Виновник штурма Каваларь умолил царя сохранить ему жизнь и дать возможность креститься в Православие. Позднее он принял постриг в Хиландаре, «бысть инок искусен» и на свои средства построил башню-пирг (столп) близ монастырских виноградников для защиты братии от разбойников, получившую название «Каваларев пирг». Царь Стефан Душан в память о чуде и в честь Богоматери повелел обложить Е. и. «златом аравитским, с сребром и драгим камением», а царица Елена (в сказании безымянная - см. ст. Евгения) возложила на икону свой венец, «с драгим камением и с женчюгом». Икона была отнесена царским семейством на Афон (1347-1348) и вложена в Хиландарский монастырь. В сер. XVI в. Е. и. считалась едва ли не главной монастырской святыней (ей посвящен один из самых пространных рассказов), с нею совершался крестный ход за пределы обители к кладезю для освящения воды на Богоявление и затем до пирга св. Василия («Василиева градка») на морском побережье. Позднее (между кон. 50-х гг. XVI в. и сер. XVII в.) при неустановленных обстоятельствах почитание Е. и. в Хиландаре прекратилось, а предания о ней в неск. измененном виде вошли в сказание о позднейшей главной монастырской святыне - иконе Божией Матери «Троеручица» (см.: Чудеса Пресвете Богородице Aranuja и нова чуда Богородице Tpojepyчuцe манастира Хиландара//АрхПр. 1984/1985. 6/7. С. 275-290). Время и обстоятельства прославления Е. и. в сочетании со свидетельством об изображении на ее обороте прор. Илии (нетипичным для выносных икон) с высокой степенью надежности позволяют отождествить ее с сохранившейся в Хиландаре выносной иконой Божией Матери Аврамиотиссы («Взыграние Младенца», вариант - Младенец на левой руке Богородицы) XIV в. (размером 117×67 см) с греч. надписью, на обороте которой помещена композиция «Илия пророк в пустыне». На первый взгляд как бы существует противоречие между повестью, где Е. и. именуется Одигитрией, и сохранившейся иконой Хиландарского мон-ря, на которой представлено «Взыграние Младенца». Но в действительности противоречия нет, поскольку в средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жестко с определенной иконографией.

http://pravicon.com/info-3906

Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Подобно нек-рым др. визант. богородичным иконам, жанровый характер изображения «В.» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери.

http://pravicon.com/info-3916

