Теперь мы читаем, что в то время, то есть, в тот же год, в который все это совершилось, послал к Езекии письма и дары Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, а не Ассарадон, вступивший после отца – Сеннахирима у ассириян на царство, о смерти или жизни которого Писание умолчало. Из этого очевидно, что иное было тогда царство ассирийское, и иное – вавилонское. Наконец, Самариею, то есть десятью коленами овладели ассирияне, а об Иудее и Иерусалиме после того читаем, что они были завоеваны халдеями, царем которых был Навуходоносор. И так как у них существует наблюдение светил небесных, и от долгого занятия и упражнения известно течение звезд, на что и при рождении Господа указывается: то они поняли, что возвратившееся назад солнце, в продолжение удвоенного времени дня, служило Тому, которого одного они почитали Богом. И когда они разведывали о причинах и значении этого чуда, то, с распространением по всем народам молвы, узнали, что, по причине болезни царя иудейского, даже течение самого яркого светила было изменено. Что это есть не мнение мое, но уверение Священного Писания, об этом свидетельствуют «Слова Дней», которые между прочим говорят: «Он же, Езекия, заградил верхний проток вод Геона, и отвел их вниз к западной стороне города Давидова. Во всех предприятиях своих он делал успешно, что хотел; но при посольстве князей вавилонских, которые посланы были к нему, чтобы спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтобы испытать его, и сделать известным все, что было у него на сердце» ( 2Пар. 32:30, 31 ). Испытанию же он был подвергнут за то, что, после столь великой победы, и возвращения солнца, и поздравления со стороны весьма могущественного царства, превознеслось сердце его. В той же книге пишется: Мнози приношаху дары Господу во Иерусалим, и даяния Езекии царю Иудину, и возвышен бысть пред очесы всех языков по сих. Во днех оных разболеся Езекия даже до смерти, и помолися ко Господу: и услыша его, и даде ему знамение. И не по воздаянию, еже даде ему, воздаде Езекия, но вознесеся сердце его, и бысть на него гнев, и на Иуду, и на Иерусалим ( 2Пар. 32:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что же это за народ Божий, уместно спросить, если он проливал такие реки крови, причем праведник нередко оказывался кровожаднее нечестивца? Просто в те времена это было нормой, да во многих странах эта норма сохранялась до недавних пор. В Османской (турецкой) империи новый султан, взойдя на престол, считал своим долгом умертвить всех своих братьев как потенциальных конкурентов, и никто потом не упрекал его за это (правда, их душили, чтобы не проливать султанскую кровь). Израильтяне были народом Божьим не в том смысле, что по уровню своего духовно-нравственного развития они стояли выше прочих, но в том, что именно на их примере Бог учил и наставлял всё человечество, выводя его из первобытных дикости и жестокости. Ассирийская осада Было бы совершенно неверно думать, что царствовали в ту пору исключительно жестокие самодуры. Библия рассказывает нам и о царях, стремившихся исполнить волю Господню. Имя одного из них – Езекия, он правил в Иудее. Именно в его времена сильнейшая империя того времени, Ассирия, напала на оба царства. Северное было полностью завоевано. Ассирийцы не просто подчинили себе его жителей, они переселили значительную их часть в другие земли, а на их место, наоборот, прислали выходцев из других стран. Такая практика была для них вполне обычна: народ, лишенный родины, становился полностью зависимым от имперских властей и вряд ли смог бы поднять восстание против них. В свое время в такое же переселение жителей Южного царства отправят вавилоняне, а в XX веке опыт ассирийцев и вавилонян повторит в небывалых масштабах Сталин. Угроза нависла и над Южным царством. Езекия укреплял городские стены Иерусалима, он даже повелел устроить подземный водопровод, чтобы провести в город воду от источника на случай осады (этот водопровод сохранился и по сей день, в нем по-прежнему течет вода). Но вовсе не инженерные работы решали теперь судьбу его царства… Ассирийское войско осадило город. Это была непобедимая армия, огнем и мечом прошедшаяся по всем окрестным странам – как могла ей сопротивляться маленькая Иудея? И вот ассирийский полководец обратился к жителям Иерусалима, собравшимся на городских стенах: «Пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей… Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля... Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: “Господь спасет нас”. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Что же это за народ Божий, уместно спросить, если он проливал такие реки крови, причем праведник нередко оказывался кровожаднее нечестивца? Просто в те времена это было нормой, да и не только в те времена и не только в Израиле. Например, в Османской (турецкой) империи новый султан, взойдя на престол, считал своим долгом умертвить всех своих братьев как потенциальных конкурентов, и никто потом не упрекал его за это (правда, их душили, чтобы не проливать султанскую кровь). Израильтяне были народом Божьим не в том смысле, что по уровню своего духовно-нравственного развития они стояли выше прочих, но в том, что именно на их примере Бог учил и наставлял все человечество, выводя его из первобытной дикости и жестокости. Ассирийская осада Было бы совершенно неверно думать, что царствовали в ту пору исключительно жестокие тираны. Библия рассказывает нам и о царях, стремившихся исполнить волю Господню. Имя одного из них – Езекия, он правил в Иудее. Именно в его времена сильнейшая империя того времени, Ассирия, напала на оба царства. Северное было полностью завоевано. Ассирийцы не просто подчинили себе его жителей, они переселили значительную их часть в другие земли, а на их место, наоборот, прислали выходцев из других стран. Такая практика была для них вполне обычна: народ, лишенный родины, становился полностью зависимым от имперских властей и вряд ли смог бы поднять восстание против них. В свое время в такое же переселение жителей Южного царства отправят вавилоняне, а в XX веке опыт ассирийцев и вавилонян повторит в небывалых масштабах Сталин. Угроза нависла и над Южным царством. Езекия укреплял городские стены Иерусалима, он даже повелел устроить подземный водопровод, чтобы провести в город воду от источника на случай осады (этот водопровод сохранился и по сей день, в нем по-прежнему течет вода). Но вовсе не инженерные работы решали теперь судьбу его царства… Ассирийское войско осадило город. Это была непобедимая армия, огнем и мечом прошедшаяся по всем соседним странам, – как могла ей сопротивляться маленькая Иудея? И вот ассирийский полководец обратился к жителям Иерусалима, собравшимся на городских стенах: «Пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей… Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля… Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: “Господь спасет нас”. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Эти наставления следует понимать не исключительно, в буквальном Смысле, а соединять с ними и внутренний смысл. Ведь не бесцельно же Священное Писание возвещает их, а для того, конечно, чтобы одушевить нас, прославить пророков и подтвердить все, сказанное ими. Так, когда царь Иудейский Езекия заболел смертельно, пришел к нему пророк Исаия и сказал ему: сделай распоряжение относительно сыновей и дочерей, и твоего дома: ведь ты умираешь, и не будешь жив. Опечаленный этими словами, Езекия обратился лицом к стене и начал молиться Господу, говоря: Господи, вспомни, как я жил пред Тобою истинно, верно и с преданным сердцем, и как я делал угодное пред Тобою. И начал проливать Езекия обильные слёзы, после того, как все это случилось, опять был послан к нему Исаия во второй раз, и сказал: «Посмотри, что говорит Господь, Господь Давида, отца твоего». Я видел слезы твои и услышал молитву твою, и вот, Я прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет и от руки царя ассирийского спасу тебя. И вот тебе знамение от Господа, что Он исполнил слово, которое изрек. Вот, Я обращу тень со ступеней дома отца твоего, с которых уже спустилось солнце, на десять ступеней, которые уже осенила тень так, что тот день сделается (состоящим) из тридцати двух часов. Действительно, после того, как солнце прошло и стало на десятый час, а тень, соответственно этому, спустилась на десятую ступень дома, солнце опять обратилось, по слову Господню), на десять ступеней назад: и было двадцать часов. И только после того, как солнце снова совершило свое обычное течение обыкновенным порядком, оно, наконец, спустилось к западу. И так составилось тридцать два часа 37 . VIII. Когда Иисус, сын Навинов, вел борьбу с Аммореями и когда солнце уже клонилось к западу, а борьба еще