Святитель Иоанн Златоуст о землетрясении Подумайте, что было бы с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившагося и укреплял умы всех 26 ноября, 2014 Подумайте, что было бы с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившагося и укреплял умы всех О землетрясении, и о богатом и Лазаре, и о том, откуда произошло рабство Видели вы Божию силу, видели Божие человеколюбие? Силу в том, что Бог потряс вселенную; человеколюбие в том, что падающую ее остановил: а лучше, в том и другом — и силу и человеколюбие; и потрясти и остановить — дело силы и человеколюбия; потому что Он поколебал вселенную и утвердил ее, и колебавшуюся ее и готовую упасть восстановил. Святитель Иоанн Златоуст Но хотя землетрясение миновало, страх пусть остается; колебание прошло, а благоговение пусть не проходит; три дня мы молились, но не прекратим нашего усердия. За то (постигло нас) землетрясение, — за нерадение наше; мы вознерадели — и вызвали землетрясение; исправились — и отклонили (Божий) гнев; не будем же опять предаваться нерадению, чтобы опять не вызвать гнева и наказания; Бог не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Езек. XXXIII, 11). Видели вы бренность рода человеческаго? Когда происходило землетрясение, я размышлял сам с собою так: где хищничество? где любостяжание? где могущество? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславие богатых? где власть начальников? где угрозы? где страхи? Одна минута времени — и все расторглось легче паутины, все это расстроилось; и был плач в городе, и все бежали в церковь. Подумайте, что было бы с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившегося и укреплял умы всех. Потряс Господь землю, но не ниспроверг; потому что, если бы хотел ниспровергнуть, то не потряс бы; но так как Он того не хотел, то землетрясение, как глашатай, предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

и символизировавший душу всех вещей ( Orig. Contr. Cels. VI 25). Блж. Иероним считал, что Л. служит образом того великого змея, об уловлении к-рого Христом таинственно предвозвещается в Книге Иова (Иов 40. 19-20) и о к-ром говорится в Откр 12. 7-8. Демонический облик Л. усиливается представленными только в переводе LXX словами Иов 40. 19: «Вот начало творения Господа; он был сотворен, чтобы быть поругаемым от ангелов Его»,- которые соотносятся с обетованием Спасителя апостолам об их власти попирать змеев (Лк 10. 19). По мнению Иеронима, слова из Ис 27. 1 указывают на то, что диавол, символизируемый Л., не принесет покаяния и не будет прощен, но будет повержен Богом ( Hieron. In Is. VIII 27. 1). Свт. Григорий Богослов утверждал, что Л.- одно из наименований «противника Иисуса» в ВЗ ( Greg. Nazianz. Or. 39. 16). Олимпиодор, диакон Александрийский, писал, что Л.- тот самый змей, который обманул Еву ( Olympiod. Alex. Comment. in Job//Kommentar zu Hiob/Ed. U. Hagedorn, D. Hagedorn. B., 1984. S. 365). Сокрушенный Господом Л. (или δρκων по LXX) из Пс 73. 14 символически указывает на егип. фараона, погибшего в волнах Чермного м. ( Euseb. In Ps. 73. 13//PG. 23. Col. 861; Athanas. Alex. In psalm. 73. 13). Наиболее пространное аллегорическое истолкование образа Л. представлено в «Толковании на Книгу Иова» свт. Григория I Великого, к-рый считал, что слово Л. означает «их добавление». Это символическое истолкование говорит о том, что Л. как обманщик человеческого рода вместо обещания людям вечной жизни добавил им вину за грех и т. о. увеличил его так, что человек стал заслуживать вечной смерти ( Greg. Magn. Moral. XXXIII 17). Л.- символ того змея в раю, который, пообещав человеку божественность, упразднил его бессмертие и поныне, как змей изгибающийся (ср.: Ис 27. 1), продолжает проскальзывать в глубины людских сердец ( Greg. Magn. Moral. IV 15; XXXIII 17). Приняв человеческую плоть, Христос лишил Л. силы. При Своем воплощении Иисус Христос связал язык Л. веревкой (ср.: Иов 40. 20), т. е., приняв на себя человеческую плоть, пораженную грехом, он заставил молчать исходящую от нее ложную мудрость века сего ( Greg. Magn. Moral. XXXIII 18-19). Прокалывание Господом челюсти Л. (Иов 40. 21) указывает на потерю диаволом тех грешников, которые обратились к раскаянию ( Greg. Magn. Moral. XXXIII 21-22).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