Отдельного сказания, посвященного «И. и. Ф.» и их судьбе, до сер. XVI в. не существует. По дошедшим известиям, впервые в 1559 г. в рассказе о хиландарском посольстве в Москву (см. ст. Евхаитская икона Божией Матери ) среди монастырских святынь, к-рые св. Савва, архиеп. Сербский, принес «от Иерусалима, и Раита, и Егупта, и Царя града», упоминается «образ Пречистыя Богородицы невелик, златом обложен, и от того образа великое благоухание исходит, что цесарица Феодора в подушце держаше в тайне, при цари Феофиле иконоборце» ( Турилов. 1996. С. 523). Вероятно, та же икона упоминается и в Повести о чудотворной хиландарской иконе Божией Матери «Троеручица», дошедшей в списке 1804 г. (НБС. Рс 74. Л. 243-243 об.), но написанной скорее всего в посл. трети XVII - сер. XVIII в. Повесть связывает с ней предание о смерти имп. Феофила: «...трета [икона], иже имеяше блаженая Феодора царица в ковчезе своем; егда же ея муж, цар Феофил, иконоборец, умираше, и зинувши тако, яко утроба его изнутрь зряшеся, и сию икону ему пред очи постави, и помалу составишася, кое и святыя мощи вельми благоухание имеет» ( 1984/1985. С. 290). Источником последнего известия послужило «Небо новое» архим. Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1665. Л. 59), возможно в церковнослав. переводе (его влияние ощущается в Повести); менее вероятно, что рассказ восходит к церковнослав. переводу «Деяний церковных и гражданских» Цезаря Барония в сокращении П. Скарги (М., 1719). В. Г. Григорович-Барский в 1744 г. упоминает под названием «И. и. Ф.» («некии древни икони малы… зело достохвалнаго и удивительного художества: Христос на особной дщицы, и Богородица с Младенцем на другой, зело ветхии и удивителнаго живописания, висящии над игуменскою кафедрою, именуемы гречески «неня тис василессис Феодорас», си есть куклы царыци Феодоры») миниатюрный диптих, хранящийся в мон-ре Ватопед. Его рассказ восходит к тексту Продолжателя Феофана. В кратком перечне святынь афонских мон-рей (Краткое описание священныя и царскыя монастыры поклонения Святыя Горы Афонские. Солунь, 1838), составленном не ранее рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. (собор мон-ря Эсфигмен , построенный в 1806-1810, именуется в нем «новый»), «И. и. Ф.» не упоминаются ни в Ватопеде, ни в Хиландаре (вероятно, они не считались первостепенными реликвиями). В совр. работе, посвященной афонским чудотворным иконам Божией Матери, «И. и. Ф.» также не фигурируют ( М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Cbemoj Гори Amohckoj//Четврта о Cbemoj Гори. Београд, 2005. С. 48-83).

