В связи с разногласиями по вопросу признания ВЦУ в кон. февр.- нач. марта 1923 г. был созван съезд духовенства и представителей приходов Оханского у. В съезде участвовали представители не только главного, 1-го округа, но и 3-го округа, включавшего Успенский собор г. Оханска. В результате разъяснений уполномоченного ВЦУ, заявившего, что последнее «является лишь временною властию, ввиду того что Патриарх лишен возможности сам управлять Русскою Церковью», собрание большинством голосов постановило, «дабы не создавать новых церковных управлений», признать обновленческое ВЦУ как временную (до собора) «власть административную, но не каноничную, почему ставленников новых епископов [в] приходы не принимать» (Там же. Л. 3). Оханские депутаты на епархиальном собрании участвовали в выборах делегатов от Пермской епархии на обновленческий собор 1923 г. Однако поведение на собрании уполномоченного ВЦУ и его сторонников, которые «действовали с насилием» и провели на собор только сторонников «обновления» и членов обновленческих групп, продемонстрировало участникам собрания стремление обновленцев с помощью собора упрочить свою власть. В результате в Оханском и др. уездах Пермской епархии началось движение за полное отделение от ВЦУ. 14 мая 1923 г. делегаты от Оханска приняли участие в съезде православного духовенства и мирян соседнего Осинского у., на котором поддержали отмежевание от обновленческого Высшего церковного совета (ВЦС; новое название ВЦУ) и от раскольничьего Пермского ЕУ, признали дезорганизацию церковной жизни и право епархии в этих обстоятельствах на переход к «автокефалии» (самоуправлению) на основании постановления патриарха, Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай разобщения епархии с высшей церковной властью или в связи с вынужденным прекращением ее деятельности). В результате нек-рые приходы Оханского у. вошли в адм. подчинение избранному на съезде Осинскому уездному церковному совету (ОУЦС), к-рому поручалось просить правосл. епископов из соседних епархий санкционировать открытие викарной кафедры в Осе как единственном центре Православия в Пермской епархии и обеспечить ее каноническое возглавление. Съезд постановил временно войти в юрисдикцию Нижнетагильской «автокефалии» во главе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым), управляющим правосл. приходами Екатеринбургской епархии.

http://pravenc.ru/text/2581769.html

Съезд принял решение временно присоединиться к Нижнетагильской «автокефалии» во главе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым), управляющим правосл. приходами Екатеринбургской епархии. В ответ на предпринятое ОУЦС «со всеми предосторожностями» ходатайство 10 июня 1923 г. еп. Лев временно принял в свое ведение приходы Осинской «автокефалии», но предложил немедленно решить вопрос возглавления ее собственным архиереем. Для этого еп. Лев посоветовал обратиться к Собору уфимских православных («автокефальных») викариев во главе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) и Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым), к-рые могли совершить хиротонию кандидата или прислать своего епископа. Изучив ходатайство ОУЦС, материалы уездного съезда и рекомендательные документы от Нижнетагильского еп. Льва, 29 июня 1923 г. Собор уфимских епископов одобрил открытие О. в. и назначил на эту кафедру епископа Нижегородской слободы г. Уфы Петра (Гасилова) «для временного управления всеми общинами верных православию Пермской епархии» (Там же. Д. 209. Л. 4 об.). Т. о., ОУЦС с находящимися в его ведении приходами (в Осе и Оханске, а также в Осинском, Оханском и Кунгурском уездах к тому времени насчитывалось до 60 приходов) вошел в подчинение Давлекановского еп. Иоанна и Собора уфимских епископов. Еп. Петр, весной высланный из Уфы, проживал в пос. Сатка Златоустовского у. и управлял Саткинской единоверческой епископией; в Осу он предполагал прибыть в сер. июля 1923 г. Тем временем 29 июня 1923 г. в Осе состоялся новый съезд православных для обеспечения легализации О. в. регистрацией по новой (от 15 апр.) инструкции НКЮ и НКВД. Съезд утвердил устав ОУЦС, согласно к-рому председателем Совета был епископ, а в его отсутствие ОУЦС возглавлял один из священников-членов исполнительного органа. Однако планы православных были нарушены из-за ареста в ночь на 14 июля почти всех членов ОУЦС по обвинению в проведении «незаконного» съезда и в «будировании массы», в связи с чем еп. Петра предупредили, чтобы он «воздержался выездом в Осу впредь до особого извещения».