– Вт., XXXIII, 20; ««Благословен распространивший Гада». Сим указуется на Еммануила, Который через Апостолов отверз вход в царство евангельского учения и расширил оный. «Он покоится как лев и сокрушает и мышцу, и голову». Мышцею именуется область демонов, а главою – диавол, которые сокрушены» 654 . – Втор, XXXIII, 22: ««Дан.., молодой лев», есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном смысле, освободил от греха, возлёг, и из ада извлёк души святых подобно тому, как львёнок высасывает молоко у львицы» 655 . – Вт., XXXIII, 23: «Неффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Которые есть благоволение Отца Небесного. «Море и юг во владении его». Наследие на запад есть Христос. О Нём взывает пророк, говоря: «воспойте Восшедшему на запады, Господь имя Ему» ( Nc. LXVII, 5 ), Наследие же на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своём» 656 . – Втор., XXXIII, 34: «Об Асире сказал:... он будет любим братьями своими, и окунёт в елей ногу свою». «Елей (иносказательно) означает причастие Духа; нога же – делание правды» 657 . Когда Моисей окончил свою беседу с народом, в тот же день получил повеление взойти на возвышенность Аварим, па гору Навав (Нево). Там Господь дал ему увидеть всю землю, которую Он назначил во владение Своему избранному народу. Посмотревши на неё, Моисей умер ста двадцати лет. Тело его погребено было в Моавитской земле на долине против Беф-Фегора. Место могилы его осталось неизвестным 658 . Архангел Михаил, покровитель Еврейского народа, вступивший в прение с сатаною касательно тела Моисеева (Иуд, IX), не дозволил устроить пышного погребения, дабы Израильтяне, склонные к идолопоклонству, не воздали Моисею божеского поклонения 659 . «Обоготворявшие неодушевлённые вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем паче воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем толиких благ. Посему-то премудро правящий нами Бог гроб Монсеев и соделал неизвестным» 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

б) Этим правом он пользуется не для посрамления чад своих, а для научения их и исправления (ст. 14, 2Кор. 2, 4 ). Пастырь – отец, посему нужно почитать его, как отца ( Cup. VII, 31 ). а) Воздавать ему уважение и честь сугубую (Тим. V, 17; Фuл. II, 29 ), любить попреизлиха ( 1Coл. V, 13 ), слушаться его, как Самого Иисуса Христа ( Лук. Х, 16 ). б) Не оставлять без мзды его трудов 157 ( 1Kop. IX, 7 – 11 ; Тим. V, 18). III. Не почитающий священника не почитает Самого Иисуса Христа (Лук. Х, 16; 1 Сол. 8; Захар. 8; Исаия XXXIII, 1). «Укажите мне человека, говорит блаж. Иероним, который не был бы священником, но которого вы почитали бы более всех людей, как человека, известного во всем городе или во всей стране своими добродетелями и святостию жизни, – и я докажу вам, на основании св. отцов, что вы должны почитать священника, даже порочного, более, чем самого добродетельного мирянина» (1, 3; на Езек. 44 гл.). IV. Не осуждай пастыря даже при виде его недостатков. а) «Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана или недостоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпят вреда светлое золото, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам: так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин». (Св. Ефрем Сир.). б) «Видя некоторых пастырей, не соответствующих своим поведением важности своего сана, многие пасомые приходят иногда в недоумение о том, действительно ли и то богослужение, которое совершают таковые пастыри? К успокоению и утешению таких мирян приведем замечание св. Златоуста: «пастырь только уста отверзает: все же Бог творит». Замечание Златоуста истинно! Поселянин не редко сеет грязною рукою зерно, – несмотря на это, нивы, при благословении Божием, покрываются богатою жатвою». (Иаков, архиеп. нижег.). г) Святоотеческие свидетельства о повино вении пастырям церкви. И. Христос говорит в евангелии: если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Mф. XVIII. 17 ). Согласно с сим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ее определений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