http://pravenc.ru/text/293523.html

Пирг кор. Милутина. XIV в. (мон-рь Хиландар) Пирг кор. Милутина. XIV в. (мон-рь Хиландар) В хозяйственном, адм. и военно-оборонительном отношении даже в границах А. Хиландар представлял собой весьма сложную и разветвленную орг-цию, материальные следы к-рой в значительной мере сохранились до наст. времени. Постоянная угроза разбойничьих набегов с суши и в особенности с моря заставляли иноков заботиться не только о строительстве храмов и жилищ, но и об укреплении обителей, включая скиты, отдельные большие келлии и пристани. Наивысшего расцвета мон-рь, пострадавший (как и большинство др. святогорских обителей) от набегов каталанцев в 1308 г., достиг в правление кор. Милутина (Стефана Уроша II) (1282-1321). В то время здесь был возведен новый собор, вскоре после завершения строительства расписанный фресками (1317-1321), к-рые сохранились до наст. времени, были обновлены мн. монастырские постройки. Хиландар превратился в мощную крепость, способную выдержать длительную осаду. Грамотой 1299 г. кор. Милутин подтвердил все прежние пожалования мон-рю и сделал ряд новых богатых вкладов. Евхаитская икона Божией Матери. XIV в. (мон-рь Хиландар) Евхаитская икона Божией Матери. XIV в. (мон-рь Хиландар) В сер.- 2-й пол. XIV в. обитель, уже владевшая мн. святынями, привезенными с Востока еще свт. Саввой, получила реликвии, ставшие со временем неотъемлемыми символами Хиландара. Во время посещения мон-ря в 1348 г. царь Стефан Душан помимо проч. дал туда вкладом чудотворную Евхаитскую икону Божией Матери , благодаря помощи к-рой он овладел в 1346 г. Серрами. Икона сохранилась в мон-ре до наст. времени в качестве литийной, однако в позднейшее время мн. чудотворения, совершенные по молитвам к этой иконе, стали приписываться иконе Божией Матери «Троеручица», к-рая была принесена в обитель из Скопье, вероятно в кон. XIV в., и почитается ныне как игумения мон-ря (к XVII в. монастырское предание отождествило этот чудотворный образ с иконой Божией Матери, принадлежавшей, по преданию, св. Иоанну Дамаскину и принесенной св. Саввой из Палестины).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет — икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Светлана 2014/03/24, 23:20:03 Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли написать для дома икону Георгий Победоносец? И какова примерная стоимость? 2014/01/23, 21:53:47 Добрый вечер, можно ли заказать образ Утоли моя печали.Стиль значения не имеет,важно ,что написана она будет в Святом месте.Спасибо. 2014/01/22, 10:24:30 Добрый день! Хотелась бы заказать икону Праведной Анны. Какя цена, и также хотелось узнать, Вы её присылаете по почте, и как оплачивать за неё? Мой адр. эл. anne_t_2005@mail.ru 2014/01/22, 10:19:24 Здравствуйте! Хотела бы заказать у Вас икону Праведной Анны, также хотелась бы знать цену, и подробности как вы её высылаете через почту? 2013/12/18, 01:23:05 Хотела бы заказать икону Всецарица для дома,отец болен раком.хочу узнать цehy.missis.galko2013@yandex.ua Валентина 2013/02/26, 04:12:29 Здравствуйте! Очень хочу приобрести для дома освященную икону со святой горы Афон. Буду благодарна Вам если вы вышлите мне икону Скоропослушница так, как благодаря встрече с ней в монастыре г.Мурома на меня снизошла благодать и я укрепилась в вере и поверила в чудеса Господа нашего Бога! раба Божья Фотиния black-7373@mail.ru раба Божья Фотиния 2012/09/30, 15:43:36 Здравствуйте! Очень хочу приобрести для дома освященные иконы со святой горы Афон. Буду благодарна Вам если вы вышлите мне иконы Божией Матери: Скоропослушница Отрада Утешение Экономисса Иверская (Монреальская) Мироточивая Скорбящая Молебница икону Праведной Анны икону апостолов Петра и Павла поясок Пресвятой Богородицы Спасибо Вам за помощь. Мой адрес: Россия, г.Москва, ЮВАО, ул.Васильцовский стан 5-2-77 Белозерцева Наталья Михайловна. Эл. почта NB0086@yadex.ru Наталья 2012/08/22, 07:16:06 Добрый день! Подскажите, можно ли у вас заказать икону " Божей матери Экономисса " , и будет ли она освещенной? Мой эл. адрес dilia-dix@yandex.ru Заранее спасибо! Людмила 2012/08/18, 15:01:54 как можно заказать и купить икону Божьей матери Иверской?среднего размера для домашней молитвы 2012/08/10, 22:30:38 Можно ли у Вас заказать икону Пантелеймона целителя и отпечаток на бумаге от иконы Пантелеймона, что на Афоне?

