Все эти годы в Зауральской части Пермской губернии быстро росло число населенных мест, а, следовательно, и число церквей, что затрудняло управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского. За 51 год существования викариатства сменилось 12 викарных епископов. В эти годы шло бурное церковное строительство. К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии достигло 827. Управление обширной епархией становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать самостоятельную епархию. В состав ее предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский. 11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г., в день святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии. В 1917 г., общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочиннический округ, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквей в 1917 г. превышала 32 303 гектара. В епархии имелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенных в два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло 455 монашествующих и 2709 послушников. При монастырях и общинах имелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственность монастырей в 1917 г. составляла 3 890 гектаров.

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (ШУЛЬМИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Шульмин) Михаил Шульмин, 1914 год В обновленчестве 26 июня 1923 года еп. Ириней вместе с духовенством и приходами города официально примкнул к обновленчеству , о чем послал заявление обновленческому Уфимскому и Мензелинскому еп. Николаю Орлову . Как указывал еп. Ириней позднее на допросе: " Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т[аким] образом служа в Мензелинске не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС, что мне, кажется, и удалось сделать " . Возможно, переход Иринея в обновленчество объяснялся угрозой его свободе. За борьбу с обновленцами в это время были арестованы священнослужители Нижнетагильского викариатства во главе с еп. Львом (Черепановым) . 29 июня 1923 года еп. Ириней был задержан и затем этапирован в Екатеринбург. Проходил по одному делу с еп. Львом и группой православного духовенства и мирян Екатеринбургской епархии (всего 13 человек). Ириней обвинялся в связях с " черносотенным духовенством в районах Урала " и в " контрреволюционной деятельности " по организации Нижнетагильской автокефалии. Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923 года, обвиняемые были направлены в Москву в Секретный отдел ГПУ. Прибывших арестованных поместили в Бутырскую тюрьму . По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября того же года еп. Ириней и другие проходившие по делу, за исключением еп. Льва, были освобождены под подписку о невыезде с постоянного места жительства. Мензелинский викарий Уфимской епархии 1 октября 1923 года еп. Ириней подал рапорт патриарху Тихону , в котором писал, что теперь, " освободившись из заключения, готов служить Церкви Христовой " , и просил утверждения в своей должности. Указом патриарха от 2 октября 1923 года он был назначен епископом Мензелинским , викарием Уфимской епархии . Т. о. патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии, совершенные в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил учреждение Мензелинского викариатства, совершенное Собором Уфимских автокефальных епископов.

http://drevo-info.ru/articles/13672081.h...

Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления на содержание архиерейского дома назначено: жалованья архиерею – 1500 р., на жалованье свите архиерея, содержание певчих, наем служителей и ремонт архиерейского дома – 2600 р., всего – 4100 р. При чем свиту преосвященного составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей, и иеродиакон; от усмотрения преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (Ц. В. 1885 г. 25 – 26.) Ст. 630 – 636. С образованием, взамен викариатства пермской епархии, самостоятельной екатеринбургской епархии и с открытием екатеринбургской духовной канцелярии, существовавшее в Екатеринбурге при викарном епископе духовное правление закрыто, и дела его правления переданы в консисторию. (12 – 17 Февраля 1885 г. 229. Ц. В. 9.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления, на содержание духовной консистории назначено: членам консистории 3 – каждому 500 р., секретарю – 1500 р., по должности и мундиру в 7 классе, по пенсии в 5 разряде; столоначальникам 3 – каждому – 600 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; казначею, он же смотритель дома, – 500 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; регистратору и архивариусу – каждому по 500 р., по должности в 10 классе, по пенсии в 9 разряде; секретарю при архиерее – 600 р., по должности и мундиру в 8 классе, по пенсии в 7 разряде; на содержание канцелярских чиновников – 2000 р.; на канцелярские расходы, на наем сторожей, ремонт, отопление, освещение дома и проч. 1200 р., – всего 10.100 руб. Примечание 2. Две трети каждого нормального оклада, применительно к действующему штату духовных консисторий, составляют жалованье и одна треть столовые деньги. (Ц. В. 25 – 26.) Ст. 1009. Примечание. По действующим уставам учебных заведений ведомства министерства народного просвещения законоучители и преподаватели Закона Божия избираются по предварительному соглашению с епархиальным начальством, из лиц как имеющих духовный сан, так и не имеющих его, но получивших образование в духовных семинариях и академиях. На этом основании учебные начальства, по избрании кандидата для замещения открывшейся вакансии законоучителя или преподавателя Закона Божия в одном из низших, средних, или высших заведений, должны входить в сношение с местным преосвященным об изъявлении им своего согласия на утверждение избранного лица в должности 298 (10 – 22 Мая 1885 г. 975. Ц. В. 23.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

