющей тело общества. Последний член, в котором показывается главная причина разрушения Тира Ст. 11. Он простер руку свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане, разрушить крепости его. Ст. 2. И сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона (т -е. Тир)! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя. Под морем здесь разумеется не только Тир, но и вся приморская страна, – вся Финикия, в которой много было мелких царств, которые разрушил Навуходоносор. Но действиями Навуходоносора управлял Бог Израилев, так что как будто Сам Своею десницею разрушал эти царства. б) Посредствующие причины разрушения Тира. Ст. 13. Вот земля Халдеев. Этого народа прежде не было; Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они (Ассирияне) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира) превращают его в развалины. Пророк говорит, что Бог, как главный виновник разрушения Тира, суд Свой совершит над ним чрез Халдеев, которые во времена Пророка не были господствующим народом, были подчинены Ассириянам, которым обязаны переселением на Вавилонскую долину: взяв верх над Ассириянами, Халдеи разрушат и Тир.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Вторая часть Цель и следствие откровения, или знаменательного действия Ст. 5. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. Ст. 6. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощию, чтобы спастись от царя Ассирийскаго! и как спаслись бы мы? Пророк показывает здесь цель и следствие этого пророчества, именно – посрамить суетную надежду на Египтян, а не на Бога; и точно, многие жители острова, т. е. приморской страны (которая иногда называется островом моря, 23, 6), – Филистимляне, Финикияне и некоторые Иудеи, узнав о поражении Египтян и Хусов, постыдились своей глупости, что надеялись на их силы, которые оказались слабыми, и уверились, что без помощи Божией погибли бы. Avt Шестая проповедь. О бедствии Вавилона Объяснение Надписание пророчества о Вавилоне Пророчество о пустыне приморской. В буквальном смысле пустыня моря есть большое пространство земли плоской, невозделанной, лесной, наполненной дикими зверями, имеющей много рек и болот. Самое местоположение Вавилона, стоящего на обширной равнине при большой реке Евфрате, на юге образующей из себя много озер и болот, имеет сходство с такою пустынею моря. В таинственном смысле море означает многочисленное собрание народов ( Апок.17:15 ). А пустынею Пророк называет обширное государство Вавилонское, потому что при множестве и великолепии городов, при образованности в науках и искусствах человеческих оно не имело духовного образования, не просвещено мудростью небесною, и люди, как звери, жили, увлекаясь страстями. Пророк Иезекиль, говоря о Вавилоне, называет его пустынею народов (20:35). Иоанн Богослов духовный Вавилон в образе блудницы видел также в пустыне ( Апок.17:3, 15 ) и изображение это, вероятно, взял с древнего Вавилона. Первая часть видения: предсказание о разрушении Вавилона Мидянами и Персами за злодеяния, сделанные народу Божию а) Бедствия, которыми Вавилоняне поражали Иудеев Ст. 1. Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Второе наказание Ст. 6. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и заросшем он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Второе наказание состоит в том, что Бог оставит виноградник запустелым, т. е. по опустошении земли лишит Иудеев Своего попечения, излияния благодати ( Мф.23:38 , Дан.9:26 ). Третье наказание: не будут ни обрезывать. Этим означается пренебрежение благочиния законного. Садовничий нож здесь служит символом Слова Божия в устах верных служителей Божиих, которое есть слово исправления и суда церковного. Тем и другим отсекаются дурные отростки от ветвей. Если Сам Бог Вертоградарь подрезывает виноградник, то под именем ножа разумеются суды Божии, которыми отсекаются бесполезные, вредные члены Церкви. И так Бог хочет сказать, что Он вовсе не будет заботиться об этом народе, как Своем, не будет вразумлять его Своими судами для исправления, а станет поражать только для наказания; не даст ему верных служителей, которые бы обличали пороки, ограничивали, учили истинному покаянию, добродетелям, а вредных людей отлучали. Это во всей силе исполнилось после земной жизни Иисуса Христа, по отвержении упорных Иудеев от царства благодати. Хотя после этого и было благочиние в синагогах, но оно не было от Бога и не вело к истинному благочестию, а только к лицемерию. Четвертое наказание: ни вскапывать. Посредством окапывания заступом или делаются ямы для удержания дождевой воды, или дерева осыпаются хорошею землею для питания и корпи дерев очищаются от вредной травы. Это в духовном смысле означает старание верных служителей Божиих, которые преподают людям духовную пищу – здравое учение, которое, питая и возвышая душу к Богу, делает ее способною приносить плоды добрых дел, а суеверия, предрассудки, страсти, пороки очищают словом обличения, церковным судом и т. п. Но после разрушения храма Римлянами уже не было таких служителей Божиих. Фарисеи и сами в корне были повреждены, и в простом народе не только не истребляли предрассудков и пороков, но еще по своим корыстным, честолюбивым видам потворствовали им.