http://isihazm.ru/?id=1988

Икона твоя в праздник станет на своем месте». Этот человек поверил слову блаженного и в радости отошел в дом свой. Накануне Успения пришел он, чтобы взять икону. Видя же, что она не написана, а блаженный Алипий сильно болен, он стал укорять его, говоря: «Зачем ты не дал мне знать о своей немощи? Я дал бы другому писать икону, чтобы праздник был светел и честен. А теперь, удержав икону, ты посрамил меня». Блаженный же кротко отвечал ему: «Сын мой! Разве я по лености сделал это? Да неужели же Богу невозможно написать словом икону Своей Матери? Я, как открыл мне Господь, отхожу из этого мира, и Бог всячески утешит тебя». И с печалью ушел от него христолюбец. После его ухода явился светлый юноша и, взяв краски, начал писать икону. Алипий подумал, что владелец ее разгневался на него и прислал другого иконописца. Сначала пришедший был как человек, но скорость дела показала в нем бесплотного. То он выкладывал икону золотом, то растирал на камне краски и ими писал. В три часа окончил он икону и сказал: «Отче! не нужно ли еще что-нибудь сделать и не ошибся ли я в чем?» Преподобный сказал: «Ты хорошо сделал. Бог помог тебе так искусно написать эту икону. Он Сам через тебя сделал ее». Настал вечер, и юноша стал невидим вместе с иконой. Владелец же иконы всю ночь провел без сна от печали, что на праздник не будет иконы, называл себя грешным и недостойным такой благодати. Он встал и пошел в церковь , чтобы там оплакать свои согрешения. И, отворив двери церкви, вдруг увидел икону, сияющую на своем месте, и упал от страха, думая, что это какое-то привидение явилось ему. Но, оправившись немного от испуга, он понял, что это действительно была икона. В великом ужасе и трепете вспомнил он слова преподобного и пошел разбудить своих домашних. Они же с радостью пошли в церковь со свечами и, видя икону, сияющую светлее солнца, пали ниц и поклонились ей (100, 149–151). В тот год зима была продолжительная и суровая; припасы, заготовленные летом, истощились. Преподобный Зосима недоумевал, чем ему прокормиться до лета; время от времени смущала его мысль: придется умереть голодной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2012/01/29, 15:42:22 Dobrogo vremeni sutok!Hotelos bi zakazat ikonu Bogorodicy Iverskaya.Skolko eto budet stoit nam?U menya Den Rozhdeniya na Prazdnik etoy ikony-25 fevralya.Ochen lyublu i pochitayu sey obraz Bogorodicy.Ikonu esli mozhno zakazat to po razmeram nebolshaya chtoby byla. [Nizkiy Bam poklon!Hrani Vas Bog!] 2011/12/30, 10:25:08 Мерная икона определяется размером доски, на которой пишется образ. Поэтому мерную икону можно только заказать лично иконописцу. Александр 2011/12/30, 08:52:17 Хотел приобрести мерную икону. Купить мерную икону, в отличие от именной, практически невозможно. Где заказать мерные иконы с усложненной иконографией? Мой ребенок родиля в православный праздник Успения. Как можно заказать на Афоне так называемый «двучасник» - икону с двумя сюжетами, выполненными на одной доске. В верхней части иконы пишется сюжет праздника Успения, в нижней – соименнитый святой в полный рост? Георгий 2011/12/28, 23:57:48 Конечно, хотелось бы иметь писанную икону с Афона. Но как ее заказать? Феодор 2011/12/22, 11:50:56 Мы купили в русском монастыре икону Скоропослушницы. Носили в Доихар и приложили к Чудотворной иконе. И крестным ходом - обратно. А о письме и качестве иконы мы даже не задумывались. Разве это главное? Сергий 2011/12/16, 20:31:35 Как заказать писанную на Афоне икону? Пишите, какую икону вам нужно: размер, цену, стиль письма, и чью. Мы можем спросить и посоветовать - как. Только это будет не быстро. Александр 2011/12/16, 19:47:23 Пишите какого размера хотите икону Онуфрия Великого, мы можем спросить и вам посоветовать. Александр 2011/12/16, 09:45:32 Подскажите,пожалуйста,конкретно как заказать писанную на Афоне икону?Заранее благодарен Андрей 2011/12/16, 09:29:14 Я видела много икон,писанных афонскими монахами-греками замечательной работы,одна из которых , икона Скоропослушницы ,находится в Хабаровске.А вообще я думаю,что главное не в красоте иконы,а что она пишется монахами с молитвой, в уделе Пресвятой Богородицы.Мне самой по великой милости Богородицы была написана в Дохиарском монастыре икона Скоропослушницы.Само письмо мне не очень нравиться,но то,что она писана на Афоне да еще в обители где находится первообраз,писана монахами с молитвой отодвигает эти мелочи.

