В Четвертой книге Царств, в главе 18, воздается хвала царю Езекии за то, что истребил медного змея, которого сделал Моисей. Об этот Камень претыкаются противники и говорят, что медный змей был образом Христа, по Слову Самого Христа: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3, 14 ), Но поскольку царь Езекия, истребивший медного змия, достоин похвалы, то и все, кто истребляет образы, также достойны похвалы. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Медный змей, как образ Христа, был почитаем со времен Моисеевых вплоть до царя Езекии, и его почитали многие благочестивые вожди и цари – Давид. Соломон и прочие. Поэтому и образы из Новой Благодати должны быть в почете. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Пока есть больной, хранится и лекарство, полезное только для него одного; когда нет больного, уничтожается и его лекарство. Поскольку медный змей был лекарством для одного только народа Израильского, страдающего в пустыне от змей, то когда его не стало, уничтожилось и его лекарство. По-другому рассуждайте об иконах Новой Благодати, которые всегда для нас являются духовным лекарством силой своего первообразного, если обращаемся к ним с верой, глядя на образ и ум и сердце возводя ввысь. Об этом свидетельствуют явления, происходящие у чудотворных икон. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Пока этот змей был образом Христа и знамением в память совершенного благодеяния, он хранился в должной чести и сохранялся при многих благочестивых начальниках Израильского народа. Когда же, начиная от царя Иеровоама, этот народ впал в идолопоклонство и начал почитать эту змею, как Бога, кадя ей и благодеяние происходивших исцелений приписывая ей, а не Богу. Тогда праведно поступил Езекия, уничтожив эту змею идолопоклонства, наносящую вред своим ядом. ГОВОРИТЕ: Перед этим змеем люди кадили, и у нас также кадят перед иконами. ОТВЕЧАЮ: У нас бывает каждение не только иконам, но и людям, ибо у нас калильный дым знаменует духовное благоухание молитв, по слову Псалмопевца: Да вознесется молитва моя, как фимиам, пред Тобою ( Пс. 140, 2 ). И в Апокалипсисе, в главе 8, написано: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознес дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3–4 ). Об этом читаем и в другом месте в Апокалипсисе, в главе 6, стих 8. Но об этом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

видели у тебя на дому?» Царь отвечал: «они видели все, что только есть в моем доме; нет вещи в моих сокровищницах, которой бы я не показал им». Исаия сказал: «выслушай, что говорит Господь: вот наступят дни, когда все, что ни есть в доме твоем и что по сию пору скопили твои отцы в сокровищах своих, унесено будет в Вавилон. Даже сыновей твоих, которые произойдут от тебя, возьмут и сделают слугами во дворце царя Вавилонского». Езекия выслушал пророчество со смирением и только присовокупил: «о, если бы мир и благосостояние были во дни мои!» И действительно, последние пятнадцать лет своего двадцатидевятилетнего царствования Езекия наслаждался невозмутимым спокойствием. Дворцы его наполнены были золотом, серебром и множеством драгоценностей; в кладовых его были огромные запасы всякого хлеба, вина и елея; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии. До конца жизни он твердо стоял на путях Давида, своего предка, как заповедал Исаия пророк. Ис. гл. 9 и 53 Исаия, одаренный великим духом пророчества, хотя в своих богодухновенных речах обличал нечестие, но вместе с тем доставлял и великое утешение как самому царю, так и благочестивым современникам, обещая после бедственных времен плена благоденствие Сиону и наступление царства Мессии Богочеловека. Он описал важнейшие события земной жизни имеющего явиться Мессии такими ясными чертами, что как будто бы их изобразил не пророк, а современник. Назвавши Того, Кто рожден будет Пресвятою Девою, Вестником великого совета Божия, Богом крепким, Отцем вечности, Исаия предвозвестил, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни; был изъязвлен за наши преступления, чтобы доставить нам спасение; как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, в уничижении Его совершился суд Его, и род Его останется неизъяснимым, хотя и взяли с земли жизнь Его, порешили было со злодеями дать гроб Ему, но довелось у богатого быть могиле Его; и после того как Он предал жизнь Свою на очистительную жертву, он увидел новое племя, которое будет существовать вечно». 