http://pravenc.ru/text/2581609.html

В соответствии с синодальной инструкцией Екатеринбургскому епископу, составленной с учетом мнения архиеп. Аркадия, викарий получал незначительные полномочия. По вопросам миссии викарий должен был находиться «в непрерывном секретном сношении с епархиальным архиереем» (Пермские ЕВ. 1873. Отд. неофиц. 23. С. 187). Однако 1-й Екатеринбургский викарий еп. Евлампий (Пятницкий ; впосл. архиепископ), рассчитывая на поддержку Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) , нередко проявлял самостоятельность, в частности обращался в Синод, минуя епархиального архиерея. Пермская духовная консистория отменила ряд распоряжений еп. Евлампия. В ходе конфликта Пермского архиеп. Аркадия и Екатеринбургского еп. Мелхиседека (Золотинского) последний в 1843 г. жаловался на управляющего епархией в Синод. В дальнейшем Екатеринбургские епископы неоднократно предпринимали попытки добиться через Синод отделения викариатства от Пермской епархии. В 1848 г. секретарь консистории И. П. Архаров сообщил в Синод о «произволе» архиеп. Аркадия, о том, что дела в консистории ведутся не в «законном порядке» и что донесения Пермского архиерея в Синод не всегда истинны. Кроме того, секретарь отметил засилье в епархии родственников архиепископа и писал о притеснении местных клириков. В свою очередь архиеп. Аркадий сообщил в Синод, что Архаров «вреден для… епархиального управления» (ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 417. Л. 209), и просил назначить другого секретаря консистории. Для проверки обеих жалоб Синод послал в Пермь в 1849 г. следственную комиссию. В результате архиеп. Аркадию объявили строгий выговор. Синод отмечал, что «вредные службе и нравственному благу» распоряжения Пермского архиерея были рассмотрены «с крайним прискорбием» и что «произвольное… и без законных причин перемещение духовенства» крайне разорительно для его подчиненных. Также архиеп. Аркадию ставилось в вину предоставление его родственникам наиболее выгодных мест и указание «противного истине» (завышенного) числа воссоединившихся с Церковью старообрядцев, к-рое «может вредить самому делу» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

В 1853 г. вместо закрытого Воронежского викариатства, учреждено такое же в Казанской епархии с присвоением Викарию наименования епископа Чебоксарского и с назначением ему того самого содержания, какое производилось Воронежскому Викарию, т. е. жалованья по 285 р. 90 к. и столовых 571 руб. 80 к.; всего по восемьсот пятьдесят семь руб. семьдесят коп. в год. (Указ. 31 Декабря 1853 г. по Выс. утв. 23 Декабря 1853 г. докл. Св. Синод.) Для усиления способов к возвышению благосостояния Пермской епархии, учрежден к ней Викарий, который именуется епископом Екатеринбургским и имеет пребывание в г. Екатеринбурге. По вниманию к отдаленности местопребывания Пермского Викария от Епархиального Архиерея и по недостатку в Екатеринбурге монастыря, который бы служил для Викария, по примеру прочих, вместо архиерейского дома, Пермское викариатство получило несколько отличное от прочих викариатств устройство. Ему назначены особый собор, архиерейский дом и особый штат его свиты и служителей. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 25 Декабря 1833 г. штату учрежденного в Екатеринбурге архиерейского дома Викария Пермской епархии, епископа Екатеринбургского, положено: викарному епископу жалованья 1000 руб., на стол 1200 руб. 60 ; при нем – эконом архиерейского дома иеромонах, с жалованьем 50 руб., ризничий – 50 руб., крестовый иеромонах – 24 руб., крестовый иеродиакон – 24 руб., монахов для низших послушаний 2 каждому – 20 р. При соборе – Протоиерей 600 руб., ключарь – 500 р., священник – 400 р., протодиакон – 400 р., диакон – 300 р., иподиаконов 2 – каждому – 300 р., книгодержец – 200 р., жезлоносец – 200 р., псаломщик – 200 р., пономарь – 200 р., сторожей и звонарей 3 – каждому 150 р., певчих – 1-й станицы 3 – каждому 125 р., 2-й станицы 3 – каждому 100 р., 3-й станицы 6 – каждому 75 р. При Викарии канцелярских служителей: письмоводитель 500 р. писцов 2 – каждому 250 р. На канцелярские расходы 100 р. Пермский Викарий, епископ Екатеринбургский, исправляет свою должность по данной ему, применительно к особенным обстоятельствам викариатства, инструкции, при нем прилагаемой. (25 Декабря 1833 г. Выс. утв. докл. Св. Син. Указ. 10 Января 1834 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