http://isihazm.ru/?id=1988

Держа икону в руках и подойдя с ней к окну, бережно осматривал ее о. Арсений. Взгляд его, строгий и молитвенный, долго и пытливо задерживался на изображении; наклоняя икону к свету, он долго всматривался в лик, медленно повернул обратной стороной, осмотрел врез шпонки, а потом торцы, но не возвратил икону Сергею Сергеевичу, а положил ее аккуратно на стол. Свет из окон падал на белую скатерть и лежащую икону, и мне захотелось вскрикнуть – таким несказанно дивным оказался вдруг лик Божией Матери. Там, на стене, этого не было видно. На руке Матери Божией свободно сидел Младенец, и Она, Мать, прижимала Его к Себе и смотрела взором, полным нежности и любви на Младенца Своего, и в то же время в глазах Ее лежала затаенная скорбь, ибо знала участь Сына Своего и знала, для чего должна была растить Его. Знала о предстоящей крестной Его смерти. И казалось, материнская любовь, и божественное знание, и предначертание жизни Сына и Его страданий жили вместе. Весь лик был полон материнского счастья и в то же время скорбен. Отец Арсений молчал, а Сергей Сергеевич смотрел на икону, полный восторга. Он увидел Ее такой впервые. Нежная кружевная вязь золота, разбежавшаяся по одежде Матери и Младенца, подчеркивала и усиливала впечатление красоты и неземного величия. В мягкой полуулыбке Матери была милость, и лицо говорило: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные. Придите, и Я успокою вас!” Оторвав глаза от иконы, я взглянула на Сергея Сергеевича, он смотрел, пораженный, на лежащую на скатерти икону, он не видел ее такой раньше. Медленно подняв голову, он посмотрел на о. Арсения, и я уже поняла, что он верит ему и хочет, чтобы о. Арсений оказался именно тем человеком, который знал Михаила. Отец Арсений распрямился и, смотря на икону, произнес: “Разве важно время и место написания, разве надо знать мастера – это нужно искусствоведам. Вы взгляните на лики Младенца и Матери Божией, и, если Вы верующий, поймете, что один человек, без помощи Божией, не мог бы написать такую икону. Взгляните!

http://pravmir.ru/o-arsenij-kniga-ii-cha...

Держа икону в руках и подойдя с ней к окну, бережно осматривал ее о. Арсений. Взгляд его, строгий и молитвенный, долго и пытливо задерживался на изображении; наклоняя икону к свету, он долго всматривался в лик, медленно повернул обратной стороной, осмотрел врез шпонки, а потом торцы, но не возвратил икону Сергею Сергеевичу, а положил ее аккуратно на стол. Свет из окон падал на белую скатерть и лежащую икону, и мне захотелось вскрикнуть – таким несказанно дивным оказался вдруг лик Божией Матери. Там, на стене, этого не было видно. На руке Матери Божией свободно сидел Младенец, и Она, Мать, прижимала Его к Себе и смотрела взором, полным нежности и любви на Младенца Своего, и в то же время в глазах Ее лежала затаенная скорбь, ибо знала участь Сына Своего и знала, для чего должна была растить Его. Знала о предстоящей крестной Его смерти. И казалось, материнская любовь, и божественное знание, и предначертание жизни Сына и Его страданий жили вместе. Весь лик был полон материнского счастья и в то же время скорбен. Отец Арсений молчал, а Сергей Сергеевич смотрел на икону, полный восторга. Он увидел Ее такой впервые. Нежная кружевная вязь золота, разбежавшаяся по одежде Матери и Младенца, подчеркивала и усиливала впечатление красоты и неземного величия. В мягкой полуулыбке Матери была милость, и лицо говорило: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные. Придите, и Я успокою вас!» Оторвав глаза от иконы, я взглянула на Сергея Сергеевича, он смотрел, пораженный, на лежащую на скатерти икону, он не видел ее такой раньше. Медленно подняв голову, он посмотрел на о. Арсения, и я уже поняла, что он верит ему и хочет, чтобы о. Арсений оказался именно тем человеком, который знал Михаила. Отец Арсений распрямился и, смотря на икону, произнес: «Разве важно время и место написания, разве надо знать мастера – это нужно искусствоведам. Вы взгляните на лики Младенца и Матери Божией, и, если Вы верующий, поймете, что один человек, без помощи Божией, не мог бы написать такую икону. Взгляните!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010