2. Манассия, сын Езекии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Во главе огромного войска, одна часть которого равнялась 185 т. ( 4Цар.19:35 ), он двинулся в Палестину, прошел мимо Иерусалима на юг и расположился в занятом им Лахисе (несколько южнее Иерусалима, по пути к Египту). Имея в виду борьбу с Египтом, он считал необходимым завоевать наперед города иудейские, чтобы в критическую минуту не оказаться между двумя огнями. Ободряемый прор. Исаией, Езекия деятельно готовился к отпору грозного врага от стен своей столицы. Он поправил старые и разрушившиеся части городской стены; укрепил их башнями, провел около прежней стены новую и обвел ее рвами; разрушил даже многие дома – частью для того, чтобы иметь материал для соружение городских укреплений, частью же для того, чтобы около города не оставить неприятелю ни одного укрепленного места; наконец, в виду возможности продолжительной осады, старался провести воду внутрь города из верхнего, или старого, бассейна ( 4Цар.20:20 ; 2Пар.32:3–5, 30 ; Ис.22:8–11 ). Оставаясь сам с главными силами в Лахисе, Сеннахирим посылает сильный отряд к стенам столицы царства иудейского с требованием от Езекии покорности, от жителей ее – сдачи. По недовольно ясным мотивам завоеванию Иерусалима предшествуют переговоры. И грозна была эта речь полководца Сеннахиримова: в ней указывалось на бесчисленные победы ассирийского оружия, почти не знавшего себе достойного соперника; указывалось на тщетность и несбыточность надежды иудеев на помощь всегда коварного Египта; указывалось, наконец, – и это важнее всего на то, что царь ассирийский «не без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его» ( 4Цар.18:25 ). Смущенный и трепещущий Езекия отправляет свое посольство к прор. Исаии. «И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его» ( 4Цар.19:6–7 ). Этот, полный живой веры в помощь Божию и твердого упование на нее, ответ пророка ободряет царя и на грозное требование Сеннахирима он отвечает отказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть возможность думать, что и пророк Амос не чужд был некоторго знакомства с пророчествами Исаии. Основание этой возможности в Aмoc. IV, 11 : то есть: производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру. Выражение, «как разрушил Бог Содом и Гоморру» ( ) находится у Uc. XIII, 19 . И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровергнут Богом, как Содом и Гоморра. Сообразно с этим, и предшествующий стих у обоих пророков имеет нечто общее: говорится о наказании Божьем чрез избиение юношей луками (Ис.) или мечем (Ам.). Если более, чем несомненно участие пророков в собирании священной литературы, то нельзя отрицать подобного участия и со стороны благочестивых царей. Не безосновательна речь св. Иустина Мученика по данному вопросу. «Были некоторые люди среди иудеев, пишет он в своей первой апологии, – пророки Божии, посредством которых пророчественный Дух предвозвещал будущие события, прежде нежели они сбылись. Пророчества их, бывшие по временам в Иудее цари собирали и тщательно хранили так, как они были сказаны, когда были изречены пророками и ими же самими написаны в книгах на собственном их еврейском языке» 21 . Само Священное Писание говорит о значительной деятельности в этом отношении царя Езекии. Не только выставляется на вид ревность царя к закону Божию, благодаря которой он даже сам письма писал к Ефрему и Манассии, чтобы пришли в дом Господень в Иерусалим для совершения Пасхи Господу Богу Израилеву ( 2Пар. ХХХ, 1 ); не только повествуется об его деятельности в видах торжественности богослужения, о постановлении в доме Господнем левитов с кимвалами, псалтирями и цитрами по уставу Давида, Гада и Нафана ( 2Nap. XXIX, 25 ); но и сообщается еще, что Езекия имел под руками собрание священных псалмов, приказав левитам, чтобы они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца (XXIX, 30) – с одной стороны; с другой – царь был причастен делу собрания и расположения притчей, так как мужи царя Езекии, которые собрали притчи Соломона ( Npumч. XXV, 1 ), несомненно, стояли в весьма тесных отношениях к самому царю. Древнейшее раввинское предание о происхождении священных книг не ограничивается указанием на собрание притчей, как плод деятельности Езекии и его друзей, но положительно говорит еще о редакции книги Исаии, Песни Песней и Екклезиаста: «Езекия и друзья его написали 22 Исаию, Притчи, Песнь Песней и Екклезиаст» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

И в качестве знамения дается ему явление солнечной тени, которая по ступеням на 10 ступеней назад возвращается, — тень повернулась вспять от обычного своего движения по ходу солнца. Езекия совершает весьма неразумный поступок, который служит поводом к произнесению следующего пророчества Исаии, которым, собственно, заканчивается этот исторический раздел. К Езекии приходят послы царя вавилонского. Может быть, вы помните из истории Древнего мира, что это был момент, когда Ассирия находится еще в зените, но в это время снова начинает укрепляться Вавилон. И вот вавилонский царь присылает своих послов к Езекии. И Езекия, обрадованный, делает то, чего, может быть, делать не следует: он проводит этих послов и показывает им все сокровища свои и все сокровища дома Божия, демонстрируя им такое благорасположение, надеясь, видимо, на союз с ними против Ассирии. Пророк Исаия тогда говорит: « вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (Ис. 39:6). В этой связи произносится пророчество о вавилонском плене, этим заканчивается исторический раздел. 3.