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Второе подобие: как источник вод в сухой степи. Это значит, что а) благочестивый царь так будет управлять своим царством, что всем своим подданным, угнетенным в прежнее время, и желавшим лучшего состояния царства, доставит большую отраду и утешение; б) будет исполнять должность не только правителя, но и учителя, своим подданным будет преподавать обильное, спасительное наставление, и восстановив истинную религию, людям благочестивым доставит большое утешение, благие желания их исполнит. Подобно этому третье подобие: как тень от великой скалы в земле жаждущей, т. е. знойной, сухой. Это значит, что благочестивый, правдивый царь подданным своим доставит совершенную отраду как от скорбей, которые претерпевали при нечестивом Ахазе, так и от палящего зноя бедствий, которыми Ассур поражал их. (25:4, 5). 2 . Преимущества времени царствования Праведного Царя: просвещение и обращение многих. Ст. 3. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. В удивительном поражении Ассирийского войска, и в других поразительных знамениях, какие были напр. при исцелении Езекии (38, 1 и сл.), будет столь очевидное проявление славы, правды и благости Божией, что те, которые прежде сомневались в промышлении Божием о своем народе, – не видели этого, как будто бельма у них были на глазах, теперь ясно увидят и убедятся в попечении Божием о своем народе, больше будут верить и усерднее внимать слову Божию, увещаниям и обетованиям Пророков. Ст. 4. И сердце легкомысленных будет уметь разсуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Смысл этих слов такой: люди нетвердые в мыслях, с предрассудками, которые прежде об образе промышления Божия в устроении судьбы язычников и управлении своим народом судили неправильно, свое мнение о Боге Израилевом и Его путях изъясняли неверно, теперь, узнав из самого события, что нашествие и поражение Ассириян было произведено для целей славных для Бога и полезных для церкви, правильно, ясно уразумеют пути промышления Божия, с рассудительностью и удовольствием будут заниматься исследованием их, и свою веру, и мнения о путях Божиих будут раскрывать ясно, красноречиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Второй порок фарисеев составляло суеверие, которое состояло в соблюдении мелочных заповедей, которым научили люди, – предали старцы, и которым фарисеи приписывали высшую важность в деле религии, между тем пренебрегали важнейшим в законе Моисеевом ( Мф.23:23 ); и всю свою мудрость и ученость поставляли в изучении этих старческих преданий. За такую вину Бог определил им наказание духовное. Он говорит: За то вот Я чудесно поступлю впредь с этим народом, сделаю дивное чудо. Ибо будет то, что изчезнет мудрость мудрецов его, и разум у разумных его затмится. Пророк этим хочет сказать, что этот духовный суд будет так удивителен, что человека, имеющего здравый смысл, невольно приведет в изумление, особенно когда обратит внимание на то, каким дивным образом Бог посрамил надменность и тщеславие тех Иудеев, которые свои пустые басни, мелочные, бесполезные предания старцев предпочли ясной, утешительной истине евангельской. Смысл этих слов довольно поясняют слова Спасителя ( Мф.11:25 ), и Апостола Павла ( 1Кор.1:18, 19 ). Третий член Ст. 15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке, и говорят: кто увидит нас? и кто узнает нас? Ст. 16. Какое безразсудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделает его: не он сделал меня? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет? Здесь Пророк обличает тех нечестивых вельмож Иерусалимских, которых обличал в гл. 28:14, 15, каковы были иродиане и начальники секты саддукейской, которые, притворяясь, будто почитают Бога, на самом деле не имели веры и расположения к Нему, не уважали слова Божия, составляли свои нечестивые умствования и советы вопреки советам Божиим, своим притворством думали прикрыть свое неверие и нечестие; отвергнув надежду на Бога, надеялись своим благоразумием, хитростью, и своими силами упрочить свое благосостояние. Этим-то лицемерным людям Пророк и возвещает горе, – говорит, что они своим притворством не скроют и в глубине своего сердца свои нечестивые умствования, Бог Своим взором проникает все тайники сердца, видит все их намерения и дела, противные Его воле. Баше нечестивое умствование, говорит Пророк, столь же превратно и противно началам здравого разума и Богу, как если бы кто горшечника стал считать наравне с глиною, и если бы изделие говорило сделавшему его: не ты сделал меня. Безрассудно думаете, что будто своим притворством можете скрыть от Бога свои помышления и действия, или обмануть Его; против Его воли и без Его помощи вы не можете исполнить свои советы. Ибо вы в таком же отношении находитесь к Богу, в каком глина к горшечнику. Вы вполне подчинены Его власти, и от Него зависит исполнение всех ваших советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Второй член, или принадлежность церкви: особенное попечение Божие о ней Ст. 3. Я, Господ хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него Ст. 4. Гнева нет во Мне. Но если-бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Ст. 5. Разве прибегнете к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пуст заключит мир со Мною. Здесь представляются три благодеяния Божии: а) попечение Божие о церкви, б) поливание, в) стережение. Попечение Божие о церкви состоит в том, что Бог удобряет почву своего виноградника, – благодатными средствами поддерживает, возвышает жизнь его, очищает от терния пороков, соблазнов, лицемеров, нечестивых. Второе благодеяние –поливание