Ф. 198. Оп. 1. Д. 256. Л. 205). В 1851 г. архиеп. Аркадия назначили на менее престижную Олонецкую кафедру. В фонде 796 (оп. 205) РГИА имеется крупный массив малоизученных документов, относящихся к деятельности этого иерарха. При архиеп. Неофите (Соснине; 1851-1868; до 1854 епископ) в епархии воздвигли 20 храмов, в 1867 г. начали издавать «Пермские епархиальные ведомости» . Архиерей прилагал усилия к улучшению быта духовенства, заботился о сиротах, вдовах и престарелых, способствовал развитию благотворительности, в т. ч. жертвуя собственные средства. В 1864 г. архиеп. Неофит представил в Синод «соображения» о преобразовании Екатеринбургского викариатства в «единоверческое епархиальное управление» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 587. Л. 46 об.). Однако Синод отказался упразднять вик-ство. При архиеп. Антонии (Смолине; 1868-1876; до 1872 епископ), в 1870 г., в Перми состоялся I епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждался вопрос открытия Епархиального жен. уч-ща, были выбраны благочинные, а также определено, какие клирики войдут в правление Пермской ДС. Архиеп. Антоний пытался игнорировать консисторию, мн. вопросы вопреки установленному порядку решал помимо «консисторского рассмотрения» - через свою канцелярию ( Попов Е., прот. 1879. С. 274). С 1876 г. во всех благочиннических округах епархии начали созывать собрания духовенства для совещания по «делам пастырского служения». Еп. Вассиан (Чудновский ; 1876-1883) уделял особое внимание совершенствованию преподавания в Пермской ДС, при нем обновилась преподавательская корпорация. Историк Н. П. Седых отмечал, что архиерей производил впечатление дряхлого старика ( Седых. 1915. С. 107). В некоторых случаях по настоянию консистории еп. Вассиан изменял наложенные им резолюции. 1 авг. 1882 г. состоялось торжественноеоткрытие «Общества святого Стефана, епископа Пермского, к поддержанию чистоты нравов в народе по духу Православной церкви». В нач. 1883 г. Синод, заключив, что «круг обязанностей… викария представляется недостаточно полным… для надлежащей его деятельности» (ГАПК.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

1) предаём всех членов ВВЦС (архиепископа Григория Яцковского, Екатеринбургского, архиепископа Константина Булычева, бывшего Могилевского, епископа Бориса Рукина, Можайского и других) и их единомышленников соборному суду архиереев за нарушение правил Святых Апостол 34 и 35; Антиохийского Собора 10, 11, 13 и др.; 2) все служебные действия архиереев, признающих юрисдикцию самочинного ВВЦС (рукоположения, назначения, награды и всякие по службе распоряжения), начиная с 9(22) декабря 1925 г. и далее считаем недействительными; 3) всех архиереев, признающих юрисдикцию вышеназванного ВВЦС, как преданных суду за тяжёлое нарушение канонов, подвергаем запрещению в священнослужении и устранению от управления вверенными им епархиями или викариатствами, впредь до раскаяния и письменного заявления их Вашему Высокопреосвященству (или же Вашему законному заместителю) о выходе из общения с ВВЦС или до церковного суда над ними и 4) всех вступающих в молитвенных общение и принимающих таинства от архиереев, признающих юрисдикцию вышеупомянутого раскольнического ВВЦС, признаем подлежащими наказанию по 10-му правилу Святых Апостол. Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, смиренные богомольцы: 1 . Смиренный Михаил [Ермаков], митрополит, Экзарх Украины. 2 . Смиренный Константин [Дьяков], епископ Сумской, управляющий православными приходами Харьковской епархии. 3 . Смиренный Онуфрий (Гагалюк) , епископ Елисаветградский, управляющий Одесской епархией. 4 . Смиренный Антоний [Панкеев], епископ Мариупольский. 5 . Смиренный Стефан [Адриашенко], епископ Александровский и Павлоградский, временно управляющий Екатеринославской епархией. 6 . Смиренный Макарий [Кармазинов], епископ Уманский, викарий Киевской епархии. 7 . Смиренный Василий [Богдашевский], епископ бывший Прилукский. 8 . Смиренный Григорий [Лисовский], архиепископ Полтавский. 9 . Смиренный Борис [Шипулин]. временно управляющий Подольской епархией. 27 февраля (12 марта) 1926 г. [Примечание анонима. – Сост.] Подобного рода посланий не следует писать епископам, подчинённым митрополиту Сергию, ибо подчинённые должны повиноваться беспрекословно, а вовсе не изъявлять свою солидарность с начальником заявлением, что «и мы запрещаем», «и мы считаем», «и мы призываем» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ч. 5. С. 290). 3 янв. 1923 г. во единоверческого епископа Саткинского в Уфимской епархии был хиротонисан Петр (Гасилов) . В февр. 1924 г. он был перемещен на неединоверческое Осинское вик-ство Пермской епархии, с 1934 г. являлся правящим епископом Сызранским. 27 янв. 1923 г. состоялась хиротония Иринея (Шульмина) во единоверческого епископа Кушвинского в Екатеринбургской епархии, хиротонию возглавил Уфимский архиеп. Андрей (Ухтомский). В нояб. того же года еп. Ириней был переведен на неединоверческое Мензелинское викариатство , позднее занимал ряд викарных и самостоятельных кафедр. По-видимому, последним каноническим единоверческим архиереем стал Саткинский еп. Вассиан (Веретенников) , хиротонисанный 20 сент. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий письменно подтвердил, что еп. Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В середине 30-х гг. с титулом «епископ Саткинский и Керженский» Вассиан окормлял все оставшиеся российские единоверческие приходы, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. расстрелян. 11 марта 1937 г. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий постановил вслед. отсутствия (ареста) еп. Вассиана «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании» ( Мазырин А., диак. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935-1937 гг.//XVI Ежегодная богосл. конф. ПСТГУ. М., 2006. Т. 1. С. 171). Значительную роль в Е. в 20-х гг. XX в. играл архиеп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), ревнитель церковного единства и воссоединения со старообрядцами. Являясь Уфимским архиереем, он в 1919 г. был избран единоверцами на Саткинскую кафедру, к-рую замещал одно время вместе с Уфимской. Распространенные в лит-ре сведения о якобы имевшем место переходе архиерея в старообрядчество опровергаются записками архиеп. Андрея (в форме письма митр. Сергию (Страгородскому)), в к-рых он убеждает адресата в желательности соединения со старообрядцами и категорически отрицает свое присоединение к ним ( Андрей (Ухтомский), архиеп.