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь Следующая часть с 40 главы и до конца книги иногда называют книгой Утешения. Если до этого преобладали обличения, преобладали грозные и страшные пророчества: о том, что будет распахан Иерусалим, разрушен будет храм, — тут уже звучит утешение, что вернутся изгнанники и что явится царствие Божие: « Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь Бог ваш» (Ис. 40:1). Если раньше было « куда бить вас?», то теперь говорится: « утешайте народ Мой, — почему? — потому что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, … и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [ спасение Божие] ; ибо уста Господни изрекли это» (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Ибо, вам не будет позволено объяснить их как вы желаете, – что Езекия воевал в Дамаске или Самарии, ввиду царя Ассирийского. Пророческое слово говорит: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские, ввиду царя Ассирийского». Если бы Пророчественный Дух не сказал этого с прибавлением: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские»: но сказал бы только: «… и родит сына и он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские, – тогда вы могли бы сказать: так как Бог знал, что Езекия получит это, то Он и предсказал. А теперь пророчество говорит с прибавлением: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, получит силу Дамаска и добычи Самарийские». И вы не можете доказать, что это случилось когда-либо с кем-нибудь из иудеев, а мы в состоянии доказать, что это исполнилось на нашем Христе. Ибо, тотчас после рождения Его, волхвы из Аравии пришли и поклонились Ему, зайдя прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле; его-то пророчество и называет царем Ассирийским за его безбожный и нечестивый дух 423 . Вам известно, – сказал я, – что Святой Дух часто говорит в притчах и подобиях, как это Он делал в отношении ко всему народу иерусалимскому, неоднократно взывая к ним: «… отец твой Амморей и мать твоя Хеттеянка» 424 . 78. – Этот дар Ирод, когда к нему пришли волхвы из Аравии и сказали, что они по звезде, явившейся на небе, «… узнали, что родился царь в вашей земле и мы пришли поклониться ему», – узнал от старейшин народа вашего, что Он родился в Вифлееме, потому что у пророка, говорили они, написано так: «… и ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше в воеводствах Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой» 425 . Итак, эти волхвы из Аравии прийдя в Вифлеем, поклонились отроку и принесли ему дары – золото, ливан и смирну; потом, после поклонения отроку в Вифлееме, они через откровение получили повеление не возвращаться к Ироду. И Иосифу также, обрученному Марии, который сперва хотел было изгнать обрученницу свою, в том предположении, что она беременна от соединения с каким-либо мужчиною, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Исаия указал ему на солнечные часы и сказал: – Вот тебе знамение. Видишь тень: хочешь ли, чтобы на твоих глазах она пошла вперед на десять делений, или назад? Езекия ответил на это: – Легко для тени двинуться вперед. Нет, пусть лучше она возвратится назад на десять делений. И по молитве Исаии совершилось это знамение милости Божией к царю Езекии. Узнал об исцелении Езекии от болезни царь Вавилонский и послал ему послов с поздравительным письмом и подарками. Езекии было по душе это поздравление. Он очень радушно принял послов, и повел их по всему дворцу и по кладовым, показал им все свои сокровища – золото, серебро, оружие, благовония, и драгоценные вещи – все до одной. Тогда, пришел к царю пророк Исаия и укорил его за самомнение и за похвальбу перед иноплеменником. И сказал ему: – Вот, придут дни, и взято будет в Вавилон все, что в доме твоем и что собрали отцы твои: ничего не останется, и сыны твои будут слугами при дворе царя Вавилонского. Езекия смиренно выслушал волю Божию и сказал пророку: – Благо слово Господне, которое ты сказал мне, но да будет мир и покой во дни мои! V Пророк Исаия долго учил народ Иудейский Божиим заветам, обличал грехи и злые деяния, предсказывал гибель Иудеи от Вавилонского царя. Он говорит Иудеям именем Божиим. – Опустеют города и останутся без жителей, и дома без людей, пока земля совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. Но пророк Божий не оставлял иудеев без утешения. Он говорил им о будущем спасении и ясно предсказывал о Самом Спасителе. Все свои пророчества пророк Исаия записал в книгу. Вот какие пророчества о Спасителе написаны в книге пророка Исаии: «Вот Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог». «Произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет от корня его». «На Нем будет почивать Дух Господень: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». «Как Пастырь, Он будет пасти стадо свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Как ласточка и голубь нежно и кротко воркуют и тем трогательнее выражают свою тоску; так в тихих рыданиях выражал свою скорбь и царь Езекия. Он обращал свои очи со слезами на высоту неба и при этом молитвенно всей душей обращался к Богу, – с надеждой, что Он избавит его от болезни. И Господь действительно избавил его от лютой болезни, как бы из уст льва: и через это Господь, даровав ему годы жизни, в то же время явился и руководителем его в жизни. 