С народом сим, Дивно и чудно... И погибнет мудрость мудрецов его, И не станет разума у разумных его. (15) Увы, думающие скрыть От Иеговы свой замысел! Они совершают во мраке дела свои, И говорят: кто видит нас? И кто наблюдает за нами? (16) Безрассудные вы! Ужели глине равняться со гончаром? Скажет ли дело о сделавшем его: «Не он сделал меня»? Или произведение скажет о художнике своём: «Он не смыслит ничего»? (17) Еще мало, спустя немного, Не станет ли Ливан садом, А сад не покажется ли лесом? (18) И услышат в тот день Глухие слова книги, И из тьмы и мрака Прозрят глаза слепых. (19) Тогда исполнятся веселием о Иегове несчастные, И будут торжествовать о Святом Израиля беднейшие из людей. (20) Ибо придёт конец обидчику, Исчезнет хульник, И погибнут все служащие неправде, (21) Которые оговаривают человека в преступлении, Ищущему суда у ворот 161 расставляют сети, И правого толкают в пропасть. (22) Посему, так говорит о доме Иакова Иегова, Который спас 162 Авраама: «Теперь не устыдится Иаков, Теперь не побледнеет лицо его. (23) Ибо, когда увидит он детей своих – Дело рук моих – посреди себя, Тогда прославят мое имя, И поклонятся Святому Иакова, И превознесут Бога израилева; (24) Тогда блуждавшие духом научатся благоразумию, А упрямые примут наставление». XXIII 163 157 – это слово, указывающее Иерусалим, по этимологическому значению может быть переведено или: «лев Божий» ( 2Цар. 23, 20 ), и в этом смысле оно было самым обыкновенным эпитетом героя у евреев, арабов и персов, – или: «жертвенник Божий» – от ara Dei (Езек. 43, 15. 16). Семьдесят под ариилом разумеют какой-то город моавитский, – по некоторым ареополис; но для такого взгляда нет основания. 159 Смысл этого стиха тот, что жители Иерусалима, некогда гордые своими силами и могуществом, почувствуют себя бессильными, так что сама речь их, прежде смелая, понизится. Выражения: и – употреблялись евреями о языке некромантов, которые, приписывая себе власть вызывать духов волшебными формулами, чтобы спрашивать их о будущем, старались подделываться под говор теней, по общему верованию древних народов, издающих только глухие и болезненные звуки. Прокопий (ad. 29, 4) говорит: λγοντες, καθπερ π νεκρομαντειας ο δαμονες ψυχς τας καλουμνας ποκρινμενοι. По мнению многих толковников, это было чревовещание, посредством которого очень удобно выразить звуки, как-бы выходящие из земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ст. 15. От лица народа, пророк просит Господа воззреть на него с неба, святого и славного жилища своего (ср. 66:1), подобно Моисею, указывает на ревность Господа о славе имени своего, на Его всемогущество, милосердие и человеколюбие (ср. Числ. 14:13–18 ). Слова пророка: где есть ревность твоя и крепостъ твоя бл. Иерон. сопоставляет с тем, что говорит Бог Иерусалиму у Езек. 16:42: и отимется рвение мое от тебе: и почию и ктому не попекуся. За свое лукавство и измену народ израильский стал ненавистным Богу на столько, на сколько бывает ненавистна преступная жена для своего мужа, когда она уже не возбуждает в нем чувства ревности и сопротивления из-за обладания ею. Евр. =в р.-с. ко мне, 70 , согласно коллективной личности говорящего, перевели в мн. ч. μν., ср. слав. Ст. 16. Дерзновение пророка, молящего Господа о милосердии к народу, основывается на той мысли, что этот народ в своей исторической жизни рожден Самим Голодом (ср. Исх. 4:22 ; Втор. 32:6 ; Ос. 11:1 ; Мал. 2:10 ). Евр. =в р.-с. “Искупитель наш“, 70 читали: (Piel jussiv.), почему: σαι μς=избави ны. 17. Что уклонил еси нас Господи, от пути твоего; и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися тебе; обратися ради раб твоих, ради племен достояния твоего: 18. Да (поне) мало наследим горы святыя твоея, противницы наши попраша святыню твою: 19. Быхом яко исперва, егда не владел еси нами, ниже бе наречено имя твое на нас. 17. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. 18. Короткое время владел им народ святыни Твоей; враги наши попрали святилище Твое. 19. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя твое. Ст. 17–19. Отступив от Господа, народ израильский лишился земли обетованной, взятой римлянами, и, ожесточившись в своем неверии ( Рим. 11:7 ; 2Кор. 3:14 ), он дошел до такого состояния, в каком он был, находясь в Египте, т. е. без царя, без князя, без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима ( Ос. 3:4 ). Так как они говорили: кровь Его на нас и на чадах наших ( Мф. 27:25 ), то, говорит бл. Иерон., проклятие пребывает вечным, Бог не владычествует над ними и Его имя не призывается на них, когда они уже не называются народом Божиим“. От лица народа пророк молит Господа обратиться к нему ради рабов Его, т. е., Авраама, Исаака и Иакова, и других угодников Его во всех коленах израилевых. В начале ст. 18, вместо мас. =в р.-с. владел народ 70 читали: , почему να ληρονομσωμεν το ρους=да наследим горы. Глава 64