продолжалась, тогда блаженный Иисус, опасаясь, что в случае наступления ночи враги могут разбежаться, возвысил свой голос и сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном 42 и, луна, над долиною Аиалонскою 43 до тех пор, пока я не одержу победы над этим народом!» И стояли солнце и луна, на своем месте и не двигались к западу до конца всего дня так, что тот день был из 24 часов. , а при Езекии те же солнце и луна обратились же вспять, притом так, что не произошло даже столкновения двух стихий, надвигавшихся друг на друга, вопреки обычному порядку. А когда Христос страдал, то точно так же не только отдельные элементы, но даже день, и ночь, и весь мир всколебались 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити ( Пс.20:12 ). В сих словах заключается новая причина, почему Бог, в праведном гневе Своём, подвергает, или, вернее сказать, подвергнул уже врагов Своих и вместе врагов Езекииных таким тяжким наказаниям. Почему же? Потому, отвечает пророк, что они восстали против Тебя, Господи, с злым намерением, составили злой умысел, которого однако ж не могли исполнить: яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити. В чём же состояло это зло, с которым в сердце своём обратились они противу Господа Бога, Владыки неба и земли, и что это за советы или замыслы, которые они составили против Него в уме своём? На сей вопрос совершенно ясный и обстоятельный ответ находим мы в словах Ассирийского военачальника Рапсака, приступившего к стенам Иерусалима с хулою не только против Езекии, но и против Бога Израилева. Выслушайте, говорит он громким голосом к народу Иудейскому, стоявшему на стенах Иерусалимских, наязыке еврейском, след., для всех понятном, выслушайте слова великого царя Ассирийского; так говорит царь: да не обольщает вас Езекия, он не может спасти вас. Да не обнадёживает вас Езекия Богом, говоря: Бог избавить нас, не будет отдан город сей в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии, пусть он не обманывает вас, говоря: Бог спасёт нас. Спасли ли боги народов земли свои от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сеперванена? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так не ужели Иегова (Бог Израилев) один спасёт Иерусалим от руки моей ( Ис.37:13–20 )? Таким образом, упоминаемое пророком, зло против Господа состояло, во-первых, в хуле на благочестивого Езекию, с клеветою притом открытою, что будто он обольщает и обманывает народ свой, говоря, что Бог избавит его и град от руки царя Ассирийского, между тем как Езекия говорил чистую правду, с искренним убеждением в правоте своего верования. Хулу же и клевету на людей благочестивых, а тем ещё более на помазанников Своих Господь Бог приемлет за личное Себе Самому оскорбление, и за то со всею строгостию клеветников и хульников наказывает, как наказал Он некогда Корея, Дафана и Авирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Говорит же это приспособительно к расположению человеческому, т.е., что не обманывается Тот, Кто не может обманываться. Сокрушу, говорит, Ассириянина в земле Моей и на горах Моих растопчу его. Ибо в одну ночь Ангелом истребителем истребелено было сто восемьдесят пять тысяч Ассирийского войска ( 4Цар. 19 ). И снимется с осажденных в Иерусалиме иго его и тяжкая власть угрожавшая всем, и бремя, которым они угнетались, обрушится в большей степени на него самого. Ибо когда царь Ассирийский убежал в землю свою, Езекия с остатком народа стал свободен. Ст. 26–27. Таково определение, которое Я постановил о всей земле, и вот рука простертая на все народы. Ибо Господь воинств определил, и кто сможет отменить это? И рука Его простерта, и кто отвратит ее? Некоторые думают, что в этом месте пророчествуется о всей земле вообще и что опустошение Вавилона и государства Ассирийского есть прообраз кончины мира. Не противоречим им, если знаем, что в собственном смысле здесь обозначается вся земля Ассирийская и указываются все народы союзные с царем Ассирийским. Все же, что определено Господом, не может быть остановлено никакою силою, и простертую, приготовленную к поражению руку Его никто не может удержать. Ст. 28. В год, в который умер царь Ахаз, было такое бремя. Читаем, что в начале книги сего пророка указаны цари: Озия, Иоафам, Ахаз и Езекия, из коих каждый следовал преемственно в прямой линии родства, и из коих о смерти Озии мы читали выше в словах Исаии: в