2 . Все служебные действия вышеназванных архиереев (рукоположение, назначение, награды и всякие подобные распоряжения) начиная с 9(22) декабря 1925 г. и далее, считать недействительными. 3 . Всех названных архиереев, как преданных суду за тяжкие нарушения канонов, подвергнуть запрещению в священнослужении и устранению от управления вверенными им епархиями (или викариатствами) впредь до раскаяния их и письменного мне заявления о выходе из ВЦС и из общения с его организаторами или до церковного суда. 4 . Все вступающие в молитвенное общение и принимающие таинство от вышеуказанных архиереев подлежат наказанию церковному по 10-му правилу Святых Апостол. Сообщая Вашему Высокопреосвященству вышеизложенное, усердно прошу Вас и Ваших соучастников ещё и ещё раз пересмотреть Ваше решение и похвально исправить содеянное Вами, чем дадите нам, Вашим собратиям и соепископам, радость снова обнять Вас, как соепископов, и снова ходить с Вами в дом Божий в единомышлениях. Господь же наш Иисус Христос Своею благодатию да совершит волю Свою во благо Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Аминь. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 16(29) января 1926 г. Архив составителя Доклад Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС, органа «григорианского раскола»), поданный Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому], находящемуся в заключении Ваше Высокопреосвященство! Милостивейший Архипастырь и Отец! Мы, нижеподписавшиеся, не видя в течение 2-х недель никаких шагов со стороны старейших иерархов Российской Церкви к замещению опустевшего поста вождя и кормчего церковного корабля и не зная о сделанном Вами распоряжении митрополиту Сергию занять оный, решились обратиться к правительству с просьбой о разрешении епископского собрания для обсуждения дел церковных. Получив такое разрешение и собравшись в количестве 10-ти человек (остальные не могли быть извещены или уклонились), мы избрали Временный Высший Церковный Совет из 6-ти лиц: архиепископа Константина [Булычева ] бывшего Могилевского, епископа Виссариона [Зорина] Симбирского, епископа Дамиана [Воскресенского] Переяславского, епископа Бориса [Рукина] Можайского, епископа Иннокентия [Бусыгина) Каменского и епископа Тихона [Русинова] Усть-Медведицкого под председательством архиепископа Григория [Яцковского] Екатеринбургского и Ирбитского, выработали прилагаемый при сем Наказ и просили у правительства регистрацию ВВЦСовета, после чего оный Совет приступил к исполнению своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

28 декабря 2011 года Священный Синод (журнал 172) образовал в Красноярском крае Канскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону. 27 декабря 2011 года Священный Синод (журнал 149) назначил Преосвященного Каменского и Алапаевского Серафима епископом Белевским и Алексинским и поручил временное управление Каменской епархией Преосвященному Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. 5 октября 2011 года Священный Синод (журналы 103 и 113) образовал в Оренбургской области Бузулукскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному Оренбургскому и Саракташскому Валентину. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Салаватским и Кумертаусским быть епископу Бирскому Николаю, викарию Уфимской епархии. 2. Преосвященным Канским и Богучанским быть архимандриту Филарету (Гусеву), избранному Священным Синодом 28 декабря 2011 года (журнал 174) епископом Бежецким и Весьегонским. Место наречения и хиротонии архимандрита Филарета (Гусева) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 3. Епископом Каменским и Алапаевским избрать архимандрита Сергия (Иванникова), клирика города Москвы. Место наречения и хиротонии архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 4. Епископом Бузулукским и Сорочинским избрать иеромонаха Алексия (Антипова), клирика Оренбургской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Алексия (Антипова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 19 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о назначении ему еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в пределах Лодейнопольского и Подпорожского благочиний Санкт-Петербургской епархии Лодейнопольское викариатство Санкт-Петербургской епархии.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

О выставке Экспозиции СМИ Екатеринбургская епархия Входит в состав Екатеринбургской митрополии Образована 29 января (ст. ст.) 1885 года из викариатства Пермской епархии. Первоначально в состав епархии входили Екатеринбургский, Ирбитский, Верхотурский, Камышловский и Шадринский уезды; титул архиерея — Екатеринбургский и Ирбитский. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года из состава Екатеринбургской епархии выделены Каменская и Нижнетагильская епархии. С целью успешного осуществления проекта создания Духовного центра Урала в Верхотурье Синод постановил сохранить управление храмами и монастырями г. Верхотурья за Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским. Решением Священного Синода от 6 октября 2011 года епархия включена в состав Екатеринбургской митрополии. Екатеринбургская епархия: 20 последних лет Скачать (FLV файл. Продолжительность 6 мин. Размер 45.2 Mb ) О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

Закрыть Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла 22.04.2020 505 Время на чтение 4 минуты Источник: Екатеринбургская Епархия Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом - благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей. Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

http://ruskline.ru/opp/2020/04/22/pashal...