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ст. 9. Отрок Господень освободит находящихся в узах, просветит пребывающих во тьме ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ) и будет для них пастырем добрым ( Ин.10:9–11 ). 10. Не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их, и сквозь источники водныя проведет их. 10. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод. Ст. 10 ср. Апок.7:16 . Вместо =в р.-с. будет вести их, 70 читали: , почему: παρααλσει ατος=утешит их, ср. объясн. 41:17–18. 11. И положу всяку гору в путь, и всяку стезю в паству им. 11. Я все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. Ст. 11 ср. 26:7; 62:10. Казавшийся прежде для последовавших за Отроком Господним трудный путь, т. е. путь добродетели, при содействии Божием, становится легким (ср. св. Кир. ал.). Посл. два слова ст.: 70 читали: , почему: α πσαν τρβον ες βσημα υτος=и всяку стезю в паству им. 12. Се, сии издалеча приидут, сии от севера, и от моря, инии же от земли персския. 12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Ст. 12. В наследие Отрока Господня войдут народы всех стран света. Слова: „издалеча, от севера, от моря, от земли персския“ по Иерон. суть названия четырех стран света: востока, севера, запада и юга. От земли персския соотв. буквально с евр.: из земли Синим, у Ак. С. Феод. γς Σινεμ Иерон.: de terra Australi=из земли южной, на том основании, что имя Синим (), по его словам, происходит от имени горы Синай (), лежащей к югу от святой земли ( Авв. 3:3 ). Перевод Иерон. согласен с Таргумом: =от земли южной, что принимается Раши и Кимхи и одобряется Бохартом, по мнению которого происходит от , упоминаемого у Езек. 30:15 в смысле имени г. Пелузия, и означает „жителей Пелузия“, а синекдохически – жителей южных стран вообще. Со времени Ариас Монтана и Гезениуса большая часть позднейших комментаторов в стране Синим, упоминаемой здесь у пророка, видят Хину (Китай), сведения о которой, как самой восточной относительно Палестины стране, мог иметь пророк (ср. комм. Гезениуса и Делича, у последнего особое прибавление к коммент. на пр. Исаию: Können Jes.49:12 die Chinesen sein? Excurs von Victor von Strauss-Torney).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Трактат “О благе терпения” (в сокращении) Намереваясь говорить с вами, возлюбленнейшие братья, о терпении, и желаю изобразить пользу его выгоды, с чего лучше всего начать мне, как не с указания на необходимость в настоящее время терпения, с вашей стороны, для выслушания меня, так, чтобы терпением могло сопровождаться и то, что ныне услышите и то, чему научитесь, потому — что поучение и спасительное слово деятеля усвояется только тогда, когда с терпением выслушивается то, о чем говорят… Начало и величие терпения от Бога. Человек должен любить то, что полезно Богу, и величие Божие предлагает ему то благо, которое само любит. Если же Бог Владыка и отец наш, то будем подражать терпению Владыки и вместе Отца, потому что как слуги должны быть покорны, так и детям непрелично быть выродками. А каково, и как велико терпение в Боге! Он возводит день и сияет солнце одинаково как для добрых, так и для злых, и — когда орошает землю, никто не исключается из Его благодеяний, так что дожди безразлично изливаются сколько для праведных, столько и для неправедных. При всегдашнем одинаковом ровном долготерпении Его, мы видим, что по Его мановению, злым и добрым, благочестивым и нечистивым, благодарным и неблагодарным, повинуются времена, служат стихии, дуют ветры, текут источники, тучнеют жатвы, созревают виноградные кисти, преизобилуют плодами сады, зеленеют рощи, цветут луга. И несмотря на то, что огорчают Бога частыми, или лучше постоянными оскорблениями, Он умеряет Свое негодование и долготерпеливо ожидает однажды предопределенного дня воздаяния. Имея полную власть сотворить отмщение, Он лучше желает продолжить терпение, т. е. милостиво терпит и отлагает на другое время, чтобы, если можно, слишком далеко простертая злоба наконец изменится, и чтобы человек, зараженный пороками и злодеяниями, хотя поздно обратился к Богу, как Он сам напоминает о том, говоря: “Ибо Я не хочу смерти умирающего, но обратитесь, и живите!” (Езек. 18:32). И еще: “обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии” (Иоил. 2:13). Божественный апостол Павел, имея в памяти эти слова и призывая грешника к покаянию, обращается к нему со следующими словами: “Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?” (Рим. 2:4:5:6).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