http://pravenc.ru/text/Единоверие.html

окончилась неудачей: еп. Питирим был убит во время вторжения вогулов под командованием кн. Асыки. Усилия еп. Ионы привели к возникновению на территории совр. П. к. храмов и мон-рей, первый из к-рых - Чердынский во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь - основан в 1462 г. По мере продвижения рус. поселенцев в регионе вновь присоединенные земли оказывались под окормлением Пермских епископов. После присоединения в 1492 г. к Пермской епархии Вологды центром Великопермской и Вологодской епархии (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ) в течение почти столетия оставалась Усть-Вымь, хотя архиереи продолжительное время проводили в Вологде и в летописях 1-й пол. XVI в. часто именовались Вологодскими. Между 1568/69 и 1572 гг. за главой епархии закрепился титул «Вологодский и Великопермский» ( Черкасова М. С. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в XVI - нач. XVII в.//Двинская земля. Вельск, 2004. Вып. 3. С. 209-210). Собор 1589 г. закрепил перенос центра епархии в Вологду и ее название - Вологодская и Великопермская. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в ведение Патриаршей области . На церковном Соборе в окт. 1657 г. принято решение о создании Вятской и Великопермской епархии (см. в ст. Вятская и Слободская епархия ), 5 дек. был назначен архиерей. В 1658 г. в ее ведение перешли в т. ч. Вел. Пермь, Чердынь и Соль Камская, владения Строгановых и владения Пыскорского мон-ря. В 1799 г. из Вятской и Великопермской епархии, а также из Тобольской епархии (территории, принадлежавшие Тобольской епархии, ныне в составе Екатеринбургской митрополии) была выделена Пермская епархия, границы которой совпадали с границами Пермской губ. (дальнейшую историю епархии см. в ст. Пермская и Кунгурская епархия , а также в ст. Екатеринбургское викариатство ). М. Г. Нечаев Старообрядчество Старообрядчество на территории П. к. начало распространяться во 2-й пол. XVII в. Первыми староверами стали представители местного старожильческого населения, несогласные с реформами патриарха Никона (Минова) .