Слово архимандрита Евгения (Кульберга) при наречении во епископа Среднеуральского 17 июля 2016 г. 20:51 17 июля 2016 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Евгения (Кульберга) во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии . При наречении архимандрит Евгений обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! В этот великий и священнейший для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение Святой Матери-Церкви в звании епископа. Ныне, находясь во святой обители преподобного аввы Сергия, умом переношусь на берег озера Галилейского и вспоминаю призвание Господом Иисусом Христом святых апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Отзываясь на Божий призыв, принимаю непомерную, по человеческому рассуждению, ношу. Но верую и утверждающему слову Пастыреначальника: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). Путь моей жизни до сего дня, и люди, которые вели по нему, являют ярчайшее свидетельство действенной Божией силы и Божией премудрости. Первым моим духовным наставником стал протоиерей Александр Шаргунов, который в течение 12-ти лет наставлял меня в служении на ниве церковной. Для меня памятны его трепетная любовь к преподобному Сергию, а также почитание им святых Царственных страстотерпцев, которое батюшка год за годом бережно передавал и мне. В дальнейшем, посещая вместе с детским и педагогическим коллективом православной школы «Образ» Николо-Сольбинский женский монастырь, мне посчастливилось стать свидетелем подвижнических трудов игумении Еротииды с сестрами и иеромонаха Феодосия , ныне епископа Исилькульского и Русско-Полянского. Здесь Господь впервые свел меня с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, поставившим мое недостоинство на священническое служение в этой святой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4564122.ht...

Можем ли мы формулу: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» – применить на собственном опыте? Есть ли риск? Как она вообще «работает»? Об откровении, данном Господом преподобному Силуану Афонскому, чью память ныне отмечаем, – рассуждает игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии. Игумен Петр (Мажетов)      Так мыслят святые души Это очень яркое, сильное внушение – многие духовники его приводят в проповедях, беседах. Оно заряжено энергией глубокого покаяния, смирения, решимости. Его смысл близок известным святоотеческим максимам – например Пимена Великого: «Поверьте, чада, где сатана, там и я буду», – или сапожника из Александрии, у коего Бог преподобного Антония Великого поучиться отправил: «Все спасутся, один я погибну», – повторял этот богоугодивший ремесленник… И это всё не просто какие-то эмоциональные, ничего не значащие причитания! Нет, так мыслят святые души. Явно понимая, что ты проклят, ничего, кроме ада, за свои грехи не наследуешь, ты тем не менее не теряешь надежды, что Господь по Своей великой милости, благости и любви к роду человеческому снизойдет и во ад твоей души. Сам ты трезво осознаешь, чт о ты своими грехами себе уже изработал, – так что полностью себя лишаешь даже права быть человеком, и не то что человеком, а вообще живым существом, – согласен на то, чтобы тебя ввергли в преисподнюю. И отдаешь себе отчет в том, что это значит. Всецелое лишение радости быть. Но грех – это и есть небытие. Вот так прочувствовать, что он сделал с твоей жизнью при твоем ранее соизволении, и при этом уповать на Создателя как Владыку всех и всяческого, Сына Своего Единородного не пожалевшего, чтобы нас спасти, – разве это ни есть уже залог спасения? Господь наш Иисус Христос добровольно пошел на муки и смерть и даже во ад сошел за любой душой, жаждущей Спасителя, – неужели же я не возжелаю исповедовать своей жизнью: «Господи! Смерть Твоя не напрасна. Я недостоин жизни. Но Ты меня Своей смертью уже спас! Я Тебя, Господи, исповедую! Подвиг Твой и на мне не тщетен». Только вот так, из глубины ада, может быть, и возможно всецело – неуничтожимыми, что бы ни случилось, – всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12: 30) возлюбить Господа Бога.

http://pravoslavie.ru/134137.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010