По ученно откровения, Бог желая спасения человеческого, спасает человека неиначе, как под условием, изволения на то человеческого ( Лук. 10:25–28 , Езек. 18:23, Мар. 16:16 , Мат. 23:37). Этому и должно быть потому самому, что свобода человека есть дело Божие, которого Бог, без противоречия Себе Самому, не захочет разрушить. Потому-то Бог не препятствует человеку делать зло. Благоволение Его к добру выражается и здесь в том, что горькие последствия зла остаются не в воле человека, а в воле Божией, желающей исправить зло горьким врачевством ( Быт. 45:5–8, 50:20 . Мат. 7:7, 27:22. Езек. 33:13–20). В последствиях действий свободы сотворенной, как и в природе физической, воля Божия проявляется безусловно, ничего не предоставляя произволу твари. Весь, совет мой станет и вся, елика совещах, сотворю ( Иер. 27:5 , Ис. 46:10 , Пс. 113:3 , Апок. 4:11 ). Такое различие хотений воли Божией делали и отцыцеркви 142 . В последствии пытливость простиралась слишком далеко и выставила ряды то безплодных, то дерзких, делений воли Божией 143 . Воля Божия, обнаруживаясь в действиях, является свободною, всемогущею, святою, всеблагою и правосудною. Таковы качества воли Божией! § 32. Свобода воли Божией Свобода воли Божией означает то свойство её, по которому она определяется в избрании чего либо только силою своих разумных советов и ни чем посторонним». Иначе это может быть названо самоизволением Божиим ( αυτεξουσια). В откровении уже само откровение говорит о свободном произволении Божием», так как оно есть дело одной благой воли Божией. Откровение же дает видеть всесовершенную свободу Божию: а) в творении мирä вся, елика восхоть Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах ( Псал. 34:6 . Тоже Апок. 4:11 . Псал. 113:11 ). б) в промышлении о мире: и по воле своей творит в силе небесной и в селении земным и несть, аже воспротивится руце Его и речет ему: что сотворил сей? ( Дан. 1:32 . Тоже Иер. 27:5, 6 . Иов. 23:13 , Прит. 21:1 ). в) в деле спасения людей грешных. Апостол, в опровержение самолюбивого мнения иудеев, будто Бог избрал их в народ свой по их заслугам, указывает ( Рим. 9:10, 11 ) например Исаака и Иакова, которых участь, вместе с участью потомков их, решена была прежде рождения, να το Θεο Προθεσις κατ κλογην μενη.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У пророка Исаи (1:4.) смысл слову Святый, каким наименован Бог, усматривается из противоположного значения, какое заключается в глаголе «презирал, с презрением отвергал». Пророк в выражении «презрели Святого исраилева» говорит, что современники его, вдавшись в крайнее нечестие, поклоняясь богам соседних народов, презрели Святого своего, т.е. перестали воздавать честь Тому, кого должны были святить, т.е. благоговейно чтить, кому должны были покланяться. Греческие толковники уясняют этот смысл глагола святил, когда переводят еврейские слова «Святый освятится» словами «Святый прославится» (Иса. 5:16). Потому, имя Святый, каким именуется здесь бог, значит: Достойный прославления, тот кому от человеков подобает благоговейное чествование, подобает боголепное поклонение. Равным образом, слова Писания «освятить Бога» ( Числ. 20:12. 27:14 . Второз. 32:51), которые в русском переводе перелагаются «явить святость Божию» значат: показав свою веру в Бога, покорность его воле. ощутительно представить уму верующих величие, славу Бога и возбудить в сердце из чувство благоговения к Нему. Это же самое значение в словах «святить, святый» указывается и в тех местах Писания, где им противополагается глагол сквернил, т.е. не уважал, не чтил, кощунствовал. (Езек. 20:9. 14. 36:23. Амос. 2:7 ). Еще более уясняется это значение глагола кадеш теми местами Писания, в которых ставится он вместе с подобозначущими (синонимическими) глаголами. Таковы глаголы яре «боялся» Бога, чувствовал страх к Богу, не timuit,a revertus est: в некоторых местах Писания переводившие его на русский язык очень хорошо передали значение этого глагола словом: благоговел. ( Ncaл. 65:9. 