означает обильное доставление даров св. Духа для преспеяния в духовном разумении, познании путей Божиих, и средств к спасению, для укрепления веры, надежды, любви, смирения, чистоты благочестия и всякого доброго дела. Третье благодеяние – стережение означает защиту от нападения врагов, и от различных бедствий и скорбей. В 4 и 5 стихах излагается причина совета Божия о церкви, и содержится такой смысл: Я уже не гневаюсь на церковь , напротив благоволю к ней; если же когда и строго поступаю с нею, то это не по гневу, а по любви, – для очищения, усовершения ее, и большого проявления Моей славы. А когда воспламеняется гнев мой и сопровождается погибелью людей: то воспламеняется только на терния и волчцы – дерева бесполезные, бесплодные, колючие и вредные, т. е. на врагов Моих и Моего народа, нечестивых, нераскаянных; и они не избежат Моего гнева и погибели, если только с искренним покаянием не прибегнут к Моей благодати, не попросят милости и не примирятся со Мною. Третья принадлежность: благополучие церкви, и умножение ее под попечением Божиим Ст. 6. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск, и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Ст. 7. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Ст. 8. Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Глава эта состоит из двух частей: 1) песни, которую попеременно воспевают пять хоров (ст. 1–19); и 2) эпилога Пророка (ст. 20, 21), Объяснение Предисловие пророка. Ст. 1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной, т.-е во время освобождения церкви при помощи Божией в правление Симона Ефпарха и Иоанна Гирказа. А в таинственном смысле может относиться к христианской церкви. Первая часть содержит песнь, воспеваемую избавленными Первый хор воспевает хвалу Богу за избавление Ст. 1 полов. «Город крепкий у нас; спасение даровал Он вместо стены и вала. Церковь радуясь об избавлении своем, прославляет Бога, как своего защитника и покровителя всесильного, который был для них вместо укрепленного города, который может отразить все нападения врагов. Город крепкий у нас, т. е. мы имеем укрепленный город в Боге, или вместо крепкого города мы имеем Бога, Его всемогущество, помощь и защиту, так что, если бы и не было других укрепленных городов, – под Его покровительством мы можем жить совершенно безопасно. Спасение дал Он вместо стены и вала, т. е. спасение совершенное Богом, служит для нас вместо стен и вала, или – чего недостает у наших стен и укреплений для защиты от врагов, то Сам Бог дополняет Своим покровительством и защитою, и доставляет нам безопасность и спасение. Второй хор. Воззвание к исповедникам истины Ст. 2. «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину». Эти слова принадлежат хору богочестивых, которые не участвовали в скорби, которые исповедникам истины, твердо устоявшим в истинной вере, делают радостное приветствие, восхваляют постоянство их в скорби, и признают достойными того, чтобы они не только в земном городе Иерусалиме и земном храме, по и в духовном, небесном имели вечное общение с Богом и святыми. Здесь разумеются врата не земного Иерусалима и храма; потому что они отворены были для всех Иудеев, между которыми много было и лицемеров. А эти врата отворяются только для достойных, праведных; следовательно, разумеются врата духовного, небесного Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Глава эта состоит из двух частей: обличительной (ст. 1–18); и утешительной (ст. 19–33). Обличительная часть разделяется на два члена. Первый член относится к Ефремлянам (ст. 1–7). Второй член относится и к Ефремлянам и Иудеям, которые одобряли совет Ефремлян касательно испрошения помощи у Египтян, или в последствии последовали ему (ст. 8–18). Утешительная часть также разделяется на два члена. В первом члене излагаются благодеяния, которые будут сообщены церкви после освобождения ее (ст. 19–26). Во втором члене изображается строгий суд Божий, который совершится над Ассириянами (ст. 27–33). Объяснение Обличительная часть Член первый, в котором обличается совет Ефремлян касательно призвания Египтян на помощь а) Предложение Ст. 1. Горе непокорным сынам, говорит Господ, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Ст, 2. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою Фараона и укрыться под тению Египта. Пророк от лица Бога возвещает Ефремлянам горе за то, что они составляли совет – вступить в союз с Египетским царем против Салманассара, ткали или устроили покров, т. е. искали покровительства у Египтян, под защитою которых надеялись избавиться от врагов, и упрочить свое благосостояние; а Бога не только не вопрошали об этом, но даже, вопреки всем запрещениям Пророков, послали послов к Египтянам; по своему неверию не просили у Бога помощи, которую Он всегда обещал подавать, лишь бы только они верны были Богу. Ефремляне надеялись больше на помощь людей, нежели на силу Божию. И этим прилагали грех ко греху, т. е. при всем том, что вдались в идолопоклонство и пороки, они еще тяжко согрешали неверием, отвержением надежды на Бога. б) Предсказание о несчастном конце этого совета Ст. 3. Но сила Фараона будет для вас стыдом, и убежище под тению Египта – безчестием. Это потому, что или Фараон отказал в помощи, или войска его не могли отразить Салманассара от Самарии. ( 4Цар.17:4 ). Ст. 4. Потому что князья его уже в Доане, и послы его дошли до Ханеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010