123 Кирилл Иерусалимск. «Catech. V, n. 3. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 457. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 г., 51–52. 124 Августин «De calechizandis rudibus», cap. III. n. 5. Cars. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL. col. 313. Ср. в русск. пер. Христ., чт. 1844 г., ч. III, стр. 9–10. 125 Кирилл Иерусалимск. «Praefal» n. 11, Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 т., стр. 13. 126 Кирилл Иерусалимск. «Praefal». n. 11; Curs.. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom, XXXIII col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. М. 1855 г., стр. 13 – 14. 128 «Concil Agatensis», can. XIII. Символ должно преподавать публично просящим в храме, во всех церквах в один день, т.е. за 8 дней до воскресения Господа». «Symbolum ctiem placuit ab omnibus ecclesiis una die, id est, ante octo dies Dominicae resurrectionis publice in ecclesia competentibus trade». Curs. Complet. Patrolog, Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV, col. 265. Bruns… «Canones Apostol. Et Concill., pars. II. Berol. 1839 г., pag. 149. 129 Isidor Hispaleus: «De eccles. officiis». Lib. 1, cap. XXVIII, 2. Hoc autem die (h. e. dies Palmorum) Symbolum competentibus traditur, propter continenten dominicae paschae solemnitatem»... Curs. Complet. Potrolog. Ser. Latin, Tom. LXXXIII, col 763. 130 «Concil Bracarcus. II (572 г.), can. I, «Placuit omnibus episcopis..., et modis omnibus praecipore, ut sicut antiqui cacones jubent, ante viginti dies haptismi... catechumeni symbolum, quod est, «Credo in Deum patrem omnipolentem», Specialiter docentur. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV. col. 571, «Bruns. Cann. Apostol., et Concil., pars. II, Berol 1830 г., pag. 39. 131 Видно из древнего римского чина оглашения. См. Martene. «De antiquis Eccles. rilibus». Lib. l, cap, 84. Art. XI, pag 84. 132 Августин. «Serm. LVIII». Cap. 1. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin: Tom. XXXVIII, col. 393. 135 Иероним. «Lib, contra Ioan. Hicresolim»., cap. XXVIII. Curs. Complet. Palrolog. Ser, Latin. XXIII, 380.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Не смотря однако на эти доводы, мы держимся прежнего определения местности Кадеса, и не отрицая, что древняя Петра могла носить имя святого города, мы думаем, что только Аин-ель Вейбе отвечает географии книги Чисел. Заметим, что в списке станов израелевых главы XXXIII Чисел, мы после Асирофа находим стан Рифма, который считают настоящим именем Кадеса. Станы упомянутые в гл. XXXIII Чисел, считаются пунктами более или менее продолжительных остановок израильтян, кочевавших в пустыне после объявления им наказания Господня, и которые они в продолжении 38 лет посещали периодически в своих странствованиях. Кадес упомянут лишь в ст. 36 главы XXXIII Чисел, пред самою смертью Аарона, т.е. уже не задолго до движения в землю обетованную. Полагают, что урочище Рифма получило имя Кадеша, т.е. святого, в следствии того, что долго стоял ковчег, и здесь совершились великие и решительные для народа события, записанные в книге Чисел. Весьма вероятно еще мнение, что упомянутый ныне в кн. Бытия XIV, 7 источник Мишпат или источник судный, по географическому положению своему также соответствует положению Кадеса, при чем мы должны понимать, что в пустыне изобильные источники весьма редки и те местности в которых они находятся, неизменно остаются местностями важными для живущих в пустыне племен и проходящих караванов, составляя постоянные центры торговли и в продолжении многих веков не утрачивают своего значения 131 (Ст. 28–29). Состояние Палестины во время Исхода и странствования Израиля хорошо выяснено, на основании египетских памятников в опыте Кап. Кука (в прилож. к нашей кн. Исхода). По видимому вся Палестина состояла из множества племен и народцев которых главные города были укреплены весьма сильно, в виду постоянного движения через Палестину египетских войск, но главная цель египтян была не Палестина, служившая лишь большим путем их движения, а Сирия, в которой существовало сильное царство Кхетов, постоянных врагов египтян, и которое на столько было сильно и важно, что с ними позже Рамзес II заключает договор. (Текст этого любопытнейшего документа см. у Chdas. Voyage d’un Egyptien; p. 332 ef suiv. ed 1866). Из документов египетских, относящихся ко времени XVIII и XIX династий не видно, чтобы вся Палестина когда-нибудь находилась по властью Египта, хотя по пути в Сирию цари египетские иногда овладевали городами Палестины, вероятно наказывая, те племена, которые делали нападение на войска их. Но в списках этих мест на памятниках, доселе не найдено ни одного места Палестины, которое было бы особенно известно или важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иов. XXXIII.6.12). Истинно верует тот, кто на деле выражает то, во что верует (Гом. Еванг. 