67:8. III:9 ); гарац «страшился», поставленный в некоторых местах Писания вместе с теми глаголами, также подтверждает в первом, кадеш, тот смысл, какой указываем в нем. ( Псал. 89:8 . Иса. 29:23. 8:12.13.). Когда народ иудейского царства надеялся найти себе спасение от вооружившихся против Иудеи двух царей, Факея израильского и Рецина арабского (сирийского), не в Иегове, которого оставил, а в божествах, каким поклонился вместе с ханаанскими язычниками, пророк Исайя, призывая верных Иегове в этом народе ждать себе спасения от Господа, а для того Его одного чтить, говорил: «чего он боится, того не бойтесь и пред тем не трепещите; Господа воинств, – Его святите: Он да будет страз ваш; Он да будет трепет ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

11:11.12). Словами «острова морские» указываются острова на Средиземном Море, греческий архипелаг, так же полуострова и вообще приморские земли греческие, как это узнается из снесения выражения «острова Элисы» с народными именами в родословии, указанном у Моисея ( Быт. 10:2.4 ) и в других книгах свящ. Писания (Иса. 66:19. Езек. 27:13. Дан. 8.21.10:20.11:2 Зах. 9:13.1 Макк. 1:1.) Из указанных здесь мест свящ. Писания понятно, что малоахийский полуостров издавна был то убежищем для евреев, переселявшихся туда для избежания рабства завоевателям, то страною, куда они были продаваемы как пленники. От них легко, бесприпятственно перешло и великое имя. каким преимущественно называли они Бога, к туземным жителям и к еллинам, жившим на приморских землях Малой Азии. Таким образом имя Иао явилось и в учении об еллинских богах у жрецов Аполлона Кларийского. Еврейское имя Богу, перешедшее к Еллинам чрез устное слово, к народу, говорившему своим особым языком, не могла у них удержать тех звуков, в каких произносил его еврей. Жрецы Аполлона храма в Кларе, внесши это имя в еллинскую мифологию, не соединяли с ним того понятия, какое соединял с ним еврей, прилагали его то к тому, то к другому богу в своем политеистическом учении: этим вместе указывается, что и в самом выговоре этого имени они уклонились от еврейского произношения его. Приложение 28 1) Климент Александрийский в 5-ой книге Стромат, в 6-й главе, изъясняя таинственный смысл в устройстве иудейского храма – Скинии собрания, говорит: Священническое служение было закрыто завесой, которая священнодействовавших за нею совершенно отделяла от находившихся вне. Также и завеса на входе во Святая святых: четыре столба ее (а) были указанием на святую четверицу древних заветов; (б) и четыребуквенное таинственное имя, возлагавшееся только на тех, которые могли входить в недоступную для других часть храма [это имя есть иау; (в) оно значит: тот, кто есть и будет; у еллинов имя «Бог» так же состоит из четырех букв] означало, что и в оный мысленный мир входит посредством страданий один Тот, кто есть Господь ( Евр. 1:10 .), проникающий в познание неизглаголемого, превознесенный выше всякого имени, какое познается в каком-либо слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

II. Можно ли достойно изобразить высокие добродетели великого святителя? Только разве на некоторые из них укажем благочестивому слушателю. а) Какая была пламенная ревность святителя Тихона о спасении ближних: не щадя своего слабого здоровья, он всю жизнь посвятил на составление душеспасительных книг, на раздаяние, так сказать, духовной милостыни. «Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближняго своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом: кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хоть одну каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати». (Филарет, митр. москов.). «Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?» (Св. Злат. «беседа 16-я к народ.») «Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся». (Св. Злат. orat. 5 adu. jud). «Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила, озаряя вашего ближняго светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным». « «Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным»«. (Св. Злат. «беседа 3 на быт.»). ( Гал. 6, 1 . 1Иоан. 3, 18 , 1Петр. 2, 9, 12 , Иак, 5, 20. Езек. 3, 18). «Проповедание истины другим – больше молитвы, говорит св. Григорий Двоеслов ; обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а воставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний Евангелия; воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим». (Пролог 29 февраля). (См. Уроки и примеры хр. надежды, свящ. Г. Д-ко, 3-е изд. стр. 539).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