Главная площадь Екатеринбурга. Литография. XIX в. (РГБИ) Главная площадь Екатеринбурга. Литография. XIX в. (РГБИ) Последним викарным и 1-м епархиальным Екатеринбургским архиереем стал Нафанаил (Леандров) , 5 апр. 1882 г. переведенный в Екатеринбург с Сарапульской викарной кафедры Вятской епархии. Вероятно, он сразу же поставил перед Синодом вопрос об инструкции, данной при открытии Е. в., поскольку 31 янв. следующего года был издан указ Синода, значительно расширивший полномочия Екатеринбургского епископа. Был подтвержден переход в ведение викария Шадринского у., кроме того, архиерею поручалось управление Камышловским у., а также духовными учебными заведениями на территории вик-ства. На инспекционные поездки викария больше не требовалось разрешение из Перми. Внесение изменений в инструкцию стало 1-м шагом на пути создания самостоятельной Екатеринбургской епархии. В годы управления Пермской епархией Вассианом (Чудновским; 1876-1883) резко возросло количество рукоположений лиц, не имевших полного семинарского образования. В 1869 г. правительство исключило из штатов мн. приходских церквей диаконов. В Пермской епархии это привело к тому, что причетники добивались диаконского сана, не имея соответствующего образования, они продолжали занимать причетнические места, так что на незаконность их рукоположения архиереи могли смотреть сквозь пальцы. С 1882 г. число диаконских мест при храмах увеличилось, и Пермский еп. Ефрем (Рязанов) должен был гораздо строже смотреть на уровень образования кандидатов на священнослужительские места. Ужесточение требований к кандидатам привело к тому, что они не спешили подавать прошения, и это было причиной нехватки приходских клириков. При посещении Екатеринбургским викарием Нижнеуфалейского завода более 200 мастеровых подали жалобу на еп. Ефрема, заявляя, что они уже 4 месяца остаются без священника, поскольку того, кого они избрали, в Перми не утверждают. Еп. Нафанаил переправил письмо в Синод. Вскоре Синод доложил имп. Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола». Взамен Е. в. Синод предложил образовать самостоятельную епархию. 29 янв. 1885 г. доклад Синода был утвержден императором. В состав новой епархии были переданы из Пермской все зауральские уезды: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский. Еп. Нафанаил получил титул Екатеринбургского и Ирбитского. Архиереи