26.9; 29.3). Однако святитель Григорий уточняет, что то добро, которое мы делаем, одновременно принадлежит и Богу, и нам: Богу — из-за предваряющей благодати, нам — из-за послушания свободной воли (Толк. Иов. XXXIII.21.40). Если бы оно не принадлежало Богу, то зачем мы всегда приносим Ему благодарность? А если бы оно не принадлежало нам, то зачем мы надеемся на получение справедливых наград (prae­mia)? Поскольку же мы по праву приносим Ему благодарность, мы знаем, что нас предваряет Его дар; а поскольку мы по праву ожидаем воздаяния, мы знаем, что свободным послушанием мы избираем то добро, которое совершаем (Там же). Святитель Григорий, так же как и блаженный Августин, считает, что без предваряющей благодати Божией мы не могли бы делать никакого добра (Там же. XVI.25.30). Кто полагает, что он может быть спасен из-за “чистоты своих рук”, то есть своими собственными силами обрести невинность, тот несомненно заблуждается, поскольку если Вышняя благодать не предварит виновного, она никогда не найдет ни одного невинного, которого могла бы вознаградить (Там же). Милосердие Божие сначала производит в нас нечто без нас, чтобы после того, как за ней последует наш свободный выбор, делать вместе с нами то добро, которого мы уже желаем (Там же). Так что можно сказать и наоборот: благодаря свободному выбору мы действуем вместе с благодатью (Там же). Никто не предваряет Бога какими-то заслугами и не может сделать Бога своим должником. Справедливый для всех Создатель удивительным образом одних предызбрал, а других отвергнул и оставил в их развращенных нравах (Там же. XXXIII.21.38). Подобно Августину, святитель Григорий полагает, что основания такого избрания сокрыты от людей на “тайном Божественном Совете” или в “тайных судах Божиих”. “Пусть никто не обсуждает, почему один привлекается по дару, а другой отвергается по заслуге Мы не должны безрассудно допытываться у Вышнего Совета о призвании одних и отвержении других ведь не может быть несправедливым то, что угодно Справедливому” (Там же.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

1736 Наег. XXXIII, 7: «Μηδ σε τ νν τοτο θορυβειτω, θελοσαν μαθεν πς π μις ρχς τν λων οσης κα μολογουμνης μν κα πεπιστευμνης τς γενντου κα φθρτου κα γαθς συνστησαν κα αται α φσεις – τε τς φθορς κα τς μεστητος“... 1737 Наег. XXXIII, 7: «Μαθση γρ, θεο διδντος, ξς κα τν τοτου ρχν τε κα γννησιν ξιουμνη τς πστολικς παραδσεως, ν κ διαδοχς κα μες παρειλφαμεν, μετ καιρο κανονσαι πντας τος λγους τ το Σωτρος διδασκαλ“. 1741 Ср. Ps. Tertullianus. XIII, С. Hippolyt. Refutatio, VI, 35; Philastrius. с. XXXIX. Epiphanius. Haer. XXXIII. Theodoritus. I, 8. 1747 О Гераклеоне упоминают Ирин. II, 4, 1. Ps. Tertullianus, c. XIV, Tertullianus – adv. Val. с. IV, Philastrius, XLI, Epiphanius. Haer. XXXVI и Theodoretus, 1, 5. Salmon (Smith. V, II, p. 898) думает, что Ириней разумеет Гераклеона под блестящим учеником Валентина, не названным по имени (I, 11, 3). Lipsius полагает, что Ипполит, давая эскиз учения Валентина (Refutatio, VI), имеет в виду систему Гераклеона. Но Salmon (Smith. II, 897) справедливо оспаривает его.– Нам не понятно замечание Салмона (II, р. 898) по поводу сообщений о Гераклеоне Филастрия и Ps. Tertullian’a: будто бы по пониманию первого единый принцип всего составляет сизигию с первым эоном, а у второго – простой принцип стоит вне сизигии. По изданию текста Филастрия у Oehlera (I, р. 46, см. примечание) не может быть речи о подобном различии. 1748 Origenes. Joannes Kommentar. В. VI, 15 (8), Εν. Joan. I, 21; Origen Werke. IV, p. 125: «ν ος καταλλοιπεν πομνμασιν“. 1749 Salmon (Smith. II, р. 899) предполагает, что на ев. Луки у Гераклеона был особый комментарий. 1771 Clemens. Stromata IV, с. 9, § 71–72. Die griech. christlich. Schriftsteller. Clemens. Alex. В. II, p. 280–281. См. рус. пер. 436–438. 