16–17. Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. (Господи, о той бо возвестися тебе, и воздвигл ecu дыхание мое, и утешився ожих. Избавил бо ecu душу мою, да не погибнет, и завергл ecu за мя вся грехи моя). Получив остаток лет, как дар от Бога, Езекия сердечно исповедует перед Ним эту милость и свою радость: Господь «воздвиг его дыхание», т.е. восстановил его, когда оно совершенно ослабело, как бы упало в его устах и безвозвратно прекратилось. Вместе с дыханием возвратилась и радость жизни, ибо сама жизнь дарована за слезное покаяние, которым омыты грехи. Как тяжелое и изнурительное бремя с радостью сбрасывается рабом на месте отдыха, и он, не видя уже своей ноши перед собой, покоится с полным довольством; так освобождается и грешник от тягостного сознания своей виновности перед Богом и блаженствует, избавившись от несенного им наказания. 18–20. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем». (Не похвалять бо тебе, иже во аде, ни умершии возблагословят тя, и не надеются, иже во аде, милости твоея: живии же возблагословят тя, якоже и аз: от днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду твою, Господи спасения моего, и не престану благословя тя с песнию вся дни живота моего, прямо дому Божию).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Мы видели выше из 4Цap. XVIII, 14 по сравнению с приведенным нами выше Ассирийским документом, что в первый поход Иерусалим был обложен кругом, против него был насыпан вал; ранее подступа к нему было взято 46 укрепленных городов и вся земля была разорена, и Езекия должен был откупиться. Это был поход против Иудеи, хотя соединенный с походом и против Египта. Но в этот второй раз ничего подобного нет. Езекия запирается конечно в укрепленном и теперь обильно снабженном водою Иерусалиме, но к Иерусалиму войско Ассирийское подступает не для осады его, хотя в 4Цар. 18и говорится о большом войске. Конечно отряд был на столько значителен, что мог попытаться овладеть городом и цитаделью в случае оплошности, но ни слова не сказано об осадных работах. Вот слова текста: „И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего“. Войско, как мы видим не окружает Иерусалима, а становится станом в одном месте, которое отожествляют с прудом, ныне носящим имя Биркет-ель Мамилла, из которого вода выводилась к пруду, ныне называющемуся Биркет-ель- Султан 101 . Что главная цель была не военные действия, а переговоры, видно из следующего стиха: „И звали они царя и вышел к ним Елиаким сын Хелкиин, и Севна писец и Иоах сын Асафов, дееписатель“ 4Цар. 18:18 . Кстати скажем здесь, что мы знаем из главы XXII пр. Исаии, как по убеждению пророка, Севна лишился высокого положения, которое он занимал и заменен Елиакимом; а из настоящего текста мы видим, что он с гибкостью иностранца, пришедшего искать счастья, удовольствовался второстепенною ролью писца при Елиакиме. Пал он конечно (как мы говорили выше), потому что он настаивал на союзе с Египтом, между тем, как пророк настаивал на том, что единственная опора и защита Израилева есть Иегова, Бог завета. Об Иоахе мы ничего не знаем, но отмечаем указание, что в царствах Израиля, как и в других монархиях древневосточного мира, всегда существовала высокая должность летописца при царях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. комментарии к ( 3Цар.9:15 ), «Толковая Библия, т. II, с. 410. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме. Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею ( 4Цар.6:16 ), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его и выражая (ст. 8) подобно пророку Исайи ( Ис.31:3 ), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. Иер.17:5 ). В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9–19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10–16) и, с другой стороны, письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17–19). Но и то, и другое, в существенном совпадает с изложенной в ( 4Цар.18:19–25,27–35 ) речью Рабсака (см. «Толковую Библию», т. II, стр 545–547), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении. О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в ( 4Цар.19:1,14–19 ); молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа ( 4Цар.19:3–8 ) и кн. пророка Исайи ( Ис.37:3–7 ). 2Пар.32:21 .  И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, – исшедшие из чресл его поразили его там мечом. 2Пар.32:22 .  Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду. Ср. ( 4Цар.19:35–37 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 552. Убийцы Сеннахирима во ( 2Пар.32:21 ) названы общим термином: «исшедшие из чресл его», тогда как в ( 4Цар.19:37 ) они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulgata, славянский текст и во 2 Паралипоменон добавляют «сыновья».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010