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Екатеринбург. Литография. XIX в. (ГИМ) Пермской епархии, учреждено указом Синода 22 дек. 1833 г. для усиления борьбы со старообрядчеством , 29 янв. 1885 г. преобразовано в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). Екатеринбург был выбран центром вик-ства, поскольку здесь размещалось Уральское горное правление, в ведении к-рого находились казенные заводы (с 1807 Екатеринбург имел особый статус «горного города» и подчинялся собственной полувоенной администрации, а не губ. властям), здесь также находился крупный старообрядческий центр. Было признано, что городской Екатерининский собор неудобен для архиерейского служения, поэтому в собор была обращена Богоявленская ц. В соответствии с синодальной инструкцией 1834 г. Екатеринбургский викарный епископ управлял «церквами, монастырем и духовенством города, которого носит имя, и его уезда». Синодальная инструкция оставляла викарию незначительные полномочия. Он должен был совершать инспекционные поездки по Екатеринбургскому у. с разрешения епархиального архиерея, к-рый мог поручить ему объезд и др. территорий. Викарий руководил работой Екатеринбургского духовного правления, мог решать дела, связанные с ремонтом храмов, дела о посвящении в стихарь, об определении на причетнические места и канцелярские должности в духовном правлении, о назначении и об увольнении церковных старост. Дела о постройке и об освящении церквей, о рукоположениях священнослужителей, о назначении и об увольнении присутствующих духовного правления и благочинных отправлялись в Пермь «с мнением викария». Кроме того, викарий мог судить подведомственное духовенство за незначительные проступки. Викарий мог замещать епархиального архиерея в случае отсутствия того. Основной обязанностью викария была миссионерская работа среди старообрядцев, но и здесь он должен был руководствоваться прежде всего предписаниями Пермского архиерея и сообщать ему обо всех событиях в данной области.

http://pravenc.ru/text/189629.html

Кафедральный храм в честь Преображения Господня в Серове. 2007 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Кафедральный храм в честь Преображения Господня в Серове. 2007 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. С сер. XVII в. по 1799 г. территория Н. и Н. е. в основном относилась к Вятской и Великопермской епархии (см. ст. Вятская и Слободская епархия ), часть земель входила в состав Тобольской епархии. В 1799 г. из Вятской епархии была выделена Пермская, в к-рую вошла большая часть территории Н. и С. е. В 1833 г. учреждено Екатеринбургское викариатство Пермской епархии, в 1885 г. оно было преобразовано в самостоятельную Екатеринбургскую епархию. В составе последней территория Н. и Н. е. находилась до 2011 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в В. Тагиле. 1859 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в В. Тагиле. 1859 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1-й пол. XVIII в. на землях Н. и Н. е. значительно возросла численность православного населения, что было связано с развитием горнозаводской промышленности Ср. Урала. Возникли и развивались заводы и поселки при них (совр. города Невьянск и Н. Тагил). Рост населения опережал темпы строительства храмов, к-рое ограничивалось законодательно. Утвержденный в 1716 г. текст архиерейской присяги содержал обещание не строить церквей «для прихотей» и не поставлять священнослужителей сверх потребности. Кроме того, на возведение храмов требовались немалые средства. Численность причтов регулировалась указом от 10 авг. 1722 г., согласно которому приходы в 100-150 дворов имели одного священника (одноприходные церкви), приходам в 250-300 дворов полагалось по 2 священника, а при 250-300 дворах разрешалось служить 3 священникам (ПСЗ. Т. 6. 4072. С. 756-757). Среди уральских храмов одноприходных было немного; церкви при горных заводах к сер. XVIII в. стали крупнейшими на Урале: число относившихся к приходу дворов здесь могло превышать 1 тыс. В 1775 г. в поселке при Нижнетуринском заводе (ныне г. Н. Тура) была построена деревянная Трехсвятительская ц. «по требованию главнокомандующего горноблагодатскими и камскими заводами… и по желанию завода мастеровых и работных людей при 135 дворах», поскольку расстояние до ближайшего храма превышало 45 верст. К кон. XIX в. на землях Н. и С. е. (в указанное время - Верхотурский и часть Екатеринбургского уездов Пермской губ.) насчитывалось более 100 приходских храмов. Почти в каждом приходе в деревнях имелись часовни.

http://pravenc.ru/text/2565226.html

  С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.   Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки . Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.   I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.   Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии , посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским) ; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской . 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы» .

http://bogoslov.ru/article/373834

Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции, проводимой М.П. Малаховым, боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Но из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классицистические портики, что также нарушило единство его стиля. После образования в 1833 г. Екатеринбургского викариатства кафедральным сделали Богоявленский собор, но Екатерининский от этого не стал менее чтимым горожанами; престольный праздник собора — день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции. Увеличение числа прихожан поставило задачу сделать «тёплый» храм более вместительным. Для этого в 1848 г. была предпринята попытка соединить пространство боковых приделов с центральными при помощи устроения трёх арок в стене. Однако это не помогло разрешить проблему из-за узости и малой высоты сделанных проёмов. Только в 1896 г., когда три арки слили в одну, все приделы образовали единый объём. С начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры, а в XIX веке к этой традиции добавились военнослужащие новобранцы - в 1869 г. в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром II. Знамя хранилось за правым клиросом главного храма. В 1887 г. при храме открылась церковно-приходская школа, в которой поначалу было отделение только для мальчиков, а с 1894 г. и для девочек. Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского, которая хранилась в Симеоновском приделе в посеребренной раке, пожертвованной в 1893 г. екатеринбургским купцом И.Ф. Чистяковым. После всех достроек здание Екатерининского храма было самым вместительным в городе: площадь помещений составляла 325 квадратных саженей (около 1500 кв.м) - почти в два раза больше площади других крупных церквей. Здание имело 55,5 м в длину и 40,5 м в ширину. Колокольня Екатерининского храма, высотой около 58 м, была третьей по высоте в дореволюционном Екатеринбурге - выше её были только Кафедральный собор и Большой Златоуст. Здание храма было выкрашено в серый цвет.