год, в который умер царь Озия, я видел Господа сидящего на престоле высоком и превознесенном. Из этого уразумеваем, что и видение сидящего Господа и то что повелевается пророку, до того места, где написано: как теревинф и как дуб распростирающий ветви свои; семенем святым будет род его, – все это пророчествовалось при царе Иоафаме. Третьим наследовал престол Ахаз сын Иоафама, сына Озии царя Иудейского, Ахаз, при котором Расин царь Сирийский и Факей сын Ромелии царь Израильский выступили войною на Иерусалим и при котором случилось прочее упоминаемое Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Какая мгновенная перемена, и какой дешевый выкуп, и какое безмерное милосердие! Злому рабу, столь задолжавшему, не на кого было надеяться. Никто на свете не мог помочь ему, кроме все того же его государя, заимодавца. Он стоял между государем и рабами. Рабы не смеют помочь ему без воли государя. Таким образом, лишь тот, кто его судит, может его и помиловать. И раб сделал то, что только и возможно, и разумно было сделать — упал государю в ноги и стал умолять его о милости. Он просил не о прощении долга — об этом он не смел и подумать — но об отсрочке: потерпи на мне, и все тебе заплачу. А человек царь — истинный человек и истинный царь — отпустил его и долг простил ему. И значит, он дал ему двойную свободу: свободу от продажи и свободу от долга. Разве это не настоящий царский подарок? Так не поступают цари земные. Таковую нечаянную милость может явить лишь Царь Небесный. И Он ее являет, и являет часто. Стоит какому-нибудь грешнику прийти в себя и покаяться, как Царь Небесный готов простить ему десять тысяч возов грехов и возвратить все отнятые дары. Не только никто не может сравняться в милосердии с Богом — никто не может даже описать милосердия Божия. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, — говорит Господь(Ис. 44, 22). Тому, кто прибег ко Господу с искренним покаянием, Он прощает все и дает еще один срок, еще одну возможность сразиться, чтобы увидеть, хочет ли тот стоять за Господа — или Господа предать. Царь Езекия заболел смертельно; плача, отворотился он лицом к стене и помолился Богу, да продлит Бог ему жизнь — и Бог продлил ему жизнь еще на пятнадцать лет. И славил Езекия за это Бога, говоря: Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой (Ис. 38, 17). Похожее произошло и с задолжавшим рабом. Он молил своего государя, чтобы тот только потерпел на нем, ожидая возвращения долга, и государь простил ему весь долг, даровал ему свободу и принялся ждать — не возврата старого долга, но благодарения за новое благодеяние. И вот как быстро он его дождался:

http://pravoslavie.ru/38605.html

В период с 726 г. до Р. Х. по 697 г. до Р. Х. в Иудее правил благочестивый царь Езекия. Он восстановил истинное Богослужение и сделал много другого хорошего для своей страны. Но спустя некоторое время смертельно заболел. В этой болезни царь обратился со смиренной мольбой к Господу, Который и даровал ему еще 15 лет жизни. Помещена пламенная молитва Езекии в Книге пророка Исаии. Там есть следующие слова: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою» ( Ис. 38:18–19 ). Сторонники теории о смертности души считают, что царь придерживается в этих строках их мнения, хотя он для этого не подал никакого повода. В молитве говорится лишь о том, что до пришествия Христова прославляли Бога только живые. Более того, конец земной жизни представлялся Езекии в виде исхода из тела: «…жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский…» ( Ис.38:12 ) И о самой душе его: «Я сказал в себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих» ( Ис.38:10 ). То есть смерть в Ветхом Завете подразумевалась не совершенным уничтожением, но совлечением тела с души и снисхождением души в преисподнюю. То, что сознательное существование продолжалось и там, видно из пророчества Исаии, в котором ад представлялся наполненным живыми существами, все сознающими и все понимающими душами: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!» ( Ис. 14:9–10 ), – обращается пророк к царю Вавилона. Вера в бессмертие души возникла гораздо раньше того времени, в которое жили Пророк Исаия и царь Езекия. Эта вера была, пожалуй, общей для всех древних народов. Когда Иаков услышал горестную весть о смерти сына своего Иосифа, якобы растерзанного зверями, огромная скорбь объяла душу его. По обычаям того