494 Образное представление Бога, раздражённого нечестивыми деяниями людей; точно также представляется гнев Бога во Второз. 32, 22; Исая. 17, 9. Езек. 38, 18. 495 В евр. это полустишие начинает 7-й стих и отделяется от предыдущего знаком, соответствующим нашей точке. Мы соединяем, следуя LXX и Вульгате. 496 Многие языческие народы, как персы, греки, даже древние германцы избирали возвышенные места для своих священнодействий. 498 Шарон, плодоносная земля галилейская, простирающаяся от Фавора до моря Генисаретского (I. Нав. 12, 18 ). Так как стоит с членом, которого обыкновенно не имеют собственные имена, то его можно считать нарицательным именем долины вместо долина при Иерихоне. 499 и названия вавилонских божеств. τχη, fortuna, Бог счастья; ка показывает следующее в 12 ст. , значит: определение, рок, судьба, греч. μορα, арабское Manjah, богиня рока. LXX переводят δαιλμνον, а τχη случай, счастье. Кимхи переводит первое через созвездие. Моше Гаккоген, цитируемый Кимхи, говорит, что это добрая звезда, звезда счастья , Юпитер, который в астрологии арабов называется доброю звездою, и составляет противоположность Сатурну, злой звезде. Таким образом здесь идет дело о почитании звезд, которым приписывали влияние на ход мировой жизни. – Обычай приготовлять в капищах столы с пищею для идола, lectisternium известен в древних языческих религиях. (от мешать) вино, приправленное кореньями тоже что vinum mixtum (Plin. II. N. XIV, 13 3, 15). 500 обрекаю дает игру слов с рок, ст. 11 также как приклонитесь с расстилающие; в обоих последних словах коренные согласные одни и теже только в различном порядке. 501 Абрабанел разумел здесь новые периоды восстановления владычества израильского, предвозвещенные великими мировыми явлениями. «За восемьдесят три года до освобождения евреев из Египта, говорит он, в день рождения Аарона, соединение Юпитера и Сатурна имело место в созвездии рыб, – что было предвестием освобождения. Подобное же совпадение Юпитера и Сатурна случилось второй раз в 5224 году от сотворения мира (в 1464 г.); следовательно евреев ожидает, говорил Абрабанел, новая радость». Но истинный смысл нового неба и новой земли указывается в Апок. 21, 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но – 1) в 10-й главе пророк говорит об освобождении Израильтян, которые сокрушены были Ассириянами; следовательно нет ничего несообразного, если пророк говорит: от Ассириан прииму я (ст. 10) и не упоминает о Вавилонянах. О Египте упомянул пророк, как о стране, издревле враждовавшей против Израильтян, и под этою страною он разумеет не столько Египетское царство в собственном смысле, сколько вообще – враждебные Израильтянам страны. В таком смысле название Египта употребляется и другими пророками (напр. Ис.52:4 . Ос.8:13; 9:3 ). Пророк не представляет Финикийских и Филистимских народов самостоятельными. Царем Газским (9:5) назван не в собственном смысле – царь, а наместник, или сатрап Персидского государя. Это видно из пышного титула – царя царей ( Дан.2:37 ), который усвоили себе обладатели Вавилона и Персидские государи 134 . При сем не должно оставлять без внимания, что и в первой части (1:19–21; 6:1–8) содержатся угрозы против прежних врагов Израиля, но это нисколько не доказывает их самостоятельности и силы во время написания этой части, равно как не свидетельствует против ее подлинности. То же должно сказать и о второй части. Говорят 135 : жители Дамаска, Тиряне, Сидоняне и жители других городов Финикийских и Филистимских не могли вредить Иудеям во времена Персидского владычества; к чему же угрозы против них? Возражение не имеет силы. Бог еще устами прежних пророков определили совершенное исчезновение, отвержение, искоренение ( Соф.2:4 ; Амос.1:6, 7, 8 ; Езек.25:15), этих городов за их нечестие. Пророк Захария только повторяет это определение Божие; ибо оно в его время еще не исполнилось совершенно. Притом, пророк изрекает грозные пророчества против сих городов и народов с тою целию, чтоб с большею ясностию представить будущее благоденствие Иудеев, безопасных (9:8) в то время, как соседственные народы будут поражаемы особенно – Александром Македонским. За сим пророк переходит к возвещению благоденственного состояния при Мессии (9:9–12). 3) Не возможно, говорят 136 , что бы Захария, живший во время владычества Персов над Иудеями, мог так смело предсказывать о явлении в Иудеи царя, которого власть будет простираться от моря до моря и от рек до исходищ земли (9:9; 10:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010