http://sobory.ru/article/?object=35861

В нояб.-дек. 1922 г. в Уфе были хиротонисаны викарные епископы Трофим (Якобчук) - на Бирскую кафедру, Марк (Боголюбов) - на Стерлитамакскую, Аввакум (Боровков) - на Староуфимскую и Иоанн (Поярков ; впосл. архиепископ) - на Давлекановскую кафедру. 27 дек. 1922 г. постановлением Совета Союза приходов в Уфе управление Уфимской епархией до возвращения из заключения епископов Бориса (Шипулина) и арестованного в нач. дек. Андрея (Ухтомского) было временно поручено Собору викарных архиереев. В тот же день был арестован Староуфимский еп. Аввакум. В связи с этим Собор епископов принял решение об учреждении викариатства Нижегородской слободы и избрал П. кандидатом на замещение новой кафедры. 3 янв. 1923 г. епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) хиротонисали его во епископа Нижегородской слободы. Кафедральной для П. стала Крестовоздвиженская ц. Уфы. Деятельность правосл. епископов Уфимской епархии находилась под пристальным надзором ГПУ и обновленцев, усилиями к-рых в янв. 1923 г. был ликвидирован Совет Союза приходов, а затем прекратила существование и епархиальная канцелярия. Тем не менее противостояние правосл. архиереев расколу продолжилось. Их присутствие в Уфе дало возможность соседним епархиям присылать туда кандидатов для рукоположения. По просьбам приходов г. Н. Тагила и единоверческих приходов Екатеринбургской епархии уфимский Собор епископов дал согласие на хиротонию 2 викариев для Екатеринбургской епархии, получивших благословение находившегося в заключении Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского). П. участвовал в совершении обеих хиротоний. 8 февр. 1923 г. вместе с еп. Давлекановским Иоанном он рукоположил во епископа Нижнетагильского иером. Льва (Черепанова), а 9 февр. вместе с еп. Львом совершил хиротонию во епископа единоверческого Кушвинского архим. Иринея (Шульмина). П., как и др. викарии Уфимской епархии, имел огромное влияние на верующих. Захваченные в Уфе при поддержке гос. властей обновленцами храмы пустовали, в то время как Крестовоздвиженская, Никольская и неск.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

др. церквей, где служили правосл. епископы, были переполнены молящимися. В связи с прибытием в Уфу обновленческого Уфимского «епископа» Николая Орлова П. вместе с епископами Бирским Трофимом, Давлекановским Иоанном и Стерлитамакским Марком 27 марта 1923 г. обратились к верующим с соборным посланием, в к-ром архиереи дали оценку обновленческому расколу с догматической, канонической и нравственной точек зрения, предупредили духовенство и мирян о незаконности общения со лжеепископом Уфимским и призвали всех верных чад Церкви к подвигу исповедничества. Послание многократно переписывалось от руки верующими и получило широкое распространение в Уфимской, а также в соседних епархиях. Это вызвало новую волну репрессий против уфимских правосл. епископов. В апр. 1923 г. П., проходивший по документам ГПУ как «самый заядлый» архиерей, был арестован и выслан за пределы Башкирской АССР. Он стал проживать в пос. Сатка Златоустовского у. Челябинской губ. По решению уфимского Собора епископов П. было поручено управление новооткрытым единоверческим Саткинским викариатством Уфимской епархии. Несмотря на неоднократные ходатайства уфимских православных об отмене высылки, ГПУ не допустило возвращения П. в Башкирию, хотя не возражало при этом против изменения места его проживания. 14 мая 1923 г. съезд духовенства и мирян приходов г. Осы и уезда Пермской губ. (с нояб. 1923 Уральской обл.) при участии делегатов от г. Оханска подтвердил свое отделение от обновленческого ВЦУ и заявил о переходе к временному самоуправлению («автокефалии»). Съезд уполномочил новоизбранный Осинский церковный совет просить правосл. епископов соседних епархий санкционировать открытие Осинской викарной кафедры и обеспечить ее возглавление каноничным архиереем. 10 июня 1923 г. Осинскую «автокефалию» временно принял в свое ведение Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов), управлявший приходами Екатеринбургской епархии. При этом он предложил Осинскому церковному совету позаботиться о том, чтобы у них появился собственный епископ, для чего посоветовал обратиться к уфимским автокефальным архиереям.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010