времени вся семья собралась оплакать потерю. Вот как описывается это событие в Священном Писании: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» ( Быт. 37:35 ). Мы видим, что Иаков был уверен в жизни после смерти. Он считал сына своего Иосифа, пребывающим в преисподней и готов был идти к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Езекия принял посольство с необычайным радушием и открыл ему все свои сокровища, вероятно увеличенные вследствие оставленной бежавшим Сеннахиримом богатой добычи. За это неосторожное тщеславие, которой могло возбудить алчность чужеземцев, царь получил от пророка Исаии укор, сопровождаемый предостережением о наказании. Внутренние смуты в Ассирии дали Езекии возможность спокойно провести остальные годы своего царствования. Казна его была богата, народ также благоденствовал. Царь укреплял города и снабдил Иерусалим новым водопроводом, и, наконец, после 29-летнего царствования «почил Езекия с отцами своими, и похоронили его под гробницами сыновей Давидовых, и почесть ему воздали по смерти его все иудеи и жители Иерусалима». С его смертию кончилась и историческая слава и политическая независимость царства Иудейского. Ему наследовал Манассия, неверие и преступления которого, главным образом, навлекли на иудеев ожидавшие их странные бедствия. В лице Манассии на престоле Давидовом воцарилось дикое нечестие и безверие 252 . Вступив на престол 12-летним мальчиком, он всецело подпал влиянию своих негодных приближенных, которые успели привить ему все свои худые качества. Придя в совершеннолетие, Манассия начал с ревностью восстановлять идолопоклонство и сам первый показывал пример идолослужения и связанных с ним пороков и суеверий. «Подражая мерзостям» ханаанских народов, он «провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневить Его». Нечестие свое он завершил тем, что истукан Астарты, богини распутства и всякой нечистоты, поставил в самом храме Бога Всевышнего! Всем этим царь развратил свой народ до того, «что они поступали хуже всех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых». Вместе с нечестием Манассия отличался кровожадною жестокостью, и когда пророки стали обличать его, он пролил «весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края». Среди других пророков от его кровожадной руки погиб мученическою смертию и маститый пророк Исаия, который, по преданию, был распилен пополам, запечатлев таким образом своею кровию истину своего пророчества, не умолкавшего в течение царствования пяти царей иудейских (на протяжении по меньшей мере 60 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Здесь и встретил его Рапсак. Отступить от Лахиса побудило Сеннахирима именно известие о том, что против него выступил царь Египетский Фарака. 58 И Сеннахирим, понимая всю опасность своего положения между войсками царя Египетского с юга и царя Иудейского с севера, решил выступить из Иудеи на север Палестины. 9б-13. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав: так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре? Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы? (И посла послы ко Езекии, глаголя; сице рцыте Езекии царю иудейску: да не прельщает Бог твой тебе, на него же уповая еси, глаголя, Яко не предастся Иерусалим в руце царя Ассирийска. Или не слшал еси ты, что сотвориша цари Ассирийстии, како всю землю погубиша, и ты ли избавишися? Еда избавиша сих бози язычестии, ихже погубиша отцы мои, Гозан и Харран, и Расем, иже суть во стране Феемафи? Где суть цари Емафовы, и где Арфафовы, и где града Епфаруема, Анагугана?) Не желая совсем без успеха возвратиться в Ассирию и опасаясь вступить в битву с Фараоном, Сеннахирим пытается еще раз склонить Езекию к сдаче Иерусалима и, вместе с иудейским войском, встретить Фараку; поэтому вторично отправляет к Езекии своих послов, но говорит через них то же, что и в первый раз. С особенной настойчивостью Сеннахирим указывает на то, что его предки – цари ассирийские взяли многие укрепленные города, покорили их царей и жителей, и боги этих народов не спасли своих почитателей. 59 А потому, уверяет Сеннахирим, и Езекия не должен обольщаться мыслью, что его спасет Бог, и Иерусалим не будет взят. Сеннахирим указывал на действительные успехи своих победоносных предков, – о чем должен был знать и действительно знал Езекия (ст.18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010