http://pravenc.ru/text/189629.html

75 к. асс.); 3) применяясь к положению 1764 г. и 1797 г., к учреждаемому в Екатеринбурге архиерейскому дому определить 20 человек служителей из крестьян экономического ведомства и отвести определенное количество земли, а вместо мельницы и рыбных ловель, которых там с выгодою приобрести из казенных оброчных статей невозможно, назначить денежный из казны оклад по 4.000 р. в год; 4) для помещения екатеринбургского епископа предоставить дом, занимаемый ныне главным начальником заводов хребта Уральского, со всеми принадлежащими к нему зданиями и землею, по изъявленному на то министерством финансов согласию, с заменой сего дома, для главного начальника заводов, домом частной владелицы Булгаковой, на приобретение которого, по предложенному ею условию, отпустить из казны 70.000 р. (асс.) и на необходимые в нем поправки 5.000 р. (асс.); 5) на устроение в доме викария домовой церкви, на заведение для него ризницы и других вещей, также на снабжение архиерейского дома всеми хозяйственными принадлежностями, отпустить единовременно из казны 25.000 р. (асс.); 6) должность викария будущему епископу екатеринбургскому исправлять по инструкции, которая дается ему применительно к особенным обстоятельствам новоучреждаемого викариатства; 7) преосвященному архиерею пермскому именоваться отныне пермским и верхотурским, а как он будет иметь в своем ведении подчиненного епископа, то приличным признается состоять оному в сане архиепископа, в каковой и возвести настоящего пермского епископа Аркадия ныне же, как в сообразность с сим новым положением его кафедры, так и в воздаяние заслуг, им оказанных». 302 Вместе с этим докладом были представлены и кандидаты на новооткрывавшееся викариатство, именно: ректоры семинарий: черниговской архимандрит Агапит, новгородской архимандрит Анатолий и Вифанской архимандрит Евлампий. Государь утвердил последнего и 25-го декабря 1833 г. состоялось Высочайшее повеление о пермском викариатстве. Новый викарий получил от синода общую инструкцию, в которой определены были его нрава и отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Мензелинске еп. Ириней был встречен верующими «с величайшей радостью». Собравшийся вскоре уездный съезд духовенства и мирян поддержал прибывшего архиерея и постановил «ходатайствовать чрез Уфу об открытии в Мензелинске самостоятельной кафедры» и об утверждении еп. Иринея Мензелинским архиереем. В период управления М. в. еп. Ириней, по свидетельству прихожан, «был чужд политики, в своих проповедях и речах был в высшей степени корректен, о советской власти говорил, что это единственная в мире власть, проводящая в жизнь евангельские начала свободы и братства и равенства. Вмешательство в политику бывшего Патриарха Тихона осуждал и в молитвах за богослужением имени его не поминал» (Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. П-18284. Л. 91). 26 июня 1923 г. еп. Ириней вместе с духовенством и со всеми приходами Мензелинска официально примкнул к обновленчеству, о чем послал заявление обновленческому «епископу Уфимскому и Мензелинскому» Николаю Орлову. Позднее на допросе он свидетельствовал, что примкнул к раскольникам с целью «сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т[аким] образом, служа в Мензелинске, не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить» под управлением Высшего Церковного Совета (ВЦС; название ВЦУ с мая по авг. 1923); епископ также заявил, что и далее предполагал «вести дело церковного обновления», к-рое прежде для него было «не совсем понятным и казалось страшным» (Там же. Л. 119 об.). Переход в обновленчество был отчасти связан и с попыткой избежать ареста по делу еп. Льва (Черепанова), к-рый успешно противодействовал расколу в самоуправляемом Нижнетагильском викариатстве и пытался перевести на самоуправление всю Екатеринбургскую епархию. Тем не менее 29 июня еп. Ириней был арестован и этапирован в Екатеринбург, где проходил по делу о нижнетагильской автокефалии. Вместе с еп. Львом (Черепановым) и группой духовенства и мирян он обвинялся в «контрреволюционной деятельности» и связях с «черносотенным духовенством в районах Урала». Вероятно, для того, чтобы способствовать освобождению еп. Иринея, 1 июля соединенное собрание прихожан церквей г. Мензелинска известило телеграммами казанского и уфимского епархиальных уполномоченных ВЦС о признании Мензелинским архиереем ВЦС как «формы церковного управления, установленной Московским поместным (обновленческим.- Н. З.) собором». Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 авг. 1923 г., следственное дело было направлено в Москву, в Секретный отдел ГПУ. Туда же перевезли обвиняемых. По решению Коллегии ГПУ от 25 сент. того же года еп. Ириней и др. обвиняемые (кроме еп. Льва) были освобождены из Бутырской тюрьмы под подписку о невыезде с постоянного места жительства.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

В Екатеринбурге проходят торжества в честь 125-летия учреждения Екатеринбургской епархии 11 февраля 2010 г. 18:28 11 февраля 2010 года исполняется 125 лет со дня утверждения императором Александром III доклада Святейшего Синода о необходимости учреждения самостоятельной Екатеринбургской епархии на основе ранее существовавшего викариатства. В честь этого события вечером 10 февраля, накануне юбилейной даты, во всех храмах и монастырях Екатеринбургской и Верхотурской епархии состоялись праздничные богослужения. 11 февраля были совершены Божественные литургии и благодарственные молебны. 10 февраля всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий . 11 февраля в том же соборе владыка Викентий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. В 1885 году в новообразованной Екатеринбургской епархии было 428 храмов и 446 часовен, два мужских и два женских монастыря и три женских общины. А уже в 1913-м, в канун Первой мировой войны, в епархии насчитывался 591 храм, 725 часовен и молитвенных домов. Количество духовенства составляло 1436 человек: 31 протоиерей, 605 священников, 261 диакон и 539 псаломщиков. В епархии имелось три мужских и девять женских монастырей, действовал комитет миссионерского общества, церковный архив, трезвенническое общество, решались вопросы образования и просвещения народа. В настоящее время в Екатеринбургской епархии действуют около 500 приходов, 16 монастырей; несут служение 2 архимандрита, 2 схиигумена, 8 митрофорных протоиереев, 13 игуменов, 73 протоиерея, 47 иеромонахов, 309 священников, 6 протодиаконов, 20 иеродиаконов, 68 диаконов. В приходах работают катехизаторские и огласительные курсы, воскресные школы для детей и взрослых, социальные службы, сестричества и братства милосердия, трезвеннические общества, библиотеки духовной литературы, православные видеозалы; открываются духовно-просветительские центры. Информационно-издательский центр осуществляет и развивает деятельность епархиальной типографии, православных периодических изданий, телеканала «Союз» и радио «Воскресение», круглосуточно вещающих на Россию и зарубежные страны.

http://patriarchia.ru/db/text/1067187.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010