1775 Такова на половину мысль и писаний св. ап. Иоанна, по которому мир во зле лежит. Поэтому нам не совсем понятно, почему, по-видимому, здесь видит Прейшен мысли ап. Павла (Joannes Kommentar. Einleitung. s. CVI). Конечно, есть у Гераклеона мысли, заимствованные и у ап. Павла, как о вере спасающей (επιστις), или духе и душе, устремляющейся к общению со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы. А это значит, что христианский образ не только не означает разрыва, или даже противоречия с ветхозаветным законом, как понимают это протестанты, а как раз наоборот — он есть прямое его осуществление и последствие. Ибо существование образа в Новом Завете предполагается уже самым его запретом в Ветхом Завете. Как ни странно это для постороннего человека, но для самой Церкви существование образа непосредственно вытекает из отсутствия прямого образа в Ветхом Завете — это его последствие и завершение. Предок христианского образа — не языческий идол, как это думают иногда, а отсутствие прямого, конкретного образа до воплощения и ветхозаветный символ, точно так же как предком самой Церкви является не языческий мир, а древний Израиль, избранный Богом народ для принятия Его Откровения. Для Церкви совершенно очевидно, что запрещение образа, данное Священным Писанием в Исходе (20, 4) и во Второзаконии (5, 12-19), есть временная педагогическая, воспитательная мера, относящаяся лишь к Ветхому Завету, а не принципиальное запрещение. «Дах им заповеди не добры»(Езек.20,25), по жестокосердию их, — поясняет причину запрета преп. Иоанн Дамаскин . Ибо запрещая образ прямой и конкретный, Писание в то же время передает повеление Божие делать образы символические, какими являлись скиния и предметы, в ней находящиеся. Они имели преобразовательное, символическое значение, и устройство их было указано Самим Богом до мельчайших подробностей. Изложение преп. Иоанна Дамаскина вкратце сводится к следующему: в Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Он не показывается, пребывает невидимым и подчеркивает, что, слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Во Второзаконии (4, 12) мы читаем: «И глагола Господь к вам на горе из среды огня: глас словес Его вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас «. И немного дальше (ст. 15): «Снабдите души своя зело, яко не видесте всякого подобия в день, воньже глагола Господь к вам в горе Хориве из среды огня».

http://sedmitza.ru/lib/text/440323/

О явлениях ангелов св. Дамаскин так рассуждает: «ангелы преобразуются, как им повелено бывает Господом и таким образом становятся видимыми... они описуемы; ибо когда на небе они, то уже не на земле. Впрочем ни стенами, ни дверьми не воспящаются» 402 Ангел не заключается подобно телу вместе, как бы принявшей вид и фигуру; впрочем говорится, что он находится вместе, потому что присутствует и действует духовным обр. сообразно с своею природою: не в другом месте он, а там, где действуете, заключается духовным образом» 403 . § 104. Число и степени ангелов, по учению св. писания Откровение показывает, что число бесплотных разумных созданий Божиих весьма велико. Иаков видит в видении полк Божий ( Быт. 32:1, 2 ). Мириады ангелов являются при законодательстве на Синае ( Втор. 33:2 . сл. Евр. 2:2 , Гал. 3:19 ). Множество ангелов ( πληθος χρατιας ουρανε) является на воздухе с хвалебными песнями при рождении Христовом ( Лук. 2:13 ). Иисус Христос говорить, что по молитве Его могли бы предстать более, нежели 12 легионов ангелов. Подобно Даниилу (7:10, 16), св. Иоанн видит, что тысячи тысяч и тьма тем ангелов окружают престол Божий (Ап. 5:11); с тьмами ангелов вступаете в общение душа, вступающая в общение с Христом чрез купель ( Евр. 12:22 ). Св. писание, показывая необозримое число ангелов, показывает между ангелами степени, соответственные степеням совершенства богосозданной природы их. Пророк Исаия видел серафимов окружавших престол Иеговы и возносивших хвалебною песнь при курении фимиама ( Ис. 6:2 ), и след. по сему положению и по самому значению имени (8araf жечь фимиам, пламенеть, а теперь арабское шериф – князь), серафимы означают духов пламенеющих благоухающею любовью к Богу и князей Божиих. И пристави херувима и пламенное оружие обращаемое... ( Быт. 3:24 ). В этом частном событии херувим является стражем святыни Божией. – Точно так другие боговдохновенные мужи показывают в херувимах благоговейных носителей величия Божия ( Ис. 17:11 , 2Цар. 6:2 . Мар. 4:4 . Пс. 79:2; 28:1 . Ис. 25:18, 21 , 3Цар. 9:32 ). В видении Езекииля херувимы являются с теми же преимуществами и кроме того лице орла и человека и множество очей указывали в херувимах дальновидных зрителей величия Божия, – а лице льва и вола царственную их крепость (Езек. 10:1), и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010